Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация религиозных организаций 24 страница



Название "баптисты" есть сокращение от "анабаптисты". Баптисты (от греч. baptistes - креститель) выдвинули идею о том, что членом поместной церкви может быть лишь тот человек, который сознательно принял крещение, поэтому они отвергали крещение детей. Крестить следует лишь тех людей, которые могут представить убедительные доказательства своей преданности Христу: "Видимая церковь состоит только из таких покаявшихся людей, которые верят в то, что Христос приносит впредь плоды, способные улучшить жизнь... Видимая церковь есть мистическая форма истинной духовной, невидимой церкви, которая образуется душами только праведных и совершенных людей". Родоначальник баптизма Джон Смит придерживался догмата общего искупления, указывая, что "Господь не предопределил ни одного человека к уничтожению". Смит полагал, что апостольская преемственность проявляется не через преемственность священников или видимых церквей, а только через истинную веру. Поскольку такая преемственность была прервана католицизмом и англиканством, то истинную церковь надо создавать заново. Поэтому первостепенное значение отводилось акту крещения как "внешнему знаку прощения грехов, смерти и покаяния", к которому допускаются лишь покаявшиеся и уверовавшие люди. Себя Джон Смит крестил сам. "Церковь Христа есть группа верующих людей, отделенных от мира словом и духом Бога, верующих, соединенных с Христом и друг с другом при помощи крещения, их собственным исповеданием веры и грехами". Отсюда и четкая позиция по отношению к светской власти: "Магистрат не имеет права вмешиваться в вопросы религии или свободы совести, заставлять или принуждать людей к исполнению той или иной формы религии, но он должен предоставить христианское вероучение свободной совести каждого". Баптисты одними из первых официально провозгласили принцип свободы совести (в рамках христианской религии): "Светский магистрат является учреждением Бога, установленным им для наказания грешников и для восхваления тех, кто делает добро: мы должны в Христе подчиняться всем законным вещам, определенных магистратом, не только страшась гнева, но и по совести... Так что долг магистрата состоит в том, чтобы обеспечить свободу совести людей". Факт избранности, в представлении баптистов, проявляется в "возрождении свыше", в особом душевном состоянии и поведении человека. Поэтому в общину принимаются только прошедшие этот этап, что символизируется актом специального крещения по вере: верующий вступает в общину лишь на основе "сознательной веры" и собственного желания. При этом придается значение различению истинного, божественного "обращения" и "обращения" неистинного, человеческого. Первое непременно связано с определенными изменениями в психологии, взглядах и поведении человека, поэтому каждый принимаемый в общину проходит испытательный срок (1-2 года). Воздействие на человека святого духа проводит верующего через три этапа: "покаяние", "обращение" и "возрождение свыше", и лишь последний этап делает верующего членом церкви. Убедившись, что "обращенный" испытал воздействие святого духа, проверив серьезность намерений кандидата и степень его знания Библии, после чего совершается акт крещения; лишь человек, крещенный по вере, признается полноправным членом церкви. Баптисты различают три вида церкви: вселенскую, поместную и домашнюю. Все люди, "призванные" Богом для спасения, образуют невидимую вселенскую церковь, которая представляет собой "собрание искупленных (покаявшихся, обращенных и возрожденных) душ всех веков, из всех народов, из всех поместных церквей (верующие, находящиеся в одной местности и образующие общину) или домашних церквей (христианских семейств, "собранию возрожденных душ", принадлежащих к одному дому или семье). Таким образом, для баптистов церковь - это не храм, не носительница божественной благодати, не особый религиозный институт, а прежде всего коллектив верующих, "собрание возрожденных душ". Во главе общины стоит пресвитер, который поставляется на богослужение" при помощи рукоположения, причем только рукоположенные пресвитеры признаются руководителям общины и профессиональными служителями, имеющими право совершать обряды. Старшие пресвитеры стоят во главе поместных церквей и наделены правом рукополагать пресвитеров и осуществлять контроль над деятельностью общин. Во главе церкви стоит совет евангельских христиан-баптистов, избираемый на съезде.

Меннонитство было основано голландцем Менно Симонсом; стержень вероучения Менно Симонса составляет концепция церкви как сообщества истинных святых, совершивших акт подлинного, действенного крещения. Отсюда ключевые принципы: служители церкви не могут назначаться сверху, а избираются лишь ее членами; никто не может предписывать им, что проповедовать, служители церкви должны существовать за счет пожертвований верующих. Также меннонитов отличал последовательный пацифизм: отказ нести военную службу и брать в руки оружие. Способу крещения Менно Сименс не придавал существенного значения: можно как крестить погружением в воду, так и путем обливания. Одним из течений меннонитства были "прыгуны": во время ритуальных действий, сопровождавших молитвенные собрания, они прыгали, плясали, хлопали в ладоши, бравурно исполняли религиозные песни, обосновывая это ссылками на Ветхий Завет, где в одном из эпизодов рассказывается о плясках Давида перед Ковчегом Завета. Менно Симонс выдвинул тезис: "Обязанность верных - претерпевать гонения, не прибегая к мечу". Проповеди смирения и покорности, отказа от насилия и войн, любви к ближнему и врагам своим, идей о личном бессмертии и загробном царстве стали основным стержнем в воззрениях меннонитов. Царством Христовым объявлялась не земля, а духовный мир людей и потусторонние сферы, проповедовалась сектантская отреченность и призывались к внутреннему самосовершенствованию. В учении меннонитов присутствуют призывы к отказу от военной службы и использования оружия, от принесения клятвы светским властям, от занятия государственных и общественных постов (так как государство неразрывно связано с той или иной формой насилия). Отличительной чертой воззрений меннонитов является догма о том, что государство и религия не имеют ничего общего. Поэтому верующие не могут занимать государственные должности. Государственная служба связана с принятием присяги, а бог говорит: “…не клянись вовсе”. Вместе с тем существует главенствующая истина: “Всякая власть от бога и каждый должен власти подчиняться”. Важным положением является следующее: “Христос запретил своим последователям применять физическую силу в борьбе со злом и месть за зло”. Но меннониты подчиняются государственным властям в той мере, в какой это не противоречит воле, закону и заповедям бога. Отсюда их бегство от мира, самоотречение, непротивление злу насилием и т. д., они противопоставляют себя обществу и светской власти. В среде меннонитов возникали также течения (гутерцы, вюстовцы), отрицавшие частную собственность и осуждавшие богатство: "Богатство - грех, земное существование бренно". Источником вероучения меннонитов является Библия: откровение, данное Богом, находится только в Священном Писании, причем основной упор делается на Новый завет; основываясь на нем, меннониты полагают, что все в мире предопределено божественными библейскими положениями и только они могут служить основанием человеческого опыта. Их представления о мире дуалистичны: мир якобы состоит из двух независимых и противостоящих друг другу сущностей: мира духовного, вечного, являющегося обиталищем всех сверхъестетственных сил, и мира земного, материального, преходящего, в котором протекает недолгая жизнь человека. Он является венцом божественного творения и тоже состоит из двух противоположных начал: духовного (бессмертного) и физического (смертного). В центре этого двойственного мира находится человек - венец божественного творения, который, в свою очередь, также состоит из двух противоположных начал: начала духовного, бессмертного, и начала физического, смертного. Духовное начало, или просто душа, есть источник высших человеческих помыслов, направленных к единственной цели - служению Богу, плотское же в человеке тянет его к мирской, низменной жизни. Действительная жизнь считается меннонитами сплошь греховной, и поэтому человек, борясь с плотскими интересами и влечениями, должен порвать с реальной жизнью и целиком сосредоточиться на внутренней, духовной жизни которая приблизит его к Богу. Стремление ограничить жизнь человека внутренней религиозностью, не желать перемен и ожидать воздаяния за свою покорность и послушание объясняется тем, что единственно активным началом является Бог. Человек же - существо пассивное, живущее и действующее по воле Бога, но все же обладающее некоторой долей самостоятельности, свободой воли, в соответствии с которой он может избрать два пути: путь собственно человеческий и путь божественный. Путь человеческий способен вести лишь к греху, под влиянием которого природа человека изменяется настолько, что даже дитя уже есть "враг Божий", ибо он есть "образ Диавола". Поэтому своими собственными усилиями люди не могут избавиться от тяжести греха, и спасение их зависит от воли Бога; человек же свой деятельностью может только доказать, что он заслуживает спасения. Через слово Божье и абсолютную и безоговорочную веру в искупительную жертву Христа верующий приходит в сознание своей греховности и сердечно раскаивается, получая прощение своих грехов и свидетельство в душе своей того, что он становиться наследником вечной жизни; вера же не зависит от человека, а дается свыше. Она не может быть воспринята и понята разумом, вера - это внутреннее состояние, которое невозможно выразить словами, некое особое наитие, дающееся людям лишь по божественному предустановлению. У меннонитов из всей Святой Троицы важнейшее место отводится именно Иисусу Христу, который своим воскрешением из мертвых обновил природу человека, поврежденную первородным грехом. До воскресения Христа в мире господствовала смерть, которая лишала смысла стремление к нравственному самосовершенствованию, с момента же воскресения смерть не страшна, так как человек благодаря искупительной жертве Христа получает надежду на вечно-блаженную жизнь в Царстве Божием. Важное место в вероучении меннонитов занимает эсхатологизм: время второго пришествия Христа, как и время страшного суда, никому не известно, но каждый верующий должен быть готов предстать перед судом Бога. Глубоко верующие меннониты убеждены, что их дела и нравственное поведение всецело зависят от уровня веры и любви к богу. В основе религиозной этики меннонитов лежит христианская заповедь любви. Бог и Христос являются воплощением любви. Очень важна заповедь любить ближнего как самого себя. Очень часто можно увидеть вышитые на различных изделиях лозунги любви к ближнему в квартирах меннонитов. Нужно отметить, что любовь к ближнему трактуется как любовь к единоверным братьям и сестрам. Примечательным является отношение меннонитов к женщинам. Считается, что они должны постоянно помнить первородный грех Евы. Весь удел женщины сводится к покорности мужу, молитве и воспитанию детей в религиозном духе, то есть над воспитанием женщин царит принцип четырех “К” – Kirche, Kinder, Kuche, Kleider (церковь, дети, кухня и одежда). Меннониты претендуют на исключительность веры: запрещают браки с инаковерцами. Считается, что меннониты-родители дадут общине глубоко религиозное потомство. Вообще воспитанию детей отводится большое значение. Меннонитами разработана целая система религиозного воспитания. Ребенок с детского возраста воспитывается в духе евангельского вероучения. Ежедневно утром, вечером и перед каждым приемом пищи совершают молитву, посещают вместе со взрослыми богослужения. Причем дети делают это тщательно, так как ослушания не допускаются. Дети беспрекословно подчиняются родителям. Ежедневно формируется религиозное мировоззрение. Свободное время посвящают переписке изречений из Библии, псалмов и религиозных стихов. Поощряют любовь к рисованию, считая это одним из подсознательных средств познания жизни. В воспитательных целях пороки отдельных людей приписывают всему обществу атеистов. Очень тонко используют психологические особенности мышления детей, у которых рано или поздно возникает вопрос: “Кто-то все сделал”. Именно в этот момент прививается любовь к богу и убеждение в его всемогуществе. Особое внимание уделяют чтению и изучению Библии. Разрабатываются календарные планы по чтению. Молитвенный дом и школа – вот два основных учреждения для детей. Все это подпитывается родителями-меннонитами. Таким образом воспитываются поколение за поколением. Меннониты не принадлежат к тем сектам, которые открыто объявляют труд проклятием божьим за грехи людей. Труд рассматривается как богоугодная деятельность: "Молитва и работа", "Работай и надейся" - таковы главные лозунги меннонитов. Сохраняется интерпретацию труда во имя служения богу и в целях получения места в загробном мире. Из этого видно, что не труд человека, а его религиозная направленность имеет ценность. Во главе меннонитской общины или нескольких общин стоит духовный старшина (старший проповедник), избираемый общинами и утверждаемый через рукоположение. Имеются также проповедники и дьяконы, которые могут избираться или назначаться старшим проповедником. Они совершают все обряды, кроме крещения, преломления и рукоположения, которые совершает духовный старшина. Главными обрядами являются крещение (совершаемое в 16-18-летнем возрасте, когда верующий сознательно уверовал в Христа) и хлебопреломление (причащение; совершается во время молений в память о Тайной вечере, вера в пресуществление отсутствует). Также практикуются обряд покаяния (рассматривается как некое сближение верующего с Богом) и обряд омовения ног (в память соответствующего деяния Иисуса), который символизирует проявление равенства, братства и любви к ближнему.

Квакеры (от англ. quakers - трясущиеся) - одно из радикальных течений протестантизма, отвергавшее церковную догматику и культ. В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого человека присутствует Бог ("внутренний свет", "слово", "внутренний Христос"), человек способен его чувствовать и следовать Божественному призыву. Бог направляет верующего, который должен и способен слить свою волю с волей Бога, стать инструментом, посредством которого Бог проявляет себя в мире. В этом поиске жизнь человека обретает цельность и смысл. Высшая истина, по мнению квакеров, не в исповедании веры, не в книгах и проповедях, а внутри человека, и для познания ее надо прислушиваться к собственному внутреннему голосу, который и есть голос Бога. "Внутренний свет" воплощен в Библии - источнике религиозной истины, который, однако, нуждается в интерпретации посредством "внутреннего света", чтобы приобщиться к святому духу, который озарял авторов Библии. Квакеры отвергают всякое обязательное богослужение, таинства и обряды, даже крещение и причащение, все праздники, в их молитвенных домах отсутствуют какие-либо религиозные символы, не используются пение и музыка, штатные проповедники. По воскресеньям они собираются вместе и погружаются в молчание до тех пор, пока кто-нибудь не почувствует потребность что-либо сказать; порой собрание происходит без единого слова. Браки между квакерами совершаются на основе обещания верности, данного в присутствии старейшин, при рождении, бракосочетании, погребении никакие особые ритуалы не совершаются. Квакеры являются сторонниками бескомпромиссного пацифизма и никогда не берут в руки оружия, так как, поскольку в каждом человеке присутствует "внутренний свет", убийство человека означает убийство Бога, а это не оправдано никакими земными человеческими соображениями. Они проповедуют полную религиозную терпимость, поскольку считают, что все люди - язычники, христиане, неверующие, - являются носителями Божественного света и святы в одинаковой мере. Квакеры выступают против внешней роскоши, чинопочитания, официальной присяги, не дают клятв, стремятся к максимальной простоте в речи, одежде, поведении, не снимают шляпы и не кланяются никому. От каждого последователя они требуют безусловной искренности и правдивости. Квакеров отличает внутренняя сплоченность, готовность к взаимовыручке, трудолюбие и честность.

Адвентисты (от лат. adventus - пришествие) - одно из течений протестантизма, возникшее в п.п. 19 века в США на основе пророчеств некоего У.Миллера о том, что в 1844 г. состоится второе пришествие Христа (то, что оно не состоялось, объясняли тем, что Христос пришел не на землю, а на небо, для разбора дел, предшествующих страшному суду). Вера в близкое пришествие Христа, который должен будет установить тысячелетнее царство и совершить над грешниками последний суд, является основой вероучения секты. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Конечно, вечное блаженство будет даровано лишь тем избранным, которые обрели истинную веру, т. е. адвентистам. Согласно догматам адвентистов, по пришествии мир будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана новая земля; пришествие будет сопровождаться воскрешением праведников; после тысячелетнего царства Христа воскреснут и неправедные; для того, чтобы заслужить это царство, надо вести праведную жизнь в соответствии с нравственными заповедями Библии. Адвентисты отрицают многое из христианского культа. Они сохраняют обряды причащения и крещения (совершается над взрослыми). Адвентисты используют обряды крещения путем погружения, и омовения ног. В ходе споров по вопросам догматики адвенстисты распались на несколько направлений, самым крупным из которых являются Адвентисты седьмого дня, для которых обязательным является соблюдение библейских заповедей, в особенности четвертой ("Помни день субботний"), ибо "суббота" - это "печать", которой отмечены "избранные"; также культивируется строгая библейская мораль, "аскеза в миру", запрещающая любые развлечения, даже чтение художественной литературы. Обязательной для членов секты является уплата десятины, т. е. десятой части заработка, в кассу общины. Характерны для этой секты активная миссионерская деятельность, а также "санитарная реформа", требующая заботиться о своем здоровье, ибо тело, по адвентистским представлениям, - "сосуд божий".

Мормоны - общераспространенное название "Церкви Иисуса Христа Святых последнего дня", возникшей в США в 1830 г. Вероучение основывается на догматах протестантизма и "откровениях" Джозефа Смита, создателя "общины святых последнего дня", или „святых судного дня”. Джозеф Смит с детских лет имевший „видения” и на этом основании объявивший себя пророком. Он издал в 1830 г. „Книгу Мормона”, ставшую „Библией” его последователей. Как утверждал в своих проповедях Дж. Смит, он благодаря божественному откровению нашел медную доску, исписанную таинственными древними письменами - откровением и завещанием последнего израильского пророка Мормона, который будто бы с остатками израильтян (нефиты и ламаниты -семитские племена) переселился Америку в 6 в. до н.э.). Смит якобы перевел этот документ на английский язык и издал как „Книгу Мормона”. Вероучение мормонов базируется на „Книге Мормона” и тех откровениях, которые, мол, непосредственно получает пророк от бога. Оно включает в себя наряду с элементами христианства элементы ислама. В 1843 г. на основании откровения Дж. Смит провозгласил многоженство и необходимость создания теократической организации. Одним из важных моментов в призывах проповедников нового учения была мысль о необходимости труда, который должен дать человеку благосостояние в земной жизни. Как правило, общины мормонов добивались экономического преуспеяния. Численность мормонов росла довольно заметно также благодаря деятельности миссионеров, разосланных во многие страны мира. Одну из отличительных особенностей религиозных взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого бога еще и низших богов, духов. Для того чтобы получить возможность стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти. У мормонов существует своеобразная иерархия, включающая высших священников („генеральные авторитеты”), подчиненную им „коллегию 12 апостолов”, патриархов, епископов, священников, учителей и диаконов. Источником вероучения является Библия - так называемая Книга Мормона (в ней описываются якобы события, участниками которых являются. Особую приверженность мормоны выказывают традициям раннеапостольской церкви, по аналогии с которой в мормонской церкви установлены должности апостолов, пророков, пастырей, учителей и евангелистов. Цель мормонов - "собрание племен израилевых" и "восстановление истинной христианской церкви". Любопытной особенностью мормонов является возможность многоженства. Родиной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является США; главный центр находится в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Период до 1820 года получил у мормонов название периода Великого Отступничества. Его выделение связано с целым рядом трагических для человеческого рода событий. Во время земной жизни Иисус Христос основал Свою Церковь. Он передал власть священства в руководстве Церковью апостолам и пророкам и призвал их руководить Церковью от Его имени после Его смерти. Но люди отвергли Истину и убили апостолов. В результате Бог наказал людей, взяв от земли Свою Церковь и власть священства. Хотя многие священнослужители имели честные намерения, но они уже не владели всей полнотой Истины и власти Божьей. Произошло отпадение людей от Истины, и начали распространяться лжеучения. Но, согласно вероучению мормонов, Бог пообещал, что Его Евангелие и сила священства будут восстановлены и уже никогда не покинут человечество. Последнее и было сделано согласно мормонам в лице Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Таким образом, мормонский историософский взгляд состоит в том, что земное развитие человеческого рода делится на три глобальных периода. Первый период связан с основанием Иисусом Христом Своей Церкви, второй знаменуется отходом человечества от базовых ценностей христианства и их извращением, третий - восстановлением Церковью Иисуса Христа Святых последних дней чистоты христианского вероучения. Мормонизм осмысливает себя в контексте теологических концепций, в соответствии с которыми именно он является главным исполнителем провиденциального плана распространения христианства с Востока на Запад. Все остальные религиозные вероучения продолжают находиться в плену ложных пророков и стремлений. Мощная мессианская идея мормонов подкреплена, во-первых, функционально развитой организационной структурой церкви, основанной на принципах «всеобщего священства» (отвергает традиционное деление на мирян и клир) и равенства всех перед Богом, во-вторых, миссионерской программой: практически каждый мормонский прихожанин - проповедник. «Соработничество» Бога и человека в мормонизме носит характер контракта. Контрактные обязательства существуют у двух сторон. В случае исполнения человеком принятых на себя обязательств, Бог, уже со своей стороны, должен гарантировать спасение. Особенность принятых контрактных обязательств состоит в том, что Бог работает через человека. Отсюда в мормонизме очень высока ценность человеческой свободы и ответственности человека за свою жизнь. Мормоны считают, что до своего рождения на земле, люди жили как духи вместе с небесным Отцом. Люди являлись и являются детьми Небесного Отца в буквальном, прямом смысле этого слова. Они были сотворены отдельными личностями по подобию Отца. Главное же отличие между Отцом и человеком состояло в том, что Отец был более духовно развит и имел также физическое тело (а у человека первоначально не было физического тела). Для того чтобы дать возможность полного уподобления Богу, Небесный Отец подготовил план, который позволил прийти людям на землю. Когда человек рождается на земле, согласно мормонам, дух входит в физическое тело. Это первый шаг к получению того бессмертного тела, которое есть у Небесного Отца. Поэтому грехопадение Адама, подчеркивают мормоны, не было случайным, а было подготовлено Отцом в соответствии с Его планом. Однако люди не имеют памяти о своей предземной жизни. Для восстановления памяти служит учение мормонов. Через мормонских пророков на земле Небесный Отец дает людям заповеди. За человеком остается свобода выбора - следовать или же не следовать полученным пророчествам. Та физическая смерть, которая настигает человека в земной жизни, есть для мормонов часть плана Небесного Отца. Физическая смерть необходима для получения человеком бессмертного физического тела и возвышения до уровня Бога. Со смертью человека дух покидает физическое тело, но остается живым и переходит в Духовный мир, где ожидает воскресения и суда. В Духовном мире Священные Писания (Библия, Книга Мормона, Учения и Заветы, Волшебная Жемчужина) проповедуется всем, кто не имел возможности встретиться с Иисусом Христом в земной жизни. Этим, в частности, объясняется стремление мормонов крестить мертвых. Мормоны верят, что второе Пришествие Иисуса Христа произойдет в Америке. Он останется там навсегда, по пророчеству Джозефа Смита, в прекрасном храме в Индепенденсе, штат Миссури. Канонизированный текст молитв у мормонов отсутствует. В молитве мормонов подчеркивается особая доверительность обращения человека к Богу и отчетливо проявляется импровизационный характер. Крещение у мормонов происходит через полное троекратное погружение в воду и произнесением триединой формулы. Если какая либо часть тела оказалась не покрыта водой, то действие повторяется и крещение не признается совершённым. Крещение младенцев у мормонов отвергается. В качестве наказания крещение может быть отменено у отпавших от мормонской общины людей или же исключенных из нее. Причастие у мормонов выступает в качестве возобновляемого союза Бога с людьми и мормонского братства в целом. Как правило причастие проходит по воскресениям. Вместо вина причащающимся дается освященная президентом прихода вода.

Одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма - методизм, сложившийся в первой половине XVIII в. на почве англиканства и связанный с ним по происхождению. Он распространен в Англии и некоторых других странах, но самой крупной является методистская церковь США, одна из крупнейших религиозных организаций в стране. По вероучению и культу методизм очень близок англиканству. Культ методистов предельно упрощен. Из обрядов сохраняются крещение и причащение. Рассматривая причащение как таинство, методисты отрицают присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Полностью отвергается католическое учение о чистилище, отрицается необходимость исповеди. Отличительной чертой методистских организаций является строгий централизм. Методистская община делится на „классы" - группы по 12 человек. Общины объединяются в округа, возглавляемые суперинтендантами (в некоторых методистских Церквах США - епископами). Ежегодно проводятся окружные конференции, являющиеся высшим органом для верующих данного округа. Во Всемирный методистский совет входит большинство методистских организаций многих стран; крупнейшей из них является Американская епископальная методистская церковь.

В 1865 г. методистским проповедником У. Бутсом в Лондоне было начато движение за нравственное возрождение общества. В 1870 г. это движение получило название „Христианская миссия”, а с 1878 г., когда оно приняло специфические организационные формы, было названо Армией спасения. Стоявший во главе его У. Бутс стал генералом, члены его организации -офицерами и солдатами Армии спасения, одетыми в униформу. Армия спасения была создана У. Бутсом как религиозно-филантропическая организация. Ее основатель утверждал, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. В соответствии с этим были созданы общественные столовые с бесплатным питанием, бригады помощи алкоголикам, заключенным, организована кампания против проституции и т. д. В проповедях и выступлениях в печати У. Бутс обличал наиболее вопиющие социальные пороки в жизни Англии конца XIX в. Однако единственное средство противодействия социальному злу, нужде, страданиям масс У. Бутс видел в филантропической деятельности. В течение нескольких лет движение получило широкое распространение во многих странах мира. В 1959 г. Армия спасения действовала в 86 странах, объединяя в своих рядах около 2 млн. человек. Согласно организационной структуре во главе Армии спасения стоит генерал, избираемый Высшим советом. В масштабах той или иной страны „армия” состоит из „дивизий”, „корпусов” и „форпостов”. Армия спасения готовит „офицерские” кадры в специальных „кадетских школах”. Главной цитаделью Армии спасения в настоящее время являются США. Возникнув на почве методизма, Армия спасения разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причастие не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Двойное членство - в Армии спасения и какой-либо другой церкви - изредка имеет место, но вообще не принято.

Лекция 13. ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

До крещения Руси у восточных славян существовала относительно развитая система религиозных представлений. Система воззрений на мир была тройственной: 1) силы добра; 2) силы зла; 3) человек, почитающий и тех, и других. Согласно автору "Слова об идолах", язычество древних славян прошло три этапа: 1) культ упырей и берегинь; 2) культ Рода и рожаниц; 3) культ Перуна как дружинно-княжеского бога.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...