Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Понятие истины относится к важнейшим мировоззренческим и гносеологическим понятиям. Духом бескорыстного искания истины полна история цивилизации. Правда и истина – это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных стремлений. Уважение к истине, по словам А.И.Герцена, - начало мудрости.
Виды истины. Выше мы отмечали основные виды познавательной деятельности человека. Соответственно им можно говорить о разных видах истины.
Обыденная (повседневно-практическая) истина связана с простой констатацией наблюдаемых в житейском опыте явлений, событий («снег бел», «чистые руки – залог здоровья» и т.д.) или с индуктивно установленными рецептурными правилами (например, правилами приготовления пищи, поведения за столом и т.д.), которые не обладают необходимо доказательной силой и не имеют строгой принудительности, но позволяют рационально организовать повседневную жизнь людей.
Художественное познание, которое осуществляется через искусство, связано с поиском художественной правды, которую можно рассматривать как одну из видов (форм) истины. Истина в художественных произведениях не лежит на поверхности, не декларируется, а может быть «упрятана» в сюжете, характерах персонажей, т.е. передана художником в особой художественной форме. И хотя познавательная функция не является основной для искусства, талантливое художественное произведение обогащает человека таким знанием, которое по глубине и многосторонности сравнимо, а иногда и превосходит научное.
Мировоззренческая (религиозная, философская) Истина связана с попытками человека не только познать мир, но и определить свое место в мире. Она ценностно нагружена, т.е. в своем содержании несет нравственное, эстетическое начала и потому оказывается необходимой для выстраивания человеком своего жизненного пути. В силу такого своего «смысложизненнообразующего» (экзистенциального) значения она и пишется с заглавной буквы.
Научная истина связана с познавательной деятельностью ученых и имеет отличия от других видов истины, а также свои особенности в конкретных науках. Так, математические истины с точки зрения их содержания, организации, обоснованности, проверяемости будут отличаться от истин в исторической науке. В гуманитарном знании важное значение для установления истины имеет глубина понимания, соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценностным отношением человека к миру, что не свойственно истине в естественнонаучном познании.
В литературе, помимо названных, выделяются и другие виды (формы) истины: нравственная, юридическая и пр.
Аспекты истины. Философский анализ истины раскрывает четыре основных аспекта истины: онтологический, аксиологический, праксеологический и гносеологический.
Онтологический аспект связывает истину с бытием. В истине бытие (природное, социальное, духовное) представлено в качестве объекта познания, определяющего объективное содержание истины. Для русской религиозной философии сама истина бытийственна, ей придается онтологический статус. Истина, пишет В.Соловьев, заключается прежде всего в том, что она есть. Познание предполагает отношение субъекта и предмета познания, но истина определяется философом не как отношение, «а как то, что есть в отношении, или как сущее». Другой русский философ Н.Бердяев утверждал, что познание истины есть совершенствование самого бытия, есть подвиг всей жизни: «Познавать истину – значит быть истинным».
Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни человека. Еще древние мудрецы видели гармонию между истиной, добром и красотой. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению, а уважение к истине выступало условием свободы. Истина – величайшая социальная и личная ценность. Для подвижников науки, искусства искание истины всегда составляло смысл всей жизни. Отстаивая истину, многие люди подвергались гонениям, лишениям, умирали нищими. Как сказал Марат, не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости быть ее мучеником. История помнит тех, кто в борьбе отстаивал истину, зачастую ценой собственной жизни, кто сделал человечество духовно богаче.
Праксеологический аспект истины демонстрирует ее связь с практикой. Каждая познанная истина открывает простор для практических действий. Знание – важнейшее средство преобразования действительности. Истинные знания помогают ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями. Известно, что в деятельности людей знания могут оцениваться как полезные и бесполезные. Связь между истинностью и полезностью знаний непростая и неоднозначная (бывает, что истинное знание в конкретной ситуации оказывается совершенно бесполезным, а неистинное, искаженное намеренно или бессознательно, полезным тем или иным социальным группам и отдельным личностям для достижения своих частных целей). Поэтому исследование взаимоотношений между истиной и пользой, бесполезностью и ложностью составляет важную задачу теории познания.
Гносеологический аспект истины означает, что категория истины применяется для характеристики знания о действительности, а не самой действительности. Знания об объекте (например, о природе) могут быть истинными или ложными, но не имеет смысла вопрос об истинности (или ложности) самой природы. Данный аспект наиболее широко представлен в литературе по проблеме истины и разработан наиболее полно применительно к научному знанию.
Основные концепции истины. Вопрос «Что такое истина?» не имеет однозначного ответа. В разных концепциях дается разное определение истины.
Классическая (корреспондентская) концепция истины. Становление ее относится к античной философии, развивали ее Платон и Аристотель. «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину; тот же, кто говорит о них иначе – лжет» (Платон). «Надо иметь в виду – не потому ты бел, что мы правильно считаем тебя белым, а <наоборот> - потому что ты бел, мы, утверждающие это, - правы» (Аристотель). Эту концепцию называют корреспондентской потому, что в основе ее лежит принцип корреспонденции – соотнесения знаний и действительности.
Поскольку понятия «соответствие», «действительность» могут пониматься по разному, то разделяют это определение истины и материалисты, и идеалисты. В материалистической философии понятие действительность конкретизируется через понятие объективной реальности, а соответствие трактуется как верное (адекватное) отражение этой реальности.
Процедура соотнесения знаний и действительности на всем протяжении развития философии и науки представлялась достаточно сложной, а иногда и в принципе не выполнимой. Поэтому отношение к классической теории истины варьируется от попыток замены ее на другие теории до стремления развить (дополнить, конкретизировать, уточнить) ее рациональное содержание.
Когерентная концепция истины. Она основана на отказе от соотнесения знания с действительностью и на признании в качестве определяющего для истины такого внутреннего свойства самого знания как его непротиворечивость, самосогласованность. Понятия истины как взаимосогласованности предложений друг с другом в их системе придерживались неопозитивисты М.Шлик, О.Нейрат.
Конвенционалистская концепция истины. Представителями ее были А.Пуанкаре, Р.Карнап, которые утверждали, что определение истины и ее содержание носят условно-договорной характер. Истина – это результат соглашения, конвенции ученых относительно того, что считать истинным.
Прагматическая концепция истины. В соответствии с ней истина рассматривалась как знание полезное, приносящее успех на практике. Такого взгляда придерживались сторонники прагматизма – Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи. Для Дьюи истинное знание – это инструмент для успешного решения практических проблем. Истинны те идеи, концепции, теории, которые работают в жизненно важных обстоятельствах, являются результативно-выгодными.
Эти концепции следует рассматривать во взаимодействии. Они не отрицают друг друга, а выражают разные аспекты истинного знания. И хотя каждый из них может стать предметом конструктивной критики, это не означает игнорирования позитивных результатов этих концепций.
Современная диалектическая трактовка истины, которую разделяет большинство философов, основана не на отбрасывании классического определения истины, а на его развитии через ряд вводимых понятий. К ним относятся понятия объективной истины, конкретной истины, относительной и абсолютной истины.
Объективная истина – это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, а определяется объектом – теми свойствами объективной реальности, которые выявлены практикой данного исторического периода. Объективность истины не означает, что она существует помимо человека в качестве какого-то элемента, фрагмента объективной реальности. Это характеристика знания со стороны его содержания, тогда как по своему существованию знание выступает формой деятельности субъекта. И в этом аспекте истина «субъективна», т.е. зависима от человека, его познавательных усилий, таланта. Творцом истинных знаний является человек (субъект познания), он открывает и формулирует законы, выдвигает гипотезы, строит теории. И знание несет на себе отпечаток субъективного не в смысле искаженного, неадекватного, а с точки зрения индивидуального пути к истине, особенностей выражения и организации новой идеи, придания ей социально значимой формы. Таким образом, характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
Из понимания истины как объективной следует ее конкретность.
Конкретность истины – это зависимость знания об объекте от условий, места и времени, в которых он существует и развивается. Утверждение о кипении воды при 100° градусах истинно при наличии нормального атмосферного давления. Положение Демокрита «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы» соответствовало тогдашнему уровню состояния практики и в этих границах было истиной. Но если к оценке научных утверждений подходить без соблюдения требования конкретности, тогда истина может легко превратиться в свою противоположность – заблуждение. Если абсолютизировать данный, конкретный уровень знаний об объекте и рассматривать его без учета времени, условий, обстоятельств (вместо оговорки «при таких-то условиях» полагать «при всяких условиях», «всегда»), то знание потеряет свойство объективной истинности. Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, т.е. в своем содержании зависит от уровня развития практики, от познавательных возможностей субъекта, которые обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами, от исторических условий жизни общества. Конкретная истина дает знание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей, тенденций развития.
Объективная истина во всем богатстве ее содержания не может быть открыта человеком сразу, целиком, одномоментно. Истина с точки зрения диалектики – не результат, а процесс. Конечная, неизменная истина – есть призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с миром. И познание, чтобы быть адекватным миру, должно обладать динамикой.
Гегель разрушил метафизический взгляд на истину как готовый результат, критиковал обыденное сознание, которое «обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Он разработал понятия абсолютной и относительной истины для характеристики истины как процесса. Марксистская философия в рамках диалектической традиции связывает понятие объективной истины с понятиями относительной и абсолютной истин.
Относительная истина – это знание, объективное по содержанию, но не полное, не точное, которое в процессе развития меняется в сторону все большей полноты и точности. Истина относительна, ибо отражает объект не исчерпывающим образом, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и раздвигаются. Например, считалось, что химические свойства воды, ее состояния изучены досконально. Но была обнаружена так называемая тяжелая вода с неведомыми ранее свойствами. Процесс познания бесконечен. Изменчивость знания с точки зрения диалектики не противоречит его объективности, истинности.
Абсолютная истина в диалектике понимается в трех аспектах.
Во-первых, как истина факта, т.е. знание о предмете, явлении, привязанное к его пространственно-временным координатам и не нуждающееся в дальнейшем уточнении, развитии. Примеры такого рода истин: «Волга впадает в Каспийское море», «Ломоносов родился в 1711 году» и т.д. Область применения такого рода истин, которые иногда получают название «вечных истин», очень узкая. В науке практически нет примеров такого рода знания, которое сводится к простой констатации чего либо, что имело и имеет место в действительности.
Во-вторых, как тот идеал полного и точного знания, к которому стремится человечество, никогда его не достигая. Данная трактовка абсолютной истины содержит в себе указание на беспредельность познания, отсутствие у него принципиальных границ и важна для критики агностицизма. Абсолютная истина в этом аспекте складывается из суммы относительных истин.
В-третьих, это та сторона объективно-относительно-истинного знания, которая не отбрасывается при развитии знания, а сохраняется, проявляет себя в росте, преемственности знания. Данный аспект является наиболее глубоким и адекватным диалектическому взгляду на природу истины.
Абсолютная истина не существует независимо от относительной истины. Их диалектика заключается в том, что, с одной стороны, относительные истины входят в состав абсолютной истины, являются частями ее как наиболее полного знания об объекте. С другой стороны, каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная в том смысле, что содержит в себе то знание, которое выдержало проверку временем, и это обусловлено его объективным содержанием. При смене одной теории другой обнаруживается преемственность между ними: новая теория включает в себя прежнюю в качестве предельного случая. Например, то, что было истинным в атомистической концепции Демокрита, входит в истинностное содержание современное атомистической концепции. И еще: законы классической механики являются предельным случаем законов квантовой механики. Объективность истины является основой преемственности истин.
Итак, существует не три самостоятельных и независимых друг от друга истины, а одна, которая с точки зрения содержания – объективна, а с точки зрения своей динамики, развития – абсолютно-относительна. Данная характеристика истины применима к достаточно развитому научно-теоретическому познанию, к знанию, которое в современной науке имеет системную организацию.
Упрощенный взгляд на истину представлен догматизмом и релятивизмом. Отождествление всякой истины с абсолютной (вечной, на все времена) ведет к догматизму, а представление о всякой истине только как об относительной порождает релятивизм и оборачивается скептицизмом и агностицизмом, т.к. для релятивиста изменчивость знаний, в конечном счете, отождествляется с их неистинностью. Релятивизм внешне противоположен догматизму, т.к. рассматривает всякое знание как относительное, изменчивое, тогда как догматизм, наоборот, признает абсолютный, неизменный характер истинного знания. Однако они едины в том, что разрывают устойчивое и изменчивое, абсолютное и относительное в истине.
Заблуждение, ложь, ошибка. Истина не лежит на поверхности явлений, но глубоко сокрыта ими, поэтому путь познания сложный, извилистый. История науки, опыт показывают, что человечество достигает истины не иначе как через заблуждения, ошибки. Заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Подлинный ученый никогда сознательно не стремится к заблуждению, наоборот, желает исключить его из своей концепции. Оценка знания как заблуждения всегда дается ретроспективно, с высоты нового рубежа науки и практики.
История познания показывает, что заблуждения содержат в себе рациональные моменты, связанные с поиском истины. В недрах заблуждений могут развиваться идеи, которые впоследствии окажутся истинными. Заблуждения могут вести к созданию проблемных ситуаций, способствовать нахождению правильного пути решения проблем, определению границ применимости теории и т.д. Нет прямого пути к истине, и заблуждения являются той ступенькой, опираясь на которую наука приближается к истине.
Причины заблуждений многообразны. Это и сложность объекта познания, которая обусловливает первоначально одностороннее, фрагментарное его изучение: часть выдается за целое, одна сторона, один элемент – за всю систему, а в результате полученное знание трансформируется в не-истину. Это и сам характер поиска истины, который сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, стремлением к реализации замыслов в условиях неполной информации. Есть и другие причины, не только гносеологические, но и социальные, психологические. Но в любом случае заблуждение – это непреднамеренное искажение истины и свойство непреднамеренности делает его отличным от лжи и дезинформации, которые противоположны истине в социальном аспекте.
Ложь – это преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Она, как и заблуждение, обусловлена многими причинами, но всегда ложь выступает как фактор не столько гносеологический, сколько нравственно-психологический. Под собой ложь имеет искажение действительного положения дел с целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Ложь нередко связана с получением каких-либо преимуществ за счет и в ущерб другим. Однако очевидна и охранительная значимость лжи для индивидов («ложь во спасение»).
Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу понятию «дезинформация». Дезинформация может быть осознанной или неосознанной, но в ней всегда на первом плане коммуникативный момент – процесс передачи информации. Дезинформация – это передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного. Одной из разновидностей дезинформации является «полуправда» - стремление сообщать благополучную информацию и скрывать неудачи, срывы, ошибки.
Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Ученый имеет право на ошибку, это способ поиска истины. Но в отличие от заблуждений, которые возникают в условиях, когда истина не известна не только отдельному ученому, но и всему человечеству, ошибки, как правило, обусловлены особенностями индивидуальной научной деятельности и могут быть допущены тогда, когда уже имеющаяся объективная истина, достоверное знание не стали по каким-то причинам достоянием исследователя.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 9861 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!