Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Царь-бас фёдор Иванович




Содержание

Вместо предисловия................................................................. 4

Часть 1. САМОРОДОК

Глава 1

«Как во городе то было во Казани...»............................... 5

Театральные «ожоги»......................................................... 14

Сесть мимо стула— хорошая примета.............................. 20

Побег к малороссам, или История с колбасой.............. 27

«Ах, Ольга! Я тебя люблю...»............................................. 31

«Мы найдем вам театр!»..................................................... 39

Уроки русского Кина......................................................... 46

«Я благодарю Бога за первые неуспехи».......................... 55

Глава 2

Чудеса Нижегородской ярмарки....................................... 62

«Безумно я люблю Торнаги...»........................................... 68

«Сатана там правит бал!».................................................... 73

Иван Грозный покоряет Москву....................................... 78

«Новый великий талант народился!»............................... 82

Медовый месяц с «Борисом Годуновым»........................ 90

Прощание с Частной оперой............................................ 95

На театральном Олимпе..................................................... 104

«Ужег я их игрой!..»............................................................ 118

«Альпы перешли. Париж покорен»................................. 126

Часть 2. КУМИР

Глава 1

Любимец литературной «Среды»....................................... 130

Еремка со «Дна» и Мефистофель из преисподней.......... 143

Врубелевский Демон Шаляпина....................................... 149

«Эх, дубинушка, ухнем!».................................................. 155

Московский дом................................................................. 165

«В заботах суетного света...»............................................. 172

Вечера в подвале и ночи под куполом............................. 177

«Враг рутины»..................................................................... 186

Глава 2

Денди из соборных певчих................................................ 193

Символы Добра и Зла........................................................ 199

Скандал с «коленопреклонением».................................... 206

Глава двух семей................................................................ 222

Конец мирной жизни......................................................... 230

Венчание на киноцарство............................................... 236

В частных театрах............................................................... 243

Песнь революции................................................................ 251

Часть 3. ГРАЖДАНИН МИРА

Глава 1

«...Освободить гений Шаляпина от экономического

удушения»............................................................................ 254

«Никакого смысла в моей работе нет...».......................... 267

«Я снова чувствовал себя артистом»................................. 280

Все дальше от России........................................................ 286

Глава 2

Наказание без преступления............................................. 297

«Очень хотят тебя послушать Сталин, Ворошилов

и др.»................................................................................... 304

«Здесь русский дух...»......................................................... 318

«Умер только тот, кто позабыт...»................. 331

Фотографии………………………………………………… 343

Литература....................................................................... 350

Вместо предисловия

Существуют две могилы Шаляпина — одна в Париже, на кладбище Батиньоль, другая в Москве, на Новодеви­чьем. По правде говоря, белый мраморный памятник ра­боты скульптора А. Елецкого не предназначался для над­гробия и попал в отечественный некрополь по воле слу­чая, впрочем весьма закономерного, если вспомнить судь­бу Федора Ивановича Шаляпина.

Так уж вышло, что и при жизни, и после смерти ве­ликого артиста его биографию многократно переписыва­ли—в зависимости от злобы дня. Перезахоронение праха Шаляпина на родине осуществлялось конечно же как «восстановление исторической справедливости» и было по-своему смелым поступком. На дворе — 1984 год, артист еще не прощен, не реабилитирован. Эмиграция — тяжкий грех и одновременно «трагедия художника, не принявше­го революцию». Официальному разрешению на перезахо­ронение праха предшествовала долгая борьба, которую возглавил писатель Юлиан Семенов. Его связи с органами и, в частности, с Ю. В.Андроповым решили дело. Хоронили прах великого артиста в 1984 году «полуофициаль­но», провести церемонию доверили Большому театру и Союзу композиторов. Из Италии и Англии приехали дети певца— Федор, Марфа, Марина.

В конце 80-х конъюнктура в стране резко изменилась... Все то, за что костили Шаляпина долгие годы — эмигра­ция, «крамольная» книга «Маска и душа», — в новой ситу­ации создавало ему ореол жертвы большевиков, хотя еще при коммунистическом режиме Совмин РСФСР успел от­менить «как необоснованное» постановление Совнаркома 1927 года о лишении певца звания народного артиста.

И звания, и советского гражданства Шаляпин был ли­шен после того, как пожертвовал голодным детям русских безработных, живших во Франции, пять тысяч франков. На родине этот благородный поступок квалифицировали как финансовую поддержку белоэмиграции.

Одновременно с развернувшейся в советской печати травлей певца активизировалась кампания по возвраще­нию «блудного сына» на родину. Федору Ивановичу сули­ли торжественную встречу, «златые горы», виллу в Кры­му... Артист не поверил щедрым обещаниям и вернуться не пожелал...

...Федор Иванович завещал похоронить себя" на клад­бище Батиньоль. Весь мир скорбел о кончине великого ар­тиста. Гроб с телом Шаляпина еще стоял под образами в его парижской квартире, когда в московских «Известиях» (14 апреля 1938 года) появилась заметка:

«Телеграф принес известие о смерти в Париже Федо­ра Шаляпина.

Шаляпин, пройдя в свое время большой творческий путь, создал ряд образов, вошедших в историю русского оперного театра.

Однако в расцвете сил и таланта Шаляпин изменил своему народу, променял родину на длинный рубль. Ото­рвавшись от родной почвы, от страны, взрастившей его, Шаляпин за время пребывания за границей не создал ни одной новой роли. Все его выступления за рубежом носи­ли случайный характер. Громадный талант Шаляпина ис­сяк уже давно.

Ушел он из жизни, не оставив после себя ничего, не передав никому методов своей работы, большого опыта. Литературное наследство Шаляпина не представляет ни­чего интересного для искусства. Это хронологическое из­ложение различных эпизодов, поражающее своим идей­ным убожеством».

...Часто в концертах Шаляпин с успехом исполнял арию Дона Базилио о клевете. Что такое клевета, певец знал не понаслышке. И до революции феноменальную по­пулярность и славу Федора Ивановича Шаляпина исполь­зовали все кому не лень: репортеры и карикатуристы, кондитеры и парфюмеры, радикалы и либералы, «левые» и «правые». Не раз Шаляпину приходилось оправдываться, отметать всяческие небылицы... Эта книга — попытка ска­зать о нем правду.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...