Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жизнь как категория наук об обществе и культуре



Категория «жизнь» имеет множество смыслов, рассматриваемых в естественно-научном, религиозном, философском аспектах, что обусловлено сложностью и многогранностью природы и содержания данного феномена.

В 19-20 в веках в философии сформировался ряд направлений, сделавших жизнь предметом исследованием: «философия жизни», антропологическая школа, феноменология, герменевтика и другие.

В многозначном философском течении «философия жизни» можно выделить биологические (натурализм), культурно-исторические, пантеистические интерпретации феномена жизни. Натурализм исходит из противопоставления естественного искусственному., культурологическое акцентирует внимание на индивидуальных формах реализации жизни, её уникальных образах., пантеизм истолковывает жизнь как космическую силу «жизненного порыва», характеризуемую непрерывным творчеством новых форм. Рассмотрим некоторые подходы к пониманию категории «жизнь».

1) «Живые системы - это когнитивные системы, а жизнь как процесс представляет собой процесс познания». (Матурана)

«Познание…происходит не из собственного творчества чистых интеллектуальных форм, его носителем является динамика жизни, соединяющая нашу реальность в себе с реальностью в мире.» (Г.Зиммель)

Философия познания нуждается в обогащении понятийного аппарата: наряду с трансцендентальным субъектом в когнитивные тексты включает элементарного субъекта познания.

Всё шире в эпистемологию входят понятия текста, смысла, значения, понимания и интерпретации, а также интенциональности, интересности и коммуникации, жизненного мира и жизни в её небиологическом значении.

Обращение к жизни как феномену культуры и истории обуславливается:

1) необходимостью постижения изначального опыта восприятия реальности и выявления непосредственного, дорефлексивного знания, пришедшего к разделению на объект и субъект.

2) осознание недостаточности, неполноты абстракции чистого созерцания-логической конструкции, в конечном счете, лишающей познающего человека тех связей, которые соеденяют его с реальным миром.

Введение понятия «жизнь» означает признание значимости субъекта как наделяемого жизнью индивида. Единичное - всеобщее в таких случаях предстаёт как живое бытие реальности, обладающей темпоральностью, связанностью и целостностью.

Введение понятия жизнь предполагает расширение сфер рационального, введение новых его типов и, соответственно, понятий и средств концептуализации, а также принципов перехода иррационального в рациональное, порождение новых форм иррационального, что остаётся в познании и должно быть также признано законченной процедурой в научном познании в целом.

“Жизнь” как категория философии меняет своё содержание в зависимости от области применения. Так, в биологической науке жизнь понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью к размножению, росту, развитию, приспособленности к среде. В гуманитарных текстах это понятие приобрело культурно-историческое и философское значение - на первый план выходят интуитивно-постигаемые первичность жизненной реальности, её темпоральность, событийность и непрерываемость течения.

Формируется новое, вбирающее в себя оба подхода содержание понятия жизни на стыке учений о биологической и культурной эволюции - в идее коэволюции теории генной и эволюционной эпистемологии.

Риккерт о «философии жизни». Традиционно представлей этого направления относят к философии иррационализма. Видимо, прежде всего из-за работы Риккерта «Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени» (1920).

«Философия жизни» - попытка при помощи термина «жизнь» построить целостное видение мира, в основе которого она находится.

Жизнь объявлялась и сущностью мира и органом его познания. «Сама жизнь должна из самой себя философствовать без помощи других понятий, а такая философия должна будет непосредственно переживаться». (Рикерт. Философия жизни. Киев, 1998 с.275)

Однако у всех других представлений «философии жизни» это понятие не является самоцелью и служит различным для каждого из них задач.

Дильтей вводит это понятие в методологию исторического познания, науку о культуре. Зиммель – лишь в культурную жизнь. У Риккерта данная категория анализируется следующим образом: как жизненная этика, из которой следует эстетика, требующая живого искусства. Отсюда следует философия религии – живого Бога, логика живого мышления.; принцип жизни проникает в метафизику.

«Философия жизни» показывает, что мир куда более богат, чем то, что охватывается рассудком,т.к. он включает и иррациональное. Порядок и хаос и есть жизни. Рационализм и иррационализм ошибочны т.к. односторонни: первый- абсолютизирует порядок, второй- хаос.

Философия жизни обосновывает и реализует такие подходы, как развитие живой жизни, что противоречит консервативному принципу неподвижности, характерному для математически-физического мышления, на первый план выдвигаются не только жизнь, но и ценности.

За этим следует обращение к новой онтологии - человеческой духовности, укоренённой в культуре и вере, жизненном мире, к иной традиции - экзистенциальной, гуманитарно-герменевтической, культурно-исторической (от Сократа, Платона, Августина, гуманизма эпохи Возрождения, Нового времени, Гете) - от тех, кто, размышляя, не ограничивался интеллектуальным опытом естествознания, но обращался к духовному, чувственному, эстетическому опыту человека, гуманитарному и художественному знанию в целом.

Поиск новых форм рациональности и способов её выражения связан с необходимостью постижения изначального фундаментального опыта воспроизведения реальности человеком - непосредственного знания, не разделённого на материю и сознание, субъект и объект.

Интерпретация, вживание, вчувствование и понимание и есть жизнь. Эмпирический субъект не должен быть исключён из абстракции чистого сознания.

В европейской культуре и философии существуют традиции исследования феномена жизни, по-разному сочетающие биологические, психологические и культурно-исторические аспекты проблемы.

XIX век предполагал введение категории «жизнь» как базовой в новых областях знания. Это время осознания неполноты научного знания, ориентации на технические и точные науки. «Науки о живом» овладевают воображением и умами учёных и философов.

«Биологизм» становится знаком антимеханизма, обращения к живому, самому человеку. (Ницше, Бергсон).

Артур Шопенгауэр (мир как воля и представление) вводит «жизнь» в связке понятий «воля», «время (настоящее)». Именно в образе жизни является для представления желание воли, воля тождественна воли к жизни, то есть воли,если есть воля, то и будет жизнь. Воля-это внутренне содержание, существо мира, а жизнь, видимый мир, явление - только зеркало воли.

Человек, согласно Шопенгауэру, наиболее совершеннаяобъективацияволи к жизни, само воплощение ненасытной жажды. Будучи погружен в состояние постоянной тревоги, в условиях нарастающих угроз, он проживает трагическую жизнь, в следствии чего трагично и история человечества. Рационализм и прогресс – всего лишь мираж, выдумка классического рационализма. Жизнь – вечно происходящее страдание, а история – слепой случай. По этому нет речи о прогрессе истории рода человеческого, который представляет собой стадо агрессивных, дерущихся животных. Согласно Шопенгауэру, человек – это дикий зверь, способный на истязание себе подобных.

Иное понимание «жизни» дает Ф.Ницше («биологический» подход к жизни): жизнь - «известное количество сил, связанных общим процессом питания». На деле Ницше рассматривает преимущественно её собственно человеческие смыслы.

В отличие от Шопенгауэра, Ницше говорит о воли к власти, стремлении к максимуму чувства власти, но сама жизнь только средство к чему-то: она есть выражение форм роста власти. Содержание «дух»- только средство и орудие на службе у высшей жизни, у подъёма жизни. Субъектный, сознательный мир чувств, оценок - лишь часть, которую нельзя считать целью целого феномена жизни.

Ницше задавался вопросом: должна ли господствовать жизнь над познанием, над наукой, или познание должно преобладать над жизнью? И отвечал: жизнь - высшая сила, познание предполагает жизнь и заинтересовано в её сохранении.

Проблема соотношения жизни и истории – представляется важнейшей у Ницше. Необходимая «гигиена жизни» направленная против «исторической болезни», заглушения жизни историческим. История находиться на службе у жизни, но если она в избытке, то жизнь разрушается, а за ней- и история. Когда история мешает развитию жизни(служит минувшей жизни), то историческое чувство народа не сохраняет, а бальзамирует жизнь.

Ницше выявляет пять отношений, в которых пересыщение эпохи историей является опасным для жизни:

1) контраст между внешним и внутренним, который ослабляет личность.

2) иллюзия справедливости.

3) нарушение инстинктов народа, задерживающее его созревание.

4) вера в старость человечества.

5) опасная ирония эпохи к себе, из которой следует цинизм, эгоистичная практика, которые подрывают жизнь.

Нельзя позволять науке господствовать над жизнью, которая больше жизни, когда управляется не знанием, но инстинктом и могучими иллюзиями: нелогичное необходимо.

Эта двойственность аполлонического и дионического начал рождает искусство – иллюзию, без которой не возможна жизнь.

Жизнь (воля к власти)-«первичная реальность», главная ценность, основание и предпосылка духа и познания.

Бергсон обращается к органическому, универсальному пониманию жизни. Жизнь представляет порыв - неукротимое стремление (потребность творчества) действовать на неорганизованную материю. В «Творческой эволюции» описывается «порыв», который, встречая сопротивление материи, организует бесконечные разнообразные тела, различные линии эволюции, переходит от поколения к поколению, разделяясь между видами и индивидами, не теряя в силе, но скорее увеличивая свою интенсивность. Созидающие, творческие усилия жизни постепенно преодолевают инерцию материи. Никогда не прекращается борьба организующей силы с первичным хаосом.

Жизненный порыв имеет две основные формы - инстинкт и интеллект, которые не служат целью выживания организмов. Интеллект рассматривает живое как инертное по аналогии с механической концепцией всей природы, он характеризуется естественной неспособностью понимать жизнь.

Философия должна объединять «частные интуиции», осмыслять то, что не могла наука классического рационализма - синтезировать интеллектуальные и интуитивные, эмоциональные, этические и эстетические, а также допонятийные и дологические знания и установки человека.

Время (важнейшая характеристика жизни) у Бергсона - длительность, развёртывание которой человек испытывает и констатирует, а её части и элементы объединяются с помощью памяти. Живая длительность постигается в созерцании и переживании, время, являясь объектом, течёт как бы через субъект, но независимо от него самого, от его деятельности и переживания, он лишь испытывает его как данность. Длительность – основа всех сознательных процессов, продолжение того, чего нет уже, следовательно, жизнь представляет только прошлое и настоящее, но не будущее.

Жизнь как категория наук о духе.

У В.Дильтея: категория жизни становится фундаментальной при разработке методологии наук о культуре (о духе) и «критике исторического разума». Это привело к перенесению на понимание истории естественнонаучных принципов и методов, как это делали позитивисты.

В.Дильтей понимал: жизнь как жизнеосуществление в истории и культуре. В.Дильтей ставил следующие задачи: философски обосновать принципы исторического познания и в целом конкретных наук об обществе, исходя из «внутреннего опыта» и фактов сознания, связанных с ним. Именно это, по Дильтею, - теорико-познавательная точка зрения. Дильтей стремился к «человеку как к целому», в многообразии его сил и способностей. В качестве метода у Дильтея выступает опыт, в котором каждая составная часть абстрактного мышления соотносится с целым человеческой природы, как она предстаёт в языке и истории.

Важнейшие составляющие нашего образа действительности и нашего познания её- «живое единство личности, внешний мир, индивиды вне нас, их жизнь во времени, их взаимодействие»

Вернуть целостного человека в науку о душе и в познание в целом возможно лишь через обращение к жизни, данной во внутреннем опыте как нечто непосредственное и целостное.

Для Дильтея философия - «рефлексия жизни на самоё себя», а переживания, чувства жизни, жизненный опыт, жизненное отношение обозначают «внутреннее восприятие нашей души, непосредственное впечатление возникающих в сознании фактов и состояний того, что является самым достоверным для нас… Это самодостоверность внутреннего опыта».

Мышление и познание - имманентные жизни феномены.

Какова жизнь как действительность, как историческая форма бытия? Как даётся жизнь другого, какими методами постигается?

Основополагающей для всех определений жизни является её темпоральность, проявляющаяся в «течении жизни», одновременности, последовательности, временного интервала, длительности, изменения. Переживание времени определяет содержание нашей жизни как беспрестанное движение вперёд, в котором настоящее становится прошлым, а будущее-настоящим. Собственно настоящего никогда не существует, мы лишь переживаем как настоящее то, что только что было. Время существует только в единстве с содержанием- человеческой деятельностью, историей и культурой. Никакая интроспекция не может постичь «Живое время», его сущность, человек познаёт себя и других через понимание и только в истории, а не посредством интроспекции; необходимо иные, существующие в философии и в науке о культуре герменевтические способы.

Жизненный процесс- внутренне связанные друг с другом переживания как особого рода действительность, которая существует не в мире, но во внутреннем наблюдении, в сознании самого себя. Во всём духовном мире мы находим связность- категорию, возникшую из жизни и являющуюся структурой,которая связывает переживания. Духовная жизнь возникает на почве физического мира и является высшей степенью эволюции, предполагая связные переживания. С переживаниями мы переходим из мира физического- в духовный.(См.: Дильтей В. Категории жизни)- Вопросы философии,1995, №10, с.135-139

В целом знания о духовном мире складываются из взаимодействия переживания, понимания других людей, исторического постижения субъектов истории, из объективного духа.(Дильтей)

Способы понимания разделяются в зависимости от типа проявления жизни. К первому отнесены образование мысли (понятие и суждение), которое высвобождается из переживаний, а понимание направлено только на содержание мысли и ничего не говорит о скрытой подоснове и полноте в душевной жизни.

Другой тип проявления жизни - поступок, в котором следует отличать состояние душевной жизни, выражающееся в поступке, от жизненной связи, в которой коренится это состояние.

Третий тип проявления жизни - выражение переживания: «поднимается из глубин, не освещённых сознанием» и оценивается не в познавательных оценках “истина” или “ложь”, но с позиции правдивого или неправдивого суждения. Именно на границе между знанием и действием открывается глубина жизни, недоступная наблюдателю, рефлексии и теории.

Науки о духе есть не что иное как выражение сознающей себя жизни. Основная идея Х.Г.Гадамера -: идея структурного соответствия жизни и самосознания.

Самосознание всё делает предметом своего знания, но знает в этом самое себя. Жизненное не может быть познано предметным сознанием, в него нельзя проникнуть извне; его можно только испытать изнутри, способом самоощущения, погружения внутрь собственной жизненности.

Всему миру присуща жизненность; история и культура возвращаются в природу, «вновь становятся землёй». Таким образом осуществляется переход - от феноменологии Гегеля к гуссерлевской феноменологической трансцендентной субъектности, что выразилось в обращении, Гуссерля, от объектности науки к «жизненному миру» и категории жизни.

Естествознание, по Гуссерлю ничего не может сказать о наших жизненных нуждах, о смысле или бессмысленности всего человеческого существования. Наука утрачивает свою жизненную значимость поскольку забыт смысловой фундамент естественного, человеческого знания вообще- «жизненный мир» как мир «субъективно-соотнесённого», в котором присутствуют наши цели и устремления, обыденный опыт, культурно-исторические реалии, не тождественные объектам естественно научного анализа.

Понятие «жизненный мир» позволило Гуссерлю существенно расширить границы познавательной деятельности субъекта. Во всёй своей широте включает разум и неразумное, созерцательное и несозерцательное, охватывает всю сферу предикативных и допредикативных суждений, различные акты веры. Следовательно ведет к постижению «жизни сознания», его отдельных переживаний, а также скрытых, имплицитных интенциональностей сознания. Но, по сути, речь шла уже не столько о сознании или субъектности, сколько о выходе за пределы сознания к универсальной деятельности – “действующей жизни”.

Для Гуссерля жизнь - не только «безыскусная жизнь» естественной установки, но она также трансцендентально редуцированная субъектность как источник множественных объективаций.

Одна из трудных проблем наук о духе заключается в способе познания жизни, которая не поддаётся непосредственному схватыванию, так как она есть непрерывная эволюция. Воспоминание останавливает поток и таким образом получает не жизнь, о форму. Понять жизнь можно только в последовательности её состояний, с помощью понятия «значения», поскольку между различными формами реальности - физической и психической - существует мир смысла. Познание предстовляется не только научным.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2860 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...