Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идейные предпосылки



К началу XIX века назрела необходимость в кардинальной перестройке всей системы знаний об обществе. Накопились проблемы, которые оказалось невозможно решить традиционными способами.

А) Выдвижение нового эталона научности. Оно явилось следствием Научной революции XVI-XVII столетий, которая реализовалась именно как естественнонаучная революция. Началась массированная экспансия присущего естествознанию видения мира в социально-гуманитарное знание, перенос не только понятийного аппарата, но и базовых познавательных принципов.

- Феноменализм (от греч. phainómenon – являющееся) – переориентация познания с сущности вещей на сами вещи. Акцент смещается с умозрительных философских построений на эмпирические методы исследования.

- Антителеологизм (от греч. anti – против и téleos – цель) – отказ от постановки вопросов «зачем?» и «для чего?» в пользу вопросов «как?» и «каким образом?».

- Отказ от деонтологической (от греч. déontos – должное) трактовки закономерности в пользу онтологической (от греч. óntos – сущее). Исследователи уходят от вопроса о том, как должно быть, и задаются вопросом, как есть в реальности. Применительно к обществознанию это означает установку на изучение реально существующих общественных отношений в противовес утопическому конструированию идеального общественного строя.

- Принцип системности. Природные и социальные объекты трактуются как целостности, элементы которых находятся в определённых отношениях и связях друг с другом. Выделяется две основных версии системного подхода, причём обе апеллируют к естественным наукам – механицизм, уподобляющий реальность механизму, и органицизм, рассматривающий реальность по аналогии с живым организмом. Применение принципа системности предоставило обществоведам возможность выделения отдельных подсистем социального целого (социальных институтов) и выявления их роли в его функционировании.

Б) Утверждение принципа историзма. Историзм предполагает рассмотрение действительности как изменяющейся во времени, развивающейся, а также выделение стадий развития.

В философии наиболее полно и последовательно принцип историзма воплотился в теории прогресса. Родоначальниками прогрессистской историософии считаются А.Р. Тюрго[3] и Ж.А. Кондорсе[4]. Прогрессизм генетически и типологически близок библейскому пониманию истории, но в отличие от последнего имеет секулярный характер. Общество выступает здесь как нечто движущееся и изменчивое, с каждой последующей эпохой переходящее на более высокую ступень. Высшей точкой исторического процесса должно стать окончательное торжества разума и добра.

Новаторство прогрессизма состояло в том, что

- прошлое перестало быть мерилом общественной жизни, а «золотой век» переносится из прошлого в будущее,

- человеческая история получила рациональное толкование,

- исторический процесс стал трактоваться через призму универсализма: в качестве субъекта рассматривается человечество в целом, а не отдельные страны и народы.

На утверждение принципа историзма определённое влияние оказала также теория эволюции, разрабатывавшаяся на рубеже XVIII-XIX столетий в рамках естествознания Ж.Л. Бюффоном[5], Ж.Б. Ламарком[6]и Э. Дарвином[7].Относительно законченный и системный вид она приобретёт в 1850-70-е годы в творчестве Ч. Дарвина[8]. Первоначально под эволюцией понимался процесс необратимых изменений, протекающих исключительно в природе, но позднее, с подачи Г. Спенсера, эволюционный принцип был распространён и на историю общества.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 401 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...