Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Общие свойства искусства могут быть поняты только в их историческом проявлении. Сами по себе они говорят лишь о его функциональной направленности сравнительно с другими формами идеологической деятельности. Живую плоть и кровь образное отражение действительности получает лишь тогда, когда оно одухотворяется индивидуальным способом осуществления писателем этих закономерностей искусства в данной исторической обстановке в зависимости от его реальных эстетических целей.
1 Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений в 15 томах, т. II, Гослитиздат, М., 1949, стр. 10—11,
В какшг бы бесконечно разнообразных формах ни развивалось искусство, осуществляя в той или иной исторической обстановке свои особые идеологические функции, оно в творчестве каждого художника предполагает как его основу наличие познанной им меры, законов красоты, т. е. определенного эстети* ческого идеала, представления о прекрасном в жизни. Во имя прекрасного художник и создает свои произведения, за него он борется своим творчеством, к нему зовет всех воспринимающих его произведения.
В основе его представлений о прекрасном лежит его мировоззрение, определенное его классовыми позициями, лежат те общественно-политические идеалы, которые он выражает. Но в творчестве эти идеалы выступают в своем конкретном воплощении. Прекрасное раскрывается художником как определенный тип человеческого поведения. Вот почему мы и выделяем искусство как особую форму выражения общественного идеала, конкретизированного, переведенного на язык человеческой практики, получившего форму прекрасного, идеала эстетического.
Анализ творчества художника необходимо должен_привести_ К определению того эстетического идеала (практически — идеалов), который лежит в основе его творчества, управляет его оценками жизни, отбором тех явлений, о которых он говорит.
Эстетический идеал в искусстве (в особенности в литературе *) находит свое выражение в облике его носителя, реализующего идеал в жизни, в человеческой практике, т. е. в образе положительного героя (либо в образе отрицательного героя, препятствующего достижению идеала). Воздействие искусства на общество опирается прежде всего на тот тип человеческого поведения, который оно рисует, показывая конкретный путь к достижению идеала и к преодолению всего, что ему в жизни противостоит.
Создание образа положительнпго героя —. важнейшая задача искусства на каждом этапе его развития, определяющая его воспитательное значение, поскольку в нем искусство показывает образец для поведения человека в жизни.
В. И. Ленин говорил: «... величайшая заслуга Чернышевского в том, что он не только показал, что всякий правильно думающий и действительно порядочный человек должен быть революционером, но и другое, еще более важное: каким должен быть революционер, каковы должны быть его правила, как к своей цели он должен идти, какими способами и средствами добиваться ее осуществления»2. Здесь определено то значение,
1 См.: Н. Гей, В. Пискунов, Эстетический идеал советской лите
ратуры, изд. АН СССР, 1962.
2 Сб. «В. И Ленин о литературе и искусстве», М., I960, стр. 651—652.
которое в искусстве имеет образ положительного героя. Один из деятелей русского революционного движения — Мартынов-Пикер так рассказывал о воздействии романа «Что делать'»; «Сильное впечатление на меня произвел... роман Чернышевского «Что делать'». Я помню, что, подражая Рахметову, я медленно тушил папиросы на руке, а один мой школьный приятель шел еще дальше: он прокалывал руку перочинным ножиком»4.
Понятно, что эстетический идеал шире понятия положительного героя, не совпадает с ним. Эстетический идеал присущ творчеству вообще и присутствует и в тех произведениях, которые рисуют отрицательные стороны жизни. Вызываемая ими «тоска по идеалу» и есть в конечном счете утверждение эстетического идеала, к которому стремится писатель В образе положительного героя, однако, значение эстетического идеала обнаруживается с наибольшей действенностью
Если искусство прошлого по тем или иным причинам и не создает такой конкретный образ в том или ииом периоде своего развития, то самой критикой действительности, разоблачением того строя жизни, который не дает возможности возникнуть такому положительному герою, гневным изображением отрицательных сторон жизни — всем этим оно показывает путь к развитию в человеке черт, ведущих к утверждению в жизни такого героя. Но изображение положительного героя, как и вообще человека в искусстве, предполагает изображение его в жизненном процессе в отношениях с другими людьми, его участия в тех или иных событиях, развития его характера в зависимости от окружающих условий.
Сам по себе жизненный процесс всегда диалектичен. В жизненном процессе мы всегда сталкиваемся и со вчерашним, т. е. с тем, что отходит, отмирает в нем, и с сегодняшним, тес тем, что в нем господствует, а также с тем, что в нем рождается — передовым, завтрашним, которое идет на смену сегодняшнему.
Целостное понимание жизненного процесса в единстве всех его элементов, в его диалектическом развитии есть возможность, которая каждый раз по-своему, с самой различной степенью приближения к этой возможности осуществляется в жизни, т е в данном случае в искусстве того или иного исторического периода
Говоря об эстетическом идеале и образе положительного героя как необходимых условиях отражения жизни в искусстве, мы можем сказать, что и отражение диалектичное™ жизни, т е. реального процесса ее развития, хотя бы и в самых неясных формах, является столь же необходимым условием.
ние
1 Энциклопедический словарь института Гранат, т 41, ч 2 Приложе-— «Автобиографии» (деятели СССР и Октябрьской революции), стр 4.
Но основой исторического процесса общественного развития является неустанная борьба народных масс за освобождение, развитие в каждой национальной культуре — по учению Ленина — демократических и социалистических элементов Вопрос о демократичности искусства, об отражении в нем опыта и запросов народа или, наоборот, о его антидемократичности, короче — вопрос о народности искусства неразрывно связан с отражением диалектики жизненного процесса, с раскрытием его завтрашнего дня
Эстетический идеал предполагает его носителя — положительного героя, последний в конечном счете не может быть показан вне жизненного процесса, т. е. борьбы народа за освобождение в данных исторических условиях Вне этих основных моментов не может_ос4ОД££Івдяться образное отражение жизни
Каждая эпоха выдвигает перед человеком новые жизненные проблемы, ставит его в новые отношения к различным сторонам действительности Ставя в центр своего внимания судьбу человека в общественном процессе, именно через изображение человека отражая все многообразие окружающей его действительности, искусство и должно каждый раз найти и показать ту новую систему отношений к важнейшим сторонам действительности, в которую человек вступает на каждом новом этапе ее развития В русской литературе XIX века, например, Пушкин показывает человека прежде всего в той системе отношений, которая характерна для дворянского общества, и лишь нащупывает (в «Дубровском», «Капитанской дочке») его взаимоотношения с народными массами, с крестьянством Именно этот новый круг отношений, связанный с выходом на первый план крестьянства, определяет новый характер изображения человека Львом Толстым во второй половине XIX века Новая система отношений, вытекающая из той роли, которую в конце XIX века приобретает рабочий класс, определяет собой новую творческую систему, которую создает М. Горький
Этот процесс ни в какой мере не следует представлять себе как чисто социологическую схему смены различных социальных характеров Он охватывает всю художественную структуру литературного творчества Человек выступает в определенных сюжетных ситуациях, в связанной с ним речевой атмосфере, в окружающем его природном и вещном мире. Смена характеров в литературном процессе есть смена и сюжетных, языковых особенностей, жанровых форм, портретной и пейзажной живописи и т. д. И вместе с тем самые эти характеры не даны в произведении в плане их бесстрастного описания, хотя бы и художественного. Отношение писателя к жизни не может быть нейтральным. Творческий процесс в своей основе есть прежде всего выражение активного отношения художника к действи-
телъйости, творческий отбор, идейная оценка, утверждение или отрицание, приговор над жизнью — по определению Чернышевского, суд над ней и прежде всего над собой — по словам Ибсена: «Творить. Это суд суровый, суд над самим собой». Герои литературного произведения либо являются носителями идеала писа«теля, либо подвергаются осуждению в свете этого же идеала.
Проблема положительного героя, при всем ее исторически
обусловленном многообразии, как это показывает история ми
ровой литературы, всегда стоит в центре внимания писателя
(обусловливает и круг создаваемых им отрицательных обра
зов). И воплощение этого образа положительного героя связано
со всеми сторонами художественной структуры, вплоть до тон-
-, f € чайших языковых оттенков. Общие свойства образного отраже-
|! I ния жизни получают, таким образом, в каждом конкретном про-
изведении писателя свое индивидуальное воплощение, вплоть до самых частных деталей повествования.
В каждом произведении искусства мы найдем пример проявления общих особенностей образного отражения действительности: те или иные картины человеческой жизни, индивидуализированной и вместе с тем обобщенной, наличие вымысла, определенную эстетическую окраску. Эти особенности образного отражения действительности связаны (в зависимости от данной исторической обстановки) с конкретным кругом подсказанных этой обстановкой эстетических идеалов и положительных героев, с определенным пониманием исторического процесса и роли народа как движущей силы этого процесса. Эти основные конкретно-исторические творческие тенденции осуществляются во всех деталях художественной структуры произведения искусства. Общие принципы образного отражения действительности находят бесконечно разнообразные исторические формы своего осуществления в конкретных художественных произведениях — от сложнейших многотомных эпопей до предельно лаконичных лирических стихотворений.
Рассмотрим с этой точки зрения стихотворение Некрасова:
Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную, Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую
Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя. И Музр я сказал «Гляди! Сестра твоя родная!»
С одной стороны, мы видим здесь общие свойства образного отражения действительности: конкретную картину человеческой жизни и стоящее за ней обобщение, эстетический идеал, который выражен здесь путем изображения трагических сторон
жизни, противоречащих этому идеалу. Эти общие черты проявились в конкретных исторических формах: Некрасов говорит о страданиях народа, о крепостном праве в России, о поэзии, которая должна отдать себя борьбе за интересы народа. В те же годы Фетом было написано стихотворение совсем другого рода;
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья, Серебро и колыханье
Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца, Ряд волшебных изменений
Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Фет, как известно, представитель совсем иной социальной среды, чем Некрасов, чуждый и враждебный взглядам Некрасова на действительность Он проходит поэтому мимо напряженной общественной борьбы своей эпохи, отстраняется от драматических картин насилия и гнета в крепостной России, ограничивается миром интимных, личных переживаний. Общие черты образного отражения действительности связаны у него с иными идеалами, с иным представлением о человеке, с иным отношением к народу, а это определяет то, что он отбирает, сравнительно с Некрасовым, совсем иные жизненные явления и совсем другие художественные средства для их изображения. Общие особенности образного отражения жизни в зависимости от исторической среды могут получать, следовательно, полярные по своему различию формы художественного осуществления Отчетливо представляя себе общие свойства образности, мы лишь в конкретном художественном произведении можем понять и определить, как, в каких формах и в силу каких исторических причин нашли они свое индивидуальное художественное воплощение. Очевидно, однако, что сходство исторической обстановки, социальной среды и т д. будет сказываться и на сходстве осуществления общих особенностей образного отражения жизни в ряде литературных произведений
ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОШЛОГО
Может, однако, возникнуть мысль, что общественное значение имеет только литература современная, которая говорит с читателем, так сказать, на его языке, т. е. ставит вопросы, его интересующие, борется за идеалы, ему непосредственно близкие. А литература, созданная писателями прошлого, естественно, не
-j'l
і
имеет связи с читателями современности: вопросы, их волновавшие, чужды нам, идеалы, за которые боролись писатели прошлого, устарели, не могут нас затронуть, наконец, сами эти писатели, связанные каждый со своим классом и его идеологией, далеки ог нас, а зачастую и враждебны нам по своим взглядам. Следовательно, представление об эстетическом и воспитательном значении литературы справедливо лишь в применении к литературе сегодняшнего дня — в широком, конечно, смысле этого слова; как только литература отходит в прошлое, она должна потерять свое значение.
Этот вопрос в свое время занимал еще Пушкина. Однако он дал на него ответ совершенно иной. «Если век может идти себе вперед,— писал он,— науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, то поэзия (художественная литература.— Л. Т.) остается на одном месте, не стареет и не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состаре-лись и каждый раз заменяются другими — произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны» Ч
И в самом деле, наш непосредственный читательский опыт говорит нам, что произведения, созданные даже в далеком 'Прошлом, живы и для нас, связаны с нашими интересами, хотя, поскольку умерло то общество, в котором они возникли, казалось бы, должны были бы умереть и они.
«...Возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? — говорил по этому поводу Маркс.— Или вообще «Илиада» наряду с печатным станком и вообще типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказания, песни и музы, а тем самым и необходимые предпосылки эпической поэзии, с появлением печатного станка?
Однако трудность заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны с известными формами общественного развития. Трудность состоит в понимании того, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца»2.
Можно было бы указать на то, что литература прошлого имеет для нас безусловное познавательное значение. В ярких, конкретных формах, в непосредственных характерах и жизненных событиях она показывает нам жизнь прошлого и помогает определить свое отношение к нему. Но литература прошлого ценна для нас не только этим общепознавательным значением.
'А С Пушкин, Полное собрание сочинений, т 6, изд. АН СССР, 1937, стр 540-541.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 12, стр. 737.;
74 -
Лучшие произведения литературы прошлого важны для нас не только тем, что мы находим в них богатые и в меру возможностей данного писателя верные картины из жизни прошлого, а также — как своеобразные документы эпохи — взгляды самого писателя.
Легко заметить, что лучшие произведения литературы прошлого интересуют нас не только чисто исторически. Судьбы и переживания героев вызывают в нас непосредственное жизненное к ним отношение и волнение, зачастую большее, чем при чтении некоторых произведений современной литературы. Легко убедиться в том, что эти произведения не вышли и сейчас из нашего обихода.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ
Выше мы уже говорили, что всякое литературное произведение в основе своей является отражением жизни, данным с точки зрения писателя. Оно прежде всего выражает чувства -и мысли писателя, является событиеж, его внутренней жизни, только в том случае, если писатель выразил в своем произведении то, что его волновало, оно будет задевать и чувства читателя, волновать его. В этом смысле всякое произведение является выражением мировоззрения писателя, который высказывает в кем свое отношение к миру, дает ему свою оценку.
Мировоззрение художника прежде всею сказьгва.еіся-~в_вьі-боре того, о чем он говорит в своем произведении.
Из всего многообразия окружающих его жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них художник выбирает лишь некоторые. «Проследите иной, даже и вовсе не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни,— и если только вы в силах и имеете глаз, то найдете в нем глубину, какой нет у Шекспира... Никогда нам не исчерпать всего явления, не добраться до конца и начала его»1, — говорил Достоевский.
Этот выбор определяется тем, что писатель считает данные явления более интересными, более важными, более существенными, чем другие.
Таким образом, творческий процесс начинается с выбора тех явлений, которые писатель выделяет из ряда остальных жизненных явлений. Этот выбор есть результат оценки им этих фактов, выражает его отношение к ним. Л эта оценка является выражением идеологии писателя, его классовых взглядов, его политических, партийных позиций.
1 Ф. Достоевский, Дневник писателя. Собрание произведений, т, XI, 1927, стр. 423,
I
III
%
ü;f
Следовательно, начальный творческий момент неразрывно связан с мировоззрением писателя: это выбор явлений, о которых он говорит. Но явления находятся друг с другом в очень сложной связи, в самых разнообразных переплетениях, из которых писатель опять-таки должен сделать выбор. В зависимости от того, в какой связи мы изображаем явление, оно приобретает каждый раз особый характер, так как, вступая в связи с различными явлениями, оно обнаруживает особые свойства. Ленин говорил, что даже простейшее явление нельзя понять, не зная, в какой связи оно находится с другими: «Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен ли он для питья... Чтобы действительно знать -предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования» '.
Выделяя различные связи, в которых явление находится с другими явлениями, мы тем самым дадим и различную характеристику и сам-ого этого явления. Художник и выделяет те связи, которые он считает наиболее важными и характерными. «Рассказать все,— писал Мопассан,— было бы невозможно, потому что тогда потребовалось бы не менее тома на каждый день для перечисления множества незначительных эпизодов, заполняющих наше существование. Таким образом, отбор делается неизбежным»2.
Как выбор явлений, так и изображение тех связей, в которые они вступают с другими явлениями, зависят, следовательно, от той же оценки их художником, т. е. опять-таки определяются его мировоззрением..
Выбрав явления в определенной их связи, художник не может не высказать к ним отношения, не дать им своей оценки. Мы всегда чувствуем, как он относится к своим героям, как оценивает то, о чем он нам рассказывает.
Художник выбирает для изображения ту или иную сторону жизни и связанные с ней человеческие характеры. Он заставляет их действовать так, чтобы в них выступили черты, представляющиеся ему наиболее существенными и важными, в его языке рассеяны всякого рода определения и характеристики людей и событий, подсказывающие нам отношение к ним. Короче, все произведение пронизано авторскими оценками изображенного в нем жизненного материала.
1 В. И. Л е н и н, Поли. собр. соч., т. 42, стр. 282—290. 3 Г и де Мопассан, Предисловие к роману «Пьер и Жан». «Литературные манифесты французских реалистов», 1935, стр. 133.
Характерно- замечание Гёте: «В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла»1.
Тайш образом, выбор явлений, изображение связи их-друг сдругом и оценка их — все это представляет собой непосредственное осуществление в творчестве мировоззрения художника. С этой точки зрения нет ни одного элемента в произведении, в котором мы не могли бы установить связи с мировоззрением художника, с его идейными позициями, B-широком смысле слова с его партийностью. Но к этому вопросу мы вернемся, говоря о социалистическом реализме.
Но есть еще одна сторона в произведении, о которой мы не говорили, — это сами явления жизни, которые художник отбирает, связывает и оценивает в зависимости от своего мировоззрения. Они-то не зависят от него: изменить тот факт, что они в жизни существуют, он не может, как бы он к ним ни относился.
Марксизм исходит, говорил Ленин, из признания объективной, «т. е. не зависящей от человека и от человечества, истины»2. Как бы ни относился художник к тем или иным сторонам жизни, он не может пройти мимо них. Это общий закон человеческого сознания. Ленин говорил, что нельзя верить буржуазным философам и экономистам ни в едином слове, когда они делают общие выводы из своих материалов, т. е. дают им оценку, но в то же время без их работ нельзя и обойтись, нельзя сделать ни шагу, поскольку в них собраны весьма ценные факты, которым следует лишь дать иную оценку, сделать из них иные выводы, отмечая, как Маркс использовал то, что было до него сделано человеческой мыслью, Ленин указывал, что Маркс «сделал те выводы, которых ограниченные буржуазными рамками или связанные буржуазными предрассудками люди сделать не могли»3.
Тем более насыщены реальными жизненными фактами художественные произведения. Это потому, что художник стремится в них показать человека во всей сложности его жизненной обстановки и, следовательно, в особенности стремится насытить свое произведение всякого рода конкретными деталями и подробностями, сохраняющими свое значение, как бы сам художник к ним ни относился.
Следовательно, мы можем в литературном произведении найти весьма большое количество материала для размышлений о той стороне жизни, которую рисует художник, причем, поскольку он дает нам факты, характеризующие эту жизнь, мы
1 Гёте, Статьи и мысли об искусстве, изд. «Искусство» М.—Л., 1936,
стр. 328.
2 В. И. Ленин, Поли. собр. соч., т. 18, стр. 134.
3 В. И. Л е н и и, Поли, собр соч., т. 41, стр. 304.
вправе прийти к иным выводам сравнительно с теми, к которым пришел он сам. Оценка художника не исключает возможности нашей оценки, которая может далеко разойтись с его оценкой.
Вот почему мы можем найти у художников целый ряд замечаний, в которых они настаивают на том, что в их произведениях выступает сама жизнь
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора,— говорил Тургенев,— даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями» *.
Уже приводившиеся слова М. Горького, что «образ почти всегда шире идеи», особенно легко иллюстрировать ссылкой на работу воображения художника. Мы видели, что писатель основывает свой вымысел не на своем произволе, а на том, что должны делать его герои в самой жизни.
Вот почему произведение, со всей силой выражая мировоззрение писателя, в то же время несет в себе и материал, который может расходиться с этим мировоззрением
Энгельс писал о том, что произведение может иметь большое значение, «даже независимо от взглядов автора», и приводил в качестве примера Бальзака. «Бальзак,— писал он,— по своим политическим взглядам был легитимистом. Его великое произведение — непрерывная элегия по поводу непоправимого разложения высшего общества; его симпатии на стороне класса, осужденного на вымирание. Но при всем этом его сатира никогда не была более острой, его ирония более горькой, чем тогда, когда он заставлял действовать именно тех людей, кото-рым он больше всего симпатизировал,— аристократов и аристократок. Единственные люди, о которых он всегда говорит с нескрываемым восхищением, эго его самые ярые противники — республиканцы.. Я считаю одной из величайших побед реализма, одной из наиболее ценных черт старика Бальзака то, что он принужден был идти против своих собственных классовых симпатии и политических предрассудков, то, что он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и то, что он видел настоящих людей будущего там, где их единственно и можно было найти»2.
Как видим, здесь Энгельс с предельной отчетливостью подчеркнул, что произведение дает нам реальное изображение жиз-ленного процесса, даже если этот процесс не отвечает тем требованиям, которые предъявляет ему писатель.
1 И С Тургенев, Собрание сочинений в 12 томах, т. 10, Гослитиздат,
1956, стр. 349
2 К Маркс и Ф. Энгельс, Избранные письма, Гослитиздат, М.,
1953, стр. 405-406.
Таким образом, творчество писателя шире его мировоззрения, т. е. его системы взглядов на общество и природу, хоія мировоззрение и лежит в основе творчества. Поэтому-то жизненный материал, изображенный писателями прошлого, далекими от нас по своему мировоззрению, в том случае, если они обладали широким опытом, знанием жизни и были в достаточной мере правдивы в его отражении, сохраняет для нас свое значение. Мы можем по-своему истолковать его, придать ему новое освещение, исходя уже из своего мировоззрения. А можем мы это сделать потому, что факты в изображении писателя сохраняют свои свойства даже в том случае, если писатель ис-* толковывает их неправильно.
Наиболее ярким примером в этом отношении является живопись. В искусстве, отражающем все стороны жизни применительно к человеку, задача индивидуализации изображаемых явлений выступает с исключительной остротой, потому что человек может быть показан лишь как индивидуальность и в столь же реально воспроизведенной жизненной обстановке, в которой он действует
Сохранение форм самой жизни в изображении ее обеспечивает художнику возможность наиболее полного и убедительного всестороннего ее раскрытия.
Эта сторона искусства с особенной наглядностью и обнаруживается в живопиги. В ней даже религиозно-мистическое осмысление действительности не может быть выражено иначе, как в реальных формах, воспроизводящих человека в его телесной конкретности, в живой обстановке окружающего его предметного и природного мира.
Мадонна Рафаэля, например, окутана покрывалом, опоясана перевязью, держит в руках книгу, показана на фоне сельского пейзажа, и, если бы не нимбы, окружающие головы ее и ее божественного младенца, мы восприняли бы ее просто как портрет женщины, правда, соотнесенной с высшим ее идеалом — полной одухотворенности, кротости, смирения и жертвенности, но все же воспроизводящей в своем облике живые и реальные черты и подробности своего времени
Сикстинской мадонне придано неземное свойство — она парит на облаке, но в остальном ее изображение опять-таки насыщено всеми чертами конкретности. Даже попытки изображения неземного мира, как такового, не могут преодолеть этого тяготения живописца к телесности. Ангелы, парящие на картине Корреджо «Святая ночь» или поклоняющиеся святому младенцу на картине Филиппино Липпи, обладают крыльями и подняты лад землей. Но это и все, чем смогла фантазия художника выразить неземной характер в остальном вполне реальных человеческих фигур, изображенных на картине в качестве ангелов.
./у/..,
Чрезвычайно характерна в этом отношении картина Тинто-ретто «Битва архангела Михаила с сатаной», которую ведут крепкотелые ангелы, располагающие боевой техникой своего времени — копьями и мечами. Силы сатаны представлены фигурами фантастическими, но по сути дела варьирующими, однако, черты различных животных и птиц. К ним вполне можно применить характеристику, данную искусствоведом Максом Дворжаком демоническим образам картины Шонгауэра-«Искушение святого Антония»: «Любопытно отметить, — пишет он,— какой ограниченной оказывается человеческая фантазия, когда задача состоит в том, чтобы при помощи фантастических образов выйти за пределы реальных форм... Звери с отдельными •частями человеческой фигуры, действующие, как люди,— не настоящие звери, а выдуманные и при том все же не абстрактные.символы, а существа, наделенные убедительною реальностью, которая базируется на том, что в основе этих о&разов лежат •представления, связанные с наблюдением реального органического животного мира. Все, что в области движений, функций и выразительности характерно для рыбы, ящерицы, для лягушачьего тела, птичьих ног, собачьей морды, крыльев летучих мышей, головы хищной птицы и ее когтей,— все это перерабатывается в новые образы... Эти фантастика и сказочность обусловлены не только религиозными учениями и человечьими поступками, но и в не меньшей степени наблюдениями над жизнью природы»J.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 264 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!