Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-политическая сущность и идеология принципата



Методические рекомендации

Новую политическую форму, утвердившуюся в Риме с падением Республики и утверждением власти Августа, – принципат – уже в древности пытались осмыслить историки (например, Дион Кассий). Теоретический анализ сущности принципата как особой формы монархии был осуществлен Н.А. Машкиным. Фрагмент его научного труда «Принципат Августа» показывает завуалированный характер единоличной власти принцепса, а также определяет своеобразие данной формы правления. Основные направления внутренней политики первого принцепса Октавиана Августа нашли отражение в научном труде И.Ш. Шифмана.

Развитие политической системы принципата на рубеже I-II вв. н.э. рассматривает Г.С. Кнабе, который прослеживает изменение взаимоотношений императора и провинциалов, принцепса и сената. Одной из важных работ, посвященной данной тематике, является монография А.Б. Егорова «Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата». Автор выделяет этапы процесса трансформации и власти, и общества в целом в эпоху Ранней империи.

Ознакомление с выдержками из указанных работ позволит дать дефиницию принципата и определить основные тенденции его эволюции.

Машкин, Н.А. Принципат Августа / Н.А. Машкин. - М., 1949. – С. 311, 313-316

В чем же заключаются особенности установленного Августом политического строя и к чему сводится социальная сущность тех отношений, которые создались в результате гражданских войн, – вот основные вопросы римской истории этого периода. Они возникли еще во времена Августа и продолжают оставаться актуальными в историографии наших дней…

Ряд античных авторов определенно говорит о том, что Август, победив политических противников, сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Из современников Августа об этом говорит Страбон. Из латинских писателей, близких по времени к Августу, такого мнения придерживался философ Сенека. Мысль о крушении республиканского строя и о переходе власти в руки одного человека красной нитью проходит через сочинения Тацита. Историк Ш в. Дион Кассий последовательно проводит мысль о том, что при Августе в Риме была установлена монархия. Официальная версия, однако, давала иной ответ на этот вопрос. Версия эта сформулирована в документе, в котором Август характеризует свою власть и политическую деятельность. Как передают Светоний и Дион Кассий, после смерти Августа его преемником Тиберием были вскрыты различные документы, в их числе тот, про который Светоний говорит: «свиток содержал список, относительно которого он выразил желание выгравировать его на медных таблицах и поместить перед его мавзолеем»...

Тот список деяний, который находился в самом Риме, до нас не дошел. Зато были найдены три копии памятника. Лучше всего сохранилась копия, найденная на месте древнего города Анкиры (современная Анкара). Подлинный текст был озаглавлен таким образом: «(перечень) деяний божественного Августа, при помощи которых он подчинил весь мир власти римского народа, и тех затрат, какие он произвел в пользу государства и народа римского». Памятник разделен на 35 глав, к которым добавлен список раздач.

В первых двух главах говорится о начале политической карьеры Августа. В 3-й - о войнах, которые вел Август, при этом подчеркивается его великодушие. В 4-й главе сказано о триумфах, которые он получил. Отмечена скромность Августа: он не принял многих триумфов, определенных сенатом. В 5-й и 6-й главах сообщается, что он не воспользовался многими полномочиями, поскольку они противоречили обычаям предков. В 7-й главе перечислены различные почетные титулы Августа. В 8-й главе говорится об обновлении сената и о проведении ценза. В той же главе охарактеризовано законодательство Августа. 9-я и 10-я главы посвящены религиозным почестям. В 11-й и 12-й главах описываются торжественные встречи, организованные по случаю возвращения Августа, и упоминается об открытии Алтаря Мира. В 13-й главе Август рассказывает, что в его правление три раза были закрыты двери храма Януса, тогда как от основания Рима до рождения Августа они были закрыты всего лишь дважды. В главе 14-й речь идет о почестях, которые были распространены на его семью. В 15-й главе перечислены раздачи римскому народу. 16-я глава рассказывает о наделении землей и деньгами ветеранов. В 17-й главе упомянуто, что Август неоднократно вносил свои деньги в государственную казну. В 18-й главе речь идет о том, как Август оказывал из собственных средств помощь, когда во время голодного года перестала поступать поземельная подать. В 20 и 21-й главах называются храмы и общественные здания, построенные и отремонтированные Августом. 22 и 23-я главы описывают те зрелища, какие были даны Августом народу. В 24-й главе Август рассказывает о возвращении украшений в азиатские храмы и о вкладах в римский храм Аполлона. 25-я глава говорит о том, что Август очистил море от пиратов и вернул беглых рабов их господам для надлежащего наказания. В конце главы сказано о присяге на верность, которую принесли жители Италии и провинций. Глава 26-я повествует о расширении границ римского государства и о походах Августа. В 27-й главе речь идет об успехах римской дипломатии. В 28-й главе перечислены страны, куда выведены военные колонии. В 29-й главе сказано о возвращении военных знаков, которые потеряли римляне в войне с парфянами. В 30-й главе говорится об успешных военных действиях на дунайской границе, в 31-33-й главах – о почестях, оказанных Августу его соседями; в 34-й главе Август говорит о возвращении власти сенату и римскому народу, и в конце ее дает характеристику своей власти. В последней, 35-й главе сказано о даровании Августу титула «отца отечества». После этого перечислены истраченные Августом суммы и подведен им итог...

На первый взгляд может показаться, что в документе нет цельности и единства. Но это только видимость, может быть, нарочито подчеркнутая отрывочность. Основа композиции документа ясна из 34-й главы: «В курии Юлия был поставлен золотой щит, надпись на котором гласила: сенат и народ римский даровали мне его ради мужества, милосердия, справедливости и благочестия». Добродетели, за которые «сенат и римский народ» наградили Августа, принадлежат к числу тех черт, какими должен отличаться идеальный римлянин. Они создавались под влиянием стоической философии и неоднократно упоминались в римских публицистических произведениях. Они-то и положены в основу «Деяний божественного Августа». Мысль автора развивается следующим образом: он как частный человек выступил в защиту республики, и его мужество было отмечено гражданами (гл. 1). Но он выступил не только как идеальный гражданин – как благочестивый сын, он мстил за смерть своего отца (благочестие), и мстил он законным образом (справедливость) – гл. 2. В войне, которую он вел, он проявил милосердие (гл. 3). Следовательно, в течение всех гражданских войн он сохранял те черты идеального гражданина, за какие впоследствии получил награды. Подвиги его были оценены сенатом и римским народом, он получил за них овации и триумфы (гл. 4). Август проявлял всегда свою скромность: он отказывался от триумфов (гл. 4). Как человек справедливый и благочестивый, он не хотел принимать каких-либо полномочий, противоречащих обычаям предков (гл. 5, 6). Он занимал высшие должности по закону, занимал их в течение долгого времени (гл. 7). И это высшее положение в государстве было ознаменовано заботой о римском государстве: Август увеличил число патрицианских родов, составил заново списки сенаторов, проводил переписи граждан и был инициатором полезных для граждан законов (гл. 8). За это он был удостоен особых религиозных почестей (гл. 9-11). Среди всех почестей особенно замечательна встреча его с сенаторами при возвращении с Востока: в честь его возвращения воздвигается жертвенник «Августова мира» (гл. 12). И в самом деле, ведь при нем три раза закрывался храм Януса, который за несколько веков был закрыт лишь дважды (гл. 13). Почести распространяются не только на Августа, но и на его семью (гл. 14). Далее говорится о милостях и щедрости Августа: он раздает деньги и хлеб плебеям (гл. 15), выводит колонии (гл. 16), помогает государственной казне (гл. 17), украшает Рим новыми постройками (гл.19-21), устраивает игры и зрелища (гл. 22, 23). В дальнейшем идет речь о его внешней политике. Он очистил море от пиратов и счастливо закончил войну с рабами. Войну с Антонием ему доверили италийские жители и присягнули ему на верность. То же сделали и провинциалы (гл. 25). Границы римского государства были Августом расширены; с большим уважением относились к нему властители неримских областей, к нему прибывали послы из тех стран, которые никогда не имели еще официальных отношений с Римом (гл. 26, 27, 29-33). В конце подводятся итоги и указывается главное – особым сенатским постановлением он был назван Августом, так как после окончания гражданских войн восстановил республику, передал ее в распоряжение сената и римского народа (гл. 34). Все сословия признали его деятельность и даровали ему титул отца отечества. Таким образом, все изложенное мотивирует надпись на золотом щите: всей своей деятельностью Август воплотил в жизнь основные черты идеального римлянина – мужество, милосердие, справедливость, благочестие…

Итак, за простым, как бы случайным перечнем деяний скрывается до конца продуманное обоснование деятельности, показывающее, что вся жизнь с девятнадцатилетнего возраста была посвящена служению государству, и это получило должную оценку.

Шифман, И.Ш. Цезарь Август / И.Ш. Шифман. – Л.: Наука, 1990. – С.95-105, 107-114

Триумф Октавиана знаменовал собою начало новой эпохи в жизни римского общества. Все, разумеется, было обставлено так, будто в Риме возрождается исконная римская форма правления, возвращена мощь законам, восстановлен авторитет судов, величие сената, власть магистратов по древнему образцу, возобновлена древняя и старинная форма государства, честь святынь, обработка полей, безопасность людей, гарантии собственности. И на монетах, и в надписях Октавиан фигурирует как человек, освободивший государство от господства партии, возвративший свободу римскому народу. Октавиан категорически воспротивился тому, чтобы его провозгласили Ромулом, т.е. новым основателем и властителем Рима на древний царский манер: он боялся, что его заподозрят в стремлении к царской власти. Столь же энергично он отказывался и от диктатуры. Пример Цезаря не давал ему покоя. Но все равно и слова, и жесты оставались пустыми словами и жестами, ничего не значившими. Среди почестей, которые были предоставлены Октавиану еще в 30 г. до н.э., была ведь и пожизненная трибунская власть, а она обеспечивала ему фактически всю полноту власти. Уходили в прошлое времена полновластия сената и народного собрания. Уже в 29 г. до н.э. был составлен новый список сенаторов, ана20 г. до н.э. Октавиан был избран консулом (вместе с Марком Випсанием Агриппой) и цензором. В 28 г. до н.э. новый ценз был проведен и состав сената обновлен.

Примечательная особенность нового списка сенаторов заключалась в том, что с 28 г. до н.э. первым в нем значился Октавиан; тем самым он признавался первоприсутствующим в сенате (princeps senatus).Этоположение, сохранившеесяна протяжении всей его жизни, было не только почетным, но и давало возможность эффективно влиять на государственные дела. Оно стало еще одним фундаментальным звеном в конструировавшемся им сложном оформлении его верховной власти. Античность видела в титуле первоприсутствующего суть всей системы (Октавиан принимает именно его, а не титул царя или диктатора).

Впрочем, 13 января 27 г. до н.э. Октавиан заявил об отказе от своих чрезвычайных полномочий. Конечно, эта комедия никого не могла обмануть; сенаторы кто искренне, а кто со страха, опасаясь опоздать с изъявлениями верноподданнических чувств, умоляли Октавиана принять эти полномочия обратно. Так что авторитет первоприсутствующего в сенате, полученные до того пожизненная трибунская власть и присяга на верность вновь были дополнены той властью, которой Октавиан располагал в качестве триумвира. И все же Октавиан предпочитал подчеркивать, что государство он передал сенату и народу и его неограниченная власть основывалась на том, что авторитета (auctoritas) у него было больше, чем у остальных, тогда как своими полномочиями он был равен другим коллегам. Само собой разумеется, на «авторитет» Октавиана постоянно ссылались при решении государственных дел. Тем не менее, с нашей точки зрения, не следует придавать этому слову в данном контексте особый терминологический смысл; оно значит только то, что значит: «авторитет», и было призвано придать достойную окраску фактическому единовластию первоприсутствующего в сенате. Показательно, что Октавиан всегда протестовал, когда его называли господином (dominus) и всячески старался избегать торжественного церемониала встреч и проводов. Он категорически отказывался от диктаторской власти и от избрания пожизненным цензором. Вообще Октавиан старался вести себя как обыкновенный скромный гражданин. Вместе со своими кандидатами он обходил граждан, вербуя на выборах для них сторонников по староримской традиции; он и голосовал, как простой гражданин, в своей трибе; представляя народу своих сыновей и добиваясь для них благосклонности римлян, он неизменно произносил: «еслиони того заслужат»;он не вмешивался в отправление правосудия, даже когда речь шла о его друзьях.

В Риме одно время носились с идеей назвать Октавиана Ромулом, именем основателя города и государства, поскольку он явился создателем нового режима, однако эта мысль была в конце концов отвергнута, может быть, именно потому, что Октавиан не хотел подчеркивать всем очевидный факт создания нового режима. 16 января 27 г. до н.э. Мунаций Планк предложил называть Октавиана Августом, – именем, в этом отношении совершенно нейтральным. С тех пор Октавиан принял новое имя: Император Цезарь Август, сын божественного. Здесь все было значимо. Личное имя (praenomen) Император было не именем в собственном смысле слова: титулом «император» («повелитель», «командующий») солдаты обычно награждали победоносного полководца, и он получал право на триумф. Впервые императором Октавиан был провозглашен в 43 г. до н.э. после битвы при Мутине. Начиная с 40 г. до н.э., он именовал себя Император Цезарь, очевидно, по примеру Юлия Цезаря. Предоставленный Октавиану в 29 г. до н.э. сенатом, он стал пожизненным и обозначал верховную власть, включавшую командование войсками, право взимать налоги, объявлять войну и заключать мир, управлять провинциями и осуществлять власть над гражданами вплоть до жизни и смерти сенатора и всадника. Не случайно греки переводили его словом Автократор – «самодержавный правитель». С этого момента в древности считали начало римской монархии. Став личным именем, титул императора должен был свидетельствовать, что все эти функции и прерогативы отприродно присущи новому властителю, как раньше Цезарю. Второй компонент – Цезарь – был до того прозвищем (cognomen) одного из ответвлений патрицианского рода Юлиев; отныне он превращался в родовое имя (nomen) властителя, что возвещало о создании династии наследников Цезаря. Третий компонент имени – прозвище Август – придавал его носителю качество священности. Оно происходит от латинского слова augeo – «умножать», связывается со жреческим титулом augur и обозначало, по-видимому, «умножителя» (благ), т.е. подателя всеобщего благополучия.

Кроме всего изложенного, Август (теперь уже Август!) многократно занимал высшие должности в государстве. Дo 23 г. до н.э. он ежегодно избирался консулом. В 23 г. до н.э. Август отказался от консульства на следующий год и снова получил пожизненную трибунскую власть с правом вносить на заседаниях сената предложения, а также пожизненную проконсульскую власть, которая не слагалась и возобновлялась при пересечении им померия (городской черты); иначе говоря, вопреки римским обычаям она была действенна и в самом Риме, и за его пределами. В 24 г. до н.э. решением сената Август был освобожден от ограничений, налагаемых законами. В 19 г. до н.э. ему были предоставлены знаки консульской власти и 12 ликторов, а также право сидеть между консулами. После смерти (в 13 г. до н.э.) Лепида Август стал (12 г. до н.э.) великим понтификом, т.е. главой римского жречества. С 13 г. до н.э. решения Августа, принятые совместно с его пасынком Тиберием или с кем-нибудь другим, приравнивались к постановлениям сената. Наконец, в 5 и 2 гг. до н.э. он снова избирался консулом. По различным поводам Август наделялся чрезвычайными полномочиями. Трижды (в 19, 18 и 11 гг. до н.э.) Август единолично назначался попечителем законов и добрых нравов.

Во 2 г. до н.э. Август получил титул отца отечества, давший ему «отцовскую» власть над Римом и римлянами. До Августа этот титул принадлежал только Цицерону после раскрытия заговора Катилины и Цезарю после битвы при Мунде. По рассказу Светония, первоначально этот титул предложили Августу плебеи, отправив к нему специальное посольство. Август отказался, но его все равно приветствовала при входе в театр огромная толпа в лавровых венках…

Старые римские органы власти, прежде всего сенат, продолжали функционировать, но их функционирование сводилось к выполнению решений и предначертаний Августа, которые разрабатывались советом при его особе; в него входили консулы, по одному от других магистратов (один претор, один квестор и т.д.), а также 15 сенаторов, избиравшихся жребием на полгода. Дела в совете рассматривались в соответствии с желаниями Августа, консулы докладывали о его решении сенату, сенат штемпелевал требуемое постановление, и Август его публиковал в качестве эдикта. Народные собрания проводились для того, чтобы утверждать законы, предложенные Августом, и по его рекомендации и указанию выбрать магистратов, как это делалось уже при Цезаре.

Август всеми способами стремился показать, что он придает выборам и магистратурам их прежнее значение. Были подтверждены и даже усилены наказания за подкуп избирателей; это, однако, не помешало ему в некоторых трибах раздавать по 1000 сестерциев, чтобы провести нужного кандидата. Во время выборов Август, как сказано, лично участвовал в вербовке голосов в пользу своих кандидатов и голосовал в своей трибе как рядовой гражданин…

Теперь на должности выбирались ставленники Августа, послушно выполнявшие его волю. О какой-либо их независимости, о самостоятельности действий магистратов не могло быть и речи. И все же магистратуры продолжали оставаться вожделенной целью каждого аристократа, в особенности консульство, и, чтобы удовлетворить притязания многочисленных претендентов и тем вернее привязать их к себе, Август изменил численность консулов. Если раньше обычно выбирали двух консулов, олицетворявших собою высшую исполнительную власть в государстве, то теперь помимо двух ординарных консулов, по которым назывался год («в консульство такого-то и такого-то»), на тот же год выбирались и дополнительные консулы, также какое-то время исполнявшие эти обязанности. С 22 г. до н.э. были несколько расширены прерогативы преторов: они стали не только судьями, но и ведали устройством игр и государственной казной. Однако общей ситуации эта реформа не меняла. К тому же выборных магистратов явно оттесняли на задний план чиновники, назначавшиеся непосредственно Августом: градоначальник, ведавший порядком и благоустройством города, всевозможные управители (прокураторы) и уполномоченные (легаты), а также командующий преторианской гвардией (префект претория). Отношения Августа с ними строились на личных связях, и ответственны они были только перед ним.

Наконец, Август стал и высшей судебной инстанцией в государстве.

Значительным реформам подверглось управление провинциями. 13 января 27 г. до н.э. Август провел разделение провинций на императорские и сенаторские…

Сенатские провинции управлялись, как и раньше, проконсулами и пропреторами, назначавшимися через пять лет после отправления соответствующей должности, однако и здесь в силу своего авторитета и своих полномочий Август мог вмешиваться в дела провинций...

Императорские провинции управлялись наместниками-легатами в ранге пропретора; они назначались Августом и подчинялись только ему. Здесь фикция сенатского управления полностью отсутствовала… Понятно, что Август стремился не допускать выхода его наместников из-под контроля…

Взимание налогов находилось в руках откупщиков. Откупная система тяжелым бременем ложилась на плечи населения провинций; не случайно поэтому откупщики считались в древности отъявленными злодеями и закоренелыми грешниками.

С точки зрения общеполитической создание императорских провинций существенно сократило сферу хотя бы и номинальной власти сената и расширяло сферу единоличной власти Августа. С точки зрения административно-военной оно отдавало в руки Августа наиболее стратегически важные провинции и стоявшие в этих провинциях войска, что могло служить гарантией от возможных случайностей. Существенна была и финансовая сторона данного мероприятия: громадные доходы от провинций поступали теперьне в казну Римской державы, а в личную казну Августа. Вообще же в императорских провинциях осуществлялся тот монархический идеал, к которому Август стремился, сознательно или бессознательно: в этих провинциях Август был настоящим самодержцем без фигового листка староримских традиционных учреждений.

Впрочем, Август и здесь остался верен себе. Первоначально императорские провинции были выделены сроком на 10 лет, причем Август говорил даже о досрочном возвращении провинций. Однако затем сроки продлевались, и временное установление, как обычно бывает, стало постоянным.

В самом Риме Август также провел существенные преобразования: он разделил город на районы и кварталы, причем районами должны были ведать годичные магистраты общеримские, а кварталами – выборные от населения каждого квартала. Для охраны от пожаров были расставлены посты и, кроме того, была введена ночная стража. Эти меры позволили создать организацию, дававшую возможность держать город под контролем. Были учреждены и новые должности – попечение общественными постройками, дорогами, водоводами, руслом Тибра, распределением хлеба народу и т.п.

Вся эта громоздкая система получила в последующие века название империи, а возглавлявший ее правитель традиционно именуется императором. Этот режим едва ли можно считать компромиссом между сенатом и самодержавным правителем, едва ли можно говорить и о разделении власти между императором и сенатом; фактическим носителем власти был император, тогда как сенат обладал лишь фикцией, видимостью власти, хотя совсем избавиться от него Август, желавший следовать староримской традиции, не мог. И только принимая видимость за сущность, можно видеть в режиме, созданном Августом, магистратуру,ограниченную республиканскими формами, что-то вроде конституционной монархии.

Придя к власти Август установил тот режим, который отвечал как назревшим общественно-политическим потребностям, так и традиционным социально-психологическим характеристикам римского общества. Гражданские войны показали полную неспособность традиционной римской системы, так называемого республиканского строя, обеспечить в государстве мир и стабильность. Режим, созданный Августом, принес и то, и другое… Установление мира, прежде всего гражданского мира, прочные гарантии мира обеспечили Августу широкую поддержку всех слоев римского общества. И в то же время монархия не должна была быть монархией. Август удовлетворил и это требование. Монархия? Да нет же, восстановление свободы в государстве, угнетенном господством партии, восстановление древних и старинных римских порядков и обычаев, а что до власти Августа, то ведь это – власть первого в сенате, первого гражданина, его авторитет, его магистратские полномочия… Люди всегда охотно верят в то,во что они хотят верить.

Во внутреннейжизни Римского государства Август столкнулся со сложными проблемами.

Прежде всего следовало навести и поддерживать элементарный порядок, разрушенный Гражданскими войнами. По Италии среди бела дня при оружии бродили разбойники; на полях и дорогах хватали свободных и рабов и заключали их в эргастулы, принадлежавшие владельцам сельских поместий; создавались новые коллегии – фактически разбойничьи шайки. Август принял решительные меры; он приказал расставить в удобных местах караулы, произвести ревизию эргастулов и распустить коллегии, кроме законных и существовавших издревле. Умиротворению общества должны были содействовать и уничтожение списков должников казне, и уступка спорных казенных участков в Риме их держателям, и прекращение затянувшихся судебных процессов.

Август всячески демонстрировал стремление поднять престиж римского гражданства и чрезвычайно скупо его давал, хотя исключения, как можно было видеть, все же были. Он добивался, чтобы римляне носили древнюю римскую одежду – тогу. Все эти поступки могут быть поняты только в рамках политики, направленной на консолидацию коллектива римских граждан.

Конечно, сенат, с которым Августу пришлось иметь дело, был уже далеко не тем сенатом, в котором гремели речи Фабия Кунктатора или Катона Старшего… Долголетние Гражданские войны, проскрипции и другие проявления массового террора научили сенаторов подобострастию и смиренной покорности. К тому же в сенате оказалось много ставленников триумвиров, в том числе людей незнатного и неримского происхождения, включая выходцев из социальных низов и даже бывших вольноотпущенников. За их счет численность сената резко возросла; всего сенаторов было больше 1000 человек. Многие республикански настроенные сенаторы в ходе войн и репрессий были уничтожены…

Август, разумеется, делал все, чтобы привлечь сенаторов на свою сторону… Он оказывал денежную помощь тем, кто по недостатку средств не мог выполнять обязанности магистратов и кассировал долги государственной казне. Август увеличил число патрицианских семей, щедро давая патрицианское звание старинным плебейским родам – Кальпурниям, Клавдиям Марцеллам, Домициям, Юниям Силанам – и некоторым из тех, кто пробился в знать снизу. Он назначал сенаторов на высшие государственные посты.

Вообще Август всячески старался продемонстрировать свою лояльность и терпимость… Светоний говорит о многочисленных случаях, когда Август даровал своим противникам прощение и безопасность и даже первые места в государстве. Некий Юний Новат, распространявший порочащие Августа сочинения, отделался денежным штрафом, а Кассий Патавин, угрожавший на пиру его заколоть, – изгнанием…

Особую заботу Август проявлял о престиже сенаторского сословия. Среди мер этого рода следует отметить установление для сенаторов имущественного ценза, в размере 1 млн. сестерций, причем это решение Август использовал в политических целях: оппозиционеров он беспощадно удалял из сената, а своим сторонникам оказывал в случае необходимости материальную помощь… Пурпурные мантии было разрешено надевать только сенаторам и магистратам. Сенаторам и всадникам должны были предоставляться в театрах почетные места.

Однако эти и им подобные шаги были далеко не достаточными. Как мы видели только что, Август оказался перед необходимостью заботиться о том, чтобы в сенаторском корпусе было как можно меньше явных и скрытых оппозиционеров; для этой цели использовался, как сказано, закон о сенаторском имущественном цензе. Действовал Август и более откровенными методами.

Уже в 29 г. до н.э. он произвел чистку сената. Он предложил сенаторам «быть себе самим» судьями и тем, чье происхождение и образ жизни не соответствовали сенаторскому положению, покинутьсенат, причем их имена должны были быть скрыты от публики, они бы не утратили внешних признаков сенаторского звания. Конечно, и происхождение, и образ жизни – это были только предлоги; но, как бы то ни было, совету последовали только 50 человек. Тогда Август принудил уйти из сената еще 140 человек, и их имена были опубликованы.

В 18 г. до н.э. состоялась вторая чистка сената. На этот раз была применена довольно сложная процедура. Август выбрал 30 человек, и каждый из них должен был письменно назвать пять сенаторов; из каждой пятерки по жребию выбирался один, и процедура повторялась. Никто не должен был вносить в список родственников. Процедура затянулась или, что правдоподобнее, давала для Августа неудовлетворительный результат. Пользуясь своими прерогативами цензора, Август ее прервал и оставшиеся места заполнил по своему усмотрению. В результате численность сената сократилась до 600 человек.

В 12-11 гг. до н.э. пересмотр списка сенаторов был повторен.

Среди сенаторов, сохранивших свои кресла, было много выходцев из различных уголков Италии, в том числе этрусков, самнитов и др., которые достигали в Риме высших постов. Они были всем обязаны Августу, и от них ждать оппозиции не приходилось.

В 15г. до н.э. Август отнял у сената право чеканить золотые и серебряные монеты…

В своих официальных документах Август всегда считал необходимым подчеркнуть, что наряду с сенаторским сословием и народом титул «отца отечества» ему был преподнесен также и всадниками. Римское всадничество, из среды которого вышел и он сам, было чрезвычайно влиятельным сословием, своего рода аристократией второго ранга; это были ростовщики, землевладельцы, откупщики, военачальники, вообще деловые люди и все те, кто обладал более или менее значительным состоянием, но не делал карьеру магистрата и не входил в сенат. Август установил для всадников имущественный минимум в размере 400 тыс. сестерциев. Он провел пересмотр всаднического сословия, причем всадники должны были отчитаться о своем образе жизни и о своей деятельности. Всадники выбирали и главу сословия из семьи Августа, который (глава) носил титул «начальник юношества». Ежегодно устраивались парады, в которых участвовали всадники до 35 лет; позже они от парадов освобождались и сдавали в казну полученного ими государственного коня.

До известных пределов всадникам не были чужды оппозиционные настроения. Однако в целом между императором и всадниками царили мир и согласие. Они покорно выполняли его волю; в свою очередь император назначал их на государственные должности (вплоть до претора); в их руках находился суд. Все это вполне естественно, коль скоро власть императора была опорой порядка и давала возможность спокойно наживать богатство и пользоваться им.

Политика Августа по отношению к римскому плебсу строилась как удовлетворение его наиболее примитивных потребностей в хлебе и зрелищах. Подводя итоги своей деятельности, Август заботливо перечисляет, когда и сколько раз он раздавал народу деньги. Уже по завещанию Цезаря он дал каждому плебею по 300 сестерциев (44 г. до н.э.); в свое пятое консульство (29 г. до н.э.) – по 400 сестерциев из военной добычи, в десятое консульство (24 г. до н.э.) – также по 400 сестерциев; в одиннадцатое консульство (22 г. до н.э.) он двенадцать раз покупал хлеб для раздачи; в двенадцатый год своей трибунской власти (12 г. до н.э.) он еще раз дал по 400 сестерциев на человека. Эти средства получили не менее 250 тыс. человек. В восемнадцатый год трибунской власти и в двенадцатое консульство (5 г. до н.э.) он раздал по 60 денариев; их получили 320 тыс. человек. Ветеранам-колонистам в свое пятое консульство (29 г. до н.э.) Август дал из военной добычи по 1000 сестерциев; получателей было около 120 тыс. человек. В свое тринадцатое консульство (2 г. до н.э.) он раздал плебеям, получившим к тому же бесплатный хлеб из казны, по 60 денариев; получателей было больше 200 тыс. Кроме того, практиковались систематические раздачи хлеба, причем Август резко увеличил количество должностных лиц (кураторов), ведавших раздачами: сначала их было два, после 18 г. до н.э. их стало шесть, причем это были сенаторы высокого ранга. К концу его правления раздачами стали ведать императорские чиновники (префекты анноны) из всадников, в их распоряжении находился огромный персонал. Составлялись списки получателей, которым выдавались специальные тессеры (своего рода талоны), и раз в месяц на Марсовом поле или в портике Минуция в одной из 45 лавок люди получали причитавшийся им паек. Попытки Августа раздавать хлеб раз в четыре месяца встретили сопротивление, и он должен был уступить. Однако когда толпа потребовала вина, Август отвечал, что в Риме хороший водопровод.

Августу было очевидно деморализующее влияние хлебных раздач, и он носился с мыслью их вовсе прекратить, но хорошо понимал и другое: такая мера была бы слишком опасной для его правления.

Другим средством воздействовать на плебс Август считал организацию зрелищ. В уже не раз цитировавшемся документе он заботливо перечисляет их. В его правление восемь раз устраивались гладиаторские игры, в которых сражались около 10 тыс. человек. Три раза проводились состязания атлетов, 27 раз – иные зрелища. В консульство Гая Фурния и Гая Юния Силана (17 г. до н.э.) Август устроил столетние игры. Начиная с его тринадцатого консульства (2 г. до н.э.) ежегодно проводились игры в честь Марса Мстителя. Кроме этого, в цирке, на Форуме и в амфитеатре 23 раза устраивались травли диких зверей. Особенно сильное впечатление должен был произвести, конечно, морской бой, в котором участвовали более 3000 человек.

Своей цели Август несомненно достиг: на основы его власти плебс не посягал; волнения, имевшие место в Риме в 23 г. до н.э., показали это со всею определенностью. В тот год Август, как уже говорилось, отказался от консульства на следующий год и уехал из Рима. Консулом помимо Августа был известный республиканскими убеждениями Авл Теренций Варрон Мурена, а дополнительными консулами Луций Сестий и Луций Кальпурний Писон. Между тем в Италии начался голод, в Риме не хватало хлеба, появились болезни, многие погибли. В городе начались беспорядки. Народ окружил курию (место заседаний сената) и стал требовать, чтобы Августу была предоставлена власть диктатора, угрожая сжечь курию вместе с сенаторами. По призыву сената Август, находившийся в тот момент в Кампании, спешно вернулся в Рим. Он на коленях умолял народ не назначать его диктатором и после долгих уговоров согласился взять на себя снабжение Рима продовольствием на свои средства. Порядок был восстановлен и доставка хлеба тоже. Здесь все характерно: и бунтующий народ, и бессилие сенаторского правительства, и Август, отказывающийся от диктатуры, которую ему навязывают, и завершающий аккорд: Август в роли спасителя от голода и мора. Независимо от того, были эти события инспирированы или нет, лучшей демонстрации в свою пользу Август, конечно, придумать не мог.

Положение рабов в царствование Августа сколько-нибудь существенно не изменилось. Они по-прежнему считались собственностью своего господина; и последний имел над ними неограниченную власть. Для политики Августа в этом направлении характерно уже то, что он возвратил 30 тыс. беглых рабов, захваченных им у Секста Помпея, их прежним владельцам; более того, войну с последними он даже называл рабской войной, приравнивая ее, таким образом, к восстанию Спартака. Не менее показательно и другое: Август не считал возможным вмешаться во взаимоотношения господ и рабов… Как известно, в Риме рабов на суде, даже в качестве свидетелей, допрашивали под пыткой. Август приказывал покупать таких рабов, чтобы их владельцы не понесли материального ущерба. Специальными законами правительство Августа регулировало в неблагоприятную для рабов сторону возможности и процедуру освобождения рабов. В 4 г. до н.э. был принят закон Сентия; он разрешал отпускать на волю рабов, не достигших 30 лет, только в присутствии пяти сенаторов и пяти всадников; освобождение раба не должно было наносить ушерба третьим лицам. Во 2 г. до н.э. вошел в силу еще один закон, ограничивавший отпуск рабов по завещанию; тем самым ограждались имущественные интересы наследников. Характеризуя в общем виде законы Августа о рабах, Светоний пишет, что он ограничивал возможности освобождения рабов, воздвиг этому много препятствий, предусмотрев и количество, и положение, и состояние освобождаемых; в частности, рабы, побывавшие в оковах или под пыткой, не могли при выходе на свободу претендовать, как это обычно было в Риме, на получение римского гражданства.

В царствование Августа восстаний рабов в Риме не было, однако угроза со стороны рабов все время ощущалась. Среди обязанностей градоначальника первым было обуздание рабов. В 10 г. н.э. сенат подтвердил закон, по которому в случае насильственной смерти господина все рабы, находившиеся в доме, подлежали казни.

Рабы, образовывавшие фундамент римского общества, играли заметную роль в его хозяйственной жизни… Сам Август использовал вольноотпущенников и особенно приближенных рабов в качестве чиновников и должностных лиц, выполнявших разного рода поручения, часто ответственные. Рабы, как и свободные, не представляли собой единой массы; их объединял статус несвободы, тот факт, что они были собственностью другого лица. Эту ситуацию Август не только не мог и не хотел менять; самая мысль о возможности каких-либо изменений в этом отношении, какого-то улучшения общественного положения рабов ему, по-видимому, просто не приходила в голову.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2057 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...