Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экскурс 3. Опыт согласования исторических и астрономических явлений в Библии. 2 страница




Гибель Ахава Израильского была в средине лета 4639 юлианского года ≡ -74 года, примерно через месяц после отражения в Каркарской битве Южно-Сирийским союзом (где “легкомысленный” Ахав помогал своему вчерашнему и завтрашнему врагу, Венададу II, царю арамского Дамаска, отбросить ассирийца Шульману-ашареда III, долго считавшегося за второго царственного обладателя этого имени). Тогда вынужденные союзники поссорились и израилиты были разбиты сирийцами Венадада II, что повлекло в итоге отпадение от Десятиколенного государства вассального владения Меши-Месы Моавитского.

● 1 титульный год Охозии Израильского {76 год от смерти царя Соломона и эпохи Разделения его Царства}, соответствующий библейскому понятию воцарения, начался осенью 4639 юлианского года ≡ -74 года.

И отложился Моав от Израиля по смерти Ахава. Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. ‘IV Царств’. I: 1.

Теперь пришла пора для государственных забот его брата, Иорама, последнего в еретической династии Омридов. ●1 титульный год Иорама Израильского {77 год} начался осенью 4640 юлианского года ≡ -73 года.

К его царствованию относится исторический сюжет моавитской военной кампании израилитов и иудеев.

Яркий семитический памятник литературы, триумфальная надпись Меши Моавитского, мне представляется вполне заслуживающим доверия. Примечательно, что в надписи торжествующий дайбонит Меша заявляет о 40 годах (число “круглое” и потому обычно считающееся приблизительным) гегемонии дома Омри, то есть наследников Амврия, над моавитской страной. Считая за решающий момент показание камня Меши о сорока годах, получаем для окончательного решения вопроса с отделением прежде вассального царства Моав от Израиля примерно так: 4648 юлианский год ≡ -65 год, что ≈ 9 году Иорама Израильского, который правил всего 12 лет.

Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч постриженных баранов. Но когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского. И выступил царь Иорам в то время из Самарии и сделал смотр всем Израильтянам; и пошел и послал к царю Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский отложился от меня, пойдешь ли со мной на войну против Моава? сказал: пойду; как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ, как твои кони, так и мои кони. ‘IV Царств’. III: 4 – 8.

Далее библейский писатель рисует указанный поход Иосафата и Иорама, якобы единственный, направленный в сторону возмутившегося Моава. Обратим внимание на тот момент, что библейский рассказ парадоксальным образом описывает победу – прямо предсказанную пророком Елисеем, – Иосафата Иудейского и Иорама, царя Ефрема, над вассалом Самарии Израильской, Мешой Моавитским, хотя и заявляет об окончательном успехе последнего, что подтверждает и панегирическая стела последнего Кемошу и Ашер-Кемош.

Моав отложился от Израильского царства по смерти Ахава, то есть никак не ранее средины лета 4639 юлианского года ≡ -74 года. И в эпоху Охозии Израильского, окончившуюся уже в 4640 юлианском году ≡ минус 73 астрономическом году это отпадение должно уже было стать слишком очевидным для Самарии. Но никаких военных акций против взбунтовавшегося Меши за краткое время царствования Охозии предпринято не было.

Основатель династии Омридов, Амврий, который был видным генералом Израильского царства и до своего вступления на трон (не позднее тишри осени -104 года), а значит был в курсе всех военных задач Ефрема, вполне мог подавить Моав (при Кемош-мелехе, отце Меши) в 1 титульный год свой, то есть уже осенью 4609 года ≡ -104 года. По крайней мере, именно Амврия моавитский памятный камень обвиняет в подчинении страны Медевской, угнетению которой считается 40 лет. Получается складно с указанным Мешой числом лет гнёта Израиля над страной моавитов, коль скоро за год окончательно решённой независимости Моава считать 9 титульный год Иорама Израильского, продолжавшийся от осени -65 года до осени -64 года.

Итак, -104/-103 тишритский год = 1 году Амврия; начало гегемонии дома Омри-Амврия над Моавом, 1 год гнёта.

-65/-64 тишритский год = 9 году Иорама; 40 год дома Амврия и гнёта над Моавом, его освобождение.

Ориентир для хронологии эпизодов с двумя отпадениями Меши Моавитского от Иорама Израильского понятен: неудачная попытка была в годы последнего, совпадавшие с правлением Иосафата Иудейского. Меша освободил Моав от ига Израиля ещё при жизни Иорама Израильского, правившего 12 лет, но уже при Иораме Иудейском.

◙ 1 титульный год Иорама Иудейского начался весною 4645 юлианского года ≡ -68 года. Этот царь отсутствует в ветхозаветном рассказе о Меше Моавитском, но только при нём стал зато возможен поход против Моава в качестве третьего царя государя Эдома, а ранее того у идумейцев собственного царя ещё не было.

-73/-72 тишритский год = 1 году Иорама Израильского; 32 год дома Амврия и гнёта над Моавом.

-65/-64 тишритский год = 9 году Иорама; это 40 год дома Амврия; освобождение Моава от власти израильтян.

-62/-61 тишритский год = 12 году Иорама Израильского; Моав уже свободен. Конец дома Амврия.

Иорам Израильский вкупе с Иосафатом Иудейским повел войну против Меши Моавитского, когда уже был ясен отказ последнего посылать дань в Самарию. Союзники очень стеснили моавитов, разгром последних был полный, но некая внезапная перемена обстоятельств спасла в тот раз Мешу (эпизод с принесением в жертву первенца?).


Значит, в этом библейском рассказе были объединены две записки, в одной из которых было сообщено о победе Израиля (и союзной с ним Иудеи) над моавитами Меши при первом походе, а во второй, повествующей о другом походе, говорилось уже о внезапной победе Моава над тремя царями, израильском, иудейском и эдомском. Она-то и должна была частично совпадать с известиями, которые мы находим в триумфальном камне Меши.

За то, что было именно два похода на мятежный Моав, притом второй был уже после смерти Иосафата Иудейского, прямо говорит нам то обстоятельство, что собственный царь в Эдоме-Идумее появился только при Иораме Иудейском, а при Иосафате Иудейском его не могло быть.

Прочие дела Иосафата и подвиги его, какие он совершил, и как он воевал, описаны в летописи царей Иудейских. <…>В Идумее тогда не было царя; был наместник царский.

‘IV Царств’. XXII: 45 – 47.

Лишь после смерти Иосафата был возможен поход трёх царей, Израильского, Иудейского и Эдомского, прямо засвидетельствованный в Библии, для подавления Меши Моавитского. Он-то и был неудачен для Самарии. И то для этого, конечно, потребовалось несколько месяцев или лет после смерти Иосафата, чтобы Иудея и Эдом могли замириться и столковаться вместе с Израилем против моавитов.

Так что первый поход против Моава, успешный для Израиля и союзной с ней Иудеи, был в хронологических границах, определяемых воцарением Иорама Израильского и смертью Иосафата Иудейского. Тогда ещё мог быть только поход двух царей, он-то и был победным в полном соответствии с предсказанием Елисея.

Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш; но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши, и вы поразите все города укрепленные и все города главные, и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и все лучшие участки полевые испортите каменьями. ‘III Царств’. III: 14 – 19.

Таково было предсказание Елисея о совершенной победе Иорама Израильского, состоящего в союзе с Иосафатом Иудейским, над мятежным Моавом. И поздняя картина триумфальной надписи, по которой Меша Моавитский окончательно прогоняет от стен Кир-Харешета своих врагов, никак не соответствует этому несомненному и явственно сбывшемуся пророчеству Елисея о победе Иосафата Иудейского и Иорама Израильского (что могло означать только принудительное возвращение Моава в число данников Израиля).

Отсюда нетрудно придти к выводу, что первый поход Израиля на моавитов, состоявшийся в связи с предсказанием Елисея о победе ради Иосафата, был действительно успешен и сопровождался союзом лишь двух царей, Иорама Израильского и Иосафата Иудейского.

Поход Иорама Израильского и Иосафата Иудейского против Меши не мог быть ранее 4630 года ≡ -73 года.

Поход Иорама Израильского и Иосафата Иудейского против Меши не мог быть позднее 4635 года ≡ -68 года.

После этой последней временной границы Иосафат уже точно был мёртв и здесь наша верная граница для времени неудачного похода трёх царей, израильского, иудейского и эдомского.

Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были все, начиная от носящего пояс и старше, и стали на границе. Поутру встали они рано,и когда солнце воссияло над водою [знамение утра – авт. ], Моавитянам издали показалась эта вода красною, как кровь. И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав! И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян. И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все потоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. ‘IV Царств’. III: 21 – 25.

NASA. 5MCSE-Maps-05. A-232. Утренне-восходное затмение в Палестине.

Ближайшее к интересующей нас хронологической вехе водное собрание трёх верхних планет было в декабре -66 года на границе Водолея и Рыб.

Наблюдалось оно по вечерам (та самая водная область Зодиака, о которой говорится в III главе ‘IV Царств’). Здесь, стало быть, какая-то другая отметка, так что вставка с утренним Солнцем, надо полагать, относится к полному восходному затмению Солнца ранним утром 20 сентября -60 года в Южной Палестине (Эдом, Синай), которое происходило уже в момент победы моавитов над Иудеей (и ещё вероятно над союзным ей Эдомом). Здесь астрономические вехи войн Моава и царя Меши, מישע, МИШО, с израилитами уже перепутаны.


Всего вернее, что весь вышепоказанный эпизод знамение вод следует связывать и с упомянутым собранием Юпитера, Марса и Сатурна между Урной Водолея и водными Рыбами, на границе двух созвездий, в ночь с 14 на 15 декабря -66 года (и во все к ней ближайшие даты). Таковое, действительно, обещало начальный успех Израилю, при том, что внезапная перемена обстоятельств (вероятная жертва первенца и близкий к ней по времени сокрушительнейший удар союзного дайбонитам Арама в спину десятиколенному Израильскому государству) спасла Мешу – она же, стало быть, принесла Моаву окончательную независимость, увенчавшую второй его мятеж против Самарии.

Мне вообще представляется, что небесная воля, буквально события планетных движений и затмений, должны были играть очень важную роль в судьбах старинной литературы, в том числе и в таком, казалось бы, сугубо политическом памятнике, которым является по внешним признакам стела Меши Мовитского. И в нём для нас на первый план выступает вместе со схождением планет в Рыбах -66 года з атменное знамение утреннего Солнца -60 года, которое исторически было уже как раз о полном триумфе Моава. Но библейские повествователи все эти астрологические события и исторические повороты соединили из двух источников в один суммирующий рассказ, в котором верно всё, и совместный (успешный первый) поход Иосафата Иудейского с Иорамом Израильским против Моава, и участие царя Эдома (но во втором неудачном походе) и знак воды -66 года и знамение утреннего Солнца -60 года, и невозможность для маленькой страны Моав противостоять оружию царства Израиль, и окончательная победа дайбонита Меши (вызванная чудесно-внезапной помощью бога Кемоша, призвавшего на сторону моавитов арамскую армию царей Дамаска). Верно, но искусственно объединено в одно повествование.

Итак, второй поход царей Израиля, Иудеи и Эдома, приведший снова отпавший Моав к независимости, был не ранее 4645 юлианского года ≡ -68 года, не ранее года смерти Иосафата Иудейского и отпадения Эдома.

Что же касается текста камня Меши Моавитского, то, по моему крайнему разумению, он был окончательно отредактирован около 4653 года ≡ -60 года, когда союзный моавитам библейский царь Арама, Азаил-Хазаэль, уже так стеснил Иеуя Израильского, что тот вынужден был надеяться только на помощь Ассирии, способной влиять и на политические дела окрестностей Мёртвого моря. Отсюда и дань Иеуя Израильского ассирийскому властелину, приподнесённая им не ранее 18 года Шульману-ашареда III, а этот титульно-нисанский год по моим месопотамским изысканиям проходил от весны -62 года до весны -61 года.

Если предположить, что камень Меши Моавитского называет точную дату 40-летия гегемонии дома Омри-Амврия над моавитами, то получается, что захват моавитами медевско-дайбонитского региона у Израиля и окончательное, успешное отделение Моава от Самарийского царства было не при Иораме Израильском и Иосафате Иудейском, а при Иораме Израильском и Иораме Иудейском, около -66/-65 тишритского года, когда имело место собрание трёх верхних планет в созвездии Рыб (которому по астрологам принадлежат цепи, бичи, все признаки неволи, вражеской власти и невидимых коварств). И вот тогда, и это наша terminus post quem: несомненно только после смерти Иосафата Иудейского, вместе с которой восстали идумеи против власти иудеев, – только тогда мог уже быть неудачный поход трёх царей, Эдомского, Иудейского и Израильского против Меши.


Вот в 16 – 22 стихах VIII главы ‘IV Царств’ библейский писатель рассказывает:

В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский. <…> И выступил Едом из-под руки Иуды до сего дня.

Итак, лишь после смерти Иосафата в Эдоме-Идумее появляется независимое государство и царь, который мог участвовать, но только во втором походе против Меши Моавитского, бывшем уже при Иораме Иудейском, то есть никак не ранее -68 года.

И сказал: какою дорогою идти нам? Он сказал: дорогою пустыни Едомской, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который шел за ними. И сказал царь Израильский: ах! созвал Господь трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава.

‘IV Царств’. III: 8 – 10.

Только что ради Иосафата Иудейского Елисей предрёк Иораму Израильскому победу над Мешой Моавитским. Так и было в первом походе Иорама Израильского и Иосафата Иудейского. Первый поход, совершённый Иорамом Израильским и Иосафатом Иудейским около 4643 года ≡ -70 года, завершился возвращением Моава в лоно Самарийского государства; выступление моавитов было подавлено, Меша снова стал посылать дань в Самарию Иораму (добыча же должна была, само собой, достаться Иосафату Иудейскому).

Но исторически слова Елисея о победе над Моавом не относилось ко второму походу, судя по всему, 4648 года ≡ -65 года, трёх царей, Иорама Израильского, Иорама Иудейского и Эдомского (Идумейского), в итоге которого восторжествовал Меша Моавитский, спасённый ударом сирийцев Азаила-Хазаэля по Израилю.

Итак, было два отпадения и два похода союзников против моавитских этих мятежей, сначала успешный для Израиля и Иудеи, затем неудачный, вместе с царём Эдома. Второй поход, имевший место около 4648 года ≡ -65 года, тот, что состоялся при Иораме Израильском, при царе Эдома и при Иораме Иудейском, который в рассказе явственно не фигурирует, видимо, начался за здравие, но окончился полной неудачей; по итогам его Моав был свободен и, всего вероятнее, уже официально признан самарийцами независимым.

Что же касается жертвоприношения первенца Меши, то оно могло быть во время любого из этих походов, и в первом случае, когда Меше нужно было, чтобы враги ушли, удовольствовавшись данью, и особенно во втором, когда его войска были заперты в Кир-Харешете и только заступничество Кемоша, принявшего ужасную жертву, принесло избавление в виде стремительной и успешной атаки союзника, арамского царя Азаила-Хазаэля. После этого решающего удара сирийцев с севера армии Израиля, Иудея и Эдома беспорядочно отступили от Кир-Харешета, позволив Меше занять Дивон-Дайбон, затем Нево, то есть освободить землю Медевскую по воле Кемоша, как утверждает стела Меши-Месы.

Верхние восемь линий моавитской стелы Меши, посвящённой Кемошу и Ашере, божественной паре войны и наслаждений, идеальным божествам древнего языческого культа.

Так что приблизительно дело восстанавливается следующим образом: за смертью сына Амврия, Ахава Израильского, вассал его династического дома, Меша Моавитский, рискнул восстать (не стал посылать дань), что очень скоро выяснилось. Охозия Израильский не подавил восстания прежде даннической земли Моав. В начале следующего царствования, не ясно когда, но скорее всего, летом 4643 года ≡ -70 года, Иорам Израильский при поддержке Иосафата Иудейского удачно воевал с Мешой, принудив последнего к покорности.

Надо полагать, что Венададу, царю Дамасска Арамского, тогда было не до проблем Меши из-за того, что ассирийцы стояли на Евфате, угрожая собственно Южной Сирии. И месопотамские клинописи

этому служат подтверждением: в 10 году царя Шульману-ашареда III, а его начало я отношу на весну -70 года, как раз показан поход в сторону Средиземного моря.

Перевод части надписи Меши Моавитского.


Пророчество Елисея однозначно рисует нам полную победу Иорама Израильского над Мешой Моавитским ради Иосафата, царя иудейского. Но вот Иосафат умирает, а почти на половине его государства, в стране Эдом, образовывается независимое царство идумеев. Теперь Меша снова рассчитывает на успех, его враги, Израиль и Иудея, ослаблены. Его ждёт разочарование: царь Эдома скоро сговаривается с Иорамом Израильским и Иорамом Иудейским: тогда около 4648 года ≡ -65 года, происходит вторая экспедиция против Моава. Она сначала развивается успешно для союзников, но в итоге всё-таки, завершается неслыханной неудачей иаковитов и эдомитян: совершенной независимостью Моава. Впрочем, и это были ещё не все события, отмеченные памятной стелой Меши. Ею, полагаю, было своеобразно зафиксировано и знамение утреннего солнечного затмения -60 года в созвездии Астарты (Аштар-Кемош, выражаемой на небе зодиакальной Девой), близкого по времени к удачной для Моава войне уже с Иудеей за Хоронаим, – схватки, отмеченной в последних стихах стелы Меши.

Нет никаких оснований думать (как это у Эрнста Ренана), что триумфальный монолит Меши был воздвигнут до того жертвоприношения первенца, который изображён ужаснувшимся библейским писателем.

И я вполне согласен с Юлиусом Оппертом, относившим время составления этого моавитского панегирика Кемошу и Аштар уже на правление Иеуя Израильского. Так что выражение Меши, “усладившего взор свой на [ужасной судьбе, вырезанного Иеуем, династического] дома Ахава” воспринимается несколько жутковато, но зато и предельно точно.

Так все эти события двух различных по историческим итогам походов в Моав, а всего трёх войн Меши (неудачной после первого мятежа, приблизительно 4643 года ≡ -70 года; затем триумфальной при втором отпадении, приблизительно 4648 года ≡ минус 65 года; наконец, тоже очень успешной, когда около 4653 года ≡ -60 астрономического года был отобран у Иудеи Хоронаим), оказались сведены в один библейский рассказ, который превосходно и независимо дополняется монолитным памятником Меши. И слова жестокосердого моавитского героя о том, что Израиль “погиб навсегда” нельзя оценить иначе, как только радость по поводу ужасного поражения, понесённого Самарийским царством от Хазаэля-Азаила, царя сирийского Арама в последние дни Иорама Израильского или уже при Иеуе (4652 и 4653 годы Юлианского Периода Скалигера; с зимы -62 / -61 годов).

В те дни [то есть уже при Иеуе – авт. ] начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всем пределе Израилевом, на восток от Иордана, всю землю Галаад, колено Гадово, Рувимово, Манассиино, начиная от Ароера, который при потоке Арноне, и Галаад и Васан.

‘IV Царств’. X: 32 – 33.

Соловейчик И. И. Исследования о надписи Меши. // ЖНМП. +1900 год. Октябрь. С. 99.

Неточна, напротив, именно ассирийская клинописно-историческая летопись, а библейская гораздо вернее.

Из сопоставления данных камня Меши и этих библейских слов ясно, что область колена Рувим, земля Медевская, была после разгрома Израиля поделена Арамом и Моавом, а земли Гада и заиорданского Манассии перешли в руки дамасского царства Арам. Так что после Ахава Израильского и Иосафата Иудейского государственные территории двух иаковитских царств были микроскопическими. Самой важной страной региона уже вполне прочно стал Арам, со столицей в Дамаске. И только периодические набеги ассирийцев не позволяли арамлянам создать более масштабного государства на Ближнем Востоке и ещё более стеснить два иаковиитских государства.

Снимок перевода стихов памятного камня Меши Моавитского взят со С. 494 Т. II в работе А. П. Лопухина ‘Библейская история при свете новейших исследований и открытий’.

В приведённом выше отрывке из специальной работы Соловейчика сжато отражена, помрачающая умы клерикально-классических календаристов, невязка ассирийских и библейских дат, из которой невозможно выбраться, не применяя здесь вековой спагирической (антиниколаитской) поправки в 832-833 года, что тотчас приводит нас к тому факту, что утренний мрак Амоса это затмение +29 года, а ступени Ахазовы были приложены библейским писателем к солнечной тени +83 года.

Нам следует помещать годы царствования Меши приблизительно в реально-спагирическом интервале -95_-60 годов, а в научно-классическом счислении Иосифа Скалигера около 4618_ 4653 юлианского годов.

И тогда только смерть Ахава, так как она выясняется из существа ассирийских источников, окажется совпадающей с относительной библейской хронологией в её традиционном начертании без катастрофического провала в 46-49 лет, хотя и с необходимым переносом древней истории ближе к нам, вперёд на восемь столетий.


Массивный чернобазальтовый камень Меши Моавитского в честь Кемоша, כמוש, КМУШ (Хамос, божество Моава и Аммона, заиорданских стран) и Аштар, Астарте, עשתרת, ОШТРТ был найден в +1868 году немецким путешественником. Вот некоторые интересующие нас строки этого древне-семитского памятника.

Я Меша, сын Кемош-мелеха, царь Моава, дайбонит. Отец мой царствовал над Моавом тридцать лет и я царствовал после отца моего. И я воздвиг высоту эту Кемошу в Кархо. Высоту Спасения, потому что он спас меня от всех царей и усладил мой взор на всех моих ненавистниках. Амврий, царь Израильский, – тот теснил Моава много дней, потому что гневался Кемош на страну свою. И наследовал ему сын его, и сказал также он: ”буду теснить Моава”. Во дни мои сказал он так; но я усладил мой взор на нем и на его доме, и Израиль совершенно погиб навеки. И завоевал Амврий всю страну Медевскую и жил в ней Израиль в продолжение его дней и половины дней его потомков, – сорок лет, и возвратил ее Кемош во дни мои. <…>И сказал мне Кемош: “иди, отними Нево у Израиля”; и я пошел ночью, и воевал против него от появления утренней зари до полудня [я усматриваю здесь именно знамение утраавт ] и взял его, и истребил всего его: семь тысяч граждан и метэков и гражданок и женщин-метэков и рабынь, потому что Аштар-Кемошу я посвятил его; и я взял оттуда жертвенные очаги Яхве и притащил их пред лицо Кемоша.

Под половиною дней потомков Амврия я понимаю ту часть их правления (дни Ахава, Охозии и Иорама, у последнего это 9 лет), которая соответствовала гнёту Израиля над Моавом. Другая часть (“половина”) правления, то есть 3 года Иорама Израильского, в счёт сорока лет не включалась, поскольку её свойство это отсутствие для исчисляемых лет царей Самарии подчинённости им Меши Моавитского.

Приблизительная картина территориальных приобретений Арама и Моава за счёт царства Израильского около -65 года, то есть в конце правления Иорама, сына Ахавова, и в начале правления Иеуя.

Правивший 30 лет Кемош-мелех, отец Меши, являлся, стало быть, современником Ваасы и Амврия Израильских. Последний привёл моавитов к покорности в самом начале своего царствования, в -104/-103 году. Ахав в Самарии воцарился уже при царствовании Меши, который пережил своего притеснителя, увидев династию Амврия и Ахава истреблённой, а Израиль поры Иеуя – расчленённой жертвой Сирии и данником Ассирии. Обычные политические карты эпохи Иеуя изображают Израильское царство в виде клочка земли, с трёх сторон окружённого владениями Сирии-Арама. Это, судя по всему, верно, но Израильское царство устояло, дождавшись лучших времён уже при Иеровоаме II, хотя я и не согласен с тем, что даже всю Сирию иногда залихватски включают в его государство. Арамско-Дамасское царство вовсе не было уничтожено набегами Иеровоама II, оно никуда не исчезало вплоть до эпохи Факея Израильского, когда его уничтожили отряды Тукульти-эпиль-эшарра III.

Снимок перевода тех же стихов камня Меши Моавитского взят со С. 495 тома II в работе А. П. Лопухина ‘Библейская история при свете новейших исследований и открытий’.

Классические учёные говорят нам, что Аштар-Кемош это причудливый синтез двух ханаанско-арамейских божеств, женской Аштар-Астарты и мужского Кемоша-Хамоса, а мы находим, исходя из хронологических и астрономических обстоятельств дела, что Аштар эта явилась глазам моавитских и эдомских звездочётов ранним утром в своём звёздном облике зодиакальной Девы при солнечном затмении 20 сентября -60 года в качестве небесного знамения победы дайбонита Меши. Имело же место это знамение с небес в земле Эдом и в Южной Иудее, где шла линия полного затмения. Из исторических сопоставлений мы видим, что знамение Аштар-Кемош, затмившейся созвёздной Девы, произошло около времени победы моавитов над Иудеей в борьбе за Хоронаим, описанной в последних строках триумфальной стелы царя Меши.


Надо полагать, что смысл надписи на стеле Меши это благодарность Кемошу за восприятие ужасной жертвы первенца: моавиты разбили своих врагов, сынов Израилевых и в земле Медевской и теперь уже под Хоронаимом, а знамением тому было определено книжниками Моава утреннее полное затмение Солнца в небесных чертогах Аштар-Кемош (Астатры), в созвездии Девы, что было 20 сентября -60 года.

Затмение это в полной фазе (когда днём, в данном случае ранним утром, были видны звёзды, словно ночью) шло по землям Эдома, только что отпавшего от враждебной моавитам Иудеи и сразу же ставшего ненавистником Моава. Тогда-то Иеуй Израильский уничтожил дом Амврия и Ахава, и тем доставил вторую усладу глазам Меши. А первая его радость была от того что арамляне Азаила совершенно разгромили Израиль. Десятиколенное царство потеряло большую половину своей территории. Это была ещё одна услада для торжествующего дайбонита.

Ттриумфально-благословительная надпись богу Кемошу-Хамосу была изобретена грамотеями Меши Моавитского именно после второго, неудачного, похода израилитов на Моав, который был при Иораме Израильском, даже после крушения династии (дома Амврия и Ахава) и “погибели Израиля” (заключавшейся в разделе его заиорданских областей Арамом и Моавом). И горькое признание библейского текста 32 – 33 стихов X главы ‘IV Царств’ было усладой для взора Меши. Моаву досталось при умалении Израиля очень немного, судя по всему, только юго-западная половина бывшей области колена Рувим. Арам получил весьма значительные земли, приблизительно вдесятеро больше, чем Моав. Зато последний был уже независим от Израиля и стал расширяться за счёт Эдома и Иудеи (приобретение Хоронаима около -60 года).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 399 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...