Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А) Социальная статика



В трактовке общества Конт выступает с позиций холизма. В качестве высшей ценности и верховного мерила выступает консенсус, всеобщее согласие (лат. consensus omnium), социальная гармония. Откуда же происходит социальная связь, та сила, которая сплачивает разнородные элементы воедино? Конт отождествляет социальную связь с нравственностью. По его мнению, в своей жизни человек руководствуется не столько разумом, сколько чувственностью. В свою очередь, человеческая чувственность имеет бинарный характер, одновременно являясь источником двух противоположных тенденций – эгоизма и альтруизма. Термин «альтруизм» (от лат. alter – другой) был специально введён Контом для обозначения врождённого нравственного чувства, социального инстинкта, готовности жить во благо других людей. Именно альтруистически понятая нравственность выступает первоосновой общества, важнейшей скрепой, гарантом целостности и гармонии. Именно она наделяет общественную жизнь высоким смыслом, является руководством к действию. Не имея конкретной локализации, нравственность как бы разлита в обществе, пронизывая все его подсистемы. Все социальные проблемы, в какой бы форме они проявлялись, имеют нравственное происхождение и такое же решение.

В то же время Конт не верит в способность индивида самостоятельно утвердить себя в качестве нравственного существа. По его мнению, только в пределах социальной общности возникают условия, позволяющие индивиду справиться со своими эгоистическими позывами и направить высвободившуюся энергию в альтруистическое русло. Только в обществе возможен нравственный рост через постоянное упражнение в добродетели.

Конт рассматривает различные общественные институты с точки зрения их роли в деле социальной интеграции. К числу базовых институтов он относит семью, государство и религию.

В качестве первичного социального института и, одновременно, элементарной частицы общества Конт рассматривает семью: «Только благодаря семейным обязанностям человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности» [30, с. 114]. В семье индивид впервые знакомится с основополагающими социальными навыками, на практике узнаёт о таких вещах, как управление и подчинение, альтруизм и гармония. Общаясь и взаимодействуя со своими старшими родственниками, он познаёт преемственность, осуществляет связь с прошлым. Иными словами, в семье индивид проходит «посвящение в общественность».

Применительно к семье можно говорить о зачаточных социальных связях, привязанностях, предопределённых природой, глубоко не осознаваемых. На более высоких уровнях социальности (промышленность, торговля, армия, государственное управление и т.д.) социальная связь, с одной стороны, становится более осмысленной, с другой, подкрепляется материальной необходимостью – потребностью в кооперации.

Парадоксальным образом угроза социальному согласию коренится в самом обществе, в логике его развития. Движение вперёд предполагает прогрессирующее разделение труда. Положительным следствием этого процесса является развитие социального инстинкта – внушение каждому индивиду и каждой семье чувства зависимости от других. Но параллельно с позитивной тенденцией даёт о себе знать и негативная: сосредоточиваясь на выполнении частной задачи, индивид или группа перестаёт заботиться об общем интересе. Происходит рассеивание идей, чувств и интересов, пробуждаются низменные эгоистические чувства, рождается конкуренция. Противодействовать разложению общества и нарушению его единства призвано государство. В этом смысле оно является выразителем общественного духа, органом социальной солидарности, блюстителем порядка, поэтому подчинение ему – священный долг каждого гражданина.

Очень неоднозначным было отношение Конта к религии. Как уже отмечалось выше, подобно своему учителю Сен-Симону он проделал путь от атеизма до признания необходимости и принципиальной неустранимости религии. В своих поздних работах Конт настаивает на том, что религия вечна, потому что она удовлетворяет эмоциональные запросы человека, который от природы является существом верующим. С течением времени может устаревать лишь содержательная сторона религии, конкретные догматы и обряды, но не религия как таковая. Конт намечает функциональный подход к религии, который позднее получит продолжение в социологии Эмиля Дюркгейма: религия важна постольку, поскольку она удовлетворяет общественные потребности. А для эффективного удовлетворения этих потребностей она нуждается в периодическом подновлении, в наполнении старых форм новым содержанием. Темы, имеющие первостепенную значимость в контексте традиционной религиозности, такие, как общение между Богом и человеком или спасение души, Конта совершенно не интересуют.

Б) Социальная динамика: закон трёх стадий

В учении о социальной динамике Конт выступает с позиций исторического оптимизма. По его мнению, общество движется по пути прогресса, проходя в своём движении три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Так как, согласно Конту, именно состояние ума образует основу социальной жизни, главным критерием периодизации исторического процесса была выбрана форма мировоззрения, господствующая на данном историческом этапе.

Теологическая[28] стадия (с древности до 1300 года) характеризуется господством воображения, склонностью объяснять все явления действием сверхъестественных причин, а также стремлением приобщиться к абсолютному (божественному) знанию. Духовная власть сосредоточена в руках духовенства, мирская – в руках воинов.

Для метафизической[29] стадии (1300-1800 годы) характерно господство абстрактного мышления, склонного объяснять реальность посредством сущностей. Как и теология, метафизика оторвана от реальности, стремится к недостижимому. Познание оторвано от наблюдения, базируясь исключительно на логической аргументации, на рассуждении. Конт признаёт за метафизикой определённую пользу в деле критики и преодоления богословия, разрушения суеверий и свержения прежних авторитетов. Реализовав себя в Реформации, в Просвещении и, особенно в Великой Французской революции, метафизическое мировоззрение освободило личность, но так и не смогло объединить разрозненные умы, предложить позитивную программу. Вместо этого она принесла с собой дух сомнения, моральную испорченность и политический беспорядок. Духовная власть в метафизическую эпоху принадлежит философам, мирская – правоведам.

Позитивная стадия (после 1800 года) знаменует господство науки, базирующейся на эмпирическом фундаменте, реалистичной и практичной, познающей естественные законы и предвидящей будущее. В ряду позитивных наук почётное место принадлежит социологии.

Помимо решения познавательных задач, позитивистское мировоззрение призвано обеспечить консолидацию общества, сплотить его на основе общих ценностей. В определённом смысле позитивизм должен стать новой религией, построенной на новых – гражданских – основаниях. В качестве объекта поклонения Бога сменит Человечество, обожествлённое общество, которое каждый индивид будет почитать в качестве «Высшего Существа» (франц. Grand Être). Священниками новой религии, хранителями её догм и блюстителями культа будут учёные и деятели искусства. В их ведении сосредоточатся также воспитание, образование и исправление преступников. Политическое и хозяйственное управление будет осуществлять так называемый «патрициат», состоящий из промышленников, банкиров и технических специалистов.

Позитивистский общественный идеал представляет собой компромисс между социалистическими и капиталистическими элементами. Конт – противник революций. По его мнению, продвижение общества по пути прогресса возможно только посредством реформ, главная из которых – реформа сознания. Классовое неравенство объявляется естественным и неустранимым, воплощающим две базовые функции – руководство и исполнение. Однако отношения между классами выражаются не борьбе, а в сотрудничестве на благо общества. Хотя рычаги государственного управления находятся в руках буржуазии, само это государство имеет социальный характер, заботиться о благополучии низов, пролетариев. Взамен пролетарии должны порвать с радикальными социалистическими движениями и отказаться от посягательств на институт частной собственности, который признаётся незыблемым.

Особо оговаривает Конт место и роль женщины. По его мнению, женщина уступает мужчине в интеллектуальном и волевом отношении, поэтому должна находиться под его опекой. Вместе с тем, женщина играет важную общественную роль, которая обусловлена её превосходством в эмоциональной сфере – она нравственно просветляет мужчину, пробуждает в нём чувство солидарности.

В перспективе позитивизм должен охватить весь мир. Появится позитивистская федерация народов с центром в Париже, которая обеспечит мир на Земле.

Контрольные вопросы

1. Как Конт трактует категорию «позитивное»?

2. Охарактеризуйте проблемное поле социальной статики.

3. Сформулируйте «закон трёх стадий».

4. В чём состоит особенность позитивной «религии»?





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 500 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...