![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В Украине деление права на частное и публичное, а также отнесение хозяйственных и семейных отношений к сфере гражданско-правового регулирования до сих пор остается предметом дискуссий.
В частности, выяснению соотношения гражданского и хозяйственного права значительное внимание уделялось в процессе разработки проектов Гражданского и Хозяйственного кодексов. Новый импульс спор получил после принятия указанных кодексов, чему способствовало и то, что сферы применения гражданского и хозяйственного законодательства не были разграничены достаточно четко.
Следует отметить, что указанная дискуссия не имеет особого научного интереса, поскольку в большинстве случаев аргументы приверженцев «хозяйственного права» сводятся к декларации приоритетности специального закона (Хозяйственного кодекса) над общим (Гражданским кодексом) и попыткам доказать, что гражданское право, основанное на началах «устаревшего» римского права, уступает праву хозяйственному, которое, по их мнению, родственно «прогрессивному» американскому «business law» (В. Мамутов, Г. Знаменский). Тем не менее эти попытки выглядят неконструктивными по следующим соображениям.
Во-первых, признание приоритетности специального закона при урегулировании конкретных отношений (против чего, собственно, никто и не возражает) не означает, что специальное законодательство может противоречить основам законодательства общего и что основы последнего не учитываются при регулировании тех или иных отношений.
Во-вторых, противопоставление римского права и «business law» довольно надуманно, поскольку последнее основывается на тех же правовых ценностях, воплощением которых является римское частное право, которое в современном мире рассматривается не как система правовых норм Древнего Рима, а как юридическое воплощение идей и принципов правового положения частного лица и основа его взаимоотношений с обществом.
Исходя из этого, можно сделать вывод о соотношении гражданского права Украины (которое сейчас фактически выступает синонимом права частного) и хозяйственного права как общего и специального законодательства, вследствие чего последнее (хозяйственное законодательство) должно регулировать гражданские отношения согласно основам, установленным гражданским законодательством, и-не может противоречить им. При наличии таких разногласий должны применяться принципы и общие нормы гражданского законодательства.
Ведь логично формирование концепции обновленного гражданского права Украины как отрасли, которая охватывает всю сферу отношений между частными лицами, с предоставлением возможности регулирования (в пределах гражданского законодательства) отношений со специальным субъектным составом нормами специального законодательства (предпринимательского или «хозяйственного»).
Таким образом, понятие «гражданское право» может употребляться в нескольких значениях: отрасль права, система законодательства, часть науки о праве, учебная дисциплина. Однако определяющим является понимание гражданского права как отрасли права.
В этом значении гражданское право может быть определено как совокупность концепций, идей и правовых норм, установленных на принципах диспозитивности, юридического равенства и инициативы сторон; основание приобретения и порядок реализации и защиты прав и обязанностей физическими и юридическими лицами, а также социальными образованиями, выступающими в качестве субъектов неимущественных и имущественных (гражданских) отношений с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей частных лиц и защиты их интересов.
§ 4. Цивилистика
В отечественной правовой науке цивилистика рассматривается с двух позиций:
1) как обобщающее понятие, которое употребляется для опреде
ления общественных отношений гражданско-правового характера,
связанных с гражданским правом, проблемами нормативного регу
лирования имущественных и личных неимущественных прав физи
ческих и юридических лиц и практикой гражданских правоотноше
ний (в том числе семейно-правовых, гражданско-процессуальных и
частных международно-правовых отношений);
2) как область юридической науки, предметом которой являются
нормы гражданского права; гражданские правоотношения как юри
дическая форма соответствующих общественных отношений, кото
рые регулировались гражданским законодательством; юридические
факты; судебная практика применения гражданско-правовых норм1.
Конечно, возможно применение обоих указанных подходов, особенно на юридическо-бытовом уровне, присущем справочным изданиям. В связи с этим следует отметить, что аналогичные по сути определения цивилистики можно встретить и в словарях общего характера. Например, в Словаре иностранных слов «цивилистика» дается как обобщающее понятие, которое иногда употребляется для определения общественных отношений гражданско-правового содержания. В Толковом словаре украинского языка «цивилистика» — это гражданское право, наука гражданского права.
Вместе с тем употребление термина «цивилистика» в таком широком значении в научных исследованиях в области права едва ли оправдано,
1 Юридична енциклопедія: У6 т. — Т. 6 / Редкол.: Ю.С. Шемшученко (голова редкол.) та ін. — К., 2004. — С. 363.
поскольку выпадает из общей системы юридических категорий и понятий. Системный подход допускает, что если речь идет о «цивилистике» как о совокупности отношений определенного юридического содержания, то можно говорить и о «конституционалистике», «административисти-ке», «криминалистике»ит.п. Однако в справочных изданиях первые два приведенных термина отсутствуют вообще, атермином «криминалистика» обозначается не «совокупность отношений», а «юридическая наука о специальных приемах, методах и средствах, применяемых в уголовном судопроизводстве с целью предотвращения преступлений, их раскрытия и расследования, а также во время уголовных дел».
Итак, использование такого подхода подразумевает единый критерий систематизации соответствующих понятий, что для научных исследований неприемлемо.
Исходя из этого можно прийти к выводу, что «цивилистика» в точном (юридически профессиональном) значении этого слова не может считаться совокупностью гражданских и связанных с ними отношений (совокупностью отношений гражданско-правового характера и т.п.). Вместе с тем целесообразно исходить из того, что цивилистика является областью юридической науки, которая имеет свой предмет, структуру, методологию, направления исследования, задачи и т.п.
Итак, понятия «цивилистика» и «наука гражданского права» являются синонимами. С учетом особенностей гражданского права как области права и законодательства можно предложить такое определение цивилистики.
Цивилистика (наука гражданского права) представляет собой совокупность постоянно обновляющихся знаний о правовом положении частного лица, его гражданских правах, средствах их реализации и защиты, объединенных в систему понятий, категорий, идей, теорий и концепций.
Предметом цивилистики являются: концепция частного и гражданского права; принципы определения правового положения частного лица; нормы гражданского законодательства; гражданские отношения и правоотношения; основания возникновения гражданских прав и обязанностей; условия и порядок реализации гражданских прав и их защиты; толкование и практика применения норм гражданского законодательства.
Однако упомянутое определение понятия цивилистики и ее предмета является не конечным результатом, а лишь отправным пунктом научных разработок в области гражданского (частного) права. Последние едва ли могут быть достаточно эффективными без систематизации достигнутого и установления основных подходов и направлений исследования в этой области.
Приступая к рассмотрению этого вопроса, прежде всего следует заметить, чтов случаях, когда речь идет о «науке гражданского права», предметом анализа могут быть или явления, категории, инсти-
туты, проблемы и т.п., которые рассматриваются в контексте циви-листических исследований, или, собственно, «наука гражданского права» как таковая.
Вместе с тем четкого видения этой проблемы в отечественной юриспруденции пока что не наблюдается. В частности, при характеристике цивилистики как науки гражданского права констатацией существования приведенного выше (или в более широком смысле) ее предмета нередко и ограничиваются. Иногда к этому добавляется упоминание об известных цивилистах, задачах и перспективах развития цивилистики и т.п.
Относительно системы науки гражданского права отмечается, что она в целом совпадает с системой гражданского права, хотя и имеет определенные отличия, которые вытекают из содержания указанных систем (главные из них состоят в выделении таких элементов науки гражданского права, как учение о предмете, методе, функциях и системе гражданского права и общего учения о гражданских правоотношениях)1.
Впрочем, в последнее время концептуальные подходы в этой области испытывают определенные трансформации, которые происходят, главным образом, в нескольких направлениях.
Первый из них, основателем которого можно считать Г. Шершене-вича, базируется на желании исследователей сформировать представление о предмете и развитии науки гражданского права с помощью характеристики личностей известных цивилистов в контексте описания их основных работ2 или характеристики работ цивилистов в контексте жизнеописания их авторов3 (направление может быть названо «персоналистским» или «персоналистско-библиографичным»).
Для второго подхода характерно стремление проанализировать основные направления исследований и достижения отечественных цивилистических школ в целом (его условно можно назвать «классификационным» или же «персоналистско-классификационным»). Он встречается как в отдельных публикациях4, так и при подготовке учебников по гражданскому праву5.
1 См., например: Цивільне право України: Підручник: У 2-х кн. — Кн. 1 / За ред. О.В. Дзери, Н.С. Кузнєцової. — К., 1999. — С. 25.
2Цивільне право України: Підручник: У 2-х кн. — Кн.1 / За ред. О.В. Дзери, Н.С. Кузнєцової. — К., 2002. — С. 47-48.
3Ромовська 3. Українське цивільне право: Загальна частина. Академічний курс: Підручник: — К., 2005. — С 102-120.
4Підопригора О. Цивілістична наука в Київському університеті ім. Тараса Шевченка // Вісник Академії правових наук України. — 1999. — № 2. — С. 107-123; Харитонов Є.О. Школа рецепції римського права в Одеській національній юридичній академії // Наукові праці Одеської національної юридичної академії. — Т. 1. — Одеса, 2002. — С. 44-64.
5 Цивільне право України: Підручник: У 2-х т. — Т. 1 / За заг. ред. B.I. Бо-Рисової, І.В. Спасибо-Фатєєвої, В.Л. Яроцького. — К., 2004. — С. 74-77.
Третий подход (условно можно назвать его «хронологическим») состоит в акцентировании внимания на выделении и освещении основных периодов или этапов развития цивилистики вообще, цивилистики отдельной страны, региона и т.п. Впрочем, чаще такой подход применяется для характеристики цивилистики определенной страны, которая разрешает показать динамику развития в ней ци-вилистической мысли1.
При этом внутри упоминавшегося деления на этапы (периоды) возможна более сложная систематизация материала, которая позволяет сгруппировать достижения цивилистов по концептуальным подходам, предметам исследования и т.п. Значительным достижением использования такого подхода в области исследований, касающихся советской цивилистики, является фундаментальная работа О. Иоффе, посвященная развитию цивилистической мысли в СССР 2.
При определенных отличиях в характере, предмете и методах исследования упомянутые подходы объединяет то обстоятельство, что основным предметом анализа является наука гражданского права как таковая, т.е. речь идет не об изучении гражданского права, а о «науковедении в области цивилистики». Хотя последнее и имеет непосредственное отношение к цивилистике, но представляет собой лишь часть ее предмета.
Другое направление в отечественной юриспруденции состоит в том, что предметом исследований определяется не именно наука гражданского права, а феномен гражданского права в целом, во всех его проявлениях, которые изучаются наукой гражданского права.
Характеризуя науку гражданского права под таким углом зрения, кое-кто из цивилистов исходит из целесообразности дифференциации предмета цивилистики путем определения в нем составных частей (классификация по конкретному предмету исследований — «предметный подход»). Однако при этом перечень таких элементов выглядит неодинаково.
В одних случ-аях составными частями науки гражданского права называют догму гражданского права (часть цивилистики, которая изучает характер, особенности и содержание норм определенной системы гражданского права; структуру, содержание и формы гражданского законодательства; толкует его; изучает и анализирует практику применения гражданско-правовых норм с целью определения их эффективности), историю гражданского (частного) права (часть цивилистики, которая изучает развитие гражданского или частного
1 Цивільне право України: Навч. посібник / За ред. P.O. Стефанчука. — К., 2004. —С. 25-28; Гражданское право. —Т. 1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М., 2002. — С. 68-72.
2 Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР: В 2-х ч. — Л., 1975.
права как в целом, так и отдельных его институтов), сравнительную цивилистику (изучает системы частного или гражданского права).
Другие правоведы к указанному перечню добавляют еще и гражданско-правовую политику, как составную часть науки гражданского права, которая изучает современные тенденции экономико-правового развития и прогнозирует наступление гражданско-правовых событий1.
В общем, «предметный подход» кажется наиболее оправданным с точки зрения определения сути и предмета цивилистики как науки о гражданском (частном) праве, а следовательно, для установления направления исследований, свойственных для этой области юридической науки. Принимая его за основу, попытаемся установить оптимальную структуру цивилистики.
Прежде всего следует отметить, что выделение последнего из указанных элементов цивилистики вызывает возражения.
Во-первых, потому что толкование гражданско-правовой политики как части науки гражданского права содержит в себе внутренние противоречия. Едва ли первое и второе понятия могут не только полностью, но и частично считаться тождественными. Гражданско-правовую политику можно рассматривать как результат научных исследований, как их предпосылку, предмет и т.п.
Во-вторых, в контексте толкования гражданского права как права частного употребление выражения «гражданско-правовая политика» нуждается в специальных оговорках относительно факторов такой политики, субъектов, от которых она зависит, и т.п. Ведь и в правоведении, и в политологии понятие «политика» тесно связано с категорией государства, которое формирует ряд требований к его толкованию и применению. Так, правоведами политика определяется как система целей и средств их достижения тем или иным государством в сфере внутренней и внешней жизни. Вместе с тем в политологии политика толкуется как понятие, которое означает отношения, взгляды (концепции) и действия в связи с определенным государственным устройством, сферу деятельности в социально дифференцированном обществе — отношения и действия, связанные с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти, участием в формировании такой власти, в определении форм, задач и содержания ее деятельности. Политика возникает вместе с государством и существует вместе с ним.
Таким образом, вопреки некоторым расхождениям в определении понятия политики, оно в любом случае рассматривается как неотделимое от государства.
Что же касается современного понимания частного (гражданского) права, то оно основывается на естественно-правовой концепции.
1 Цивільне право України: Академічний курс: Підручник: У 2 т. — Т. 1 / За заг. ред. Я. М. Шевченко. — К., 2003. — С. 51-52.
Итак, частное (гражданское) право в своем континуитете не зависит от государства, хотя и может формализоваться в актах гражданского законодательства, обеспечиваться с помощью норм государственного принуждения и т.п.
Таким образом, определение «гражданско-правовой политики» как составной части науки гражданского права представляется некорректным.
Вместе с тем при «предметном критерии» определения структуры цивилистики практически не вызывает сомнений целесообразность выделения таких ее составляющих, как догма гражданского (частного) права, история гражданского (частного) права, сравнительная цивилистика.
Однако в любом случае следует уточнить предмет каждой из них, а также выяснить достаточность предложенного перечня составных частей цивилистики.
«Догма гражданского права» — это часть цивилистики, которая изучает характер, особенности и содержание норм определенной системы гражданского права; структуру, содержание и формы гражданского законодательства; толкует его; изучает и анализирует практику применения гражданско-правовых норм с целью определения их эффективности. Предметом указанного раздела цивилистики являются, прежде всего, действующее гражданское законодательство и практика его применения.
Иногда догму гражданского права толкуют шире, включая в нее понятие гражданского права и его место в правовой системе, закономерности развития гражданско-правовых норм, их содержание, общие принципы, которые формулируются с целью создания целостной системы для эффективного применения при регулировании общественных отношений, сами общественные отношения1.
Однако такое расширение категории «догма гражданского права» не совсем оправдано, поскольку противоречит устоявшемуся пониманию сути понятия «догма права» как ряда положений правового характера, которые принимаются без доказательств, на веру, оставляя без внимания вопросы о сущности и происхождении права, закономерностях его развития, взаимоотношении права с другими явлениями общественной жизни; ограничивая задачу науки описанием и обобщением материала, содержащегося в позитивном (действующем) праве, юридическими дефинициями, формальным анализом юридических понятий и классификацией юридических норм2.
1 Цивільне право України: Академічний курс: Підручник: У 2 т. — Т. 1 /
За заг. ред. Я. М. Шевченко. — К., 2003. — С. 51.
2 Юридична енциклопедія: У 6 т. — Т. 6 / Редкол.: Ю.С. Шемшученко
(голова редкол.) та ін. — К., 2001. — С. 619.
Придерживаясь такого толкования понятия «догма права», следует признать, что предметом «догмы цивилистики» не может быть ни понятие гражданского права, ни гражданские отношения, ни закономерности развития регулирующих их норм.
Сам термин «догма цивилистики» выглядит не очень корректным, поскольку противоречит современному пониманию гражданского права как права частного, основой которого является не только так называемое позитивное право, но и естественно-правовая доктрина, договоренности сторон, обычаи и другие специфические формы регулирования гражданских отношений.
Исходя их этого более целесообразным будет такое название соответствующей части науки гражданского права, как «практическая цивилистика».
Что касается сугубо теоретических положений — характеристики понятия и сути частного права как наднациональной отрасли права, которое определяет основы положения частного лица в обществе, его взаимоотношения с другими частными лицами, государством, другими социально-публичными образованиями и их субъектами, защиту прав частного лица и т.п., они являются краеугольным камнем в общем предмете цивилистики.
Анализ указанных положений должен происходить на уровне высшей научной абстракции. Вместе с тем его результаты являются основой исследования практики возникновения и трансформаций гражданских отношений, анализа содержания и сути норм гражданского законодательства и выработки рекомендаций относительно его применения, определения направлений и перспектив его усовершенствования и т.п.
Эту часть цивилистики не следует включать в «догмы гражданского права» («практической цивилистики»). Вместестем, онадолж-на быть выделена в самостоятельный (первый и важнейший) раздел науки гражданского права, который, учитывая его предмет, суть и назначение, можно было бы назвать «теориягражданского права», «теория цивилистики» или же «методология цивилистики» («методология цивилистики» в этом случае является системой подходов, методов и способов научного исследования, теоретической основой их использования и т.п. — П. Рабинович).
Еще одним составным элементом цивилистики является история гражданского (частного) права — часть цивилистики, которая изучает развитие гражданского (частного) права как в целом, так и отдельных его институтов. Она может быть также названа «исторической Цивилистикой». Предметом ее исследования может быть частное Право как наднациональная система, отдельные традиции частного права, национальные системы гражданского права в их историческом развитии. Кроме того, предметом исследования является также развитие собственно цивилистики как науки гражданского права.
Изучение истории гражданского права дает возможность позаимствовать положительный опыт прошлого и в определенной степени избегнуть повторения ошибок. Также изучение истории и характера развития гражданского права позволяет определить его тенденции на современном этапе и с большей или меньшей степенью достоверности прогнозировать возможность возникновения единого гражданского права Европы, создавать локальные системы гражданско-правовых норм (УНИДРУА, Модельный Гражданский кодекс СНГ) и т.п.
Поскольку цивилистика не ограничивается изучением гражданского права лишь одной какой-то страны, предметом науки гражданского права являются также цивилистические доктрины, формы гражданского законодательства и практика их применения в других
государствах.
В связи с этим органичной частью науки гражданского права является так называемая «сравнительная цивилистика», или сравнительное гражданское право, которое имеет целью определение общего и особенного в разных системах частного (гражданского) права, возможность рецепции, акультурации, имплементации концепций, принципов гражданского права, отдельных правовых решений или
их совокупности.
Итак, цивилистика как наука о частном (гражданском) праве
является совокупностью систематизированных знаний, теорий, подходов, взглядов на частное (гражданское) право, как таковое. Составными частями (элементами) цивилистики являются:
1) теоретическая цивилистика (методология, теория гражданско
го права);
2) практическая цивилистика («догма» гражданского права;
3) историческая цивилистика (динамика гражданского права);
4) сравнительная цивилистика (сравнительное право в области
цивилистики и с точки зрения цивилистики).
Вместе с тем классификация элементов цивилистики возможна и по другим критериям (например, с учетом цели исследований, национальных или географических особенностей страны, системы гражданского права и т.п.), она может быть более детализированной в пределах предложенного подхода (выделение науковедения в область цивилистики, хронологических периодов исторической цивилистики, методов и уровней сравнительной цивилистики и т.п.), иметь комплексный характер (например, сравнение цивилистических институтов в историческом разрезе, сравнительное исследование науковедения в области цивилистики и т.п.).
Исследования в области цивилистики проводятся с помощью специальных научных приемов, средств, которые обеспечивают достижение цели — познание и получение научного результата. Эти приемы и средства называются методами науки. А учение о методах познания именуется методологией.
В цивилистике используются общенаучные и специальные научные исследовательские приемы.
К общенаучным методам, которые используются не только в праве, но и в других гуманитарных науках, принадлежит, прежде всего, диалектический метод, который позволяет анализировать тот или иной общественный феномен в его развитии.
В советской правовой науке основой познания долгое время считалось исключительно марксистское материалистическое учение о праве, согласно которому право является надстройкой над материальным базисом, предопределяется им и изменяется вместе с ним.
Однако в последнее время наметился отход от материалистического монизма, и право, прежде всего, частное рассматривается как элемент цивилизации (культуры), который имеет не характер надстройки, а самостоятельную ценность. При этом не отрицается связь права с материальными условиями жизни общества, однако отсутствует «жесткая привязка» его к той или иной общественно-экономической формации, не отрицается ценность и пригодность достижений правовой мысли других цивилизаций и т.п.
Такая переоценка ценностей обусловлена возрастанием интереса к гуманитарным аспектам права вообще и частного права в частности. Логическим ее следствием является отказ от признания исключительности какой-то из систем права и повышение интереса к основополагающим понятиям и институтам частного права.
Такой подход получил название «цивилизационного метода» (в отличие от метода «формационного»).
Вообще, на настоящем этапе развития правовой науки целесообразно говорить о применении в современной цивилистике общенаучного цивилизационного диалектического метода.
Кроме того, в цивилистике используются специальные научные методы, на которые приходится основная «рабочая» нагрузка.
К ним, в частности, принадлежат системный метод, конкретно-социологический метод, догматический метод, метод сравнительного анализа, исторический метод и прочие.
Системный метод состоит в выявлении и анализе элементов того или иного явления, которое принадлежит к сфере частного права. При этом определяется целесообразность и эффективность использования тех или иных принципов правового регулирования, структуры правовых норм, институтов, подобластей.
Конкретно-социологический метод основан на обобщении и анализе практики применения гражданского законодательства; изучении уровня правосознания в сфере действия частного права; проведении социологических исследований относительно желательного направления усовершенствования гражданско-правовых норм; составлении экспертных оценок содержания и эффективности гражданско-правовых актов и т.п.
Догматический метод состоит в толковании структуры и содержания гражданско-правовых норм с целью установления их «буквы» и «сути», взаимосвязи между ними и т.п. При этом предметом анализа являются нормы права как таковые.
Метод сравнительного анализа (сравнительного правоведения) состоит в изучении и сравнении разных систем частного (гражданского) права, гражданско-правовых доктрин, институтов и т.п. В процессе такого сравнительного анализа определяются преимущества и недостатки различных правовых систем, устанавливаются перспективы и характер их развития, а также тенденции развития частного права вообще.
Исторический метод служит для установления особенностей развития частного права и его традиций в целом, отдельных институтов и категорий гражданского права и т.п., что дает возможность оценить тенденции и перспективы развития этой области.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агарков М. Ценность частного права // Избранные труды по граж
данскому праву: В 2-х т. — Т. 1. — М., 2002. — С. 50—51, 94—105.
2. Азімов Ч. Поняття і зміст приватного права // Вісник Академії
правових наук України. — 1998. — № 3. — С. 56—58.
3. Дигесты Юстиниана / Пер. с латинского. — Т. 1; Отв. ред. Л.Л. Ко-
фанов. — М., 2002 (584 с).
4. Мамутов В. До поняття приватного права // Вісник Академії
правових наук України. — 1999. — № 2. — С. 58—61.
5. Селіванов В., Діденко Н. Діалектика приватного та публічно
го в правовому регулюванні // Право України. — 2001. — № 11. —
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 409 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!