Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В России геральдика распространилась гораздо позже, чем в Западной Европе, и развивалась совсем в ином направлении. Если в западноевропейских странах в первую очередь формировалась личная геральдика, затем городская и лишь в последнюю очередь - государственная, то в России сначала появился государственный герб, затем территориальные и городские гербы, и лишь в XVIII в. – личные и фамильные дворянские гербы. Это обусловлено особенностями феодализма в России. Единственным полноправным собственником всех земель и людей в государстве был царь, поэтому совершенно логичным было появление сначала государственной геральдики, поскольку только государственный герб действительно соответствовал понятию герба. Сама идея создания российского государственного герба была заимствована из западноевропейской культуры, герб являлся необходимостью, как один из атрибутов королевской или императорской власти. Создание Русского централизованного государство повлекло за собой возникновение общегосударственных эмблем, символизирующих территориальное единство бывших государств, объединенных под властью московского князя, а также могущество и суверенитет нового государства. Эмблемы - всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с распростертыми крыльями - помещались на государственных печатях, позднее из них сложился государственный герб. Так, на государственной печати Ивана IV в центральном щитке располагался двуглавый орел со всадником, его окружали 24 эмблемы земель, областей, княжеств, царств, входивших в состав российского государства - по 12 с каждой стороны. Для герба характерна неизменность его рисунка, стабильность фигур и цветов, между тем, на печати Ивана Грозного отсутствует эта стабильность, подписи не соответствуют действительным печатям или эмблемам. Подобная путаница вряд ли была бы возможна, тем более на государственной печати, если бы в XVI в. в Российском государстве официально существовали территориальные гербы. Тем не менее, сочетание общегосударственной эмблемы и печатей различных областей, входивших в состав России, знаменовало собой единство земель, объединенных под эгидой московского князя. Такое сочетание эмблем и композиция печати, типичная для государственных печатей многих европейских стран той эпохи, имели свой смысл и включали русскую печать в круг обычных для Западной Европы атрибутов королевской или императорской власти.
Что касается городской геральдики, то на Руси еще в домонгольский период существовали эмблемы, которые могли позднее развиться в городские гербы. Но монголо-татарское нашествие и интегрирование Руси в Орду приостановило эволюцию русских городов, политический строй которых не смог достигнуть такой зрелости и полноты, как в городах большинства стран Западной Европы. Русское городское население так и не получило привилегированного правового положения. После освобождения от монголо-татар усилившаяся центральная власть ликвидировала даже зачатки самоуправления городов, и в это время городские гербы, как символы муниципальной автономии и свидетельства каких-то особых привилегий, возникнуть не могли. Следовательно, отсутствие на Руси гербов тогда, когда во многих западных странах это явление начинает расцветать, обусловлено особенностями ее исторического развития.
В XVII в., когда геральдика начала активнее проникать в Россию, территориальные эмблемы нашли более широкое применение, чем в предыдущий период. А в последнее десятилетие правления Алексея Михайловича происходит геральдизация этих эмблем. В 1666 г. Алексей Михайлович заказал в Оружейной палате знамя, на котором велел “написать... разных государств четырнадцать печатей в гербах ”. В 1669 г. живописцы писали по повелению Алексея Михайловича “ клейма государево и всех вселенских сего света государств ” для Коломенского дворца. Наконец, в “Титулярнике” 1672 г., который можно считать первым русским гербовником, были изображены 33 герба царств, княжеств и земель, названия которых вошли в царский титул. Их лишь условно можно отнести к гербам: в них отсутствует стилизация, присущая гербу, определенная геральдическая ориентация фигур, геральдическая цветовая гамма и т.д., к тому же представленные в Титулярнике земельные эмблемы не выражали автономию и не свидетельствовали о самоуправлении. Но создатели гербовника считали их " гербами", хотя это никак не отразилось на их действительном практическом использовании в качестве символов области или города. Несмотря на существование "гербов" из Титулярника, воеводы на местах употребляли для запечатывания документов свои личные печати. Например, эмблема Пермской земли не помещалась ни на одной из печатей пермских городов XVII века. Тем не менее, эмблемы Титулярника почти без изменений использовали при создании позднее городских гербов как "старые гербы".
Более острая потребность в геральдике возникла в России после уничтожения местничества, когда начали составляться родословные книги, для внесения в которые требовались доказательства благородного происхождения. У членов фамилий, переехавших в Россию из других государств, основным доказательством было употребление их предками на родине фамильного герба. Необходимость частой проверки таких представлений привела к составлению в Посольском приказе в 1687 г. специального справочника: “Книга в десть о родословии и гербах российских разных шляхецких фамилий”.
Геральдическая деятельность, основанная на правилах теоретической геральдики, началась в России при Петре I. По мнению Петра, в первую очередь, требовалось развитие городского герба, который должен был помещаться на печатях, а также на знаменах полков, расквартированных по городам. В 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний с приписанными к ним городами. Полки размещались по городам, именовались по ним, а их знамена украшали гербы соответствующих городов. В 1712 г. знамена стали централизованно изготавливаться в Оружейной палате, и отсюда рассылаться в полки. По указанию Петра I, эмблемы городских гербов были собраны воедино в специальном знаменном гербовнике, и впоследствии послужили источником для создания гербов некоторых городов.
В 1722 г. была учреждена Герольдмейстерская контора при Сенате. На контору возложили обязанности составления городских и дворянских гербов. При Петре I зародилась тенденция к превращению городских эмблем в постоянные городские символы. Петровские реформы, значительно повысившие роль городов в стране, его намерение укрепить городское самоуправление, способствовали развитию городской геральдики в России. Создание гербов происходило по определенному плану, причем документальные распоряжения правительства легли в основу действий по созданию гербов в Герольдмейстерской конторе. Во главе Герольдмейстерской конторы был поставлен С.А. Колычев, его помощником стал итальянец Франциско Санти, знавший формальную геральдику и способный "сочинять гербы". С 1722 по 1727 г. Санти составил 137 городских гербов, а после его ссылки в Сибирь по подозрению в заговоре, по его рисункам было составлено еще 88 гербов. Т. о., при Петре I были заложены основы института городского герба.
Обязанностью Герольдии было и составление дворянских гербов. Право на получение герба в России имели те дворяне, которые могли доказать свое дворянство за 100 лет. Гербы жаловались и тем лицам, которые дослужились по "Табели о рангах" до обер-офицерского чина на военной или коллежского асессора на гражданской службе, и получившие в связи с этим личное дворянство. При Петре I было составлено только 6 частных гербов. Их владельцами стали графы Головкин, Апраксин, Брюс и др. ближайшие сподвижники Петра. После ареста Санти в его бумагах обнаружилось еще 12 рисунков дворянских гербов, в том числе гербы Демидовых и Строгановых.
Поскольку в России повысился интерес к теоретической геральдике, с 1726 г. при Петербургской академии наук профессор И.С. Бекштейн начал обучение студентов “геральдической науке”. В 1731 г. в Петербурге было издано первое в России руководство по теоретической геральдике, составленное Бекштейном.
Общее направление городской политики в послепетровское время не способствовало дальнейшему развитию института городского герба. Но все же герб стал использоваться как отличительно-правовой знак для новоучрежденных и старых городов. В 40-х годах XVIII в. развернулась активная подготовительная деятельность ко всеобщему составлению городских гербов. Это может свидетельствовать о возрастании значения города в жизни русского общества.
В 1740-х гг. наблюдалось и оживление в составлении частных гербов. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна при вступлении на престол пожаловала дворянство гренадерской роте Преображенского полка, и повелела Герольдии сочинить для них единообразные гербы, содержащие указания на фамилию или происхождение. Т. к. необходимо было сочинить 347 гербов, эта работа растянулась на 20 лет. Для всех лейб-компанцев общим был "генеральный" герб, помещенный в правую часть гербового поля, а в левой части располагались индивидуальные гербы каждого лейб-компанца. Вместо короны в этих гербах помещались своеобразные гренадерские шапки.
Правительством Екатерины II значение города в жизни русского общества было признано официально, что нашло отражение в городском законодательстве, где в качестве символа “особого гражданского общества”, “ единого градского общества ” выступает городской герб. В 70-80-е годы XVIII в. в Российской империи наблюдалось массовое возникновение городских гербов; до к. XVIII в. было разработано и утверждено более 500 таких гербов. Существовала строгая система изображений на гербах. Уездный герб содержал в себе эмблему губернского герба, помещавшуюся в почетной верхней части гербового щита. Эмблематика городских гербов отражала историческое прошлое городов, их хозяйственную и географическую специфику, основные занятия жителей. Идея городского герба, как знака, символизирующего отличие города от деревни, характеризующего город, как самостоятельный административный центр с собственным управлением, была положительно воспринята русским обществом.
Во второй половине XVIII в. с ростом числа лиц, получавших дворянство, постоянно возрастал объем работ Герольдии и по созданию дворянских гербов. Хотя многие новые дворяне так и не подавали ходатайство об утверждении их гербов, т. к. это требовало крупных денежных затрат. К концу XIX в. почти половина дворянских фамилий в России пользовалась неутвержденными гербами. В 1785 г. А.Т. Князев составил первый русский гербовник “ Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширные Российской империи ”, куда вошли 533 рисунка гербов, снятых автором с личных печатей дворян, без различия между утвержденными и неутвержденными гербами. С 1797 г. начал создаваться “ Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи ”, включавший только гербы, получившие императорское утверждение. При Павле I вышло 5 томов этого гербовника, При Александре I – еще 4, при Николае I – 1 том. До 1917 г. было составлено 20 томов этого справочника, из которых 11 остались неопубликованными. Всего в 20 томах содержалось около 5 тыс. дворянских гербов. Для дворян Царства Польского, Великого княжества Финляндского и Прибалтийских губерний, входивших в состав Российской империи, создали особые гербовники.
В течение XIX в. общественное мнение о гербе города начало постепенно тускнеть, его уже не воспринимали как символ города. Причиной этого было несостоявшееся городское самоуправление, провозглашенное в 1785 г., но не осуществленное на практике. Другим фактором было вообще скептическое отношение к различного рода знакам, титулам, гербам, званиям, возникшее в общественной среде после Великой французской буржуазной революции. Но в то же время, в XIX в. наблюдается широкое использование правительством всевозможных знаков отличия в целях наглядной пропаганды идей самодержавия. К числу таких знаков могут быть отнесены и территориальные гербы, которые помещались, к примеру, на пуговицах гражданских мундиров. В 1843 г. впервые был опубликован комплекс городских гербов как приложение к первому изданию Полного собрания законов Российской империи.
Новое оживление в разработке городской геральдики наступило с 1848 г., когда был учрежден Департамент Герольдии Правительствующего Сената. В 1857 г. при нем было создано Гербовое отделение во главе с бароном Б. Кёне, на которое возлагалось составление территориальных и личных гербов со строгим соблюдением правил геральдики. Кёне разработал украшения для всех городских гербов коронами, лентами, венками, показывающими политическое, экономическое, стратегическое положение город. Но эти украшения были упразднены в 1889 г. по инициативе нового управляющего Гербовым отделением А.П. Барсукова. В 1900 г. вышел полный альбом " Гербы городов губерний, областей и посадов, внесенные в Полное собрание законов Российской империи за 1649-1900 гг.", составленный П.П. фон Винклером (Этот альбом переиздан в 1991 г.). После 1917 г. на базе Гербового отделения был создан Гербовой музей Государственного архивного фонда.
Старые исторические гербы после революции вышли из обихода. Новые государственные гербы революционных республик, а затем и СССР появились достаточно быстро. Интерес же к городской геральдике вернулся лишь в 1960-х гг., что было связано с раскрепощением общественного сознания во времена "хрущевской оттепели". Стали вноситься изменения в старые гербы и составляться гербы для новых городов. Многие из гербов того времени составлены с нарушением правил геральдики, т. к. разрабатывались они не специалистами, а художниками, и эти гербы скорее следует считать индустриальными эмблемами советских городов. Символика их довольно однообразная: шестерни, нефтяные вышки, автомобили, электролампы, знаки атома и т.д. В "гербах" даются названия городов, что нежелательно, т.к. герб должен говорить сам за себя, не всегда выдерживается геральдическая направленность фигур, нарушается основное геральдическое правило "металл на металл и финифть на финифть не накладывать" и т.п.
В последнее десятилетие ХХ – первые годы XXI вв. интерес к территориальной геральдике вспыхнул с новой силой. Это было связано, в первую очередь, с принятием суверенитета бывшими республиками Советского Союза и стремлением к самостоятельности отдельных территорий и городов. Возрождение городских символов поначалу протекало стихийно. В результате составления гербов несведущими людьми возникали эмблемы, в искаженном виде трактующие русскую старину, что побудило геральдистов и историков к освещению в печати с научных позиций вопросов геральдики. Таким образом, возродившееся “геральдическое художество” по сути дела явилось толчком для возобновления интереса к геральдике, как вспомогательной исторической дисциплине.
С образованием Геральдического совета при президенте РФ, работа по восстановлению старых и составлению новых гербов различных территориальных образований, а также флагов, эмблем и прочих символов, была упорядочена.
Литература:
1. Арсеньев Ю.В. Геральдика - М., 1908.
2. Винклер П.П. Русская геральдика. В 3-х томах. - Спб, 1892-94
3. Геральдика // Отечественная история с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. - М., 1994
4. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М., 1974
5. Лакиер А.Б. Русская геральдика. - М., 1990.
6. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. - М., 1989.
7. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. - М., 1981.
8. Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. - М., 1985.
9. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. - М., 1993.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 5706 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!