![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан не обязывает, а предоставляет право подозреваемому и обвиняемому давать показания по делу, по которому они подвергаются уголовному преследованию. Они могут давать показания только по собственной воле. В отличие от них потерпевшие и свидетели обязаны давать показания, а эксперт — заключение по уголовному делу (ст. ст. 75,82,83 УПК РК). Но это не дает сотрудникам правоохранительных органов никакого права использовать при допросе указанных лиц недозволенные приемы, в особенности, физическое насилие, чтобы добиться от них показаний. К сожалению, среди сотрудников правоохранительных органов есть и такие, которые свое неумение, отсутствие профессиональных способностей добывать доказательства вины подозреваемого в совершении преступления лица цивилизованными, законными способами, пытаются компенсировать добычей признательных показаний от подозреваемых путем применения в отношении их насилия, избиения. Иногда такое преступное поведение отдельных оперативных работников правоохранительных органов приводит к смертельным случаям, когда их действия признаются убийством.
При совершении данного преступления подрывается авторитет правоохранительных органов, разрушается вера в справедливость и законность. Фактические данные, полученные незаконным путем, не могут служить доказательствами по делу, поскольку признаются незаконными способы их собирания. В этом случае органы предварительного следствия и суд лишаются возможности выполнить возложенные на них задачи по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела.
В результате совершения данного преступления может иметь место самооговор невиновного, лжесвидетельство, которые, в свою очередь, могут привести к вынесению неправосудного приговора или иного судебного акта по уголовному делу. Средства массовой информации приводят немало примеров жестокого, беспричинного избиения лиц, попавших по каким-то причинам в органы внутренних дел. Среди потерпевших от такого избиения часть оказывается инвалидами. Все это свидетельствует о высокой степени опасности рассматриваемого преступления.
Несмотря на определенную распространенность данного преступления, по ст. 347 УК РК уголовные дела возбуждаются исключительно редко. Например, в Казахстане в 2000 году было возбуждено 14, в 2001 г. - 7, в 2003 г. - 9 уголовных дел, в 2004 г. — 11, а в 2005 г. - З1. По большинству фактов применения насилия к допрашиваемым руководители правоохранительных органов, ссылаясь на отсутствие доказательств избиения, не привлекают виновных к уголовной ответственности. Иногда ограничиваются применением к виновным мер дисциплинарного воздействия.
Одной из особенностей рассматриваемого состава преступления является то, что он относится к числу двуобьектных. Основным непосредственным объектом является законная деятельность органов дознания и предварительного следствия по осуществлению правосудия. Дополнительным объектом являются интересы личности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и эксперта.
Объективную сторону этого преступления образует принуждение к даче показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля либо эксперта к даче ложного заключения.
Принуждение — это воздействие на допрашиваемого или эксперта с использованием незаконных методов, нарушающих принцип добровольности дачи показаний, объективности дачи экспертом заключения и подавляющих волю лиц, в отношении которых оказывается незаконное воздействие. При этом не имеет значения, правдивых или ложных показаний или заключения эксперта домогается субъект преступления. Однако использование тактических и психологических приемов и методов, применяемых следователем в процессе допроса, не являет -ся незаконным способом добывания доказательств и не считается принуждением к даче показаний. Также нельзя признавать принуждением к даче показаний предупреждение свидетеля, потерпевшего об ответственности за отказ от дачи показаний по ст. 353 УК РК.
Принуждение к даче показаний может иметь место в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, а принуждение к даче заключения — в отношении эксперта. В целях предотвращения таких случаев уголовно-процессуальное законодательство подробно регламентирует порядок допроса таких лиц (ст. ст. 214 — 219,253 УПК РК), а также порядок и принципы проведения судебных экспертиз (ст. ст. 24,242 УПК РК).
Законодатель подчеркивает, что уголовной ответственности подлежит лицо за принуждение к даче показаний путем угроз, шантажа или иных незаконных действий. Таким образом, способ совершения преступления является обязательным признаком состава рассматриваемого преступления. Любой незаконный способ добычи показаний признается преступным. Угроза и шантаж являются наиболее распространенными способами принуждения допрашиваемого к даче показаний. Поэтому они выделены законодателем особо.
Угроза представляет собой незаконный способ психического воздействия на допрашиваемого или эксперта. Наиболее распространенными ее формами являются угроза ареста или задержания, ухудшения условий содержания под стражей, при-влечения к ответственности родных и близких, а также угроза применить физическое насилие. При совершении данного преступления, возможно, угроза ухудшит положение допрашиваемого, эксперта или их близких, в том числе угроза переквалифицировать действия допрашиваемого по статье УК РК, предусматривающей более строгое наказание.
В качестве способа совершения данного преступления следует рассматривать угрозу уничтожения или повреждения имущества допрашиваемого. Ее можно рассматривать в качестве одного из видов угроз.
Шантаж является одной из разновидностей психического принуждения, которое состоит в запугивании допрашиваемого или эксперта с целью вынудить дать показания или заключение. Например, угроза огласить сведения, позорящие допрашиваемого или эксперта, угроза огласить иные сведения, оглашение которых может причинить существенный вред интересам потерпевшего и т. п.
К иным незаконным действиям относится применение гипноза, использование фальшивых доказательств, ложное обещание прекратить уголовное дело, изменить меру пресечения, разрешить свидание, дать наркотические средства. К иным незаконным действиям также следует отнести применение к допрашиваемому физического насилия (использование наручников, противогаза, связывание, избиение, побои и т.п.), лишение свободы допрашиваемого без законных на то оснований. Например, добиваясь определенных показаний, следователь или лицо, производящее дознание, запирает свидетеля в каком-либо помещении с предложением подумать и дать нужные ему показания.
Преступление считается оконченным с момента совершения принуждения с использованием хотя бы одного из перечисленных способов независимо от того, были ли в результате этого виновным получены показания или заключение эксперта.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что он, используя угрозу, шантаж или иные незаконные действия, принуждает допрашиваемого к даче показаний, а эксперта — к даче заключения.
Мотивы преступления могут быть различными: карьеризм, ложно понятые интересы службы, корысть и другие. Они на квалификацию данного преступления не влияют.
Субъект преступления специальный — следователь или лицо, производящее дознание. Ответственность по анализируемой статье УК РК наступает за совершение указанными лицами процессуальных действий по получению показаний от допрашиваемого или заключения от эксперта.
Следователем признается должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции в органах внутренних дел, органах национальной безопасности и органах финансовой полиции (ст. 64 УПК РК).
Лицом, производящим дознание, признается должностное лицо органов дознания, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции (ст. 67 УПК РК).
К лицам, производящим дознание, относятся не только дознаватели, работающие в указанных в ч. 2 ст. 65 УПК РК государственных учреждениях, но и сотрудники иных подразделений, осуществляющие следственные и оперативно-розыскные мероприятия. Таким образом, функции дознавателя выполняют не только сами дознаватели, но и иные должностные лица, которым руководитель органа дознания поручает производство дознания. Например, оперативные работники подразделений уголовного розыска МВД или КНБ РК.
Иные лица, принуждающие даче показаний, не могут быть субъектами данного преступления. Например, практикант-выпускник учебного заведения за совершение указанных действий не подлежит ответственности по ст. 347 УК РК. Он за принуждение к даче показаний может быть привлечен к ответственности за преступления против личности (при наличии признаков составов этих преступлений).
Судья не может быть субъектом данного преступления. При принуждении допрашиваемых к даче показаний или эксперта к даче заключения его действия могут квалифицироваться по ст. 307 или ст. 308 УК РК. Таким же образом квалифицируются действия прокурора, принуждающего к даче показаний допрашиваемого или эксперта к даче заключения.
Совершение рассматриваемого преступления возможно только при допросе подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего, а также при назначении экспертизы по уголовным делам. Об этом свидетельствует указание на то, что субъектом данного преступления могут быть следователь или лицо, производящее дознание Предварительное расследование, которое осуществляет следователь, а также дознание могут проводиться только по уголовному делу.
Данное преступление следует отличать от случаев, когда следователь или дознаватель просит, уговаривает, убеждает свидетеля или потерпевшего дать показания. Если речь будет идти о правдивых показаниях, то состав рассматриваемого преступления в указанных действиях будет отсутствовать, поскольку указанные действия вряд ли можно отнести к принуждению или иным незаконным действиям Если виновный склоняет свидетеля, потерпевшего или эксперта к даче ложных показаний или заключения, его можно привлечь к ответственности за подстрекательство к даче ложных показаний (ст. 24 и ст 352 УК РК). Состава преступления, предусмотренного по ст. 347 УК РК, в таких действиях не будет, так как не было принуждения к даче показаний.
Угроза или применение физического насилия с целью получения правдивых показаний или правильного заключения эксперта влечет ответственность по данной статье УК РК, даже если субъект, совершая данное преступление, руководствовался благородными мотивами (хотел изобличить преступника).
Рассматриваемое преступление, как было указано выше, может совершаться только после возбуждения уголовного дела, когда возможен допрос подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего или правомерно назначение экспертизы. Поэтому принуждение к даче показаний, имевшее место во время сбора материалов первоначальной проверки информации, осуществляемой до возбуждения уголовного дела, может квалифицироваться как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 307 УК РК), превышение власти или служебных полномочий (ст. 308 УК РК) или как преступление против личности (ст. ст. 103 - 105, 112 УКРК).
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 810 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!