![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Задаче ограждения невиновного от необоснованного привлечения к уголовной ответственности должно придаваться особое значение. Это связано с тем, что незаконное привлечение к уголовной ответственности может повлечь осуждение невиновного с назначением порою и таких строгих мер наказания, как лишение свободы и даже смертная казнь. Достаточно вспомнить в качестве примеров, имевших место на территории бывшего СССР, так называемые «витебское дело» или «ростовское дело» по обвинению Чикотило. По обоим указанным делам последствием незаконного привлечения к уголовной ответственности стало назначение в отношении невиновных наказания в виде смертной казни. Только после исполнения наказания было установлено, что казненные не совершали тех преступлений, за которые они обвинялись и были осуждены.
В Казахстане в 2000 г. по ст. 344 УК РК было зарегистрировано лишь одно преступление. В 2001 г. не было зарегистрировано ни одного преступления. В 2002 г. было зарегистрировано два преступления, в 2004 г. — три преступления, а в 2005 г. — ни одного преступления зарегистрировано не было.
Следует отметить, что в период действия старого Уголовного Кодекса Каз ССР 1959 г. по ст. 189 (Незаконное привлечение к уголовной ответственности) уголовные дела возбуждались также исключительно редко. Например, в 1883—1885 гг., а также 1887, 1989, 1990, 1992 и 1993 г.г в Казахстане по рассматриваемой статье УК РК не был осужден ни один человек. В 1986 и в 1991 гг. были осуждены по одному человеку. В 1988 г. по ст. 189 УК РК Каз ССР было осуждено два человека.
Приведенные данные свидетельствуют о редком применении на практике рассматриваемой статьи, хотя фактов совершения данного преступления бывает немало. Например, в 2000 году органами прокуратуры Республики Казахстан было прекращено 274 уголовных дела, поступивших с обвинительным заключением. Из них 36 было прекращено по реабилитирующим основаниям2. В том же году судами Казахстана был оправдан 201 человек. В 2001 году было прекращено 302 дела, в том числе 21 по реабилитирующим основаниям. Судами страны оправдано 197 человек. В 2002 году оправдано 173 человека', часть из которых были привлечены к уголовной ответственности незаконно В 2004 году прокурорами было прекращено 746 уголовных дел, направленных в суд, прекращено 322 уголовных дела по реабилитирующим основаниям2, оправдано 342 человека.
Опасность данного преступления и в том, что порою работник правоохранительных органов, совершив его, идет дальше — на фальсификацию доказательств, чтобы защитить себя от ожидаемых наказаний и заодно защитить честь мундира.
Сознательное игнорирование задач правосудия, одной из которых является недопущение необоснованного уголовного преследования, приводит к грубому нарушению принципа законности s деятельности правоохранительных органов Такие факты особенно заметны потому, что они допускаются со стороны лиц, обязанных строго соблюдать законность и защищать правопорядок. Совершение рассматриваемого преступления препятствует решению задач правосудия, приводит к грубому нарушению прав человека и гражданина, поскольку оно сопровождается, как правило, незаконным задержанием невиновного, его незаконным заключением под стражу или содержанием под стражей. Поэтому привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности как преступление обладает повышенной общественной опасностью.
Опасность данного преступления заключается в том, что при его совершении нарушаются конституционные принципы зашиты прав, свобод и достоинств человека, подрывается авторитет правосудия и всех правоохранительных органов. Из этого следует, что объектом данного преступления является деятельность органов дознания, следствия по раскрытию и расследованию уголовных дел. Дополнительным объектом являются интересы личности. Поэтому преступление является двуобъктным.
Объективная сторона данного преступления состоит в привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности. Вопрос о том, с какого момента лицо считается привлеченным
к уголовной ответственности, является спорным. От правильного решения этого вопроса зависит правильное определение момента окончания данного преступления. Например, Е.А. Мотовиловкер считает, что привлечение к уголовной ответственности должно означать осуждение лица путем вынесения обвинительного приговора1. В уголовно-процессуальной литературе встречается мнение и о том, что лицо считается привлеченным к уголовной ответственности с момента вынесения постановления о привлечении его к уголовной ответственности.
По этому вопросу мы поддерживаем мнение третьей группы процессуалистов, которые считают, что привлечение к уголовной ответственности означает предъявление лицу постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.
Именно такая позиция представляется правильной потому, что с момента вынесения приговора лицо считается уже осужденным, когда момент привлечения его к уголовной ответственности остается уже далеко позади. С момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого до предъявления ему обвинения проходит определенное время. Если подозреваемый в этот момент скроется» от следствия, то опять же может пройти немало времени до момента предъявления ему обвинения. В этот период он не может считаться обвиняемым и соответственно привлеченным к уголовной ответственности, поскольку он не знает содержания и объема обвинения, которое ему собирается предъявить орган уголовного преследования.
Преступление, ответственность за совершение которого предусмотрена по ст. 344 УК РК, следует рассматривать оконченным с момента предъявления невиновному обвинения, потому что с этого момента ему обеспечивается право на защиту. Он может воспользоваться и другими правами, установленными законом, например, предусмотренным ч. 2 ст. 217 УПК РК правом отказаться от дачи показаний.
Невиновным следует считать: а) лицо, которому предъявляется обвинение в совершении деяния, не являющегося преступлением (например, после совершенного общественно опасного деяния оно было декриминализировано); б) лицо, привлеченное к уголовной ответственности за преступление, которое в действительности не совершалось (обвиняется в убийстве человека, который на самом деле жив); в) лицо, которое не причастно к совершению преступления, или лицо обоснованно привлекается к уголовной ответственности за совершенное им преступление и вместе с тем заведомо необоснованно — за иное преступление, которое оно не совершало; г) лицо, виновное в совершении менее тяжкого преступления, если оно привлекается к уголовной ответственности за совершение более тяжкого преступления; д) лицо, привлекаемое за совершение деяния, не содержащего всех признаков состава преступления. Например, общественно опасное деяние совершил невменяемый или иное лицо, не достигшее возраста наступления уголовной ответственности; е) лицо привлекается к уголовной ответственности при наличии предусмотренных законодательством оснований для прекращения уголовного дела (например, в соответствии с ч. 2 ст. 9; ч. 3 ст. 15); ж) лицо подвергается уголовному преследованию после того, как его деяние подпало под амнистию, при наличии согласия виновного на применение в отношении его акта об амнистии. Не охватываются признаками объективной стороны рассматриваемого состава преступления такие действия, как незаконное возбуждение уголовного дела, необоснованный отказ в привлечении к уголовной ответственности, прекращение уголовного дела в отношении заведомо виновного, незаконное привлечение к административной, дисциплинарной ответственности.
Если будет установлено, что уголовное дело было заведомо незаконно возбуждено с целью незаконного привлечения лица к уголовной ответственности, то будет иметь место приготовление к совершению рассматриваемого преступления. В иных случаях, указанные действия могут повлечь дисциплинарную ответственность.
На наш взгляд, недостаточно обоснованное в отношении определенного лица возбуждение уголовного дела не представляет такой большой общественной опасности, чтобы расценивать это поведение как преступное. Возбуждение уголовного дела не всегда завершается привлечением заведомо невиновного к уголовной ответственности. Если возбуждено уголовное дело в отношении невиновного, а потом без предъявления обвинения уголовное дело было прекращено, то такое поведение не будет представлять такой общественной опасности, чтобы его криминализировать.
Незаконное привлечение к административной, дисциплинарной или иной ответственности, кроме уголовной, может быть квалифицировано при установлении необходимых признаков, как должностное преступление (ст. 307 или ст. 308 УК РК). Заведомо незаконное освобождение от уголовной ответственности, а также необоснованный отказ в привлечении лица к уголовной ответственности могут повлечь ответственность по ст. 345 УК РК.
Необоснованное продолжение уголовного преследования лица в случаях, когда закон предписывает его прекращение (например, когда лицо попадает под амнистию и уголовное дело необходимо прекратить), следует признавать одной из форм привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности. Ш.С. Рашковская предлагает квалифицировать как заведомо незаконное привлечение к уголовной ответственности продолжение уголовного преследования лица, в отношении которого имеются основания для прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям.
В зарубежном уголовном законодательстве" имеются нормы, иначе регламентирующие вопрос об ответственности за рассматриваемый вид преступления. В частности, § 164 УК ФРГ предусматривает ответственность не только за незаконное привлечение лица к уголовной ответственности, но и за ложное подозрение в совершении преступления, а ст. 344 УК РК предусматривает ответственность за преследование невиновного лица, не подлежащего уголовной ответственности.
Данное преступление содержит формальный состав. Оно считается оконченным с момента предъявления обвинения согласно постановлению о привлечении невиновного к уголовной ответственности вне зависимости от дальнейшего хода расследования дела. Такие возможные последствия совершения рассматриваемого преступления, как незаконное осуждение невиновного, длительное пребывание потерпевшего под стражей или в местах лишения свободы, потеря работы — постоянного источника существования потерпевшего и его иждивенцев, могут повлиять на вид и размер наказания, назначаемого судом виновному.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что он привлекает к уголовной ответственности невиновного, предвидит возможность того, что в результате его общественно опасного деяния невиновное лицо окажется привлеченным к уголовной ответственности, и желает предъявить ему обвинение в преступлении, которого это лицо не совершало.
Привлечение к уголовной ответственности лица, когда имелись законные основания, исключающие производство по делу (истечение сроков давности, психическое заболевание лица, совершившего общественно опасное деяние, амнистия), неправильная квалификация преступления (например, вместо причинения смерти по неосторожности виновному предъявляется обвинение в убийстве) могут образовать состав рассматриваемого преступления, если они будут совершены с прямым умыслом. Если не будут установлены признаки прямого умысла, то возможность применения ст. 344 УК РК будет исключена. Например, если следователь не знал, что лицо попало под амнистию, и не прекращает уголовное преследование. Но если будет установлено, что он вымогал взятку и поэтому не прекратил дело, то налицо признаки прямого умысла, т.к. он желает незаконного привлечения лица к уголовной ответственности из-за того, что тот не дал ему взятку. Заведомость означает, что виновному была известна незаконность его деяния. Если по делу не будет установлено, что он достоверно знал, что привлекаемое к уголовной ответственности лицо данное преступление не совершало, состава рассматриваемого преступления не будет.
Цели и мотивы преступления могут быть самыми разнообразными: месть, корысть, зависть, карьеризм, желание скрыть недостатки в своей работе или работе подразделения, сотрудником которого является виновный — значения для квалификации не имеют, но обязательно учитываются судом при определении меры наказания. Состав данного преступления имеется и в тех случаях, когда виновный незаконно привлекает человека к уголовной ответственности, руководствуясь ложно понятыми интересами службы.
Субъектом преступления могут быть только лица, производящие дознание, предварительное следствие, или прокурор. Ответственность по данной статье несет, прежде всего, лицо, которое предъявляет обвинение заведомо незаконно. Непосредственный начальник следователя, дознавателя или прокурора, давший письменное указание о явно незаконном привлечении лица в качестве обвиняемого, может быть привлечен к уголовной ответственности по рассматриваемой статье УК РК в качестве соучастника преступления в виде подстрекателя.
Ответственность по ч. 1 ст. 344 УК РК наступает в случае незаконного привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой или средней тяжести. Общественная опасность привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности повышается, если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Поэтому в части второй указанной статьи содержится данный квалифицирующий признак.
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 1636 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!