![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Первая четверть: Совмещение
1. (1) А теперь будет изложена Йога.
2. (1) Йога – это прекращение видоизменений сознания.
3. (1) В это время зрящий принимает свойственную ему форму.
4. (1) В остальное время – формы видоизменений сознания.
* * *
5. (1) Видоизменения, связаны они со страданием или нет, делятся на пять разрядов:
6. (1) Правильное знание, заблуждение, вымысел, сон и воспоминание.
7. (1) Правильное знание – это непосредственное восприятие, умозаключение или сообщение другого лица.
8. (1) Заблуждение – это неправильное знание, не соответствующее форме предмета.
9. (1) Вымысел – это словесное знание, не соответствующее никакому предмету.
10. (1) Сон – это видоизменение сознания, вызванное отсутствием наличного содержания.
11. (1) Воспоминание – это восприятие незабытого предмета.
* * *
12. (1) Прекращаются они практикой и отрешением.
13. (1) Попытки утвердить прекращение называются практикой.
14. (1) Прочная основа создается лишь продолжительными, непрерывными и серьезными усилиями.
15. (1) Отсутствие тяги к видимым и возвещенным предметам, сознание неподвластности им называется отрешением.
16. (1) Высшее отрешение – это отсутствие тяги к Гунам, постижение Пуруши.
* * *
17. (1) Сознательное постижение следует за вычленением, выявлением, радостью и переживанием того, что "я есмь".
18. (1) Первоначальная практика состоит в устранении наличного содержания сознания; последующая – остаточных впечатлений.
19. (1) Заполнив сознание миром становления, освобождаются от тела и растворяются в Пракрити.
20. (1) Обратное требует веры, мужества, памятования, сосредоточенности и мудрости.
Примечания:
Гуны – здесь: свет, движение и покой (см. 2.18).
Пуруша – досл. "человек", зрящий.
Пракрити – досл. "природа", зримое.
+++
U Я CICOMOf, ЮЯО ifibi.
TSflUJUOlu Сава/гин, английский tiffuton.
Вопрос, который Том не смог задать Кейле, звучал так:
«Что же такое — творческое мышление?» Даже Кейла смутилась бы, так и не отыскав ответа.
![]() |
Творчество — это хитрая вещь. Определить его — все равно что попытаться схватить колечко дыма кончиками пальцев. Хотя мы безошибочно узнаем творческую фантазию во всем — от картин великих мастеров до бюджетного отчета, никто не знает, в чем ее секрет. Поэтому нам представляется, что творчество — это неуправляемый порыв вдохновения, доступный лишь немногим счастливцам.
Тем не менее творческая мысль доступна всем. Мы переживаем вдохновение всякий раз, когда в сознании возникает свежая идея. И творческий порыв можно вызвать всегда, когда это нам заблагорассудится. Выполните следующее упражнение, и, возможно, ваши творческие способности проявятся самым неожиданным образом.
Под любым именем
Выберите время для того, чтобы отдохнуть и собраться с мыслями. Пусть ваши мышцы расслабятся, а дыхание станет ровным и глубоким.
Представьте яркую красную розу, во всех подробностях, так, как будто она находится у вас перед глазами. Когда образ розы. станет четким и ясным, измените что-нибудь в цветке. Пусть цвет будет голубым.
Теперь придумайте что-нибудь еще. Представьте, что лепестки сделаны из крыльев бабочки-данаиды. Как это выглядит?
Постепенно продолжайте экспериментировать с изображением цветка. Сделайте его больше. Или меньше. Пусть его поверхность будет жесткой, покрытой ворсинками, гладкой. Измените форму лепестков. Они могут плавать на воде, как листья лилии. Или иметь самые замысловатые очертания.
Продолжайте пробовать, формируя образ так, как вам этого хочется, пока перед вашим взором не предстанет невиданный цветок, которого никто еще не встречал, ни вы, ни кто-то другой.
Делайте с ним все, что угодно. Пусть это будет выглядеть вызывающе или утонченно. Дайте вашему воображению сотворить нечто совершенно новое. Что вы испытываете? На что похоже это переживание?
Что происходило с вами, когда вы творили в своем воображении? Какие особенности мышления могли бы вы отметить? Словари не помогут нам разрешить эти вопросы. В моем, например, творчество определяется как воображение, оригинальность, акт привнесения в наше существование новизны.
Посмотрим, может ли обычное, повседневное понимание творчества как-то прояснить нам его скрытую сущность?
Мы говорим, что творчество — это способность взглянуть на проблему со стороны. Творческая мысль — это проница-
тельность, прозрение, миг вдохновения, который открывает верное решение. Творчество проявляется в необычном способе решения задачи,- в остроумном выходе из затруднительного положения. Творческие проекты отличает изящество: используя малые силы, они приводят к впечатляющи-м результатам. В общем, мы связываем творчество с качеством выполняемого дела.
Творческие люди обладают богатой фантазией. В самых обычных вещах они находят нечто особенное. Конструктор смотрит на раковину моллюска и думает: полая форма. Модельер смотрит на Эйфелеву башню и представляет себе «новый фасон шляпы». Химик смотрит на то, как отклеивается плохо приклеенная вещь, и размышляет о липкой бумаге, тем самым приближая изобретение наклеек. Творческие люди соединяют совершенно несовместимые вещи в одно целое.
Короче, творчество — особое блюдо, приготовленное из понятий, имеющих неодинаковое значение для разных людей. Но в жизни каждого этот «деликатес» играет далеко не последнюю роль.
«Как создать идею» поможет вам развить скрытые до сих пор таланты. Эта книга поддержит ваши творческие устремления, поможет понять, чем питается человеческое воображение, расширит способность выдумывать новое и подскажет, как использовать ваш новообретенный гений в разных жизненных ситуациях.
Как и в моей последней книге «Тренировка ума» в «Как создать идею» много упражнений, игр, головоломок. Но есть и кое-что еще — «Рецепты великих идей». Все задумано так, чтобы вы не только размышляли о творчестве, но и творили самостоятельно. Мы познаем мир лучше, когда действуем, а действуем эффективнее, когда заинтересованы в этом.
Три ключа к творчеству
Можно сказать, что творческое блюдо готовится из трех продуктов. Первый — это новизна. В творческом действии обязательно заключено создание чего-то особенного. Почувствовать и изобрести новое, будь то написание романа, игра словами или выдумывание необычного цветка, — необходимое условие творчества. Вы сосредоточиваетесь на поисках неизведанного, а не следуете изъезженными вдоль и поперек путями. Именно поэтому творческие идеи и гениальные произведения представляют новизну прежде всего для своих создателей.
Вспомним наше упражнение с цветком. Если вы такой же, как и все, то, вероятно, заметили, что чем больше думали о цветке, тем больше разных вариантов вам приходило в голову. Возможно, вначале появлялись лишь неясные очертания, которые затем становились отчетливее и подробнее.
Далее, вы, вероятно, почувствовали, что вариантов изменения образа становится все больше. То, что получалось, вы сравнивали с воспоминаниями о реальных цветах. Мысли, которые приходили на ум, сразу проверялись на новизну. Когда вам по-настоящему нравился результат этих фантазий, вы получали от своих упражнений удовольствие. И если внезапно вас удивила россыпь крошечных бело-голубых маргариток с ярко-красными тычинками, поразил образ цветка, состоящего из человеческих пальцев, или зубастой дионеи, — возможно, вы сказали себе: «Эврика!» — это и был момент озарения.
Но ведь творчество — это несоизмеримо большее, чем просто выдумывание нового цветка, не так ли? Совершенно верно. Вторая составляющая творчества — это ценность того, что получается в результате. Вы можете дни напролет выдумывать новые цветы — абсолютно новые, — но если это нельзя как-то применить на практике, ваша деятель-
ность бесцельна. Лишь того мы назовем творцом, кто облекает новое представление о цветке в реальные формы — картину, скульптуру, стихи, компьютерную графику, книгу или архитектурный шедевр. Именно результат творческой работы привлекает к ней внимание людей.
Для того чтобы творчество было целенаправленным, мы используем свои специальные навыки. Специальные навыки — это способность выполнять некую работу: писать книги, готовить еду, строить дом или проектировать компьютерные схемы. Вы не достигнете той творческой плодовитости, которой обладает художник, пока не узнаете, какие бывают кисти и как следует размешивать краски. Чтобы стать настоящим творцом (то есть создать произведение, имеющее ценность), вам необходимо знать основы той области, в которой вы творите. Это не значит, что нельзя рисовать просто ради удовольствия, но настоящий художник обязательно должен владеть основными навыками мастерства.
Третий компонент творчества — это страстное желание, которое психологи называют внутренней мотивацией. Это стремление делать что-то не за плату или компенсацию, а из чистого удовольствия. Внутренней мотивации противоположна по смыслу мотивация внешняя — когда люди делают нечто не потому, что так хотят, а потому, что обязаны это делать. При этом вперед их гонит надежда на вознаграждение или страх перед наказанием.
Страстное желание — во всех своих проявлениях — необходимая составляющая творчества. Без него художник не увидит образ будущей картины, предприниматель не пойдет на риск, а археолог не отправится в опасный путь. Стремление пробуждает в человеке жажду знаний. Без желания непрерывно что-то выяснять, исследовать, чем-то жертвовать, творческий дух никогда не сумел бы поднятся до новых высот. Мы соприкасаемся с творчеством лишь в том случае, если всей душой отдаемся любимому делу.
Озарение наступает, когда главные элементы объединены в единое целое. Речь идет о новизне и ценности творческого произведения, полученных в результате страстного желания создать нечто. У каждого человека есть увлечение, которое будит его творческую энергию. Творческих людей отличает готовность постоянно придумывать что-то новое.
Повседневное творчество
Многие люди не считают себя творческими, потому что им не поклоняется многочисленная публика. Принято считать, что творчество — это поступки с большой буквы, вроде написания книги или сочинения симфонии. И поэтому в обычной жизни люди не замечают, как сами проявляют интуицию и воображение. Такой ограниченный взгляд на творчество приводит их к выводу, что вдохновение — это удел поэтов и художников. Но если повар по одному рецепту суфле готовит множество разнообразных блюд, мы по праву назовем его творцом. Когда каменщик придумывает новую кладку, он тоже творец. Зачастую отличие между большим и маленьким творчеством определяется лишь размером аудитории.
Искусство интеллектуальной кулинарии
Метафора «приготовить пищу для ума» недвусмысленно предполагает некоторые мысленные действия, благодаря которым появляется новая идея. Вы, в качестве шеф-повара своего интеллекта, составляете меню, затем отправляетесь на рынок идей и приобретаете разнообразные свежие продукты — исходные данные и информацию о них. Затем вы
![]() |
их хорошенько чистите и сортируете, отделяя подходящие от негодных, складываете в одну миску и перемешиваете, сопоставляя предчувствия и факты, размышления и наблюдения. Далее вы жарите, парите и тушите свои идеи,
добавляя в них масло и пряности. И если все идет как надо, в результате возникнут вкусные идеи, которыми вы насытитесь с удовольствием.
Любой, кто пробовал творить — писать поэмы, строчить стихи или руководить проектом, — знает, что получается все далеко не сразу. Верная мысль приходит со временем, которого порой уходит мало, а иногда — чересчур много.
Вначале у вас есть некое представление об идее, частично оформленное в понятие о том, что вы, собственно, хотите получить. Вы не уверены полностью в результативности своих стараний. (Если бы уверенность была полной, вряд ли вам удалось бы придумать что-то новое.) Чтобы изобрести то, что нужно, вы пытаетесь размышлять по-разному, перебираете различные варианты решения проблемы, иногда используете какие-то необычные методы.
Никакое определение, никакой подход в полной мере не дают точного описания того, что именно мы делаем, когда занимаемся творчеством. Чтобы прояснить суть творческого мышления, мы по ходу изложения будем пользоваться разными метафорами и аналогиями. Но одна метафора отражает суть дела лучше всего: «Создание идеи очень похоже на кулинарию».
В нашей интеллектуальной кухне есть множество необходимых вещей: -ножи, чтобы ими •'чистить, резать и разделывать идеи, миски, в которых смешивают, миксеры, которые делают пюре, и кухонные плиты с духовками, где пища «доводится до ума». Искусство быть поваром состоит в том, чтобы знать, как и когда лучше все это использовать.
В следующих главах мы изучим несколько забавных способов приготовления идей, превращающих сырые продукты бессвязной информации во вкусные блюда для ума и сердца.
Вот что нам придется предпринять:
О Развить вкус к идеям
Определите ту область, в которой вам хотелось бы проводить исследования и совершать открытия. Раскройте себя навстречу новым возможностям. Для этого необходимо быть любопытным, остроумным, стремиться к неизвестному и почаще задавать вопросы. И кроме того, позвольте себе быть творческим человеком.
О Отобрать нужные идеи
Соберите факты, расчеты и сведения, как-то связанные с интересующей вас темой. Накупите как можно больше продуктов местных и заграничных, всем известных и экзотических. Когда вы делаете покупки в супермаркете идей, не забудьте проверить их на свежесть.
1-1 Нарезать идеи
Когда будете анализировать идеи, накрошите их помельче. Определите главное в выбранных вами задачах и проектах. Рассчитайте их количественную и качественную стороны, что почем. Назовите идеи другими словами. Режьте до тех пор, пока не поймете их по-другому.
1-1 Перемешать идеи
Определив нужное соотношение, смешайте идеи. Попробуйте на вкус, сравните между собой, прикиньте, как их
можно совместить в Хру1даи идеями, придумайте к ним метафоры и аналогий. Чтвбй в вашем сознании образовы вались новые связи, освободите для них место Поверьте в свою способность к вдохновению.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!