Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Сама ее душа в мизинце — вот и болело тело, не омытое душой». А вот что тот же шаман поведал в беседе с журналистом М. Лепицким о генеральном секретаре Л. И. Брежневе, тогда еще живом: «Он болеет старостью. Я камлал на него, багульниковым дымом окуривал его портрет. Черное мясо на нем, черная кровь внутри, а мысли - белые, бледные. И душа на белой паутине ко лбу привязана. Сильно шевельнется — сдует се. Чтобы человека оживить, надо в него душу вернуть. Всякая болезнь от того, где расположена душа. Если в сердце вернуть — много плакать надо. Видел — душа его ногами но небу ходит - муха по облаку ползает... Скажу'так: скоро в Москве будет новый начальник. Ой. какой строгий, тоже больной, тоже старый. Душа в мизинце спряталась. И еще будет новый, обманщик будет. После придет, прилетит белая моль, осыпаться станет — белый лебедь прилетит, будет камлать — хау- хау, с душой волка будет говорить. Лебедь с цветком в клюве... Кху-кху-кху — филин летит. Годы большие, большие у филина. Лебедь станет филином, филин — совой. Ночь станет днем. Рыба с берега возвратится в воду. Олени шибко побегут...»
Для того чтобы разобраться в болезнях, вызванных потерей души, вспомним основные характеристики каждого человеческого тела:
ОБОЛОЧКА — физическое тело, плоть;
ИМЯ — память, жизненный опыт, осознание себя конкретной личностью;
УМ — логические действия, мышление, рациональность;
ЧУВСТВО — психические переживания, эмоции, реакции на внешние раздражители;
ТЕНЬ — подсознание, инстинкт, тело сновидений, абстрактное мышление;
ВОЛЯ — намерение, желание, связь между душой и материей;
РАЗУМ — интуиция;
СИЯНИЕ — сверхсознание;
СЕМЯ — энергия духовного порядка.
11осле потерн одного из тел человек лишается и всех связанных с ним функций.
Понятно, что уничтожение оболочки — это физическая смерть. Утрата тела имени вызывает беспамятство, амнезию. Это провоцирует вторжение блуждающего духа, имеющего собственную память и суждения, что приводит к раздвоению личности. Такое может произойти и при потере тела ума (сумасшествие, безумие). У человека, лишенного чувств, развивается аутизм, а без тела тени пропадает инстинктивное поведение. Утрата же инстинктивного поведения влечет за собой нарушения в сексуальном плане, истечение жизненной силы, попытки суицида. А когда при утрате воли связь между внутренним и внешним становится невозможной, человек погружается в кому и может находиться в этом состоянии очень долго. С отсутствием тел разума, сияния и семени связан тот или иной тип человека (хищный, нолухищный, нехищный), который корректировке практически не поддается[67].
Многие шаманы утверждают, что на потерю души указывает плохое состояние зубов. Поэтому к шаману с гнилыми зубами относились с большим подозрением. Об этом же говорят излишняя полнота или худоба, выпадение волос, плохое зрение, тусклый взгляд, общая слабость. Гавайские шаманы (кахуны), ставя диагноз, оперируют понятиями только трех тел: низшее (животное), среднее (человеческое) и высшее (Божественное). Считается, что страдания вызываются нарушением взаимодействий низшего «Я» и среднего «Я». Вот что пишет по этому поводу исследователь традиционных верований М. Ф. Лонг в книге «Тайное знание древних кахунов»: «Обычно оба “Я” пользуются телом и его органами благодаря тому, что призрачные тела пронизывают человеческий организм и смешиваются со всеми его частями, включая мозг и всю нервную систему. Если в мозговых центрах что-то повреждено, оба духа не могут действовать нормально — особенно, если в результате какого-нибудь несчастного случая или серьезной болезни будут повреждены
мозговые ткани, используемые средним “Я”. Среднее “Я”, лишенное возможности функционировать в этих частях организма, становится изгнанником и блуждает неизвестно где в своей невидимой форме, в то время как низшее “Я" продолжает жить в неповрежденных частях физического тела».
При подозрении на потерю души важно найти причину, которая вызвала у больного это состояние. Как правило, сам пациент ее не помнит или не может помнить (страхи в детском возрасте, наследственность). В этом случае хорошо помогает регрессивный гипноз. Когда-то медицинским гипнозом владели все шаманы и это не умаляет, как считается сейчас, а наоборот, возвышает их возможности как целителей. «Простудился я в детстве,— рассказывает Е. Ф. Уягал (п-ов Камчатка).— Помню: мать плачет... А потом я умер — говорят, совсем холодный был. Мой дядя владел... гипнозом, наверное, как сейчас говорят. Позвали его. Все вышли. Вроде бы он в бубен бил — и только, но я выздоровел. Это не колдовство — знания. Редкие люди ими обладают. Он действовал только когда была критическая ситуация, а гак — обыкновенный человек. Сейчас, насколько я знаю, таких людей нет, единственный был в нашем селе человек»[68].
Погружая больного в гипнотическое состояние, шаман своими словами вызывает в его памяти определенные воспоминания, имеющие отношение к потере души. Затем, уже зная ее причину, либо трансформирует негативные переживания во что-то другое, либо полностью стирает их. Шаманы полагают, что любое возникающее чувство — это по сути Пустота, энергия, не несущая в себе ни положительных, ни отрицательных зарядов. Уже сам человек воспринимает ее так или иначе в соответствии с заложенной в него в детстве программой. Например, любовь нередко переходит в ненависть, стыдливость — в откровенность, боль — в наслаждение. Качество пустоты энергии от того, как человек смотрит на нее, не изменяется. Другими словами, любовь и ненависть, добро и зло — это не природные, а человеческие понятия. Для самой Вселенной и то и другое является тем же самым — Пустотой. На этом и основана возможность трансформации человеческого сознания - трансформации, которая иногда проводится даже без согласия пациента. Так, в частности, лечится наркотическая зависимость, и в принципе алкоголизм, если бы за него взялись шаманы[69]. Известны примеры, когда в процессе гипноза или употребления особых психоактивных препаратов из больного по просьбе родственников изгонялась его же собственная душа, а на ее место ставилась другая — блуждающая или имеющаяся у шамана (практики собирания и сохранения душ распространены в Африке и Латинской Америке). Эта манипуляция делается при врожденных или приобретенных психических аномалиях. Бывает, к несчастью, и так, что активность процессов подавляется для получения рабов, как это до недавнего времени бытовало на Гаити, Ямайке и Кубе.
Если причина болезни так и не была найдена, с помощью гипноза делается установка на излечение. Шаман говорит пациенту, что у того все получится, все будет хорошо, оп сможет понравиться. Вот какими словами лечил чукотский шаман Пойгин свою жену в романс Н. Шундика «Белый шаман»: «Мы прошли с то
бой по горам и долинам длинную тропу жизни. Но она еще не настолько длинна, чтобы нам не идти дальше. Тебя еще покинет немочь... Пусть продлит солнечный свет твою жизнь. Пусть продлит до той поры, когда закончится и моя тропа жизни. Я вхожу своей тоской но тебе, своей тревогой за тебя в твою душу и разжигаю там костер из солнца. Я сжигаю на этом костре твою немочь. Сжигаю всю, до золы. Я собираю в одну и в другую горсть золу и сыплю на ветер, идущий с моря.. С моря, как тебе известно, никогда не приходит ничего скверного...»
М. Ф. Лонг вывел формулу успешного шаманского целительства с помощью гипноза: «Лечение внушением заключается в том, чтобы склонить низшее “Я" пациента к восприятию внушения, противоречащего его устоявшимся убеждениям». Этого можно достичь при помощи особой процедуры, при которой обычные представления больного разрушаются вследствие сильного эмоционального возбуждения. Как-то раз одного гавайского рыбака сразила странная болезнь: как только он направлялся к своей лодке, его левую ногу парализовывало, голова кружилась, а перед глазами аущалась темнота. За лечение взялся шаман. Он неоднократно повторял, что ритуал, который он намеревается провести, устранит все причины этой таинственной хвори. Шаман налил в деревянную миск)'соленой воды, добавил листья ги и корень имбиря, после чего стал исполнять различные магические пассы, передавая воде свою силу. Затем он велел рыбаку задержать дыхание, погрузить голову в вод)' и выпить как можно больше, уверяя, что когда жидкость войдет внутрТь, болезнь будет уничтожена. Рыбак так и сделал, но ему опять стало плохо. Через некоторое время шаман приказал рыбаку идти к берегу, тот послушался — и тут болезнь отступила. Напоследок шаман посоветовал рыбаку больше не ду мать о том, что с ним произошло.
Конечно, сила внушения — это не главное в цели- тельском процессе, но обладание ею делает ритуал более действенным, особенно при работе с недоверчивыми пациентами, которые якобы знают о том, как правильно лечить их болезни. Эффект плацебо хорошо известен и иногда бывает крайне полезен тем, кто страдает различными навязчивыми состояниями, мнит себя больным от недостатка личной силы. Здесь следует вспомнить золотые слова Н. Ооржака о том, что шаман не лечит, а помогает лечиться.
ПОИСК ДУШИ
Пропажа души или похищение се злыми духами означает, что се надо найти и вернуть на прежнее место. Вначале ее ищут в самом теле пациента (как «душу в мизинце», о которой говорилось выше), затем — в ближайших окрестностях. При этом поют специальные песни. В песнях восхваляют родные места, дом, где живет больной, говорят, как ему и всем его родным плохо без души: «Твой отец (такой-то), твоя мать (такая- то), твое имя (такое-то). Где же ты? Куда ты ушел? В юрте твоей печаль... Твои дети спрашивают: где ты, отец наш? Услышь их и смилуйся над ними: вернись!.. Твои кони спрашивают: где ты, наш хозяин? Вернись к нам!» Бурятский шаман в это время сидит на ковре возле больного. Рядом разложено угощение: печенье, табак, молочная водка. Душа должна вернуться по шелковой нитке, один конец которой привязан к бронзовой сгреле, а второй — к березе. У березы стоит конь. Буряты считают, что конь первым видит прибли-
и расспрашивает его об увиденном. Погружению обязательно предшествует предсказание, чтобы узнать, где находится душа, и понять, кто ее украл. Шаману совершенно необходимо знать все тонкости иотусторон-
него мира, чтобы сразу отправиться в путь и не заблудиться самому. В этом ему помогают духи и другие дружественные силы. «Пролетая над нолем, я увидела внизу кувшин и нырнула в него,— рассказывает шаманка Дэлги о своем экстатическом опыте.— Я оказалась как бы с другой стороны пространства. Везде стояли дома... Мне показали, где находится душа больного ребенка, и я почти сразу очутилась возле пещеры. Войдя в нее, я увидела посередине грота необычное растение с большим бутоном на голой ножке. Когда лепестки цветка раскрылись, внутри оказался эмбрион. Я взяла его на руки и напоила молоком, которое специально взяла с собой. Я спросила его, хочет ли он вернуться назад, на что он кивнул головой. Тогда я взяла его и полетела в дом, где жил мальчик. Я нашла его спящим на кровати и вернула потерянную душу». Так прошел це- лительский сеанс по возвращению души мальчику', страдающему неизлечимой, с точки зрения ортодоксальной медицины, формой шизофрении.
В зависимости от ситуации душа в измененных состояниях сознания может восприниматься по разному: сердце, цветок, ягода, зародыш, мотылек и т. д. В классическом шаманизме человеческую душу сравнивают с бабочкой или мотыльком, хотя реально она выглядит чаще всего, как сердце. Стадии развития бабочки иллюстрируют этапы просветления души. Те же сопоставления можно найти в оккультизме: «Невоз- рожденный человек, невежественный и беспомощный,.символизируется стадией между яйцом и личинкой,— пишет Мэнли П. Холл.— Человек, ищущий истину и погруженный в размышления, символизируется стадией между личинкой и куколкой, когда насекомое входит в куколку. Третья стадия, от куколки до взрослой особи, откуда выходит совершенная бабочка, символизирует развившуюся просветленную душу инициируемого, поднимающегося из могилы своей основной природы». В тувинском шаманизме только Ховаган ээрен (ээрен Мотылек), по свидетельству Н. Ооржака и других шаманов, может найти потерявшуюся душу и заставить ее вернуться. Ээрен в виде мотылька рисует в натуральную величину киноварью на белом фоне женщина, а затем расшивает его крылья узорами. Только тот шаман, у которого есть в союзниках Ховаган ээрен, может искать душу.
Если душа не заблудилась, а была похищена, то ее охраняет дух и обычно требует выкуп. Смотря по обстоятельствам, шаман может выменять душу человека на душу жертвенного животного; дать взамен что-то другое; обмануть духа; вступить с ним в сражение; опоить, чтобы охранник стал более сговорчивым, и т. д. В ходе камлания тувинский шаман озвучивает слова злого духа о том, как была украдена душа:
Пусть его (больного) кости останутся В том краю, где горы.
Я пойду домой непременно С его пойманной душой,
Я пригоню его душу.
Она будет лежать в земле.
Душа может оказаться не только в Нижнем Мире, но и в Верхнем. Ее возможными похитителями выступают в легендах и злые духи, и души умерших шаманов, и предки, и даже сама Луна. Известен миф индейцев туалииангов, в котором рассказывается о том, как Луна украла душу ребенка и спрятала ее в кувшине. Узнав об этом, на Луну отправляется шаман и освобождает душу, открыв кувшин. Очень часто в индейском фольклоре фшурирует не душа, а тотем - животное личной силы. Он также может потеряться и быть похищен
ным. По сути, тотем и душа понятия родственные, но в ряде случаев выступают отдельно. Шаман лечит вначале тело, а потом для пущего эффекта возвращает или даже самостоятельно подбирает пациенту' тотем.
Чаще всего ду шу передают после возвращения из экстатического путешествия методом дуновения. Для этого шаман подносит к правому уху больного кулак с зажатой в нем душой и как бы выдувает ее оттуда прямо в ухо. Затем пациенту вру чается шаманская кукла или кекпсек для охраны души. Изображение вешается в изголовье кровати, и пока владелец спит, стережет еще слабую душу; чтобы она не затерялась вновь в мире сновидений. Обычное подношение этому духу — просяная каша и молоко, налитое в чашу, сделанную из березы.
XII. ИЗГНАНИЕ ДУХОВ
ЗАПУГИВАНИЕ
мя, в организм человека может проникнуть злой
I— дух. Здесь, как и везде далее, мы определяем дух как злое существо, сугубо условно. Шаманы считают, что духи просто ищут место с подходящей энергетикой, где можно было бы самореализоваться. «Природа,— пишут исследователи индонезийского шаманизма М. Оттен и А. Банса,— символ вечности, не ведает добра и зла и в этом смысле всегда чиста. В ней нет человеческого или животного, для нее все едины». Болезнь — это всегда урок для человека, из которого он должен уяснить для себя, что он делает в жизни не так, какие его поступки приводят к нарушениям в организме. «Духи, вызывающие болезни,— говорит шаманка Наталья Добындо,— мудрые существа, которые могут передать свои знания людям».
Вначале шаман подробно расспрашивает больного, пытаясь понять, отчего в несчастного вселились злые духи, и определяет принадлежность духа к тому или иному типу. Само изгнание может проводиться
|
разными методами. Если дух поселился и теле не так давно и еще не успел прочно занять свои позиции, его можно выгнать ритуалом запугивания. Приступая к нему, шаман облачается в полный ритуальный костюм, надевает головной убор с бахромой, закрывающей лицо, или маску (см. рис. 176). Все это служит защитой, чтобы злой дух, покинув тело больного, не смог вторг^ нуться в самого шамана. Духи-помощники, образы
которых висят на костюме, дадут болезнетворному духу отпор, а маска скроет лицо, чтобы злой дух не смог запомнить, как выгладит изгоняющий. Некоторые шаманки (очень редко — шаманы) проводят ритуал совершенно обнаженными. Это тоже является своеобразной защитой. Их помощниками становятся свет Солнца, ветер, тепло огня, которые как бы обволакивают все тело и формируют преграду для зла. Черные шаманы (обычные) располагают помощниками, имеющими конкретную форму (зверь, птица, мифический персонаж), а белые используют силы невещественного порядка (свет, морская прохлада, запах). И те и другие выполняют одинаковые ритуалы, но изначальные силы, которые сделали из них шаманов, различны. В наши дни белое шаманство встречается крайне редко. Как ни странно, его постепенное возрождение происходит сейчас не в условиях тайги, гор или тундры, а в городских кварталах. Например, в таких крупных и, казалось бы, далеких от шаманства городах России и Украины, как Москва, Санкт-Петербург Киев, действуют несколько языческих общин, правда, очень немногочисленных, где практикуется обнажение, как способ соединения человека с животворящими силами Вселенной.
Запугивают болезнетворного духа, проговаривая под звук бубна угрозу — особые слова силы:
Га, ата-ата ата!
Га, якайя кай-якай!
Га, кыш, кыш, кыш!
(Чукотское заклинание от xtux духов)
Здесь очень важен эмоциональный настрой и шамана, и больного. Слова шамана должны звучать четко, убедительно и повелевающе, чтобы сломить сонро-
tiтление духа, что называется, свалить его с ног через потрясение самого пациента. Для этого хороши все средства. Некоторые шаманки, чтобы ввести больного н растерянность и показать злом)'духу «зубки», во время сеанса резко задирают юбку (см. рис. 177). Во многих традиционных культурах считается, что вид женских половых органов, точнее «зубастая вульва», ошеломляет духа и заставляет его покинуть убежище. Для пущего эффекта пациента изо всех сил пребольно щиплют под крик шаманки или помощника.
Больше всего заклинательных текстов для изгнания духов оставили славяне. Вот один из таких заговоров, записанный в 1972 год)' в деревне Пюхча Пинеж- ского района Архангельской области:
«Нечистые духи, нечистая сила! Отойди, отвались от (имя)! Не майте (ее), не мучьте (ее), ни утром рано, ни середи белого дня, ни темной ночью. Из леса пришли — подите все в лес, из воды — в воду, от девки-беловолоски, от же нки-дол го волоски, от мужика, от речника, отзавид- ника, от призорника. Там соли усолье! Подите все туда! Идите, где ветра не вянут, где люди не заглянут, иод пень, под колоду, в болота зыбучи, в болота седучи, где на конях не ездят, пешеходы не ходят, у грубы ручьи, за реки быстры, за темны леса. Идите все туда! Костей не ломите (имя), жилы не тяните (имя). Тьфу!»
Заключительное «тьфу!» (воображаемый плевок) имеет характер звука, наделенного особой силой. К таким словам относится и международное «кыш!» («уйди!»). Они как бы отбрасывают в сторону все болезни. Таким же эффектом обладает резкий взмах руки сверх)' вниз со сжатыми в кулак пальцами в верхней позиции и разжатыми — в нижней. В собрании И. П. Сахарова есть более жесткий текст для изгнания, применявшийся в XIX веке среди знахарок и ведунов:
|
«Заговариваю я у такого-то двенадцать скорбных недугов: от трясавицы, от колючки, от свербежа, от стрельбы, от огневицы, от ломоты, от колотья, от дергания, от моргания, от слепоты, от глухоты, от черной
Рис 178. Ловушка для болезнетворного духа. Рисунок Н. Ооржака
немочи. Ты. злая трясавица, уймись, а не то прокляну в тартарары; а ты, неугомонная колючка, остановись, а не то сошлю тебя в преисподние земли; ты, свербеж, прекратись, а не то утоплю тебя в горячей воде; ты, стрельба, остановись, а не то засмолю тебя в смоле кипучей; ты, огневица, охладись, а не то заморожу тебя крещенскими морозами; ты, ломотье, сожмись, а не то сокрушу тебя о камень; ты, колотье, приту пись, а не то распилю тебя на мелкие частички; ты, дерганье, воротись, а не то запружу тобою плотину на мельнице; ты, морганье, окрутись, а не то в печи банной засушу; ты, слепота, скорчись, а не то утоплю тебя в дегтю; ты, глухота, исчезни, а не то засмолю в бочку и по морю пущу; ты, черная немочь, отвяжись, а не то заставлю воду толочь. Все вы, недуги, откачнитесь, отвяжитесь, удалитесь от такого-то, по сей час, но сей день, по его жизнь, моим крепким словом».
Во время прочтения заклинаний тувинский шаман I (иколай Ооржак рекомендует рисовать на бумаге треугольник (см. рис. 178). Но ходу дела вершины треугольника закрываются штрихами против часовой стрелки, начиная с нижнего левого угла. Перед закрытием последней вершины внутри треугольника изображается петля. Она символизирует концентрацию силы шамана. На последних предложениях завиток
петли продолжается спиралью. Ее витки накручиваются все быстрее и быстрее, а затем, при произнесении заключительного слова, оставшийся угол немедленно закрывается уверенным штрихом. Считается, что таким образом внутрь треугольника попадает злой дух. После проделанного ритуала бумага, в которую вошли болезнетворные силы, уничтожается.
К теме запугивания злого духа относится и распространенная в Сибири и на русском Севере практика, когда топором вырубают «утин» — боль в спине. Пациент ложится на живот в дверях через порог. Лекарка кладет ему на спину веник (листоватик) и начинает сечь прутья острием топора. Далее следует обрядовая игра. После каждого удара больной спрашивает: «Что сечешь?» Знахарка отвечает: «Утин секу!», на что следует пожелание: «Секи крепче». Этот диалог повторяется трижды, после чего веник выносится на улицу и наотмашь выкидывается прочь.
ВЫМАНИВАНИЕ
Если злого духа не удается запугать, производят ритуал выманивания. Для этого подбирается объект будущего перемещения: растение, животное, камень, изображение,— который станет новым вместилищем для болезни. Тувинский шаман Николай Ооржак рассказывал, что для очищения нужно выкатывать энергетические центры человека шариками из теста, а для изгнания злых сил вылепить из теста фигурку. Во время изготовления шариков и фигурки внутрь необходимо поместить для приманки молоко, предварительно сделав на него наговор. Молоко, как и при окроплении, набирается в рот и выплевывается в тесто. На камлании шаман убеждает духа покинуть тело больного и пе-
рейти и фигурку с приманкой. После этого фигу рка с заключенным духом закапывается в землю.
В качестве приманки может выступать не только молоко, но и любой другой предмет, угодный духу. Например, одному больному приснилось, что к нему' пришел дух его покойного отца, который и наслал на него болезнь, и этот дух сказал, что хочет соленых огурцов.
Они-то и служили в этом случае приманкой. Огурцы поместили внутрь глиняной фигурки и развесили на нитке, соединяющей пациента с новым вместилищем для духа. Больного оку рили полынью, а затем напугали. Нитка задрожала, как будто по ней пробежал дух, и тотчас же ее перерезали ножницами.
Иногда в качестве объекта для переселения духа выбирается какое-либо животное или даже другой человек, нанятый самим больным за плату. Рассказывают и о таком случае, когда умерший родственник, вторгшийся в своего внука, захотел провести ночь со своей женой — бабушкой больного. Но это оказалось совершенно невозможно, а дух не захотел отрекаться от своего желания, и к несчастью, через несколько месяцев пациент умер от рака. Многие современные болезни, такие как рак, вызваны злыми силами, которые атакуют человека, ведущего неправильный образ жизни. Они не поддаются обычному лечению — вырезанная в одном месте раковая опухоль вскоре появляется в другом. Единственное, что спасает таких больных от смерти — пересмотр своей жизни, изменение окружения, переезд в новый дом. Тогда злой дух может самостоятельно покинуть тело, так как измененное мировоззрение оказывается для него губительным. В каком-то смысле на этом и основан ритуал выманивания. Шаман предлагает духу новое вместилище, стараясь не мытьем так катаньем сделать его жизнь в старом нестерпимой.
Бывает, что шаманы переносят человеческие болезни на растения. Для этого посаженное в землю семя поливают водой с добавлением крови и слюны пациента. Когда оно всходит, его срывают и, пока не завяло, держат у больного места. При инфекционных заболеваниях растение, напитавшееся в результате
этих действий соками болезни, бросают в реку, а при воспалениях — сжигают. Исследователь магических свойств растений П. Седир замечает, что вместилище должно быть подобрано в соответствии с характером болезни. При язвах и ранах употребляется горчак (polygonum persicaria) или живокость (symphytum officinalis); при женских болезнях — нолей-трава (men- tha pulegium); при заболеваниях легких — дуб или вишня. В тувинском шаманизме для ухода негативной энергии используется дерево. Пациента привязывают к нему красной ниткой, а шаман, по выражению Н. Ооржака, «призывает дух растения и провожает зло». Для лечения ревматизма шаман выбирает два дерева разных пород, растущие рядом, как бы из одного корня. Такие деревья называются тел ыяш. Тувинцы считают, что дух тел ыяш посылает ревматизм за то, что человек либо рубил такие священные деревья, либо использовал их древесину. Чтобы умилостивить духа, проводится специальный обряд, во время которого шаман камлает вокруг тел ыяш и жертвует ему кусочки ткани разных цветов. Ленточки развешиваются на ветвях, и дух успокаивается. После этого, как и во всех других случаях изгнания, больному дают лекарство, чтобы оно залечило поврежденные духом органы.
Лекарство готовится самим шаманом и сопровождается наговором. Шаман бережно относится ко всем проявлениям Природы. Это распространяется и на сбор целебных трав. «Я собираю травы и говорю Богу леса, Богу горы: я не растил, не поливал, но их я покупаю у тебя,— рассказывает хакасский шаман Петр Ши- голаков с Черного озера в интервью Н. Ольховой.— Собираю серебряные монетки в мешочек и, когда выкапываю корень, кладу на это место серебряную монетку. Или покупаю новую тряпочку и развешиваю на
дереве. Важна не сумма, а отношение. Я беру столько, сколько надо. Я не беру все подряд, только здоровое, крепкое растение. Когда растение сорвали, оно цельное, энергия в нем сохраняется. Аккуратно беру, сушу (все это делается одними руками). Энергия того, кто брал это растение, тоже сохраняется. Я. пастух, собрал эти корни, и мое «стадо» сосуществует нормально... Каждая трава сильна по-своему, и есть среди них несовместимые. Если их переломали, там идет атомная война, и эту войну предлагают нам нить. Кому-то эта война и помогла, потому что именно она была нужна организму, а другому человек)' стало еще хуже».
Лекарство от той или иной болезни может готовить только тот человек, который сам этой болезнью не страдает. «Известно,— пишет П. Седир в книге “Магические растения",— что растительный медикамент всегда лучше действует, если он приготовлен человеком с крепким здоровьем и притом искренно желающим помочь пациенту». В древности полученное лекарство помещалось в человеческий Череп для насыщения силой предков и благословлялось священными именами. Сами светлые духи должны были снизойти в этот эликсир.
ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕНИ И ОБМАН ДУХОВ
Обряд изменения имени — это своего рода попытка обмануть судьбу, ввести в заблуждение злых духов. Чтобы разобраться, как имя влияет на жизнь человека, нужно углубиться в историю и посмотреть на изначальные представления людей об этом предмете. Еще сравнительно недавно после рождения ребенка имя, в обычном понимании этого слова, ему не полагалось вообще. В некоторых случаях ребенку присваивалось
какое-либо имя его предка, причем вне зависимости от полового соответствия. Оно выбиралось родственниками с помощью гадания. Например, если при произнесении имени предка падала миска или раздавался треск в очаге, то это означало, что дух этого предка хочет воплотиться вновь в этом ребенке. У папу асов ма- ринд-аним (Новая Гвинея) даже существует охота за именами. Убивая врага из соседнего племени, они требуют, чтобы он сказал нм свое имя, так как «имен не хватает». Обретенные таким образом имена становятся собственностью племени, а значит, прибавляется и количество душ, которые могут возродиться вновь, но уже среди чужого народа. Поэтому у некоторых племен посторонним запрещалось произносить «настоящее» имея. Ведь если его услышит враг или злой дух, то здоровью человека или плодовитости племени может быть нанесен урон.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1682 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!