Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Население Западной Африки



Западная Африка — регион, отличающийся большим многообразием населяющих его народов, а также языковых семей и антропологических групп, к которым принадлежат эти народы, форм их хозяйственной деятельности и религиозных представлений.

По территории региона проходит граница расселения представителей двух больших рас — европеоидной и негроидной. В северных областях, на территории Мали и Нигера, живут бербероязычные туареги. Они принадлежат к средиземно морскому типу большой европеоидной расы. Однако подавляющее большинство народов Западной Африки относится к большой негроидной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Нигера и Конго. Отличительные признаки ее— очень темная кожа, очень курчавые волосы, прогнатизм (выступающие вперед челюсти), широкий нос с низким переносьем, вздутые губы.

Негроиды, относящиеся к разным народам Западной Африки, отличаются друг от друга цветом кожи, степенью развития прогнатизма, толщиной губ, ростом и т. п. Так, например, у хауса (северная часть Нигерии и сопредельные страны) кожа значительно светлее, чем у жителей Гвинеи и Сенегала; средний рост волоф — 171—173 см, йоруба — 165 см и т. д. Современные антропологи выделяют по этим признакам среди негроидов Западной Африки несколько групп: сенегальскую(тип волоф), нигерскую (тип ман динго), чадскую (тип хауса).

Многовековое соседство европеоидов и негроидов привело к появлению множества переходных групп, сочетающих признаки двух больших рас. Существование их порой использовалось для построения антинаучных теорий о пришлых европеоидах, якобы принесших более высокую культуру негроидным народам. В частности, подобную роль приписывали народу фульбе, живущему ныне разбросанно среди чисто негроидного населения по всей Западной Африке. Был создан идеализированный тип «истинного фульбе»: светлокожего, с высоким прямым носом, лишенного прогнатизма и т. д. Детальное изучение антропологии фульбе показало, что они сочетают черты европеоидной и негроидной больших рас при определенном преобладании последней.

Большая пестрота этно-лингвистической карты Западной Африки — результат длительного исторического развития региона. Постепенное «высыхание» Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу от нее.

Существование в сахельской зоне Западной Африки крупных торговых средневековых государств— Ганы (III—XI вв.), Мали (XIII—XV вв.), Сонгай (XVI— XVII вв.) — способствовало интенсификации процессов этнического сближения внутри этих политических объединений. Широкая завоевательная политика сопровождалась переселениями, созданием поселений пленников иной этнической принадлежности, смешением населения и формированием новых, зависимых «племен», как это было, например, в государстве Сонгай. Вовлечение Западной Африки в европейскую работорговлю также внесло заметные изменения в этническую карту региона: исчезли одни племена, переселились другие, ассимилировались третьи. В XVIII—XIX вв. в ходе завоевательных войн под лозунгами ислама по Западной Африке широко расселились фульбе, до этого жившие лишь на западе региона.

Ныне в Западной Африке насчитывается несколько крупных языковых семей1. Языки афразийской семьи представлены в регионе берберским языком тамашек (туарегский) и языками чадской группы (хауса и родственные ему).

Языки населения территории, простирающейся от Берега Слоновой Кости до Нигерии, входят в нигерокордофанскую семью. Внутри нее языки распадаются на несколько групп. Самая значительная из них — гвинейская подгруппа (ква), к которой относятся языки населения Берега Слоновой Кости (аброн и др.), Ганы (акан, тви, фанти, ашанти), Того (га, гуанг и эве), Бенина (фон), Южной Нигерии (йоруба, ибо, эдо, нупе). За пределами побережья многие лингвисты включают в эту группу язык сонгай (народ сонгай живет по среднему течению Нигера в Мали и Нигере), хотя более распространено выделение этого языка в отдельную группу нилосахарской языковой семьи.

Языковое единство наиболее характерно для подгруппы манде. На языках манде говорит население степных районов области Западный Судан (Мали, Сенегал), северных областей Либерии, Сьерра-Леоне, Берега Слоновой Кости. Языки манде делятся на две группы. Северная (мандетан) объединяет мандинго с его тремя диалектами (малинке, бамбара, ди ула), сонинке, хасонке, торонке и т. д. В южную (мандефу) входят coco, кпелле, менде, тома, гбанде и др., а также некоторые языки Нигерии. Всего к этой подгруппе относится около 40 языков.

В одну группу объединяются и языки населения Атлантического побережья от устья р. Сенегал до Либерии. Западно-атлантическая (или западноантоидная) подгруппа включает волоф и серер в Сенегале, баланте, бидього и других в Гвинее-Бисау, налу, ландума и киси в Гвинее, буллом, темне, лимба в Сьерра-Леоне, гола в Либерии и т. д.

Население района излучины Нигера говорит на языках гур или вольтской подгруппы (мосигруси). В основном это народы Верхней Вольты: моей, груси (гу рунси), гурма и др. На территории Мали к этой группе относятся языки бобо, догон, сенуфо.

Еще одна значительная. языковая подгруппа — бенуэконголезская. Это языки народов средней части Северной Нигерии: тив, биром, ергум, боки и др.

В Северной Нигерии небольшая часть населения говорит на языках сахарской группы нилосахарской семьи (канури).

Среди языков Западной Африки заметно выделяется язык хауса. Это язык одного из самых крупных народов региона. Численность собственно хауса и близких к ним по языку и культуре народов превышает 10 млн. человек. Хаусан цы — народ древней культуры, игравший большую роль в истории и экономическом развитии всего региона, и их язык издавна стал в Западной Африке языком межэтнического общения. Общее число говорящих на хауса (в том числе в качестве второго языка) — не менее 15 млн. человек. Роль языка межэтнического общения также играл и продолжает играть язык диула.

На языках бенуэконголезской подгруппы говорит свыше 7 млн. человек, вольтской — около 8 млн., западноатлантической — более 10 млн. Около 1 млн. человек насчитывают сонгай. Общая численность народов гвинейской группы — более 23 млн. человек. Численность говорящих на языках манде — свыше 7 млн. Туареги живут в Мали (более 200 тыс.) и в Нигере (более 300 тыс.).

Некоторые языки Западной Африки имели письменность еще в средневековье и в новое время. Хауса, фульбе и канури использовали арабскую графическую основу («аджами») с введением дополнительных значков для обозначения звуков, не имевшихся в арабском языке. На языке хауса существовала литература: поэмы, исторические хроники (некоторые из них переведены на русский язык) и т. д. Особенно интересны документальные письменные памятникимахрамы — жалованные грамоты, которые даровали привилегии за заслуги перед государством (в том числе за заслуги в области культуры); наиболее ранние из них относятся к XII — XIII вв. Оригинальная художественная литература (поэмы религиозные, исторические, воспевавшие труд земледельца и скотовода) были и у фульбе. На этих языках, а также на кануре писали и представители народа канури.

Помимо заимствованной системы письменности у многих народов Западной Африки существовали оригинальные системы передачи информации (зарубки, зарисовки, пиктограммы). На побережье Южной Нигерии было распространено письмо нсибиди из упрощенных пиктографических (рисуночных) знаков. Близки системам пиктографического письма стенные барельефы дворца правителя Дагомеи, рассказывающие о деяниях правителей этого народа, и рельефы на слоновых бивнях йоруба. У бамум в начале нашего столетия появилась письменность на основе пиктограмм. В Либерии и СьерраЛеоне, у народов ваи, менде, лома с начала XIX в. существовало слоговое письмо. На гирьках для взвешивания золота у ашанти (Гана; использовалась особая система записи чисел.

В наши дни у многих народов Западной Африки существует письменность на основе латинской графики с добавлением знаков для обозначения звуков, отсутствующих в европейских языках. В государствах этого региона пока не приняты в качестве государственных местные языки. В то же время ведется работа по составлению письменности для еще бесписьменных основных языков, развитию младописьменных языков (Мали — бама на, Гвинея — малинке, фульфульде и coco, Гана — ашанти, фанти и т. п.).

Характерная особенность региона, как и всей Тропической Африки, — несовпадение этнических территорий отдельных народов и границ государств, искусственно образованных в период колониального раздела Африки. Ныне все государства Западной Африки— государства поли-этнические. Процессы современного национального развития двойственны. С одной стороны, происходит ассимиляция мелких народов крупными, такими, например, как хауса. С другой — наблюдается складывание (не на основе этнической территории отдельных народов, а в рамках полиэтнических государств) единых устойчивых общностей, которые принято называть «национально-политическими».

Значительное число жителей Африки придерживается ислама и христианства. Не меньшее распространение имеют местные традиционные культы> Наконец, существуют и синкретические, афрохри стианские секты.

Ислам в Западной Африке имеет длительную историю. Будучи привнесенным в IX—X вв. мусульманскими купцами из Северной Африки, с которой у народов Западной Африки существовали давние торговые связи, он довольно быстро распространился по всей сахельской зоне. Во многих доколониальных государствах он стал государственной религией; арабские культура и язык стали культурой и языком господствующих классов. В средние века на территории региона сложились свои центры богословия и науки. Крупнейший из них существовал при цечети Санкоре в Томбукту (современное Мали). Ислам в Западной Африке воспринял многое от местных традиционных культов, здесь он не столь ортодоксален, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В частности, он не подавил свойственную всем африканцам любовь к танцам и пению. Сохранялось довольно высокое положение женщины: в Зарии и Борну, странах мусульманских, в средние века были даже женщины-правительницы. В период колониального раздела Африки движение сопротивления колонизаторам нередко организовывалось под знаменем защиты ислама.

Ислам Западной Африки — суннитского толка; здесь действует несколько мусульманских сект. Мусульманское население сосредоточено в основном на западе региона и в сахельской зоне. В таких странах, как Сенегал, Гамбия, Гвинея, Мали, Нигер, мусульмане составляют подавляющее большинство населения (в Сенегале — приблизительно 80%, в Нигере — 96, в Гамбии — 80% и т. д.). В Нигерии почти половина жителей — мусульмане (они сосредоточены главным образом в северных областях). В Верхней Вольте, Гане мусульман около 20%. Волоф, фульбе, хауса, тукулер — народы или полностью, или в большинстве своем мусульманские.

Значительное число жителей Западной Африки сохраняет местные традиционные верования, которые чрезвычайно разнообразны. У большинства таких народов распространен культ предков, племенные культы, фетишизм, вера в духов природы и т. п. Некоторые народы Западной Африки знали и развитые политеистические религии. До наших дней существует политеизм у акан (Берег Слоновой Кости и Гана) с сонмом богов во главе с богом неба Ньяме. Наиболее развитый пантеон у йоруба. Из скопища духов «выделились» великие боги: господин неба Олорун, господин земли Обата ла, бог воды Олокун, богиня домашнего очага Олораза, бог железа и войны Огун ит. д. У народов, достигших до колонизации уровня классообразования и создавших раннеклассовые государства (йоруба, акан, ашанти, моей и др.), сложился культ священного правителя, зарождалось жречество. У всех народов, исповедующих разные формы традиционных верований, широко распространена вера в магию, талисманы, обереги, колдовство.

Местных традиционных культов придерживается большинство населения Либерии— три четверти, Берега Слоновой Кости — более двух третей, Верхней Вольты и Ганы— более трех четвертей, Нигерии и ГвинеиБисау— около половины. «Языческие» по преимуществу народы догон, акан, баланте, йоруба и др. У многих народов Западной Африки, придерживающихся местных традиционных верований, распространен культ предков (особенно широко известны культовые маски догонов, сенуфо и бам бара).

Христианство в Западной Африке начало распространяться с конца XIX в. Первые попытки европейцев христианизировать государства, с которыми они вступили в торговые контакты (так, в конце XV в. был крещен правитель Бенина), были единичны и не увенчались успехом. Лишь активная деятельность многих миссионерских обществ (самым деятельным был католический орден Белых отцов) привела к христианизации части населения Западной Африки. В регионе представлены разные направления христианства: католичество, евангелизм, англиканство, протестантизм. После второй мировой войны проводится «африканизация» церкви: в Западной Африке немало архиепископовафриканцев (в Сенегале, Гвинее, Гане, Бенине), есть и кар диналафриканец (в Верхней Вольте). Но нив одной стране Западной Африки христиане не составляют большинства. Наибольшее их число в Бенине (свыше 10% населения) и Гане (около 17%). Преобладание католиков или же протестантов в христианском населении той или иной страны исторически связано с ее колониальным прошлым: бывшие колонии Франции большей частью католические, Великобритании — протестантские.

Как уже говорилось, в некоторых районах Западной Африки получили распространение своеобразные афрохристиан ские секты, синкретически объединившие догматику и культы христианства и местных традиционных религий. Такие секты возникали как своеобразные формы протеста; в первые периоды своего существования они нередко играли важную роль в национально-освободительных движениях. Ныне они объединяют в большинстве своем по нескольку десятков тысяч человек и не играют существенной роли в общественной жизни своих стран.

Культура народов Западной Африки имеет длительную историю. Один из самых древних видов искусства— наскальная живопись и петроглифы, датируемые X—VIII тысячелетиями до н. э. Хотя основная масса памятников такого рода сосредоточена в Сахаре, они встречаются и в пределах Западной Африки, в республиках Мали и Нигер.

В регионе сложилась одна из самых интересных культур железного века — нок (по названию деревушки Нок в Нигерии). Она существовала в I тысячелетии до н. э. на обширной территории (500 км с запада на восток и 300 км с севера на юг). Терракотовые головы нок, удивительно пластичные и своеобразные, до сих пор вызывают восхищение во всем мире. Вероятно, именно на базе этой культуры выросло средневековое искусство Ифе и Бенина (Нигерия). Культура Ифе пережила период расцвета между XII и XIV вв. Находки первых бронзовых скульптур в Ифе в начале нашего столетия поразили западных ученых, которые никак не могли поверить в местное происхождение скульптур и приписывали их то этрускам, то атлантам, то египтянам, то европейцам эпохи Возрождения. Теперь, после многочисленных находок не только отдельных голов, но и целых фигур, не вызывает сомнения местное происхождение этой скульптуры. Одна из особенностей африканской скульптуры, как бронзовой, так и деревянной, — тенденция значительно увеличивать размеры головы как основного вместилища «жизненной силы», по традиционным представлениям. Это резко отличает африканскую скульптуру от европейской и позволяет отмести все попытки объяснить появление этой своеобразной культуры иноземными влияниями.

На всем западном побережье Африки расположены зоны литья мелкой пластики. Особенно широко известны работы по металлу (в том числе по золоту) народа ашанти. Их гирьки для взвешивания золотого песка представляют собой миниатюрные скульптурные группы, изображающие жанровые сценки, иллюстрирующие пословицы и поговорки.

Крупное литье Бенина, Ифе и мелкая пластика ашанти выполнялись с помощью техники «потерянного воска». На глиняную основу наносился слой воска, на котором отрабатывались все детали, затем болванка покрывалась слоем глины, в котором оставлялось отверстие. Через него заливался расплавленный металл, плавивший воск и замещавший его.

Еще одно направление традиционного искусства Западной Африки — деревянная скульптура. Как и бронзовое литье, она была тесно связана с верованиями и культом и имела ритуальное значение. Однако характер ее был иным. Бронзы Бенина— вместилище душ правителей, тогда как деревянные культовые изделия— это не только скульптуры, но и маски. Наиболее интересные мастера резьбы по дереву— догоны, сенуфо и бамбара. Маски-наголовники бамбара, изображавшие мифического предка — антилопу, стилизованные, не украшенные никакими материалами, дополненные костюмом, закрывавшим всю фигуру танцора, играли чрезвычайно важную роль в церемониях перед началом земледельческих работ, при обрядах инициаций и т. п.

Народы Западной Африки издавна славились как искусные ремесленники и умелые торговцы. Они не только снабжали своими изделиями соседей, но и торговали со странами Северной Африки. Караваны верблюдов везли на север континента золото и соль, изделия ремесленников.

Традиционная архитектура, сложившаяся в средневековье, питает и современную архитектуру. Разрушились дворцы бенинских и других правителей, но сохранились еще глинобитные мечети в среднем течении Нигера, восстановлены дворец дагомейских правителей, где размещен ныне Национальный музей, дворцы султанов Сокото и Кано. Современные архитекторы стремятся использовать в своих творениях традиции хауса и ашанти, затейливо украшавших стены жилищ.

У народов Западной Африки сохранилась богатая традиция устного литературного творчества. Сказители — гриоты передавали из поколения в поколение исторические предания, эпические сказания, слагали песни и сказки. Издавна широко было распространено танцевальное и музыкальное искусство. Эти жанры народного творчества продолжают существовать и ныне. На их основе выросли профессиональные литераторы, актеры, музыканты. Часто используют народное наследие в своем творчестве писатели Сем бен Усман и Леопольд Сенгор, Чинуа Ачебе и Воле Шоинка и др. Во многих странах созданы фольклорные ансамбли, хорошо известные и за пределами Африки. Театры ставят как переводные, так и оригинальные спектакли. Новые направления в современном искусстве Западной Африки— живопись и кинематография. В традиционном искусстве западноафриканских народов не было места для живописи, отчасти из-за запрета ислама изображать животных и людей. Сейчас в Западной Африке работает целый ряд интересных художников, как живописцев, так и скульпторов, творчески использующих художественное наследие народов. Молодая кинематография африканских стран (Сенегала и Гвинеи, например) уже стала известна и за пределами континента.

Динамика населения Западной Африки типична для экономически слаборазвитых стран. Весьма высоки показатели рождаемости и смертности, низка средняя продолжительность жизни. Средний показатель рождаемости в Африке — 47 человек на 1000. В странах Западной Африки рождаемость примерно совпадает со средней по континенту (например, в Гане — 46,6 человека), средний показатель смертности — 24 человека на 1000. Средняя продолжительность жизни в большинстве стран региона — 35—40 лет, хотя отмечены и отдельные случаи значительного долголетия — 100 и более лет.

Превышение рождаемости над смертностью приводит к быстрому естественному росту населения, а низкая продолжительность жизни— к быстрой смене поколений. Средний годовой естественный прирост населения — 2,5%.

Возрастная структура населения стран Западной Африки характеризуется высоким процентом детских возрастов и низким — пожилых. Как правило, около 40% населения составляют дети до 15 лет, свыше 40% — люди в возрасте 15—44 лет, около 9%— 45—60 лет и 4 —5% — свыше 60. В некоторых странах это расхождение еще более резко. В Мали и Того дети до 15 лет составляют почти половину населения.

Политика регулирования рождаемости проводится далеко не всеми странами региона. Тем более что в разных странах проблема демографического роста стоит по-разному. Государственную программу планирования семьи приняли в 1969 г. в Гане; определенную поддержку подобным планам оказывает правительство Нигерии. Чаще же правительства к попыткам планирования семьи относятся отрицательно. Причинами этого служат слабая еще заселенность территории многих стран, традиционная многодетность (желаемое число детей в африканской семье — 6—7 человек) и убеждение в том, что высокая рождаемость может способствовать освоению новых земель и в конечном счете усилению политических позиций государства.

Демографический рост опережает экономический, что, естественно, усугубляет проблему занятости, особенно среди молодежи. Во всех странах предложение рабочей силы значительно превышает спрос. В среднем около 80% населения занято в сельском хозяйстве (в Нигере — 90%, в Сьерра-Леоне — 75%), главным образом в хозяйствах традиционных, малопродуктивных типов. В деревне существует скрытая безработица и неполная занятость. Во многих странах наблюдается сезонная безработица (в Сенегале ею охвачено около 30% сельскохозяйственного населения). Растет безработица и в городах, куда устремляется молодежь со всей страны. Городские безработные составляют обычно 5—8% общего числа занятых. За исключением отдельных районов горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, основная масса занятого населения сосредоточена в сферах транспорта и обслуживания (во многих странах также в управленческом аппарате).

Правительства молодых стран пытаются бороться с этой неблагоприятной ситуацией. Разрабатываются специальные программы трудоустройства молодежи, проводятся общественные работы временного характера, подготавливаются долговременные планы развитие сельского хозяйства с привлечением незанятого населения. Но в конечном счете решение проблемы занятости связано с резким повышением темпов экономического роста, проведением социальной политики, отвечающей интересам масс, введением плановых начал в развитие экономики, проведением демократической аграрной реформы и т. д.

Размещение населения в Западной Африке крайне неравномерно. Средняя его плотность— около 10 человек на 1 кв. км. Наиболее компактно заселены побережье Атлантического океана и долины крупных рек — Нигера, Вольты, Сенегала, Гамбии, промышленно развитые районы и области плантационного сельского хозяйства.

В северных районах засушливых земель, на границах с Сахарой и в самой Сахаре, так же как и во влажных экваториальных лесах Гвинейского побережья, население довольно редкое. Средняя плотность населения Нигерии — 68 человек на 1 кв. км, а в северных районах Нигера плотность населения понижается до 0,2 человека на 1 кв. км.

В Западной Африке довольно развито миграционное движение. Значительные межгосударственные и внутригосударственные миграции связаны с характером деятельности и проблемой занятости населения. В Западной Африке сохраняются народы и отдельные группы населения, продолжающие вести кочевой образ жизни. Основное занятие их— кочевое скотоводство. Прежде всего эго туареги и фульбебороро. Со скотом кочуют все члены таких этнических групп.

Миграции, вызванные неравномерностью экономического развития разных районов внутри страны, носят иной характер. Они могут быть постоянными, длительными или сезонными. Миграции, носящие постоянный характер, связаны с процессом урбанизации; как правило, на постоянное жительство в города перебирается молодежь в возрасте 15—30 лет. Длительные миграции (уход на несколько лет) вызваны работой по найму и контрактам в городах, центрах добывающей промышленности, плантационного и товарного сельского хозяйства. Сезонные миграции вызываются нуждами земледелия и рыболовства. Центрами притяжения таких миграций в Западной Африке являются Гана (плантации какао, порты, горная промышленность), БСК (плантации какао, кофе), Сенегал и Гамбия (плантации арахиса), некоторые районы Нигерии (добывающая промышленность), а также Сьерра-Леоне. Страны, преимущественно поставляющие мигрантов, — Верхняя Вольта и Мали. Подавляющее большинство мигрантов — мужчины. Это приводит к тому, что, несмотря на примерно равное количество мужчин и женщин в большинстве стран Западной Африки, их размещение крайне неравномерно. В городах и центрах товарного земледелия и промышленности преобладают, как правило, мужчины, а в районах традиционного сельского хозяйства — женщины.

Так как все страны Западной Африки аграрные, естественно, преобладает сельское население. Однако Западная Африка имеет длительную историю городской цивилизации. В средневековье здесь существовало около 70 городов. Они возникали либо как торговые центры (Ауда гост, Томбукту, Дженне и др.), либо как торгово-ремесленные (Кано и другие города хауса), либо как административные (Уагадугу и др.) и религиозные (Ифе, Ойо) центры. Одни из этих древних городов погибли (Аудагост, КумбиСале, Ниани и др.), другие хотя и сохранились, но потеряли былое значение (Томбукту), третьи, очень немногие, выросли в большие современные города (Уагадугу, Кано и ряд других). Зоны древнего городского населения— земли хауса и йоруба в Нигерии. И поныне здесь самый высокий уровень урбанизации.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3140 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...