Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 22. Я посвятила всю себя счастью пятерых Пандавов, вручила мужьям свою душу



Я посвятила всю себя счастью пятерых Пандавов, вручила мужьям свою душу. Для меня не существовало понятий «хочу» или «не хочу» - я исполняла все их желания.

То был первый день нашего с Пхалгуни супружества. Мы должны были соединиться много лет назад. В нашей жизни произошло столько перемен! В нее вошла Субхадра. Сколько обид и унижений пришлось вытерпеть... Но мне казалось, что Пхалгуни остался прежним. Я ждала того часа, когда же смогу войти в брачные покои вместе с ним – ждала с тем же нетерпением, какое охватило меня сразу же после сваямвары.

Майя, как всегда, переусердствовала. К чему такая пышность? Богатство, сила, роскошь – все это безнадежно ослепляет человека. Я не хотела ослепнуть. Мне бы и сотни глаз не хватило наглядеться на Пхалгуни. Для меня он был вторым Кришной. Кого же из них ждала я в тот день?

Он явился. Его стопы, похожие на голубые лотосы, покоились на покрытом ковром полу. Я поприветствовала его. Наконец-то мои мечты сбылись: лунная ночь, прохладный ветерок, беседы о поэзии, обсуждения шастр - все это могло иметь место только с Пхалгуни! Юдхиштхира всегда был серьезен и задумчив. Бхима был совершенно чужд поэзии, укорам и обидам, мечтам и фантазиям. Накула был непоседлив, как невинное дитя, - ему ли понять язык сердца? Сахадева был погружен в себя, словно молчаливый йог и никогда не начинал беседу первым, если и говорил – то непременно загадками, а правда, которой он был так привержен, подчас была горькой. Поэтому все мои стихи хранились для одного лишь Пхалгуни – с ним можно было обсуждать поэзию ночь напролет. Он был поэтичен, как Сам Кришна, ценитель искусства и музыки.

Взяв меня за руку, он сел на ложе рядом со мною, нежно и ласково сказал:

- Кришн а, я должен попросить у тебя прощения.

- За что?

- Я должен вернуться в покои Субхадры - сегодня вечером она заболела.

Пхалгуни смотрел на меня, ожидая ответа. В сердце своем я пожаловала Субхадре роль сестры. Я никогда не препятствовала ее счастью, почему же она столь нетерпима к моей радости? Теперь, считая Субхадру соперницей, я ревновала. Сколько лет ждала я этой встречи с Пхалгуни! Но Субхадра этого не потерпела… Не дождавшись ответа, Пхалгуни сказал:

- Ты сидишь здесь, ждешь меня, а я проведу ночь во дворце Субхадры. Мне придется вынести эту боль. Я тоже ждал тебя много ночей, которые ты год за годом проводила в спальнях Юдхиштхиры, Бхимы, Накулы и Сахадевы. Я немало намучился с тобой, хотя и знал, что ты принадлежишь не мне одному. Теперь у Субхадры есть на меня те же права, что и у тебя. Ей нездоровится. Могу ли я, зная об этом, оставить ее одну?

- Но этот год моего супружества – для тебя. Мы должны провести его вместе. Даже если ты пойдешь к Субхадре, я буду ждать тебя, - выдавила я.

Пхалгуни словно ждал такого ответа:

- Но причем тут Субхадра? Мы не договаривались, что один год я буду жить с тобой, следующий – с ней. Как и любая другая женщина, она хочет мужа ежедневно на протяжении года. Я буду проводить с Субхадрой больше времени, чем с тобой. С тобой я смогу быть лишь однажды в четыре года, а с ней – ежедневно, постоянно. Так смею ли я прогневить ту, с кем мне предстоит прожить большую часть жизни?

Пхалгуни отплатил мне той же монетой: вернул мне боль, мучившую его по моей вине. Он ждал меня, пока я проводила время в чужих спальнях. Ему хотелось излить мне свою печаль. Но в чем я была виновата? Между мной и Субхадрой возник конфликт из-за Пхалгуни: в чьих покоях он будет ночевать? Осознав, в чем истинная причина моего с ним спора, я зарделась. Если Пхалгуни захочет остаться с Субхадрой, он не будет счастлив, даже если я заставлю его остаться со мной. А если он будет несчастлив, принесет ли это радость мне? Силой можно захватить царский престол, но не трон сердца. Если Пхалгуни возвел на престол своего сердца Субхадру, мне не занять ее места, даже если я буду враждовать с нею всю свою жизнь. Если Субхадре действительно нездоровится и она нуждается в близости с Пхалгуни, то удерживать его у себя – вопиющая несправедливость. Двенадцать лет я безропотно терпела боль разлуки с Пхалгуни, так неужели не смогу подождать еще пару дней? Разница была лишь в том, что тогда он монашествовал в лесу, а теперь проводит время в покоях моей соперницы Субхадры. Я спокойно сказала:

- Если Субхадре нездоровится, то тебе не следовало даже приходить сюда - достаточно было передать мне весточку с Майей. Скорее возвращайся, не трать время! Субхадра еще совсем юная, и ей своственны все возрастные слабости. Не расстраивай ее своим промедлением.

Пхалгуни сжал мои ладони:

- Ты не расстроилась? Что я могу поделать? Так всегда бывает с тем, кто пытается убить двух зайцев.

Теплые, полные расположения слова Пхалгуни растопили мое сердце; печаль растаяла и вылилась слезами, которые мне хотелось скрыть. Подобает ли мне, словно юной Субхадра, проливать слезы или болеть, если рядом нет Пхалгуни? В конце концов, я же Ягьясени – образованная женщина, царица Индрапрастхи, рожденная из огня! Я нарочито рассмеялась:

- Мне жаль Субхадру. Как неожиданно она заболела! С чего бы это? Надеюсь, не придется среди ночи вызывать к ней придворного лекаря?

Пхалгуни торжественно сказал:

- Не волнуйся за Субхадру. Это легкое недомогание. Моего присутствия вполне достаточно. Но как проведешь ночь ты?

- Ворочаясь с боку на бок и не находя покоя! – в голосе моем слышались слезы.

- Это почему же?

- Я буду переживать за Субхадру. Хотя я приняла ее как сестру, все же мне кажется, что она боится меня, видя во мне соперницу. Иначе почему бы она внезапно заболела, стоило тебе прийти ко мне сегодня? Но, как бы там ни было, не медли…

Взяв Пхалгуни за руку, я заставила его подняться и провела к двери. Повесив голову, молча, Пхалгуни побрел к покоям Субхадры. Как только он скрылся из виду, я хлопнула дверью и повалилась на ложе. Почему день выдался таким тяжелым? Казалось, Пхалгуни забрал у меня последние силы… Едва я закрыла глаза, как услышала рядом голос Майи. Растирая мне стопы, она многозначительно сказала:

- Только ты способна вынести такую несправедливость. Ты ждала Арджуну двенадцать долгих лет! На самом деле Субхадра здорова - я видела ее в гардеробной после вечернего омовения. Арджуна не может без Субхадры - вот почему он выдумал предлог, который позволил ему удалиться в ее покои. А ты так мучаешься без него, живя как подвижница.

Правда, открытая мне Майей, усугубила мои мучения, но я не хотела показывать перед нею свою слабость, и потому рассмеялась:

- Майя! Это же так естественно! Арджуна знаком с Субхадрой всего-то несколько дней – немудрено, что он не в силах оставить ее одну.

- Но вы женаты уже давно…

Взволнованно и мечтательно я сказала:

- Даже смерть не разлучит меня с Арджуной. Ты не понимаешь, Майя…





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...