Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источники. 1. Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах



1. Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. // Под ред. проф. В. Н. Карпова. — СПб.: СПбДА, 1862. Т.1.

2. Никита Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. // Т.1 под ред. проф. В.И. Долоцкого, Т.2 под ред. проф. Н.В.Чельцова. — СПб.: СПбДА, 1860–1862. Т. 1–2.

3. Никифор Григора. Римская история. // Под ред. проф. П. И. Шалфеева. — СПб.: СПбДА, 1862. Т.1.

Литература

1. Алмазов А.И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры (К истории византийской отреченной письменности). Одесса, 1901.

2. Он же. Проклятие преступника псалмами. Одесса, 1912.

3. Он же. Чин над бесноватым. Одесса, 1912.

4. Каждан А.П. Византийская культура (X–XII вв.). СПб., 1997.

5. Он же. Книга и писатель в Византии. М., 1973. Гл. 2.

6. Левченко М.В. Пентаполь по письмам Синезия // ВВ. 1956. Т. 9.

7. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974.

8. Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989.

9. Понятие судьбы в контексте разных культур, М., 1994 (статьи М.К. Трофимовой, А.Я. Гуревича, Т.В. Топоровой, Т.А. Михайловой, Е.В. Приходько).

10. Памятники древней письменности и искусства. Из истории отреченных книг. СПб. 1899.

11. Топоров В.Н. К семиотике предсказаний у Светония // Труды по знаковым системам. Вып. 2 (Уч. зап. Тартуского гос. Университета. Вып. 181). 1965. С. 198–209.

12. Успенский Ф.И. Византийский писатель Никита Акоминат из Хон. СПб., 1874.

13. Шукуров Р.М. Три жизни одного прорицания // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. История, археология … М., 1996. С. 168–178.

14. Byzantine Magic / Ed. by Henry Maguire (Dumbarton Oaks Research Library and Collection). Washington, DC, 1995

Использованные по этой теме Интернет-ресурсы:

· http://www.argo-school.ru

· http://astrologic.ru

· http://www.astrokot.kiev.ua


[1] Памятники древней письменности и искусства. Из истории отреченных книг. СПб. 1898, с.2.

[2] Там же, с.10-11.

* По этому критерию нами выделяются два «лидера»: «Римская история» Григоры Никифора, где мы наблюдали около 30 мест с описаниями интересующих нас явлений, и «История» Никиты Хониата – приблизительно 23 упоминания; здесь же отметим, что третий источник – «История о Михаиле и Андронике Палеологах» Григория Пахимера дает нам описание около 16 ситуаций.

[3] Григора Никифор. Римская история. // Под ред. П. И. Шалфеева. — СПб.: СПбДА, 1862. Т.1. С.3

[4] Григора Никифор. Римская история. // Под ред. П. И. Шалфеева. — СПб.: СПбДА, 1862. Т.1. С.554-563

[5] Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974, с.133.

[6] Успенский Ф.И. Византийский писатель Никита Акоминат из Хон. СПб., 1874, с.160-161.

[7] Там же, с. 50.

[8] Никита Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. // Т.1 под ред. проф. В.И. Долоцкого, Т.2 под ред. проф. Н.В.Чельцова.— СПб.: СПбДА, 1860–1862. Т. 1–2. С. 368, 392-394.

[9] Byzantine Magic / Ed. by Henry Maguire (Dumbarton Oaks Research Library and Collection). Washington, DC, 1995, p.15-28.

[10] Henry Maguire. Указ. соч., p.51-73.

[11] Там же, p.83-117.

[12] Там же, p.155-179.

[13] Памятники древней письменности и искусства. Из истории отреченных книг. СПб. 1899, с.13-14.

[14] Там же, с.16.

[15] Там же, с.33.

[16] Там же, с.37.

[17] Алмазов А.И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры (К истории византийской отреченной письменности). Одесса, 1901. с.10.

[18] Указ.соч., с.14.

[19] Указ.соч., с.23.

[20] Указ.соч., с.25.

[21] Указ.соч., с.30.

[22] Указ.соч., с.14.

[23] Алмазов А.И. Указ.соч., с.19-21.

[24] Там же, с.78.

[25] Алмазов А.И. Проклятие преступника псалмами. Одесса, 1912, с.4-36.

[26] Там же, с.6-15.

[27] Алмазов А.И. Чин над бесноватым. Одесса, 1912, с.1-3.

[28] Там же, с.3-10.

* Пентаполь получил свое название от пяти греческих городов, расположенных на его территории. Эти города – Кирена, Птолемаида, Аполлония (Фикунт), Тевхира, Евгесперида (Береника). Пентаполь, или Киренаика, в описываемое время был заселен подданными Восточной Римской империи только в северной части, которая представляет собой плато, в большей своей части покрытое плодородными красными землями и растительностью средиземноморского типа. Высокому экономическому уровню Киренаики античной и эллинистической эпохи соответствовал и высокий культурный уровень: эти земли дали миру таких крупных деятелей культуры, как философ Аристипп, поэт Каллимах, ученый Эратосфен. - Левченко М.В. Пентаполь по письмам Синезия // ВВ. 1956. Т. 9, стр.21.

[29] Левченко М.В. Пентаполь по письмам Синезия // ВВ. 1956. Т. 9, с.23-25.

[30] Там же, с.41-42.

[31] Там же, с.32-33.

[32] Там же, с.41.

* В Александрии Синезий написал большую часть своих гимнов, быть может, свой трактат «О снах», и, по мнению М.В.Левченко, своего «Диона». Нет возможности точно определить время появления названных выше сочинений Синезия, за исключением «Диона», где Синезий обращается с речью к еще не родившемуся сыну, появление на свет которого было якобы предсказано Синезию во сне. Что касается сочинения «О снах», то оно, вероятно, было написано после «Диона». - Левченко М.В. Пентаполь по письмам Синезия // ВВ. 1956. Т. 9, стр.7.

[33] Левченко М.В. Указ. соч., с.43.

[34] Топоров В.Н. К семиотике предсказаний у Светония // Труды по знаковым системам. Вып. 2 (Уч. зап. Тартуского гос. Университета. Вып. 181). 1965. с.199-200.

[35] Там же, с.204.

[36] Топоров В.Н. Указ. соч., с.209.

[37] Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973, с.76-81.

[38] Там же, с.76.

[39] Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973, с.80.

[40] Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974, с.150.

[41] Литаврин Г.Г. Указ. соч., с.153.

[42] Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989, с.6.

[43] Там же, с.16.

[44] Там же, с.87.

[45] Понятие судьбы в контексте разных культур, М., 1994,с.178 (статьи М.К. Трофимовой, А.Я. Гуревича, Т.В. Топоровой, Т.А. Михайловой, Е.В. Приходько)

[46] Там же, с.191.

[47] Там же, с.192-205.

[48] Шукуров Р.М. Три жизни одного прорицания // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. История, археология … М., 1996, с.168-169.

[49] Шукуров Р.М. Указ. соч., с.170.

[50] Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. // Под ред. проф. В. Н. Карпова. — СПб.: СПбДА, 1862. Т.1. С.276.

[51] Там же, с.175-176.

[52] Каждан А.П. Византийская культура (X–XII вв.). СПб., 1997. с.125.

[53] Там же, с.172-173.

[54] Там же, с.173.

[55] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. СПБ., 1999, с.73.

[56] Гуревич А.Я. Указ. соч., с.80.

[57] Памятники древней письменности и искусства. Из истории отречённых книг. СПб. 1899, с.13-14.

[58] Там же, с.29.

[59] Там же, с.73.

[60] Гуревич А.Я. Указ. соч., с.75.

[61] Каждан А.П. Византийская культура (X–XII вв.). СПб., 1997, с.125-126.

[62] Там же.

[63] Литаврин Г.Г. Указ. соч., с.83.

[64] К ж виз с.73.

[65] Памятники древней письменности и искусства. Из истории отречённых книг. СПб. 1899, с.2.

[66] Поляковская М.А., Чекалова А.А. Указ. соч., с.171.

[67] Там же, с.168.

[68] Памятники древней письменности и искусства. Из истории отречённых книг. СПб. 1899, с.25.

[69] В 952 г. Оттон Великий под страхом отрешения от должности запрещает духовенству играть в кости; в 1118 г. Генрих II Английский издает подобное же распоряжение относительно рыцарей. См. Памятники древней письменности и искусства. Из истории отречённых книг. СПб. 1899, с.29.

[70] Памятники древней письменности и искусства. Из истории отречённых книг. СПб. 1899, с.33.

[71] Там же, с.21.

[72] Понятие судьбы... с.141.

[73] Никифор Григора С.217.

[74] пахим стр. 397-398

[75] Литаврин Г.Г. Указ. соч., с.70-71.

[76] Литаврин Г.Г. Указ. соч., с.72.

[77] Поляковская М.А., Чекалова А.А. Указ. соч., с.168.

[78] Каждан А.П. Византийская культура (X–XII вв.). СПб., 1997, с.262.

[79] Понятие судьбы... с.191.

[80] Никифор Григора С.79, С.82-83.

[81] Григора С.293-295.

[82] Хониат С.195.

[83] Хониат С.242.

[84] Пахимер С.135-136.

[85] Быт и нравы с.171.

[86] Хониат С.425-426.

[87] Хониат С.148, С.241.

[88] Хониат С.102-104.

[89] Напр., Хониат Кн.5 «Царствование Мануила Комнина» гл.4, Кн.1 «Царствование Исаака Ангела» (С.37).

[90]Напр.: «(...) Дело было вскоре после летнего поворота и при самом появлении на небе Ориона и созвездия Пса (...)» - Никифор Григора С.70. + С.93-94 (знамение-комета), С.449-458 (про одно затмение, которое потом повторилось и «подкрепилось» землетрясением – все это как «вестники» смерти царя.), С.530 (про одновременное лунное и солнечное затмения), С.536 (про одну комету), С.542 (про другую комету в виде меча). Отметим, что у Никифора Григоры все это описано с педантичной точностью (с точки зрения астрономических понятий).

У Хониата: «(...)Когда же солнце миновало созвездие рака и прошло созвездие льва, когда Сириус стал мало-помалу сбавлять жар и уже печально проглядывала зима (...)» - Хониат С.203.

[91] Пахимер С.203.

[92]Григора С.103.

[93] Хониат С.310-324.

[94] Пахимер С.325-326.

[95] Поляковская М.А., Чекалова А.А. Указ. соч., с.52.

[96] Хониат С.186-187.

[97] Пахимер С.24.

[98] Хониат С.190-191.

[99] Хониат. Там же.

[100] Омен-астрология (от лат. omen - "знак, предназменование"), астрология омина (лат. omina - мн.ч. от omen) - выделяемый историками науки ранний этап развития астрологии. На стадии омен-астрологии предсказания делались только на основе непосредственно наблюдаемых явлений. При этом учитывались не только астрономические, но и атмосферные явления (гало, видимость звёзд в конкретной местности, падающие звёзды и т.п.). Астрология предзнаменований занималась, в основном, общеплеменными, а затем общегосударственными прогнозами (война и мир, здоровье правителя, виды на урожай, погода и т.п.). В Европе и на Ближнем Востоке к середине I тыс. омен-астрология прекратила самостоятельное существование, а ряд её методик вошёл в мунданную астрологию.

[101] Зодиакальная примитивная астрология (додекаэтеридная астрология) - промежуточная ступень в развитии астрологии между астрологией предзнаменований и гороскопной астрологией, возникшая, вероятно, в эпоху халдейских царей (с 626 по 539 гг. до н.э.) в Месопотамии. На этой стадии появляются знаки Зодиака, но гороскопы ещё не составляются.

[102] Гороскопная астрология (астрология гороскопов) - один из основных разделов астрологии, базирующийся на учении о том, что анализ расположения планет на небе в моменты зачатия и/или рождения даёт информацию о течении жизни человека. Главной особенностью гороскопной астрологии явилось создание гороскопов. Необходимой предпосылкой возникновения гороскопной астрологии служит создание развитой математической теории движения Солнца, Луны и планет, которая позволяет вычислять положения небесных объектов в любой интересующий астролога момент (как в прошлом, так и в будущем). Существенным отличием от астрологии предзнаменований было то, что теперь принимались во внимание лишь те небесные события, которые можно было математически вычислить (заранее или после того, как они случились). Иначе говоря, в гороскопной астрологии перестали учитываться погодные условия, цвет облаков и т.п. Кроме того, если омен-астрология касалась общегосударственных вопросов, то гороскопы могли строиться и на отдельных людей. Представления о том, что свой гороскоп имеют не только люди, но и города и государства, зафиксированы в I в. до н.э., когда астролог Луций Таруций Фирман рассчитал гороскоп основания Рима (кстати, это был и первый известный случай использования ректификации)

[103] Мунданная астрология (мунданическая астрология, мировая астрология, политическая астрология, историческая астрология)[лат. Astrologia mundana, Astrologia mundi - "астрология мира (Вселенной)"] - отрасль астрологии, изучающая исторические и культурные тенденции, судьбы наций и больших групп людей, метеорологические условия и землетрясения, прочие важные мировые события. Мунданная астрология, очевидно, является древнейшей отраслью астрологии.

[104] Пахимер, С.28

[105] Григора С.48

[106] К ж виз с.39-40.

[107] К ж виз с.40.

[108] К ж виз с.42.

[109] Хониат С.66.

[110] Хониат С.22.

[111] Хониат С.58-59.

[112] Хониат С.66.

[113] Хониат, «Царствование Мануила Комнина» Кн.1, гл.7 (стр.121-122), Кн.5, гл.2 (стр.196-197)

[114] Хониат С.217.

[115] С.418.

[116] С.392-393.

[117] Хониат С.444-446.

[118] Судя по всему, смежный сюжет мы наблюдаем у Пахимера: некий архиерей во время псалмопения стоял пред Богом и, как занятый тою мыслью, о которой было сказано, нечаянно услышал голос. Говорилось — μαρπου,— и больше ничего. (Пахимер, Кн.1, гл.11; С.20-21)

[119] Григора С.65-66.

[120] Григора С.270-271.

[121] В «Римской Истории» Григоры встречаем те же сюжеты в более масштабном формате описания: Кн.5, гл.5 (стр.136-137), Кн.5, гл.7 (стр.143-146).

[122] Пахимер С.431-432.

[123] Пахимер С.449-450.

[124] Пахимер С.487, С.490-91

[125] К ж виз с.74.

[126] к ж виз с.81.

[127] к ж виз с.81-82.

[128] Хониат С.

[129] Хониат С.161.

[130] Григора С.205.

[131] Григора С.212.

[132] Григора С.365.

[133] Григора С.378-380.

[134]

[135]Хониат С.290.

[136] Хониат С.280-285.

[137]

[138] Григора С.65-66.

[139] Григора С.358.

[140] В Греции месопотамские жрецы-астрологи и их ученики стали известны как “халдеи”. Среди наиболее ранних свидетельств появления халдеев в Греции – их упоминание Геродотом (451 г. до н.э.), а также сообщение Геллия о том, что халдеи предсказали по звёздам блистательное будущее великого драматурга Еврипида (родившегося в 480-х гг.) его отцу. "Мудрость халдеев" получила широкое распространение в античном мире.

[141] Григора С.121.

[142] Хониат, «Царствование Исаака Ангела», Кн.,3, гл.3 (С.128-134)

[143] быт и нравы с.87.

[144] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. СПБ., 1999, с.68-71.

[145] Сохранился, в частности, уникальный гороскоп, составленный на рождение Константина VII Багрянородного 3 сентября 905 г. Сохранились также гороскопы, составленные по случаю коронаций императора Алексея I Комнина 1 апреля 1081 г. и Мануила I Комнина 31 марта 1143 г. - Быт и нравы с.169-170.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 416 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...