Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ценности российской молодежи



На рубеже ХХ и XXI веков динамика ценностных ориентаций россиян имеет несколько направлений развития. С одной стороны, наблюдается устремление человека к высшим ценностям, которые в хаосе неуправляемых изменений и трагических потрясений являются нравственным основанием личности. С другой стороны, ориентация на высшие ценности сочетается с ценностями утилитаризма, утверждающими максиму – "морально то, что приносит максимальную пользу человеку и обществу". Ценности утилитаризма изменяют поведение личности в зависимости от ситуационной пользы.

Результаты социологических опросов, проведенных Институтом сравнительных социальных исследований[153] и Российским независимым институтом социальных и национальных проблем[154] показали, что несмотря на рыночные реформы, кризис во всех сферах общества, состояние аномии, иерархия основных жизненных ценностей не изменилась. На первом месте по-прежнему остались семья, интересная работа, спокойная совесть, на втором месте – власть, успех. Однако, необходимо отметить, что ценности духовно-нравственного характера стали вытесняться более прагматичными и утилитарными ценностями – уже более половины населения стало ценить материальное благосостояние выше свободы, а ценность размера оплаты труда стала доминировать над ценностью интересной работы.

Исследования, проводимые среди российской молодежи, подтвердили наличие дихотомии в ценностном сознании молодых россиян. В ходе социологических опросов, проводимых Центром социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова и Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая[155], выявлено, что большая часть респондентов высоко ценит наличие крепкой семьи, материального достатка, здоровья, высокого профессионализма. На вопрос: "Какие жизненные ценности являются для Вас приоритетными?" ответы были таковы: любовь определили для себя в качестве ведущей ценности 63,9% опрошенных, семью – 52,9%, здоровье – 40,5%, материальный достаток – 35,9%, любимую работу – 23,9%, образование – 22,6%, чистую совесть – 13,8%, полезность людям – 9%, творчество – 5%, служение России – 2%.

У большинства респондентов понятие «любовь» показывает:

· любовь к ближнему, людям (86,8%),

· родительская любовь (92,6%),

· любовь детей к родителям (93,2%),

· супружеская любовь (94,4%),

· половая любовь (82%).

Понятие «благополучия в жизни» россияне связывают с:

· прочной семьей с детьми (91,9%),

· крепким здоровьем (83%),

· соблюдением моральных принципов (81,5%),

· понятием «много денег» (40,7%),

· хорошей должностью (50,2%).

Интересен собственный взгляд молодых людей на то, какой должна быть семья вообще, а также на то, какую бы семью в будущем они хотели бы создать большинство из них:

· больше хотят иметь заботливого, чем состоятельного отца (88,1%);

· думают, что хорошие дети чаще вырастают в тех семьях, где родители просто любят своих детей, а не используют педагогические приемы (75,4%);

· хотят жениться \выйти замуж по любви, а не по расчету (94,1%);

· считают, что лучше всего воспитываться в семьях, где есть несколько братьев и сестер (56%);

· желают создать здоровую семью и быть верными супругами (75,9%);

· желают сами в будущем иметь от 2 детей и более (86,4%).

На вопрос: "Сейчас бросается в глаза имущественное неравенство в обществе, как Вы относитесь к этому явлению?" 39,8% опрошенных ответили, что неравенство оправдано только тогда, когда соответствует понятиям о равных стартовых возможностях для тех, кто вступает в самостоятельную жизнь, 28,9% респондентов полагают, что имущественное неравенство нестрашно, но государство должно его смягчить.

С юношеским максимализмом молодежь судит о бедности, не видя глубоких социальных причин, ее порождающих. По мнению 47,7% опрошенных, рост числа бедных в стране объясняется тем, что "эти люди плохо приспособились к жизни", 21% полагают, что они не избавились от старой идеологии, старых ценностей, а 18,2% опрошенных видят причину бедности в неумении воровать. Соответственно этой же оценочной шкале, но с обратным знаком, молодые люди объясняют жизненный успех богатых людей: 47,9% объясняют богатство способностью людей приспосабливаться к жизни, а 32,7% -умением воровать. Только каждый четвертый респондент склонен оценивать жизненный успех богатых как результат их исключительного умения работать.

Такая вполне реалистическая оценка причин обогащения вызывает лишь у 26,9% опрошенных стремление поддержать предложение об изъятии у "новых русских" несправедливо нажитого состояния. Большая же часть респондентов или не поддер­живает такое предложение (34,7%), или сознательно дистанцируется от этой пробле­мы, полагая, что "меня это не касается" (35,9%). Иными словами, нет у большей части опрошенной молодежи стремления восстановить социальную справедливость. Тем самым она оправдывает имущественное неравенство, считая его вполне нормальным явлением.

В окружающей жизни молодых людей больше всего беспокоят: нестабильность (23%); материальные проблемы (20,3%), личные проблемы (21,4%); экология (19,2%); преступность (15%); равнодушие и жестокость (14,3%)[156].

Хотя культ американской мечты, личного успеха вытесняет у молодежи ценности коллективизма и насаждает ценности индивидуализма, необходимо отметить также рост в ценностном сознании молодых россиян социального инфантилизма и патернализма. Большинство молодежи убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами, но те, кто материально преуспел в жизни, все же должны заботиться и помогать тем, кто не преуспел. Значительное число молодых людей относятся к рынку как к абсолютной, универсальной ценности, считая, что рыночные отношения расширили возможности личности, разру­шив идеологический диктат, подорвали власть традиции и дали простор широкому спектру идей и ценностных ориентации, обеспечив свободу их выбора.

Но в тоже время необходимо отметить отсутствие в сознании молодежи зависимости рыночных возможностей от имеющихся материальных ресурсов. Большая часть молодежи – иждивенцы: 62% опрошенных считают основным источником своего существования доходы родителей[157].

Определенный диссонанс обнаруживается при сопоставлении радужных представлений о грядущем благополучии и конкретных представлений о средствах его достижения. Примерно ¾ респондентов выражает уверенность в материальном благополучии в отдаленном будущем. Но в чем они видят источник своего благополучия? Большинство молодых людей на первое место ставят приносящий доход профессионализм, определенная часть опрошенных склонна рассчитывать на собственную предприимчивость и энергичность, а также подработки, но при этом на момент проведения опроса никто не занимался какой-либо деятельностью, приносящей дополнительный заработок.

Более 2/3 респондентов не боится самоотверженного труда. Молодежь имеет на этот счет свое мнение: "работа требует 100% отдачи, но я не представляю без нее своей жизни", "нет ничего радостней любимой работы", "работаю без выходных с 8 до 24 часов", "с утра до вечера занимаюсь любимым делом", "погружаясь в работу, забываешь обо всем". Для некоторой части молодежи труд перестает быть средством достижения желаемых ценностей, а сам превращается в ценность. Часть же молодежи, идеализируя рынок, стремится к благосостоянию во что бы то ни стало, считая, что обогащение и жизненный успех можно добиться любой ценой.

18,1% опрошенных считают вполне для себя возможным участие в криминальных группировках, а 9,1% полагают, что сегодня это нормальный способ зарабатывания денег. У 12,7% молодых людей такое же отношение к проституции[158].

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты показали, что хотя в сознании молодежи превалирующую позицию начинают занимать общечеловеческие ценности: справедливость, семья, друзья, гедонистические ценности, независимость, наблюдается внутренняя несогласованность между ценностью и социальным поведением. 43,8% молодых людей, т.е. почти половина опрошенных готовы драться за место в жизни и преступить ради своего благополучия через моральные нормы[159]. Выделяя в качестве доминирующей ценности справедливость, часть молодежи считает допустимым мошенничество, взяточничество, разбой, зарабатывание денег обманом и хитростью.

Социальный инфантилизм молодежи подтверждается кризисом личностного и профессионального самоопределения. Студенты I и II курсов задумываются над ответом на вопрос: "Ту ли я профессию выбрал?", когда уже сделан первый шаг в профессиональной ориентации. 42,8% студентов I и II курсов желают посвятить себя другим областям деятельности[160]. Такая высокая цифра объясняется потерей прежних школьных стереотипов, попаданием в новую непривычную социокультурную среду. При переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся в выборе своего будущего занятия мотивом призвания и одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения с профессиональным жизненным миром на основе оценки престижности будущей работы, перспектив должностного роста, уровня оплаты труда.

Патерналистические установки в ценностном сознании молодежи проявляются в рейтинге социальных проблем учащихся в вузе. Важное место среди них занимают трудности материального положения, недостаток денежных средств (77,3% опрошенных), отсутствие возможности подрабатывать (43,9%), неинтересная студенческая жизнь на факультете и в общежитии (27,0%), недружные отношения в группе (13,9%)[161].

Значительная часть студенческой молодежи для решения этих социальных проблем надеются на помощь родителей и кураторов, не ориентируясь на самостоятельные действия. Одновременно увеличивается число молодых людей, подрабатывающих в свободное от учебы время. Но большую часть заработанного они тратят на развлечения, меньшую отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату дальнейшего образования. Молодые люди составляют значительную долю сегодняшних потребителей.

Амбивалентность сознания молодых россиян проводится и по отношению к ценностям "свобода" и "независимость". С одной стороны, коло 30% респондентов заявили, что считают себя свободными и независимыми, а с другой – это чувство у каждого третьего сопровождается сильным страхом возможности потерять работу, что само по себе не может противоречиво сочетаться с подлинной независимостью.

Критерии свободы, которыми пользуются сегодня молодые россияне, не определены достаточно четко. 26,9% респондентов, чувствующих себя свободными и независимыми, считают, что, только дав возможность сильному лидеру прийти к власти в стране, можно добиться порядка и экономической стабильности, пусть даже и в ущерб развитию демократических основ общества. Еще больше респондентов (29,1%) отдают предпочтение равенству между людьми, а не свободе выбора. Примерно шестая часть молодых людей полагает, что люди одних национальностей от природы лучше других. Почти 43%, заявивших о ценностях свободы и независимости, считают, что в детях следует воспитывать послушание.

Молодежь интересуется политическими вопросами, но более половины из опрошенных (58,2%) жалуются на трудность их понимания, 49,5% - полагают правильным обвинение молодежи в гражданской пассивности. 37,7% опрошенных отрицательно ответили на вопрос "Достаточен ли Ваш культурный уровень для нормальной жизнедеятельности?" и 17,1% ответили на этот вопрос положительно. Примерно 40% опрошенных признают духовно близкое им понятие "Россия", 36,3% идентифицируют себя с соотечественниками по признаку "единая культура", 27% по признаку – "историческое прошлое". На вопрос "Ощущаете ли вы себя гражданами России?" утвердительные ответ получен у 70% опрошенных молодых людей, остальные ответили или отрицательно (9,3%), или согласились с тем, что не задумывались об этом[162].

Материалы, полученные в ходе исследований, позволяют констатировать наличие некоторых особенностей ценностного сознания современных молодых россиян. Молодежь на первое место в шкале ценностей чаще всего выносит ценности частной жизни. Кризис, поставивший значительную часть населения, молодежь в том числе, в режим выживания, побуждает молодых россиян все чаще обращаться к высшим ценностям, ища в них опору существования. Прослеживается определенная противоречивость между ценностной ориентацией и социальным поведением, что приводит к формированию определенной склонности к нарушению моральных норм.

Противоречивость ценностного сознания, неопределенность жизненных позиций тяжело и болезненно переживаются молодежью. Отсюда и обострившаяся проблема одиночества, стресса. Все больше молодых людей видят выход из создавшегося положения в девиантном поведении.

В целом, анализ ценностной структуры молодых россиян позволяет сделать вывод, что в сознании молодежи в центр перемещаются ценности, имеющие экзистенциальную направленность и помогающие адаптироваться ей к изменяющейся социокультурной среде.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 640 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...