![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
письме одному чешскому другу Балакирев уже в июне 1900 года так писал:
«...Вы совсем не знаете Листа, считал его только виртуозом и не подозревая, что он, глубоко затронувший в своей музыке совсем новые сферы, о которых другим и во сне не грезилось, представляет из себя композитора гениального....Посмотрите его «II. Pensieroso» («Мыслитель»), написанное под вдохновением известной статуи Микеланджело над могилам'! Медичи во Флоренции. Как много в ней глубины!.. Если б Лист, написав эти только две странички, умер. не сделав ничего другого, то и тогда следовало бы назвать его Бетховеном наших дней».
Кажется, что творения Мастера умирают вместе с самим Мастером. Нет больше старого маэстро, нет его личного обаяния, против которого невозможно устоять. Пешт, Веймар, Рим забывают Листа.
Каждый год приносит новые шедевры: 1887-й — «Отелло» Верди; 1888-й — симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Дон Жуан», «Арабески» молодого Дебюсси; 1889-й — струнный квартет Сезара Франка — последнее крупное произведение французского мастера, почитателя Листа; 1890-й — «Пиковую даму» Чайковского и завершенного уже после смерти автора «Князя Игоря» Бородина, а в Италии — «Сельскую честь» Ма-сканьи, провозвестницу нового оперного направления — веризма; другая, самая знаменитая веристская опера—
«Паяцы» Леонкавалло — ставится в 1892 году; а далее «Фальстаф» — последний оперный шедевр Верди, предсмертная Шестая симфония Чайковского; в 1894 году — монументальная Вторая симфония Густава Малера. И в том же году завершается «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси — провозвестник импрессионизма в симфонической музыке. А там — «Богема» Пуччини, «Садко» Римского-Корсакова (1896), его же «Моцарт и Сальери» (1897)...
Но в первые же годы нового столетия некий молодой венгерский композитор Бела Барток, листая Сонату си минор, вдруг обнаружил, что в ней обретается удивительный мир.
Вскоре в 1907 году открывается Музыкальная академия. На ее фронтоне красуется скульптура Ференца Листа. Но не она напоминает о Листе, а классные комнаты и кипящая в них жизнь: в точности та, о какой мечтал он еще в маленькой школе на Рыбной площади. Преподаватели — его ученики. В концертных залах царит его дух. И это значит, что Лист жив в этих студентах.
И почти одновременно с рождением Будапештской музыкальной академии молодеет в духе Ференца Листа и дряхлый Веймар. Старый Веймар, видавший Кранаха и Иоганна Себастьяна Баха, герцогская резиденция, которую считали своей Гердер, Гёте и Шиллер, где творил Гуммель и куда, пусть на короткое время, приезжали Берлиоз, Вагнер, Сметана, Бородин и целый ряд других талантов.
Старинный Веймар снова пробуждается от спячки. Во главе веймарского оркестра — Рихард Штраус. Директор Школы мастеров — ученик Листа Анзорге, затем Ферруччо Бузони. Бузони играет композицию великого Мастера с такой потрясающей проникновенностью, что суеверные люди начинают поговаривать о переселении в него духа Листа, что он — это воскресший Лист: та же пламенная романтичность, мефистофельски блестящая виртуозность, та же устремленность в неизведанные заоблачные сферы.
В Веймар начинается паломничество — послушать Бузони, триумфально воскресшего Ференца Листа.
Удивительный век. Каждое мгновение на его небе вспыхивает новая звезда.
1902 г.— опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» и симфоническая поэма Шенберга на тот же сюжет;
1903 г.— струнный квартет Равеля;
1904 г.— опера Пуччини «Чио-Чио-Сан», три арии, составившие «Шехеразаду» Равеля, трагическая Шестая симфония Малера;
1905 г.— опера Рихарда Штрауса «Саломея», симфоническое полотно Дебюсси «Море», Седьмая симфония Малера и произведения новой венгерской музыки: Сюиты для оркестра Догнана, Первая оркестровая сюита Бартока, «Серенада» Лео Вайнера.
Новые мастера, новые мастерские творения, но особенно знаменателен 1905 год. В Венгрии два новых гения — Золтан Кодай и Бела Барток.
Но их появление не затмевает, а как бы усиливает на время угасшее л снова вспыхнувшее сияние Ференца Листа.
В 1911 году мир празднует столетие со дня рождения Листа. Брайткопф и Гертель объявляют об издании Полного собрания сочинений Ф. Листа. Повсеместно в мире— праздничные концерты Листа. В Венгерском национальном музее — выставка Листа: письма, журналы, рецензии, восторженные поэмы, партитуры, памятные медали, старая трость, парадная шпага, потемневшие золотые и серебряные венки, портреты и значки и пожелтевшая от времени книга — «Божественная комедия».
21 октября 1911 года в соборе Матяша звучит «Венгерская коронационная месса». Дирижирует Адольс Сикла. В тот же вечер в Опере исполняется «Легенда о святой Елизавете», утром 22 октября — «Эстергомская месса» в Базилике.
В автобиографии Бела Барток десять лет спустя запишет:
«Снова изучал Листа... и открыл для себя его истинное значение; с точки зрения дальнейшего развития музыки я увидел в нем куда большего гения, чем Вагнер или Штраус».
ПРИМЕЧАНИЯ
I
1 В те времена город назывался среди венгров Пожонь, австрийцы же дали ему название Прессбург.
2 Душек, Франтишек Ксавер (1731 —1799) — чешский пианист, педагог и композитор. Один из основоположников чешской пианистической школы.
3 Р и с, Фердинанд (1784—1838) — немецкий композитор, пианист и дирижер. В его музыкальных сочинениях заметно сильное влияние бетховенского стиля.
4 Э р к е л ь, Ференц (1810—1893) — выдающийся венгерский композитор и дирижер. Основоположник национальной оперы. Автор венгерского национального гимна, написанного на текст венгерского поэта Ференца Кёлгея.
5Гуммель, Иоганн (Ян) Непомук (1778—1837)—австрийский композитор (чех по национальности), пианист, дирижер и педагог. Ученик Моцарта, а также А. Сальери. Творчество Гум-меля явилось важным звеном в развитии фортепианной музыки от венских классиков до романтиков и оказало влияние на многих музыкантов-романтиков. Один из крупнейших пианистов своего поколения, получивший в свое время прозвище «Наполеон фортепиано».
6 Черни, Карл (1791—1857)—австрийский пианист, педагог и композитор (по национальности чех). Ученик Бетховена. Основоположник венской пианистической школы первой половины XIX века. Автор доныне популярных фортепианных этюдов.
7 Здесь перечисляются имена видных деятелей искусства XVIII века, с которыми приходилось общаться итальянскому композитору Антонио Сальери (1750—1825).
Метастазио, Пьетро (1698—1782) — итальянский поэт и драматург-либреттист. Пользовался мировой славой как автор текстов 27 опер-сериа. Почти все композиторы XVIII века писали музыку на его тексты, в том числе Гендель, Глюк, Гайдн и Моцарт.
Кальцабиджи, Раньери (1714—1795) — итальянский оперный либреттист; представлял противоположное метастазио направление в оперной либреттистике XVIII века. Выступая против чопорности и условности оперных текстов, Кальцабнджи стремился к естественному и правдивому воплощению человеческих чувств. Эти передовые устремления сблизили его с крупнейшим
лакея. Позднее, когда смерть похитила у меня отца,.. я ощутил горькое отвращение к искусству, каким я его перед собой увиде. униженным до степени более или менее терпимого ремесла, обреченным служить источником развлечений избранного общества Я согласился бы скорее быть чем угодно на свете, только не музыкантом на содержании у богатых людей, покровительствуемым и оплачиваемым как жонглер или ученая собака».
III
1 Шатобриан, Франсуа Рене де (1768—1848) — французский писатель-романтик, творчеством которого увлекался молодой Лист. К числу его любимых произведений принадлежала автобиографическая повесть Шатобркана — «Рене», выражавшая настроения одиночества и разочарования.
2 Крупнейшие представители французского классицизма XVI! века Пьер Корн ель (1606—1684) и Жан Расин (1639— 1699) противопоставляли свою упорядоченную, скованную строгими правилами, идеализированную драматургию живой, полной движения и жизненной правды драматургии Шекспира. В XIX веке французские романтики во главе с Виктором Гюго сделали Шекспира своим знаменем в борьбе против классицизма.
3 «Сенакль» (французское сепес!е — сообщество, от латинского сепа — трапеза). В историю литературы под названием «Сенакль» вошел кружок французских романтиков в 20-х годах XIX века. Литературные традиции «Сенакля» менялись вместе с его вожаками. Первый из них был Шарль Нодье (1780—1844), в литературном салоне которого царил дух политического компромисса и литературного эклектизма (девиз Нодье — «свобода, управляемая вкусом»). В конце 20-х годов под влиянием возрастающей общественной активности «Сенакль» демократизировался. Во главе кружка стали Виктор Гюго (1802—1885) и Шарль Огю стен Сент-Бёв (1804—1869). В кружок пришла бунтарски настроенная молодежь [поэт Альфред де М ю с с е (1810—1857), писатель Теофиль Готье (1811 —1872), Александр Дюма-отец (1802—1870), Проспер Мериме (1803—1870) и поэт Петрус Борель (1809—1859)], которая поднимала подлинные сражения вокруг постановок новых пьес Гюго и Дюма, преследуемых властями и Академией.
4 Здесь перечисляются в основном имена представителей литературных кругов Парижа, наиболее крупным из перечисленных является писатель Альфред д е Виньи (1797—1863).
5 Ломбер Жозеф Массар (1811 — 1892) и Кретьен Уран (1790—1845) — известные бельгийские скрипачи, жившие в то время -в Париже. Массар был близким другом Листа, с которым он в 30—40-е годы часто выступал в концертах. Уран был не только скрипачом, но и органистом, альтистом и композитором. Современники наиболее ценили его талант альтиста. Уран был одним из первых альтистов, выступавших с сольными концертами.
6 Давид, Фелисьен Сезар (1810—1876) — французский композитор, в 1831 году вступивший в общество сенсимонистов. В 1833—1835 годах в качестве миссионера посетил страны Ближнего и Среднего Востока, где пропагандировал идеи утопическо-
го социализма. Изучал народную музыку, собирал оригинальные восточные мелодии, которые позднее использовал в своих сочинениях. Давид заложил основы ориентализма во французской музыке XIX века.
7 Фетис, Франсуа Жозеф (1784—1871) — бельгийский музыкант, музыкальный писатель и критик, композитор, педагог, музыкальный общественный деятель. В 1827 году организовал первый во Франции еженедельный музыкальный журнал «Revue musi-саlе», был его единственным редактором и основным автором. Глава бельгийской и французской музыковедческой школы середины XIX века. Автор многочисленных учебников и капитальных трудов по истории музыки (восьмитомная работа «Всеобщая биография музыкантов и библиографический музыкальный словарь» и пятитомная «Всеобщая история музыки»), которые принесли ему мировую известность. Однако, отстаивая классические традиции, как музыкальный критик нередко проявлял консервативность по отношению к новаторским произведениям композиторов-романтиков.
8 Нерваль, Жерар де (1808—1855) — французский поэт, сблизившийся в тридцатые годы с группой бунтарски настроенных поэтов-романтиков. Переводчик «Фауста» Гете, заслуживший похвалу самого автора.
9 Ламартин, Альфонс Мари Луи де (1790—1869) —французский поэт-романтик, любимый поэт Ф. Листа, у которого он позаимствовал многие сюжеты для своих произведений.
10 Т ь е р, Адольф (1797—1877) — французский политический деятель и историк, будущий палач Парижской Коммуны 1871 г.
" Констанде Ребек, Бенжамен Анри (1767—1830) — французский писатель и публицист. Как писатель прославился своим единственным романом «Адольф», сыгравшим большую роль в развитии романтизма. Это история молодого человека, «сына века», оказавшегося в разладе с обществом и самим собой. Противоречивость взглядов, чувств и поступков героя, его безволиа были так характерны для послереволюционной Франции и выражены с такой яркостью и остротой, что Адольф стал как бы образцом романтического героя.
12 Скриб, Огюстен Эжен (1791—1861) и Делавинь, Казимир Жан Франсуа (1793—1843)—французские драматурги либерально-буржуазного направления, сочетавшие в своем творчестве формы классической трагедии с романтическим сюжетом и выступавшие против прогрессивных революционных романтиков. Скриб также автор многочисленных оперных либретто, написанных для лучших композиторов своей эпохи. Наиболее известны его либретто к операм Мейербера «Роберт-дьявол» и «Гугеноты».
13 Делакруа, Эжен (1798—1869)—выдающийся французский живописец-романтик. Автор революционно-романтической картины «Свобода на баррикадах».
14 Римская премия — государственная премия во Франции, присуждаемая в конкурсе Академии изящных искусств молодым композиторам, художникам, скульпторам и архитекторам. Большая Римская премия дает право на трехлетнее пребывание за счет государства на вилле Медичи в Риме с целью совершенствования
мастерства. Интересно, что Берлиоз четыре года подряд (с 1827 по 1830) принимал участие в конкурсе и три раза члены жюри озадаченные новизной его стиля, отклоняли его произведения. Тогда на четвертый раз композитор отказался от собственной манеры сочинения и предложил кантату в традиционном академическом стиле, после чего стал лауреатом. Поэтому понятно, почему с такой насмешкой и юмором Берлиоз описывает эту «пресловутую Римскую премию».
15 X а б е н е к (Абенек), Франсуа Антуан (1781 -
1849) — французский скрипач, дирижер и композитор.
IV
1 X и л л е р, Фердинанд фон (1811—1885) — немецкий дирижер, композитор и пианист, современник Шопена, Мендельсона, Шумана, Вагнера, Верди, с которыми был в дружеских отношениях. Пользовался известностью как пианист, особенно славился исполнением произведений Моцарта и импровизациями.
2 Ламенне, Фелесите Робер де (1782—1854) — французский реакционный публицист и философ, аббат. Будучи одним из главных проповедников «христианского социализма», стремился доказать, что принципы социализма лежат в основе Евангелия.
3 Сю, Эжен (1804—1857) — французский писатель, автор популярного в то время авантюрно-мелодраматического романа «Парижские тайны».
4 Шлезингер, Морис (1797—1871) — французский музыкальный издатель.
5 Здесь названы друзья Шопена. Дельфина Потоцкая (1807—1877) — графиня, близкая приятельница Шопена, на творчество которого она оказала значительное влияние. Юлиан Фонтана (1810—1860) — музыкант, товарищ Шопена по консерватории.
6 О р т и г, Жозеф Луи д (1802—1866)—французский писатель и критик, историк музыки; друг и первый биограф Листа.
7 Имеется в виду фортепианная соната № 29 Бетховена, опус 106, иначе называемая «Хаммерклавир», согласно авторскому подзаголовку (нем. Наmmelklawier — молоточковое фортепиано — указывает на то, что соната предназначена для нового типа фортепиано). Эта поздняя соната Бетховена, отличаясь своей грандиозной масштабностью, свободной трактовкой сонатной формы, а также исключительными пианистическими трудностями, считалась произведением неисполнимым. Лист был одним из первых, кто не только разрешил технические трудности сонаты, но и открыл для парижской публики одно из самых выдающихся произведений мировой музыкальной культуры.
8 Пачини, Джованни (1796—1867)—итальянский композитор. Его перу принадлежит около 90 опер.
9 Герц, Анри (Генрих) (1803—1888) — французский пианист, композитор, педагог, по национальности немец. Представитель салонно-виртуозного направления в фортепианном искусстве. Его игра отличалась внешним блеском и элегантностью.
10 Нурри, Адольф (1801 —1839)— французский певец (тенор). Один из лучших певцов начала XIX века, Нурри обладал сильным голосом широкого диапазона (пел партии баритона, вла-
дел фальцетом). В дни Июльской резолюции 1830 года был на баррикадах, где пел для повстанцев «Марсельезу».
11 «Рикорди» — итальянское музыкальное издательство и торговая фирма, основанная в 1808 году скрипачом Джованни Рикорди (1785—1853). Преемник Дж. Рикорди —его сын Тито Рикорди (1811 —1888), был другом Верди.
12 Автор приводит строки из сонета Петрарки № 104.
13 Здесь перечисляются известные пианисты XIX века: Генрих Луи Мортье де Фонтен (1816—1883) — польский пианист; Франц Ш о б е рл ех н ер (1797—1843) — австрийский пианист и композитор, ученик Гуммеля; Иоганн Петер Пиксис (1788—1874) — немецкий пианист и педагог и итальянский пианист О р р и ц ж и.
14 Г е н з е л ь т, Адольф Львович (1814—1889) — русский пианист, педагог и композитор, по национальности немец. Ученик Гуммеля. Многие современники (в том числе Балакирев, Шуман, Лист) высоко ценили игру Гензельта, считая его выдающимся пианистом XIX века.
15 Шуман (урожденная Вик) Клара Жозефина (1819— 1896) — немецкая пианистка, композитор и педагог, дочь и ученица известного немецкого педагога Ф. Вика, жена Р. Шумана.
16 Хаслингер, Тобиас (1787—1842)—австрийский музыкальный издатель, основавший музыкально-издательскую фирму в Вене в 1814 году.
17 Л е н а у, Николаус (1802—1850)—австрийский поэт-романтик, на стихотворение которого Лист написал известную песню «Три цыгана».
18 Т а с с о, Торквато (1544—1595) — выдающийся итальянский поэт. Скитальческая жизнь Тассо, легенда о его любзи к сестре феррарского герцога Элеоноре дали материал для многих выдающихся литературных и музыкальных произведений, в том числе и симфонической поэмы Листа «Тассо. Жалоба и триумф».
19 Оберман — герой романа «Оберман» французского писателя Этьенна Сенанкура (1770—1846), которому свойственна атмосфера мировой скорби, вечных сомнений и страстных романтических порывов.
20 Л а ф о п т е н, Жан де (1621 —1695) — французский писатель, автор знаменитых басен, в которых в аллегорических образах животных нарисована сатирическая картина общественных отношений Франции времен абсолютизма.
21 О в е р б е к, Фридрих (1789—1869) — немецкий живописец, основатель братства назарейцев. Назарейцы (нем. Ыагагепег, по легендарному месту рождения Христа) — ироническое название группировки немецких и австрийских художников «Союз святого Луки», основанной в 1809 году. С 1810 года назарейцы работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро, живя по образцу средневековой религиозной общины. Отрицая поздний классицизм, назарейцы стремились в своем творчестве возродить религиозное искусство в духе мастеров средневековья и Раннего Возрождения.
22 Виельгорский. Михаил Юрьевич (1788—1856) — русский композитор и музыкальный деятель; автор многих романсоз и один из первых русских симфонистов.
23 Корнелиус, Петер фон (1783—1867) — немецкий живописец, один из главных представителей немецкого романтизма с 1811 по 1819 год входил в братство назарейцев в Риме
24 Ф о г л ь, Иоганн Михаэль (1768—1840) — австрийский певец (баритон), друг Шуберта, который посвятил ему три свои песни.
25 Сече ни, Иштван (1791—1860) — венгерский политический деятель, основал Венгерскую академию наук и большое количество торговых предприятий, был инициатором парового судоходства по Дунаю. Сторонник реформ и мирного развития страны, Сечени был политическим противником Кошута, который, несмотря на это, называл его «самым великим венгром». В результате душевного разлада он покончил жизнь самоубийством, находясь в клинике для нервнобольных в Дёблине. Его образ запечатлен Листом в первой пьесе фортепианного цикла «Венгерские исторические портреты».
26 Ра ко ц и, Ференц (1676—1735) — руководитель национально-освободительного движения в Венгрии начала XVIII века против господства Габсбургов.
27 Т о м а ш е к, Вацлав Ян Крштитель (1774—1850)—чешский композитор, пианист и педагог. Прославился как пианист-виртуоз и как лучший педагог Праги. Среди его учеников Александр Дрейшок (1818—1869) — блестящий' чешский пианист-виртуоз и композитор; Ян Бедржих Кнтль (1806—1868)—известный чешский оперный композитор.
28 Кров, йозеф Теодор (1797—1859) — чешский певец, автор гуситской песни.
29 В юности, мечтая о карьере пианиста-виртуоза, Шуман придумал механическое приспособление для ускорения тренировки пальцев, но повредил им правую руку. Лечение оказалось безуспешным. Так навсегда разрушились мечты Шумана о деятельности артиста, но в 30-х годах во всем богатстве раскрылся его композиторский гений.
V
1 Г р е т р и, Андре Эрнест Модест (1741—1813)—французский композитор и музыкальный писатель, по происхождению бельгиец. Один из видных деятелей эпохи Просвещения, Гретри оставил заметный след в истории оперной музыки, а также в развитии музыкально-эстетической мысли.
2 Б у л л ь, Уле Борнеман (1810—1880) — норвежский скрипач и композитор. Был первым норвежским музыкантом, обратившимся к истокам народного творчества и отобразившим в своей музыке сказочный мир троллей и эльфов, позднее получивший столь яркое воплощение у Грига.
3 Л и х н о в с к и и, Феликс (1814—1848)—немецкий политический деятель.
4 Имеется в виду опера Моцарта «Волшебная флейта», написанная на либретто Эммануила Шикандера по мотивам поэмы-сказки немецкого писателя Кристофа Виланда «Лулу». Лист вспоминает главных героев оперы: в замке доброго волшебника Зораст-ро, в царстве Мудрости и Света живет дочь Царицы ночи — Па-лина. Зорастро решил ее избавить от черной власти Царицы по-
чи и соединить браком с принцем Тамино. Но, чтобы проникнуть в храм Мудрости, нужно пройти ряд испытаний (молчанием, огнем и водой). Тамино с успехом выдерживает все испытания и обретает Палину. Яркое солнце рассеивает ночной мрак, все славят мудрость и красоту.
5 Теле к и, Шандор (1821 —1892) — венгерский политический деятель, друг Листа, Гюго и Петефи.
6 Варнхаген фон Энзе, Карл Август (1785—
1858) — немецкий писатель, критик и публицист. Участвовал в войне против Наполеона в рядах русской армии; с 1814 года был прусским дипломатом. В период меттерниховской реакции Варнхаген фон Энзе смело защищал передовых немецких литераторов. Его салон в Берлине был видным центром культуры и литературной жизни первой трети XIX века.
7 Ар ним, Элизабет фон (урожденная Брентано) (1785—
1859) — немецкая писательница, известная под именем «Беттина», друг Гете и Листа.
8 Автор имеет в виду оперу Бетховена «Фиделио», которая в первых двух редакциях имела название «Леонора».
9 Александр Николаевич Серов (1820—1871) и Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) были основоположниками передовой музыкальной критики в России. Кроме того, Серов — автор известных опер «Юдифь» и «Вражья сила».
10 Калергис, Мария (урожденная Нессельроде, по второму мужу Муханова) (1823—1874)—талантливая русская пианистка, ученица Шопена, друг Листа и Вагнера.
11 Р у б и н и, Джованни Баттиста (1794—1854) — итальянский певец (тенор). По свидетельству современников, пение Ру-бини потрясало слушателей своим драматизмом, заключенным именно в пении, а не в сценическом действии.
12 Имеется в виду Карл Мария Вебер (1786—1826) — немецкий композитор, автор оперы «Волшебный стрелок».
13 Шпор, Людвиг (Луи) (1784—1859) — немецкий скрипач, дирижер и композитор, яркий представитель раннего романтизма. Шпор является основоположником немецкой скрипичной школы XIX века.
14 Обе р, Галеви, Тома — французские композиторы, сыгравшие значительную роль в развитии французской оперы XIX века. Франсуа Обер (1782—1871)—мастер французской комической оперы; Фроманталь Галеви (1799—1862) — яркий представитель большой оперы; Амбруаз Тома (1811 —1899) — один из создателей жанра лирической оперы.
15 Б р е и д е н ш т е и н, Генрих Карл (1796—1876) — немецкий дирижер и педагог.
16 Линд, Дженни (1820—1887)—шведская певица (сопрано). Линд обладала голосом огромного диапазона, отличавшимся красивым тембром и кристальной чистотой. Современники называли ее «шведским соловьем».
В и а р д о-Г а р с и а, Мишель Полина (1821—1910) — французская певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и композитор. Дочь и ученица испанского педагога и певца М. Гарсиа. Занималась на фортепиано у Листа, а по теории композиции — у А. Рейхи. Пела в различных театрах Европы, много концертировала.
Творчество Виардо-Гарсиа отличалось высокой музыкальной культурой и драматической экспрессией. В 1863 году оставила сцену и посвятила себя педагогической деятельности. Автор многих романсов и нескольких опер, либретто для которых писал И. С. Тургенев, близкий друг Виардо-Гарсиа.
17 Иоахим, Йозеф (1831 —1907) — знаменитый венгерский скрипач, друг Брамса и Листа. С 1868 года до последних лет жизни был директором Высшей музыкальной школы в Берлине
18 Автор имеет в виду задуманный Листом уже в те годы цикл симфонических поэм. Действительно, написанные в следующее десятилетие двенадцать программных поэм затронули чрезвычайно широкий круг образов и вопросов человеческого бытия, охватив мировую литературу различных веков и народов — от античных мифов до современного Листу романтизма.
19 Вёрёшмарти, Михай (1800—1855) — крупнейший венгерский поэт-романтик, деятель национально-освободительного движения, сторонник Кошута. Стихотворение Вёрёшмарти «Призыв», переложенное на музыку Беньямином Эгреши, стало вторым венгерским национальным гимном.
20 Вешелени, Миклош (1796—1850) — барон, венгерский политический деятель, руководивший дворянской оппозицией в 30—40-е годы. Выступал за независимость Венгрии от Габсбургов.
21 Кош у т Лайош (1802—1894) — самый крупный политический деятель венгерской освободительной борьбы 1848—1849 гг. В 1849 году после свержения династии Габсбургов стал регентом Венгрии. После разгрома освободительного движения вынужден был эмигрировать. Своими пламенными речами приобрел много сторонников независимости Венгрии в Европе. Проживая в 50-х годах в Великобритании, Кошут встречался с Герценом, с которым был в дружеских отношениях. Умер в Турине в почете и уважении. В Венгерской Народной Республике утверждена Государственная премия имени Кошута.
22 П е т ё ф и, Шандор (1823—1849) — крупнейший революционный венгерский поэт-лирик. Петёфи был одним из вождей венгерской революции 1848 года и погиб во время освободительной борьбы в сражении при Шегешваре.
23 Ч о к о н а и-В и т е з, Михай (1773—1805) и Б е р ж е н и, Даниэль (1776—1836) — венгерские поэты-просветители.
24 Сметана, Бедржих (1824—1884) — великий чешский композитор, возглавивший движение за возрождение национальной музыкальной культуры. Основоположник чешской национальной оперы.
VI
1 Риенци Кола ди (1313—1354) — итальянский политический деятель, судьба которого неоднократно служила темой для художественных произведений. Вагнер воспел этого народного трибуна, поднявшего восстание в Риме против патрициев, о своей одноименной опере «Риенци».
2 Телеки, Ласло (1811—1861) — венгерский политический деятель и публицист, друг Кошута.
3 Имеется в виду замысел «Революционной симфонии». Наброски этой симфонии возникли еще в дни Июльской революции
1830 года. Революционные события в Венгрии в 1848 году и их трагическая развязка побудили Листа снова приняться за эту работу. Теперь, по возникшему четкому плану, «Революционная симфония» должна была превратиться в революционно-патриотическую эпопею, в центре которой должна была встать судьба Венгрии. К сожалению, симфония вновь не была окончена, ее первую часть Лист опубликовал в качестве симфонической поэмы «Плач о героях».
4 Среди учеников Листа были не только пианисты. Он воспитывал столь же разносторонних музыкантов и общественных деятелей, каким был и сам. Петер Корнелиус (1824—1874) — немецкий композитор и писатель; Карл Клиндворт (1830— 1916) — немецкий пианист, педагог и редактор; Карл Таузиг (1841 —1871)—польский пианист, композитор и педагог; Сала-мон Ядассон (1831 —1902)—немецкий пианист, педагог, композитор и теоретик; Ганс Бронзарт фон III елендорф (1830—1913) — немецкий пианист, дирижер и композитор; Ганс фон Бюлов (1830—1894) — немецкий пианист, дирижер, композитор и музыкальный писатель. Всего за свою жизнь Лист воспитал 337 учеников.
5 X а н с л и к, Эдуард (1825—1904) — австрийский музыковед, выступавший как теоретик формализма. Отрицая возможность выражения в музыке какого-либо содержания, Ханслик утверждал, что музыка может изображать лишь динамическую сторону чувств. Формалистический подход сказался и в критических статьях Ханслика, где он недооценивал творчество выдающихся композиторов XIX века (Вагнера, Листа, Шопена, Берлиоза, Верди и др.).
6 Франц, Роберт (1815—1892)—немецкий композитор, друг Листа.
7 Поль, Рихард (1826—1896) — немецкий музыкальный писатель, друг Листа.
8 Д а м р о ш, Леопольд (1832—1885) — немецкий дирижер, композитор и скрипач, с 1871 года живший в Нью-Йорке.
9 Автор подразумевает возникшую в 50-х годах борьбу творческих направлений в немецкой музыке, которая сосредоточилась вокруг двух музыкальных школ. Первую возглавил Лист, осуществляя в Веймаре свои новаторские идеи и замыслы. По месту жительства Листа она называлась «веймарской» или «нововеймарской». Во главе второй школы — «лейпцигской» — стояли деятели лейпцигской консерватории, созданной Мендельсоном в 1843 году при участии Шумана — представители умеренного, «приглаженного» романтизма. Позднее борьба приняла иные формы: враждующие лагери образовались вокруг двух крупнейших композиторов Германии — Вагнера и Брамса.
10 Известно, что Шуман никогда не принадлежал к числу почитателей Листа. Блестящий, величественный пианизм Листа был ему чужд. «Как же он необыкновенно играет,— пишет он Кларе Вик о Листе,— и смело, и бешено, и все же нежно и ароматно --втого я никогда не слыхал. Но, Клара, этот мир больше не мой мир. Искусство, как ты его практикуешь, и как я часто практикую его за роялем при сочинении, ту прекрасную уютность я все же не отдал бы за его великолепие, и при этом у него еще имеется что-
то мишурное». Лист же, будучи более восприимчивым к пониманию чуждых ему направлений в искусстве, не только сумел по достоинству оценить творчество Шумана, но и всеми силами способствовал распространению его музыки. Но, несмотря на разли-чие музыкальных вкусов, личные отношения Шумана и Листа внешне оставались дружественными.
11 Аугус, Антал (1807—1878) —венгерский политический деятель, барон, друг Листа.
12 Ре мен и, Эде (Эдуард) (1830—1898) — всемирно известный венгерский скрипач-виртуоз, друг Листа. С 1878 года жил в Сан-Франциско.
13 Здесь автор по-своему излагает содержание грандиозной оперной тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелуига», состоящей из четырех музыкальных драм: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов».
14 Братья Альберт Франц Доплер (1821—1883) и Карл Доплер (1825—1900)—были известными флейтистами, дирижерами и признанными композиторами. Франц Доплер был первой флейтой в пештском Национальном театре, а затем работал в Венской придворной опере как флейтист и дирижер. Карл Доп лер также работал флейтистом в пештском Национальном театре, а затем был придворным капельмейстером в Штутгарте. Как композитор большую известность получил Франц Доплер: его опера «Илька и вербовщик в гусары» пользовалась большим успехом и долго не сходила со сцены.
15 Гофман фон Фаллерслебен, Август Генрих (1798—1874) — немецкий поэт и лингвист, друг Листа. Его песня «Германия, Германия превыше всего» (1841 г.) была использована как гимн империалистической, а затем фашистской Германии.
16 Фештетич, Лео (1800—1884) — венгерский магнат, композитор, директор театра в Пеште.
17 Вотан — один из главных героев оперной тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга».
18 М о ш о н и, Михай (настоящая фамилия — Бранд) (1815— 1870)—венгерский композитор и музыкальный критик, наряду с Листом и Эркелем относится к самым значительным представителям венгерской музыки XIX века. Мошони, немец по происхождению, был убежденным патриотом Венгрии, в 1859 году принял венгерскую фамилию.
А б р а н и, Корнель (1822—1903) — венгерский композитор и музыкально-общественный деятель. Был инициатором и активным участником всех событий музыкальной жизни Венгрии: организатор первой венгерской музыкальной газеты «Зенесети лапок» и ее редактор; один из организаторов Музыкальной академии, ее секретарь и профессор; автор учебников, музыкально-теоретических работ, книг о композиторах — Листе, Мошони, Эрке-ле, а также статей о Берлиозе, Шопене, Вагнере и др.
19 Б а р а б а ш, Миклош (1810—1898)—венгерский художник-портретист, живописец и график.
20 Готшальг, Александр Вильгельм (1827—1908) — немецкий органист, музыкальный писатель и педагог.
21 Преданные последователи Р. Шумана (умер в 1856 году) Брамс и Иоахим в 1860 году выступили в печати против утверждения новонемецкой школы. «Я произнес слово Лист,— писал Иоахим Р. Францу,— как ни грустно мне соединять это имя, с которым у меня связано столько дорогих воспоминаний и столько заслуживающих уважения блестящих дел, с публичным протестом против разделяемых им художественных взглядов».
22 Пфлу гха у п т, Роберт (1833—1871) — немецкий пианист, ученик Листа.
VII
1 Содержание исполняемой Листом пьесы указывает на то, что автор имеет здесь в виду знаменитый «Мефнсто-вальс».
2 Э т в е ш, йозеф (1813—1871) — венгерский писатель и политический деятель, выступавший за мирное развитие Венгрии и за соглашение с Австрией. Автор социально-критических романов «Деревенский нотариус» и «Венгрия в 1514 году».
3 Сгамбати, Джованни (1841 —1914) — итальянский пианист и композитор.
VIII
1 Венгерские друзья Листа: Альберт Аппони (1846— 1933) — реакционный политический деятель; Эдён Михалович (1842—1929) — пианист и композитор.
2 3 и ч и, Геза (1859—1924), граф — композитор и пианист. В ранкей юности (14 лет) потерял правую руку во время несчастного случая на охоте, но, несмотря на это, продолжал играть левой рукой, доведя технику игры до виртуозности. Далее упоминается его родственник — Михай Зичи (1829—1906) — венгерский художник, одно из произведений которого вдохновило Листа на создание последней симфонической поэмы «От колыбели до могилы».
3Фолькман, Роберт (1815—1883) — немецкий композитор и педагог, жил и работал в Пеште.
4йокаи, Мор (1825—1904)—крупный венгерский писатель-романтик, друг и соратник Петефи.
5 «Мудрец отчизны» — венгерский политический деятель Ференц Деак (1803—1876)—юрист, член Академии. Обычно его с глубоким почтением называли «мудрецом своей родины». Его образ запечатлен Листом во второй пьесе фортепианного цикла «Венгерские исторические портреты». Это последнее крупное сочинение Листа, в котором он воплотил образы выдающихся общественных деятелей, писателей и композиторов своей родины.
6Мункачи, Михай (1844—1900)—выдающийся венгерский живописец-реалист. Был близок своим творчеством и личными связями к русским передвижникам. Лист посвятил ему свою 16-ю венгерскую рапсодию.
7 Немецкий пианист, дирижер и музыкальный писатель Август Гёллерих (1859—1923) и пианистка Лина Ш м а л ь-гаузен (1863—1928) были учениками Листа.
8 Венгерские ученики Листа Аладар Юхас (1856—1922) и Арпад Сенди (1863—1922) были верными продолжателями традиций своего учителя у себя на родине.
9 Т о м а н, Иштван (1862—1941) — венгерский писатель и педагог, ученик Листа, а также учитель Б. Бартока.
10Альбер, Эжен д (1864—1932) — пианист и композитор, ученик Листа.
11 3 и л о т и, Александр Ильич (1863—1945) — русский пианист, дирижер, педагог и музыкальный деятель. Обучался игре на фортепиано у знаменитых русских педагогов Н. С. Зверева и Н. Г. Рубинштейна, по теории — у П. И. Чайковского. С 1883 года совершенствовался у Листа в Веймаре. В 80-х годах приобрел европейскую известность как пианист. В 1888—1891 гг. преподавал в Московской консерватории класс фортепиано, среди его учеников — выдающиеся русские пианисты С. Рахманинов а А. Гольденвейзер.
12 Здесь перечисляются имена французских композиторов второй половины XIX века: Сезар Франк (1822—1890), Эдуард Лало (1823—1892), Эммануэль Ша б рие (1841—1894), Луи Этьенн Эрнест Р е и е р (1823—1909) и Габриэль Ф о р е (1845— 1924).
СОДЕРЖАНИЕ
Г. В. Крауклис.Предисловие........ 3
ЛИСТ
I. Орел над башней....... 21
II. «Le petit prodige»........ 61
III. Каролина.......... 77
IV. Мари........... 114
V. Вечный странник........ 208
VI. Смотровая башня....... 267
VII. Монте Марио........ 332
VIII. Три города: Будапешт, Рим, Веймар 360
IX. Траурный марш....... 390
Ференц Лист продолжает жить.. 398
Примечания Л. Шкляровской.... 401
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 653 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!