Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Непосредственные предшественники социологии



В первой трети XIX века в общественно-политической мысли Запада обозначились три течения, каждое из которых, в определённой степени, может считаться предтечей социологии. Это утилитаризм, консерватизм и утопический социализм. Все они были вызваны к жизни капиталистической модернизацией, представляя собой анализ и оценку нового строя, не только его настоящего, но также его истоков и перспектив. Если утилитаризм представляет собой апологию капиталистического общества, то консерватизм и утопический социализм, каждый по-своему, подвергают его критике.

А) Утилитаризм

Родоначальником и крупнейшим представителем данного направления является И. Бентам[18]. Утилитаризм генетически связан с либерализмом, что отразилось в его базовых положениях.

Утилитаристы объясняют целое через характеристику элементов. Общество – это механическое собрание индивидов. Социально приемлемо, когда каждый стремится к достижению собственных интересов, а общественный интерес сводится к сумме частных интересов. Таким образом, для понимания общества достаточно выявить базовые параметры индивида.

Первопринципом, единым для индивида и для общества, признаётся принцип полезности, который одновременно выступает в двух ипостасях. Во-первых, он рассматривается как объяснительный принцип: через него объясняется, что является двигателем активности индивида и, следовательно, лежит в основе общества в целом. Во-вторых, полезность играет роль регулятора поведения, жизненного ориентира, социального идеала.

Утилитаристы отвергают этику долга. По их мнению, во всех своих поступках индивид всегда стремится уменьшить негативные последствия и увеличить позитивные, прежде всего, для самого себя, и лишь во вторую очередь – для других. Бентам и его последователи переводят этический вопрос в арифметическое измерение, сводят его к проблеме сложения и вычитания: прежде, чем совершить выбор, человек сравнивает сумму удовольствий и страданий, которые он испытает в случае принятия одного решения, с суммой удовольствий и страданий, которые он испытает, если примет другое решение. Увеличение количества удовольствий и уменьшение количества страданий – единственная достойная причина делать что-либо.

Утилитаризм предполагает применение принципа полезности независимо от того, идёт речь о частных лицах или о законодателях. Поэтому в целях оптимизации общественной жизни следует распространить указанный принцип и на неё. Разница здесь чисто количественная: если частное лицо озабочено исключительно достижением личного счастья, то законодатели, помимо этого, призваны обеспечить максимальное благо максимальному числу индивидов. Достижение этой цели предполагает построение разумной, то есть основанной на точном расчёте, системы поощрений и наказаний. Законодательство должно побуждать к одним действиям и ограничивать другие, используя естественное человеческое влечение к удовольствиям и настолько же естественное отталкивание от страданий.

Б) Консерватизм

Наиболее видные представители консервативного спектра мысли рубежа XVIII-XIX столетий – Э. Бёрк[19], Л. де Бональд[20] и Ж. де Местр[21].

Общая установка консерваторов – неприятие Великой французской революции (шире – революции как таковой). Революция воплощает деструктивное начало, несёт хаос и разрушение. Им противопоставляется социальная гармония, якобы имевшая место при «Старом режиме»[22].

Ключевое понятие консерватизма – традиция, которой придаётся предельно широкий и исключительно положительный смысл. Это одновременно мировоззрение, образ жизни и форма межчеловеческих отношений. С одной стороны, традиция реализует познавательную функцию, представляя собой копилку коллективного опыта, кладезь мудрости, из которого может черпать каждое следующее поколение. Таким образом, она компенсирует слабость индивидуального разума, ограниченного, неспособного постичь всей сложности окружающего мира. Другая функция традиции – охранительная, сдерживание посредством своего авторитета разрушительных антисоциальных страстей.

Консерватизм трактует общество через призму холизма (от греч. hólos – единый, целый), то есть приоритета целого по отношению к частям, продолжая тем самым линию Платона в социальной философии. В данной системе координат целое предшествует частям, организует их, придаёт им смысл, которым они по отдельности не обладают. Часть существует для целого, а не наоборот. Общество не только исторически предшествует индивиду, но и нравственно стоит выше него. Существование человека принципиально невозможно вне общества, которое подчиняет его своим собственным целям. Одной из характерных черт консервативной социальной философии является уподобление общества живому организму (принцип органицизма), элементы которого настолько тесно связаны и зависимы друг от друга, что резкое изменение в работе любого из них неизбежно подорвёт устойчивость всей социальной системы.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...