![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
— Да так. Вот выхожу да и говорю. Так же я и дома разговариваю, — лукавила Ольга Осиповна. — Какая я, батюшка, актриса! Я со всеми так разговариваю.
— Да, но ведь, Ольга Осиповна, все же это сваха.
— Да, батюшка, сваха!
- Да теперь и свах-то таких нет. Вы играете старое время. Как это вы можете?
— Да ведь, батюшка мой, жизнь-то наша, она завсегда одинаковая... Ведь язык-то наш русский — богатый. Ведь на нем всякая сваха хорошо умеет говорить. А такая сваха — это уж, батюшка, как хочет автор. Автора надо уважать и изображать того уж, кого он захочет...
Сценическая школа Малого театра многому научила Шаляпина, сформировала его художественный вкус, чувство стиля. Он стал в Малом театре своим человеком, у многих актеров бывал дома, дружил с ними, общался с людьми яркими, талантливыми, для которых театр — высокое призвание, жизненное подвижничество.
Репертуар Шаляпина быстро расширялся. В октябре он спел Странника в «Рогнеде», в ноябре — Нилаканту в «Лакме» и Галицкого в «Князе Игоре», но все это были, по существу, лишь шаги к значительной, этапной работе — к роли Ивана Грозного в «Псковитянке».
ИВАН ГРОЗНЫЙ ПОКОРЯЕТ МОСКВУ
Приход Шаляпина в труппу позволил Мамонтову осуществить свою давнюю мечту. Опера Н. А. Римского-Корсакова впервые была поставлена в Мариинском театре еще в январе 1873 года, но недолго продержалась на сцене, несмотря на прекрасный исполнительский состав. Когда Шаляпин познакомился с клавиром оперы, его испугала нетрадиционность музыкального языка, отсутствие развернутых арий и вокальных ансамблей. Как создать характер Грозного, какими красками выявить его силу, своеобразие, эмоциональность?
Русская история оживает в воображении Шаляпина. Кремлевские соборы, Василий Блаженный, монастыри, часовни, площади, улицы, переулки старой Москвы... Певец открывает для себя Третьяковскую галерею, подолгу простаивает перед картиной «Иван Грозный и сын его Иван»: «Вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Совершенно подавленный, я ушел из галереи. Какая силища, какая мощь! Хотя эпизод убийства не входил в играемую мной роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства, им творимые), как именно и хотелось, представлена была Душой Человеческой, то есть под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко, я увидел теплящуюся искру любви и доброты».
Шаляпин собирал черты Грозного по крохам: что-то взял у Репина, что-то и у Васнецова (эскиз васнецовского портрета Ивана IV певец видел дома у инженера С. П. Чоколова, знакомого Мамонтова). Илья Ефимович Репин был приглашен Мамонтовым консультировать постановочную работу. К тому же художник обладал уникальной коллекцией иконографии эпохи Грозного; Шаляпину эти материалы также были подмогой. Пригодились впечатления от исторических картин В. Г. Шварца, знаменитой скульптуры M. M. Антокольского. Так постепенно складывались черты монументального сценического образа.
Работа над «Псковитянкой» шла трудно. Артист не спал ночей, нервничал, рвал в отчаянии ноты, иногда плакал от досады — не задавалось все, даже самая первая фраза: «Войти аль нет...»
Мамонтов внимательно следил за ходом репетиций. Он старался вселить в Федора спокойствие:
— Хитряга и ханжа у вас в Иване есть, а вот Грозного нет... — заметил Савва Иванович.
Слова Мамонтова прозвучали для Шаляпина откровением! «Интонация фальшивая! — сразу почувствовал я. Могучим, грозным, жестко-издевательским голосом, как удар железным посохом, бросил я свой вопрос, свирепо озирая комнату. И сразу все кругом задрожало и ожило... Интонация поставила поезд на надлежащие рельсы, и поезд засвистел, понесся стрелой».
12 декабря 1896 года состоялась премьера. Дирижировал Труффи, оформляли спектакль К. А. Коровин и В. М. Васнецов.
Подробное описание спектакля, самой театральной атмосферы оставил художник М. В. Нестеров: «Мамонтовский театр переполнен сверху донизу, настроение торжественное, такое, какое бывает тогда, когда приезжают Дузе, Эрнесто Росси или дирижирует Антон Рубинштейн. Усаживаются. Увертюра. Занавес поднимается. Все, как полагается: певцы поют, статисты ни к селу ни к городу машут руками, глупо поворачивают головы и т. д. Бутафория торжествует. Публика все терпеливо выносит и только к концу второго действия начинает нервно вынимать бинокли, что называется — «подтягиваться»... На сцене тоже оживление: там как водой живой спрыснули. Чего-то ждут, куда-то смотрят, к чему-то тянутся... Что-то случилось. Напряжение растет. Еще момент — вся сцена превратилась в комок нервов, что быстро передается нам, зрителям. Все замерло. Еще минута, на сцене все падают ниц. Сперва, из-за угла улицы, показывается белый, в богатом уборе конь: он медленным шагом выступает вперед. На коне, тяжело осев в седле, профилем к зрителю, показывается усталая фигура царя, недавнего победителя Новгорода. Царь в тяжелых доспехах — из-под нахлобученного шлема мрачный взор его обводит покорных псковичей. Конь остановился. Длинный профиль его в нарядной дорогой попоне замер. Великий государь в раздумье озирает рабов своих... Страшная минута. Грозный час пришел:.«Господи, помяни нас, грешных!» То, что сейчас происходит там, на сцене, пронизывает ужасом весь зрительный зал. Бинокли у глаз вздрагивают. Тишина мертвая. Сцена немая, однако потрясающая. Долго она длиться не может. Занавес медленно опускается... С тех дней русское общество долгие годы было под обаянием этого огромного дарования, возвышающегося порой на сцене до подлинной гениальности».
Нестеров точно подмечает достоинства и недостатки спектакля, не скрывает очевидного контраста, возникающего при сравнении Шаляпина с хором, со статистами, со всем антуражем. Как мы увидим далее, это несоответствие редко удается сгладить. Мамонтов не в силах был содержать большую высокопрофессиональную труппу. Ставка делалась на художников и солистов. В остальном же приходилось искать компромиссы, экономить на хоре, на оркестре, даже на статистах. Кроме того, Мамонтов очень дорожил вниманием к театру интеллигентной публики и устанавливал цены на билеты ниже, чем в императорских театрах. Наличие в труппе Шаляпина подчас компенсировало все прочие недочеты. Однако долго такое положение сохраняться не могло...
Пожалуй, именно в «Псковитянке» зрители впервые с такой остротой обнаружили артистическую особенность, которая скоро станет отличительной чертой творчества певца, — органичную слитность вокала и драмы. В спектакле была не только безукоризненно пропета партия Грозного, но отлично сыграна вся роль, создан живой сценический образ. Как сказал артист Малого театра А. П. Ленский, Шаляпин сделал неслыханное чудо с оперой: он заставил нас, зрителей, как бы поверить, что есть такая страна, где люди не говорят, а поют».
Любители музыки рвутся в Солодовниковский театр увидеть, услышать новый талант. «Появление Шаляпина в театральном мире Москвы произвело мало сказать сенсацию — оно вызвало небывалое восторженное волнение среди всех людей, любивших театр, оперу, музыку, -- писал художник А. Я. Головин. — Я хорошо помню всю значительность это-то подъема. Чувствовалось, что вот наступил момент, когда в истории театра откроется новая страница. Выступления Шаляпина воспринимались всеми чуткими людьми как праздник искусства. Вспоминаю одну из своих встреч с Левитаном, который с первых слов забросал меня вопросами: «Видели вы Шаляпина? Слышали его? Знаете ли вы, что такое Шаляпин? Пойдите непременно. Вы должны его увидеть! Это что-то необыкновенное. Как он поет Мефистофеля! Как играет!»
Левитан был взволнован по-настоящему, и, зная его тонкое артистическое чутье, я понял, что в театре появился действительно какой-то чародей».
Успех «Псковитянки» был достижением не только Шаляпина, но и художников Мамонтовского театра. Костюм Ивана Грозного создавался по эскизам Коровина; важной его деталью стала подлинная хевсурская кольчуга, привезенная художником с Кавказа. Журнал «Театрал» писал: «Загримирован г. Шаляпин кистью художника, одет тонким знатоком-костюмером, в движениях мускулатуры все живет и чувствует... В опере такое явление феноменально».
Артист, вдохновленный художниками, помогавшими ему в создании Грозного и других ролей, сам становится для них источником вдохновения, творческой фантазии. Как помогли Шаляпину беседы с художниками, полотна Нестерова, Сурикова!.. Но ведь был и «обратный» процесс — от артиста к художникам! Творческие идеи «переплавлялись», «переливались» в художественном сознании, они ломали условные цеховые перегородки. Грозный, Досифей, созданные Шаляпиным, несли в себе мощную силу эмоционального и эстетического воздействия на публику, на мироощущение художников. М. В. Нестеров считал: «ходить на Шаляпина» художнику необходимо — «великий, гениальный артист всегда обогатит меня духовно, и я как художник получу что-то, хотя бы это что-то и пришлось до поры до времени где-то далеко и надолго припрятать в себе».
Васнецов пишет картину «Иван Васильевич Грозный» под сильным впечатлением «Псковитянки». Взаимовлияние артиста и художников отмечают и критики: «Главным украшением был г. Шаляпин, исполнивший роль Грозного, — писал Н. Д. Кашкин в «Русских ведомостях». — Он создал очень характерную, выразительную фигуру и один между всеми исполнителями высказал настоящее уменье говорить речитативом, внятно, музыкально и выразительно, оставаясь в естественном тоне декламации... В сцене: трупом Ольги г. Шаляпин весьма удачно воспользовался известной картиной Репина, изображавшей Ивана IV с убитым сыном, и воспроизвел ее довольно живо».
Шаляпину особенно близки Серов и Коровин. В Коровине Савва Иванович Мамонтов угадал художника-монументалиста, блестящего сценографа. Понять друг друга им помогла совместная поездка на Север. «Вмешаться» в судьбу, поделиться собственными впечатлениями, духовным багажом, помочь материально, «поставить на ноги» - призвание, страсть Мамонтова. В 1888 году он едет с Коровиным в Италию, Испанию, ему важно самому показать «Костеньке» Рим, Флоренцию, галерею Уффицци, капеллу Медичи, Ватикан.
На лето, в свободное от театра время, Мамонтов отправляет учиться в Европу своих артистов — В. П. Шкафера, П. И. Мельникова, М. Д. Черненко, В. А. Эберле, наконец, и Шаляпина. Савва Иванович самолично показывает Федору Лувр. Перед стендом: коронными драгоценностями Мамонтов добродушно предостерег:
- Кукишки, кукишки это, Федя. Не обращайте внимания на кукишки, а посмотрите, как величественен, как прост и как ярок Поль Веронез!
Серова, Коровина, Шаляпина Мамонтов считал своими созданиями и любил их как собственных детей...
Друзья «образовывают» молодого певца, расширяют его кругозор, обогащают знаниями об искусстве, об истории. На выставке в Нижнем картины Врубеля были ему непонятны, понадобилось время, близкое общение с Мамонтовым, с художниками, чтобы по достоинству оценить своего замечательного современника.
«НОВЫЙ ВЕЛИКИЙ ТАЛАНТ НАРОДИЛСЯ!»
Осень 1897 года у Шаляпина насыщена интересной работой: Мамонтов замахнулся на «Хованщину» М. П. Мусоргского. Федору предстоит петь сложнейшую, наполненную глубоким этическим и философским смыслом партию Досифея. Артисты и художники посещают старообрядческие церкви, монашеские скиты и кельи, едут в село Преображенское — здесь мало что изменилось за прошедшие века... «Мы пришли к единоверческому храму, около которого небольшое кладбище, — вспоминал В. П. Шкафер. — Среди присутствующих глаз улавливает характерные, типические фигуры и лица... Прошла тонкая стройная женщина в черном сарафане, покрытая большим платком; кто-то сказал: «Это Марфа», а рядом шли «Сусанны», начетчики и начетчицы в длинных, до полу, кафтанах».
Константин Коровин — из старообрядческой семьи, блестящий рассказчик, он воссоздает подробности детства, быт раскольников, обряды, показывает характерную манеру поведения, походку. В воображении Федора начинает проясняться облик Досифея: возникает лицо, пластика, интонация, жест... Досифей будто сходит с древнерусских икон: величавый, суровый, с горящим пронзительным взглядом.
Для артистов Частной оперы был сложен музыкальный язык Мусоргского. Освоение слова, фразировки, дикции речитативов — все это требовало серьезных усилий. Традиции исполнения «Хованщины» не существовало. Императорские театры в свое время отклонили ее, завершенную после смерти Мусоргского Римским-Корсаковым, а спектакль поклонников Мусоргского, петербургских певцов-любителей, не был заметным событием.
Художественным откровением стали декорации спектакля, созданные по эскизам А. М. Васнецова Коровиным и Малютиным. «Стрелецкая слобода» воскрешала, по словам критика В. В. Стасова, «старую Москву, с пушками на неуклюжих колодках вместо лафетов... с перспективой древней Москвы и ее мостов...». В последнем действии декорация представляла собой раскольничий скит, потерянный в глухом лесу, «вдали за тыном и за дремучими деревьями мелькает и сверкает серебром речка под лучом луны».
Премьера «Хованщины» состоялась 12 ноября 1897 года. Критик Н. Д. Кашкин писал: «Между исполнителями сольных партий мы назовем прежде всего г. Шаляпина, создавшего очень законченную и выдержанную фигуру Досифея с его умом и фанатической убежденностью в правоте своего дела, чисто человеческими чертами сочувствия страдающей Марфе и с горестной угнетенностью старика, чувствующего свое бессилие в борьбе и неизбежную гибель единомышленников».
Однако, несмотря на безусловный успех Шаляпина, на прекрасное живописно-декорационное оформление, оригинальное постановочное решение рада сцен, ожидаемого внимания публики спектакль не привлек. Тому было несколько причин, но самая главная, по-видимому, заключалась в том, что сценическое воплощение новаторской оперы Мусоргского предполагало более основательную музыкальную подготовку.
Когда на сцену еще выпускалась «Хованщина», Сергей Николаевич Кругликов привез из Петербурга клавир оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Новость в труппе встретили шумной овацией в честь композитора, кто-то играл на рояле «Славу» — артисты ликовали.
Мамонтов решил сам руководить репетициями. Декорации он поручил выполнить Врубелю, Серову, Малютину и Коровину. Савва Иванович хотел сделать спектакль красочным, праздничным, зрелищным и потому взял к себе в помощники Михаила Лентовского — «магу и волшебнику», непревзойденному создателю феерических представлений предстояло поставить массовые сцены «на суше и под водою». Уже на первой читке клавира Врубель набросал эскиз костюма Волховы, а Серов — грим Варяжского гостя. Художники вместе с Мамонтовым и артистами горячо обсуждали действие в сценах подводного царства и новгородской ярмарки. Секар-Рожанский с листа пропел партию Садко, Забела-Врубель— Волхову, Шаляпин-- Варяжского гостя. Настроение у всех было возбужденное, приподнятое. Дирижировать премьерой пригласили автора, но Римский-Корсаков оказался занят и приехал из Петербурга только к третьему спектаклю, 30 декабря Премьера — праздник! Уже перед самым выходом на сцену Шаляпина — Варяжского гостя в гримерную к артисту ворвался Серов, оглядел его с ног до головы:
-Отлично, черт возьми! Только руки... руки женственны!
Шаляпин краской подчеркнул мускулы, они стали мощными, выпуклыми...
Художникам это понравилось; они дружно одобрили певца:
— Хорошо! Стоишь хорошо, идешь ловко, уверенно и естественно! Молодчина!
Эти похвалы были для артиста приятнее и важнее аплодисментов зала...
В разгар сезона театр постигла катастрофа — в ночь на 19 января его опустошил пожар. Зрительный зал и прилегающие к нему помещения были почти полностью сожжены, железный занавес спас сцену, декорации и реквизит. Чудом уцелел стоявший в фойе рояль: его Мамонтов подарил Шаляпину. Было решено отправиться на гастроли в Петербург.
Хотя опера «Садко» в Москве имела у публики большой успех, ее создатель остался недоволен спектаклем. С ним был солидарен и композитор M. M. Ипполитов-Иванов: «Хоры и оркестр были совершенно неподготовлены, и надо было удивляться, как в таком виде Савва Иванович решился их выпустить. Все шло вразброд, а в оркестре от кружевной партитуры Корсакова не осталось и намека».
Поэтому в Петербурге спектакль выпускал сам Римский-Корсаков; были заново выучены трудные оркестровые и хоровые куски. Представления Частной оперы проходили в зале консерватории с 22 февраля по 19 апреля, с двухнедельным перерывом. Петербуржцам показали обширный репертуар — девять русских и пять иностранных опер: «Псковитянку», «Жизнь за царя», «Рогнеду», «Садко», «Снегурочку», «Майскую ночь», «Хованщину», «Русалку», «Опричника», «Фауста», «Миньону», «Самсона и Далилу», «Богему», «Орфея». В те же дни напротив консерватории, в Мариинском театре, гастролировала немецкая труппа с операми Р. Вагнера, а до этого, совсем недавно, в столице выступали итальянцы. Корреспондент «Петербургской газеты» с некоторым удивлением отмечал — Частная опера успешно выдерживает конкуренцию: «Г-н Шаляпин... производит впечатление чрезвычайно талантливого человека, посвятившего себя всецело искусству». Здесь же, на страницах газеты, сам певец излагает свое понимание «Псковитянки», рассказывает о работе с Мамонтовым, Васнецовым, которые так помогли ему в работе над Грозным. «Я очень высокого мнения о русской музыке, — продолжает Шаляпин, — и считаю, что мы хотя и можем принимать иностранное, но должны взяться за ум и памятовать, что основой должно быть все наше собственное (не только в музыке, впрочем, но и во всем)».
Когда 24 февраля 1898 года Шаляпин выступил в «Псковитянке», в антракте рослый длиннобородый старик в длинном сюртуке порывисто кинулся к рампе, рукоплеща и шумно восклицая:
- Да ведь это удивительно! Огромный талант! Такой Грозный! Я такого не видел! Чудесно! Гениально!
Старейший критик, друг и соратник композиторов «Могучей кучки», вдохновитель художников-передвижников Владимир Васильевич Стасов загорелся желанием немедленно познакомиться с певцом. За кулисами Шаляпин услыхал раскатистый голос:
— Ну, братец, удивили вы меня! Здравствуйте же! Давайте познакомимся! Я, видите ли, живу здесь, в Петербурге, но и в Москве бывал, и за границей, и, знаете ли, Петрова слышал, Мельникова, и вообще, а таких чудес не видал. Нет, не видал! Вот спасибо вам! Спасибо!
Певец был польщен и счастлив. На следующий день после знакомства Шаляпин пришел в Публичную библиотеку: Стасов заведовал здесь рукописным отделом. Огромное, почти во всю стену, окно, тяжеловесный письменный стол, заваленный книгами, рукописями, журналами, стенды с гравированными портретами Петра Великого, стеллажи со старинными, с золотым тиснением фолиантами.
Стасов пододвинул Шаляпину кресло: - Прошу! В этих креслах сидели когда-то Гоголь и Тургенев... Нет, нет, садитесь! Ничего, что вы еще молоденький, — ободрил Стасов молодого гостя.
«Этот человек, — писал потом Шаляпин, — как бы обнял меня душой своей. Редко кто в жизни наполнял меня таким счастьем и так щедро, как он... Всегда, как только на пути моем встречались трудности, я шел к Стасову, как к отцу... Он стал ежедневным посетителем нашего театра. Бывало, выйдешь на вызов, а среди публики колокольней стоит Стасов и хлопает широкими ладонями».
25 февраля в «Новостях» и «Биржевой газете» появилась статья Стасова «Радость безмерная!». «Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился» — такими словами приветствовал критик Шаляпина в «Псковитянке». Выступления молодого певца — повод для нового программного манифеста Стасова в защиту национальной культуры: «Двадцать семь лет тому назад, в 1871 году, мне привелось напечатать в «СПБ Ведомостях»: «В настоящую минуту одним капитальным художественным произведением у нас больше. Это — статуя «Иван Грозный», вылепленная молодым скульптором Антокольским». Прошло четверть века, и вот нынче с таким же доверием к тому, что перед собой вижу, я снова говорю: «В настоящую минуту — одним великим художником у нас больше. Это — оперный певец Шаляпин, создавший нечто необычайное и поразительное на русской сцене. Так же как Антокольский, этот еще юноша, даже на несколько лет моложе того, но создавший такого Ивана Грозного, какого мы еще никогда не видели ни на драматической, ни на оперной сцене».
Дружба со Стасовым расширила круг знакомств Шаляпина, ввела его в музыкальный мир Петербурга, сблизила с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Репиным. С Римским-Корсаковым певец встречался в Москве. Человек замкнутый, сдержанный в проявлении своих чувств, отрешенный от повседневности, композитор радовался тому, что нашел прекрасного истолкователя своих музыкальных произведений. Он заприметил Шаляпина еще в первый год его работы в Мариинском театре: осенью 1896 года здесь ставили «Ночь перед Рождеством». Шаляпин дублировал тогда Ф. И. Стравинского в партии Панаса.
Теперь Римский-Корсаков принимал певца дома, на Загородном проспекте. Заправлял вечером, однако, не хозяин, а экспансивный Стасов. Шаляпин исполнял арию Грозного, песню Варяжского гостя, песню Варлаама из «Бориса Годунова», «Трепак» Мусоргского, «Старого капрала» Даргомыжского. Стасов требовал «бисов», остальные поддерживали его, артиста упрашивать не приходилось, он не скрывал радости, голос звучал хорошо и был слышен за пределами квартиры. Через черный ход на кухню пришли соседи...
Быт Римских-Корсаковых был прост. Небольшая гостиная, в центре — рояль, по стенам — стулья. В столовой — скромная закуска. Гости говорили о музыке, о театре, о судьбах искусства, спорили о последних премьерах, но в одном были едины-- все склонялись перед гением Мусоргского.
Шаляпину любовь к музыке Мусоргского привил Усатов, но укрепилась она здесь, в беседах со сподвижниками и друзьями — Стасовым, Римским-Корсаковым, Кюи. Невозможность увидеть Мусоргского Шаляпин вдруг ощутил как тяжелую утрату, личное горе: «Большое мое огорчение в жизни, что не встретил Мусоргского. Он умер до моего появления в Петербурге. Мое горе. Это все равно, что опоздать на судьбоносный поезд. Приходишь на станцию, а поезд на глазах у тебя уходит навсегда!»
Окрыленный успехами петербургских гастролей, Шаляпин возвращается в Москву. Жизнь заполнена работой над новыми партиями. Только самые близкие друзья знали, как терпеливо артист искал каждый жест, каждую интонацию, как часто он бывал недоволен собой. Вряд ли поклонники, забрасывающие его цветами и венками с надписью «гениальному» и «великому», могли предположить, что их любимец столь сосредоточенно и мучительно пытаться понять, в чем заключена великая тайна творчества.
— Понимаешь ли, как бы тебе сказать... — говорил Шаляпин Коровину, — в искусстве есть... «чуть-чуть». Если это «чуть-чуть» не сделаешь, то нет искусства. Выходит около. Дирижеры не понимают этого, а потому у меня не выходит то, что я хочу... А если я хочу и не выходит, то как же?
К. А. Коровин вспоминал Шаляпина на репетиции: он пел вполголоса, останавливая дирижера, иногда громко отбивал такт ногой, а Труффи не обижался и говорил, смеясь:
- Этот Черт Иванович Шаляпин — таланта огромная. Но он постоянно меняет, и всегда хорошо. Другая дирижер палочку бросит и уйдет. Но я его люблю, понимаю, какая это артист. Он чувствует музыку и понимает, что хотел композитор. Я, когда дирижирую, плачу, удивляюсь и наслаждаюсь. Но я так устаю. Он требует особого внимания. Это такая великая артист...
Наставником и другом Шаляпина в эти годы становится и Сергей Васильевич Рахманинов. «Наставник» звучит странно — ведь композитор был ровесником певца. Но Рахманинов очень рано сформировался как личность и как художник.
Рахманинов и Шаляпин встретились в пору, драматичную для композитора. Только что провалилась в Петербурге, в Дворянском собрании, Первая симфония. Рахманинов был подавлен, он не мог сочинять, и именно в этот тяжелый момент руку помощи ему протянул Савва Иванович. «Что могло быть более желанным, чем приглашение Мамонтова? — вспоминал композитор. — Я чувствовал, что способен дирижировать, хотя и имел весьма туманное представление о технике дирижерства».
Дебют Рахманинова-дирижера в «Самсоне и Далиле» отметили «Русское слово», «Русские ведомости», «Московский листок». «Газеты все меня хвалят. Я мало верю», — писал Рахманинов в Петербург друзьям. За первыми спектаклями последовали «Русалка», «Кармен», «Рогнеда», «Аскольдова могила», «Майская ночь». Быстро освоив технические навыки управления оркестром, Рахманинов теперь и сам оценивал себя иначе: «Дирижерский рубикон я перешел, — сообщал он в письме, — и мне теперь нужно только безусловное внимание и подчинение себе оркестра, чего я как второй дирижер никогда от них не дождусь».
В Частной опере Рахманинов познакомился с интереснейшими людьми, с которыми он, в силу замкнутого образа жизни, мог и не встретиться: с художниками Коровиным, Врубелем, Серовым, с прекрасными артистами - Забелой-Врубель, Цветковой. У Мамонтова началась дружба Рахманинова с Шаляпиным, никогда и ничем не омраченная, длившаяся сорок лет, до самой кончины певца. «Предлагая мне место дирижера в своей опере, — вспоминал много лет спустя Сергей Васильевич, - Мамонтов сказал, что пригласил в труппу молодого певца, обладающего беспредельным талантом, с которым, он был уверен, мне будет приятно работать. Такая оценка ничуть не оказалась преувеличенной: это был Федор Шаляпин. Это было время, когда Шаляпин создавал своего Бориса Годунова, своего Ивана Грозного и другие роли, которыми он завоевал мир. В эти дни возникла моя дружба, которая, к моему счастью, связывает меня с этим великим человеком и по сей день».
Шаляпин и Рахманинов часто выступали вместе в симфонических и камерных концертах, в оперных спектаклях. Композитор посвятил певцу свои романсы «Судьба», «В душе у каждого из нас...», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», Оброчник». Однажды Рахманинов слушал в исполнении Шаляпина «Судьбу» и был потрясен: схватился за голову, воскликнул: «Неужели это я написал?!»
МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ С «БОРИСОМ ГОДУНОВЫМ»
Завершился трудный и богатый впечатлениями сезон. Настало лето, и дружная компания мамонтовцев поселилась в Путятине у Тани Любатович — гостеприимной хозяйки всей театральной семьи.
В жизни Саввы Ивановича увлечение Татьяной Любатович стало роковым, и потому в семье Мамонтовых о ней предпочитали не говорить. Молва была несправедлива к Татьяне Спиридоновке. Княгиня М. К. Тенишева, например, в своих мемуарах объявила Т. С. Любатович бездарностью и интриганкой. Между тем в действительности все обстояло иначе. Татьяна Любатович, конечно, любила Савву Ивановича и была любима им, но оба афишировать свои отношения не стремились, хотя скрыть их подчас было трудно. Не желала она и пользоваться благорасположением Саввы Ивановича в своих карьерных целях: Любатович не претендовала на положение премьерши, довольствовалась второстепенными партиями, хотя и обладала неплохим меццо-сопрано, владела вокальным мастерством — за ней стояло консерваторское образование, учеба в Италии и Франции. В трудные для Мамонтова годы Татьяна Спиридоновна оставалась ему верным другом.
В это лето на даче происходит важное событие, которое весело отмечается всей компанией: 27 июля 1898 года Иола Торнаги и Федор Шаляпин венчаются в деревенской церковке села Гагино.
Рахманинову вместе с Коровиным и Кругликовым отведены важные роли шаферов.
- Как ты думаешь, — спрашивал Коровина Федор, — можно мне в деревне в поддевке венчаться? Я терпеть не могу эти сюртуки, пиджаки разные, потом, шляпы...
Поддевка, белый картуз — такой наряд жениха никого не смутил, было много шуток, веселых розыгрышей. Обошлись без торжественных церемоний, дорогих подарков, удалого свадебного застолья -молодых забросали полевыми цветами, все сидели прямо на полу, шутили и дурачились, а поутру чету Шаляпиных разбудил страшный треск и грохот: под окнами их комнаты собрался шумовой оркестр -друзья играли на ведрах, деревенских свистульках и печных заслонках.
- Какого черта вы дрыхнете? — кричал Мамонтов. — В деревню приезжают не для того, чтобы спать. Вставайте, идем в лес за грибами.
А дирижировал этим кавардаком Сергей Рахманинов...
Осенью 1898 года на вопрос журналиста: «Какая ваша любимая роль?» — Шаляпин ответил:
- Я теперь всецело предался изучению роли Бориса Годунова. Я сыграю ее лишь в будущем году. Не знаю, удастся ли она мне...
С мыслью о Борисе Годунове живет певец весь 1898 год, и даже медовый месяц в Путятине проходит в атмосфере музыки Мусоргского.
Рахманинов не прощал неряшества, ошибок, лени ни себе, ни коллегам, ни друзьям; он требовал от Шаляпина полного погружения в работу. Постраничное разучивание партии Годунова сочеталось с уроками теории музыки и гармонии. «Он вообще старался музыкально воспитать меня», — вспоминал Шаляпин. Певец легко схватывал основы теории, но усидчивостью не отличался; приходилось выслушивать едкие замечания наставника.
Утром певец и композитор садились за рояль и несколько часов репетировали. В полдень бежали купаться. «...Меряя саженками гладь реки, — вспоминал Шаляпин, — я пел какое-либо кантиленное место своей партии, стараясь укрепить нужную мне свободу голоса в условиях самых различных, перебивающих друг друга ритмов. Помнится, мне долго не давалась возможность выработать в себе спокойную, полную внутреннего достоинства и силы походку царя. И Рахманинов помирал со смеху, когда я, долговязый и неуклюжий, с необычайной важностью расхаживал по прибрежному песку в чем мать родила, стараясь придать своей фигуре царственную осанку.
— Ты бы хоть простыню на себя накинул, — говорил мне иронически Рахманинов.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!