Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация религиозных организаций 20 страница



– таинство, совершаемое над женихом и невестой, верующими, избравшими путь супружеской жизни, при совершении которого они перед священником и церковью дают свободное обещание хранить верность друг другу, а священник благословляет их союз и испрашивает им благодать чистого единодушия к рождению и христианскому воспитанию детей. Брак заключается по образу союза Христа и церкви. Прежде чем приступить к совершению таинства брака в церкви после литургии происходит оглашение, то есть причт сообщает прихожанам имена жениха и невесты и спрашивает, не знают ли они препятствий к заключению этого брака. После оглашения совершается сам брак. Таинство брака всегда происходит в храме в присутствии свидетелей. Обряд совершает священник. Чин заключения брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Для обручения священник выходит из алтаря и возлагает на аналой посреди храма крест и Евангелие, символы невидимого присутствия самого Христа. Он благословляет жениха и невесту и вручает им зажженные свечи, которые символизируют их чистоту. После чтения определенных молитв приносятся освященные на престоле кольца, и вступающие в брак в знак обоюдного согласия надевают друг другу кольца. Во время венчания благословляется брачный союз и испрашивается нисхождение на него божественной благодати. По окончании молитвословий священник берет венцы и возлагает их на голову жениха и невесты. Венцы означают награду за их целомудренную жизнь до брака. Брак по смерти одного из супругов может быть совершен во второй и в третий раз. Совершение таинства второго или третьего брака не столь торжественно. Двоебрачным и троебрачным не вручаются свечи и не возлагаются на головы венцы. Повторные браки допускаются церковью после вынесения епитимьи. Елеосвящение, или соборование - в этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается. Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора. Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати. В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение. Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний. Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных.

В отличие от догматов, церковные обряды как совокупность религиозно-культовых действий изначально не полагались чем-то неизменным, носящим характер Божественного установления. Обряды, или практические церковные каноны, к которым относятся: порядок исполнения таинств, каноны церковных служб, особенности строения церковной иерархии и многое другое, с первых веков христианства имели различный характер в различных Церквах. Это вполне естественно, Церковь получила от Христа мало предписаний, касающихся конкретных церковных обрядов Христос заповедал читать молитву "Отче Наш" и учредил в самых общих чертах порядок исполнения основных христианских таинств - прежде всего Крещения и Евхаристии (относительно утверждения Господом других таинств христиане не пришли к согласию, и ряд протестантских Церквей их отрицает). В итоге с первых же веков христианства каждая поместная Церковь, исходя из местных национальных традиций и сложившихся культурно-психологических факторов, стала воплощать немногочисленные и носящие общий характер новозаветные установления во все более усложняющиеся ритуально-обрядовые формы. Однако человек, в силу своей слабости, всегда был привязан прежде всего к внешним формам любого явления, и в результате традиции, носившие преходящий в своей национально-исторической ограниченности характер, начали рассматриваться как главный момент и суть всей религиозной жизни. Живая вера, вера в основополагающие христианские ценности зачастую уступала место стремлению "правильно" соблюдать обрядовые предписания (в России такая тенденция получила название "обрядоверия"). Соответственно, любые другие традиции, другая церковная практика стала рассматриваться как отход от истинного христианства. А поскольку Церковь, как всякий живой организм, не стоит на месте и развивается, а одновременно развиваются и видоизменяются ее традиции, то не только между разными Церквами, но и внутри Церквей непрерывно возникали конфликты. Часть членов Церкви всегда требовала обновлений в церковной жизни и практике приведения ее в соответствие с нормами современной жизни, другие же отстаивали неизменность традиций, объявляя своих оппонентов "вероотступниками".

Все богослужебные действия Церкви называются литургией (от греческого "leitourgia" - "служение народа"). Под этим понимается официальное и совместное воздание хвалы Господу народом. Литургия, таким образом, не только дело священников, на которое взирают верующие или в котором они пассивно участвуют, но праздник для всей Церкви. Ей необходима совместная деятельность, прежде всего, совместное прославление Бога. Необходимо участие в совместном богослужении: в этом проявляется единение верующих и единство Церкви. Набожность вдали от людей хороша, но не заменит совместную молитву. Христос обещал собравшимся верующим свое личное присутствие. Поэтому христианство никогда не считалось сугубо личным делом каждого.

Понятие греха - одно из важнейших в большинстве религий. Суть его в том, что человек своевольно нарушает какие-то установленные Творцом мира законы. В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, которые ему противны: - Гордый взгляд; - Лживый язык; - Руки, проливающие невинную кровь; - Сердце, кующее злые замыслы; - Ноги, быстро бегущие к злодейству; - Лжесвидетель, наговаривающий ложь; - Сеющий раздор между братьями. Они были переведены в католических молитвах следующим образом: Gula, Fornicatio, Avaritia, Tristitia, Ira, Vanagloria, Superbia. В 590 году папа Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В окончательном варианте получился следующий список, используемый Данте Алигьери в Божественной комедии: 1. luxuria (похоть, или блуд); 2. gula (обжорство, или чревоугодие); 3. avaritia (алчность, или жадность); 4. acedia (уныние, или праздность); 5. ira (гнев, или злоба); 6. invidia (зависть); 7. superbia (гордыня, или высокомерие). Оценивать грехи следует по их тяжести. Уже ощутимое в Писании, различие между грехом смертным и грехом обыденным (повседневным, или простительным) прочно вошло в Предание Церкви. Смертный грех разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога. Смертный грех, нарушая в человеке основной жизненный принцип, которым является любовь, вызывает необходимость новой инициативы милосердия Божия и обращения сердца, совершающегося обыкновенно в рамках таинства Примирения. Смертный грех – это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо человеческая свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно. Православная традиция включает в список смертных грехов 8 греховных страстей: чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Самым серьезным церковным наказанием считается анафема. «Анафема» – греческое слово, восходящее к глаголу «анатифими», означающему «возлагать, предавать кому-либо что-либо». Греческий термин обозначал у языческих авторов (Гомер, Софокл, Геродот) «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм» (т. е. нечто отделенное, чуждое обыденному употреблению). Он был использован в греческом переводе Библии (Септуагинте) для передачи древнееврейского термина херем – нечто проклятое, отверженное людьми и обреченное уничтожению. Под влиянием древнееврейского термин «Анафема» получил специфические негативные оттенки и стал обозначать «то, что отвержено людьми, обречено уничтожению» и потому «проклято». В церковном значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения. Некоторые богословы считали анафему недопустимой, поскольку лишение надежды на спасение противоречит основному закону христианства – закону любви к ближнему, независимо от чистоты его веры. Допустимот лишь анафематствование догматических заблуждений. Предание анафеме не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и в конечном счете к спасению. Снятие анафемы как высшего церковного наказания происходит посредством сложного юридического действия, включающего а) покаяние анафематствованного лица, которое производится в особом, как правило, публичном порядке; покаяние приносится непосредственно через обращение к органу церковной власти, наложившему анафему, либо через лицо, им назначенное (например, через духовника), б) при наличии достаточных оснований (искренность и полнота раскаяния, исполнение положенного церковного наказания, отсутствие опасности со стороны анафематствованного для других членов Церкви) принятие решения органом, вынесшим взыскание, о прощении данного лица. Анафема может быть снята и после смерти – в этом случае вновь допускаются все виды поминовения усопшего.

Лекция 11. КАТОЛИЦИЗМ.

Довольно долго христианская церковь не имела единого руководителя. Изначально христианство возглавляли 5 патриархов - римский, константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. При этом александрийский, а затем и римский патриархи стали именовать себя папами ("папас" по гречески - отец). Будучи фактически независимыми по отношению друг к другу, они старались соблюдать принцип равноправия. Но в связи с нарастанием политического соперничества между двумя основными христианскими государствами - Восточной Римской и Западой Римской империями, занимавший первое место в списке равноправных патриархов папа римский выдвинул претензии на верховенство в масштабах всей Христианской церкви, причем в качестве теоретического обоснования приводилась цитата из Евангелия от Матфея - слова, обращенные Богочеловеком к апостолу: "Я говорю тебе: ты - Петр (по гречески - "камень"), и на сем камне Я создам Церковь Мою". Ссылались также и на якобы имевшую место передачу Христом ключей от Царства Небесного Св. Петру, который, по преданию, был первым епископом Рима. В конце концов, папа Римский Лев IХ и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Вокруг папы сплотились епископы, находившиеся в орбите влияния Рима, представители латиноговорящих епархий. Сторонники папы стали называть себя католиками (от греческого "кафоликос" - всеобщий, вселенный), противники - ортодоксами (от греческого "ортодоксия" - правильное мнение), то есть, православными. С тех пор Римско-католическая церковь безоговорочно признает примат (первенство) папы, а у православных нет единого верховного руководителя, и каждая автокефальная (самоуправляющаяся) церковь возглавляется собственным духовным вождем.

Римско-католическая церковь построена по строго иерархическому принципу. Возглавляет верхушку иерархической пирамиды Папа Римский, который изначально избирался всенародно, "клиром и миром", то есть, священнослужителями и народом (впоследствии только священнослужителями). В 1150 г. была образована кардинальская коллегия (обладает исключительным правом выбирать папу с 1179 г.), возглавляемая деканом и камерленго, или камерарием (высшим хозяйственным руководителем Церкви). Эта коллегия называется конклав ("кон клаве" - "под ключ", то есть, "запертые"). Традиция появилась в 1271 году, после того, как коллегия кардиналов три года не могла избрать нового папу. Тогда по приказу французского короля в здании, где происходило избрание, замуровали все двери и выпустили кардиналов лишь после того, как папа был избран. В настоящее время двери совета запирают на ключ и опечатывают. Урной для бюллетеней служит золотой кубок перед алтарем. В чугунной печи бюллетени сжигаются после каждого голосования. Когда ни один из претендентов не получает требуемого большинства (две трети плюс один голос), к сжигаемым бюллетеням добавляют сырую солому, из специальной трубы поднимается черный дым, свидетельствующий о том, что папа еще не избран (в настоящее время добавляют специальное вещество). При избрании горит сухая солома, дающая белый дым, который и сообщает об избрании нового папы. Его полный титул таков: епископ Римский, викарий Иисуса Христа, наследник Князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской (Католической) Церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, Верховный правитель Государства Град Ватикан, раб рабов Божиих. Папа считается непогрешимым в вопросах веры и морали. Но на папском престоле нередко оказывались сомнительные личности: Бенедикт IХ при избрании был десятилетним ребенком, Иоанн ХII - пятнадцатилетним подростком, Иоанн ХХIII был морским разбойником, а один из Иоаннов - женщиной (впрочем, существование папессы Иоанны подвергается сомнению). Случалось, что на папском престоле оказывалось сразу несколько пап (двоепапство, троепапство) - ставленников разных враждующих сил (обычно избранного позже именовали антипапой). Так, на рубеже 14 и 15 веков одновременно папами являлись Бенедикт ХIII, Григорий ХII и Александр V. Зачастую занятие престола Святого Петра обходилось весьма недешево, и дорвавшиеся до власти с помощью обмана, подкупов, интриг, обещаний, клятвопреступлений, вероломств, угроз, яда, растратив при этом все свое состояние и погрязнув в долгах, новые папы щедро вознаграждали себя из церковной казны и из карманов верующих, одновременно пристраивая на церковные должности своих многочисленных алчных родственников, друзей и кредиторов. Некоторые папы роскошью придворной жизни, развратом и неразборчивостью в средствах осуществления своих планов перещеголяли даже отъявленных злодеев и развратников. Для пополнения папской казны использовались самые разнообразные способы, в частности, продажа церковных должностей (в том числе, по нескольку одному и тому же лицу; занимать доходную должность мог даже никогда не появлявшийся в месте службы ("sine cura" -отсутствующий, отсюда синекура - доходное место, не требующее никаких усилий) и плата за отпущение грехов, в том числе, смертных; так, например, "отпущение одного убийства, совершенного мирянином, расценивается в 15 ливров 4 су и 4 гроша. Если убийца в один и то же день убил несколько человек... то он платит только за одного... за убийство брата, сестры, отца или матери должно быть уплачено 17 ливров 15 су... убивший епископа... должен уплатить 121 ливр 14 су 6 грошей... тот, кто пожелает авансом купить отпущение всякого возможного в его жизни случайного убийства, должен заплатить 186 ливров 15 су...". Впоследствии подобная практика вылилась в продажу индульгенций. Папы, провозглашая презрение к "миру", к суетному, отрешение от него, проводило политику, имевшую конечной целью владычество над "миром", использовали церковь для получения безграничной и всеобъемлющей власти, теократии; таким образом, католической церкви были свойственны два противоположных по сути своей стремления - отрицание "мира" и "завладение" им. Однако с превращением христианства в государственную религию началось постоянное вмешательство светских властей в дела Церкви. Монархи претендовали на право назначать и смещать епископов (право инвеститутры), созывать высшие собрания церковных иерархов и диктовать им свою волю. Когда папы при всех своих интригах, заговорах и отлучениях оказывались слабее противников или не могли найти равносильных союзников, то с ними не церемонились: "Священный город" Рим предавали разграблению и огню, население вырезали, пап брали в плен, свергали с престола и даже убивали. Самым известным примером служит так называемое Авиньонское пленение пап (1309 - 1377 гг.), когда их резиденция находилась на территории Франции, на папский престол избирались послушные королю кандидаты, согласовывавшие свою деятельность с политикой французской короны.

Начало светской власти пап было положено тогда, когда король франков Пипин Короткий в 756 г. подарил ему отвоеванные у лангобардов территории в центре Италии (Равеннский экзархат; но Рим не входил в него, и впоследствии был сфабрикован документ о так называемом "Константиновом даре", согласно которому Константин I якобы передал папе Сильвестру I высшую власть над Римом, Италией и всей западной частью Римской империи), в результате чего образовалось духовное государство - Папская область. Она просуществовала до 1870 г., когда в результате объединения Италии под скипетром короля под властью папы осталась лишь небольшая территория, примыкающая к собору Св. Петра. В 1929 году было создано суверенное государственное образование Ватикан, в котором папа объединяет в своем лице высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Охрану его несет знаменитая папская Швейцарская гвардия из 100 человек. Правительство Ватикана именуется Римская курия: в ее состав входят государственный секретариат, различные конгрегации, трибуналы, советы, канцелярии, возглавляемые обычно кардиналами. Конгрегации Ватикана выполняют роль министерств при папском дворе.

Вслед за папой наиболее почетное место занимают кардиналы, которые исторически являются преемниками пресвитеров двадцати пяти храмов Древнего Рима, шести диаконов, участвовавших в богослужениях в центре столицы, семи диаконов из других районов и шести "субурбикарных" (загородных) епископов, управлявших епархиями (церковными округами) в ближайших окрестностях Рима. Назначение кардиналов - исключительное право понтифика. Отличительным признаком кардинала являются пурпурная мантия и шапка, а также перстень с сапфиром. Процедура возведения в сан сопровождается открытием и закрытием папой рта посвящаемого в знак того, что теперь он рассчитывает как на советы, так и на молчание кардинала. Часть кардиналов постоянно проживает вблизи от папы, занимает различные руководящие посты в церковной и государственной администрации Ватикана, другие возглавляют крупные епархии или совокупность церковных объединений какой-либо страны (в этом случае они получают титул примаса национальной церкви). Несколько ниже кардиналов стоят архиепископы и епископы. Римско-католическая церковь рассматривает их как преемников апостолов. Они возглавляют территориальные единицы - епархии (по гречески - паройкии (ср. укр. парафiя) - "зона соседства", "проживающие рядом"). Епископ не имеет права покидать подведомственную ему территорию без уважительных причин и на срок, превышающий три месяца в год. Он обязан не реже чем раз в пять лет посещать каждую религиозную общину своей епархии и являться к папе с докладом о проделанной работе. Изначально епископы избирались местными священнослужителями и верующими. С течением времени возведение в сан (рукоположение) стало прерогативой папы. Посвящение происходит в Ватикане. После миропомазания и рукоположения ему вручаются символы его духовной власти: евангелие, перстень, митру и пастырский жезл. Существует синод епископов - консультативный орган, призванный подавать папе советы (собирается крайне редко). Епархии делятся на округа, которые возглавляют викарии (заместители), которые назначаются и смещаются епископами. Округа делятся на приходы, руководимые приходскими священниками. К католическому духовенству предъявлялся ряд требований, в частности, ношение тонзуры и соблюдение целибата. Тонзура (лат. tonsura - стрижка) - остриженное место на макушке у католических духовных лиц, знак принадлежности к духовенству, символ отречения их от мирских интересов. Выбривание волос символизирует отказ от плодородных сил природы, духовную трансформацию, обнаженность новорожденного дитя, аскетическую жизнь, вступление на духовную тропу самоотрицания и отрицания мира, концентрацию. Тонзура может разделять символику солнечного диска, короны и купола храма. В христианстве она символизирует терновый венец и отказ от плоти. С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо (в этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу). Затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было официально узаконено четвертым толедским собором 633 г. Существовали тонзуры двух родов: тонзура апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы, и тонзура апостола Петра - на макушке в форме кружка. Второй род тонзуры был общепринят в западной церкви у монахов и священников. Тонзура выстригалась одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывала величиной с небольшую монету; у священников она была величиной с гостию, у епископов - еще больше, а у папы оставлялась лишь узкая полоса волос над лбом. Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года. Целиба́т (лат. coelibatus или caelibatus) - обет безбрачия, как правило, принятый по религиозным соображениям. Термин применяется главным образом для обозначения безбрачия католических священнослужителей. Считается, что обет безбрачия как таковой был популярен в разных церквях Запада и Востока, хотя документов об этом дошло немного. Апостол Павел писал, что в браке нет ничего плохого, но соблюдающий безбрачие поступает лучше: "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене... Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает". Целибат для клириков был впервые закреплён в правилах Эльвирского собора (начало IV века), который предписывал за его нарушение епископов, пресвитеров и диаконов навсегда отлучать от церковного общения и даже на смертном одре не давать им прощения (18-е правило). Целибат священников был узаконен в Западной Церкви в эпоху папы Григория Великого (590—604), но утвердился де факто только к XI веку (в правление папы Григория VII). В Восточной Церкви целибат отверг Трулльский собор (691—692), не признанный католицизмом. Обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство. Священникам запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке. Недействительными объявляются также попытки заключения брака, предпринятые после посвящения в сан, начиная с диаконского. Безбрачию духовенства посвящен отдельный пункт (п. 16) декрета Второго Ватиканского Собора о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis». В латинском обряде Римско-Католической Церкви целибат распространяется на епископов и священников, а также на большинство диаконов. В малые чины (ordines minores) теоретически могли посвящаться женатые мужчины, или же клирики, посвященные в них, могли жениться, но поскольку на протяжении многих веков эти степени церковнослужения рассматривались лишь как ступени к священству, на практике этого не происходило. Обещание жить в целибате клирики приносили при посвящении в сан субдиакона. В виде исключения в Католической церкви рукополагаются в священный сан женатые мужчины, обратившиеся из англиканства и других ветвей протестантизма, где они выполняли роль клириков, пасторов и т. п.

Монашеские ордена (Августинцы, Василиане (базилиане), Бенедиктинцы, (первый европейский монашеский орден), Цистерианцы (они же бернардинцы, трапписты), францисканцы (они же минориты), клариссы, тринитарии, кармелиты, картезианцы, доминиканцы, капуцины, премонстранты, бонифраты, паулины, целестинцы, бригитки, сакраментки, реколлекты, варнавиты (барнабиты). Одним из первых нищенствующих монашеских орденов на западе стал основанный Франциском Ассизским (настоящее имя Джованни Бернардоне; Франциск (офранцуженный) - прозвище) орден миноритов ("малых сих"), впоследствии именуемый францисканским. Встав на путь строгого аскетизма, Франциск учил, что человек должен относиться к своему телу как к ослу и соответственно "подвергать его тяжелой ноше, часто бить бичом и кормить плохим кормом". Смирение и терпение объявлялись высшими добродетелями: "Высшая радость состоит не в том, чтобы творить чудеса, излечивать хворых, изгонять бесов, воскрешать мертвых, она также не в науке, не в знании всех вещей и не в увлекательном красноречии, она - в терпении, с которым переносятся все несчастья, обиды, несправедливости и унижения". Он призывал верующих отказаться от всякой собственности, оказывать помощь друг другу и добывать себе пропитание физическим трудом. Проповедуя аскезу и возврат к идеалам первоначального христианства (что шло вразрез с образом жизни церковных иерархов и зачастую рассматривалось церковью как ересь) Франциск никогда не выступал с критикой официальной церкви, и созданный им орден пользовался покровительством Рима: однако рьяные францисканцы, требовавшие практической, а не формальной бедности, преследовались как еретики.

Во время крестовых походов возникли особые религиозные объединения - духовно-рыцарские ордена, "рыцари церкви". Они видели свое назначение в том, чтобы силой оружия способствовать торжеству христианской веры и католической церкви: при этом они принимали обеты, близкие к монашеским (послушание, безбрачие, бедность и пр.). Во главе таких орденов стояли гроссмейстеры или великие магистры. Первым возник "Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского", или иоанниты. В 1155 году был утвержден устав этого ордена, хотя возник он около 1099 года. Изначально главной задачей ионаннитов было оказание помощи, прежде всего, медицинской, паломникам в Святую землю (поэтому их еще именовали госпитальерами), а также выкуп пленных христиан и вообще благотворительность. Отличительным знаком рыцарей ордена были красные одежды с белым восьмиконечным крестом. После ухода христиан из Палестины резиденцией ордена был остров Родос, а затем - Мальта (поэтому орден также именуется Мальтийским). Орден существует и по сей день. Несколько позже, в 1118 году, возник орден тамплиеров (храмовников; по французски храм - "тампль"), получивших название от расположения резиденции ордена - на месте бывшего иудейского Соломонова храма (по некоторым сведениям, он возник в 1098 году, по инициативе Готфрида Бульонского, как некое тайное общество, впоследствии легализированное; якобы Готфрид с товарищами обнаружил величайшие христианские святыни - то ли Святой Грааль, то ли Ковчег Завета); полное название -" Орден бедных рыцарей Христа и Соломонова храма" (Pauperes Commilitiones Christi Templique Salomonici). Тамплиеры считали своей задачей охрану путей сообщения в Святой земле. Их признаком был прямой красный крест на белых одеждах, а знаком ордена - два рыцаря, едущие на одном коне, что должно было символизировать бедность братьев-тамплиеров. Очень скоро тамплиеры получили чрезвычайные привилегии от папы и орден превратился по сути в богатейшую транснациональную корпорацию, владевшую землями, замками, кораблями, банками, проводившую крупнейшие финансовые операции, дававшую в долг папам и королям. Задолжавший тамплиерам громадную сумму французский король Филипп IV приказал сфабриковать против тамплиеров обвинение в ереси: в пятницу, 13 сентября 1307 года согласно заранее разосланному приказу все тамплиеры на территории Франции были арестованы и после длительного процесса казнены. Поскольку папа в это время находился в полной зависимости от французского короля, он вынужден был одобрить действия против тамплиеров и ликвидировал орден (который еще некоторое время существовал неофициально, и, возможно, тайно существует в наши дни). Третьим значительным орденом был официально утвержденный в 1198 (или 1199) году "Орден дома святой Марии Тевтонской", или же Немецкий (или Тевтонский) орден, который образовали рыцари - выходцы из германских земель, сгруппировавшиеся вокруг "германского госпиталя" в Иерусалиме (до утверждения орденского устава тевтонцы занимали подчиненное положение относительно иоаннитов). Отличительным признаком рыцарей Тевтонского ордена был прямой черный крест на белом платье. Деятельность тевтонцев разворачивалась главным образом в Европе в форме экспансии на восток, для распространения католичества. К нему примыкали два дочерних ордена - Ливонский и Меченосцев. После Грюнвальдской битвы в 1410 году потерпевший поражение орден клонился к упадку, пока последний его гроссмейстер Альбрехт фон Гогенцоллерн не признал себя в 1525 году вассалом Польши в качестве герцога Прусского, фактически присвоив себе владения ордена. Таким образом, орден фактически прекратил существование (впоследствии и на землях Ливонского ордена возникло светское герцогство Курляндское).





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 192 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...