Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Похоже описывал Горький и свою избранницу, порицая ее за «снисходительное отношение к людям»: «Ей жизнь казалась чем-то вроде паноптикума». Горький и Шаляпин мучились и ревностью, и «комплексом неравенства», и невозможностью самим «вписаться» в среду, к которой принадлежали обе Ольги. К тому же ни Горький, ни Шаляпин в ту пору не могли обеспечить своим возлюбленным более или менее достойную жизнь; все это влияло на отношения и неизбежно вело к разрыву.
Описывая спустя годы в «Страницах из жизни» свой неудачный роман, Шаляпин не задумывался о том, что Ольга может их прочесть. Однако именно так и произошло... Ольга Петровна Михеева проживала всю жизнь в Тифлисе, оставаясь учительницей музыки. Эта женщина — первая любовь артиста — пережила его на пять лет...
...И все же главным для Шаляпина стали в ту пору уроки Усатова. Дмитрий Андреевич был строгим наставником. Когда он не замечал со стороны своего ученика должного усердия, то не стеснялся в средствах «педагогического воздействия». Федор
иногда ленился учить партии наизусть, он ставил на пюпитр рояля раскрытые ноты, а сам, отойдя в сторону, скашивал глаза и читал с листа. Усатов заметил это и однажды ловко встал между нотами и певцом. Федор замолчал. Тогда разгневанный наставник схватил трость и стал колотить нерадивого ученика:
- Лодырь, лодырь, ничего не делаешь!
Уроки Усатова приучили Федора к самодисциплине, пробудили в молодом певце «первые серьезные мысли о театре». Благодаря Усатову Федор начал понимать музыку, чувствовать стиль, характер произведения. Дмитрий Андреевич, как писал Шаляпин, «наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес» — тому, что певец всю жизнь считал «самым драгоценным».
Усатов открыл Шаляпину и музыку Мусоргского, с творческим наследием которого певец в дальнейшем связал свою артистическую судьбу. В «Сцене в корчме» из «Бориса Годунова», поставленной любителями, Федор исполнял партию пристава. «И вот, когда Варлаам начал петь свою тягостную, внешне нелепую песню, в то время как на фоне аккордов оркестра Самозванец ведет разговор с шинкаркой, я вдруг почувствовал, что со мною случилось что-то необыкновенное. Я вдруг почувствовал в этой странной музыке нечто удивительное, родное, знакомое мне. Мне показалось, что вся моя запутанная, нелегкая жизнь шла именно под эту музыку. Она всегда сопровождала меня, живет во мне, в душе моей и более того — она всюду в мире, знакомом мне. Это я теперь так говорю, — писал Шаляпин годы спустя, — а тогда я просто почувствовал какое-то благоговейное слияние тоски и радости. Мне хотелось плакать и смеяться. Первый раз я ощутил тогда, что музыка — это голос души мира, ее безглагольная песнь».
На фотографиях, снятых в Тифлисе, Шаляпин мало похож на артиста. «Это был длинноногий парень, худой, нескладный. На нем были косоворотка и какие-то немыслимые брюки (которые он именовал «пьедесталами»). На голове почему-то соломенная шляпа-канотье с черной ленточкой. Дно шляпы было оторвано, держалось сзади на одной ниточке, при ходьбе от ветра поднималось вверх. Немало мы смеялись по поводу этой необыкновенной шляпы», — рассказывала М. Г. Измирова. Однако, слушая Шаляпина на концертах, друзья забывали о неуклюжести артиста - так приковывал внимание его неповторимый голос, высокий бас редкого «бархатного» тембра, basso cantante. Усатов сумел точно определить диапазон этого голоса и научить Шаляпина пользоваться редким богатством обнаружившихся в нем вокальных красок.
В Тифлисском музыкальном кружке — его еще называли кружком Арцруни - Шаляпин получил концертный дебют и вскоре стал участвовать не только в музыкальных, но и в драматических вечерах: играл Разлюляева в комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», Несчастливцева в «Лесе». Имя Шаляпина попадает в газетные отзывы и рецензии. В статье Василия Давидовича Корганова, известного в Грузии пианиста и педагога, напечатанной в газете «Кавказ», Шаляпин сравнивался со знаменитым басом Мариинского театра Осипом Петровым.
Тифлис 1890-х годов по праву считался музыкальным и театральным городом. Здесь выступали известные певцы Л. Г. Яковлев (с ним Федор вскоре встретится на сцене Мариинского театра), В. М. Зарудная-Иванова, А. М. Давыдов. В городе существовало много любительских оперных кружков, неплохой симфонический оркестр. Музыкальным училищем в ту пору руководил композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, нередко он дирижировал в оперном театре.
...Прошел год учебы. Для бенефисного концерта в сентябре 1893 года Усатов подготовил с Федором большую программу — партию Мельника из «Русалки», первый акт «Фауста», в котором Шаляпин пел Мефистофеля, несколько русских романсов. «Тифлисский листок» 10 сентября писал: «Голос бенефицианта... звучал превосходно, производя на зрителей приятное впечатление своей свежестью и мягкостью тонов при значительной силе и хорошей фразировке. Играет молодой артист неуверенно, порывисто, нервно, но держит себя на сцене достаточно свободно. Видевшие и слышавшие г. Шаляпина зимой были приятно поражены теми успехами, которые сделал он за это короткое время. Нет сомнения, что при дальнейшей его работе над своим голосом из г. Шаляпина выработается очень и очень недурной исполнитель оперных ролей; для этого он обладает всеми данными: звучным, сильным голосом, музыкальным ухом, хорошими задатками драматического таланта, и что всего важнее, молодостью».
Самыми одаренными учениками Усатова были Федор Шаляпин и Павел Агнивцев. Последний ради сцены оставил военную службу в Мингрельском полку. «Я очень увлекался его чудесным голосом, и мне нравилась его солидная манера держаться», писал об Агнивцеве Шаляпин.
Когда в конце лета 1893 года помещение казенного театра арендовала оперная антреприза Любимова и Форкатти, Шаляпин спросил Усатова, не пойти ли ему туда.
- Отчего же нет? — поддержал педагог. -- Попробуем! Будете петь и учиться у меня. Надо выучить несколько опер. «Русалка» и «Фауст» — это ваши кормильцы, так и знайте. Надо еще выучить «Жизнь за царя».
Однажды на репетиции Шаляпин услышал, как дирижер, итальянец Иосиф Труффи, говорил кому-то:
— Какой хороши колос у этот молодой мальчик!
Радости Федора не было границ.
Дебют на сцене Тифлисского казенного театра друзья получили одновременно. Их первое выступление отметила пресса: «Совершенно неожиданно весьма сносными исполнителями оказались новички оперной сцены г. Агнивцев (Амонасро) и г. Шаляпин (Рамфис), ученики г. Усатова, известные нам уже по концертам. Оба они пели и держались на сцене весьма прилично, хотя, конечно, нельзя и требовать от них полного знакомства со сценой — спокойного владения своими голосовыми средствами и игрой... Театр был переполнен», - отмечал 30 сентября «Тифлисский листок».
В репертуар театра Федор Шаляпин вошел уверенно и быстро, преодолев робость и застенчивость. В сезоне 1893/94 года артист выходил на сцену более шестидесяти раз, исполнял ведущие басовые партии в четырнадцати операх. В бенефисном спектакле 4 февраля 1894 года Шаляпин пел Тонио из «Паяцев» и Мефистофеля из «Фауста». «Г-н Шаляпин и на этот раз доказал свою музыкальность, мощь голоса и умение владеть им. Игра его, как всегда, была безукоризненной. Артист был в голосе, и многие выдающиеся арии по требованию публики были повторены», — писал рецензент «Тифлисского листка».
Сезон в Тифлисе завершился на высокой ноте успеха. Чтобы закрепиться на его вершине, Усатов благословляет своих лучших учеников — Павла Агнивцева и Федора Шаляпина — в путь, в Москву, в Большой театр. С ворохом рецензий и пачкой рекомендательных писем друзья отправляются завоевывать столицу.
Последнее впечатление Федора о Тифлисе: «Пришла на станцию Ольга с матерью. Я начал уговаривать ее ехать со мною. Она отказалась... Когда лошади потащили нас вдоль Ольгиной улицы на Военно-Грузинскую дорогу, сердце мое мучительно сжалось...»
«МЫ НАЙДЕМ ВАМ ТЕАТР!»
Федору двадцать один год. Несмотря на пережитые мытарства и скитания, он сохраняет наивность и неискушенность молодости. Вместе с Пашей Агнивцевым Шаляпин едет поездом в Москву. По дороге дали концерт в Ставрополе; в кармане гонорар 250 рублей — огромная сумма!
Мысли о Москве, о Большом театре будоражат воображение молодого певца. Чтобы скоротать дорогу, Федор садится играть в «три туза» со случайными попутчиками и очень скоро становится жертвой ловких поездных шулеров. Приподнятого настроения как не бывало, в душе горечь, тревога и злость на самого себя. Даже Паше Агнивцеву стыдно признаться в происшедшем. Радость от встречи с Москвой омрачена. Город только ошеломил провинциалов своей пестротой, суетой и криком.
Оставив свой нехитрый багаж в номерах, Шаляпин направился на Театральную площадь. Большой театр с величественной колоннадой, увенчанной квадригой Аполлона, поразил его. Храм искусства показался строгим и неприступным, не верилось, что его двери могут гостеприимно распахнуться перед ничтожным провинциалом, каким чувствовал себя Федор в эти минуты. Рядом с площадью — Охотный ряд, лавки, полные мясных туш, овощей, фруктов. Снуют разносчики всяческой снеди, лоточники, пестрят вывески трактиров, чайных, кофеен... но в кармане пусто. Пришлось возвратиться в номера.
Наутро Федор отправился в Дирекцию императорских театров на Большую Дмитровку. Сторож куда-то унес рекомендательное письмо Усатова, потянулись часы томительного ожидания. Наконец выяснилось: управляющий конторой П. М. Пчельников его не примет, а императорские театры закрыты до осени, прослушать певца некому. Оставалась хрупкая надежда: на даче под Москвой, в Пушкине, жили дирижеры Большого театра И. К.Альтани и У. И. Авранек - может быть, Шаляпину помогут письма их тифлисских коллег, антрепренера В. Л. Фор-катти и дирижера И. А. Труффи. Но и здесь певец не встретил сочувствия — никто не захотел прослушать его, дать совет, где устроиться, как продержаться до начала театрального сезона. Видимо, от соседей по номерам узнали Шаляпин и Агнивцев о Театральном агентстве E. H. Рассохиной. И вот они перед домом Сушкина в Георгиевском переулке, на углу Тверской. На втором этаже помещались залы «Первого театрального агентства для России и заграницы».
Умная и бывалая дама Елизавета Николаевна Рассохина заботилась в первую очередь о коммерческом успехе своего предприятия. Она помогала антрепренерам набрать труппу подешевле и сама получала за это хороший процент. Рассохина знала: в большинстве случаев к ней обращаются люди, потерявшие надежду устроиться где-либо самостоятельно, и потому никаких прав за ними не признавала. Неутомимая, шумливая Рассохина шариком каталась по залам своего агентства, расхваливала товар покупателю с исключительным искусством пройдохи-агента, якобы знающего весь артистический мир. Заключались сделки по договорам, где опять-таки все было на стороне антрепренера и мадам». Так запомнилось посещение бюро Рассохиной известному провинциальному актеру и режиссеру Н. И. Собольщикову-Самарину.
Федор принес Рассохиной фотографии в ролях, вырезки из тифлисских газет. Но не он один искал здесь хоть какой-нибудь сносный ангажемент. У дверей кабинета Рассохиной толпились актеры. Антрепренеры, высокомерно тесня их, солидно проходили в кабинет «к самой». В ожидании приема Шаляпин и Агнивцев слушали витиеватые актерские байки - то-то хвастался успехами в провинции, щедрыми подарками благодарной публики, демонстрировал
золоченые портсигары, перстни, брелоки, часы. Жаловались и на «хозяйку», на кабальные контракты и оборы.
Наконец Шаляпина приглашают в кабинет. Елизавета Николаевна желает услышать его пение. Федор волнуется: решается дальнейшая судьба. Но голос звучит хорошо, «хозяйка» довольна: «Отлично! Мы найдем вам театр!»
Ждать пришлось почти месяц. Бездеятельное прозябание в дешевых номерах угнетало — грязь, скандалы, крикливые соседи. В воспоминаниях Шаляпин назовет свое пристанище конурой. Паша Агнивцев приглашает товарища прогуляться по Москве. Федор мрачно отказывается: стыдно рассказывать о проигрыше. Но с голодом не поспоришь, Федор признается Павлу — денег нет! Друг благородно предлагает свои, они обедают в трактире Рогова, помещавшемся непосредственно под Театральным агентством. В залах с низкими потолками, в клубах сизого дыма, охотнорядские мясники, рыбники, возчики, грузчики, разносчики подводят итоги дневной торговли, выясняют отношения; там же актерская братия пропивает и проедает жалкие свои авансы, гонорары, золоченые портсигары и прочие подношения признательной публики.
Паша отзывчив и добр, но при этом отличается необыкновенной скрупулезностью: долги Шаляпина он заносит в записную книжку. Если он расходовал семь копеек, то записывал за Федором три с половиной. Это, конечно, правильно, однако и скучно же, думал Шаляпин и просил:
- Да запиши ты за мной четыре копейки!
- Зачем же? Половина семи — три с половиной, пяти — две с половиной...
После таких обедов хотелось побыть одному. Федор уходил на Воробьевы горы и оттуда любовался Москвой, золочеными куполами и маковками церквей. Город притягивал к себе, с высоты казался красивее и лучше. Но здесь, на Воробьевых горах, одолевали Шаляпина и грустные мысли о собственной бездомности, неустроенности, которым, казалось, нет конца, о несостоявшейся любви (письма от Ольги Михеевой приходили, но все реже и становились все короче)...
Наконец приходит вызов от Рассохиной. Захватив ноты, Федор мчится в Георгиевский переулок — его ждут! Рядом с «хозяйкой», вальяжно развалясь, расположился плечистый кудрявый человек в поддевке, впечатляющий своим внушительным видом. «Вот это настоящий московский антрепренер!» - подумал Федор. И не ошибся. Перед ним — сам Михаил Валентинович Лентовский, известный «маг и чародей», в прошлом актер Малого театра, славившийся постановками грандиозных феерий и зрелищ в театре «Эрмитаж».
— Пойте, — предложила Рассохина.
Федор решил исполнить арию из «Дон Карлоса», кивнул аккомпаниатору, но едва успел начать, как Лентовский оборвал его:
- Довольно. Ну, что вы знаете и что можете? «Сказки Гофмана» пели?
- Нет.
- Вы будете играть Миракля. Возьмите клавир и учите. Вот вам сто рублей, а затем вы поедете в Петербург петь в «Аркадии»...
Все поразило Шаляпина — и важный тон Лентовского, исключающий вопросы и сомнения, и 100 рублей, казавшиеся нежданным-негаданным богатством, и магические слова «Аркадия», «Петербург»... Федору и в голову не пришло прочитать внимательно договор, он все подмахнул не глядя. Заодно Рассохина подсунула певцу еще один контракт на зимний сезон в Казань и вексель, по которому Шаляпин в случае отказа от обязательств должен был заплатить неустойку. Лентовский и Рассохина казались ему благодетелями — он снова полон надежд, верит в грядущий успех!
А между тем Михаил Валентинович Лентовский сам находился в положении банкрота. Только этим можно объяснить его «предпринимательский союз» с арендатором буфета и театрального зала, неким Христофором Петросьяном. Вместе они надеялись
завлечь в сад «Аркадия», что в пригороде Петербурга, в Новой Деревне, гуляющую публику. О грядущих представлениях «знаменитого Михаила Лентовского» гласили афиши на круглых тумбах, об этом сообщали газеты.
Судьба Павла Агнивцева еще не решена, но Федор не может скрыть своей радости, он спешит проститься с грязными номерами. Друзья встретятся теперь в апреле — мае 1899 года: Шаляпин приедет на две недели в Казань, его партнером будет Павел Агнивцев.
Итак— снова в путь! Федор на Каланчевской площади, у перрона Николаевского вокзала, дымит паровоз, начальник станции в последний раз трижды ударяет в станционный колокол, гудок! Шаляпин едет в Петербург.
...Белые ночи кончались, но вечерами по-прежнему было светло. Императорские театры уже давно закрыли сезон, артисты пребывали на гастролях в провинции, столичные театралы отдыхали на пригородных дачах — теперь это стало модным. Театральная жизнь из центра Петербурга перемещалась в частные и летние театры.
Впрочем, в дачных театрах можно было встретиться с высоким искусством. В Озерках зрители, как сообщалось в газетной хронике, благодарно аплодировали талантливой инженю госпоже Комиссаржевской, которая впервые выступила перед петербургской публикой.
В эту же пору, в последние июньские дни 1894 года, в Петербурге объявился и певец Федор Шаляпин. Его пылкому воображению российская столица рисовалась каким-то праздничным городом, вознесенным на гору и утопающим в зелени. Из окна вагона увидел он поначалу бесконечные рабочие слободы, закопченные трубы фабрик, кирпичные корпуса заводов. И Петербург показался Федору дымным, хмурым, непохожим на тот, который он себе представлял.
Чего ждал Шаляпин от Петербурга? Далеко идущих планов у него не было. Именно поэтому певец легко примирился с тем, что «Аркадия» оказалась не роскошным столичным театром, а непритязательным увеселительным заведением, какие он видел в садах Казани, Уфы, Астрахани, Баку, Тифлиса. И театр в «Аркадии» тоже был деревянный, располагался в саду, недалеко от открытой летней эстрады и ресторана.
Летом в «Аркадию» на Новодеревенскую набережную съезжалось много веселящейся публики. На извозчиках, на небольших пароходиках, курсировавших по Большой Невке, прибывали офицеры с нарядными дамами, модные адвокаты, биржевые маклеры, чиновники, купцы, содержатели торговых домов и магазинов. Бывал здесь народ и попроще. Зрелищ предлагалось много, на разные вкусы и по разным ценам. Нынешний сезон открылся, как обычно, весной, в мае. Зрителям была обещана заманчивая программа: театральные спектакли, феерические представления, «кафе-шантаны с балетно-шансонетною программою» и прочие увеселения. Артисты выступали в закрытом помещении и в саду, на открытой эстраде.
Федор снял комнату в небольшом деревянном доме в Новой Деревне, неподалеку от «Аркадии», и, пока Лентовский не приехал, днем гулял по Петербургу, а вечерами в «Аркадии» аплодировал озорной шансонетной певице Паоле Кортез. В целом же дела «Аркадии» шли неважно, и потому на грядущие представления Лентовского — «мага и волшебника»,
как рекламировали его в газетах, — возлагались большие надежды.
12 июля труппа Лентовского наконец начала гастроли. Давали феерию в пяти картинах «Козрак, или Брака-та-куа». Пресса сочла либретто скучным, грубым, бессмысленным и несценичным.
Зрители быстро охладели к спектаклю. Не пробудили стойкого интереса и «Сказки Гофмана», в которых 24 июля выступил Шаляпин. Дирижировал оперой Иосиф Антонович Труффи, старый знакомец по Тифлисскому оперному театру.
И все же первое выступление Шаляпина в Петербурге было замечено. Журнал «Артист» отмечал, что оркестр играет с увлечением; солисты заслуживают похвалы; недурен также мужской хор. Публике в числе прочих понравился и «Шляпин (красивый basso cantante)». Первое упоминание в петербургской прессе не обошлось без опечатки.
«Магу и волшебнику» явно не везло. Моросили дожди, погода не располагала к прогулкам. Интерес публики к представлениям в «Аркадии» быстро угасал, Лентовский поставил новый спектакль — фарс «Орловский тигр, или Необыкновенные приключения», но положение не изменилось. «Маг» мрачен, ругается и даже дерется с Христофором Петросьяном, официальным держателем антрепризы и арендатором театра. Труппа бедствует, Лентовский отделывался полтинниками, лишь иногда Федору удается выклянчить у раздраженного «волшебника» трешку или пятерку...
Поняв, что фортуна отвернулась от обитателей «Аркадии», Лентовский как мог рассчитался с долгами и отбыл в Москву. Шаляпину тоже пора было уезжать в родную Казань: в кармане у него лежал подписанный у Рассохиной контракт с оперной антрепризой Н. В. Унковского. Но как не хотелось ему теперь покидать Петербург! Федору нравились широкие, ровные, прямые многолюдные улицы, просторы проспектов и набережных, полноводная темная Нева, украшенные скульптурами аллеи Летнего сада.
В государственных театрах открывался сезон. Шаляпин дал объявление в газете: «Оперный артист (бас), свободный на зимний сезон, ищет ангажемента». Но предложений не последовало. Молодой певец покинул Новую Деревню и переселился на Охту, пристанище петербургской ремесленной бедноты, район жалких лачуг, чахлых деревьев: здесь жизнь дешевле. Столица в эту пору сильно менялась, утрачивала свой «строгий, стройный вид». Огромные доходные дома неожиданно возникали даже в центре города, они скрыли Адмиралтейство, ранее выходившее на Неву, и Петербург лишился едва ли не лучшего из своих архитектурных ансамблей. Одним из самых уродливых зданий был Панаевский театр, названный так по фамилии своего владельца. Летом 1894 года его арендовало Оперное товарищество знакомого Федору по Тифлису дирижера И. А. Труффи. Неудивительно, что здесь вскоре оказался и Шаляпин.
Труппа была набрана в основном из провинциальных певцов. Они с энтузиазмом взялись за новое дело. «Сегодня товарищи имели первое заседание, на котором были вполне определены как состав, так и месячный бюджет товарищества. С завтрашнего дня начнутся репетиции», — сообщала газета «Новости» 29 августа. Репертуар составили из популярных ходовых названий, хорошо знакомых Шаляпину по Тифлису: «Трубадур», «Аида», «Травиата» Дж. Верди, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Африканка» Дж. Мейербера, «Кармен» Ж. Визе, «Фауст» Ш. Гуно, «Паяцы» Р. Леонкавалло.
Неуютный зал не понравился Федору, но встретили его хорошо и в первом же спектакле — «Фаусте», состоявшемся 18 сентября 1894 года, — он пел Мефистофеля. Газета «Новое время» писала: «Приятный бас у г. Шаляпина (Мефистофель), силы этого певца, кажется, невелики, под конец спектакля его голос звучал утомленно в сцене в церкви и в серенаде, которую его, однако, заставили повторить». «Голос его хорош», — отметила и «Петербургская газета»; указав на малую опытность артиста, на плохой грим и ряд вокальных промахов, репортер тем не менее оценил общее впечатление в пользу певца.
Спустя месяц — премьера оперы Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол». Шаляпин пел Бертрама. Рецензент «Нового времени» выделил его из прочих исполнителей, назвал его пение «сравнительно недурным», «Петербургская газета» оказалась более сдержанна, а в газете «Русь» начинающий музыкальный обозреватель, в будущем известный композитор Николай Черепнин, разнес спектакль в пух и прах...
УРОКИ РУССКОГО КИНА
20 октября 1894 года умер император Александр III. В знак траура все театры были закрыты почти на полтора месяца, но Панаевской труппе после долгих хлопот разрешили играть оперы. Спектакли пошли удачно. Шаляпину удалось быстро обратить на себя внимание публики; его имя одобрительно упоминалось в рецензиях; им начали интересоваться знатоки театра, за кулисы к нему приходили известные в петербургском художественном мире люди.
Одним из таких авторитетных людей был Василий Васильевич Андреев, балалаечник-виртуоз, организатор и руководитель русского народного оркестра. Он сразу оценил талант Шаляпина, пригласил к себе. В его квартире в богатом доме, выходящем углом на Невский проспект и Пушкинскую улицу, собирались музыканты, артисты, художники. Молодой певец открывал для себя новый мир. «Душа моя насыщалась в нем красотой, я смотрел, слушал, учился», — писал впоследствии Шаляпин.
В. В. Андреев в ту пору еще не имел той блистательной славы, которая пришла к нему позже, но все же был достаточно известен. В 1889 и 1892 годах прошли успешные гастроли его оркестра в Париже, он часто выступал с концертами в Петербурге, Москве. Андреев возрождал и совершенствовал старинные народные инструменты. По выражению одного из современников, он ухитрился соединить «фрак и балалайку», сделав свой оркестр великолепным музыкальным коллективом, который пользовался успехом у самых разных слоев российской и европейской публики.
Андреев привлекал к себе людей — простотой, открытым дружелюбием, приветливостью. При этом Василий Васильевич сохранял какую-то особую «петербургскую» элегантность, изысканность и почитался в художественных кругах «законодателем мод». Наблюдая за поведением молодого Шаляпина, Андреев советовал ему, как следует одеваться, как вести себя в обществе:
- Чай пить во фраке не ходят... Фрак требует лаковых ботинок, — иногда осторожно замечал Василий Васильевич.
Федор не обижался, он и сам тяготился своей провинциальной неуклюжестью: «В. В. Андреев усердно и очень умело старался перевоспитать меня. Уговорил остричь длинные «певческие» волосы, научил прилично одеваться и всячески заботился обо мне», — с благодарностью вспоминал Шаляпин.
Андреевские «пятницы» для Шаляпина — уроки серьезного понимания искусства. Молодой артист подкупал всех своей необыкновенной восприимчивостью, как губка впитывал новые впечатления, жадно слушал собеседников. Василий Васильевич целенаправленно расширял круг его знакомых и наконец свел с дирижером Мариинского театра Эдуардом Францевичем Направником.
В дом известного любителя искусства Тертия Ивановича Филиппова Федора привели В. В. Андреев и молодые друзья певца братья Стюарты. Т. И. Филиппов — фигура колоритная. Член Комитета министров, Государственный контролер, убежденный славянофил, он дружил с А. Н. Островским, Ал. А. Григорьевым, М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, В. В. Андреевым, покровительствовал замечательному исполнителю былин Трофиму Рябинину, известной сказительнице-вопленнице Орине Федосовой. Федор стал бывать у него на музыкальных вечерах, сам участвовал в концертах, пел соло и в хоре.
В начале января 1895 года Филиппов собрал у себя многих знаменитостей: играл на рояле приехавший из Москвы вундеркинд Иосиф Гофман, выпевала рекрутские причитания Орина Федосова. Федор проникновенно исполнил арию Сусанина, чем растрогал сестру Глинки Людмилу Ивановну Шестакову. Тогда же Шаляпин познакомился с Иваном Федоровичем Горбуновым, актером Малого и затем.Александрийского театра.
Горбунов прекрасно играл характерные роли в пьесах А. Н. Островского, но особенно прославился как непревзойденный рассказчик и исполнитель драматических импровизаций и собственных жанровых зарисовок. В написанных им «Сценах из народного быта» изображались крестьяне, купцы, мастеровые, приказчики, генералы, городские обыватели. Шаляпин не успел близко сойтись с Горбуновым: очень скоро, в конце декабря 1895 года, его не стало. Но певец всегда тепло вспоминал о Горбунове, говорил, что многому научился у него, тоже старался в жизни и на сцене быть свободным и пластичным.
Федору повезло: на него смотрели не только как на забавного провинциала или диковинного самородка. В. В. Андреев и Т. И. Филиппов разглядели в нем талант артиста, ум, душу: по мере сил они стремились помочь ему, щедро делились своим опытом — житейским и художественным.
Вечера у Андреева нередко продолжались в ресторане Лейнера. На втором этаже огромного здания, фасады которого выходили на Невский, набережную Мойки и Большую Морскую, разместился своеобразный артистический клуб. Публика собиралась яркая, талантливая, шумная. Завсегдатаем был Мамонт Дальский, в ту пору премьер Александрийского театра, фигура в Петербурге весьма популярная. С мощным трагическим темпераментом он играл Гамлета, Чацкого в «Горе от ума», Незнамова в «Без вины виноватых», Рогожина в «Идиоте» и самую любимую свою роль — актера Кина в пьесе А. Дюма-отца «Кин, или Гений и беспутство». Известен был Дальский и своими бурными богемными авантюрами. «Игра — моя жизнь», — говаривал он часто; дерзкая бравада, картежные баталии, кутежи с цыганами принесли ему репутацию «беспутного Кина» — как часто называли его поклонники.
Шаляпин знал Дальского по спектаклям Александрийского театра. Драма с юных лет влекла Федора, потому едва ли не самыми захватывающими стали первые петербургские театральные впечатления. Императорские театры традиционно открывались в России 30 августа, попасть туда бедному провинциалу было трудно: слишком дороги билеты. Но Федор старался не пропускать спектаклей дачных антреприз, в которых играли знаменитости, и различные благотворительные представления с их участием.
Как-то он оказался в летнем театре в Петергофе на спектакле с премьерами Александринки — М. Г. Савиной, К. А. Варламовым, В. Н. Давыдовым, П. Д. Ленским и молодым тогда Юрием Юрьевым. На следующий день, когда Юрьев зашел по каким-то мелким делам в Контору императорских театров, он обратил внимание в толпе чиновников и артистов на обрамленное длинными волосами лицо блондина — то ли семинариста-бурсака, то ли церковного певчего. Молодой человек привлекал к себе внимание удивительно выразительной мимикой, отражавшей увлеченность беседой. Белокурый юноша тоже заметил взгляд Юрьева и, когда тот собрался уходить, с досадой и при этом добродушно воскликнул, обратившись к окружающим:
— Да познакомьте же нас, черт возьми!.. Я все ждал, что вы догадаетесь это сделать, и вот теперь самому приходится быть навязчивым.
Их представили друг другу, и Шаляпин тут же стал восторгаться виденным накануне спектаклем:
- Вчера я был в Петергофском театре... Смотрел вас и сразу узнал... Какой чудесный спектакль!.. Особенно мне понравилась тургеневская вещица... Тургенев! Вот, шут его побери, так писатель!.. Понимаешь, мил человек, — Италия, Сорренто, вдали Вели, луна, гитара, серенада, и на фоне всего тут тебе влюбленная парочка... Дьявольски красиво!.. Так потянуло меня в этот благословенный край!.. А глав-. у этого шельмы Ивана Сергеева все в точку!., Можно было и засахарить. Ничего подобного! Никакой тебе конфеты!..
Юрьеву, в общем-то привыкшему к назойливости (откровениям поклонников), такой экспромт показался любопытным: странного вида собеседник говорил о спектакле вычурно, да еще с характерным волжским оканьем, но с пониманием, непосредственно и свежо. Подумалось откуда у него, казалось бы мало тронутого культурой, знание эпохи, чувство характера и стиля тургеневского письма? Юрьев с интересом поддержал разговор и немало подивился поведанной ему истории появления Федора в столице и его страстной любви к театру.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 175 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!