Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вам понравится



Mafuc Жбен., писаШель-юмс•ftuc/fi

Для хорошей стряпни необходимо приобрести многое — фрукты, пряности, овощи, мясо, разные полуфабрикаты. Приготовление пищи для ума тоже требует изрядного коли­чества исходных составляющих. Что следует сделать, чтобы раздобыть продукты для обычной кухни? Правильно. Нужно выйти из дома и отправиться по магазинам. Чтобы получилось полноценное интеллектуальное блюдо, придет­ся предпринять то же самое. Теперь наши продукты — это факты, мысли, случайности и всевозможная информация по интересующей нас теме.


Некоторые мысли приходят в голову внезапно, как гром среди ясного неба. Другие заимствуются из самых разных источников — книг, фильмов, разговоров. Осознанно и не­осознанно мы их все время накапливаем. Факты, ощуще­ния, происшествия и наблюдения приходится собирать по крупицам. Чем больше соберете — тем выше шанс создать превосходную идею!

Как поступали в таких случаях знаменитые люди? Писа­тель Артур Хейли снимал номер в Отеле Рузвельта в Новом Орлеане, собирая материал для своего романа «Отель». Натуралист Джейн Гуддэл провела 28 лет в африканских зарослях, наблюдая за поведением шимпанзе. Чарлз Дар­вин в течение нескольких лет разъезжал по свету, чтобы экспериментальным путем подтвердить теорию естествен­ного отбора. Перед тем как приступить к написанию романа «Моби Дик», Герман Мелвилл прочитал о китобойном про­мысле все, что к тому времени было написано. Идеи, как в точных науках, так и в изящных искусствах, не возникают из пустоты, их появление обусловлено личным опытом и долгим, тщательным поиском.

Благодаря природному любопытству творческие люди ста­раются смотреть на окружающие их предметы с разных точек зрения. Хотя сбор сведений иногда дается с трудом, он доставляет много радости. Удовольствие от подобного «собирательства» состоит в том, что невозможно даже представить, на какое сокровище натолкнешься в следую­щий момент. (Если вы знаете, что найдете, ничего нового не получится.)

На стадии приобретения целесообразно руководствоваться «методом приближения», то есть гнаться за количеством. Исследуйте как можно больше информации, а затем разыс­кивайте все новые и новые сведения. Исчерпав один источ­ник, обратитесь к другому. Лайнус Полинг, лауреат Нобе­левской премии по химии, как-то сказал: «Лучший способ придумать одну хорошую идею — иметь много идей».


Разглядывая фигуру, изображенную в начале этой главы, что вы подумали? Как человек, коллекционирующий идеи, вы, возможно, увидели в ней гребешок оригинальной квад­ратной формы? Может быть, это недостроенная лестница или гигантское бритвенное лезвие для великана? Часть микросхемы, многократно увеличенная под микроскопом? Новое архитектурное диво — в пику Триумфальной арке?

Что еще?


Чтобы исследовать эффект «открытости» творческого мыш­ления, два исследователя, Якоб Гетцельс и Михал Сент-Михали тщательно изучили, каким образом учащиеся на отделении искусства приступали к своим работам. Ученые просили студентов выбрать и расставить объекты для рисо­вания натюрморта Наиболее творческие студенты — те, кто в будущем добился серьезных успехов, — пользовались большим количеством объектов, рассматривали их с боль­шей тщательностью и выбирали для своих композиций самые необычные предметы. Начиная рисовать, эти студен­ты не имели определенного замысла, сюжет возникал по мере работы над картиной.

Более двух веков назад Шиллер понимал, что творчество предоставляет мыслям полную свободу, давая возможность нестись «сломя голову». Чтобы обрести множество идей, надо открыть ворота сознания, стать чувствительным к еле слышимым отголоскам и тусклым образам, появляющимся в глубине рассудка, и пусть мысли бьют ключом. Позже вы оцените полученные результаты.

У каждого человека есть свои способы поиска. Мой при­ятель, создавая музыкальные партитуры для фильмов, начи­нает с того, что полностью расслабляется и только после этого притрагивается к клавишам. Он вслушивается в звуки, предоставляя своему воображению полную свободу. Несколько произвольно взятых аккордов навевают ему воз­можные мелодии, музыкальные ряды и указывают направ­ление, в котором затем развивается мысль. Он называет этот процесс «почуять музыку» Сначала ему важно просто слушать, искать и ощущать, как музыкальные идеи обрета­ют жизнь в его воображении. Позже он воплощает и развивает эти образы в музыкальных изложениях, темах и фразах.

Другая моя приятельница, художник-визуалист, работает примерно так же. Она делает наброски без какого-то опре-


деленного умысла, свободно проводя по холсту кистью. В полете фантазии эта женщина различает очертания, компо­зиции и узоры своей работы. Когда найден подходящий образ, художница изображает его на картине.

Получать идеи можно различными способами и из разных источников. В этой главе мы рассмотрим следующие мето­ды: определение цели, установление квоты на идеи, при­стальное наблюдение, развитие памяти и «мозговой штурм».

Представьте себе цель

Упражнение. Отыщите на рисунке шестиугольник.

Поразительно, насколько избирательным может быть наше внимание. Если вы планируете купить новую машину, то будете замечать на дороге, среди массы других автомоби­лей, только привлекающую вас модель. Если вы заинтере­сованы в новой работе, то пропустите мимо ушей море информации, слыша лишь то, что затрагивает ваши интере­сы. Если вы работаете в торговле, у вас чутье на выгодные дела. И если вы ищете новые идеи, то находитесь в таком состоянии, что уже готовы их обнаружить.


Люди всегда находят то, что хотят. Отправляясь на рынок идей, вы уже определяете себе цель, а сознание найдет способы ее достижения.

Можно и не знать, что именно вам надо. Но если, руковод­ствуясь неясными ощущениями, вы направите все свое воображение по верному пути, среди целого потока мыслей обязательно промелькнет интересующая вас идея.

Установите квоту на идеи

Упражнение. Придумайте на каждый рисунок по три объяснения.

Установив квоту, которую надо заполнить, вы тем самым взбодрите себя. Если каждый день придумывать шесть новых идей, постепенно разовьется особенная гибкость ума. Как и в любой практике, сначала будет очень трудно, но спустя некоторое время воображение приобретет такую движущую силу, что новые идеи будут подгонять одна другую.


Размышления над предложенными рисунками, возможно, привели вас к любопытным и необычным выводам. Может быть, в первой картинке вы увидели береговой сигнальный шар, полумесяц, желудь, закрытый глаз или чей-то живот.

Установить квоту идей — Значит с воодушевлением соби­рать их, а не ждать, когда они появятся сами. Может быть, собственные мысли покажутся вам нелепыми и несуразны­ми, но не отчаивайтесь: неизвестно, какой будет следую­щая ваша идея.

Для практики выполните эти упражнения:

1-1 Придумайте пять способов, как сделать ваше рабочее место более удобным.

О Придумайте пять способов улучшения вашей физической формы.

О Вообразите пять видов внеземной жизни.

1-1 Определите пять способов прекратить насилие по отноше­нию к женщинам.

1-1 Придумайте пять дел, которые вы могли бы делать по дороге на работу, чтобы это время тратилось более резуль­тативно.

Пристальное наблюдение

Упражнение. Как только вы закончите читать это предложение, на одну минуту закройте глаза и попро­буйте представить, что происходит вокруг, основы­ваясь только на звуках, которые в этот момент слышите.


Зачастую мы не полностью используем свои чувства. Живем, не особенно задумываясь над тем, с чем ежедневно сталкиваемся. Может, мы и смотрим, но не видим.

Пристальное наблюдение за окружающим миром развивает способность познавать привычные вещи — растения, пред­меты одежды, линии на ровной мостовой — и раскрывать в них удивительные свойства.

Пристальное наблюдение не только предоставляет матери­ал для создания новых идей, но и предлагает нам восхити­тельный опыт всестороннего взгляда на предмет. Например, лепесток цветка становится чрезвычайно замысловатым, насыщенным очертаниями, узорами и яркой расцветкой.

Именно пристальное наблюдение помогло швейцарскому дизайнеру Георгу де Местралю. После длительной прогул­ки в горах он заметил, что к его ирландскому пойнтеру прилипли колючки придорожного репейника. Возможно, любому другому это испортило бы настроение, но де Ме-страль заинтересовался, почему колючки прилипли так крепко. Вернувшись домой, он исследовал репейник под микроскопом и увидел сотни крошечных крючков, схваты­вающих шерсть. Так возникла мысль, что чудесно было бы изобрести застежку-липучку. В отличие от молнии, она бы «не заедала». Хотя прошли годы, пока изобрели нейлоно­вый заменитель, де Местраль все-таки создал застежки на липучках.

Чтобы выработать способность к пристальному наблюдению, выберите любой объект — скажем, кофейную чашку — ив течение минуты изучайте ее подробнейшим образом. Заме­чайте детали: оттенки, очертания, особенности рисунка. Закройте глаза и воссоздайте то, что видели. Мысленно представьте этот предмет. Затем снова посмотрите на чашку и сосредоточьтесь на ней. Пробегите взглядом по поверхности, выделяя и уточняя большее количество по­дробностей, а потом заново изучите ваш мысленный образ.


Проделайте это несколько раз, пока у вас не сложится новое представление об объекте.

Развивая еще одну сторону наблюдательских способностей, выберите обычный предмет или явление, с которым встре­чаетесь ежедневно, и отмечайте, сколько раз в день вам с ним приходится сталкиваться и как это влияет на вашу жизнь. Для этого подойдет все, что угодно: вода, ста­кан, электричество, двери, красный цвет, улыбки, машины, пластмасса или число «9».

Приобретая эти полезные привычки, мы понимаем, как редко используется объем внимания во всей полноте. Чтобы усилить эту способность, обратимся к ощущениям.

Детьми мы обучаемся, используя все наши чувства — ося­зание, вкус, запах, слух и зрение. Но в школе многих из нас учили, что «познание» происходит только с помощью слов. Кроме того, основным источником идей являются книги и стоящий перед классом учитель, а наши знания проверяются письменными работами. «Изучение», в общем, означает посещение библиотеки. Между тем обратимся к словам лауреата Нобелевской премии по биологии Альбер­та Сент-Герджи: «Всеми своими достижениями я обязан тому, что люблю жизнь. Я живу, стараясь пристально наблюдать за всем, что вижу. Я постоянно изучаю живую материю. Я прикасаюсь к ней, я смотрю и замечаю ее малейшую частицу».





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...