Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Механизм правового воздействия на личность



Содержание механизма воздействия права на личность

1. Механизм правового воздействия на личность — самостоятельный предмет общетеоретической юридиче­ской науки. Научно-практическое значение его исследо­вания обусловило интерес ученых к этой проблеме с пер­вых лет развития социалистической теории права. Рабо­тами Н. Г. Александрова, С. А. Голунского, М. С. Стро-говича, Б. В. Шейндлина, Л. С. Явича и др., относящи­мися к 40—50-м годам, был подготовлен вывод современ­ного правоведения о необходимости специального иссле­дования этого механизма, выделения этих исследований в самостоятельный предмет изучения общей теории права, «механизменного» подхода в обще- и частнотеоре-тических (отраслевых) юридических исследованиях. Фор­мулирование этого вывода и системного представления о механизме правового регулирования принадлежит С. С. Алексееву. Внутреннее строение механизма право­вого регулирования он определяет как совокупность юри­дических средств правового воздействия (в значительной -мере совпадающей с составом юридической надстройки), соответствие процесса правового воздействия (регламен­тирование отношений, действие норм, ведущее к движе­нию правоотношений, реализация субъективных прав и] обязанностей) основным звеньям (элементам) механиз-ма правового регулирования (нормы, права и обязанно­сти, акты их реализации, акты применения). При этом правосознанию и законности отведено специфическое, место: они имеют общее значение в механизме, являют­ся его основой, стержнем, подключаются ко всем его час­тям. «Все другие правовые явления — нормативные акты, толкования, юридическая техника, правовая ответствен­ность и другие — примыкают (могут быть «привязаны») к тем или иным основным звеньям механизма». Таким образом создаются определенный «каркас» с «пунктами


сосредоточения», узловые элементы механизма, к кото­рым тяготеют все остальные элементы, включенные в про­цесс правового воздействия '.

Эта концепция получила признание в литературе и потому не требует более детального анализа. Ее несом­ненным достоинством является прежде всего то, что меха­низм правового регулирования рассматривается в един­стве всех его составных частей, как категория не только собирательная, но системная. А его средства «обрисова­ны» с их «механизменной», динамической стороны. Это дает возможность отразить в проблеме механизма про­цессы функционирования права, его динамику, предста­вить этот аспект существования правовой материи как разнопорядковый в отношении статики (нормы, формы, система права и др.), качественной определенности права, его свойств.

Действительно, нормативность, формальная опреде­ленность, принудительный потенциал права через меха­низм его воздействия объективируются в поведении лю­дей. Развивая мысль В. М. Горшенева, можно сказать, что механизм правового воздействия показывает, в чем проявляется и как происходит перевод свойств правовой материи в упорядоченность деятельности людей, испыты­вающих на себе воздействие права. Этим обосновывается значение определения содержания механизма, его отгра­ничения, с одной стороны, от социального процесса фор­мирования права (социально-экономических факторов, обусловливающих право), с другой — от социальных (неюридических) последствий воздействия права на лич­ность (социальное действие права). Сложность здесь заключается в том, что социальный процесс формирова­ния права предопределяет правотворчество и его резуль­тат, являющийся нормативно-правовой основой механиз­ма воздействия, а социальные (неюридические) послед­ствия воздействия права органически вплетаются в ткань правового поведения личности, являясь по содержанию многофакторной социальной системой, требующей выде­ления в ней главных и дополнительных, объективных и субъективных, социально-психологических, юридических и других факторов. Одновременно эти последствия

1 См.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования
в социалистическом государстве, с. 30—38, 122—129; Алексе­
ев С. С. Проблемы теории права, т. 1, с. 153—154.


являются, начальным пунктом последующих циклон действия права.

Этим не противопоставляются свойства права их про­явлениям в общественной жизни, «чисто» правовые ре­зультаты — общесоциальным последствиям действия пра­ва, а обеспечивается выделение изучаемых явлений из социальных систем очень высокого класса, определение их содержания, роли в общественной жизни и последую­щее соединение в единой общественной системе. Меха­низм правового воздействия в этом отношении «не изо­лированный и обособленный «агрегат». Он работает в контакте с другими механизмами социального управле­ния, являясь звеном, элементом более высокого и слож­ного механизма управления общественными процес­сами '.

Такой подход оправдан возможностью изучить каж­дое звено правовой надстройки, отдельные средства юри-дического воздействия, каналы перевода правовой про-граммы в поведение людей, реальные потенции права! (в соотношении с другими средствами воздействия на личность) и, следовательно, дает возможность обнару-жить слабое звено социально-правового управления, за-менить или усовершенствовать его, предвидеть эффектив-ность этих мер в обшей системе функционирующие элементов правовой надстройки.

2. Если согласиться с таким подходом, то механизм правового воздействия следует представить как самосто-ятельную систему. На «входах» в нее расположен «основ-ной импульс» правового регулирования — нормативно правовой материал, обусловленный общественным потребностями и выражающий волю и интересы класс (народа). На «выходах» — общественные отношения организованные и упорядоченные соответственно потреб! ностям развития, функционирования общества и социаль-но-классовой воле. «Внутри» системы помещаются опре-деленным образом организованные формы объективирова-ния права, способы (методы) воздействия на личность каналы его осуществления, правовая деятельност личности — результат ее реагирования на правовое воз-действие и средство обнаружения права в общественной жизни.

1 Шебалин В. А. Системный анализ механизма правового регулирования.— «Советское государство и право», 1969, № 10 с. 126.


Таким образом начальное («вход» и систему) и ко­нечное («выход») состояния правовой действительности связываются переходными звеньями — наиболее слож­ным предметом исследования уже потому, что субъектив­но процесс перехода нередко отождествляется с конеч­ным состоянием, ускользает от интроспективного пред­ставления. А именно эти переходные звенья представля-, ют наибольший интерес для изучения «механизменной» стороны правовой действительности.

Право можно рассматривать как информационную программу, требующую актуализации в сознании и пове­дении личности. Поэтому социально и личностно важна организация поступления, прохождения, переработки, овладения человеком.этой программой. Но правовая ин­формация, циркулирующая внутри механизма правового воздействия, проходя через ряд управляемых и неуправ­ляемых его фильтров, никогда не увеличиваясь, может уменьшаться по объему, искажаться по существу. Под­черкивая различие между информацией, поступающей в систему, и информацией, воздействующей на нее, Н. Ви­нер отмечал, что «семантически значимая информация (воздействующая на систему — М. О.) в машине, как и в человеке, представляет собой информацию, которая проходит через действующий механизм в принимающей системе, несмотря на действия некоторых свойств чело­века или машины, которые разрушают эту информа­цию» '. Одна из важных задач юридической теории и практики заключается в отыскании и использовании таких переходных звеньев, которые обеспечили бы мак­симально адекватное восприятие правовой информации, нейтрализовали действие «фильтров» и «свойств», спо­собных изменить объем или содержание информации. В современной литературе наиболее последовательно, с анализом «посредствующих звеньев» между «полярны­ми элементами» рассматривает механизм правового воз­действия В. М. Горшенев, принципиально воспринявший позицию С. С. Алексеева2. Плодотворность конструкции В. М. Горшенева заключается в том, что она дает воз­можность выйти за пределы «внешней» в отношении

1 Винер Н. Кибернетика и общество. М., Изд-во иностр. лит., 1958, с. 102.

Горшенев В. М Способы и организационные формы пра-вового регулирования в социалистическом обществе, с. 48—76.


воли, поведения человека стороны механизма воздейст­вия права, расширить представления о механизме вплоть до конечного результата, исследовать социальное действие права от «начального воздействия» до «закон­ченной реализации».

Однако полностью использовать возможности подоб-лого подхода автору не удалось. Прежде всего обращает; внимание включение правотворчества в механизм право-вого регулирования в качестве его исходного момента. Таким образом процессы формирования права растворя-ются в механизме правового воздействия. Но ни право­творчество, ни его результаты, строго говоря, не воздей­ствуют, «воздействуют люди с помощью норм» права 1. Процесс правообразования, как верно отмечает Л. С. Явич, «на практике является предпосылкой и нор­мативной основой воздействия права». Включение этого процесса в механизм правового регулирования «так же •нелогично, как включение законов в понятие законно­сти» 2. Поэтому более точным является представление! о правотворчестве как о главном канале воздействия государственной власти на правовое регулирование, как о передаваемой государством механизму регулирования.«энергии»3, источник которой находится вне механизма правового воздействия. С другой стороны, фактическое поведение людей признается автором «законченной реа­лизацией» права, конечной стадией правового воздейст-вия, что выводит механизм воздействия права за преде­лы возможностей юридических средств. Результатом ре-ализации права является не фактическое, а правовое поведение. Вызывает возражение также представление о методах воздействия права как о конкретизации наибо-лее общих способов воздействия. Установление предпи-саний о дозволении или запрете поведения — это право-творческая деятельность, находящаяся вне механизма действия права, а метод правового воздействия — это способ передачи личности (общностям людей) содержа-ния правовых предписаний в процессе (механизме) пра­вового воздействия. Наконец, «посредствующие звенья» выступающие как стадии реализации права (правосубъ­ектность, юридические факты, правоотношения), не

  'МатузовН. И. Личность. Права. Демократия, с. 49, 242) 2 Я в и ч Л. С. Общая теория права, с. 204.   3 теории права, т

раскрывают пути перевода права во «внешнее» поведение людей, а являются либо основанием признания субъекта права и предпосылкой субъективного права (правосубъ­ектность), либо основанием движения правовых отноше­ний (юридические факты), которые не «покрывают» всю проблему воздействия права на организацию общения людей в правовой сфере, либо результатом реализации субъективного права (правомочие, правоотношение).

Вызывает возражения также распространенное в тео­рии права определение механизма как совокупности юридических средств, обеспечивающих правовое воздей­ствие '. Здесь допускается неточность, заключающаяся не в том, что в механизм включены все элементы правовой надстройки (практически правовое воздействие предпо­лагает использование всех элементов юридической над­стройки, которые в определенной связи можно рассмат­ривать в качестве средств воздействия), а в том, что содержание явления определяется через средства, ис-лользуемые для достижения цели. Но определение пред­мета как средства является выделением, извлечением некоторых «абстрактно всеобщих черт предмета, тогда,как сам по себе предмет остается неизмеримо богаче и сложнее содержанием, чем та определенность, которая ка-к раз и позволяет сделать его средством» 2.

3. Содержание явления — не совокупность средств, а совокупность элементов, которые составляют необхо­димую основу данного явления и представляют собой «любые явления, процессы, образующие данное явление, данный процесс, а также любые свойства явлений, обра­зующие в своей совокупности новые свойства и, наконец, любые отношения, образующие в своей совокупности некое новое отношение»3. Все элементы содержания, несмотря на его целостность, имеют относительную само­стоятельность вследствие дифференцированности содер­жания и системной завершенности каждого элемента, выполняют каждый свою, особую функцию, социально-правовую роль. На этом основании, с учетом личностной

1 См.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования
в социалистическом государстве, с. 30; Марксистско-ленинская общая
теория государства и права, т. 4, с. 94.

2 Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «ре­
зультат». М., «Высшая школа», 1968, с. 8.

3 Свидерский В. И. О диалектике элементов и структуры.
М., Соцэкгиз, 1962, с. 13.


специфики непосредственного объекта воздействия пра­ва в содержание механизма правового воздействия вклю­чаются следующие элементы: 1) формы правового воз­действия, организующие, упорядочивающие правовое, воздействие, определяющие внешние каналы воздействия права на личность; 2) методы правового воздействия — способы передачи личности социально-правовой програм­мы; 3) правовая деятельность, определяющая внутренние каналы воздействия права на личность, творческое воспри­ятие и переработку личностью социально-правовой про­граммы, которая объективируется в поведении личности.

Каждый из элементов механизма органически связан с другими. Способ этой связи, внутренняя организация механизма воздействия права составляют структуру механизма. Эта структура характеризуется: 1) причинно-следственными связями (детерминированность поведе­ния личности содержанием, формой, методом правового воздействия), 2) функциональными связями (функцио­нирование каждого элемента обусловливает результа­тивность «работы» других частей, элементов), 3) коор­динационными связями (согласованность, «пригнан-ность» элементов, в результате которой сложное пере­плетение разнородных элементов обеспечивает достиже-ние цели — правового поведения личности), 4) суборди­национными связями (подчиненность и соподчиненность форм правового воздействия, иерархия средств, методов воздействия).

Структурные связи элементов обеспечивают возмож­ность рассмотрения механизма не только с элементной, «вещной» стороны, но и с процессуальной (в качестве динамической системы), процесса социально-правового управления, в ходе которого право превращается в юри-дическую действительность, опосредующую различные* стороны общественной жизни. При анализе процессуаль­ной стороны механизма в литературе предлагаются раз-личные варианты членения правового воздействия'.

1 См.: Толстой Ю. К. К теории правоотношений. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1959, с. 4—5; Теория государства и права. Отв. ред. Н. Г. Александров. М., «Юридическая литература>, 1974, с. 546-548; Алексеев. С. Механизм правового регулирования в социа-, диетическом государстве, с. 34; Г о р ш е н е в В. М„ Д ю р я г и н И. Я. Правоприменительная деятельность.— «Советское госу-дарство и право», 1969, № 5, с. 27.


С учетом исходного понятия механизма эта его сторона представляется как: 1) механизм передачи, «навязыва­ния» ' личности правовой программы (формы, методы правового воздействия) и 2) механизм восприятия, пере­работки и осуществления этой программы (правовая деятельность личности). Каждая часть состоит из трех стадий.

К первой части относятся следующие стадии; а) воз­действие на личность правовых идей в процессе форми­рования «юридического мотива» и развертывания право­творческого процесса; б) воздействие на личность право-вых предписаний в процессе осуществления права; в) воздействие на личность правовых последствий (по­ложительных или отрицательных) избранного личностью варианта правового поведения (социальная ответствен­ность как оценка избирательной способности личности, соотнесенная с требованиями социальных норм).

Вторая часть включает стадии: а) восприятие лич­ностью правовой программы, обусловленное подготов­ленностью сознания личности (идеологических и психо­логических каналов) к усвоению специфического содер­жания и форм этой программы; б) творческая перера­ботка личностью правовой программы (на разных уров­нях— от присваивания образцов мысли и действий, заключенных в праве, до свободного выбора варианта образных и предметных моделей жизнедеятельности), обусловленная способностью личности сознательно пере­рабатывать правовой материал, субъективизировать его (овладевать им как личностной ценностью); в) осуще­ствление личностью, в процессе включения в государст­венно-правовую жизнь общества, правовой программы, обусловленное знанием права, умением, навыками его использования.

Содержательный подход в сочетании с системно-структурным может обеспечить, таким образом, наибо­лее всесторонний анализ механизма правового воздей­ствия, его элементного состава, «вещных» и процес­суальных сторон объективизации права в отношении личности (первая часть процесса) и субъективизации права для личности (вторая часть процесса)..

1 См.: Наумова А. Ф. Проблема человека в социологии. — «Вопросы философии», 1971, № 7, с. 60.


При этом исключается возможность жесткой привязки каждого элемента механизма к определенной стадии его функционирования '. Так, воздействие на личность пра­вовых идей связано с социальным формированием пра­ва и правотворчеством, не относящимся к механизму воздействия права. Результаты этих процессов создают нормативную основу механизма, стоят на его «входах» и не включены в его содержание. Но возникающие при этом правовые идеи оказываются весьма существенны­ми для всех элементов содержания механизма. С другой стороны, методы правового воздействия обнаруживают свои функциональные возможности на всех стадиях про­цесса (механизма) правового воздействия.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 423 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...