Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Организованным формам террористической деятельности



Террористический акт является одной из наиболее опасных форм преступного посягательства, в основе которого лежит стремление вызвать страх и панику в обществе, парализовать социально полезную деятельность граждан, нормальное функционирование органов власти и управления, тем самым достичь своих антиобщественных целей. Поэтому согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, к одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности относится деятельность террористических организаций, а также сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против общественной безопасности[162].

Произошедшая в последнее десятилетие целая серия террористических актов, затронувшая многие государства, в том числе и Россию, потребовала от мирового сообщества и нашей страны кардинального изменения подхода к осуществлению антитеррористической деятельности[163]. Так, в России в 2006-2011 г.г. был принят ряд нормативно-правовых актов в этой области, среди которых наиболее важным является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. ФЗ от 30.12.2008 г. № 321-Ф3)[164]. В результате этого удалось снизить уровень террористической активности в России за последние несколько лет. Об этом свидетельствуют данные официальной статистики[165]. Однако в январе-декабре 2011 года было зарегистрировано 622 преступления террористического характера, что на 7,1 % больше чем за аналогичный период 2010 года[166]. В свою очередь произошедшие в 2012 году в России трагические события, связанные с совершением террористических актов, свидетельствуют о возрастании террористической угрозы в нашей стране.

С учетом этого в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., одним из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом называется «получение упреждающей информации о планах террористических организаций по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности»[167].

Очевидно, что преступления террористического характера в силу особых мер защиты общества от них и в силу специфики террористического насилия предполагают тщательную и длительную подготовку к ним, вооруженность, соединение усилий многих лиц, сплочение их посредством жесткой дисциплины. Однако это возможно только в устойчивой организованной преступной группе. Поэтому в специальной литературе справедливо указывается на переплетение организованной преступности с преступной деятельностью организаций террористов всех мастей[168]. Рассматривая терроризм (в том числе террористический акт) в рамках организованной преступности, следует согласиться с А.В. Шеслером в том, что «специально-криминологическая профилактика организованной преступности может основываться на двух противоположных стратегиях, а именно на компромиссе и жестком силовом воздействии»[169].

Признавая необходимость жесткого силового воздействия в борьбе с организованными формами террористической деятельности, остановимся лишь на возможностях использования уголовно-правовых средств в реализации института компромисса в борьбе с организованными формами террористической деятельности. В свою очередь, одним из основных уголовно-правовых средств, побуждающих соучастников террористического акта к сотрудничеству с органами власти в целях предупреждения и предотвращения таких преступлений, следует признать примечание к статье 205 УК РФ[170]. В соответствии с данной нормой «лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления».

Вместе с тем изучение работ представителей уголовно-правовой науки, посвященных вопросам освобождения от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 205 УК РФ, позволяет сделать вывод об отсутствии единства мнений среди них в вопросе о правовой природе данной уголовно-правовой нормы. Так, одни ученые-юристы относят примечание к ст. 205 УК РФ к институту деятельного раскаяния[171].

Другие правоведы полагают, что в данной норме речь идет не о деятельном раскаянии, а об акте добровольного отказа[172].

Следует поддержать сторонников последней точки зрения[173]. Кроме того, в целях обоснования отнесения примечания к статье 205 УК РФ к институту добровольного отказа приведем ряд аргументов, основанных на уголовно-правовом анализе положений об освобождении от уголовной ответственности за террористический акт, совершенный в соучастии, как особой формы преступной деятельности.

В соответствии с примечанием к статье 205 УК РФ условием освобождения от уголовной ответственности за террористический акт является предупреждение его совершения путем своевременного осведомления органов власти или иным способом.

Своевременность предупреждения предполагает не просто уведомление органов власти до начала преступления, а наличие у них при этом достаточного времени для того, чтобы предпринять необходимые действия для его пресечения. Предупреждение может быть сделано как в устной, так и в письменной форме, лично или через посредника. В круг органов, в адрес которых может быть сделано соответствующее предупреждение, входят не только органы, имеющие право на возбуждение уголовного дела, но также другие органы власти, в чьи обязанности входит передача в соответствующие инстанции поступивших сведений о готовящемся террористическом акте.

Второй способ позитивных допреступных действий лица, предусмотренный примечанием к ст. 205 УК РФ, составляют иные приемы и методы предотвращения подготавливаемого преступления. К ним следует отнести изъятие либо нейтрализацию орудий или средств совершения преступления, прямое противодействие иным сообщникам в осуществлении их планов, склонение их к добровольному отказу и другие действия.

С юридической точки зрения террористический акт считается осуществленным (совершенным), если в деянии лица присутствуют все признаки состава данного преступления. Состав данного преступления по конструкции усеченный, то есть юридический момент окончания перенесен со стадии наступления общественно опасных последствий на стадию возникновения в результате деяния обстановки опасности (реальной возможности) причинения этих последствий. Поэтому наступление опасных последствий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ, не является конструктивным признаком состава терроризма. Их наличие свидетельствует только о фактическом окончании этого преступления.

С учетом этого буквальное толкование анализируемой конструкции означает, что субъект должен отказаться от доведения преступления до конца – способствовать недопущению совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность известных последствий. Случаи, когда виновный предотвращает последствия террористического акта на стадии юридически оконченного посягательства, выпадают из этой формулы и поводом для освобождения от уголовной ответственности не являются[174]. Например, лицо, заложившее взрывное устройство в центре города, но впоследствии предотвратившее массовую гибель людей своевременным предупреждением об этом органов власти, может рассчитывать максимум на смягчение наказания (п.п. «и» и «к» ч. 1 ст. 61, ст.ст. 62, 64 УК РФ), но не на освобождение от уголовной ответственности.

Следует отметить «ущербность» формулировки примечания к ст. 205 УК РФ, которая заключается в том, что текстуально освобождение от уголовной ответственности связывается с самим фактом оказания помощи в предотвращении террористического акта, независимо от ее результатов. Получается, что если попытка властей предотвратить террористический акт при хотя бы малом участии самого виновного оказалась безуспешной, последний все равно должен освобождаться от ответственности. Такое положение противоречит логике правового регулирования и, по существу, представляет собой своеобразную индульгенцию для террористов, лазейку в законе, позволяющую безнаказанно совершать преступления. Поэтому освобождение от ответственности за террористический акт возможно только при условии реального недопущения последствий этого преступления при непосредственном участии и помощи самого виновного, который предпринял все зависящие от него меры по их предотвращению. Другими словами, когда, несмотря на предпринятые меры, направленные на предупреждение террористического акта, указанное преступление все же совершается, условия для освобождения от ответственности отсутствуют. Вместе с тем это обстоятельство должно быть учтено судом в качестве смягчающего наказание, оно влияет, в конечном итоге, на вид и размер назначаемого виновному лицу наказания (п. «и» ч. 1 ст. 61 и ст. 62 УК РФ).

Рассмотренные условия освобождения от уголовной ответственности за совершение террористического акта, предусмотренные примечанием к ст. 205 УК РФ, свидетельствуют о том, что данная компромиссная норма предусматривает предотвращение террористического акта путем своевременного предупреждения органов власти или иным способом. Следовательно, в данном случае имеет место недоведение преступного деяния до конца, то есть речь идет о добровольном отказе, а не о деятельном раскаянии.

Сделанный вывод также подтверждается тем, что адресатами примечания к ст. 205 УК РФ являются только лица, участвующие в подготовке террористического акта (организаторы, подстрекатели, пособники, будущие исполнители). Для действительных же исполнителей, совершивших террористический акт, но своевременно деятельно раскаявшихся, закон не предусматривает освобождение от уголовной ответственности. Хотя именно исполнители, которые бывают втянутыми в террористическую деятельность по принуждению (либо в силу стечения неблагоприятных обстоятельств), нередко оказываются единственными, кто может реально предотвратить широкомасштабные последствия террористического акта.

Таким образом, на наш взгляд, примечание к ст. 205 УК РФ в существующей редакции связывает освобождение от уголовной ответственности с объективными признаками добровольного отказа лиц, участвующих в подготовке террористического акта (организаторы, подстрекатели, пособники, будущие исполнители), а деятельное раскаяние исполнителя такого преступления не предусматривает.

К сожалению, примечание к ст. 205 УК РФ, в отличие от примечания к ст. 206 УК РФ «Захват заложника», не дает ответа на вопрос: исчерпывается ли условие освобождения от уголовной ответственности случаями только добровольного способствования предотвращению террористического акта, либо наряду с этим не исключается способствование по инициативе официальных властей? Представляется, что в последнем случае виновный также должен подлежать освобождению от уголовной ответственности, как это предусмотрено в примечании к ст. 206 УК РФ. Законные права и интересы значительного количества людей, которые могут пострадать от широкомасштабных, часто непоправимых последствий террористического акта, здесь во много раз превосходят интересы правосудия, а как говорится, «из двух зол выбирают меньшее». Это своего рода крайняя необходимость, в которую поставлено государство.

Одним из направлением совершенствования российского уголовного законодательства о борьбе с терроризмом представляется положительный зарубежный опыт законодательного моделирования и использования уголовно-правовых средств, побуждающих соучастников террористических актов к сотрудничеству с правоохранительными органами[175]. Так, например, компромиссные нормы содержатся в Уголовном кодексе Франции от 22 июля 1992 г. (далее – УК Франции): глава 2 «Особые положения» раздела II книги 4[176]. Так, согласно ст. 422-1 УК Франции полностью освобождается от наказания любое лицо, покушавшееся на совершение акта терроризма, в случае, если, поставив в известность административные или судебные органы власти, оно позволило: 1) предотвратить осуществление преступного деяния и 2) установить, в случае необходимости, других виновных. Если же исполнитель или соучастник какого либо из актов терроризма, поставит в известность административные или судебные органы власти и это позволит пресечь преступные действия или предотвратить то, чтобы преступное деяние повлекло смерть или хроническое заболевание человека, а также помог установить, в случае необходимости, других виновных, то предусмотренное законом наказание, связанное с лишением свободы, сокращается наполовину (ст. 422-2 УК Франции).

Перечисленные выше меры по совершенствованию уголовно-правовых средств, побуждающих соучастников террористического акта к сотрудничеству с органами власти в целях предупреждения и предотвращения таких преступлений (примечание к ст. 205 УК РФ), на наш взгляд, позволят более эффективно бороться с терроризмом в России.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 489 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...