Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чукотские амулеты 4 страница



В древности любой целитель хорошо разбирался в символике татуировки и умел се наносить вручную. На Чукотке это искусство сохранялось до середины XX века. Когда в послевоенные годы настал голод, некоторые женщины тайно делали себе татуировки, обеспечивающие олений приплод. Это помогло им выжить. Сейчас татуировка стала модным и прибыльным делом. Желающим предлагаются каталоги, где современные бессмысленные монстры соседствуют с самыми сокровенными знаками. Конечно, можно скопировать древний рисунок и даже совершить «подвиг» — передать его традиционным способом, смешав копоть жировой лампы, мочу и графит,— но как поведет себя дух без соответствующего ритуала, вот вопрос. В лучшем случае получится просто диковинное изображение, в худшем — оно может вызвать болезнь и даже гибель носителя, если он позарился на те знаки, которые не имеет права иметь.

XIV. ВОЗДЕЙСТВИЯ ИГЛАМИ, ОГНЕМ И ЗЕРКАЛАМИ

КРОВОПУСКАНИЕ И ИГЛОУКАЛЫВАНИЕ

ские врачеватели, использовали его при самых различных заболеваниях. Считалось, что таким образом уходит «черная» (гнилая, испорченная) кровь. Наш старый знакомый иеромонах Гедеон, участник первого русского кругосветного путешествия (1803— 1808 гг.), писал о целительстве алеутов:

«При самом первом появлении наружных чирьев разрезываюг своими ножами больное место и до созревания их для того не допускают, что они тогда бывают опаснее. Когда болят печенки, тогда против их в махах, где чувствуют боль, также разрезываюг тело и по выпущении дурной крови засыпают пухом.

Если человек опухнет и покажутся на всем теле желваки, то прорезывают до кости пяты; во время тошноты, случающейся от многого истечения крови, кладут между пахами холодные камни, а унимают кровь истертою в порошок еловою гнилушкою. Когда пятки начинают подживать, тогда прорезывают и снимают на верхушке головы кожу в полтора вершка длины и

более полвершка ширины. При сем случае очень много выхолит крови, которую унимают тем же порошком или от палтуса сырым мясом, или глиною. Когда страдающий каменною болезнью от несносной боли сделается без чувств, в то время иногда вынимали камни — только малые,— разрезывая обыкновенными своими ножами оконечность тайного уда.

В случае застарелой глазной болезни производят иногда страшную операцию: выточенною из медвежьей кости толщиной в соломину палочкою прокалывают с обеих сторон начиная немного повыше оконечности бровей, так, чтоб она прошла, минуя глазное яблоко, до самой переносицы. В продолжение такой ужасной операции кладут страдальцу в рот елового дерева сук для того, чтоб от нестерпимой боли не откусил языка. После чего ничем не прикладывают и не обвязывают.

От головной болезни пониже темя прорезывают кожу до кости с той стороны, где более чувствуют боли, и по довольном истечении крови присыпают пухом. Подняв иглою жилу и прорезав своим ножом, пускают кровь от головной болезни из той руки, в какой стороне чу вствуют боль, из-под языка — от кашля и горла, от живота — из ног и из руки. Примечают дурную кровь по цвету, а унимают растертою гнилушкою; судят также но цвет)' крови о жизни и смерти человека».

Помимо растертой гнилушки для дезинфекции и остановки кровотечения использовались и другие средства. Например, псицы употребляли для заживления небольших порезов накипные лишайники. Лишайник собирали на скалах, высушивали и растирали в порошок, которым и посыпали поврежденный участок кожи. При сильном ранении прикладывали тундровой мох сфагнум, завернутый в тряпочку. Из нерастительных препаратов, способствующих скорейшему заживлению ран и обладающих антисептическими свойствами, можно назвать желчь осетра и медвежий жир с добавлением разогретой лиственничной смолы.

Кровопускание может быть осуществлено острым ножом или крупной иглой. В целительском арсенале индейцев макуши (Амазония) имеется даже полая деревянная игла, с помощью которой делается внутривенное вливание наркотического препарата. В последнее время в индейских деревнях, где, понятно, нет никакого медицинского оборудования, этой иглой стали вводить заболевшим малярией настой хины и коры дадапа. Точно так же, как и китайские иглорефлексо- терапевты, шаманы Крайнего Севера и Сибири использовали иглы, шины, острые кости и камни для воздействия на различные внутренние органы через точечные проколы кожи лица, кисти и стопы. Дело в том, что все внутренние органы имеют проекцию. Например большой палец руки отвечает за мозговую деятельность и горло; указательный и мизинец — за руки; средний и безымянный — за ноги; середина ладони — за кишечник; основание большого пальца — за легкие, сердце и т. д. (см. рис. 186). Чтобы лучше понять суть таких соответствий, следует просто опустить руки ладонями вперед и убедиться в том, что сами кисти созданы по образу всего тела, или наоборот, тело подобно руке. Указательный палец левой руки и мизинец правой отождествляются со всей левой рукой; указательный палец правой руки и мизинец левой — со всей правой рукой; средний палец левой руки и безымянный правой — это левая нога; средний палец правой руки и безымянный левой — это правая нога; большие пальцы на обеих руках всегда отвечают за голову. При возникновении боли внутреннего характера делается неглубокий, но до крови укол в зону проекции нездорового органа. Нужная точка для укола внутри зоны проекции изначально отличается от всех остальных болью при надавливании обратной стороной иглы.

Лечение иглоукалыванием практиковалось не только шаманами. Оно было известно и обычным повивальным бабкам. Если ребенок рождался мертвым (не дышал), повитуха брала иглу и с ее помощью воздействовала на определенные точки тела, а затем шлепала младенца по заду. Вот что поведал об этом ненецкий оленевод Яков Вануйто: «Она (повитуха.— О. Д.) острой костяной иглой быстро делает уколы в кончики пальцев рук, ног; укалывает подошву и пятку'. И ребенок оживает, начинает дышать»[73]. Делая обзор по практикам северной медицины, кандидат наук врач Б. И. Василенко сообщил: «Раньше ненцы иглоукалывание действительно осуществляли с помощью костяных игл, позднее для этих целей они стали использовать обыкновенные швейные иглы. Действительно, к помощи иглоукалывания они прибегали при оживлении ребенка, родившегося в асфиксии. Иголкой народ- in,ie лекари производили быстрые поверхностные уколы в кончики пальцев рук — до появления крови. В случае отсутствия эффекта уколы делали в кончики пальцев ног, затем в центре подошвенной поверхности стопы. При необходимости использовали точки, расположенные на кончике носа, под кончиком носа па верхней губе, под нижней губой и даже на кончике языка. Ребенок, оживленный иглоукалыванием, соответственно и получал имя, например Хабэча (оживленный, мертворожденный) или Ангане (колотый, колотая)».


Некоторые части тела коренные жители Сибири прокалывали для ношения различных костяных, каменных и металлических украшений. Уроженцы Камчатки утверждают, что проколы носа совершались не только для того, чтобы носить нитку с бусинами, но и обуславливались медицинскими показаниями. Серьги, как правило, были очень тяжелы и оттягивали мочки, массируя дужкой очень важные точки акупунктуры, как это называется сейчас. Ухо, так же как и кисть руки, отождествляется со всем человеческим телом, рассматриваемым в позиции эмбриона (см. рис. 187). «Существует четкое научное объяснение этих особенностей ушной раковины,— пишет В. Бабанин в “Энигме".— В процессе эволюции ухо сформировалось из жаберной щели, которая, как известно, у рыб является основным органом дыхания, тесно связанным с другими жизненно важными функциями орга-

низма. Другими словами, жаберный аппарат входит в единую функциональную систему, основная цель которой — поддержание постоянства внутренней среды организма. Именно поэтому ушная раковина сохранила связь с центральной нервной системой».

Во время целительского сеанса, проводимого в дни растущей Луны, шаман массировал ухо пациента.


разминая мочку и всю раковину. Это способствовало накоплению жизненной энергии и благотворно влияло на весь организм. Затем исходя из жалоб больного прокалывал насквозь ту или иную точку уха, а иногда и несколько точек сразу. В некоторых случаях проколам подвергались нос, язык, губы, брови, соски и половые органы. Соски прокалывались, если у пациентки не было молока, а половые органы — при различных сексуальных нарушениях, например, для повышения чувствительности эрогенных зон. С иглой больной ходил несколько дней. Затем она вынималась, а рана затягивалась сама собой.

ПРИЖИГАНИЕ

В шаманизме метод прижигания используется и для лечения конкретных органов, через тепловое воздействие на акупунктурные точки, и для изгнания злых духов. Южно-американские целители используют для этих целей сигару. Сам способ похож на высасывание болезни через трубочку. Обнаружив чужеродную силу, шаман приближает горящий кончик сигары к телу больного и набирает дым в рог, не затягиваясь. Выдыхает он в сторону фигурки-вместилища, которая затем оставляется в лесу. Славяне еще в XIX веке использовали для лечения соняшницы (общее название болезней брюшной полости) горячую пеньку. В собрании И. Г1. Сахарова описано, как это делали: «Призванный знахарь к совершению соняшницы требует: миску, в которую бы вошло три штофа воды, пеньку и кружку. Миску с водою ставит больной на живот; пеньку зажигает. Как скоро загорится пенька, он обматывает ею больную. Часто случается, что больная после того остается обожженною в разных местах. Раны, получен-


 
 

ные от обжога, знахари приписывают выхождению болезни из тела. Пеньку после сего кладет в кружку, а кружку ставит в миску. В это время начинаются заговоры, между тем как больная вопит от болезни, а окружа- ющие считают вопль страдалицы удалением нечистой силы из больной. Прочитавши наговоры, знахарь дает

больной пить воду и удаляется». Комментируя этот вид целительской практики, И. П. Сахаров замечает, что если больная не выздоравливает после первой процедуры. то она сама и считается виноватой. Знахарь го

ворит при этом, что на нее напущен новый недуг и повторяет все действия еще раз, снова взяв плату.

У иенцев Крайнего Севера в качестве прижигающего средства выступает сухая чага (грибообразный нарост на березе). Считается, что дым чаги благотворно воздействует на человека, очищая его от всех болезней. Для лечения шаман берет часть внутреннего слоя гриба в несколько миллиметров и кладет на острие ножа. После поджигания горящая чага помещается в ту точку, где ощущается наименьший жар. Через 2—3 минуты чага отскакивает от образовавшегося волдыря, на месте которого позднее остается небольшой шрам. В общем, точки прижигания соответствуют традиционной китайской акупунктуре, но о заимствовании тут речь не идет (см. рис. 189). Скорее, сведения черпались тысячи лет назад из одного источника. Врач Б. И. Василенко, анализируя сведения об опыте прижигания у ненцев, приходит к выводу: «Чаще всего с помощью прижигания лечили заболевания суставов, используя точки над их поверхностью. При болях в пояснице прижигали точки вдоль позвоночника. Растяжение связок лучезапястного сустава лечили, прижигая участки над суставом с внешней и внутренней стороны. Если травма сопровождалась обширным подкожным кровоизлиянием, прижигали места наибольшей припухлости, считая, что это способствует быстрому рассасыванию гематомы. При заболеваниях желудка воздействовали на точки над желудком и грудиной. Заболевание печени лечили, используя точки в правом подреберье. При болях в груди, простуде, продолжительном кашле прижигание делалось над рукоят- кой грудины, в центре и под ключицей с обеих сторон. Различные формы заболеваний женской половой сферы лечили прижиганием точек в левом подреберье, внизу живота слева, над подвздошной костью».

Помимо табака, трута и чаги для прижигания используется и сухая полынь. Для этих целей годятся листья. Их перетирают и туго набивают крошкой скрученную из бумаги трубочку. Есть сведения, что на юге Сибири прижигание проводится с помощью сухого можжевельника. В сибирских деревнях (как с русским, так и с коренным населением) при болях в суставах прикладывают к ним нагретую на огне гальку или замшевый мешочек с прокаленным песком. Другие целители массируют тело больного очищенным от скорлупы горячим куриным яйцом, сваренным вкрутую. Это снимает боль и очищает организм от дутсов болезней. Считается, что их втягивает в себя яйцо, которое впоследствии зарывают в землю.

НАЛОЖЕНИЕ ЗЕРКАЛ

Как свидетельствуют археологи, на территории Сибири зеркала стали изготовлять во II тысячелетии до н. э., и только потом это искусство появилось в Китае. Бронзовое или медное зеркало символизировало Солнце, плодородие и возрождение. На обратных сторонах зеркал почти всегда изображался солярный знак (см. рис. 190), позднее его выТеснил крут из двенадцати животных календарного цикла (крыса, буйвол, тигр, заяц, дракон, змея, конь, коза, обезьяна, петух, собака, свинья).

Тувинские шаманы называют металлическое зеркало кузунгу и считают его самым могущественным из всех ээреней (духов-помощников). «Только знахари лечат без кузунгу,— утверждают они,— настоящий шаман может камлать без костюма, но никогда — без кузунгу'». Современные шаманы (хакасы, буряты, тувинцы) часто заказывают себе зеркало у мастера, но раньше это

 
 

было исключено. Каждый шаман должен был сам найти свое кузунгу. Он бродил но горам и степям и ждал, когда оно блеснет в вышине. Если верить легендам, кузунгу опускалось к шаману прямо с неба. Шаман накрывал его шелковым платком (хадаком) и уносил с собой, как самый дорогой подарок от духов. В действительности кузунгу доставалось шаману из древних обрушившихся от времени курганов. Там их ищут и поныне те шаманы, которые следуют духу традиции.


В юрте шамана кузунгу хранится на самом почетном месте — за очагом напротив входа. «Кузунгу,— пишет Е. К. Яковлев,— волшебный амулет более сильных и известных шаманов: висит на веревочке перед бубном в юрте; излечивает от всех болезней, раны присыпают его стружками; дается внутрь в виде настойки; наконец, шаман им «выживает» из нутра, выгоняет из костей всякую боль, как магнитом; взяв в рот амулет, он припадает ртом к больному месту и начинает

отсасывать его, наконец, выходит на улицу и выплевывает болезнь или злого вселившегося духа. Амулет считается небесного происхождения».

Вечером шаман ставит перед кузунгу небольшую свечку, а утром старшая жена шамана подносит этому ээреню свежий чай с молоком. Затем она совершает поклон, касаясь правой рукой груди и делая левой ногой шаг назад. В шутливом «Наставлении по хранению и использованию кузунгу ээрен» шаман Аян написал: «Отправляясь в дальнюю и трудную дорогу, не забудь взять с собой это дивное чудо. Храни его бережно, в белом материале либо в мешочке из белого войлока. Прими его всей душой и держи поближе к сердцу, ну а в крайнем случае — на поясе».

Перед камланием на больного шаман заворачивает кузунгу в кадактар — ленты синих цветов, привязанные к ушку зеркала — и поднимает над головой. Наугад он дотрагивается до обратной стороны указательным

пальцем и смотрит, на какую фигуру он лег (в случае, когда на кузунгу имеются изображения двенадцати животных). Так он выбирает духа, который поможет ему справиться с болезнью. Затем он вырезает облик этого духа из коры и присту пает к самому камланию, во время которого прикладывает кузунгу к больному месту и выметает злых духов веничком. При этом проговаривается заклинание:

Когда придет черт,

Кузунгу сломает ему зубы и отпустит его.

Когда черт придет воровать,—

Кузунгу сломает ему спинной хребет и отпустит его[74].

После смерти шамана его кузунгу принимает наследник, а если его нет, оно кладется в могилу. И вновь приходит шаман и вновь находит свое кузунгу.

XV. ЛЕЧЕНИЕ МАССАЖЕМ И СЕКСОМ





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1597 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...