Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Исходным отношением человека к миру является не пассивное его созерцание, а активное с ним взаимодействие. В отличие от животных человек не приспосабливается к реальности, а предметным образом преобразовывает ее. Это преобразование предполагает работу сознания по постановке целей материальной, чувственно-предметной деятельности. В процессе преобразования человек создает мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. Создавая эту новую реальность, человек развивает и совершенствует себя, свои творческие способности. Этот способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений определяется как практика. Осуществляя практически-преобразовательную деятельность (вступая в субъектно-объектные отношения), человек действует в сотрудничестве с другими людьми (оказывается в сфере субъектно-субъектных отношений), поэтому практика представляет собой всегда общественную деятельность. На основании вышесказанного можно дать развернутое определение практики. Практика – это активная, материальная, чувственно-предметная, целеполагающая, общественно-историческая деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, выражающая специфику человеческого отношения к миру, способ бытия человека в мире.
Выделяют следующие 3 основные формы практики: производственная, направленная на преобразование природы, создание средств производства, материальных благ; социально-преобразовательная, связанная с изменением общественных отношений, совершенствованием социальной среды, самих людей; научно-экспериментальная, направленная на практическое подтверждение (опровержение) научных знаний. В качестве особых форм практики отмечают также врачебную практику, семейно-бытовую и некоторые другие.
Практика и познание тесно связаны друг с другом. Термин «практика» имеет большой спектр значений. Нередко он используется как синоним слова «опыт». В гносеологии термин «практика» имеет свое специфическое значение, на которое было указано выше в определении практики. Это значение позволяет соотносить практику как предметно-чувственную деятельность по преобразованию материального мира с познанием как теоретической деятельностью.
Остановимся на основных гносеологических функциях практики, через которые раскрывается роль практики в познании.
1. Практика – основа познания. Первоначально производство знаний было вплетено в ткань практической деятельности, в материальное производство, и лишь на определенной ступени развития общества производство идей было отделено от производства вещей. Познавательная (теоретическая) деятельность получила относительную самостоятельность, независимость от деятельности практической, но связи с ней не разорвала. Посредством практического взаимодействия с объектом (а не в простом созерцании) субъект получает знания о существенных связях, законах действительности.
Практика является основой познания не только в генетическом аспекте, но и в структурном: основные элементы познания детерминированы практикой определенного исторического периода. И объект, и субъект познания не изначально данные, а социально заданные, т.е. обусловленные уровнем развития общественной практики. Человек познает то в объективной реальности и настолько, что и насколько позволяет ему практика данного исторического периода. Кроме того, внутренняя связь практики и познания проявляется и в том, что практика является основой формирования тех интеллектуальных приемов, логических операций, с помощью которых осуществляется теоретическое освоение объекта. Такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция свой объективный аналог имеют в виде предметно-практических действий. Логические аксиомы и законы логики корнями своими уходят в практику. Выражая эту идею, В.И.Ленин подчеркивал, что практика, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики.
2. Практика – движущая сила познания. В развитии знания, науки большую роль играет любознательность, среди познавательных мотивов присутствует жажда славы, известности. Но наиболее глубоким и ведущим стимулом развития науки являются потребности практики. От практики исходят импульсы, обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование. Звездное небо стало объектом познания людей лишь тогда, когда оно превратилось в орудие жизнедеятельности «пастушеских и земледельческих» народов. Потребности мореплавания, земледелия, строительства способствовали возникновению астрономии, геометрии, других отраслей знания в древнюю эпоху. В наши дни потребность в новых источниках энергии детерминировала развитие атомной физики, потребность в новых, более эффективных способах управления – кибернетику и т.д. Но не всегда открытия в современной науке делаются непосредственно в зависимости от потребностей практики. Наука в своем развитии обретает относительную самостоятельность, способна развиваться, в известной степени, независимо от запросов практики и даже опережать ее. Внешние факторы (социальный заказ, социально-экономические условия) определяют развитие науки наряду с ее внутренними причинами, внутренней логикой развития.
3. Практика – цель познания. Знания, которые являются результатом познавательного процесса, ценны не сами по себе, а в их практическом воплощении (хотя исключать ценность знаний для других целей, например, для ориентировки человека в мире, для удовлетворения любознательности тоже не следует). В практике возникает потребность в знаниях, здесь же они находят свое воплощение, подтверждение. Теория так или иначе связана или должна быть связана с практикой. Но прагматическую функцию науки нельзя понимать узкопотребительски, утилитарно: если теория не дает сиюминутный экономический эффект, то это плохая теория. С другой стороны, альтернативная позиция «науки ради науки», «чистой науки» также не выдерживает критики. Для науки губителен как узкий практицизм, так и пустое теоретизирование. В науке должны быть исследования, работающие на практику текущего момента, так и исследования, рассчитанные на более или менее отдаленную перспективу.
4. Практика – критерий истины. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием (критерием) для отличения истины от заблуждений и ошибок? В истории были разные ответы на этот вопрос.
Одни философы видели такой критерий в данных ощущений и восприятии человека, указывая на такое их достоинство как непосредственную действительность, очевидность. Истинность утверждения «На улице идет снег» подтверждается (или опровергается) простым наблюдением падающего снега за окном. Однако данными чувств нельзя доказать ни одно общее суждение, не говоря уже о сложной, развивающейся научно-теоретической системе. Для доказательства суждения «Все люди смертны» надо подождать, пока умрут все ныне живущие люди, а также те, которые народятся в будущем.
Другие философы полагали, что всеобщность может быть доказана только всеобщностью и поэтому достоверность знания можно обосновать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости для ума. Но наличие самоочевидных, не требующих доказательства своей истинности, положений проблематично. Кроме того, здесь усматривается логический круг в доказательстве – истинность одного знания доказывается выведением его из другого знания, чья истинность, в свою очередь, также требует выведения и т.д. Да и ясность, отчетливость мышления – зыбкий критерий для доказательства истинности знания.
Таким образом, ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность, ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критериями истинности знания. Главным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом знании, в каких-либо его особых свойствах. Вот если бы найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, и в то же время сам бы им не являлся (разорвать логический круг), и, во-вторых, этот критерий соединял бы в себе достоинства всеобщности и непосредственной действительности. И таким критерием оказалась практика.
Почему?
Единичный результат практической деятельности возникает на основе теоретической идеи, которая носит всеобщий характер, т.е. в единичном явлении воплощается всеобщее. И это не простое единичное эмпирическое наблюдение, а единичное явление, созданное на основе всеобщей теоретической идеи. Отсюда его доказательная сила. Ф.Энгельс писал: «Паровая машина явилась убедительнейшим доказательством того, что из теплоты можно получить механическое движение. 10 000 паровых машин доказывали это не более убедительно, чем одна машина, они только все более и более заставляли физиков заняться объяснением этого». И этот единичный результат практической деятельности дан человеку в чувственно-конкретной форме, обладающей достоинством непосредственной действительности. В этом результате объективность знания перешла в чувственно-данную, объективную реальность, опредметилась в ней. И тем самым объективность истины стала чувственной достоверностью для человека.
Таким образом, вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
Давая высочайшую оценку практике, нельзя абсолютизировать ее. Как критерий истины практика носит относительный характер, так как зависит от уровня материального производства, техники, познания, и поэтому каждый отдельно взятый акт ее, например, научный эксперимент, не может считаться абсолютным критерием истинности научной теории во всей полноте ее содержания. Конечно, он что-то доказывает в научной теории, однако все ее содержание может подтвердить только развивающийся процесс практической деятельности человека. Поэтому, считая практику критерием истины, философия не ограничивает ее каким-то единичным актом, в котором она проявляет свой относительный характер, а рассматривает практику как исторически развивающийся процесс деятельности человека, и в этом аспекте практика проявляет свой абсолютный характер. Каждый отдельно взятый результат практики ограничен, но в своей совокупности, в развитии практика способна доказать во всей полноте и со всей определенностью всеобщую теоретическую идею.
Помимо практики в научном познании существуют и другие критерии истины: формально-логический, заключающийся в строгом следовании законам и правилам формальной логики; аксиологический, предполагающий обращение к общемировоззренческим, общеметодологическим, нравственным и эстетическим принципам. В современной науке, например, велика роль эстетического критерия (красоты, совершенства) при создании или выборе теории из конкурирующих. Однако все эти критерии в конечном итоге оказываются связанными с практикой, поэтому можно утверждать, что практика – главный, ведущий критерий истины.
В литературе различают доказательства истины и проверку знания на истинность. Проверка истины носит в конечном счете всегда практический характер, а доказательство может быть как логико-математическим, так и практическим.
Опираясь на знания, в ходе практики человек создает «вторую» природу, своё неорганическое тело. Это своеобразный «кентавр»: и «овеществленные знания», и «очеловеченная природа» одновременно. Сам факт существования человеческой цивилизации, культуры есть лучшее подтверждение способности человека познавать мир как он существует сам по себе, по своим законам. Если бы между знанием и объективным миром существовала непреодолимая стена, то практическая деятельность с ее результатами была бы невозможна. Познание, понятое в его практической сути, обнаруживает всю свою силу давать истинные знания о мире.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 24490 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!