Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различных периодов Священной истории. 1 страница



Период праотцев.

Как было сказано в разделе об отечественной библейской археологии, ее особенностью было внимание к вопросу о происхождении человека. Упомянутый интерес отличал отечественных исследователей от зарубежных, причина чего видится в том, что западное христианское мышление уже давно перешло к системе существования двух истин, и потому отдавая вопрос антропогенеза в ведение светской науки, вполне считало возможным сосредоточиться на изучении археологических памятников библейских событий более позднего времени. Православное, цельное мировоззрение с подобным разделением смириться не может в силу того обстоятельства, что проблема происхождения человека обуславливает всю историю его существования, и лишь обоснование библейской точки зрения дает возможность говорить о необходимости и значимости дальнейших библейских повествований, подтверждением которых и занимается изучаемая нами наука. Понимая основополагающее значение антропогенеза, и зная о трудах светских археологов в этой сфере, отечественная церковная наука, как нам известно из вышеупомянутого раздела, творчески использовала достижения палеоантропологии XIX - нач. XX века, оставляя лишь открытым вопрос о датировке находок и ее согласовании с библейской хронологией. Этот вопрос не решен и сейчас, когда существуют различные методы датировок, о которых было уже сказано в соответствующей главе.

Библейское учение об антропогенезе хорошо известно, однако оно вызвало массу различных, часто прямопротивоположных истолкований, многие из которых стали не просто понятны, но и актуальны сейчас, когда археологами, антропологами и генетиками подвергнута серьезной критике теория Дарвина, согласно которой человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов. Для доказательства библейского учения об антропогенезе ранее часто привлекали косвенные данные, такие, как например выводы археологов о количестве населения Земли: 25 тыс. лет назад - 3,34 млн. чел., 6 тыс. лет назад - 85 млн., I в. - 480 млн. чел. При помощи этих цифр выстраивали график геометрической прогрессии, приводившей к праотцам. Теперь же мы имеем археологические находки, свидетельствующие не только о том, что человек не произошел от обезьяны, но и о том, что он более древен, чем его "предполагаемые предки".

После находки в 1960 г. Л. Лики останков существа, названного презинджантропом, его долгое время считали предком человека, ведя споры - к кому ближе Homo habilis - к нам, или же к обезьянам. Радиоуглеродный анализ дал для останков дату в 1.750 тыс. лет. Ситуация изменилась в 1972 г., когда Р. Лики в Кооби-Фора, в Африке, был найден череп, датируемый по изотопам в 2,9 млн. лет. Сенсационность данного открытия заключалась в том, что этот, так называемый "череп № 1470" явно принадлежал человеку, и был значительно древнее всех обезьяноподобных "предков человека". Сам Ричард Лики заявил, что теперь все теории эволюции неверны. Об этом было заявлено на проходившем в августе 1982 г. в Москве XI Международном конгрессе ИНКВА (Международный союз по изучению четвертичного периода). На конгрессе была даже образована специальная секция под названием "Проблемы антропогенеза и палеоантропологии". Там же было сделано сообщение, что в Эфиопии была раскопана стоянка Гона, где были обнаружены останки древних людей живших ок. 4 млн. лет назад. Самым же серьезным археологическим доказательством древности и уникальности человеческого рода являются находки сделанные в ноябре-декабре 2000 г. в Кении французскими исследователями Брижитт Сеню, Домиником Гоммери и их английским сотрудником Мартином Пикфордом.

Найденные ими шесть скелетов не просто древние - им около 6 млн. лет, но принадлежат существам, которых вполне можно назвать людьми - в отличие от австралопитеков - самых древних "предков" живших 3,5 млн. лет назад - т.е. куда позже. Найденные особи превосходили австралопитеков и не только ростом и весом: у них были плоские, человеческие лица, они ходили на задних конечностях и прямо держали голову. У них были маленькие, человеческие зубы. А по характеру истертости эмали зубов ученые определили, что они, в отличие от австралопитеков и других высших приматов питались не только плодами, но и мясом. На Конференции, прошедшей в январе 2001 г. в Музее естественной истории в Париже Брижитт Сеню высказала свое твердое убеждение в том, что представленные находки окончательно дискредитируют существующие сценарии эволюции человека.

Упомянутые сценарии весьма разнообразны, так как классической дарвиновской теории в 1960-х годах был нанесен ощутимый удар. Ведь сам Дарвин, и его современники считали, что внешние условия могут изменить наследственность. Мы же теперь знаем, что последняя зависит от генокода каждого из нас, а у людей он одинаков на 99,9% - оставшиеся 0,1% дают имеющееся разнообразие ныне живущих людей.

Более того, генетики Аризонского университета в США и Кембриджского университета в Великобритании на основании многолетних экспериментов в 1995 г. сделали совместное заявление, что все ныне живущие люди имеют одного совместного предка - мужчину, и одного совместного предка - женщину. Говорить об этом приходится в силу того обстоятельства, что, видя подобные археологические и генетические доказательства библейского повествования о происхождении рода человеческого, некоторые светские ученые выдвинули гипотезу, согласно которой человек возник в результате мутаций, вызванных увеличением уровня радиации в районе Великого Африканского Рифта, где концентрация урана от обычных 0,5% повысилась до 40%, что привело к появлению прямоходящих существ, потерявших возможность существовать за счет тех методов добычи пищи, которыми пользовались обезьяны. В таких условиях единственным способом сохранения человека от гибели и стал труд, породивший цивилизацию.

Данная новая атеистическая гипотеза несостоятельна и по мнению археологов, и по мнению генетиков. Последние знают, что большая часть наследственных болезней, синдромов, аномалий являются следствием появления мутации, так как в результате изменения вложенной в каждого из нас информации (генокода), получается искаженная копия творения Божия. Для археологов же вышеприведенная теория неприемлема в силу следующих причин. Современная археология утверждает, что труд не создал человека, но дал ему единственную возможность выжить - так как по естеству он был куда слабее всех иных приматов. Исходя из этого, сторонники мутагенетической теории утверждают, что человек потому и стал развиваться, трудясь, так как в результате мутаций он стал не приспособлен к жизни в этом мире - лысая, прямоходящая обезьяна в нем не имела никаких шансов выжить.

Однако, исследования, произведенные в 1960-х годах английской ученой Джейн ван Лавик-Гудолл, свидетельствуют, что и шимпанзе используют орудия, но систематическим труд может стать лишь при наличии развитого сознания, способного ставить цели и удерживать на них внимание. Таким образом - труд и сознание должны были возникнуть одновременно. Для светской науки данный вопрос неразрешим и поныне. Мы же знаем, что обладавший сознанием Адам был низвержен в этот мир, выжить в котором он смог, только начав трудиться.

Итак, археология, говоря о том, что человек возник в виде пары особей, не приспособленных к жизни в животном мире, и уцелевших лишь благодаря осознанному, разумному труду, полностью подтверждает православное учение об антропогенезе. Учение это, как нам известно, говорит о том, что праотцы были низвержены в этот мир, где были вынуждены употребить единственное, что выгодно отличало их ото всех остальных его обитателей - разум, употребить, трудясь, так как иного способа выжить у них не было. В свете этого интересным является мнение еп. Василия (Родзянко), который, основываясь на словах отцов о том, что "Рай в Эдеме на Востоке" означает, что он за восходом солнца, на небе, но не на звездном, а там где и есть Царство Небесное, утверждал, что и находится он "по ту сторону Большого Взрыва". Продолжая эту мысль, многие утверждают, что психосоматическое существо человека, общее с приматами, это и есть "кожаные ризы" данные человеку в грехопадении. Светскую точку зрения на данный вопрос высказал академик РАМН В. Казначеев, утверждавший, что вообще весь растительный и животный мир это лишь "способ существования информации в белково-нуклеиновом веществе", то есть, говоря языком церковным, воплощение сущетворных логосов тварного бытия. Церковное же понимание "кожаных риз" вполне коррелирует с данными и археологии и антропологии. Ведь никто иной как преп. Максим Грек говорил, что ризы эти и есть биологическое, скотоподобное существование человека, сопряженное со страданием, а по свят. Григорию Нисскому, жизнь Адама при одеянии в "ризы кожаные" потому и превратилась в выживание, что в результате этого одеяния скотоподобные черты вошли в состав человеческого естества, свойства животной природы соединились с человеческими.

Интересным для нас может быть и то, что археология, пытаясь реконструировать жизнь ранних людей, обращалась к исследованиям обществ высших приматов - и выводы были сенсационными. Мы помним, сколь долгое время светская наука говорила о "человеческом стаде", которое лишь впоследствии эволюционировало, создавая при этом общество и общественные отношения. Сейчас известно, что отношения эти в сообществах обезьян очень сложно организованы. В них есть вожаки, есть и подчиненные. Если нет вожака, власть захватывают другие, создавая замкнутый "аристократический кружок". Очень сильны у них не только родственные отношения, но и дружба, часто проходящая через всю жизнь. Приближенные к вожаку пользуются благами раньше других, остальные получают лишь объедки. Есть и приниженные, всеми пинаемые обезьяны, которые если и осмелятся взять что-то в рот без разрешения вожака, то пищу у них просто вытащат изо рта. Детеныши, рожденные не в "аристократическом кругу", привыкают кланяться привилегированным самцам, их самкам и детенышам. Изменить свое "социальное положение" может лишь отважный охотник, либо самец, избивший вожака.

Вышеизложенное для нас интересно может быть тем, что показывает, что есть свойства скотоподобные, относящиеся к "ризам кожаным", а что - человеческие, то есть свойственные лишь человеку - образу и подобию Божию. О том же, как человек, низверженный в этот мир приспосабливался к нему, повествует подробно Священное Писание, а библейская археология аргументировано подтверждает библейское повествование.

Пытаясь приспособиться к этому миру, человек использовал самый простой и доступный всем материал - камни, орудия из которых используются и по сей день. Еще на стоянках олдувайской культуры находят манупорты - необработанные камни, принесенные человеком за десятки километров. Древнейшие города, в том числе Иерихон, были созданы исключительно каменными орудиями. Использованием их обусловлено и возникновение первых цивилизаций.

Свидетельства книги Бытия о быте и духовной жизни первых людей находят множество археологических подтверждений. Так слова Писания о том, что еще в самом начале жизни праотцев возникло кочевое скотоводство (Быт. IV, 20), подтверждается археологическими находками. Возникшее тогда же земледелие создало возможность для построения городов (Быт. IV, 17). Находки струнных и духовых инструментов, также относящиеся к каменному веку, подтверждают библейское свидетельство об их возникновении в начальный период человеческой истории (Быт. IV, 21). Именно люди каменного века создали все виды музыкальных инструментов - ударные, струнные и духовые. Около Чернигова в жилище из костей мамонта были обнаружены предметы, составлявшие древнейший оркестр: две костяные колотушки, шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин и молоток из рога северного оленя. Слова Священного Писания об изобретении в то же время множества орудий (Быт. IV, 22) находят свое подтверждение в том, что орудиями тех далеких времен человек производил даже трепанации черепа - для лечения опухолей и переломов. Следы таких операций прослежены в Европе еще в мезолите. Об удачности таких операций свидетельствует то, что края раны на черепе хорошо зарубцевались - то есть человек еще долго жил. Святоотеческое истолкование упоминания в Быт. IV, 22 Ноемы - как изобретательницы украшений подтверждается фактом наличия в обществах каменного века разнообразных украшений: каменных, металлических, костяных. Тогда же возникает татуировка и раскрашивание тела. Браслеты и кольца дополнялись изобретательными прическами, которые женщины фиксировали при помощи глины. При раскопках трипольских поселений часто находят какие-то непонятные "станки" из обожженной глины - с овальной выемкой в верхней части. Разгадка их применения была найдена в Египте - точно такие же подставки, вырезанные из дерева в виде полумесяца, на низком подножье, употребляли вместо подушки, чтобы во сне не испортить прическу.

Существование у первых людей семьи, о чем свидетельствует книга Бытия, подтверждается множеством археологических свидетельств. Более того, многие ученые, исходя из бесспорного факта наличия ммоногамного брака у всех известных науке реликтовых обществ, полагают, что индивидуальный брак существовал в человеческом обществе извечно - как о том и говорит Священное Писание.

Раньше наука считала людей каменного века бродячими дикарями, теперь же, на основании многих археологических данных можно утверждать, что образ жизни этих людей, создававших определенную, зачастую весьма стройную систему жилищ и поселков, значительно ближе к нашему, чем казалось ранее. Яркий тому пример - жилища древних охотников в Костенках I. Сложная система этого поселения свидетельствует о существовании определенного внутреннего распорядка, унаследованного от предшествующих поколений.

Однако если археология дает подтверждения лишь общей картины жизни праотцев, то подробные сведения о первоначальных событиях человеческой истории - пребывании в Эдеме, грехопадении и потопе, дает сведения вспомогательная дисциплина библейской археологии - палеоэтнография. Дело в том, что предания всех архаичных народов земли в той или иной степени сохраняли воспоминания об этих событиях. Так, у разных народов есть предания о золотом веке, упомянутом в "Теогонии" Гесиода. В шумерской поэме о блаженном состоянии первых людей говорится:

"В стародавние времена не было змей,

Не было скорпионов,

Не было гиен и не было львов,

Не было ни диких собак, ни волков,

Не было ни страха, ни ужаса,

И человек не имел врагов".

Те же народные предания сохранили память о древе жизни, плоды которого давали бессмертие. Индийцы называли его калпанкшам, персы - гом, арабы - туба, майя - кейба, греки - лотус, германцы - иггдрасиль.

На ассирийских скульптурных памятниках постоянно встречается древо жизни, иногда окруженное поклоняющимися ему царственными лицами (рис. 1), либо крылатыми духами.

У других народов древо жизни часто изображалось на погребальных памятниках, либо даже на печатях (рис. 2).

Предания большинства народов мира содержат повествования и о падении первых людей. Вот как сказано о грехопадении людей и последовавшем искажении их природы в "Речениях Ипуера" (Египет, XVIII в. до Р.Х.):

"О если бы Он исправил их сущность в первом их поколении! Да разбил бы Он грех, протянул бы руку против него! Уничтожил бы имя и потомство его! (т.е. греха) Люди же желали рождать для него (для греха), и произошло несчастье. Нуждающиеся на всех путях. Вот что произошло".

Тибетское повествование о грехопадении говорит о том, что первые люди были как боги, но они испортились, когда вкусили от дерева шима. После этого они стали чувствовать голод, сияние исчезло с их лиц. С этого времени сократилась и их жизнь. Иллюстрацией такого же аккадского предания является печать XX в. до Р.Х. с выгравированной сценой искушения прародителей (рис. 3).

Память о вселении диавола в змея также нашла свое отображение в преданиях различных народов, зафиксированных и на археологических памятниках: (рис. 4) изображает поражение вселенского зла в виде змея Апопи древнеегипетским божеством Гором, а на (рис. 5)

иранский Митра поражает прародителя зла Аримана в виде змея.

Среди большинства народов, как древних, так и сохранявших к XIX - нач. XX в. архаичную культуру, существовало множество сказаний о катастрофическом наводнении, изменившем наш мир. Хотя в течение веков первоначальное предание весьма изменилось, в этих сказаниях существуют важные ключевые моменты, совпадающие с библейским текстом, и, следовательно, доносящие до нас свидетельства о реальном событии.

Во-первых, предвестником потопа являются различные божества, повелевающие своим избранникам построить большой корабль.

Во-вторых, в числе спасшихся постоянно фигурируют два человека - мужчина и женщина, иногда сопровождаемые детьми.

В-третьих, спасшиеся высаживаются на вершину горы.

Археологические раскопки в Междуречье донесли до нас аккадскую переработку шумерского повествования о творении мира и о потопе - "Энума элиш". Повествование о шумерском Ное - Утнапишти - еще одно основание для предположения о том, что все подобные сказания являются отражением реального события, память о котором сохраняли древние.

Основная же находка, свидетельствующая об истинности библейского повествования о потопе - Ноев ковчег. Свидетельства о нем относятся к глубокой древности. Так, Иосиф Флавий в “Иудейских древностях” свидетельствует, что многие приносили с Арарата частицы ковчега. В 1800 году американец К. Рич опубликовал сообщение Аги Гусейна, который утверждал, что он добрался до Арарата и видел остатки ковчега.

В 1840 году турецкая экспедиция, которая была снаряжена для исследования снежных обвалов на Арарате, обнаружила гигантский каркас из дерева почти черного цвета, торчащий из ледника. Проникнув внутрь ковчега, члены экспедиции констатировали, что он был устроен для перевозки скота и состоял из нескольких отделений.

В августе 1916 года русский летчик Владимир Ростовецкий, исследовавший турецкую границу, оказался над Араратом и наблюдал в восточной части вершины замерзшее озеро, на краю которого был каркас гигантского корабля, частично погруженного в лед.

Экспедиция французского альпиниста Фернана Наварры, 6 июля 1955 года, совершила подъем на Арарат, и на отроге Агри-даг нашла ковчег и взяла его части для проведения радиоуглеродного анализа, давшего дату в пять тысяч лет.

В 1969 году научная экспедиция, организованная американскими археологами, обнаружила на горе Арарат несколько деревянных обломков на том месте, где в 1955 году Фернан Наварра обнаружил погруженный в лед корабль.

В 1997 году НАСА рассекретила фотографии советско-турецкой границы, где в районе Арарата отчетливо видны очертания корабля.

Археологические памятники и этнографические данные дают немало подтверждений свидетельству Св. Писания о всеобщности веры среди людей и о монотеизме, как первоначальной вере всего человечества.

Первая же археологическая эпоха в жизни человечества - палеолит - дает немало прямых свидетельств о существовании религиозных верований, присущих роду человеческому. В пещерах и открытых местах человек изображал различных священных животных. Свидетельство Священного Писания о резком, фиксированном сдвиге в религиозной жизни праотцев (Быт. IV, 26) находит свое археологическое подтверждение - в эпоху мезолита резко меняются все верования человечества - и тогда же появляются первые храмы в виде отдельно стоящих построек. Некоторые археологи однако считают, что первыми храмами были палеолитические сооружения из костей мамонта, обширные, богато украшенные, но практически не имевшие культурного слоя. Это обстоятельство стало основой для вывода, что подобные сооружения выполняли роль общественных культовых мест.

Археологические находки, относящиеся к мезолиту, свидетельствуют о том, что людям того времени было свойственно трехчленное деление мира: небо - обиталище вышних сил, земля - здешний мир, преисподняя - место пребывания злых духов и душ усопших.

В эпоху неолита храмы получают всеобщее распространение. Наиболее полно неолитические храмы обследованы в Чатал-Гуюке - их раскопано уже 40 в девяти строительных горизонтах города. Они имели тот же план и устройство, что и жилища, но отличались характером убранства и его богатством. Каждое святилище состояло обычно из 4 - 5 комнат. В ряде случаев их сооружали друг над другом. Если одно святилище ветшало, то на его развалинах сооружали новый храм. Внутри храмы были украшены росписью, а также рельефами людей и животных. В передней части помещения изображался бык и ставился его череп. Крупная бычья голова часто дается как возникающая из стены над окрашенной в красный цвет нишей, символизирующей “иной мир”. Интересно, что схема неолитического храма - притвор, храм и священная ниша, была повторена в храме Соломоновом, мало чем отличавшемся от современных ему финикийских храмов, и потом эта схема стала свойственна и нашим церквям.

Общим местом для верований всех древних народов было учение о древнем пра-Боге, Творце, вытесненном позднейшими небожителями - данное обстоятельство давало основание Отцам Церкви предполагать, что языческие боги - не выдумка, а падшие "духи злобы", реально желающие жертв, в том числе кровавых, подобно изображенному на хурритской печати середины второго тысячелетия до Р.Х. (рис.6).

Так, шумеры, говоря о Творце мира Ане, приписывали ему пассивность, бездеятельность. Почти ни в одном мифе Ан не является действующим лицом, а скорее лишь символом высшей власти. И молитвы свои шумеры обращали не к Ану, а к близким богам - Энлилю, Энки, Иштар. Также и майя творцом всего считали Хунаба, но практически никогда не обращались к Нему с молитвами, считая Его совершенно недоступным. Для богов же близких, "небесных", совершали множество жертв, вырывая при этом у живых людей сердца, и кровью от них помазывая идолов. Точно так относились и к пра-Богу хетты, называвшие Его Алалу, и хурриты, знавшие Ану, считали, что его сверг "отец богов" - Кумарби. Отцом богов называли греки Кроноса, отнявшего власть у пра-Бога Урана. Знали о Едином Боге и предки Авраама, называвшие Его Баалшамем(Владыка неба) - Его сверг отец богов Илу, почитавшийся в более поздние времена под именем Ваал (т.е. господин). Имя Владыки неба никогда не произносилось, часто заменяясь выражением "Тот, Чье Имя благословенно в вечности".

В Древнем Египте были выработаны две теогонии, где речь также шла о пра-Боге, не влияющем сейчас на мир. Гермопольская теогония называла Его Атум - то есть "Все и ничто", а теогония мемфисская, называя Его Птахом, учила, что Птах сотворил все сущее словом, рождающемся в его сердце - здесь древнеегипетское учение об ипостасной творческой воле Божества перекликается не только с античным представлением о Логосе - первообразе мира - но и с христианским учением об ипостасном Логосе. Данное обстоятельство не может рассматриваться в отрыве от учения о священном предании, сохранявшем праоткровение во времена, предшествовавшие его фиксации в Св. Писании.

Гераклеопольский царь в поучении своему сыну Мерикару (XXII в. до Р.Х.) так говорит о пра-Боге, творении Им мира и людей: "Скрыл Себя Бог, знающий сущность... Заботься о людях - пастве Бога. Сотворил Он для них небо и землю... Это (т.е. люди) подобие Его".

Фараон Эхнатон, производивший возврат к единобожию, так восхваляет в гимне Того, Чьим образом был солнечный диск Атон:

"О как многочисленно то, что ты делаешь, и то, что является тайным, Единственный Бог, кроме которого нет другого! Ты образовал землю по Своему желанию... Ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу и отмерено его время жизни... О как прекрасно исполнены они, твои замыслы, владыка вечности... Ты создаешь миллионы проявлений из себя одного".

Прамонотеизм древних семитов отразился в их веровании в то, что Ваал, которому совершалось служение, сверг в свое время пра-Бога, именовавшегося Эль (также Илу, Эли). Все другие боги имели личные имена с приставкой "Эль", а собственно Эль - "первобытный Создатель". Интересно, что архаичные семитские языки не только не имеют множественного числа для слова Эль, но даже нету слова "богиня" - их позднее именуют "балит" - госпожа.

Еще одним свидетельством долгого сохранения праоткровения можно считать учение шумеров о "ме" - разумных законах. В шумерской мифологии “ме” - это могущественные божественные силы, которые управляют миром. Считалось, что ими могли обладать города и храмы, они могли оставлять их обладателя, могли превращаться в предметы, но при этом сохраняли свои свойства. “Ме” - необходимый атрибут богов. Каждый бог обладал им в разной мере. Существовали “ме” подземного царства - установления, которые невозможно изменить и которым должны подчиняться все обитатели подземного мира.

Вполне возможно, что из “ме” развилось аккадское представление о таблицах судеб, которые определяли движение мира и мировых событий. Обладание же ими гарантировало мировое господство. Нельзя не заметить, что представления шумеров о “ме” вполне можно соотнести не только с “идеями” Платона - сверхчувственными причинами и образцами всех вещей, но и с учением о “семенных логосах” (oi logoi spermatikoi).

Общей для всех народов была вера в загробную жизнь, а также наличие похожих, необъяснимых с историко-социологической точки зрения норм морали. Археологическое подтверждение уверенности древнейших людей в будущей жизни, схожей с нынешней, дают погребения. Во многих древнейших культурах погребаемых посыпали красной охрой, чтобы они воскресли: данный археологический факт убедительно свидетельствует о присущей прамонотеизму вере во всеобщее Воскресение. Погребальный же инвентарь свидетельствует об определенной деградации религии праоткровения - будущая жизнь виделась как продолжение здешней. В дальнейшем деградация эта привела и к практике захоронения с усопшим его сродников и слуг. Некоторые из погребенных людей каменного века имели врожденные дефекты - так, найденный в 1960 году в Шанидаре (Ирак), человек каменного века с детства владел только левой рукой. выжить он мог только за счет того, что его содержала община, что свидетельствует о нравственных воззрениях наших предков. В то же время, большая часть ран, полученных погребенными, находились на левой стороне. Видимо, они были нанесены другими людьми, державшими копье в правой руке, что говорит об очень быстрой нравственной деградации древних, последовавшей за помрачением праоткровения.

Первоначальный период в жизни человечества был, как мы знаем из истории Каина и Авеля, и временем развития пагубнейших человеческих пороков - есть, к примеру, множество археологических свидетельств о существовании в те времена людоедства. Так в Кранине (Югославия), были обнаружены останки 20 человек, кости которых были разбиты для добычи мозга, на некоторых костях были следы человеческих зубов и следы зажаривания на костре. Причем поедались иноплеменники, а своих сродников хоронили с почетом, и с разнообразным погребальным инвентарем.

Интересные выводы о морали древних можно сделать, читая древнеегипетские памятники. Так в надписи Ити из Гебелейна, правитель нома в XXII в. до Р.Х. в качестве главной своей добродетели называет любовь к ближнему: "Кормил я Гебелейн в годы трудные четыреста человек...погребал бедного в своем полотне...причем не завладевал я дочерью человека, не завладевал я пашней его".

Вышеупомянутый Гераклеопольский царь так поучает своего сына Мерикара: "не будь злым, будь доброжелательным...Праведный живет вечно...Твори истину, и ты будешь жить на земле. Сделай, чтобы умолк плачущий, не притесняй вдову, не прогоняй человека из-за имущества его отца...Остерегайся наказывать несправедливо. Не убивай, нехорошо это для тебя...Не надейся не долгие годы... Не причиняй страданий".

Еще одно событие Священной Истории - построение вавилонской башни - находит некоторые археологические и этнографические подтверждения.

Археологическим подтверждением является традиция построения пирамидальных храмов совершенно различными народами - вплоть до доколумбовой Америки. На рис. 7 изображен подобный зиккурат, стоявший на родине Авраама - в Уре.

Этнографическое, или лучше сказать палеолингвистическое, подтверждение не менее впечатляюще: память о единой религиозной практике, связанной со служением на зиккуратах жила и живет в языках разных народов. Сами эти храмы строились, чтобы "достичь небес": шумерское название зиккурата - "Э-темен-анки" («Дом, являющийся основанием неба и земли, вер­хушка которого достигает неба"); Набопаласар говорил, что собирается зиккурат "установить на груди подземного мира, а вершина его, чтобы уходила в поднебесье"; его сын Навуходоносор был еще откровеннее: "Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить он мог с небом". Не следует забывать, что Небо персонифицировал Бог-Творец Ан, Которому место в храмах зиккурата не нашлось.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1045 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...