Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Н |
и один вид шаманского целительства не описывался и не изучался так тщательно, как искусство массажа. Для того, чтобы просто рассказать о техниках массажа в традиционной культуре народов мира, потребовалась бы целая книга, посвященная только этому вопросу. Поэтому мы остановимся лишь на самых интересных приемах лечения с помощью массажа, которые не нашли широкого распространения или вовсе не известны, и сделаем акцент на связи с шаманскими представлениями.
Со времен каменного века человеческую руку рассматривают как объект, наделенный особыми свойствами. В доколониальных Перу и Нигерии существовали даже храмы и алтари в честь руки. Котошский храм украшен барельефом двух перекрещенных женских рук, на бининских алтарях возведены деревянные и бронзовые символы рук.
В руках сосредоточена сила, а значит, и сама жизнь. «Я как-то записался на курсы массажистов, только проку в них мало,—делится своими мыслями тувинский шаман Николай Ооржак.— Врачи массируют лишь тело, а шаманский массаж связан с духом». При наложении рук на больной участок между ними возникает энергетическое поле, способное залатать пробой в тонком теле человека. Я. Марфор в заметках о своих путешествиях по Аргентине (1864 г.) сообщает: «У меня сделался сильный припадок “чугу”, род малярийной лихорадки этих стран. Через несколько дней, чувствуя себя очень дурно, тем более что хинин не произвел ожидаемого действия, я согласился, по совету некоторых европейцев, находящихся там, призвать индейску ю знахарку. Старуха пришла, предложила мне несколько вопросов по моей болезни- вообще и, в частности, о месте, где я чувствовал боль. Я сказал, что болит под ложечкой, так как эти лихорадки почти всегда сопровождаются рвотой. Знахарка запела ряд мелодий и начала производить, я хотел сказать — растирания, но это было бы неточно, потому что она делала настоящий массаж больной области. Время от времени она прерывала свое пение и дула на меня, чтобы выгнать нечистый дух, который, по ее мнению, был причиной моей болезни. Удалось ли ей выгнать нечистого, не знаю. Но знаю, что спустя некоторое время мне стало гораздо лучше, и я был немало удивлен искусству, с которым старая дикарка меня массировала, не имея никакой научной подготовки. Ее лечение, то есть общий массаж тела, продолжавшийся несколько дней, имело прекрасные результаты: я скоро убедился, что при такой малярии массаж лучше помогает, чем лекарства».
При головных болях делают массаж лба, волосистой части головы и шеи. Выдающийся путешественник
Н. Н. Миклухо-Маклай, проживший с 1871 по 1883 г. среди аборигенов Новой Гвинеи, испытал на себе действие такого массажа: «Девочка подошла ко мне и.
схватив обеими руками мою голову, стала сжимать ее периодически изо всех сил. Я предоставил свою голову в полное ее распоряжение. Давление перешло в растирание кожи головы пальцами, причем массажистка надавливала растираемое место, насколько могла. Когда правая рука ее устала, она стала делать это левой, причем я заметил, что сила пальцев левой руки ее не усту пала силе правой. Ощущение было приятное: я при этом как-то перестал чувствовать боль и даже не думал о кокосовом масле и охре, которыми были смазаны ее руки». Метод давления для устранения мигрени используется и в северных практиках. В быту для этого просто обматывают лоб повязкой, если же она не помогает, тогда зовут шамана. Па Чукотке и Камчатке шаманы в таких слу'чаях прежде всего измеряют голову ремнем по лобно-затылочной окружности. Напротив носа, ушей и у подзатылочной ямки на ремне
делаются специальные отметки. Затем ремень складывают пополам, взяв за ориентир нос, и проверяют симметрию черепа. У здорового человека отметки, снятые под ушами, совпадают, а у больного — нет. Тогда шаманы ставят диагноз: голова разболелась оттого, что мозг перетек из одной половины черепа в другую. Чтобы вернуть его на место, делают массаж головы, сдавливая.череп. После массажа голову вновь измеряют. Если метки не совпадают, всю операцию повторяют до тех пор, пока череп не станет симметричным. При пульсирующей локализованной боли шаманы сообщают. что «мозг перевернулся». Чтобы возвратить его на место, по голове бьют руками — по больному месту и с противоположной стороны. При этом больному вставляют в рот палку, чтобы он не прикусил язык. Есть и другой способ «выравнивания», о нем рассказала хакаска Виктория Шалгынова. Его используют для снятия внутричерепного давления, напряжения в голове. Целитель ощупывает голову пациента и выявляет различные неровности черепа — выпуклости и вогнутости. Считается, что если ликвидировать все впадины, то боль пройдет. Для этого шаман закручивает вокрут своих пальцев прядь волос пациента, растущую на вогнутом участке черепа, и с силой дергает на себя. При этом слышится щелчок, и ямка на голове выравнивается. Далее целитель приступает к устранению следующей неровности, и так до тех пор, пока на волосистой части черепа не останется ни одной впадины. Хакасский шаман Петр Шиголаков утверждает, что если умело пошевелить, то можно сдвинуть кости черепа на 3—5 сантиметров. Так он поступает при сильных сотрясениях мозга.
Вообще любой массаж начинается с верха.
Н. В. Эмерсон так описывает технику «ломи-ломи*, что применяют аборигены Сандвичевых островов: «Раздевают догола, кладут на циновку, является рослый туземец с мягкими, но мускулистыми и сильными руками; начав массаж с головы и медленно переходя вниз но всему вашем)' тел)’, он совершенно особенным искусством захватывает и стискивает каждую уставшую мышцу, производя свои манипуляции с неутомимым терпением, и хотя бы до этого существовало сильное изнеможение, вы по прошествии получаса чувствуете себя бодрым и свежим, всякая боль и утомление проходят совершенно, вы успокиваетесь духом и телом и, наконец, засыпаете здоровым, освежающим сном». Главное действие терапевтического массажа основано на расслаблении. «Причина многих болезней — в зажа- тости,— рассказывает специалист по шаманскому массажу Николай Ооржак.— Чем больше зажатость, тем сильнее истощение баланса. Отсюда — боли в спине. Даже мысль может быть зажата между ребрами, и тогда возникает ощущение камня в груди. Когда мысль зажата, суставы сдвинуты — это молодой старик. Нужно научиться раздвигать свои суставы при расслаблении, отпускать их с выдохом. Сила духа находится там, где суставы».
Н. Ооржак продемонстрировал следующую оригинальную методику расслабления, которая помогает освободить сознание от зажатости. Шаман предложил пациенту лечь и ровно дышать, максимально расслабляя тот участок тела, которого целитель будет касаться. Сначала он дотронулся обеими руками до ступней, потом до коленей, бедер, талии, приговаривая: «Раздвигай суставы, мыслями раздвигай», затем он приложил руки к груди, ближе к плечам и сказал: «Раздвигай грудь, раздвигай мыслями плечи, раздвигай суставы рук». Далее он приказал пациент)' набрать в грудь побольше воздуха, а выдохнуть только после прикосновения. Чуть подождав. Н. Ооржак с силой потянул пациента за ступни, гак что тот немного проехался по полу. В завершение шаман изгонял злые силы бубном, колокольчиками, птичьим крылом и веничком в виде совиной лапы. Выметание духов происходило от головы к ногам. Комментируя свои действия, Н. Ооржак пояснил: «Во время сеанса шаман передает больному через прикосновение целительную силу. Этим он активизирует все энергетические точки. В древности шаман засовывал ногу в костер, а потом быстро дотрагивался ею до определенной точки на теле больного. Можно просто положить правую руку на грудь (солнечное сплетение) и делать растирающие движения (по ходу Солнца). Далее подняться вверх к груди и к шее, напевая успокаивающую горловую песню:
Тебя любят силы Природы.
Тебя любит Мать-Зсм^я,
Тебя лк>бит вся Вселенная.
Пусть уходят злые силы,
Пусть беды уходят, уходят...
И я, шаман, тебя тоже люблю»[75].
Будущий целитель-массажист в прежние времена как правило много лет учился у опытного шамана, причем выполнял самую грязную работу и практиковался на больных, которые практически ничего не могли дать за сеанс. «У меня лечился дед-бомж,— вспоминает хакасский шаман Г1. Шиголаков,— грязный, в струпьях, и я заставил сына его массировать, чтобы показать, что есть и черная работа». Петр Шиголаков — единственный ныне шаман, который умеет «править живот». Эта операция применяется и при бесплодии, и для отторжения плода, а затем дополняется траволечени- ем. Вот что сам шаман говорит по этому поводу: «Есть в тайге такие корни — чуть поменьше мизинца. Когда их кладешь на сковородку, детородный корень начинает шевелиться. Если его жевать, то у мужчин он влияет на семя, а у женщин — на яйцеклетку. Есть женщины, которым уже не надо рожать. Она съедает корешок, который на горячей сковородке не шевелится, и после этого может любить себе на здоровье... Так же и микроаборты делаются. Допустим, задержка две недели — промял живот, дал травочки, и все уходит в месячные»[76].
При болях в спине и ногах тувинский шаман
Н. Ооржак, призвав духов, прощупывает большим пальцем поясницу (см. рис. 193а, 1936), а затем проходит по всему позвоночнику сверху вниз. Потом накладывает левую руку на правую и с силой проминает область зажатости (см. рис. 193в) и всю спину. Пациентка меняет положение и ложится лицом вверх.
Н. Ооржак кладет правую руку на область пупка и слегка массирует по часовой стрелке. Он вновь созывает духов горловым пением и звоном колокольчиков (см. рис. 193г). Рукой шаман сбрасывает злые силы с горла больной, накладывает правую руку на шею и слегка массирует. Закончив с этим, И. Ооржак обеими руками совершает круговое несильное давление на плечи и идет вниз (см. рис. 193д). Стряхнув руки, он берет ээрен, колокольчики и приговаривает: «Расслабься, сильнее расслабься. Пусть уходит злой дух из твоего тела». Птичьим крылом он выметает зло из горла, из всех силовых центров (см. рис. 193е). В промежутках он трижды ударяет крылом но колокольчикам, а потом
но своей руке. Сеанс шаманского очистительного массажа заканчивается песней в стиле хоомей[77].
Во время расслабляющего массажа пациент испытывает покой и сонливость. В некоторых случаях его даже могут посетить различные видения.
Помимо рук в шаманских видах массажа используются и ноги. Для релаксации ногами проминаются все мышцы, а для изгнания злых духов шаман танцует на спине пациента (см. рис. 194). Последняя практика распространена повсеместно. Например, в Уганде больного растягивают четыре человека за руки и за ноги, а шаман пляшет у него на спине танец под звук барабанов. Нечто подобное происходит в Того (Западная Африка), где шаман натирает стопы маслом и ходит туда-сюда по пациенту, раскинув руки в стороны. Щадящий вариант такого массажа зафиксирован у русских и татар. При ревматизме больной ложится на живот, а на его спине топчется девушка или ребенок.
Эффективный массаж подразумевает обнажение пациента, но в некоторых случаях и сам исполнитель раздевается донага. Так делают при эротическом массаже, как его принято теперь называть, хотя в древности такая граница была условна. Чтобы не нарушать сложившиеся стереотипы, эта часть шаманской культуры будет вынесена в следующий раздел.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2909 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!