Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Право и правовое воздействие в социалистическом обществе



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................ 3

Глава I. Право и правовое воздействие

в социалистическом обществе.................. 12

1. Теоретическое обоснование правового

воздействия на личность..................... 12

2. Пределы воздействия права на лич­
ность...................................................... 26

3. Категория правового воздействия в
системе общетеоретического правове­
дения.................................................. 46

Глава II. Механизм правового воздейст­
вия на личность................................................. 66

1. Содержание механизма воздействия
права на личность................................ 66

2. Формы правового воздействия на
личность............................................... 74

3. Методы правового воздействия на
личность............................................... 111

4. Правовая деятельность личности.. 126
Заключение....................................................... 140

В монографии обосновывается необходимость са­мостоятельного раздела общетеоретического право­ведения — теории правового воздействия и фикси­руются основные ее элементы, предлагаются мето­дологические основания проблемы и теоретические формы исследования ее личностного аспекта. В этой связи предпринята попытка поставить и решить ряд актуальных вопросов теории права. Теорети­ческий анализ связывается с потребностями го­сударственно-правового строительства и укреп­ления правовой основы государственной и обще­ственной жизни социализма. Предназначена для юристов, научных и практи­ческих работников, студентов юридических фа-культетов.

Редакция гуманитарной и естественной литерату­ры при Одесском государственном университете

Зав. редакцией В, А. Цветков


ВВЕДЕНИЕ

Теория и практика социализма — это гуманизм в действии, практический гуманизм '. Человек в условиях социализма — высшая ценность, цель общественного призводства и политической деятельности, «основной капитал» общества, «самоцель» коммунизма2. Борьба за нового человека, права, интересы, свободы личности является конечной целью коммунизма как практическо­го революционного движения. Высочайшая, гуманная цель партии, как отметил на XXV съезде партии Гене­ральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, сделать все для блага человека 3. Ради него, для обеспечения каждому человеку подлинно человеческих условий жиз­ни совершаются все преобразования в нашей стране4. Внимание к личности трулящегося человека, забота о его благосостоянии, всестороннем и гармоническом раз­витии отражены также в программных документах брат­ских коммунистических и рабочих партий.

Под воздействием идей марксизма-ленинизма осу­ществляется государственно-правовое строительство в социалистических странах. Характерно в этом отноше­нии конституционное закрепление роли и значения лич­ности, отношения государства к личности, ее потребнос­тям и интересам. Так, Конституция СССР, отразив всю полноту провозглашенных и гарантированных социаль­но-экономических, политических и личных прав и свобод, значительно расширив объем и обогатив содержание прав личности (ст. 34—58), определила в ст. 20 социа­льную цель государства — «...расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всесто­роннего развития личности». Гарантии широких прав и



(С)издательское ооъединение "Вища школа", 1978


1 См.: О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической
революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года.
М., Политиздат, 1977, с. 23.

2 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 387; т. 46,
ч. II, с. 221.

3 См.: Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1976,
с. 88.

4 См.: Брежнев Л. И. Великий Октябрь и прогресс челове­
чества. Доклад на совместном торжественном заседании ЦК КПСС,
Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР.— «Ком­
мунист», 1977, № 16, с. 8.


свобод личности, уважение ее интересов, ее достоинст­ва закреплены также в конституциях зарубежных со-циалистических государств.

Текущее законодательство стран социализма после­довательно реализует эти гуманистические идеалы. Так, действующие советские законы закрепляют широ­кий объем прав граждан и их гарантий, обеспечивают надежную охрану этих прав, защиту жизни, здоровья, чести, достоинства граждан, их имущества, не допускают ограничения право- и дееспособности граждан иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренных законом (например, ст. 1, 5—7, 10, 12 ГК УССР; гл. III—V УК УССР). Наряду с этим в советском законодательст­ве отражаются процессы гуманизации политики приме­нения мер государственно-правовою воздействия на личность. Только в 1977 году в СССР был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на декри­минализацию менее опасных преступлений, депенализа-цию (предполагающую не исключение данного деяния из числа преступных, а индивидуальный подход, оценку деяния и личности правонарушителя при выборе меры воздействия), расширение сферы применения в борьбе с преступностью мер административного и общественного воздействия на личность1. Естественно, что последова­тельное расширение прав и свобод граждан, усиление их гарантий, гуманизация и демократизация политики применения правовых мер воздействия на человека воз­можны лишь в условиях социализма. В качестве убеди­тельного примера может быть использовано одно из важнейших прав человека — право на труд, которое осуществимо только в обществе, не знающем безрабо­тицы. Это же обуславливает возможность использова­ния весьма гуманной меры уголовно-правового воздей­ствия — условного осуждения с обязательным привле-чением осужденного к труду.

В буржуазных государствах отсутствуют социальные предпосылки реального обеспечения права на труд или реального использования труда в системе мер «внеин-ституционного воздействия» (вне мест лишения свобо-ды) на человека. Необеспеченность, ненадежность га-

'См.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 7, ст. 116-121; № 8, ст. 137—138.


рантий осуществления характеризуют и другие социаль­ные и экономические права в буржуазных государствах. Этим объясняется стремление буржуазных теоретиков выделить эти права в особый класс, доказать невозмож­ность их юридического формулирования, их не право­вой, а лишь «программный» характер как «образцов», к которым надлежит стремиться '. Однако и политиче­ские, личные, «индивидуальные права», которые законо­дательно декларируются буржуазией, в действительнос­ти имеют для личности весьма низкую ценность в связи с отсутствием их реальных гарантий. Торжественно про­возглашенная личная свобода упраздняется повседнев­ным и тотальным шпионажем, подслушиванием теле­фонных разговоров, перлюстрацией почтовой корреспон­денции, использованием новейшей техники в целях наблюдения за людьми, их личной жизнью, «запретом на профессии» в отношении «инакомыслящих», приме­нением в нарушение конституционных норм незаконных обысков (действия, именуемые в США «законом без стука»), незаконных арестов лишь на основании «ра­зумного подозрения» полиции (процедура, известная в США под названием «стой и выверни карманы») и т. п. Не случайно империалистические государства оказыва­ют противодействие инициативам Советского государ­ства, других социалистических стран, направленным на международно-правовую защиту прав и свобод челове­ка 2. Даже принятые международные документы, полу­чившие одобрение всего прогрессивного человечества, не находят поддержки у представителей ведущих стран капитализма. Например, из сорока действующих меж­дународных договоров по правам человека США рати­фицировали десять. Более восьмидесяти государств при­соединились к конвенции о предупреждении преступле­ния геноцида и наказании за него, почти сто государств подписали конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. США среди этих государств нет.

В то же время приход к власти в США новой адми­нистрации сопровождался провозглашением «новой

1 См.: Jacobs F. G. The European Convention on Human
Rights. Oxford, 1975, p. 4.

2 См.: Матвеев В. Продиктовано разумом.— «Известия», 1977,
9 февраля; Resich Z. Pakty Praw Czlowieka.—«Trybuna ludu», 1977,
29.03.


стратегии в отношениях с Россией», важнейшим элемен­том которой стала «проблема гражданских прав в СССР». Этот пропагандистский прием используется с целью ввести в заблуждение мировую общественность, населе­ние капиталистических стран по поводу действительной позиции империализма о правах человека, скрыть лжи­вость буржуазных утверждений о защите прав и свобод личности, дискредитировать социалистический образ

жизни.

Но реально предоставляет и обеспечивает права и свободы граждан только социализм, наполняя «действи­тельным содержанием» «понятия свободы, прав челове­ка, демократии и социальной справедливости» '. Поэтому откровенной фальсификацией являются утверждения буржуазных идеологов об отсутствии в условиях социа­лизма прав граждан на том основании, что наряду с предоставлением им прав на них возлагаются обязанно­сти перед обществом, государством, другими людьми 2. Однако предоставление личности только прав, игнориро­вание обязанностей человека ведет к упразднению вся­кого права и свободы, ибо свобода одного человека предполагает предельность свободы другого, и своево­лию отдельного человека может быть противопоставле­на в интересах других людей и общества лишь его обя­занность как «конкретная (нормированная) форма» ответственности (Н. И. Матузов). Единство прав, обя­занностей и ответственности является обязательным условием развития социалистического демократизма, воплощающего конкретно-исторический гуманизм совет­ского образа жизни. Ярким проявлением этого единства является Конституция СССР, в которой, с одной стороны, зафиксированы широкие права и свободы граждан, кон­кретные гарантии их осуществления 3, с другой — опре­делена связь, сочетание прав с обязанностями, ответст­венностью личности как неотъемлемыми элементами демократии и политической культуры трудящихся 4. На

'Брежнев Л. И. Великий Октябрь и прогресс человечества,

с. 8.

2 См.: Брежнев Л. II. О проекте Конституции (Основного
Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах
его всенародного обсуждения. М., Политиздат, 1977, с. 22—23.

3 См.: там же, с. 21.

4 См.: Брежнев Л. И. Исторический рубеж на пути к ком­
мунизму.— «Проблемы мира и социализма», 1977, № 12, с. 8.


этой основе складываются социалистический правопоря­док, взаимная ответственность государства и личности, реально обеспечивается осуществление закона жизни социализма — «...забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех» (преамбула Конституции СССР). Действительность социализма, объективная логика советского образа жизни отражаются в логике общест­венной науки, в центре которой находится человеческая личность как «главный компонент социальной системы», в «известном смысле слова элементарный носитель со­циального системного качества»1. XXV съезд КПСС обратил внимание на развитие этой области марксистско-ленинской науки и подчеркнул необходимость углуб­лять, конкретизировать и совершенствовать науку, которую условно можно назвать человекознанием 2. Но любая наука — система теорий, а теория — структурный компонент науки. Правоведение в этой системе являет­ся частью человекознания, не только общественной, но и гуманитарной наукой, социогуманитарной отраслью зна­ния и одновременно частнонаучной теорией личности. Это не означает отрицания или умаления социологиче­ского аспекта юридической науки, изучающей государ-ственнные и правовые явления в качестве социальных ин­ститутов, а предполагает возможность и необходимость их изучения на макро- и микроуровнях. «Исследуя обще­ственные отношения людей,— отмечает А. И. Денисов,— мы тем самым исследуем продукт их деятельности. Од­нако возможен и обратный путь: изучая реальные личности, тем самым познают и их общественные свя­зи» 3. Содержание частнонаучных теорий человека, их соотношение, характер связи с философией возможно определить при помощи системно-структурного метода с использованием поуровневого подхода к человеку. Та­кой подход обеспечивает единство познания, логическую и смысловую завершенность знания о личности, ведет к

'Афанасьев В. Г. Человек в системе управления.— «Вопро­сы философии», 1972, № 8, с. 45; Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании.— «Вопросы философии», 1973, № 6, с. 102.

2 См.: XXV съезд КПСС. Стенографический отчет, т. 1. М.,
Политиздат, 1976, с. 185. См. также Ананьев Б. Г. О проблемах
современного человекознания. М., «Наука», 1977, с. 41, 47—48.

3 Денисов А. И. Общая система социалистической демокра­
тии. М., «Юридическая литература», 1975, с. 20.


представлениям о целостной личности, с вычленением разных ее уровней. Связь целостности системы «лич­ность» и уровней этой системы дает возможность анали­зировать отдельные стороны, грани существования чело­века, не изолированного от целого, а при условии под­чинения целому как высшему диалектическому единству.

Философско-методологической основой частнонауч-ных теорий личности, в целом человекознания является марксистско-ленинская философия как «общая теория научной концепции человека» (Л. Сэв), представляю­щая собой наиболее высокий уровень подхода к позна­нию человека, его сущностно-содержательной характе­ристике. На этом уровне фиксируются природное нача­ло и социальная сущность человека, обеспечивается проникновение в содержание человеческой личности. Этот уровень подхода находится на весьма высокой ступени абстракции. Он важен прежде всего как миро­воззренческий принцип.

Предметом частнонаучного знания о личности явля­ется система вторичного уровня существования (функ­ционирования, развития) личности (в частности, психо­логический, социологический, нравственный, правовой). На этом уровне личность сохраняет свои сущностно-со-держательные свойства, родовые качества, не дает нового частнонаучного определения человека. Это — не «процесс становления новой системы», а «сопоставление двух уровней систем» (3. М. Оруджев).

На правовом уровне сущностно-содержательные качества человека преобразуются, создается юридиче­ская модель личности как фиксация системы ее свойств, обеспечивающих возможность включения человека в государственно-правовую сферу общественной жизни. К этим свойствам личности относятся правовое осозна­ние действительности, правовая активность и правовое общение. Они необходимы и достаточны для данного уровня. На этом основании возможны определение предмета правоведения как частнонаучной теории лич­ности, его личностной проблематики, философское обо­снование этой проблематики,«выходы» правоведения в смежные области знания. Одновременно такой подход имеет научно-практическое значение при решении вопро­сов об основаниях и предельности воздействующего потенциала права, при определении содержания и роли


правового воздействия на личность. В этой гносеологи­ческой ситуации механизм воздействия права на лич­ность рассматривается не как совокупность правовых средств или свойств правовой материи, а как система форм и методов передачи личности социально-правовой программы, восприятия и переработки ею этой програм­мы, обнаружения этой программы в правовой деятель­ности личности.

Право «вторгается» в структуру личности, стано­вится ее органической частью, проникая в самые глу­бинные пласты ее содержания, оказывая воздействие также и на то подсознательное, которое проявляет себя в условиях, ситуациях, слабо контролируемых челове­ческим сознанием. Право в этом отношении становится средством преобразования человеческой личности неза­висимо от того государство ли использует это средство или сама личность, закрепив в своей структуре право­вые свойства, использует право в целях самосовершен­ствования. С другой стороны, право получает в личности способ собственного существования, реального бытия. Естественным следствием этого является проявление личностного в праве. Личностные свойства человека, его способность и возможность овладевать правовой программой, вести познавательную, преобразователь­ную, ценностно-ориентационную и коммуникативную правовую деятельность отражаются в праве. Так пра­вовое в личности обнаруживает другую, не менее важ­ную сторону проблемы — личностное в праве.

«Право в личности» и «личность в праве» — различ­ные, но органически связанные стороны юридического феномена индивидуального бытия общественной жизни. В первом случае преобладает предметный аспект под­хода — право в личности взято как ее свойство, как сторона, условно отвлеченная от реального существова­ния права. Во втором случае преобладает аспект функ­ционирования личности в праве, проявление свойств личности в реальном существовании права. Синтез этих двух сторон отношения «личность — право» обеспечи­вает возможность исследовать личность на правовом уровне (предметное бытие права в личности) и дина­мику права, процесс взаимодействия правовых средств со структурообразующими свойствами личности, кото­рые в этом взаимодействии выступают тоже как средство


для поддержания существования и функциониро­вания личности в правовой сфере. На этой основе возможно выделить основные опорные точки самосто­ятельного раздела общетеоретической юридической науки — теории правового воздействия на личность. Во внутренней логике общетеоретического правоведения эта теория занимает позицию «частной теоретической схемы» в отношении общей теории права, которую воз­можно представить как «фундаментальную теоретиче-скую схему»1. Являясь структурной частью общей тео­рии права, она имеет относительную самостоятельность, отражает закономерные процессы дифференциации юри­дического знания, удовлетворяет требованиям, предъяв­ляемым к специальному предмету исследования 2.

Предполагается, что такой подход теоретически плодотворен и идеологически обоснован. Выделение и специальная разработка теории правового воздействия обеспечит решение научно-практической проблемы воздействия права на человека, его поведение, общест­венные отношения 3, углубит знание внутренних законо­мерностей функционирования и развития правовой ма­терии, детерминации правовой деятельности личности, социального механизма действия права. Идеологическое значение теории правового воздействия на личность определяется прежде всего тем, что ее проблематика отражает правовые грани программных положений марксистско-ленинских партий о роли государства и права в социалистическом обществе, в жизни классов, больших и малых общностей людей, отдельных лично­стей. Эта теория должна выполнять роль политическою оружия в разоблачении буржуазной практики «моди­фикации поведения» людей (с помощью электротера­пии, психохирургии, химиотерапии и т. п.), «направлен­ного социального поведения» (обеспечивающего по-средством специальных устройств на теле человека не

1 С т е п и н В. С. К проблеме структуры и генезиса научной
теории.— В сб.: Философия, методология, наука. М., «Наука», 1972,

с. 162—163.

2 Подробнее см.: О р з и х М. Ф. Теория правового воздействия
на личность— структурная часть общетеоретического правоведения.—

В сб.: Проблемы правоведения. Киев, «Вища школа», 1977, вып. 36.

3 См.: Чхиквадзе В. Правовая наука и общественная прак­
тика.— «Коммунист», 1965, № 1, с. 33; X а н а й Г. Социалистиче­
ское право и личность, М., "Прогресс", 1971, с. 259.


только контроль за его поведением, но и управление его деятельностью), «манипулирования» людьми, представ­ляющего, по признанию самих западных ученых, наибо­лее изощренную «форму диктатуры», «власти меньшин­ства»1. В настоящее время в политике буржуазных го­сударств и буржуазной правовой идеологии уделяется значительное внимание использованию и исследованию потенциальных возможностей воздействия права на че­ловека. Американский ученый-юрист Ф. Коэн охарак­теризовал «влияние права на человеческие существа» как центральную проблему правовой науки2. Критика реакционной роли, которая отводится буржуазией пра­ву, практического использования правовых средств в антигуманных целях «государственно-монополистиче­ского дирижизма» людьми3 — одна из важных задач социалистической теории правового воздействия. Одно­временно позитивная разработка этой теории дает убе­дительные доказательства в разоблачении лжи о поло­жении человека в условиях социализма, которую используют «...видные представители капиталистическо­го мира в качестве главного направления своего идеоло­гического похода против стран социализма»4.

Во всем объеме эти научно-практические и полити­ко-идеологические задачи не могут быть решены в пределах юридической науки, общей теории права и ее частного раздела — общей теории правового воздей­ствия. Это — комплексная задача всего человекознания. Основной целью предпринятой работы является обще­теоретическое юридическое исследование личностных аспектов правового воздействия, определение содержа­ния общей теории правового воздействия на личность социалистического общества.

1 Farber G. Die manipulierte Mehrheit. Tiibengen und Basel,
1971, S. 214, 8.

2 См.: Selected Papers of Felix S. Cohen. New Haven, 1960, p.
86-87.

8 См.: Банашак М., Форхольцер И. Человек и власть. М., «Прогресс», 1973, с. 145—151.

'Брежнев Л. И. О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его все­народного обсуждения, с. 21.

Глава I

ПРАВО И ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...