Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Историзм Нового времени



Рене Декарт (1596-1650) утверждал, что историческое знание не имеет ничего общего с истиной. Исторические повествования субъективны, не достоверны. История не наука, а разновидность искусства. Занятие историей – бегство от реальности.

Впервые сформулирован вопрос о методологии социально-исторического познания.

Универсальную методологию, ориентированную на принципы математического естествознания, пытались создать Т. Гоббс (1588-1679) и Б. Спиноза (1632-1697).

Политическая философия Гоббса строилась по принципу так называемой социальной физики. В социальной системе он выделял элементы и силы. Элементы – люди, силы – человеческие страсти. Эти силы действуют в обществе (как и в природе) в двух направлениях (притяжение и отталкивание). Отталкивание – начальная форма взаимодействия (война всех против всех). Человек руководствовался естественным законом самосохранения.

Спиноза считал, что, освободив свой разум от ошибок, определенных чувственностью, человек, руководствуясь правилами логики и математики, достигнет истинного знания.

Декарту возразил итальянский историк Д. Вико (1668 – 1744). Мир и жизнь не объяснимы только математическими законами. Но это не значит, что история не может быть наукой. Вико сформулировал принцип – истинное и содеянное совпадает, то есть то, что создается познающим, познаваемо. Познавая историю, человек познает, осмысливает им созданное и таким образом познает самого себя.

Основой исследования для Вико являются лингвистические исследования, анализ языка, на котором говорили и говорят люди. Язык – это выражение жизни народа, объективное свидетельство его существования. Опираясь на лингвистические и филологические исследования, историк должен реконструировать духовную историю этносов. Наши духовные ценности, идеалы определяют нашу историческую судьбу.

Вико считает ошибочным мнение о большей информированности о событиях близких к ним современников, чем более отстоящих во времени исследователей.

У Вико историческое движение носит волнообразный характер. Ничто в истории не повторяется, но существуют похожие периоды, которые принадлежат различным эпохам, но имеют общие черты. Чтобы лучше понять события, можно использовать метод аналогии. Историческое движение в целом носит направленный характер. Природа человека не неизменна. Сущность человека меняется. История – это процесс данного изменения, которое представляет собой переход от подчинения природе к неподчинению, переход от власти страстей к власти разума. Смысл земной истории – в подчинении жизни разумным императивам.

Вико выделял в истории три основные эпохи: век богов, век героев и век людей. Последняя эпоха – время материальных страстей, преобладание таких принципов как выгодность, полезность. Время свободы и равенства, воспринятое сначала как благо, привело с неизбежностью к разуму страстей, эгоистических устремлений, к обострению борьбы за власть.

Рассматривая вопрос о причинах исторических событий, Вико затронул проблему свободы и необходимости. Все происходящее в истории – дела человеческие, но одновременно история – порядок событий, не зависящий от воли и желаний отдельного человека.

«Новая наука» Вико – одно из первых философско-исторических учений.

Термин «философия истории» введен Вольтером (1694-1778), который объяснял человека через исторический подход. Вольтер занимался не только анализом исторических фактов, но и гносеологическими вопросами исторического познания. Признавая бытие Бога, французский мыслитель отрицал возможность его вмешательства в историю, объясняя процесс и события последней только естественными причинами. Однако Вольтер отрицал идею Ш. Монтескье об определяющей роли в развитии человека природной среды. Монтескье считал, что не только характер общения, уклад жизни, обычаи, но и формы государственного управления обусловлены географической средой. Вольтер показал, что перемены в духе и нравах народов и форме политической власти происходят при сохранении географической среды. Решающими факторами, воздействующими на общество, Вольтер считал идеи людей (религиозные верования, научные истины и правила здравого смысла). «Мнения правят народом», - утверждал Вольтер. Эти мнения - идеи человеческого разума, которое и формирует человеческое бытие. Средства распространения идеи - просвещение, наука. Идеи формируются на основе опыта человечества. Поэтому для объяснения того, почему возникают те или иные идеи, надо изучать мир людей, их создавших. Предметом истории как науки должны стать прежде всего причины возникновения и распространения идей (эволюция религиозных верований, развитие научных теорий, стилей в искусстве, обычаев, нравов и т.п.). Исторический процесс динамичен, эволюционен.

Вольтер, Вико, Кондорсе утверждают идею прогрессивного развития человечества от дикости к разумности, в основе которой лежит обновление знаний. Подлинный прогресс начинается с эпохи Просвещения, так как именно она осознает разум и образование как основные факторы и цели развития.

Вольтер считал, что история Европы до 15 века недоступна для познания, так как жизнь общества и человека подчинялась (понималась) неким системным иррациональным силам.

И.Г. Гердер (1744-1803), представитель немецкого Просвещения, понял историю единым процессом, в основе которого лежит развивающаяся природа. Цель развития природы – разумный, духовно развитый человек.

Географическая детерминация определяла не только внешние отличия между людьми, но и различия в мышлении, культуре. История – движущаяся во времени география, а последняя – остановившаяся история. Только белая раса признается способной к динамическому развитию, целью которого является разумная организация жизни. Именно в Европе жизнь впервые приобретает исторический характер, порождаемый христианской культурой. Всемирная история не может быть написана, она еще не осуществилась.

Эволюция природы и истории – это продолжение пути Бога, который весь в своих творениях. Высший смысл истории человеку не постигнуть, но должно постичь основные непосредственные причины развития земных процессов.

Вико, Вольтер, Гердер делают историю предметом собственно философского анализа. Продолжая в целом идеи просветителей, Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831) существенно расходится с ними: история отрывается от природы (последняя не развивается, а повторяется). Развивается мировой дух, который проходит три стадии: субъективный дух (предмет психологии), объективный дух (принципы устройства общества и государства). Мировая история – заключительный акт самопознания духа.

Абсолютный дух существует в форме искусства, религии и философии.

На феноменальном (внешнем) уровне история представляет собой последовательность событий во времени и пространстве. Но во внутреннем (действительном) своем содержании она есть логическая последовательность идей как состояний мирового разума, духа. Из анализа хода истории Гегель утверждает, что все действительное разумно.

Субъектом истории выступает человеческая воля, эманирующая от субъективности и несвободы до объективности и свободы. Субъективная воля – индивидуальная, ненравственная воля, требующая внешнего принуждения. Объективная воля – общая нравственная воля, состояние, к которому стремится субъективная воля в процессе исторического развития.

История, по Гегелю – путь человечества к свободе, который заканчивается в Прусской Германии. Свобода – сущность духа. Средства осуществления духом своей цели – это потребности, стремления человека. Каким же образом хаос субъективных устремлений людей согласуется с внутренней логикой и конечной целью духа? Согласно Гегелю, великие исторические личности и есть поводыри человечества: в их деятельности наиболее адекватно проявляется логика мирового духа. Однако личность в своей деятельности неосознанно превращает историческую необходимость как цель Духа в свою личную цель и дает ей неадекватное толкование. Идущие за ними люди оказываются перед миражами.

Должен наступить последний этап истории, на котором разумное оказывается действительным, а действительное разумным, где проект и результат деятельности совпадают.

Объяснить историю – значит прояснить, выявить логику Абсолютной Идеи, понять связь идей.

Особенность и качественная новизна истолкования сущности исторического процесса К.Марксом (1818 – 1883) заключалась в материалистическом его понимании.

Идеи Маркса выросли и развились из учения Гегеля (монизм, диалектика), Сен Симона (экономика и идеология) и Л.Блана (видел в экономике и технике причину прогресса).

Маркс считал действительной (первичной, определяющей, в конечном счете) движущей силой общественной жизни материальное производство. Последнее определяло все стороны жизни, воспринимая, однако, и обратное воздействие. Маркс выделил пять основных способов производства, на которых основываются соответствующие общественные устройства, и понял историю как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций от низшей к высшей. Общественное бытие, по Марксу, определяет общественное сознание.

Сегодня позицию Маркса понимают и оценивают по-разному. Отметим одно: Маркс не сводил историю и общественную жизнедеятельность к экономике. Если бы, как пишут многие авторы, последняя определяла искусство и прочие аспекты духовной жизни однозначно, то Маркс не писал бы о культурных особенностях народов, живущих в одну эпоху.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1392 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...