Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Если это необходимо, вам придется развивать открытый вопрос, изменяя и перерабатывая его до тех пор, пока он не примет нужную форму. Чтобы приобрести доступ к большим возможностям решения проблемы, расширьте круг вопросов с помощью слова «почему». Это поможет заново поставить цель, еще раз осознать причину вашего интереса к выбранной теме. Предположим, вы спросили себя: «Как я могу тратить меньше времени на работу с бумагами?»
Дальше вы уже можете отталкиваться от своих ответов;
Вопросы, которые начинаются, с «почему?», поднимают наше мышление на ступень выше. Теперь, уже с новой вершины, вы можете взглянуть на свои идеи. Фраза «приносить своей фирме больше пользы» дает больше возможных решений, чем фраза «тратить меньше времени на работу с бумагами». В итоге вы можете изменить направление своей деятельности или обсудить новый контракт, а не зацикливаться лишь на работе с бумагами.
Решая задачу, необходимую для достижения вашей цели, расширьте ее насколько это возможно, ощутите себя так, словно вы «на вершине горы, с которой хорошо обозреваются все возможные подступы к ней. Если же не видно ни одной тропы, значит, вы сами себе мешаете отыскать наилучший путь».
Задавать вопросы и удивляться
Упражнение. Внимательно осмотрите свою левую руку. Взгляните на линии, изгибы и узоры вашей кожи. Посмотрите, как расположены прожилки, как лежат волоски. Изучите место соединения ногтей и пальцев. Сравните отпечатки ваших пальцев между собой. ^ После того как вы тщатель- — но изучите свою руку, вспомните, что вы о ней знаете. Задайте пять вопросов по поводу вашей руки.
Чего вы не знаете о своей руке? Разумеется, много. Можно спросить, сколько- она весит или для чего нужны линии на ладони (действительно ли они обладают неким тайным смыслом?). Можно поинтересоваться строением руки (из
какого количества костей она состоит?). Или полюбопытствовать, в чем предназначение ногтей (на какую длину они вырастают в год? ). Или задаться мыслью о ведущей руке (почему'же, в самом деле, «правшей» больше, чем левшей?).
Помимо тех вопросов, которые лежат на 'поверхности, можно поинтересоваться философской стороной дела (если открытая ладонь означает «приветствие», а сжатый кулак символизирует агрессию, то что можно сказать о ладони, открытой или закрытой только наполовину?). А еще можно пофантазировать (что, если бы рук было вдвое больше? Как бы это повлияло на общество, моду, труд машинисток?). Интерес может вызвать развитие руки (почему на руке человека именно пять пальцев? Почему не больше?).
Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы показать, как благодаря вопросам появляется чувство удивления, восхищения окружающим миром.
Есть одна известная дзэн-буддистская притча, рассказанная Роджером фон Эйхом в книге «Сильный удар по голове». В этой книге говорится о роли удивления в познании и обучении. Ученик впервые приходит в гости к просветленному учителю. Как это принято перед беседой, учитель готовит чай. Он наполняет чашу ученика до краев, но потом нарочно продолжает лить воду. Смутившись, ученик произносит: «Чаша полна. В нее больше не войдет». Учитель прекращает лить, смотрит на ученика и говорит: «Подобно этой чаше, ты переполнен своими мыслями. Как же я тебя чему-то научу до тех пор, пока ты не опустошишь ее?»
Зачастую любое неведение мы считаем признаком слабости и глупости, а это большая ошибка. Разумеется, всем хочется выглядеть умными, но подобная видимость может закрыть человеку доступ к познанию. В традиции дзэн есть
соответствующее понятие — искушённый ум. Это такое состояние сознания, когда кажется, что уже все знаешь. Люди придерживаются идей, которые уже изучили за долгие годы и благодаря которым получили свои ученые степени, — и тем самым ограждают себя от настоящего знания.
В состоянии новичка наш ум чист и доступен удивлению. Если искушенный ум живет прошлым и будущим, ум новичка пребывает в настоящем. В состоянии искушенного ума человек едва ли замечает пейзаж, мимо которого каждый день едет на работу, полагая, что прекрасно знает его. Но ощущая себя новичком, человек подмечает каждую подробность. Почему музыкантам удается вкладывать всю душу в исполнение концерта, с которым они гастролируют уже шесть месяцев? Потому что они отдают себе отчет, что каждый раз играют для других зрителей и очередное выступление должно быть таким же новым для артистов, как и для их поклонников.
Альберт Эйнштейн написал однажды: «Самое прекрасное из того, что нам может быть дано, это тайна. Внутреннее переживание, находящееся у истоков подлинного искусства и настоящей науки. Тот, кому это состояние незнакомо, кто не способен застыть, испытывая благоговейный трепет, подобен мертвецу; его глаза закрыты».
Творчество требует восприимчивости к неизведанному и непредвиденному, 1'необузданной фантазии и неискушенного сознания. Как же можно войти в состояние новичка?
Осмотрите комнату и спросите себя, почему ^>на такая, какая есть? Что за камень пошел на кладку камина? Откуда его принесли? Как красили эту комнату? Почему именно в этот цвет? Воспринимайте любые вопросы, приходящие вам в голову. Питайте ими свое воображение.
Таким образом, вопросы мгновенно превратят ваше состояние из скучного и рассеянного в воодушевленное и собранное. Чем больше вопросов вы зададите, тем богаче будет
собранный вами материал. Что может раззадорить творческий аппетит лучше, чем вопросы, случайно залетающие вам в голову?
Мы не елаоЯны ncuf озефением. Мы не молсем noifwwfib свое iSiSoftHeciSieo. Но мы можем. бошЯи € ifiBoft4ecicoe соаКоание ^елеценлос/Яа a oqefmamocriiu.Чем оолыие человек otflqaeffi своя SaSiftew с неизведанным. Лем оолее тминные силы nfioSifnafotOtfica в нем.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!