Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О Состояния оиши



Взволнованность.

Игривость.

Как будто время остановилось.

Жажда открытия.

Любознательность и любопытство.

Сомнение и стремление к нахождению взаимосвязей.

Хочется рискнуть.

Стремление к знанию.

Уверенность, что вы творите нечто ценное.

Сосредоточенность и удовлетворение.

Безопасность и свобода.

Как будто на краю открытия.

Изумление.


Из примеров, описанных в начале главы, мы видим, что у творческих людей есть способы, благодаря которым они входят в наиболее благоприятные для творчества состояния сознания. Но ваш метод не обязательно должен выглядеть запутанно и необычно. Достаточно захотеть переменить настрой своего ума. Вы можете обрести вдохновение, если примете соответствующее решение. Как только это про­изойдет, начинайте постепенно приводить ваше телесное, умственное и духовное состояние к тому, которое свойст­венно вам в моменты творчества.

Неужели можно дать себе указание быть творческим чело­веком? Конечно, можно! Находчивые люди так всегда и поступают. Попробуйте сами. Примите решение настроить­ся на творческий лад, а затем — представьте, как вам следует держаться, о чем думать, что чувствовать.

Стоит только привыкнуть мысленно разрешать себе быть гибким и энергичным, и вы легко достигнете наилучшего настроя ума для любого дела. Не забывайте, однако, что вдохновенный порыв, подходящий для рисования, отличает­ся от того, который необходим для сочинения театральных сценариев.

Так как мы не в состоянии полностью контролировать свои мысли и чувства (интересно, а всегда ли он хорош — полный контроль?), иногда бывает трудно самостоятельно освободиться от плохого настроения, раздражения, беспо­койства, чувства тяжести и всего того, что закрывает нам доступ к творческой энергии. Самый простой способ пере­ступить порог творчества и стряхнуть с себя все, что этому мешает, — это расслабить свое тело.

Вот ритуал, который занимает всего пять минут и чудесно восстанавливает жизненные силы:

Закрыть глаза, расслабить мышцы — начиная с макушки и до кончиков пальцев ног.


Ровное и спокойное дыханте — десять вдохов-выдохов без усилий, целиком сосредоточив внимание на воздухе, входя­щем и выходящем из вашего носа, — также освежит орга­низм.

Если погрузиться внутрь себя и предоставить мыслям течь свободно, исчезнет напряжение, несовместимое с творчест­вом.

Теперь посмотрим, как с помощью воображения можно расширить психологическое пространство, в которое во­льется поток творческой энергии^

уецелж suuku^ иъей

Шаг первый. Устройтесь в кресле, пусть ваши мышцы обмякнут и расслабятся, а дыхание посте­пенно успокоится. Сделайте десять вдохов-выдохов. Когда вы почувствуете покой и умиротворение, представьте, что там, где вы находитесь, появи­лись новые двери. Вот вы входите в них и оказывае-\ тесь в лифте, находящемся на десятом этаже.

! Шаг второй. Вы смотрите на кнопки и чувст- | вуете, что лифт очень медленно скользит вниз; с каждым выдохом вы опускаетесь на этаж ниже ~ 1 десятый... девятый... восьмой... Чем ниже вы опускае­тесь, тем больше ваше тело расслабляется, дыха­ние успокаивается, а сознание становится откры­тым и восприимчивым.

Шаг третий. Когда лифт опустится до первого этажа, на вас снизойдет такой внутренний покой, что вы почувствуете биение своего сердца. Двери открываются, и вы оказываетесь там, где вам хочется. Это может быть мастерская или студия, гора или долина, любое место, где вы чувствуете


себя хорошо. Останьтесь там на некоторое время и насладитесь чувством внутренней свободы.

Шаг четвертый. Спросите себя: чем бы вам хотелось заняться в этом идеальном месте? Кого было бы приятно увидеть? Как бы вы провели время? Что доставило бы вам удовольствие? По­звольте себе все.

Шаг пятый. После того как вы закончите де­лать то, что вам хочется, вернитесь в лифт и поднимитесь наверх, делая вдох-выдох на каждом этаже. Когда окажетесь наверху, откройте глаза.

Расслабление — очень простой, но весьма эффектив­ный способ настройки ума на творческий лад. Он высвобождает энергию, которая обычно съедается волнениями, хлопотами и раздражением. Расслабьтесь и дайте своим силам свободу.

А если вы уже на грани срыва и не в состоянии расслабиться? Это покажется странным, но поможет здесь только обман. Расположитесь так, как будто вы на самом деле расслабились. Удивительно, но спустя некоторое время ваш настрой существенно изменится к лучшему.

шшш

Направленность ума

Леонардо да Винчи любил настраивать свой ум на творчес­кий лад и наслаждаться мыслями, отправляя свое сознание в своеобразное странствие. Он писал: «Я не могу удержать­ся... от того, чтобы не упомянуть о новом средстве, исполь­зование которого, хотя оно и может показаться вздорным и нелепым, тем не менее полезно для побуждения ума к


различным открытиям. Вот вы смотрите на забрызганную краской стену... и, возможно, находите некое сходство с горным пейзажем, реками, утесами и деревьями... а взгля­нув сноба,вы уже видите сражение и движущиеся фигуры, или странные лики и одеяния, и еще бесконечное разнооб­разие картин, которое можно ясно и подробно описать. На стене они представлены в беспорядке, похожем на не­стройный колокольный перезвон, в котором можно разли­чить любое имя или слово, которое вы пожелаете вообра­зить».

Если мы воспользуемся указаниями великого Леонардо, то сможем настроить свой ум на изобретательский лад так же просто, как, например, сумеем найти законченный рисунок в орнаменте на обоях, в линиях деревянного пола или в игре света и тени, отправляя наше сознание в странствие на поиски того, чего до сих пор не замечали.

Дети лучше всех умеют входить в творческое пространство. По-видимому, они там и живут. Они смотрят на облака, а видят гиппопотамов, шимпанзе и плывущих по небу медве­дей. Они топают по грязным лужам, представляя, что это метеоры врезаются в поверхность другой планеты. Они смотрят на цветы — и им чудится, что это неведомые

изваяния.

Воображение детей странствует свободно, потому что оно не сковано правилами взрослого мышления. Им неведомо, что есть пределы для творчества.

Многие люди хорошо настраиваются на творческий лад, решая головоломки. Творческий настрой отличается от того состояния, в котором человек справляется со своими повсе­дневными проблемами, как правило связанными с беско­нечными хлопотами и разнообразными отвлекающими фак­торами. Когда же мы разгадываем головоломки, в нас просыпается Шерлок Холме.


Во многих крупных фирмах понимают, как важно, чтобы люди перед началом работы входили в радостное, творчес­кое состояние. В Исследовательском центре компании IBM (штат Мэриленд), в комнате, где проводится «мозговой штурм», полно головоломок, сделанных из металлических петель. И перед началом рабочего дня сотрудники забавля­ются решением этих несложных задач. В других центрах, где практикуется та же система, применяют словесные ребусы, но принцип тот же.

В предлагаемом ребусе слова в квадратиках имеют несколь­ко значений. Например, в первом квадратике слова могут означать «очертя голову». Что значат слова в других квад­ратиках?


Рассеянность

Подготовка к творческому труду немного напоминает орга­низацию работы на кухне. Вы приобретаете продукты, под­ходите к чистому и незагроможденному рабочему месту. Проверяете наличие необходимых инструментов.

Но бывает, вопреки всем вашим приготовлениям, работа не идет. Вы садитесь и приступаете к делу, имея в голове четкую последовательность операций. Вы ясно себе пред­ставляете, что нужно сделать в ближайшие часы, но вот тут-то и проявляется рассеянность.

Вы начинаете думать о чем угодно, только не о работе. О карандаше, о бумаге, о том, как вы проведете выходные в следующем месяце. Вас одолевают размышления об улуч­шении качества программного обеспечения. Назойливо воз­вращаются мысли о неотложных телефонных звонках, о факсах, которые нужно послать к концу дня. Тысяча и одно дело приходит вам в голову. Что происходит? Как будто запас вашего внимания сократился на четверть.

Потом вы осознаете, что вас «заносит». И начинается борьба с самим собой, чтобы хоть как-то вернуться к работе. Вы опять думаете над заданием. Но теперь уже на вас начинает давить время, за которое необходимо выпол­нить работу. Вторая четверть внимания канула в лету.

Теперь вы начинаете чувствовать какое-то неудобство. Ме­няете положение тела. Еще раз. Поводите плечами. Еще одна четверть творческой энергии пропадает. Если в комнату зале­тит муха, ваши творческие силы полностью иссякнут.

Рассеянность — скрытая невнимательность, отвлекающая нас от дела, — находится в ряду тех явлений, которые приводят к самым большим потерям творческих сил. Посто­янно отвлекаясь, мы полностью расхолаживаемся и препят­


ствуем пробуждению творчебкой мысли. Когда какая-то часть внимания занята рассуждениями о прошлом или будущем, мы не можем сосредоточиться на настоящем. К счастью, возврат психической энергии — относительно простое дело. Как было сказано выше, сосредоточиться и вернуть рабочий настрой нам помогают расслабление мышц и концентрация на дыхании.

Один из моих излюбленных способов концентрации умст­венных сил — особенно когда я чувствую, что слишком много на себя взял, — состоит в своеобразной «очистке» сознания. Возьмите лист бумаги и как можно быстрее записывайте на него все, что приходит в голову. Пусть ваши заботы выльются нзружу. Не имеет значения, касают­ся ваши мысли отвлеченных или неотложных вещей. Если они в голове, записывайте их. Пишите до тех пор, пока записывать уже будет нечего. Когда закончите, взгляните на свой список и дайте себе слово, что займетесь всем этим в подходящее время. Такая процедура не даст отвлекающим силам делать свое дело. Теперь вы можете полностью сосредоточиться на творческой задаче.

Как раззадорить творческий аппетит

Когда известная картина Рембрандта «Ночной дозор» была отреставрирована и возвращена в музей Риджекса в Ам­стердам, хранители музея провели простой, но замечатель­ный эксперимент. Они просили посетителей задавать по поводу картины любые вопросы. После этого был составлен список из более чем пятидесяти вопросов, расположенных по степени популярности. Работники музея старались не включать вопросы, касающиеся щекотливых тем: «Сколько стоит эта картина?», «Есть ли подделки?», «Какие''в ней недочеты?» Отобранные вопросы касались традиционных,



Упражнение. Сколько буке англий­ского алфавита вы можете найти в этой фигуре?


принятых в искусстве тем: «Почему Рембрандт выбрал именно этот сюжет?», «Кто изображен на картине?», «Какие изобразительные техники Рембрандт впервые при­менил в этой работе?».

Рядом с галереей, в которой выставлялась картина, в сосед­нем зале экспериментаторы вывесили листы с вопросами. Перед тем как войти в галерею, посетители проходили этот

зал.

Были получены любопытные результаты — в среднем, про­должительность времени, в течение которого люди рассмат­ривали картину, увеличилась с шести минут до получаса. Посетители чередовали изучение картины с чтением вопро­сов. Они говорили, что благодаря вопросам им хотелось дольше изучать картину, ближе с ней знакомиться и боль­ше информации запоминать. Вопросы помогали выносить о картине более разнообразные суждения, смотреть на нее по-новому.

Что же показали результаты эксперимента? Вопросы по­просту вводили посетителей в состояние готовности к зна­нию, пробуждая в них любопытство. Слово вопрос («ques­tion») происходит от латинского корня quaestio (куэстио), который означает «искать». Внутри слова «вопрос» (англ. question) есть слово «quest» («поиск», «поиск приключе­ний»), предполагающее, что в каждом вопросе содержится


некое приключение, участвуя в котором мысможем до­браться до спрятанных сокровищ..,.

Вопрос

В этой задачке содержатся все буквы английского алфави­та. А также и все цифры, от единицы до девяти.

Задавая вопрос, вы ставите перед своим сознанием цель, отметку, которую надо достичь. Простая процедура задава­ния вопросов является необычайно сильным средством про­буждения ваших творческих талантов. Сознанию свойст­венно искать ответы, и этот процесс тем интереснее и занимательнее, чем труднее это осуществить. Поэтому во­прос — это своеобразный крючок, на который ловятся идеи. Недаром знак вопроса имеет форму перевернутого крючка.

Вопросы пробуждают наше воображение

Когда работаешь за двоих, в голову приходят не лучшие мысли. Идеи посещают нас лишь в том случае, если под­ключается воображение и мы заинтересованы, заинтригова­ны, поглощены изучаемым вопросом. Я всегда начинаю работу, бегло набрасывая наиболее интересные вопросы, которые приходят в голову. Одно лишь размышление над ними пробуждает во мне стремление к тому, чтобы узнать об интересующем меня предмете как можно больше.

вопросы приводят наши мысли в движение

Вопросы вызывают чувство неустойчивости. Из-за них мы ощущаем какое-то беспокойство. Это чувство может быть приятным, поэтому можно объяснить удовольствие, полу­чаемое людьми от разрешения загадок и просмотра викто­рин. Неустойчивость— это возможное топливо, источник сил и желаний.


Вопросы определяют, на что нале обратить внимание

Задавая себе вопросы, мы получаем пищу для размышлений. Единственная причина, по которой люди увязают в разду­мьях, это неправильно заданные вопросы. В своих группах творческого мышления я предлагаю участникам записывать каждую мысль, которая внезапно посещает их при решении какой-то задачи. Зачастую люди записывают обычные во" просы типа: «Почему я не могу решить эту задачу?», «Поче­му у меня пусто в голове?» или «Почему это тянется так долго?». Сознание дает честный ответ, далекий от того, который им хотелось бы получить. Но стоит задать вопрос получше, например: «Что я вообще знаю об этой пробле­ме?», «На какую другую проблему она похожа?» — и внима­ние будет направлено в нужную сторону.

Вопросы не только распаляют в нас жажду творчества, но и являются средством приготовления новых идей. Творчес­кие умы постоянно задают себе вопросы: ботаник, напри­мер, прогуливаясь в парке под деревьями, интересуется:

«Почему трава и листья зеленого цвета? Почему вот здесь не два цветка, а три? Почему саженец растет в том направ­лении, а не в другом?»

Интересно заметить, что синонимами слову «вопрос» явля­ются слова «противоречие», «задача» и «трудность». Мы терпим неустойчивость и противоречия, надеясь, что по окончании работы будем вознаграждены за упорство. Но нет единого рецепта, как задавать вопросы. И так как нет книги, где есть ответы на все вопросы, наши идеи могут постоянно обновляться и совершенствоваться. Для того, кто стремится к решению, ответы имеют большую цен­ность, чем вопросы. Но для того, кто заинтересован в процессе познания, вопросы важнее ответов.

Так какие же вопросы вдохновляют наш ум? С точки зрения творческого мышления, лучше всего начинать с «открытого вопроса». Открытым можно назвать вопрос,


который дает нам возможность определить задачу и обычно принимает следующую форму:

Как я Могу?..

Вместо пропущенных слов запишите проблему, с которой вы столкнулись. Вы можете спросить: «Как я могу найти лучшую работу?», «Как я могу укрепить свое здоровье?», «Как я могу наладить отношения со своими детьми?», «Как я могу усовершенствовать свою работу?», «Как я могу стать более уверенным в себе?», «Как я могу увеличить на 15% сбыт этого товара на рынке в следующем году?» и так далее. Открытые вопросы ставят цель и, таким образом, задают критерии, согласно которым наше сознание предла­гает идеи.

Заметим, что открытые вопросы не ограничивают нашу свободу. Они не требуют единственного ответа, а подразу­мевают множество вариантов. Когда вы спрашиваете себя:

«Как я могу достичь больших результатов?», вы тем самым определяете круг более подробных вопросов, которые будят в вас мысли. Другими словами, выбираете себе мишень. Ответ на вопрос, который попадет в яблочко, и будет решением вашей проблемы.

Задавать открытые вопросы и примерять костюм — пример­но одно и то же. Вы переби­раете разные модели, смотри­те размер, качество, посадку. Первый костюм — не всегда лучший. Спрашивая, вы также примеряете разные формули­ровки, заменяете слова сино­нимами или связанными по смыслу словами, пока не зада­дите верный вопрос, который попадет прямо в цель.



Чем больше времени вы проведете раамышляя над поста­новкой открытого вопроса, тем болвше вероятность, что ваши мысли изберут ясную цель. И наоборот, чем меньше времени потрачено на его обдумывание, тем меньше шан­сов найти то, что вы ищете.

Открытый вопрос поможет вам понять, чего вы хотите в конце концов достичь. Можно спросить и так: «Мне нужна идея для,......». Представьте, какие вопросы можно было бы

задать в разговоре со своим супругом, когда вы обсуждаете переход на новую работу или как лучше украсить гости­ную, какую машину покупать или как отпраздновать день рождения. Можно спросить; «Как мы могли бы прийти к согласию?»

Но хочется надеяться, вы не зададитесь вопросом: «Как я могу выиграть спор, чтобы он (супруг) почувствовал себя хуже некуда?»

Изучение открытых вопросов

Л ttftec/почел бы знсиНь не/со/Яб^иае вопросы,





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...