![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Когда иудеи в Фессалонике узнали, что Павел проповедовал Божье Слово в Верии, то они тоже отправились туда, настраивая и возбуждая толпы против апостола. Братья незамедлительно отправили Павла на побережье, однако Сила и Тимофей остались в Верии. Люди, сопровождавшие Павла, проводили его до Афин, а затем расстались с ним, получив указания для Силы и Тимофея присоединиться к Павлу как только у тех появится возможность (Деяния 17:13-15). Итак, Павел убежал от преследователей и в то время, пока он ожидал прихода своих коллег, Дух Божий что-то привел в движение в его духе. Это — чистый апостольский эпизод и откровение апостольского человека, тем более прекрасное и глубокое, что оно было неожиданным. Павел не искал этого откровения, и оно было получено не от другого человека, но всецело от Бога.
Отправная точка для проповеди Павла
В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов
(стих 16).
Мы должны понять, что этот случай настолько же соответствовал Божьим планам, как и все остальные ситуации, в которых оказывался Павел. Для Павла не имело значение: оказывался ли он где-то потому, что видел видение об умоляющем македонянине, или же потому, что это было вызвано стечением обстоятельств или даже под давлением других людей. Для человека с таким складом ума как у него и с таким апостольским сознанием и взглядом ничего не бывает
случайным. Все в его жизни происходило по суверенной воле Того, Который следит за каждой деталью. Если Богу нужно, чтобы Его служитель оказался в конкретном назначенном месте, то у Него найдется тот или иной способ, чтобы привести его туда. Таким образом, ничего не происходит случайно, напрасно или не вовремя, и мы также должны всегда осознавать это. У нас должно быть это непреходящее понимание Божьей суверенности, и тогда, если мы опоздаем на самолет или столкнемся с какой-либо неудачей, то мы должны не возмущать свой дух раздражением или ропотом, но радоваться тем «случайностям», которые Бог обращает Себе во славу. Мы должны изменить свой склад ума и перестать смотреть на себя как на жертв обстоятельств, даже если они невыгодные или неприятные. Обстоятельства Павла также не были приятными для него, потому что он был вынужден бежать от преследователей, но, тем не менее, именно так Бог привел Своего апостола в нужное время в нужное место. Павел никогда ничего не делал, руководствуясь своими интересами, или для того, чтобы продвинуть свое служение (это является образцом и для нас), и потому Бог привел его в правильное время в правильное место.
Дух Павла был опечален и возмущен при виде города, полностью погрязшего в идолопоклонстве, и именно этот момент является отправной точкой рассматриваемого апостольского события. То, что является апостольским, исходит исключительно от Духа. Все начинается в Духе, сопровождается в Духе и осуществляется силой Духа, но все это — в человеке, который печалится, видя беззаконие.
В ожидании... при виде...
Павел был человеком с открытыми глазами. Он был истинным поклонником Божьим, и это сделало его способным различать то, что является ложным. Он не относился к «супердуховным» людям, которые держатся подальше от мира, но видел насквозь все человеческие претензии, потому что много времени проводил в мирском окружении и даже цитировал их поэтов. Павел знал мир и то, как он мыслит, и потому он вступил с ним в конфронтацию силой Бога теми словами, которые Господь дал ему в тот момент.
Многие из нас, оказавшись в том же месте, остались бы совершенно равнодушными. И причина этому заключается не в том, что Святой Дух прекратил печалиться, но потому, что мы, к нашему стыду, не имеем такой близости с Ним, какая была у Павла. Мы не смотрим на мир так, как на него смотрит Бог, и потому мы совершенно не печалимся о нем. В этом эпизоде описан образец, который должен быть отправной точкой для любого апостольского и истинного действия, и это — возмущение Духа, когда человек может опечалиться при виде того, на что смотрят его глаза. Истинное восприятие мира, когда мы начинаем смотреть на все Божьими глазами, не взирая на внешний вид вещей, является неотъемлемым элементом апостольства.
Вопрос идолопоклонства
Идолопоклонство, которое мы видим в нашем поколении абсолютно ничем не отличается от идолопоклонства во времена Павла, и оно не связано только с языческими жертвенниками и «святынями». Мы должны понять, что весь этот мир пропитан духом идолопоклонства, и так было со времен грехопадения человека. Афины были колыбелью гуманизма и всего того, что до сих пор превозносится в мире. Все современные философские и общественные представления непосредственно связаны с философией Древней Греции. За исключением «вывесок», ничего не изменилось. Эпикуреизм и стоицизм, как явные философские направления, давно исчезли, однако сама их суть, их образ мышления и сосредоточенность только на собственных интересах существуют до сих пор, представляя противовес истинным взаимоотношениям с Богом. Афины были местом, где в наивысшей степени проявлялось все величие и слава древнегреческой цивилизации. Этот город был известен своей любовью к мирской мудрости, но эта мудрость не оставляла места для истинного Бога.
Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися (стих 17).
О чем говорит тот факт, что Павел незамедлительно отправился в синагогу и начал дискутировать с иудеями? Павел огорчился, увидев город, полностью погрязший в идолопоклонстве, и сказано, что поэтому «он рассуждал в синагоге с Иудеями». Но какое отношение это имеет к идолопоклонству афинян? Какая взаимосвязь существует между идолопоклонством и дискуссиями с иудеями в синагоге? Дело в том, что синагога — это место, где идолопоклонство процветает сильнее всего, когда всевозможные идолы заменяют истинное поклонение Богу. И это касается не только еврейских, но и языческих «синагог» или любых других религиозных организаций, предоставляющих людям удобную религию, которая не требует ничего из того, что относится к истинным взаимоотношениям со Всевышним Богом или служением Ему.
К идолопоклонству относится все, что приносит человеку определенное физическое и эмоциональное удовлетворение и производит ощущение чего-то неземного при помощи комбинации органной музыки и витражей из разноцветного стекла или какого-нибудь их современного эквивалента. Это дает человеку возможность почувствовать, что он выполнил «воскресную обязанность» и теперь свободен и может пойти поиграть в гольф или посмотреть футбольный матч. Это — идолопоклонство по своей сути, причем очень серьезное, потому что представляет собой религиозную замену истине, реальности и Божьим требованиям. Идолы ничего не требуют от своих поклонников, но живой Бог говорит: «Возьми свой крест и следуй за Мной». Немой идол удовлетворяет религиозные нужды человека, освобождая его при этом от необходимости соблюдать Божьи требования. Даже просто «посещение церкви» может дать человеку чувство религиозного удовлетворения и сохранить его от принятия радикальных Божьих требований. Где бы это не проявлялось: на рынке, в синагоге или в церкви — это идолопоклонство, каким бы именем его не называли.
Апостольским является то сердце, которое постоянно бьется ревностью о славе Божьей, и не может спокойно смотреть на то, что занимает внимание людей, называя себя поклонением, на самом деле таковым не являясь. Если мы не осознаем, что такой вид идолопоклонства может присутствовать даже среди тех, кто призывает имя Иисуса, то мы, без сомнения, наивны. Если мы хотим быть использованы в апостольском служении, то у нас должны быть апостольский взгляд. Если бы Павел не опечалился или не возмутился своим духом, то в дальнейшем ничего бы не произошло. Источником печали Павла была его ревность о любви к Богу и познании Его. Он знал, что тот, кто искушен идолопоклоннической заменой, навечно погибнет, и не мог мириться с этим. И когда Бог находит такого человека, то можно не сомневаться, что он будет приведен в место конфронтации.
Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «Что хочет сказать этот су-еслов?», — а другие: «Кажется, он проповедует о чужих божествах», — потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?» Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (стихи 18-21).
Предельная конфронтация
Выражение «ни в чем охотнее не проводили время» характеризует не только древнегреческих философов, но и тех, кто живет в наши дни. Люди все еще ищут истину, однако никогда не приходят к познанию ее. Это — ложное мировоззрение, превозносящее и прославляющее человека. Они думают, что ищут истину, однако на самом деле никогда не приходят к ее познанию. Они всегда находятся в процессе поиска, и в то же
время прелюбодействуют, оправдывая себя. Они никогда не находят истину, но всегда находятся в состоянии самодовольного стремления услышать что-нибудь новое. Видим ли мы то плачевное состояние, в котором находится человечество: пустую трату времени, расточительство и бессмысленность почти во всех сферах человеческого существования? Волнует ли и печалит ли наше сердце состояние людей, живущих в мире без Бога? В отличие от нас, жизнь Павла была наполнена вечными целями, — и какое это отличие!
Павел не мог даже и помыслить, что существует что-нибудь более важное, чем донесение людям послания от Бога, — и не просто всем людям, но тем, кто живет в самом центре человеческой цивилизации, превозносящей себя выше Бога. Павел был сострадающим еврейским служителем, странствующим без каких-либо рекомендаций или полномочий, которые могли бы хоть в какой-то степени признать или понять греческие философы. Они называли его «суесловом», и смотрели на него с презрением, потому что он противостоял всему, что уважала и превозносила древнегреческая цивилизация. Но, тем не менее, им было любопытно послушать Павла, и потому они предоставили ему возможность говорить. Таким образом, что бы ни говорил Павел на том месте и в то время, его слова представляют вечную значимость. Его проповедь была рождена непосредственно в тот момент, когда он стоял перед философами, что, фактически, и является сутью апостольского провозглашения. Это — откровение о том, что такое апостольство: посланный человек. Павел был вдохновленным Богом гением, и именно поэтому он является основателем Церкви. Когда вы встречаетесь с истинным апостолом или слышите его проповедь, то вы становитесь навечно ответственным. Те афиняне приблизились к Богу настолько, насколько это возможно на земле, потому что через Павла говорил Сам Первосвященник и Апостол нашего исповедания. Бог не может сделать для людей ничего больше, чем предста- вить им апостольское свидетельство, которое выражается через «сосуды» из плоти и крови. Мы должны с глубоким почтением относиться к апостольству и иметь глубокое понимание того, что Бог производит на земле через людей.
Итак, что же можно сказать язычникам, чья философия, склад ума и вся культура являются прямым преступлением против Бога? Что единственное можно им сказать, чтобы сделать их навечно ответственными? Образцом такого послания является проповедь Павла на Марсовом холме. Интересно отметить, что эта проповедь не привела к пробуждению или созданию церкви в Афинах, как это произошло, например, в Ефесе или Коринфе. В книге «Деяния» упоминаются имена только нескольких человек, которые «пристали» к Павлу и уверовали во Христа. Так почему же это событие занимает такое выдающееся место в Новом Завете? То слово, которое проповедовал Павел, выходило далеко за пределы Афин, но тот факт, что оно было произнесено именно в Афинах, заслуживает особого внимания. Афины в то время были не только столицей Греции, но, в некотором смысле, столицей всего мира.
Мы должны также понять, что означает стоять посреди этих философов на Марсовом холме. Павел столкнулся лицом к лицу со всем, что противоречит Божьей мудрости. Люди, сидящие перед ним, были настолько же представителями царства тьмы и демонических сил, как и, к примеру, чародеи. Возможно, они были облачены в философские одеяния, и у них был особенный возвышенный стиль речи, однако по своей сути они находились в точно такой же оппозиции Царству Божьему и Божьим целям, как и колдуны. Павел столкнулся с тем, что существует по сей день: с определенным духом, доминирующим в мире, — в особенности в религиозном мире. Когда Бог противостоит этому духу, Он делает это по-апостольски, или, говоря иначе, юродством проповеди!
И, став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (стих 22).
Какое насмешливое высказывание! Если вы хотите свести с ума интеллектуального философа, то скажите ему, что он — «набожный» (в английском переводе Библии — «суеверный»). Какое оскорбление! Они гордятся тем, что стоят выше религиозных предрассудков, и потому, начав с подобного выпада, Павел уже разозлил этих философов. Он был человеком, который говорил то слово, которое ему давал Бог, ни мало не заботясь о том, к каким для него последствиям это
может привести. Именно такое апостольство является истинным. Если мы напуганы и проповедуем с осторожностью, внимательно следя за тем, что мы должны сказать, чтобы никого не обидеть, или не быть неправильно понятыми, то каким образом мы можем стать Божьими «устами», которые вступят в конфронтацию с этим враждебным миром? Есть только одна Личность, Которая может определять, что является подходящим в каждый конкретный момент, и это — Сам Господь.
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (стих 23).
Мы никогда не сможем выявить ложь или противостать ей, если не сможем сказать вместе с Павлом: «Я проповедую вам». Для того чтобы иметь смелость выявлять ложь, не достаточно просто знать истину — мы должны усердно и искренне жить в соответствии с этой истиной. Заявление Павла могло звучать высокомерно, однако та смелость и прямота, с которыми он говорил, сами по себе были проявлениями Бога, о Котором он проповедовал. Павел высмеивал афинян за их суеверность, играя с ними в шараду о надписи «неведомый Бог». На первый взгляд эта надпись выглядела как проявление почтения и уважения к истинному Богу, однако на самом деле это была скрытая ложь.
Возможно, афиняне поклонялись своим идолам по неведению, однако мы должны знать, что это невежество было умышленным. Они решили поклоняться неведомому богу, потому что такой бог не предъявляет им никаких требований, и Павел видел их мотивы насквозь. То, что на первый взгляд, выглядело духовным: монумент с надписью «неведомому Богу», — фактически, представляло собой фальшивку, позволяющую людям избежать исполнения мучительных требований, предъявляемых взаимоотношениями с Богом Сущим. Они предпочитали, чтобы этот Бог оставался для них неизвестным, однако Павел не по- г зволил им такую роскошь. Познание истинного Бога связано с серьезным вторжением в вашу жизнь, которое все изменяет.
Вот почему мои собратья-евреи и их раввины любят говорить о «высшей силе» и «безликой силе вселенной». Это звучит
очень духовно, но весь вопрос состоит в том, будем ли мы приветствовать такую псевдодуховность, или же будем выявлять ее лживость? В человеческом сердце есть нечто такое, что любит удерживать Бога на большом расстоянии от себя. И это касается не только евреев. Человеческое сердце хочет обезличить Бога, потому что такой Бог не скажет: «Не прелюбодействуй. Люби Господа твоего всем сердцем твоим». Мы должны осознавать, насколько лживым является человеческое сердце, и Павел всегда понимал, что в моменты, имеющие вечное значение, он не может щадить своих слушателей. Божья любовь слишком велика, чтобы льстить грешнику, и потому Он заявляет истину прямо им в лицо. Перед тем, как принести Божью славу, истина причиняет боль, точно так же как после волнений наступает истинное утешение.
Бог как Творец и Господь
Затем Павел сделал замечательное утверждение, которое служит основанием для понимания Божьих взаимоотношений с людьми не только, как с индивидуумами, но и как с отдельными народами. Итак, Павел открывает Бога как Творца:
Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет (стих 24).
Нет более фундаментального утверждения, чем это. Все покоится на признании Бога как Творца. Земля Господня и потому у Него есть право обладать Своим собственным творением. Он — не только Творец неба и земли, но и Господь неба и земли. Если мы не воспринимаем Бога как Творца, то у нас нет основания для истины или реальности. Поэтому Павел не случайно начал с того, что открыл Бога именно с этой стороны. Это было Божественным откровением фундаментальной предпосылки, на которой покоится все остальное: «В начале сотворил Бог...»
Если Он является Господом неба и земли, то каким образом это относится к уголку земли под названием Афины? Он — также Господь и Афин. Павел не сказал этого, однако это явно
подразумевается в его словах. То, что он говорил, было чем-то большим, чем просто корректные доктрины. Это было в его духе и жизни, потому что Творец Павла был также и его Господом. Слово «Господь», которое использовал Павел, должно было как нож вонзиться в сердца его слушателей. Использование слова «Господь» будет иметь силу и способность проникать только до той степени, до какой оно истинно для того, кто его произносит. Павел находился под непосредственным и полным руководством Того, Кого он называл Господом, и подтверждение этому было в самой его проповеди. Если бы Бог не был для него Господом, то он никогда не начал бы с выпада против философов. Он начал бы с какого-нибудь комплимента, как это делает большинство из нас, потому что наши проповеди, по большей части, обусловлены нашим мнением, а не Божьим.
Это — прекрасная иллюстрация к тому, что означает слово «апостольство». Оно тем более совершенно, чем меньше в нем чувства неловкости перед людьми. В тот момент, когда оно станет ориентироваться на людей, оно станет религиозным, и, несмотря на то, что будет технически корректным, потеряет свою силу. Бог представил тем афинянам то, что превышает философию и религию. Это был Сам Бог, потому что то, что является апостольским, — истинно, и то, что является истинным, — апостольское. В этом заключается суть и красота апостольства, и потому мы должны молиться о том, чтобы Бог опять послал Церкви таких людей как Павел, иначе в противном случае мы не будем иметь основания.
Бог как Даятель
И не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и, дыхание и все
(стих 25).
Павел произнес эти слова посреди храмов, которые в то время производили большое впечатление своей архитектурой и
красотой. Они были свидетельством мощи человеческой цивилизации, и следует отметить, что в видимых свидетельствах этого мира есть что-то устрашающее. Тем не менее, Павел был представителем другой реальности, которая может быть подтверждена только в вечном будущем, хотя это и выглядело абсолютной глупостью для его слушателей. Павел сказал им, что есть Бог, Который не нуждается в этих монументах и вещах, которые люди производят своими руками, потому что Он не имеет в чем-либо нужду.
Здесь Павел открывает Бога как Того, Кто дает все, включая его тюремное заключение вместе с Силой в Филиппах, описанное в предыдущей главе книги «Деяния», когда они были раздеты донага и избиты почти до смерти. Это было место абсолютного одиночества. Они находились за много километров от своих друзей, хотя и знали, что находятся в Филиппах по воле Божьей. Написано, что в полночный темный час„ когда нет никакой надежды и уверенности, Павел и Сила молились и воспевали хвалу Богу.
Времена неприятностей и бедствий тоже относятся ко «всему», что исходит от Божьей руки. Можем ли мы радоваться посреди них, восхвалять Бога и с уверенностью говорить неверующим в этом мире, что есть Бог, Который дает все! Именно это делает апостольское слово таким проникновенным. Павел воспринимал все свои обстоятельства как то, что исходит от Божьей руки, хотя не всегда понимал, почему все происходит именно так. Мы можем говорить о том, что есть Бог, дающий все, однако это не будет иметь глубины и проникновенности, не будет бросать вызов и подчинять внимание людей, обращая их к Богу, если мы сами в действительности не верим в это. Это неверие определяется по нашей жизни, когда осознание Бога как Даяте-ля всего не проявляется в наших поступках.
Если бы Павел рассматривал тюремное заключение в Филиппах как неудачное стечение обстоятельств, то он никогда не оказался бы на Марсовом холме, обращаясь к греческим философам. Бог ожидает людей, которые будут верить в то, что есть Бог, Который дает все. Действительно ли мы всецело подчинены Божьей суверенности? Это подтверждается
тем, как мы выражаем свое разочарование. Мы видим источник своих проблем в людях, в обстоятельствах или в собственных ошибках: «Если бы только мы сделали то, а не это, то все было бы иначе». Однако мы не осознаем, что существует Всевышний Бог на небесах, дающий все. Нашему безразличию или пренебрежению нет оправдания, но мы должны осознавать, что Он — Бог всего. Когда мы можем радоваться посреди трудностей и того, что является для нас неприятным, взирая на Божью суверенность, тогда мы можем стать перед мирскими людьми и рассказать им о Боге, Который дает всему жизнь и дыхание. Но если Он — Бог жизни, то разве Он не является Богом и смерти? Если Он не является Богом одного, тогда Он не является Богом и другого. Если Он — не Бог всего, тогда Он — вообще не Бог.
Народы в проповеди Павла
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию
стих 26.
Теперь Павел по-настоящему перешел к рассмотрению вопроса народов. Народы — это не геологические случайности, но Божьи творения. Именно Бог установил их и дал им пределы обитания. Это подразумевает, что мы не можем создавать свои собственные пределы. Фактически, войны ведутся именно за перераспределение границ, территорий и земель. Мы не хотим находиться в установленных пределах, потому что они накладывают ограничения, и мы не хотим знать Бога, Который требует от нас находиться в этих рамках. Павел открывает, вселенский взгляд на творение и народы, а также о Боге, создавшем их для Своей цели. Бог не устанавливал пределов и времен просто так, без каких-либо на то причин. Все, что Он совершает имеет определенную цель, и потому у Него есть
намерения для всех народов. Народы — это не случайно возникшие сущности или что-то, что может быть объяснено антропологами. Павел раскрывает это в единственном утверждении: Бог установил пределы обитания народов. Этот взгляд противоречит вольнодумию современных людей — он очень ограниченный и не дает человеку свободы действий для того, чтобы пользоваться планетой в своих целях как игрушкой. Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «Мы Его ирод». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого (стихи 27-29).
Цель существования человека
Утверждение Павла не звучит религиозно. Он не цитировал Писание и, фактически, его слова звучат философски и очень напоминает древнегреческие представления и учения. Павел сказал, что смысл всего творения, существования множества цивилизаций, народов и рас, а также создание самого человека и цель его жизни на земле заключается только в одном: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли». Это противоречит всему, что происходило в процессе истории человечества. Вся пролитая кровь, все затраченные средства, все технологические и архитектурные достижения, и все учреждения — это только вторичные аспекты, необходимые для обеспечения достаточной стабильности и жизненного уклада, чтобы люди могли искать Бога. Такой подход чрезвычайно узкий, и не вмещает каких-либо дополнений. Это громкое заявление Павла всего за одну минуту раскрыло афинянам всю цель человеческого существования.
Павел ограничил цель жизни человека до единственного поиска: поиска Бога здесь на земле, перед тем как мы пере-
ходим в вечность, которую проведем либо с Богом, либо без Него. Такой взгляд потерян в современном обществе, но должен быть восстановлен. Павел верил в это, но показывает ли наша жизнь то, что мы тоже верим в это? Наша жизнь противоречит нашим словам, и если мы не живем так как подобает верующим, то мы должны понять, что мы на самом деле не являемся истинными верующими.
Цель человеческого существования заключается не в поиске счастья, но в поиске Бога. Фактически, счастье, которое достигается вне Бога, и которое этот мир предоставляет в качестве замены, — это заблуждение и обман. Бог — Творец и Господь неба и земли, но Он не создал их для того, чтобы мы могли приятно проводить время, делать карьеру, продвигать свои интересы, строить цивилизации и т.п. Все это — второстепенно.
Проповедь, которая гласит, что мы можем жить, двигаться и существовать в Боге, не будет с радостью принята человеческими ушами. Люди не хотят знать о такой возможности, потому что они хотят жить, двигаться и существовать сами по себе. Они не хотят быть связанными своими пределами обитания, определенными Богом, или быть ограниченными теми целями, для которых Он их создал. Каждый звук, исходивший-из уст Павла, был рассчитан на то, чтобы задеть чувствительность и разум человека. Они не хотели быть ограниченными, и потому предпочитали ставить монументы «неведомому Богу».
Когда Павел сказал: «Я проповедую вам», — он не сказал просто: «Есть живой Бог». Суть его проповеди заключалась в раскрытии Божьего характера, Его целей и Его требований. Это — Божье провозглашение, которого люди не хотят слышать, относясь к нему недружелюбно и с раздражением. Оно не только противоречит их мнению, но опровергает само основание всей их веры и всю структуру их мышления и системы ценностей. Своей проповедью Павел опроверг весь образ жизни этих людей, назвав его неверным. Как это отличается от характера и способа свидетельства о Боге современных верующих, которое звучит более как мнение, чем как заявление твердой веры.
Цель существования народов
«...дабы они искали Бога...»
Долгое время я думал, что слово «они» в этом стихе указывает исключительно на индивидуумов, и в определенном смысле — это действительно так, однако более корректно трактовать слово «они» в контексте народов, чьи пределы обитания и времена были установлены Богом. Павел подразумевает, что народы должны искать Бога для того, чтобы определить цель своего создания. Отказ сделать это, и решение установить свои собственные цели, не согласованные с Богом, составляет саму суть греха. Именно поэтому Бог призывает каждого человека покаяться, потому что Он установил день, в который будет судить мир. Мир, как совокупность народов, постыдно отверг Бога, и потому будет подвержен Божьему суду. Именно об этом говорил Павел в Афинах, обращаясь ко всем народам, которые имеют определенные обязанности перед Богом. Это сделало проповедь Павла особенно актуальной в Афинах, которые были сами по себе городом-государством, живущим в полном пренебрежении и невежестве относительно создавшего их Бога.
Для чего народы должны искать Бога? Для того, чтобы найти цель, для которой они были созданы как народы, и причину, по которой им были даны именно такие пределы обитания. Людям и народам предъявляется одно и то же требование: искать Того, Кто является Творцом и Господом. Это — непрерывный поиск, и именно потому, что Церковь была виновна в том, что не искала Бога, нам нечего сказать своим народам. Как часто наши церковные дела были совершаемы ради себя, а не ради Бога? Мы не можем порицать народы за то, что они не ищут Бога, потому что многие из нас сами не начали делать этого. Большинство из нас живет в полном неуважении к создавшему нас Богу, предполагая, что Он должен одобрять все цели, которые мы сами устанавливаем. Величайшим проявлением любви церкви к своему народу является желание спасти его от Божьего суда, сказав: «Вы противостоите Богу».
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!