Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О Карта решетки идей



Как и все остальные карты, решетки идей сжимают боль­шое количество информации в простую картину. Этот метод имеет много применений. Психолог Чарлз Осгуд, например, с помощью такой решетки располагал челове­ческие переживания между двумя какими-то качествами. В приведенной карте гнев обозначается как активный и плохой, в то время как скука является плохой и пассивной. Эта карта выявляет интерес­ные взаимосвязи между раз­ными сторонами человечес­кой натуры.


Как бы вы расположили эмоции в этой решетке?


Фирма «Nippon Color» и Институт дизайна используют решетки идей для того, чтобы изобразить рынок сбыта и найти нишу для новых товаров. Следующая карта анализи­рует полученные данные о женских карманных калькулято­рах. Отметим три области, которые фирма выделила для производства этой продукции.

Решетка может выявить пробелы на рынке, предсказать потребность в новых товарах, упростить планирование и способствовать отрыву вашей фирмы от конкурентов. Со-


ставьте решетку, разделенную по принципу цены и удовле­творения потребительского спроса. Где окажется автомо­биль «Honda Accord»? A «BMW»? Или старый автофургон?

Шесть мудрецов

?

Отряд незрячих мудрецов Наткнулся на слона. Один, погладив мощный бок, Изрек: «Ты, зверь, — стена».

«Сей зверь походит на копье, А ты дурак и лжец», — Держась за бивень, возразил Ему второй слепец.

А третий хобот ухватил И, страха не тая, Заголосил что было сил, Что перед ним змея.

Четвертый терся у ноги Могучего слона

И утверждал, что перед ним Вздымается сосна.

Большое ухо теребя, Мудрец очередной Кричал: «На веер зверь похож, Он плоский и складной!»

Шестой, ощупывая хвост, Смеялся: «Ну и ну! Они веревочку принять Решили за сосну!»


Слон убежал. А мудрецы Одни в пыли толклись, Бранились с пеной на губах И чуть не подрались.

И разбрелись, не кончив спор, Не ведая про то,

Что каждый был частично прав И не был прав никто.

(перевод Дм. Толстобы)

Шинковка

J/leoftHecmta /г^оцесс cociiiouHl из поаЯоянн.ого {газ^еленил а соее/иненил, соес/иненил и. /шзуеления, вб многих аагетНах — cfifUieeHbtX. поня1Яийнмх, пе/щеп/мивнмх, волевых и физических.

^Mi^efuii УоШенёфг

Анализ представляет собой то, что проясняет информацию. Решение задач, постановка целей, определение причин, значения и смысла, — все это зависит от анализа. Шин­ковка упрощает информацию и пополняет наши знания о предмете.

Совет первый. Разбейте свою проблему или идею на составляющие части. Изучите ее свойства. Если пред­мет вам знаком, найдите способ взглянуть на него в ином свете.

Совет второй. Если у вас появилась идея, рассмот­рите ее с разных точек зрения. Спросите себя, как ее


[Г ^ ^ © /^

оценит покупатель? Что о ней скажет шестилетний ребенок? Что может из нее извлечь ученый? Свежий взгляд — это источник новой информации. Избегайте застывших понятий.

Совет третий. Расположите информацию в нагляд­ной форме. Используйте карту идей, чтобы отследить факты, взаимоотношения и подробности — и сделать информацию управляемой.


ПЕРЕМЕШИВАНИЕ

Объединение идей


Принцип «ага»

Миска для смешивания идей

Ни слова ноэ/Яа, ни iKeofienuA изб^е/ЯсиЯелл не имеюЩ каких-лиоо Сшуающихся качеств сами по ceSe. Нйёым лвляеШсл их сочетание.

1)э6и€/ Лай, писшЯель

Каждая ступень творческого процесса имеет четко опреде­ленную функцию — совершенно так же, как различные этапы приготовления обычной пищи Голодный ум (как и пустой желудок) требует постоянной подпитки и, подклю­чая воображение, использует любую возможность для воплощения в реальность своих самых фантастических уст­ремлений. Чувство голода — духовного или физическо­го — всегда заставляет делать шаг вперед.

Собирая факты и впечатления, мы приобретаем необходи­мые продукты для редкого и изысканного блюда — новой идеи. Когда в ход пущен нож анализа — основной инстру­мент на творческой кухне, — полученная информация под­вергается тщательному изучению и обработке Наконец шелуха отброшена, все необходимое достаточно мелко на­резано, и можно приступить непосредственно к приготовле­


нию. Следующий шаг творческого процеса — перемешива­ние — не менее важен. Сваливая все в одну кучу, мы соединяем и добросовестно перетираем разные составляю­щие, надеясь получить нечто неожиданное.

Перемешивание происходит тогда, когда разные понятия связываются вместе с целью получить совершенно новое сочетание. Художник, объединяющий несовместимые обра­зы в процессе создания фирменного логотипа, занимается творческим перемешиванием. Так же работает дизайнер, который сочетает идею плюшевых игрушек с мечтой о пушистых тапочках.

В результате смешивания получились такие революцион­ные вещи, как печатный пресс Гетенборга (нечто среднее между виноградным прессом и чеканкой монет), такие общеизвестные изобретения, как перевязочные бинты (со­четание марлевых подушек и хирургической ленты), и такие выдающиеся открытия, как теория хаоса (сопоставле­ние кружения сливок в кофе и кружения звезд в спирале­образной галактике).

Установление скрытых взаимосвязей между вещами, не имеющими друг к другу никакого отношения, является основной задачей смешивания идей.

Наше сознание постоянно проделывает эту работу, стре­мясь как-то увязать между собой ежедневно получаемые сведения об окружающем мире. Стараясь обрести новую точку зрения — не важно, на что именно, — мы с увлече­нием соединяем образы прошлого, новую информацию, стремления, опасения, замыслы и цели. Не удивительно, что латинское слово, обозначающее мышление, cogito, про­исходит из корней слов cum и agitare, что означает «встря­хивать вместе».

В этой главе мы подробно исследуем разные способы совме­щения идей, усердно перемешивая их, встряхивая и с


интересом разглядывая результат. Мы отыщем отличные, абсолютно новые идеи, связывая человека с неодушевлен­ным предметом, используя матрицу идей и исследуя мир метафор. Но сначала нужно поближе познакомиться с ос­новной целью творческого сознания — мгновением откры­тия.

Творческая искра

Упражнение. Расположите эти шесть спичек так, чтобы получилось четыре одинаковых равносторонних треугольника.

Возможно, самая известная история о вдохновенном откры­тии — рассказ о греческом философе Архимеде. В третьем веке до н.э. двоюродный брат Архимеда, царь Хирон II попросил ученого проверить, действительно ли царская корона сделана из чистого золота, или из сплава золота с более дешевыми металлами. Зная, что ему нельзя распла­вить корону или изменить ее форму, Архимед обдумывал задачу несколько недель. Однажды, во время посещения публичных бань, когда он погрузился в ванну, вода перели­лась через край — и моментально пришло решение. Архи­мед понял, что можно измерить объем короны, поместив ее в воду. Он был настолько воодушевлен своим открытием, что выскочил из бань, даже забыв одеться, и как безумный бежал по улицам, восклицая: «Эврика! Нашел!»


Впоследствии Архимед обнаружил, что ювелир действи­тельно надул царя — драгоценный металл оказался с из­рядной долей примесей.



К слову о взаимосвязях, ответ на уп­ражнение в самом начале главы — это слово «ЭВРИКА».


Многие убеждены в том, что «эврика» возникает исключи­тельно в творчестве с большой буквы, а настоящие откры­тия всегда связаны с драматическими событиями в жизни и разладом в душе. На самом деле каждый из нас в течение дня переживает несколько «ага» — маленьких «эврик» — связанных с небольшими событиями.

Эврика каждый день

— ЛЬч&иу K0fto€<a nocsufi комчаоммшш?

— Л>1Клли/ чЛо их Ufqica сл&мсии-сь.

SetSc/caa ии/Лка

Детям нравиться ежедневно переживать «ага» и «эврики». Понаблюдайте за экскурсией первоклассников в зоопарк или в музей, и вы увидите, как они совершают несчетное количество открытий Мы, взрослые, можем испытывать больше «эврик», если внимательнее отнесемся к событиям дня. И вот что неплохо было бы сделать: воссоздать те ощущения, которые заставляют нас больше смеяться, це­нить красоту и чувствовать озарение.

Решили задачу с шестью спичками? Если нет, вот вам совет: закройте глаза и думайте в трех измерениях. Може-


те ли вы вообразить трехмерную конструкцию, которая и будет решением?

Одна из моих любимых историй о творческих взаимосвязях взята из детства Р. Бакминстера Фаллера. Когда он учился в первом классе, учитель дал ученикам задание смастерить модели зданий из зубочисток и сухих горошин. Пока одни строили известные всем объекты, такие, как дома, конюшни и магазины, Фаллер, у которого было плохое зрение, при­ступил к созданию несколько странных сооружений, осно­вываясь на том, что он чувствовал, а не на том, что видел. Ему нравились треугольные формы, потому что в них ощу­щалась «прочность, надежность и устойчивость». Спустя некоторое время мальчик смастерил решеточные конструк­ции и треугольные здания, во много раз превосходящие по размерам то, что получилось у одноклассников. Бакминстер Фаллер писал: «После этого я почувствовал, что все, пре­тендующее на устойчивость, — будь то здание или план работы, — должно основываться на треугольниках».

Два десятилетия спустя Фаллер создал геодезический купол, удивительно легкое и надежное строение, не имею­щее внутренних подпорок и заключающее под собой почти неограниченное пространство. Сейчас существует свыше 300 000 геодезических куполов, которые можно обнару­жить на каждом континенте. Каждый купол представляет собой практичную, передвижную, дешевую конструкцию, в основе которой лежит простая геометрическая фигура — треугольник. Детское открытие Бакминстера Фаллера о том, что устойчивая трехмерная форма может быть получе­на из плоских треугольников, повлияло на его подход к архитектуре, науке и философии.


Решение задачи с шестью спичками состоит в том, чтобы сделать тетраэдр. Когда вы найдете решение, в вашем сознании вспыхнет искра озарения. Это волшебство, воз­можно, и есть самая спорная и менее всего понятная часть творчества.

Мы знаем, что вдохновение — это необузданная, неуправ­ляемая энергия творческого сознания. Внезапная вспышка, которая ведет за собой рождение новой идеи. Чаще всего вдохновение возникает непроизвольно. Но можно внушить себе состояние озарения так же, как мы внушаем себе необходимость сосредоточиться. Если бы вдохновение было полностью неуправляемо, мы не имели бы права принимать похвалу за наши идеи — только за действия.

Фактически настоящие всплески фантазии бывают лишь у тех, кто долго готовит к ним свой ум и предпринимает усилия к поиску. Французский математик Жюль Анри Пу­анкаре писал: «Эти внезапные вдохновения... никогда не приходят иначе как после нескольких дней адских усилий, прошедших совершенно неплодотворно, из которых ничего хорошего, по-видимому, не выйдет, а выбранный способ действия совсем сбивает с пути. Эти усилия впоследствии не были столь же бесплодны, как мысли, коими они сопро­вождались; они привели в движение подсознательный меха­низм, и без них ничего бы не двигалось и ничего бы не получалось».

Таким образом, известные истории о вдохновении — о яблоке, упавшем на голову Исаака Ньютона, об эпической поэме «Кубла хан» Сэмюэля Тейлора Колриджа, которая пришла к нему во сне, об озарении Архимеда — ободряют, но могут ввести в заблуждение. Они преуменьшают значе­ние той внутренней работы, которая предшествует открове­нию. Поиск, анализ и нахождение взаимосвязей должны подготовить сознание. Если вы пропускаете это «бессмыс­ленное» барахтанье, уменьшается вероятность получить до­стойный результат. Избегая беспорядочного топтания на


месте, вы крадете у себя исходный материал, питающий ваше воображение.

тецелж buukujc us ей

Шаг первый. Настройтесь на вдохновение. Любой объект, находящийся в данный момент под рукой, годится для внимательного и всестороннего изучения. Дайте себе достаточно времени, чтобы рассмотреть его с разных точек зрения.

Шаг второй. Поищите вокруг свежие идеи. кото­рые можно хоть как-то связать с выбранным объ­ектом. Лауреат премии Макартура и режиссер Питер Селларс ищет интерпретации ролей в самых невероятных местах. Он соединяет воинское искусство с азбукой для глухонемых, музыкальные видеоролики в стиле рок — с мифами, оперу — с событиями современной жизни. Исполнитель глав­ной роли в опере Моцарта «Аон Ажованни» ест гамбургеры и вместо меча использует складной нож. Жизнь Генделя связывается с событиями, про­исходящими во время Средневосточного кризиса, а король Лир водит «Lincoln Continental: Интерпрета­ции Селлерса вызывают неоднозначные реакции, но каждое представление носит отпечаток нового вос­приятия известных сюжетов и встряхивает тра­диционные театральные устои.

Шаг третий. Устанавливайте ассоциативные связи. Скажем, вы хотите написать поздравитель­ную открытку, на которой нарисовано яблоко. Что придумать? Можно связать яблоко со словами:

красное, блестящее, пирог, круглое, хрустящее, ор­ганическое, компьютер фирмы «Apple», семечко и дерево. Можно найти связь с яблочным пуншем.


машинкой для удаления сердцевины плодов, учите­лем, соусом, Вильгельмом Теллем, Ажорджем Ва­шингтоном и Исааком Ньютоном. Чем ярче будет ваш внутренний диалог, тем больше накопится идей. Одновременно с этим существенно повысится уровень ваших творческих сил, и вы сумеете войти в состояние, прямиком ведущее к «эврикам».

Секреты смешивания идей



Упражнение. Видите ли вы в этой фигуре треугольник?


Сознание постоянно дополняет формы и незавершенные образы в соответствии с нашими ожиданиями. Даже когда в фигуре нет треугольника — лишь три круга с вырезанны­ми частями, — разум дорисовывает несуществующие линии, заставляя нас видеть треугольник.

Самая сильная взаимосвязь между объектами — ассоциа­тивная, она не зависит от их сходства или различий. Сознание легко связывает стул и стол, яичницу и ветчину, брата и сестру, работу и деньги, и так далее. Способность находить подобные связи является одним из наших самых могущественных творческих активов.

Когда я был маленьким, один мой одноклассник однажды похвастался, что может найти связь между арахисовым маслом и всем, чем угодно. Вы говорите: «Чашка», а он отвечает: «Ну, в чашку наливают молоко, которым запива­ют бутерброд с арахисовым маслом». Если вы говорите:

«Пшеничные поля», он отвечает: «Разумеется, пшеница и арахис близко связаны по своему происхождению. И цвет у


них почти одинаковый». Эти связи, возможно, были со­мнительными, но они неизменно находились, о чем бы ни зашла речь.

Если бегло окинуть взглядом привычные вещи, мы обнару­жим множество способов, посредством которых люди объ­единяют несвязанные объекты, получая новое блюдо. Про­дуктовые сумки, выпускаемые фирмой «Ziploc», заимствуют идею застежки-молнии; трубчатая упаковка изогнутой формы, компании «Pillsburry», придуманная на занятии «мозговым штурмом», родилась благодаря воспоминанию о гороховых стручках. Тефлоновое покрытие на утюгах обяза­но своим происхождением производству неподгорающих сковородок.

Один фермер из Брэндона связал идею торговых карточек с животными на фермах и таким образом придумал подобные карточки на скот. На них изображены самые породистые выставочные коровы в Канаде и Соединенных Штатах, а также фотографии лучших представителей породы, статис­тические данные о родословной животных и их возможный приплод. Покупателям — а их много — нравится познава­тельная ценность этих документов, не говоря уже об их внешней привлекательности.

Для развлечения и практики, придумайте пять различных способов соединения стула и колеса, чтобы получилось нечто новое.

СТУЛ + КОЛЕСО =?

В 1893 году Джордж Вашингтон Джейл Феррис Мл., из Чикаго, соединил эти два слова, получив впервые в мире «Колесо развлечений». Уже существуют инвалидное крес­ло, детский стул с игрушечным рулем, несколько сидений на краю большого горизонтального колеса на детской кару­сели или сиденье мойщика окон, которое поднимается и опускается посредством большого махового колеса. А те­


перь попробуйте придумать другие комбинации. Изменяйте размеры и способы взаимодействия этих предметов до тех пор, пока не получите еще пять идей.

Предлагаю еще несколько пар, которые можно использо­вать подобным образом.

ПУГОВИЦА и ДЫМОВАЯ ТРУБА ТЕЛЕСКОП и ЛОПАТА УХО и ОГОНЬ ФОТОПЛЕНКА и ПИАНИНО МЯЧ и ПЛОТ СТОЛ и РЫЧАГ ВОЛНА и СЕКС БОГ и КАЛЕЙДОСКОП

Случайные слова

Упражнение. Допустим, вы возглавляете комиссию по распределению и сохранению водных ресурсов. Листая словарь, выберите любое приглянувшееся вам слово. При­думайте шесть идей о том, как управлять водными ресурсами, отталкиваясь от понятия: ТЮРЬМА.

В процессе поиска взаимосвязи между произвольным сло­вом и какой-то проблемой вы обнаружите множество инте­ресных сочетаний. Представьте, как будто вы подслушали внутренний диалог человека, решающего эту задачу.

«Вода и тюрьма. Посмотрим, м-м-м. Вода просочится сквозь двери тюремной камеры. Так что же все-таки между ними общего? Если мы сможем изолировать ее, вода будет в заключении. Тюрьма. Тем, кто сбрасывает отбросы в воду, можно выносить суровые приговоры. Можно держать их под домашним арестом и ограничить им водоснабжение.


Посмотрим, что еще? Что такое тюрьма? Тюрьма удержива­ет людей. Она похожа на цистерны, удерживающие воду. Вероятно, можно было бы производить лучшие цистерны для хранения воды.

Тюрьмы состоят из небольших камер. Может быть, нам лучше распределять воду по небольшим отсекам? В каждом доме можно устроить резервуары, воду из которых люди будут использовать в течение месяца. Можно было бы развер­нуть общественное движение, призывающее к установке в каждом доме счетчика воды. Каждый месяц высылать семьям отчет об их расходе воды, показывающий совершенно нагляд­но — скажем, насколько дорого обходятся большие ванны или бассейны. К ним прилагались бы небольшие наклейки, напоминающие о том, что надо беречь воду — во время чистки зубов, принятия душа и так далее. Тюрьма. Х-м-м. Тюрьма и вода. Лед заключает воду под стражу. Есть такая идея — переправить айсберги из Аляски в Калифорнию и расплавить их в питьевую воду. Как еще мы можем получить воду? Из воздуха. Подумайте о технологии получения питье­вой воды из влажности в воздухе. Это реально? Тюрьма. Тюрьмы — это темницы, а темницы часто бывают глубоко под землей. Как мы можем докопаться до подземной воды?»

Чем больше вы ищете взаимосвязи, тем больше находите. Случайные слова можно брать из любого источника. Слова­ри, справочники, энциклопедии, журналы, сборники — все это содержит большое количество сырых составляющих для наших блюд.

Еще один любопытный способ устанавливать новые связи — предоставить уму свободно дурачиться. Когда вы захотите войти в творческое состояние во время написания книги, выберите три или четыре строки из вашего текста и напишите их в начале чистой страницы. Затем посмотрите на каждое слово как на полено, того же размера, формы и цвета. Придется забыть, что перед вами слова — существи­тельные, глаголы и прилагательные.


Список случайных слов

               
Лампа   Компьютер   Пустота   Кочерга  
Сигара   Гардероб   Хлопок   Радио  
Молоток   Ножны   Наручники   Круг  
Брюки   Кольцо   Пальма   Палец  
Ручка   Петля   Карандаш   Двигатель  
Душа   Шоколад   Рассказ   Веревка  
Телевизор   Пища   Билет   Похороны  
Орех   Чулки   Дерево   Лозунг  
Действие   Один   Аромат   Болезнь  
Сигарета   Чудо   Клетка   Секундомер  
Раковина   Прогулка   Плантация   Скала  
Линза   Бренди   Лента   Армия  
Нож   Суждение   Лавина   Ребенок  
Винтовка   Основа   Звезды   Поезд  
Дорога   Бомба   Бамбук   Сосуд  
Книга   Гора   Канат   Катер  
Рождество   Носки   Телефон   Игра  
Гайка   Медведь   Подделка   Шеренга  
Фотоаппарат   Болельщик   Диск   Собор  
Вес   Стул   Словарь   Швея  
Песочные часы   Фабрика   Символ   Мрамор  
Стремянка   Царапина   Вспышка   Ром  
Чернила   Обед   Договор   Концерт  
Ковер   Бейсбол   Копия   Скорлупа  
Луна   Тюрьма   Пещера   Маятник  
Лицо   Код   Микроскоп   Крест  
Холод   Кожа   Квадрат   Облако  
Потомок   Шутка   Кровать   Сейф  
Спальная   Румянец   Мотор   Диско  
Пианино   Мокасин   Рукоять   Ремень  
Мозг   Религия   Дверь   Смеситель  
Впадина   Соус   Ценности   Чулан  
Паук   Раса   Рогатка   Огонь  

Выберите каждое третье из этих слов и перемешайте их, как колоду карт. Не старайтесь придать смысл полученному тексту. Сознание всегда стремится следовать логическому смыслу и построению. Воздержитесь от таких побуждений. Расслабьтесь и бездумно записывайте слова. Пишите до тех пор, пока не заполните целый лист.


Добавьте несколько точек, несколько запятых, несколько вопросительных и восклицательных знаков. Делайте это для удовольствия, не задумываясь. Взламывая причинно-следственную связь, вы получаете возможность увидеть мир по-новому.

Если вы работаете на компьютере в текстовом режиме, выключите монитор и печатайте идеи как можно быстрее. Не смотрите на результат. Не исправляйте правописание. Пусть ваши слова текут свободно.

уецелж ffuu/^u^ useu

Используйте случайные слова, чтобы придумать новый подход к интересующей вас ситуации. Лучше всего для задуманного подходят простые слова, вызывающие много ассоциаций.

Шаг первый. Запишите ваш открытый вопрос:

«Как я могу?..»

Шаг второй. Выберите случайное слово из спис­ка, предложенного на предыдущей странице, или из другого источника, такого, как журнал, словарь, справочник или телепрограмма.

Шаг третий. Поищите взаимосвязи между этим словом и вашей проблемой, сходства и разли­чия. Прислушайтесь к звучанию выбранного слова. Придумайте метафору. Рассмотрите свойства ре­шаемой задачи, сопоставляя каждое из них с вы­бранным словом.

Шаг четвертый. Исслледуйте все возможные варианты. Не давайте идеям ускользать, записы­вайте их на листе бумаги или в дневнике. Сохрани­те результаты для будущего рассмотрения.


Связь с предметом

Еще один способ выжимания из себя творческих соков состоит в том, чтобы выбрать знакомый предмет, напри­мер карандаш, взять его в руки и использовать в качестве источника вдохновения.

Рассмотрим, как обычный деревянный карандаш может привести вас к новым идеям относительно продвижения по службе:


ДЕРЕВО: Определите свою внутреннюю суть. Каковы ваши качества, сильные стороны и умения?


ОСТРИЕ: Сосредоточьтесь на задаче, которую решаете. Если вы дадите себе затупиться, созданный с таким трудом образ не будет четким. 1


РЕЗИНКА: Как вы можете стирать то, что вас сдерживает? Нужно ли вам затирать прошлые ошибки?


ЗАДАЧА" Поставьте себе цель. Узнайте назначение того, что вы делаете. Укажите себе направление. \



ОБОДОК- Кольцо — это символ обязательства. Рассмотрите несколько способов связи между этим словом и вашей проблемой. ТВЕРДОСТЬ- Определите, когда вам необходимо проявлять твердость, поддерживать дисциплину в себе и в других во время работы. Не нажимайте слишком сильно, а то грифель может сломаться.

ЗАПИСАТЬ: Изложите свои идеи на бумаге. Отправьте письма, записывайте разговоры, отслеживайте необходимую информацию, составьте списки того, что нужно сделать в первую очередь ШЕСТЬ СТОРОН: Сделайте шесть вещей, которые помогут вам продвинуться вперед: Выберите направление движения. Составьте график работы. Поговорите с людьми, которые достигли того, что нужно вам. Выберите время для поиска. Поищите в другом месте. Начинайте с завтрашнего дня.


Как бы вы могли связать вашу идею с книгой, часами, монетой, утюгом, заварочным чайником или телефоном?


Иероглифы мысли

Один из профессоров Школы бизнеса при Стэнфордском университете развивает воображение своих студентов, про­водя параллель между предпринимательством и египетски­ми иероглифами. Эти изображения наделены богатым смыслом и способны расшевелить ум и разбудить фанта­зию. К примеру, представьте, что вы планируете разбога­теть, занимаясь недвижимостью. Взгляните на таинствен­ные древние фигурки и придумайте исто­рию, которая поможет вам^ в разработке плана.

Каждая фигурка в этом отрывке из «Египетской книги мертвых» может означать разные вещи. Птицы — возмож­но, стервятники (агенты недвижимости) или символы сво­боды (инвесторы капитала). Фигурки людей, допустим, изо­бражают реставраторов или клиентов. Волнистый узор может означать недвижимость или договор. Представьте, как бы вы могли истолковать эти изображения, если бы задумали написать детективный роман, решили заняться продажей свежезамороженного йогурта или провести рек­ламную кампанию, посвященную новому супу.

Вносите изменения

В 1901 году изобретатель Хьюберт Сесил Бут посетил выставку нововведений в Лондонском музыкальном зале. Американский изобретатель (чье имя история не упомина­ет) представил замечательную машину для удаления пыли с ковров. Этот механизм выдувал воздух — и каждого сидящего в ближайших шести рядах заставлял чихать. После демонстрации Бут подошел к изобретателю познако-


Упражненче. Заново рас­положите пять пуговиц так, чтобы каждая из них касалась всех остальных.

миться и предположил, что его машине следовало бы вса­сывать воздух, а не выдувать его. Тот ответил так: «Всасы­вать? Всасывать? Всасывание — невозможно!» — и пулей вылетел из комнаты. Позже Буту было выписано свидетель­ство на изобретение пылесоса.

Изобретатели и рационализаторы зачастую доделывают ра­боту за других. Посмотрим, как развивался телескоп. В 1609 году датский мастер по изготовлению очков, поставив две линзы друг против друга, обнаружил, что они увеличи­вают (и переворачивают) изображение.

В 1659 году Йоханнес Гевелиус увеличил телескоп до 150 футов, чтобы получить большее изображение и предотвра­тить хроматическое отклонение — рассеивание спектра по цветам радуги. Несколько лет спустя Роберт Хук сократил трубу телескопа, используя плоские зеркала, отражающие свет и увеличивающие дальность в несколько раз. В 1668 году Исаак Ньютон изготовил телескоп, который собирал свет посредством изогнутого зеркала лучше, чем с помо­щью линзы. Французский скульптор месье Касегрен усовер­шенствовал проект Ньютона, используя два изогнутых зер­кала. Эти зеркала создавали более резкий фокус при меньшем размере трубы.

Когда первый раз отливали 200-дюймовую стеклянную заго­товку главного зеркала телескопа Паломарской обсервато­рии, она треснула. Для лучшего охлаждения зеркала изго­товители изменили его конструкцию, убрав часть стекла с тыльной поверхности (благодаря чему зеркало стало легче). В современныхе телескопах применяются как системы зер­кал, так и тонкие, гибкие зеркала, управляемые компьюте­рами.


Когда вам ничего нового не приходит в голову, попробуйте усовершенствовать объект вашего изучения.

Помните, что все новое — это лишь некоторое добавление к уже существующему. Вам только нужно время, чтобы придумать, как изменить объект подобающим образом.

Скажем, вы хотите усовершенствовать форму телефона. Выберите из следующего списка три глагола и мысленно примените их к телефону. Что у вас получилось?


Складывать

Соблазнять

Дрожать

Трепетать

Объединять

Отгонять

Разделять

Принуждать

Буксовать

Обременять

Означать

Выравнивать

Крошить

Расщеплять

Устранять

Заставлять


Затемнить

Вычитать

Приклеить

Определять

Сдвигать

Вскрывать

Ограждать

Переставлять

Хоронить

Возвращать

Скручивать

Отнимать

Чередовать

Связывать

Закалять

Пачкать


Вращать

Хвалить

Вытеснять

Раскрашивать

Искажать

Ослаблять

Увеличивать

Отделять

Перемещать

Сгущать

Расширять

Капать

Вытягивать

Взбивать

Продолжать

Исправлять


Вытаскивать

Защищать

Охлаждать

Тянуть

Умножать

Подражать

Высиживать

Сжимать

Укрупнять

Отсеивать

Увлекать

Красться

Показывать

Уплотнять

Прояснять


Задачки на смешивание

Головоломки так же развивают ум, как гимнастика — тело. Большинство из следующих головоломок являются задачка­ми типа «ага»: они сбивают с толку, пока вы не посмотрите на них по-новому. Если вы упорно продолжаете разминать свой ум и пробовать разные подходы к решению проблемы, то, найдя решение, вы сможете ощутить то самое волну!" щее «ага».





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 301 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.031 с)...