Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 24. Совместный визит в Индрапрастху великого мудреца Кришны Дваипаяны и благородного Кришны Васудевы был столь же знаменателен



Совместный визит в Индрапрастху великого мудреца Кришны Дваипаяны и благородного Кришны Васудевы был столь же знаменателен, сколь и почетен для всех нас. «Зачем же они пожаловали вместе?» - дивились жители Индрапрастхи. Несколькими днями ранее в Индрапрастхе прошли необычайно роскошные и зрелищные торжества в честь Абхиманью, сына Субхадры. Затем к нам пожаловали оба Кришны, благословили Абхиманью и ушли. Готовясь к отбытию, Васудева Кришна пошутил:

- Кришн а! Первенец вашей семьи - сын Субхадры, но пусть тебя это не печалит. Такова уж традиция династии Пуру: хотя Гандхари забеременела первой, Кунти, ее младшая невестка, родила раньше, и потому первенцами считаются ее сыновья. Именно на них и легла вся ответственность. Радуйся: твоим сыновьям не придется носить тяжкое бремя царской короны.

Я рассмеялась:

- Сакха! Хотя Абхиманью родился из лона Субхадры, он – сын моего мужа, Арджуны. Поэтому Абхиманью – мой первенец. Он называет мамой меня, тогда как Субхадру зовет чхоти ма – младшей матерью. Пусть родила его Субхадра, но вырос он на руках у меня. Я воспитывала его, учила петь, рисовала с ним картинки. Слушая сказания о своих предках, он засыпал на моих коленях. Субхадра – сама еще дитя. Когда Абхиманью докучает ей, она чаще всего дразнит его в ответ. Когда же он хнычет, Субхадра, вместо того, чтобы успокоить его, сама готова расплакаться. Когда ему охота поболтаться где-нибудь, Субхадра тащит его ко мне. Посуди Сам, чей он сын – мой или Субхадры?

Кришна рассмеялся:

- Что тут скажешь! Абхиманью сам во всем признался. Когда в первый день учебы учитель попросил его представиться, Абхиманью сказал: «Мой отец – Арджуна, дядя по матери – Кришна, а мать – Кришн а». О мой любимой сестрице Субхадре он и словом не обмолвился.

- Сакха, с самого рождения Абхиманью слушал родословную из моих уст. В его роду принято считать старшим того, кто выше по положению. Человека почитают не за один лишь возраст, но за разум, рассудительность и благородство. Сыновья Мадри, Накула и Сахадева, тоже горды тем, что считаются сыновьями Кунти. Хотя Кауравы и Пандавы враждуют, в глазах матерей Гандхари и Кунти сотня Кауравов и пятеро Пандавов – братья. Так что совершенно естественно для Абхиманью называть себя сыном Кришн ы.

Сакха расхохотался:

- Сакхи, мое сердце не в Двараке. Я постоянно ищу предлог посетить Индрапрастху. Твои пятеро сыновей – Пративиндхья, Шрутасома, Шрутакарма, Шатаника и Шрутакирти не должны приступить к учебе одновременно - тогда у Меня будет возможность приезжать на торжества по случаю начала образования каждого из них и не придется искать предлоги для того, чтобы отпроситься сюда у брата Баларамы.

Кто бы не рассмеялся, слушая сакху? Я сказала:

- Тебе так трудно найти предлог, чтобы приехать в Индрапрастху? Пандавы ищут у Тебя поддержки всю свою жизнь. Без Тебя они как без рук.

Кришна уехал, пообещал вернуться. Но никто и представить себе не мог, что это произойдет так скоро. Перед Юдхиштхирой встала задача, решить которую он собирался, испросив совета у обоих – Кришны и Кришны Дваипаяны.

Юдхиштхире приснился отец, Панду, и велел ему как старшему сыну исполнить его желание. Первейшая обязанность сына – исполнять желания предков. Но желание Панду было особым: он хотел, чтобы Юдхиштхира совершил раджасуя-ягью и стал императором – исполнил то, что не успел сделать при жизни сам Панду. Завоевав множество царств, он доказал свою доблесть и могущество. Он собирался совершить жертвоприношение раджасуя, но смерть по проклятию отшельника помешала этому. Желание осталось неисполненным, душа Панду не нашла покоя до сих пор. Сон встревожил Юдхиштхиру. Божественный мудрец Нарада тоже видел Панду у райских врат, и выглядел тот печальным. Если Юдхиштхира совершит раджасуя-ягью, его душа успокоится. Такие новости принес Нарада.

Сон Юдхиштхиры и послание Нарады вселили в умы Пандавов желание совершить раджасуя-ягью. В чем же сомневался Юдхиштхира?

Знал ли об этом кто-то другой или нет, но мне было известно, что, исполни Юдхишхира волю отца – и раджасуя принесет ему печаль. Больше всего на свете ему был дорог покой, он всегда уклонялся от сражений. Кровопролитие, жестокость, смерть, нищета, горе, печаль, причитания – все это было противно его миролюбивой натуре. Война не пугала его – скорее, он питал к ней отвращение. Но пренебречь раджасуей противоречило дхарме кшатрия. Смысл раджасуи не в том, чтобы завоевать другие царства и стать деспотом; скорее, она открывает путь к содружеству, дхарме и единству. И все же, прежде чем принять решение, Юдхиштхира хотел учесть точку зрения обоих великих душ – Кришны и Кришны Дваипаяны. Вот почему он пригласил их.

Кришна Дваипаяна и Кришна Васудева восседали в центре, пятеро Пандавов – вокруг них. Они обсуждали, стоит ли затевать раджасую. На собрании присутствовали также я и Ма Кунти. В семействе Пандавов было заведено перед принятием любого решения спрашивать мнения хозяйки. Мой свекр Панду уважал точку зрения Кунти. Старший брат свекра, Дхритараштра, тоже считался со мнением Ма Гандхари. Слово бабушки Сатьявати много значило для рода Пуру – с нею всегда считались. Поэтому Ма Кунти тоже была здесь. Сам Кришна не дерзнул бы пренебречь ее мудростью. Но Кауравы женщин не жаловали: для них они были всего лишь игрушками, обстановкой их внутренних покоев. Они считали женскую чистоту объектом наслаждений. Они всячески мучили женщин, что уж говорить о том, чтобы считаться с их мнением. Разве жена Дурьодханы, Бханумати, была темной, глупой, недостойной уродиной? Нет, она была благороднейшей из благородных. Если бы Дурьдхана во всем прислушивался к царице Бханумати, грех, адхарма, ненависть и другие пороки никогда не коснулись бы его. Это благодаря целомудрию Бханумати, ее преданности мужу и дхарме безнравственные Кауравы все еще оставались в живых. Днем и ночью угнетаемая пренебрежением и похотью мужа, она серьезно заболела. Если она безвременно скончается, Кауравы несомненно потерпят крах.

Все мы, собравшиеся, высказали свое мнение. Даже Кунти, всегда питавшая отвращение к войнам и кровопролитию, высказалась в поддержку раджасуи, и все же Юдхиштхира колебался. Он оставил окончательное решение за Кришной Дваипаяной и Кришной Васудевой. И правда, к чему спрашивать совета у кого бы то ни было еще, если рядом Васудева Кришна?

Кришна Васудева сказал:

- Махарадж Юдхиштхира! Ты достоин совершить раджасуя-ягью. Если такую ягью проводит праведный царь, это устанавливает в обществе дхарму и вытесняет из него адхарму.

Юдхиштхира все еще тревожился:

- Но допустимо ли разжигать войну и проливать кровь, объявляя раджасую, лишь затем чтобы потешить мое императорское самолюбие?

Кришна Васудева спокойно ответил:

- Смысл раджасуи не в том, чтобы расширить царство или учредить деспотичную власть императора. Ее назначение – доказать превосходство дхармы. В царстве Юдхиштхиры нет места адхарме, и доказать это можно лишь с помощью раджасуя-ягьи. Раджасуя никогда не противоречит ненасилию, миру или дружбе; скорее, она приносит царю, защитнику справедливости, признание, славу, поднимает над землей знамя дхармы. А посему, царь Юдхиштхира, немедля начни готовиться к раджасуе. Однако прежде следует убить царя Магадхи, Джарасандху. До тех пор, пока такой неправедный царь уродует собою лицо земли, на земле невозможно установить дхарму. Царь Чеди, Шишупала – главнокомандующий Джарасандхи. Он неплохой вояка. Поэтому для начала нужно развернуть кампанию против Магадхи, а затем можно готовиться к раджасуе.

С помощью Кришны Бхима и Арджуна убили грешного Джарасандху, царя Магадхи. Теперь раджасуе ничто не мешало. В Индрапрастхе были сделаны все необходимые приготовления. На каждого легла большая ответственность. Арджуна, Бхима, Накула, Сахадева – все четверо вернулись, покорив все четыре стороны света. Доблесть братьев и праведность Юдхиштхиры покорила всю Арьяварту. Где бы ни присутствовал благороднейший из героев Арьяварты, Кришна, там всегда победа, особенно если действовать под Его руководством.

Вняв смиренной просьбе Юдхиштхиры, Бхишма, Дрона, Дхритараштра, Дурьодхана и другие прибыли в Индрапрастху из Хастинапура. Приглашения разослали всем царям. Всех ошеломила обходительность и сердечное гостеприимство императора Юдхиштхиры, а также процветание и богатство его столицы – Индрапрастхи, ведь в кратчайшие сроки непроходимая Кхандавапрастха превратилась во настоящий дворец Индры! Это чудо было у всех на устах. Время от времени своими шутками Бхима подливал масла в огонь чужой зависти.

Юдхиштхира распределил между братьями обязанности. Ашваттхама оказывал гостеприимство мудрецам и брахманам. Санджая встречал царей и заботился об их нуждах. На Крипачарью легла ответственность за казну. Духшасане поручили расселять вновь прибывших. Дурьодхана принимал ценные дары. Бхишма и Дрона наблюдали за общим ходом подготовки к ягье и следили, чтобы все было по правилам.

Кришна смеялся:

- Царь-батюшка, вели и Мне делать что-нибудь!

Юдхиштхира смиренно ответил:

- Все это затевается ради Тебя. Кто я такой, чтобы приказывать Тебе? По правде говоря, Кришна, императором должен быть Ты. С Тобой и невозможное возможно.

Кришна сказал:

- Как Мне повезло! Одним делом меньше, Юдхиштхира! Не каждому суждено стать императором.

Голос Юдхишхиры выдавал его сомнения и нерешительность:

- В этом мире рождаются и такие великие души, кто, вопреки тому, что достойны высочайших почестей, находят радость в том, чтобы отдавать заслуги другим.

Духшасана не выдержал:

- Сейчас ты начнешь льстить всем и каждому, а мы будем сидеть, сложа руки, теряя время!

Бхима расхохотался:

- В мире есть люди, кто не достойны ничьего уважения и кто настолько неудачливы, что не любят чистить уши, слушая, как славят других.

Кришна переменил тему разговора:

- Я чувствую Себя лишним – Юдхиштхира не дает Мне никаких поручений…

Великий мудрец Кришна Дваипаяна рассмеялся:

- Это было ясно с самого Твоего рождения. Теперь же это жертвоприношение докажет, что и Ты кое на что годен. Неужели в этом мире нечего делать? Можешь делать что угодно, и никто Тебя не остановит.

Обряды, предваряющие жертвоприношение, были исполнены. Дед Бхишма вызвал Юдхиштхиру:

- Долг хозяина – поприветствовать почетных гостей. Наставники, жрецы, родственники, ученые, цари и любимцы публики – эти шесть категорий гостей имеют право на особые почести. По обычаю каждому из них предлагают аргхью. Конечно же, согласно правилам жертвоприношения, в первую очередь аргхью предлагают самому достойному. Такой личности – достойнейшей из достойных – аргхью предлагают дважды.

Кто же заслуживал такой почести? Кто был самым достойным? Собравшиеся перешептывались. Получить аргхью – великая честь, поэтому каждый надеялся, что аргхьи удостоится его любимец. Послали за Кришной - нам нужен был Его совет. Но где же Он? Поблизости дворца собраний Его не оказалось. Бхима пошутил:

- В конце концов, Ему ведь ничего не поручили. Должно быть, веселится где-нибудь.

Духшасана превратил невинную шутку в едкий сарказм:

- Какое отношение к раджасуе имеет этот Ядав?

Мы с Майей присоединились к поискам Кришны. Мы нашли Его у ворот, через которые входили брахманы. Став свидетельницей происходящему, я опешила: чтобы поприветствовать прибывших издалека брахманов, Васудева падал ниц. Затем с нежной заботой Он омывал их запыленные ноги и вытирал их Своей желтой накидкой, расплываясь в ослепительной улыбке. От напряжения на Его лбу и щеках выступили капельки пота; они казались снежинками, падающими на синие горы.

- Майя! Как странно видеть сакху за такой работой! Кто же вменил Васудеве в обязанность работу прислуги? Это оскорбляет не только Самого с акху, но весь народ Индрапрастхи, бросает тень на царя Юдхиштхиру. Всех нас сочтут оскорбителями.

Всезнающая Майя нежно улыбалась:

- Но-но, полегче, сакхи! Терпение, друг мой! Васудева не ограничится этим. Смотри в оба!

- Зачем Он делает все это? – смущенно спросила я.

С уст Майи не сходила улыбка:

- Он обиделся. Юдхиштхира не дал Ему ни одного поручения, и Он Сам принялся искать Себе работу. Видя, что желающих нести это служение нет, Он взялся за него Сам. И это хорошо: кто во время торжества согласился бы исполнять такую низкую работу?

Взволнованная, пораженная, я не знала, что и предпринять. Тут я заметила, что сакха направляется к брахманам, которые только что приняли освежительные напитки. Поняв Его намерения, я бросилась наперерез:

- Майя! Мы же здесь, как мы можем позволить сакхе сделать это?

Казалось, Майя колеблется. Выпустив ее руку из своей, я выбежала вперед, но Кришна, опередив меня, уже принялся собирать грязную листяную посуду. Забыв всю свою гордость и царственность, не различая, что хорошо и что плохо, на глазах у всех я сложила ладони и взмолилась:

- Сакха, в пику Юдхиштхире Ты позоришь меня! Юдхиштхира – слуга жителей Индрапрастхи; стало быть, я – их служанка. Не пристало Тебе заниматься такой черной работой.

Васудева рассмеялся:

- Не бывает черной работы. Даже малейшая услуга может принести величайшие плоды. Вот увидишь, за работу, которую ты называешь черной, Я сегодня же удостоюсь особой награды.

Крепко сжав руки сакхи, в которых Он держал грязную листяную посуду из листьев, я взирала на Него с изумлением. О какой награде Он говорит? Васудева опустил взгляд на мои руки в инкрустированных драгоценными каменьями браслетах:

- Благодаря этому Моему занятию досточтимая Ягьясени по собственному почину стоит так долго на глазах у всех, сжав обе Мои руки! Какая награда может быть более желанной для любого из мужчин Арьяварты?

Какой стыд! Я разжала руки, а сакха взялся за прежнее. Мне хотелось схватить Его за стопы, помешать Ему, но в эту самую минуту перед нами выросли Дед Бхишма и Кришна Дваипаяна. Смутившись, я спешно удалилась. Я думала: «Как благороден Васудева Кришна! Он не делает различий между людьми. В Его глазах хозяин, слуга, царь, подданный – все равны. А всеми нами правит ложная гордость. Но сегодня Он открыл нам глаза».

Бхишма и Кришна Дваипаяна пригласили Васудеву к жертвенному алтарю. Перед всеми собравшимися Бхишма объявил Кришну Васудеву благороднейшим человеком Арьяварты – самоотверженным, мудрым, отважным. Он не только силен, могуч и мудр, - Он достоин во всех отношениях, Он самый лучший и дорог каждому. Он посвятил Свою жизнь восстановлению дхармы на Земле. Все Его поступки – с детства и по сей день – приносят благо всему миру. Главная миссия Его жизни – уничтожать негодяев и защищать праведников. Поэтому именно Он достоин того, чтобы Его почитали первым. Ему и надлежит поднести первую аргхью.

Шишупала, хотя и приходился Кришне двоюродным братом, ненавидел Его, поскольку был оскорблен на свадьбе Рукмини: Кришна похитил царевну из-под носа у Шишупалы и женился на ней. Естественно, Рукмини сама этого хотела. Шишупала возразил против того, чтобы Кришне оказали почести первому, и Кауравы, сгоравшие от зависти, его поддержали: они ненавидели советчика Пандавов, Кришну. Шишупала принялся грубо поносить Кришну и Пандавов. Слыша эти оскорбления, Сахадева вспылил: «Я попираю ногами головы тех, кому нестерпимо слышать славословия в адрес Кришны, который дорог всем!»

Затем случилось ужасное. Шишупала и его слепые последователи пришли в ярость. По приказу Юдхиштхиры Сахадева, не обращая на них внимания, предложил Кришне первую аргхью. Мог ли грешник Шишупала вытерпеть это прекрасное зрелище? Низкие люди одинаково склонны к правонарушениям и богоборчеству.

Приглашенные цари, мудрецы, ученые, - все пришли в смятение. Можно ли называть императором царя, пусть даже столь благочестивого, как Юдхиштхира, если беспорядки возникают уже на раджасуе?

В эту минуту, рассеивая все сомнения, в воздухе появился диск Сударшана. В мгновение ока он обезглавил Шишупалу и вернулся к своему хозяину. Собравшиеся потеряли дар речи, а когда пришли в себя – предались Кришне.

Смерть Шишупалы стала благоприятным началом, той лептой, которую внесли в раджасую злые, низкие люди. Теперь всем казалось, что в царстве Юдхиштхиры, где правит дхарма, нет места негодяям, ведь уничтожать злодеев - миссия его жизни. И к осуществлению этой миссии Юдхиштхиру и его братьев Пандавов вел Сам Кришна. Все склонили головы перед императором Юдхиштхирой и присягнули в верности, обещая в меру сил и способностей содействовать утверждению дхармы в его царстве.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 479 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...