Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Краткая биографическая справка



Питер Людвиг Бергер родился в 1929 году в Австрии, в 17 лет переехал в США. Образование получил в английских и американских учебных заведениях. Ученик А. Шютца. Служил в американской армии (1954-1955), параллельно читал лекции в университетах. Директор Института изучения экономической культуры Бостонского университета. Стал известным благодаря работе “Приглашение в социологию” (1963), в которой показана дуальная взаимосвязь между обществом и человеком. Многие работы написаны в соавторстве с Н. Лукманом.

Томас Лукман родился 14 октября 1927 г. в Югославии. Образование получал в учебных заведениях Европы и Америки. Преподавал в Новой школе социальных исследований в Манхеттене, в университетах Нью-Йорка, был приглашенным профессором в ведущих университетах мира. Будучи гражданином США, постоянно проживает в Швейцарии, а работает последние тридцать лет профессором социологии в Констанце (Германия).

Основные труды:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания - М.: Издательство «Медиум», 1995.

П. Бергер Приглашение в социологию – Гуманистическая перспектива.- М.: Аспект-Пресс, 1996.

Ключевые категории: д уальность социальной реальности: объективная фактичность общества, субъективная фактичность общества; повседневность; рефлексия, идентичность; конструирование социальной реальности; социология знания, роль знаний как основа конструирования социальной реальности; социализация (длиною в жизнь) и ее компоненты: первичная, вторичная, ресоциализаця, интернализация; легитимизация,идентичность; социология знания, модернизация знаний; релятивность знаний; толерантность; значимые другие; «хор».

Понимание социальной реальности.

Отличие подходов Бергера и Лукмана в сравнении с Шюцом в понимании социальной реальности:

1) У Шюца социальная реальность только субъективна, т.е. она такова, как ее видят, понимают субъекты. Они ее создают в соответствии со своими смыслами.

У Бергера и Лукмана социальная реальность – двойственна, т.е. существует независимо от наших смыслов, представлений о ней, объективно как социальный факт, с одной стороны, с другой – создается нашими представлениями о ней, «находится в головах людей».

2) По Шюцу субъект занимает пассивную роль в воспроизводстве социальной реальности.

У Бергера и Лукмана субъект активен, он не только воспроизводит социальную реальность, но и преобразует ее.

3) У Шюца основой конструирования реальности является опыт повседневной жизни (личная биография, опыт домашней группы), тогда как у Бергера и Лукмана основой конструирования социальной жизни являются знания, ведь современная жизнь динамична, постоянно ускоряется и опыт может не пригодиться в быстро меняющихся условиях. Таким образом, социальная реальность дуальна, носит двойственный характер.

По мнению Бергера и Лукмана, социальная реальность одновременно и объективна, и субъективна.

Социальная реальность -субъективна, т.к. она создается смыслами, значениями субъектов социального действия, таким образом, социальная реальность такова, какой мы ее себе представляем. Здесь снимается качественное различие между субъективным и объективным миром.

Социальная реальность - объективна, т.е. существует вне индивида – это общество и его социальные структуры, институты.

«Общество – с одной стороны, объективная реальность, социальный продукт или социальный факт, а с другой, общество создается людьми в процессе их деятельности в соответствии с их субъективными значениями и знаниями. Какими люди обладают знаниями об обществе дает наука социология».

Объектом социологического исследования является повседневность, которая является наивысшей формой проявления социальной реальности. Повседневный жизненный мир людей находит свое проявление в обыденных знаниях людей об окружающем мире. Именно обыденное знание повседневной жизни составляет ядро социологии знания. Заметьте: не теоретическое знание (идеи, понятия, категории, формы) являются объектом изучения, а ДО-теоретическое знание (конструкция первого порядка, так же как и у Шюца), которым человек оперирует в своей повседневной жизни, - является объектом изучения социологов.

Предмет феноменологического анализа. Напомню, что исходным постулатом феноменологической парадигмы является повседневность. Повседневность – это ключевая категория феноменологии, выступает наивысшей формой проявления социальной реальности. «Первичные знания реальности более достоверны, чем научные».

Как же формируется повседневность? Стремление выявить механизм конструирования социальной реальности и составляет предмет исследования. Каким же образом субъект творит повседневную жизнь? Каким же образом социальные значения или знания становятся социальным фактом или социальной реальностью? По мнению Бергера и Лукмана механизмом объективации знания выступают следующие процессы: хабитулизация,институлизация, объективация, интернализация, социализация, ресоциализация, легитимации. Конструирование социального порядка проходит несколько этапов:

· хабитуализация (т.е. опривычивание). Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий;

· институционализация (взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода);институты предполагают историчность и контроль (взаимные типизации действий постепенно создаются в ходе общей истории. Они не могут быть созданы моментально. Институты всегда имеют историю, продуктом которой они и являются);

· объективация (опривыченные действия становятся нормой и реальными для разных поколений. Институциональный мир тогда воспринимается в качестве объективной реальности. У него есть своя история, существовавшая до рождения индивида, которая недоступна его индивидуальной памяти. Он существовал до его рождения и будет существовать после его смерти);

· легитимация (оправдание и объяснение существующих знаний);

Понимание субъекта/актора социальных действий.

П. Бергер и Т. Лукман отмечают, что именно субъект активно участвуют в преобразовании социальной реальности, в ее конструировании, оптимизации, преобразовании. При этом и сам человек постоянно изменяет, конструирует себя, стремясь соответствовать общественным потребностям. «Человеческая природа — социокультурная переменная.Хотя можно сказать, что у человека есть природа, гораздо важнее сказать, что человек конструирует свою собственную природу или, проще говоря, что человек создает самого себя. Создание человеком самого себя всегда и неизбежно — предприятие социальное.Человеческое существование невозможно в закрытой сфере внутреннего бездействия. Человек должен непрерывно экстернализировать себя в деятельности.

Человек должен сам классифицировать свои влечения и управлять ими. Эти биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок создания социального порядка» [31] .

П. Бергер и Т. Лукман считают, что исходным началом, побуждающим субъекта к действия, выступает рефлексия, осознание субъектом своего участия в воспроизводстве и создании повседневной жизни. Основным механизмом, побуждающим актора к социальному конструированию и преобразованию себя и окружающей среды выступают знания, притом, что первичные знания реальности выше, чем научные. Благодаря им человек входит в объективный мир, общество; приобретает знания о нормах поведения, правилах; усваивает ценности и ценностные ориентации; пересматривает их в случае необходимости, ищет им оправдание.Знания усваиваются в процессе социализации.

Социализация - длительный процесс и проходит несколько этапов. Первичная социализация происходит в детстве (до 5лет), где человек становится членом общества. Первичная социализация включает в себя

процесс интернализации, т.е. непрерывную самоидентификацию, узнавание себя через другого, через социальное взаимодействие в повседневной жизни в ситуации лицом-к-лицу:

«…Наиболее важно восприятие других людей в ситуации лицом-к-лицу, которая представляет собой прототип социального взаимодействия. Все другие случаи — отклонения от нее.

(…)повседневная жизнь — это жизнь, которую я разделяю с другими посредством языка. Понимание языка существенно для понимания реальности повседневной жизни. Язык возникает в ситуации лицом-к-лицу, но может быть и удален от нее. В ситуации лицом-к-лицу язык обладает присущим ему качеством взаимности, отличающим его от других знаковых систем. Непрерывное создание словесных знаков в беседе может сопровождаться непрерывными субъективными намерениями говорящих. Я говорю как думаю; так же делает и мой партнер по беседе. Каждый из нас слушает, что говорит другой в тот же самый момент, что делает возможным непрерывное и одновре-менное взаимное “схватывание” наших субъективностей, интерсубъективную близость в ситуации лицом-к-лицу, которую не может воспроизвести никакая другая знаковая система» [32] .

На этапе интернализации формируется в сознании индивида образ обобщенного другого.

Первичная социализация – наиболее значимый момент социализации, т.к. в процессе первичной социализации формируется образ мира и прочно укореняется в сознании.

Взгляды Бергера и Лукмана на первичную социализацию и ее роль схожи с подходами Фрейда, Мида.

Вторичная социализация – последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира через ролевые знания. Например, профессиональная подготовка, обучение в школе, овладение семейными ролями, овладение новой работой и т.д.

Особую роль в первичной социализации играет семья, а во вторичной – общественные институты: школа, профессиональные коллектив, организации, СМИ и т.д.

Вторичная социализация включает в себя ресоциализацию – процесс переосмысления прежнего опыта, автобиографии и приспособление его к новому жизненному миру – процесс перетолковывания прошлого в свете новых знаний, новых реалий.

Пример переосмысливания прошлого опыта советского периода в свете перехода общества к рыночным отношениям.

Другим важным механизмом объективации субъективного знания выступает легитимация (от лат. - законный) – способ объяснения и оправдания социальной реальности. Процесс легитимации способствует признанию окружающего мира и социальной действительности как «должного», тем самым оправдывая социальный порядок и установившиеся социальные нормы. Мы видим, что функция легитимации направлена на поддержание социального порядка.

Агентами поддержания субъективной реальности выступают значимые другие – это референтные группы, на которые ориентируется субъект, и менее значимые другие, которые представляются в виде хора. Важнейшими средствами поддержания субъективной реальности выступает язык и общение. Изменение языка и среды общения приводит к изменению субъективной реальности. Через общение и речь индивид сохраняет в памяти знания и воспроизводит их в реальности. Как только теряется возможность общения с помощью данного языка, исчезает прежняя субъективная социальная реальность. Это может происходить под воздействием альтернативной реальности, например, «виртуального мира». Обыденный язык играет важнейшую роль в объективации теоретического знания. Знания существуют сами по себе как символические в виде религии, философии, науки, искусства. Символическими они являются до тех пор, пока не объективируются в мир повседневности посредством обыденного языка. Только в том случае, когда высокие знания перекладываются на обыденный доступный язык – они становятся реальными, входят в повседневную жизнь, разделяются с другими людьми как интерсубъективные.

Таким образом, механизмом объективации знания и конструирования субъектом социальной реальности выступают процессы социализации (длиною в жизнь) и легитимации при поддержке агентов посредников – «значимых других» и «хора», с использованием важнейших средств поддержания субъективной реальности – языка и общения. Основой же конструирования социальной реальности являются знания.

П. Бергер и Т. Лукман показали основополагающую роль знаний в деятельности субъекта по конструированию социальной реальности. Тем самым внесли значительый вклад в разработки такой отрасли социологии, как социология знаний.

Знания могут быть повседневными и теоретическими; традиционными и плюралистическими. Форма знаний зависит от типа общества.

В традиционных обществах знание обладает следующими особенностями – единообразием, единомыслием, общим и обязательным для всех членов общества знанием, инакомыслие здесь пресекается. Инструментами по воспроизводству знания в традиционном обществе выступают социальные институты – религия, мораль, политика.

В современном обществе знание производится и распространяется с помощью таких главных институтов ка демократия и рынок. Вместе с тем современное знание отличается плюрализмом, множественностью мнений, которые могут быть альтернативными, так как знания вырабатываются различными институтами (СМИ, интернет, сфера искусства, система образования), которые конкурируют по производству и передаче знаний. Все большую востребованность приобретают специализированные институты по выработке знаний – психотерапия, секты, культы и т.п.

В плюралистическом обществе существуют разные системы ценностей и разные знания об одном и том же обществе. Индивид вырастает в мире, где нет общих ценностей, где отсутствует общее, единое для всех представление об обществе и, следовательно, нет идентичной для всех единой социальной реальности. Бергер и Лукман считают, что каждый имеет право на свой образ жизни.

Факторы стабилизации плюралистического общества: связаны с ролью знаний. Как сохранить стабильность и порядок?

1. Модернизация знаний – расширяет диапазон человеческих возможностей (расширяет возможности выбора тех или иных возможностей из всего многообразия)

Бергер и Лукман считают, что жизнь-это длинный ряд актов выбора из предоставляющихся возможностей. Например: выбор вуза, выбор супруга, желаемое количество детей, как их воспитывать, какую религию исповедовать и т.п.). И в этой системе бесконечных выборов человеку помогут сориентироваться знания.

2. Релятивность знаний – человек должен знать, что знания носят относительный характер, должен сомневаться в полученных знаниях. Жизненный мир человека носит также релятивный характер и в современном модернизированном обществе растет общее сознание релятивности всех жизненных миров.

Говоря о типичной ситуации современного общества, П. Бергер и Т. Лукман отмечают: «Растет общее осознание релятивности всех миров, включая и свой собственный, который теперь осознается, скорее, как один из миров, а не как Мир. Вследствие этого собственное институциональное поведение понимается как “роль”, от которой можно отдалиться в своем сознании и которую можно “разыгрывать” под манипулятивным контролем. Например, аристократ теперь уже не просто является аристократом, но играет в аристократа и т.д.” (Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания-М.: Издательство «Медиум», 1995, с.278)

3. Толерантность сознания. Если знания жизненного мира относительны, то современная задачи – признать равенство всех жизненных миров, уважительно относиться к знаниям, образу жизни, стилю поведения других людей. Индивид усваивает знания своей «домашней группы», однако его представления могут отличаться от других людей, приобретших представления о мире посредством другой системы знаний. Предотвращение ценностного конфликта достигается благодаря толерантности. Толерантность является важнейшей ценностью плюралистического мира и является необходимым фактором укрепления стабильности современного общества.

Существуют и другие механизмы стабилизации плюралистического общества: главную роль в стабилизации образа жизни играют рыночная экономика и демократия западного образца.

Таким образом, Бергер и Лукман отводят субъекту активную роль в преобразовании и оптимизации социальной реальности.

.

Методология исследования.

Наиболее ярко видно, какую новаторскую роль сыграли Бергер и Лукман в области методологии и методотов исследования социальной реальности. В отличие от СФП,изучающей общество не только на макроуровне, но и объективно, научными методами,представители ИП считали, что социальная реальность конструируется, преобразуется и оптимизируется самим субъектом в повседневной жизни, а значит,и изучаться она должна другими методами – методами феноменологического анализа.

Феноменологический анализ повседневной жизни направлен на то, чтобы понять процессы, в результате которых формируется повседненвное знание,как оно передается, сохраняется и становится основой конструирования социальной реальности.

Методы исследования: методыопроса, изучения мнения самих людей (агентов, субъектов) о том, как получается данное «знание», каким образом оно стало само собой разумеющимся, поддерживается в данном обществе, но не в других; о том, как эта «реальность может быть однажды утеряна индивидом или коллективом.

(Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания-М.: Издательство «Медиум», 1995, с.278)

Задачи социолога:

· Для правильного понимания общества требуется исследовать то, как эта реальность конструируется в обыденной жизни.

· Социолог должен изучать все то, что в обществе считается обыденным «знанием», невзирая на обоснованность или необоснованность (по любым критериям) такого «знания».

· Поскольку всякое человеческое «знание» развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях, социолог должен ПОНЯТЬ процессы, посредством которых это происходит и в результате чего «знание» становится само собой разумеющимся, реальным для рядового человека.

Социолог должен анализировать процесс социального конструирования реальности на основе изучения механизмов социализации, легитимации, ресоциализации обыденного знания субъектов конструирования.

Литература, обязательная для изучения

1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Источник: http://filosof.historic.ru

2. Вебер М. Основные социологические понятия. Источник: http://sbiblio.com

3. М.Вебер. Протестанская этика и дух капитализма. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990.-

4. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. Источник: http://www.fidel-kastro.ru

5. Дж. Мид От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М., 1994. Источник: http://www.gumer.info

6. Дж. Мид Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1994. Источник: http://www.gumer.info

7. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. Источник: http://www.smolsoc.ru

8. Кули Ч. Социальная самость. Источник: http://www.fidel-kastro.ru

9. Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Научное издание.: КАНОН-пресс-Ц,, 2000.

10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания-М.: Издательство «Медиум», 1995

Дополнительная литература

1. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007.

2. Гарфинкель Г. Исследование первичных оснований повседневных действий. Социологическое образование. Том 2. №1, 2002г. Источник: http://soc.lib.ru/su/

3. Кули Ч. Первичные группы. Источник: http://www.fidel-kastro.ru

4. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. Источник: http://filosof.historic.ru

5. Щюц А. Структура повседневного мышления. Источник: http://www.countries.ru

6. Щюц А. Смысловая структура повседневного мира. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

7. Гоффман Э. Моральная карьера душевно-больного пациента. Источник: http://elibrary.ru

8. Гоффман Э. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью. Источник: www.e-reading.biz

9. Дж. Мид Азия // Американская социологическая мысль. М., 1994. Источник: http://www.gumer.info

10. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. Источник: http://www.smolsoc.ru

11. Зиммель Г. Фрагмент о любви. Источник: http://sbiblio.com

12. Зиммель Г. Общение. Пример чистой или формальной социологии. Источник: http://uchebnikfree.com

13. М.Вебер. Протестанская этика и дух капитализма. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990.-





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1366 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...