Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природно-биологическое и социально-историческое в человеке



Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природно-биологического и социально-исторического.В широком смыслепонятия «биологическое» и «социальное» характеризуют качественную специфику и взаимодействие двух органически связанных уровней развития материи: живой природы и человеческого общества. Применительно к человеку данные понятия ориентируют на исследование, с одной стороны, социальной сущности человека, опосредствующей и преобразующей биологическое, а с другой стороны, на природно-биологическое начало, как оно проявляет себя в общественно развитом человеке.

Природно-биологическая сторона бытия человека. Как теоретические абстракции биологическое и социальное фиксируют крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и признаков. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень его организма как системы, стремящейся к сохранению своей целостности. Биологическое выражается в анатомических, морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Человек, будучи живым существом, обладает органами чувств, органами тела, системами жизнеобеспечения (кровеносной, мышечной, гормональной, нервной и т.д.).

Внутренняя природа человека, его биология, находится под воздействием внешней природы, окружающей его природной среды. В старинном русском слове «поветрие» слышатся отголоски веры людей в стихийные силы природы, способствующие, в частности, возникновению эпидемий. Как живое природное существо человек может существовать лишь в определенном географическом диапазоне: при определенном составе воздуха, в определенном температурном режиме и т.д. Природа оказывает влияние как на морфологические, физиологические особенности человека, так и на его нервно-психическое состояние. Например, цилиндрическая форма грудной клетки арктических аборигенов является природным приспособлением, облегчающим процессы газообмена в условиях холода; ширина носа как расовообразующий признак зависит от температуры и влажности окружающей природной среды. Воздействие, например, некоторых подземных излучений излечивает от стрессов. Замечено, что общение с животными положительно сказывается на эмоционально-духовном самочувствии человека. Итальянский ученый и криминалист Ч.Ломброзо, исследуя феномен гениальности, обратил внимание на влияние атмосферных явлений на проявление творческих способностей людей. Есть интересные современные исследования о влиянии природных ритмов (смены дня и ночи, времен года, лунных фаз и т.д.) на процесс творчества.

Приведенные примеры можно множить, но ясно одно: будучи не только социальным существом, но и существом биологическим, человек, точно так же, как он погиб бы без общества людей, погибнет и без общения с природой. Никакие социальные условия не могут возместить человеку психологические потери, связанные с «отчуждением» от природы. И если общественная идеология проповедует крайний урбанизм, изоляцию человека от природы, более того – изменение самой природы человека, то воспринявший эту идеологию человек, сам станет жертвой этой ценностной установки.

Понятие природы не ограничивается только природой Земли, но включает в себя и космос в целом. Человек – часть Вселенной и испытывает на себе воздействие космоса, различного рода излучений, идущих из космоса. Наукой установлено, что солнечные бури и связанные с ними электромагнитные возмущения влияют на клетки, нервную и сосудистую системы организма, на самочувствие человека, его психику. В этом отношений актуальными оказываются идеи К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского о влиянии на нас космической энергии, идущей через огромные расстояния от звезд, планет, Солнца.

Уже мыслители прошлого рассматривали человека в контексте всего мироздания как микрокосм в составе макрокосма. Эта «вписанность» человека в контекст процессов, происходящих во Вселенной, выражалась в мифологии, в религии, в философии, в искусстве, в науке. В последнее время внимание приковано к астрологии, которая ставит судьбы людей, народов в связь с расположением планет. Разумеется, астрологию нельзя отнести к науке, но и просто к суеверию ее не отнесешь, ведь жизнь человека действительно вписана в контекст природы. Астрология, скорее, относится к вненаучным видам познания.

В современной же науке (космологии) разрабатывается так называемый антропный принцип. Он устанавливает зависимость существования человека как космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных – постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных, то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов – ядер, атомов и т.д., а в конечном итоге, жизни и человека. Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Космос как бы «задуман» с учетом зарождения и существования человека. В мировоззренческом плане антропный принцип воплощает в себе идею взаимосвязи человека и космоса.

Социально-историческая сторона бытия человека. Но человек – это не просто организм, находящийся в природе, испытывающий на себе ее воздействие, а разумное существо, преобразующее природу, субъект труда, социальных отношений и общения. Он живет в обществе и вне общества не может стать человеком. Его сущность социальна. Известны случаи, когда в силу обстоятельств маленькие дети попадали к животным, и они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Если в анализе человека идти к его социальной сущности, то мы переместимся в область проявлений человека как личности. Организм и личность – это две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

Но здесь нужно иметь в виду один очень важный момент. Когда мы говорим о человеке как о личности, мы отвлекаемся не от биологического компонента вообще, а только от природно-биологических особенностей в их сугубо естественнонаучной специфике. Естественнонаучный аспект процессов (химических, энергетических, физиологических и т.д.), протекающих в живом функционирующем организме, рассматривается специальными конкретными науками. Но биологическая организация человека может изучаться не только с абстрактно-научной стороны, но и как материальный субстрат личности. И тогда организм, тело, биология в целом тесно связаны с бытием личности, не могут не влиять на социально-психологические особенности человека (например, физический недостаток, тяжелая болезнь сказываются на характере человека, его личностных чертах, но влияние это далеко не однозначное).

Переход от телесности как объекта естественных наук к телесности как субстрату социально-психологических свойств человека осуществляется только на личностном уровне его изучения. Измерение человека с двух сторон – биологической и социальной – имеет в философии отношение именно к личности. Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то, ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека.

Единство природно-биологического и социально-исторического в человеке. Каким же образом в человеке объединяются его природно-биологическое и социально-историческое начала? Рассмотрим данный вопрос по нескольким направлениям.

1.Обратимся к истории возникновения человека.

Значительное влияние на объяснение проблемы происхождения человека оказала эволюционная теория Ч.Дарвина. Она включает в себя положение о том, что человек как биологический вид ведет свое начало от своих обезьяноподобных предков (антропоидов). Считается, что процесс превращения обезьяны в человека (антропогенез) начался примерно три миллиона лет назад. По мере «очеловечивания» наш предок все больше утрачивал обезьяньи черты и приобретал человеческие. Человек современного физического типа – кроманьонец – согласно последним научным данным появился сравнительно недавно: 50 тысяч лет назад в Африке.

Развитие науки в XX веке внесло дополнения в учение о природно-биологической эволюции человека. Было открыто явление геомагнитной инверсии (периодической смены геомагнитных полюсов Земли), сопровождаемое тектоническими разломами, высоким радиационным фоном, вызывающим резкие изменения в наследственном фонде живых существ, т.е. мутации. Последние достижения генетиков подчеркивают роль мутационного скачка в эволюции человека. Обнаруженные к настоящему времени стоянки древних наших предков территориально привязаны к зоне Великих Восточно-Африканских разломов, где и был высокий выброс радиации. К этому следует добавить, что не только тектонические, но и вулканические, сейсмические катаклизмы, водные ресурсы, климат и другие географические факторы оказывали существенное влияние на природную панораму прародины человека.

Но природный фактор не мог быть единственным и даже решающим в происхождении человека. Дарвин не дал ответа на вопрос, что послужило причиной выделения человека из животного мира. На него попытался ответить Ф.Энгельс, выделив такие социальные факторы как труд и язык. Некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием природно-климатических условий были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, в результате чего функции их передних конечностей стали существенно отличаться от функций задних. Постепенно развившиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда. Труд повлиял на анатомо-морфологические особенности человека, развитие его мозга, привел к возникновению речи, и вместе эти факторы оказали решающее воздействие на появление сознания.

Таким образом, дарвиновская концепция антропогенеза дополнилась теорией социогенеза. Взаимодействие природных и социальных факторов позволяет говорить о происхождении человека как о процессе антропосоциогенеза.

2. От филогенетического аспекта перейдем к онтогенетическому, рассмотрим соотношение биологического и социального в индивидуальном развитии человека.

Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что появляется он на свет с анатомо-физиологическими системами, генетически заложенными именно как человеческими, но в качестве таковых сформированы они не полностью в период его внутриутробного развития, а доформировываются они уже в условиях социума. Другими словами, ребенок появляется в момент рождения именно как человеческое существо, но все-таки в момент рождения он лишь кандидат в человека, человеком он становится в социуме. Сознание не является его природным достоянием, оно формируется в результате активного овладения языком, миром культуры в процессе воспитания, обучения, общения.

Ведущая роль социальной детерминации создала зависимость осуществления всех природных процессов в человеке, включая генетические, от многообразных факторов общественного бытия. Даже первичные потребности человека находятся под влиянием социального, преобразовываются им. «Голод есть голод, - писал К.Маркс, - однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей, зубов».

Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе воздействие генетической и социальной программ, двух типов наследственности: биологической, передающейся через генетический механизм, и социальной, передающейся человеку через культурные механизмы. Биологическая наследственность обеспечивает возможность воспроизводства и передачи от родителей к детям биологических свойств. Цвет глаз, группа крови и т.д. – это биологически наследуемые свойства, носителями их служат молекулы ДНК. Знания, убеждения, идеалы не даны человеку от рождения, а формируются через механизмы социальной наследственности: образование, обучение, воспитание, в ходе которых осуществляется передача молодому поколению опыта, культурного богатства, накопленного предшествующими поколениями.

Под генетическим контролем, с точки зрения современной науки, находятся такие свойства нервной системы как сила, чувствительность, лабильность нервных процессов. Но на одном и том же генетически детерминированном физиологическом процессе могут осуществляться разные формы деятельности. Высокая лабильность нервной системы, к примеру, может сказываться на таком социальном свойстве человека, как его неусидчивость, конкретные проявления которой в трудовой, учебной деятельности многообразны. Из высших интеллектуальных характеристик под генетическим контролем находятся: вербальное понимание, пространственное восприятие, математические и музыкальные задатки. Но это не значит, что в генах запрограммировано, например, членство в Союзе композиторов. Задатки, в том числе музыкальные, имеют, скорее всего, генетическую природу, а способности развиваются в деятельности, общество может оказывать на их формирование как благоприятное, так и негативное влияние.

В настоящее время в генетике идут исследования, ведутся дискуссии относительно конкретных механизмов опосредования биологического социальным.

Социологизаторские и биологизаторские трактовки природы человека. Упрощенное толкование соотношения биологического и социального в человеке находит свое отражение в существующих двух крайний концепциях.

Социологизаторская концепция, при всем внешнем признании важности биологического фактора, высказывает неоправданно оптимистическое утверждение о возможности изменения человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий. На любом полноценном, без патологий генетическом фундаменте, считают сторонники этой концепции, общество может сформировать личность с желательными качествами, главное – разработать адекватную социальную программу. Подобные взгляды распространены среди сторонников марксистской философии, которые отталкиваются от тезиса К.Маркса о сущности человека как совокупности общественных отношений. Конечно, социальные факторы играют решающую роль в становлении личности, но биолого-генетические задатки накладывают определенные ограничения на процесс социализации человека и его результаты.

Социальными причинами можно объяснить некоторые биологические особенности человека. Скажем, в развитых странах происходит акселерация, то есть ускорение созревания людей. И, наоборот, в неразвитых странах наблюдается физическое вырождение людей. Очень тревожный симптом – рождение неполноценных детей. И причины этого, чаще всего, социальные, а не биологические (пьянство, наркомания и т.п.). То же самое можно сказать о влиянии радиации на гены людей, генофонд общества, ибо использование радиоактивных веществ – это тоже социальный фактор. Внутренняя природа ряда болезней, например, туберкулеза, социальна. На основании того, что имеется множество факторов социального порядка (техногенных, социогенных, семейно-бытовых и др.), порождающих указанные выше явления, сторонниками социологической концепции и делается вывод о том, что не только личность социальна, но социальна и вся биолого-физиологическая структура человека. Однако следует заметить, что этиологию данных явлений нельзя целиком свести к социальным факторам, и главное – патофизиологические процессы в организме не социальны, а биологичны.

Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с биологических позиций. Отметим ряд из них.

Расизм - сводит сущность человека к расовым признакам и делит все расы на «высшие» (господствующие) и «низшие» (подчиняющиеся).

Социал-дарвинизм - его представители переносят на общество биологические законы, в частности, открытый Ч. Дарвином закон естественного отбора и борьбы за существование. С точки зрения сторонников социал-дарвинизма, путем естественного отбора можно избежать генетического вырождения человечества, т.к. в ходе борьбы за существование побеждают наиболее сильные, биологически полноценные индивиды.

Фрейдизм - полагает, что во всех сферах жизни, включая высшие, человек движим инстинктами, основными из которых являются инстинкт самосохранения, жизни (Эроса) и инстинкт разрушения, смерти (Танатоса). Истоки социального поведения, в том числе и его высших форм (творчества) сводятся к биологическим механизмам жизнедеятельности человека.

Социал-биологизм - утверждает врожденную агрессивность человека. Человек – злобное, жестокое животное. Источник войн, частнособственнического поведения – не общественные условия, а эволюционно-генетические факторы. Корни агрессии, насилия – в атавизмах биологической природы человека. Когда мы защищаем права или независимость своей страны, считают приверженцы этой теории, мы действует под влиянием побуждений, которые не отличаются от соответствующих побуждений у более низкоорганизованных животных. Они врожденны и неискоренимы.

Сторонники данной концепции используют идеи «социоэтолога» К.Лоренца о наличии в генах человека, как и в генах животных, агрессивности. Но в применении к человеку данные этологии (науки о поведении животных) ими абсолютизируются, что приводит к крайностям. Лоренц – лауреат Нобелевской премии за исследования в области изучения поведения животных, и сам он полагал, что агрессивность человека можно свести к минимуму через культурные формы, например, спорт.

Значительное влияние на Западе приобрела такая научная дисциплина как социобиология, основоположником которой является американский энтомолог (ученый, занимающийся изучением насекомых) Э.О.Уилсон. Социобиология пытается занять промежуточное положение между учением, доказывающим, что человек – пленник своих агрессивных инстинктов, и учением, полагающим, что поведение человека полностью определяется средой. В рамках данной дисциплины подчеркивается биологическая (генетическая) обусловленность высших проявлений человеческого поведения. Люди подготовлены к обучению таким формам поведения, взаимоотношениям между собой, которые «выгодны» с эволюционной точки зрения. Генетическая история задает императивы живому, в том числе и человеку. Цели, которыми руководствуется человек в своем поведении, не могут выходить за пределы биологических (генетических) императивов. Мозг, человеческий разум генетически запрограммированы так, чтобы обеспечивать выживание, репродукцию человека как вида. Этические поступки, с точки зрения этой концепции, заданы ходом естественного отбора, а культура в целом может рассматриваться как адаптивная в биологическом смысле, т.е. как человеческий способ достижения репродуктивного успеха. И хотя сторонники социобиологии пытаются исследовать взаимосвязь генетической эволюции и культуры (выдвигают идею генно-культурной коэволюции), все же биологизаторские тенденции в трактовке человека у них сильно выражены и чаще всего их учение квалифицируется как «генетический детерминизм».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 4277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...