Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика положения молодежи на рынке труда



Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи которая в силу специфики социально-психологических характеристик ока­зывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда.

Как показал мониторинг НИЦ при Институте молодежи, около одной трети молодых людей пока не в состоянии успешно адапти­роваться к жесткой экономической ситуации. Эти молодые люди испытыва­ют существенные материальные и психологические затруднения, с трудом интегрируются в "свободную" экономику, скептически и пессимистически на­строены по отношению к реформам[141].

Исследования социологов последних лет показали, что расслоение молодежи по социально-экономическим характеристикам существенно выросло. В конце 90-х годов в составе верхнего среднего слоя молодежь до 30 лет составляла 39%, среднего и базового - 24%, нижнего - 21%[142]. В общей численности молодежи сумевшие открыть свое дело составляют от 2,5 до 3,5%. Подтверждается ранее проявившаяся тенденция особой активности молодежи в развитии частного сектора экономики: около 70-80% негосударственных коммерческих предприятий созданы 25-30-летними. Среди занятых в частном секторе экономики лиц ненаемного труда наиболее высока доля молодежи. В престижных областях деятельности с высокой оплатой труда и высокими квалификационными требованиями молодежь имеет наилучшие шансы.

Однако богатые составляют незначительную часть молодежи (около 2%). В целом по России молодежь в возрасте от 16 до 30 лет в конце 1996 г. составляла 19,3% от числа бедных[143].

Значительно сокращается число молодежи в материальном производительном труде. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 г. она составляла 35,5%, в 1995 г - 41%, в 1997 г - 35%. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение "чувство тревоги стать безработным". Каждый третий (34%) зарегистрированный на бирже труда - человек до 29 лет. По регионам этот показатель имеет существенные различия. По данным Министерства труда РФ, в 13 регионах России в 1996 г. он превышал 40%, на Алтае и в Северной Осетии - 45%, в Дагестане - 57%[144].

Молодежная безработица в России имеет свои особенности. Она возникла не в связи с демографическими факторами как в развивающихся странах и не в результате перепроизводства, характерного для развитых стран, и даже не в конкуренции на рынке труда с более квалифицированным старшим поколением, что имеет место в современных обществах. Каждая из этих причин может эпизодически возникать, как скажем, ожидаемое в ближайшие годы вступление в трудоспособный возраст более многочисленных когорт, тем не менее не они до сих пор создавали угрозу занятости молодежи. Наоборот, растет депопуляция, производительность труда падает, конку­ренция практически отсутствует. Главная причина - в неэффективной социально-экономической политике, результатом которой явился развал производства, прекра­щение финансирования многих отраслей, преимущественное сокращение тех рабочих мест, которые обеспечивали развитие материального производства, традиционно занимаемых молодыми.

В результате присущий молодежи оптимизм сменяется тревогой у 21,8%, безразличием у 13,8%, отчаянием у 3,4%, возмущением у 3,7% молодых людей. Это признаки эскалации социальной напряженности между молодежью и новым российским истеблишментом, что ведет к дальнейшему отчуждению и воспроизводству социальной нестабильности.

Важным условием адаптации молодежи к рынку является работа по специальности. По этому показателю молодежь распределилась следующим образом:

I группа - работают в полном соответствии с полученной профессией, что свидетельствует о высоком уровне их профессионального статуса – 35,6%;

II группа - работают совершенно по другой специальности или не имеют ее, что соответствует низкому уровню их профессионального статуса. Они как профессиональная группа пока не состоялись - 45,2%;

III группа - работают по близкой, сходной специальности и занимают проме­жуточное положение по уровню профессионального статуса. Их профессиональное положение двойственно, неустойчиво-19,2%[145].

Одна из основных современных проблем на рынке труда – это несоответствие уровня выпускаемых вузами специалистов потребностям общества. На российском рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: в регионах, где особо остро ощущается нехватка специалистов, сокращается их численность до 10%. А почти половина выпускников вузов вынуждена менять свою специализацию, причем новая профессия зачастую существенно отличается от полученной согласно диплому[146].

На рынок труда выходят профессионально необученные и недоучившиеся молодые люди. Такой квалификационный уровень выпускников удовлетворяет тех руководителей, на предпри­ятии которых эксплуатируются устаревшие технологии и оборудование. Большинство же рабо­тодателей ориентируется на кадры, владеющие несколькими смежными профессиями или спе­циальностями, способные к динамичной профессиональной мобильности.

Согласно данным исследования, основным условием работодателей остается высокий уровень общетехнической и специальной подготовки. Однако выдвигаются и новые требования: глубокие знания в области экономики, электронно-вычислительной техники, психологии, соци­ологии, права, экологии, иностранных языков и др.

Значительные изменения структуры потребностей рынка труда диктуют необходимость перестройки образовательной политики.Анализ предпочтений выпускников школ показывает, что доминирующие в этой группе молодежи приоритеты связаны, в первую очередь, с финансово-экономической и правовой сферами деятельности. "Экономист", "юрист" - знако­вые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти сте­реотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данно­го профиля, отсутствие соответствующих вакансий (спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих эти специальности.

В качестве другого стереотипа привлекательности выступают ориентации старшеклассников на профессии гуманитарного профиля в сферах образования, науки, культуры, художест­венного творчества, здравоохранения. Они притягательны для будущих выпускников скорее со­держанием образования, чем статусными и материальными перспективами будущей професси­ональной деятельности, которая на деле может гарантировать большинству выпускников невысокий уровень заработной платы. Далее на "лестнице" привлекательности располагаются сферы торговли, коммерции, государственного управления. Замыкают общую картину сферы профессиональной занятости, связанные с инженерно-технической деятельностью и промыш­ленным производством.

Современная ситуация на рынке труда такова, что предложение менеджеров разного уровня превышает спрос более чем в 2 раза, юристов – почти в 2 раза, экономистов – на одну треть. На современном этапе возрос спрос на специалистов-инженеров. Он в 2 раза превысил предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям, а также рабочие промышленности и строительства[147].

Анализ соответствия высших учебных заведений российской экономике показал, что у большинства учебных заведений отсутствует адекватное требованиям рыночной экономики планирование объемов, профилей и уровня подготовки выпускников. Учебные заведения действуют по принципу выживания, а не адаптации к социально-эконо­мическим преобразованиям. Наметился явный переизбыток специалистов: до 50% всех профессий, которые получают выпу­скники вузов, остаются невостребованными на рынке труда (технических даже до 80%).

На современном этапе молодежь все больше начинает понимать, что образование, специальность, квалификация - это капитал для инвестирования, а успешность включения в процессы социальной дифференциации детер­минируется прохождением сквозь формально-организационные структуры института профес­сионального образования.

Изучение образовательных планов старшеклассников показало, что 67,8% из них собираются поступить в вуз, 18,2% - в техникум или колледж, 3,8% - в профессио­нальные училища, 7,1% на различные курсы профессиональной подготовки, 3,1% - имеют другие намерения. Количество поданных заявлений в государственные вузы ежегодно растет год от года; так, с 1995 г. к 2001 г. оно увеличилось более, чем в два раза[148].

При этом обращает на себя внимание тенденция роста доли молодежи с начальным и незаконченным средним образованием во всех отраслях материального производства. В современных российских условиях растет число молодых людей, выходящих на рынок труда с уже имеющейся профессией(специальностью), и одновременно увеличивается численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодежной среде являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.

Участие втруде 14-17-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-24-летних[149]. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должност­ного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков.

Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый "шок от реальности", связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудо­вой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.

На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организа­ции характеризуют работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение про­фессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Если это условие соблюдено, то он имеет возможность стать независимым специалистов в своей области и как можно меньше полагаться на других.

В период 21-29 лет большинство молодых людей вступают в брак, в семьях рождаются первые дети. Все большая доля молодых людей, даже не состоящих в браке, нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связи с низким уровнем жизни семьи. Это оказывает большое влияние и на трудовое поведение молодежи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные (половые) различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи.

К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Материалы исследования показывают, что для большинства молодежи определяющая ценность "хорошей работы" – деньги, а не содержание. Молодые люди строят свои планы на трудовую деятельность, прежде всего, исходя из позиций "хорошая зарплата" (67%), а не "интересная работа" (33%). Деньги - этот мотив оказался решающим при выборе места работы (согласно опросу) для 59,9% из числа 17-летних, 65,3% -из числа 24-летних и 64,4% - 31-летних[150].

Под влиянием структурных преобразований в экономике, кризиса государст­венного сектора изменилось и положение молодежи в материальном производстве. Отток молодежи из госсектора остается на высоком уровне. Кредит доверия молодых специалистов к государственному сектору сокращается, так как, во-первых, в сознании молодых госсектор продолжает ассоциироваться с административ­но-командной системой. А во-вторых, вынужденные простои, нищенская зарплата, постоянная угроза банкротства предприятий подорвали у молодых людей надежду на работу в госсекторе как на гарантию стабильности.

Большинство сохраняет приверженность государственным структурам либо пото­му, что нет выбора, либо для того, чтобы числиться на предприятии, а зарабатывать на стороне. Лишь 24,4% респондентов предпочли бы работу на государственном предприятии или в учреждении, если бы представилась возможность выбирать.

Рынок труда, связанный с частным сектором различной формы собственности, представляется потенциальным пространством, в котором ориентируются молодые специалисты, намереваясь предложить свою будущую рабочую силу. Подавляющее большинство респондентов (67%) выразили желание трудиться в негосударственном секторе экономики[151].

Таким образом, положение молодежи на рынке труда имеет свои особенности:

во-первых, необходимо отметить высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодежи. Готовность к смене вида деятельности продемонстрировало значительное число молодых специалистов (более трети опрошенных респондентов)[152];

во-вторых, молодежь вступает в трудовую жизнь с ориентацией не на опыт, а на идеалы, усвоенные в процессе обучения и воспитания. Этот феномен рассматривается как негативная особенность молодого работника. Большинство организаций, достигших опре­деленного уровня устойчивости в бизнесе, реализующие стратегии диверсификации или освоения новых рынков, предпочитают консерватизировать свои требования к персоналу, выдвигая на первый план требования, связанные с уже устоявшимся опытом. Организации, реализующие предпринимательскую стратегию или стратегию изменения курса, могут оказаться заинтересованными в работниках, ориентированных на "идеальные" представле­ния об основных элементах трудовой деятельности, особенно в тех случаях, когда эти представления соответствуют организационной культуре фирмы. Отсутствие практического производственного опыта будет приветствоваться работода­телями, если большинство занятых в конкретном узком сегменте рынка труда обладают негативным с точки зрения изменившейся конъюнктуры бизнеса опытом;

в-третьих, представляется недостаточно аргументированной однозначная трактовка способности молодежи к инновациям, так как привнести новые идеи в деятельность организации могут лишь те люди, которые хорошо знакомы с существующим положением вещей, видят все достоинства и недостатки создавшейся ситуации. Этого не сможет сделать молодой спе­циалист, как бы ни были глубоки его теоретические знания и широк кругозор. Социо­логические исследования показывают, что в практической деятельности молодежь часто оказывается более консервативной, чем работники средних и даже старших возрастных групп, так как отсутствие трудового и жизненного опыта не позволяет ей грамотно прогнозировать возможные последствия изменений. Другое дело, что молодые сотрудники могут оказаться менее сопротивляемыми инновациям, но не столько по приверженности им, сколько по недостаточной приверженности старому;

в-четвертых, традиционно приписываемый молодежи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Все большие контингенты молодежи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования.

Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Создавшийся стереотип социального инфантилизма приводит к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

Итак, молодежь в российском обществе составляет особую социально-демографическую группу. На современном этапе отмечается сложность положения российской молодежи на рынке труда.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1077 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...