![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Основным источником, на базе которого можно анализировать явление мотивации слов по данным «лингвистического эксперимента» (Л.В. Щерба), являются показания языкового сознания говорящего коллектива и отдельных его представителей.
Показания современного языкового сознания неизменно привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей. К этому источнику, получившему разное терминологическое обозначение («народное сознание» - у Ф. Энгельса, «языковые представления», «чутье языка народом» - у И.А. Бодуэна де Куртенэ, «лингвистический инстинкт», «языковое чутье» - у Л.В. Щербы, «языковая компетентность» - у Э.М. Уленбека, Л.В. Кирпиковой, «языковая сознательность» - у Е.В. Ухмылиной, чуство языка» -у В. Ульриха, Л. Вайсгербера, Ф. Кайнца, «языковая способность» - у В. Розена, Ю.Н. Караулова), обращались для решения тех или иных лингвистических задач. И.А. Бодуэн де Куртенэ подчеркивал, что «чутье языка народом не выдумка, не субъективный обман, а категория (функция) действительная, положительная, которую можно определить по ее свойствам и действиям, подтвердить объективно, доказать фактами» [105: 50].
В монографии А.Н. Ростовой «Метатекст как форма экспликации метаязыкового сознания» дана подробная историографическая справка о разноплановой интерпретации языкового сознания учеными различных направлений - философами, психологами, психолингвистами, языковедами, разработана теоретическая модель языкового сознания, определены его статус, выявлено соотношение языкового сознания и метаязыкового сознания, описаны его особенности как формы общественного созания, охарактеризовано понятие «метатекста», представлена его типология [291: 5-75].
Авторская точка зрения на это сложное научное понятие изложена в публикациях разных лет [78; 95; 98; 101; и др.], она не претерпела изменений и её исходные положения приводятся ниже.
В существующей литературе нашли отражение два представления о языковом сознании: первое - связывает языковое сознание со способностью говорящего мыслить на данном языке («мышление на языке»), второе - связывает языковое сознание с рассуждениями говорящего о языке («мышление о языке»), и в этом случае используется предложенный А.Н. Ростовой термин «метаязыковое сознание» [291].
В процессе познания объективный мир отражается в сознании человека, превращается в идеальное. Мысль с помощью языка и при его активной преобразующей роли обретает форму материального воплощения, становясь, таким образом, достоянием людей. Будучи материально выражен и представляя факт объективной действительности, язык как таковой сам является объектом идеального отстранения.
Говорящий знает язык с точки зрения возможностей его практического применения, передачи и получения информации, само же это знание предполагает осознание языковой реальности, различных элементов ее структуры, их взаимодействия и изменения в процессе развития. «Сама знаковая система, - отмечает Л.А. Новиков, - например лексико-семантическая система языка есть не что иное, как сложное диалектическое отражение внеязыковой действительности в сознании носителей данного языка» [268: 58].
Сознание – это, прежде всего, знание. Метаязыковое сознание суть совокупность знаний, представлений, суждений о языке, элементах его структуры, их функционировании, развитии и т.д. [95: 52; 101]. Таким образом, метаязыковое сознание структурно организовано и каждый его уровень, находя реализацию в метатекстах, имеет специфические средства своего выражения: языковое сознание теоретически систематизированного уровня материализуется средствами научного стиля языка, а на уровне обыденного сознания - средствами обыденно-разговорного стиля.
Поскольку одним из основных принципов мотивологии является антропоцентризм, то в наборе её исследовательских приёмов ведущую роль играет приём психолингвистического эксперимента (ПЛЭ), результаты которого отражаются в метатекстах. Следовательно, метатекст - разновидность текста, в котором содержатся высказывания носителей языка о языке [82: 28]. Ср.: «Метатекст - это материализованное в высказывании суждение говорящего о своем языке, зафиксированное в графической, аудио- или видеозаписи» [291: 55]. Эти высказывания получили название «показания языкового/метаязыкового сознания» (ПЯС).
Источниковедческие возможности ПЯС при изучении явления мотивации слов достаточно широки и характеризуются высокой степенью достоверности.
Поскольку мотивированность слова покоится на осознании носителем данного языка связи звучания и значения слова на основе его ассоциативных отношений с другими словами, то значение ПЯС для выявления мотивированности слов очевидно. Высокую эффективность рассматриваемого источника демонстрируют данные «Мотивационного диалектного словаря (Говоры Среднего Приобья)» [243], преобладающее большинство словарных статей которого содержит материал, свидетельствующий об осознании мотивированности слов. Примеры: «Кукушка» - потому, что она летает, кукует по лесу. Кукует и кукует — вот и «кукушка» // Петун поёт - вот потому так и зовём // Поворотня как тесло, она на ручке поворачивается, потому и «поворотня» // Голик - которым в избе метём, а паримся которым - веник, а если на улице подметать - то «метлой» зовем. А голик — вот когда листья отпадут, обдёргаются — и голик получается, голый значит // Специально была лобогрейка, [называли так] потому, что там если на ней поработаешь, то не только лоб будет мокрый, но и весь ты //.
Об этом же свидетельствуют ПЯС детей, стремящихся установить соответствие значения и звучания слов родного языка: Мама, а в Китае что ли много водится китов"? Почему он называется «Китай»? II Гусь лапчатый в лаптях? II Почему «рубашка»? Её разве рубят, а не шьют? II Полиция\ Ха-ха! Там что, по лицу ездят? II Силос - чтобы коровы набирались сил II Смотри, утки гуськом идут. - Утьком. Это гуси - гуськом, а утки - утъ-ком/1 [127. Прил. 3].
Как же осознаются разные типы мотивированности слов по данным лингвистических экспериментов? В ПЯС постоянное подтверждение находит осознание морфологического типа мотивированности, причем прежде всего той части слова, которая связана с выражением мотивировочного признака, т. е. осознание лексической мотивированности слов, о чем красноречиво свидетельствуют результаты многочисленных экспериментов, проведенных во время диалектологических экспедиций Томского государственного университета в Среднее Приобье: Снегири летом черны, а потом сереньки делаются, почти белы, - это зимой, потому и «снегирь» зовётся, что как снег// Голубица голубая, её пьяницей» зовут: её поешь и делаешься как пьяный //«Горемычный» - потому что он горя много видел, нигде ему нет таланту хорошего, всё плохо, вот он и горемычный// «Горошница»-потому, что она густая варится, из одного гороха. Горох разваривается, он как каша делается!I.
Достоверность сведений, отраженных в метатекстах, подтверждают тексты, фиксирующие естественную, непринужденную речь, не «спровоцированную» исследователем: У нас человек называется ещё «жнец», а косить - «косарь»//Я с двенадцати лет косила. «Косари» мы назывались// Ср. тексты: Пошли косить косари // А было так: станут в ряд косари, только шум стоит - косют//. Еще пример. Метатекст: Мужа раньше в солдаты брала, а жена звалась «солдатка»// Жена солдата, который служит, вот и называется «солдатка». Ср. текст: Царя-то сместили, я солдаткой была. Вот я кака давнишна. Муж солдатах был.
Объективность свидетельств метаязыкового сознания обеспечивает их регулярность, повторяемость у разных носителей данного языка или диалекта. Так, например, слово страда 'страдное время; период времени, когда «страдуют» (косят, убирают хлеб)': Страда подходит, надо страдовать// Страда - это хлеб жнут. Чё, гыт, всё страдуешь?
Но вот неожиданная мотивация этого слова глаголом страдать 'испытывать физические и нравственные трудности': Страда - от зари до зари работаю, до упаду... Люди-то все страдают, чтоб быстрей и побольше убрать [хлеб] (Саровка. Колп. р-на, Том. обл.).
Что это? Случайность? Индивидуальное осмысление мотивировки слова? Но та же мотивация зафиксирована в других районах Приобья: Страда - страдали от неё, работали до двенадцати часов (Белый Яр, Верхнекет. р-на, Том. обл.). Страда -пошел человек на покос, дождь пошел или еще что, вот человек и страдает. Вот тебе и «страда» (Городище, Параб. р-на, Том. обл.) и др.
Лингвистический эксперимент обнаруживает осознание структурной мотивированности слов. Общеизвестен факт осмысления семантики знаменитой «глокой куздры» Л.В. Щербы. «Писалыцик, читальщик, ковыряльщик» никогда не входили и не входят в словарь, но могут быть всегда сделаны и правильно поняты», - писал Л.В. Щерба [364: 17]. Известны данные и других экспериментов. Так, результаты проведенного А.И. Кузнецовой эксперимента со словами, значения которых неизвестны испытуемым, позволили автору заявить о том, что «чувство морфологической формы слова, его структуры и общее представление об аффиксальном инвентаре языка едва ли не более существенно, чем подчас шаткие семантические ассоциации» [207: 256].
Во всяком случае, несмотря на то, что прямые высказывания о структурной мотивированности слов типа «Варенье клюквенное, смородишное, земляничное, голубичное — всё на «ное» (Белый Яр, Том. обл.) крайне редки, тем не менее сам факт осознания структурной мотивированности слов бесспорен (на чем базируется весь процесс словопроизводства) и находит свое выражение в многочисленных неологизмах и окказионализмах.
ПЯС отражают осознание семантического типа мотивированности: Восенью цветут картошки [георгины]. Корни как картошки // Лисички, они жёлты, как лисица, вот и зовут //«Квашнёй» называют: он вяхлый какой-то, не связанный, ногами шагат и не крепится нисколько, как квашня // Когда он сильно разговаривает много и шибко громко разговаривает, говорят: ты как ботало, «ботало» ты// Крючок - который человек больной, сгорбится, ходит, как крюк.
Поставленный А.П. Журавлевым и его последователями лингвистический эксперимент, в котором приняло участие 100 000 человек, выявил, что говорящие (на уровне подсознания) способны дать сведения о фоносемантической мотивированности слова [164].
Нет необходимости говорить о том, насколько важен рассматриваемый источник для определения мотивированности слов диалекта, причем не только тех, которые являются собственно диалектными, локальными единицами (А лончак, он лонись родился И Лива - заливной луг), но и общерусских слов, не совпадающих по мотивировке с соотносительными единицами литературного языка (Калина, она же, как калёная стоит, красная вся, раскалилась как // Брусника, она брусна, как много ягод на ней, брусно, и назвали её поэтому «брусника»// Поло место - полынья. Где незастывшее место, называется «полынья», поло место).
Метатексты, полученные от информантов в ходе лингвистического эксперимента, позволяют установить направление мотивации, что не всегда может обнаружить текст. В естественной речи мотивационно связанные пары или цепочки употребляются в такой последовательности, которая обусловливается целью высказывания. В контекстах типа: «косишь косой», «косили вручную косами», «пилишь пилой» - сложно бывает определить направление мотивации слов-мотиватов. В метатекстах, как правило, двоякое толкование направления мотивации исключается: Быват и костяника на гривах, а у неё косточка — вот и «костяника» // Кто косил, называли «косцы» // А есть лодки «анба-ром» называют, а по-иному - «животник»: там рыба живая.
Направление мотивации, установленной по данным языкового сознания, обычно отражает направление словообразовательного процесса (Неводник — это лодка, с которой закидывают невод), но может и противоречить ему («Невода» - потому что неводят, тянут II Вилы, они токи, с рогами, на вилку похожи // Сено вилами собирают, таки на вилку похожи, ручка у их, черешок II). Нередко наблюдается это в случаях, когда в качестве мотивируемой выступает архаическая единица говора. Например: «На какой [палец] надевают перстень, тот перст». «Поместье - это от слова «помещики». Эх ты, какое поместье развел!».
На основе ПЯС можно выявить мотивационное значение слова, наиболее ярко осознаваемое в случаях, когда оно расходится с лексическим значением слова, находясь с ним в отношении включения: Ведёрнииа - это корова, которая много надаивает молока, обычно на продажу. Говорят: она у меня ве-дерница, много молока дает. Это не обязательно, чтоб ведро давала, а много // Ложкомойка - это така кадочка продолговата. Почё-то «ложкомойки» называли: в их и чашки мыли (подробнее см. в [264]. «
ПЯС позволили обнаружить избирательность актуализации отношений лексической и структурной мотивации слов определенных тематических групп в зависимости от типа контекста. Так, названия ягод в непринужденной, естественной речи (тексте) преимущественно актуализуют отношения структурной мотивации (По голубицу не ходили, брусницу бирали // Мы раньше ягоду сушили: костянику, землянику), а в метатексте - отношения лексической мотивации (Голубица, ну, она ягода така голубая II Хороша ягода костяника. Вот там косточка у ей в серёдке. Мы звали «костяника»).
Лингвистический эксперимент выявляет полимотивацию слова, которая ведет к варьированию внутренней формы слова. Так, судя по контекстам, слово холодец 'кушанье из сгустившегося от холода навара мяса или рыбы' является полимотивированным (На холодец ноги, головы скотские идут. Долго его нельзя держать. В холоде стоит, а растает — не то, нехороший, его холодный едят // Холодей холодный делают, сваришь кости, ноги отделишь, в воду складёшь, в чашку болъшу соли, муку и поставишь в холодно [место], застынет - гладкий// И холодец, и студень - это одно и то же. Только тот холодец. Одни говорят «холодей», он холодный, вот и - «холодец» //Варенец, он с молока варится, холодец студить надо, он холодный). Мотивация его осуществляется мотивирующими холод ('блюдо, которое<стоит>в холоде') и лексико-семантическими вариантами слова холодный ('блюдо, которое холодное', 'блюдо, которое<ставят>в холод-ное<место>, 'холодное блюдо'), что и приводит к варьированию внутренней формы слова (см. об этом в главе 2 «Связь явления мотивации с другими лексическими явлениями»).
Свидетельства носителей языка о языке дают в руки исследователя важный материал, иногда единственно возможный, для выявления и иллюстрации различных процессов, связанных с мотивированностью слова: процесса лексической ремотивации, процесса лексикализации внутренней формы слова, процесса демотивации.
Процесс лексической ремотивации («народной этимологии») базируется на установлении словом, обычно немотивированным, отношений лексической мотивации с другим словом, не состоящим с ним в словопроизводственной связи. Этот процесс обычно ведет к формальному преобразованию ремотивируемой единицы: сварливый —* сверливый (мотивация глаголом сверлить 'ворчать, бранить'. «Сверливая старуха - это молодых сверлит да сверлит, а которая молодая, так тоже сверливая), рукотерник —» рукотельник (мотивация словом тело. «Полотенце звали «руко-тельник»: руки вытирают и тело»), ушанка —> ушатка (мотивация словом ушат. «Шапка-ушатка, это круглая такая, «ушат-ка» ее называют, как ушат»).
Но нередко процесс лексической ремотивации не сопровождается формальными видоизменениями слов, и тогда об установлении словом новых мотивационных отношений можно в основном судить только по показаниям метаязыкового сознания. Так, существительное обабок (этимологически производное от баба 'пень') в современных среднеобских говорах установило мотивационные отношения со словами баба, бабка, 'о полной женщине' («Обабки тоже растут. Вот таки болъши. Они, как бабки, таки толсты». «Обабки - гриб, он, как бабка, сидит, толстый»). Хантыйское заимствование сор 'заливной луг' (М. Фасмер) установило мотивационную связь со словами сор 'мусор', засорить («Мне кажется, что назвали «сор», он нечисто место, что он засорено, колоднику много, и кустарнику много на этих лугах ли сорах». «У старожилов даже разговор на нас не походит: чарки, игород, игурцы... У нас «луг», а у них «сор», Это значит действительно засорено, там воды много». «Сор - ну, вот это затопленная водой пойма; весной, когда вода начнёт прибывать, все кусты в воде, мусор несет, сор несет») (подробнее см. в [219-221; 202].
Следующий процесс, источником изучения которого служат ПЯС, - это процесс лексикализации внутренней формы слова, связанный с затуханием его» мотивационных связей и утратой способности слова к актуализации отношений мотивации. Свидетельства информантов дают возможность выявить разные стадии этого процесса - от начальной до конечной, когда процесс лексикализации завершён. Некоторые иллюстрации: «Голубица голубая, ее «пьяницей» зовут: поешь её - и «как пьяный». «Голубица - то же, что и пьяница. Но не потому, что ягода пьяница, а потому что голова от багульника болит». «Называют пьяница, да не пьяная ягода». Ещё примеры: «Это голубица, она какая-то, как голубая». «Голубика наподобие черники, сизая такая, голубоватая». «Голубица значит синяя ягода». «Ну, голубика, знаете, синенька така» (подробнее см. в [239; 240].
Свидетельства носителей языка о языке важны при установлении результатов процесса демотивации, приводящего к утрате мотивированности слова. Так, по Далю, косарь 'большой, тяжелый нож для щепленья лучины, рубки костей, который нередко делается из обломка косы', в современном метаязыковом сознании носителей белоярского говора не соотносится со словом коса: «Косарь - это старый ножик, без ручки, без всего, вот и «косарь» звали. Им квашню чистила....А бог его знат, почему его так прозвали: косарь да косарь». «Не знай, почему «косарь», все так зовут». «А чистили ножом, «косарь» назы-ватся. Он тупой, железный. Скребёт, дак его бы «скрёбкой, как ли назвать, а вот всё «косарь» да «косарь». Как видно из приведенных реплик, слово косарь подверглось демотивации (подробнее см. в [212; 214].
В кандидатской диссертации А.Н. Ростовой «Показания языкового сознания носителей диалекта как источник лексикологического исследования» с привлечением 2960 высказываний носителей диалекта (из них около 60% метатекстов не связаны с ПЛЭ) определен статус показаний метаязыкового сознания с учетом их языковых и неязыковых характеристик, представлено описание их источниковедческих возможностей при анализе явления мотивации слов и других лексических явлений [239: 16-19]; ею установлена степень достоверности сведений в высказываниях информантов [291: 3-10; 293: 110-116; 101:25-33]'.
Целиком источниковедческому аспекту мотивологии посвящена кандидатская диссертация И.В. Тубаловой «Показания языкового сознания как источник изучения явления мотивации слов» (Томск, 1995), в которой разработана и апробирована методика проведения ПЛЭ применительно к нуждам мотивологии, детально рассмотрены с использованием большого дополнительного материала возможности ПЯС при анализе исходных научных понятий мотивологической теории, в том числе впервые охарактеризована роль метатекстов при выявлении мотивационной формы слова и явления неомотивации [329; 328].
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!