Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Полиграфическая техника и полиграфические процессы



С чего начинался технический прогресс в газетном деле? С изобретения И. Гу­тенберга, создавшего печатную форму из подвижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. До этого книги печата­лись с целых деревянных или металлических досок, на которых и вырезались бук­вы. В последующие годы (после Гутенберга) оборудование для набора и тиражи­рования изданий постоянно модернизировалось. Научно-технический прогресс всегда коренным образом влиял на развитие производства газет. Так, применение с 1814 г. парового пресса позволило увеличить в четыре раза количество выпуска­емых за час экземпляров. В 1884 г. О. Мергенталер изобрел линотип, в котором были соединены набор, выключка (изменение пробелов) строк, их отливка и раз­бор матриц. В 1897 г. Т. Лэнстон сконструировал монотип — наборную строкоот­ливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет на принципе перфо­ленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ — числовым программным управ­лением). В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию фак-



Глава 11


сов — факсимильных аппаратов, позволяющих передавать газетные страницы для печати за тысячи километров от редакции. Еще в 1922 г. в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купи­ла крупнейшая линотипная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы избавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее, фотонаборная тех­ника за рубежом начала внедряться: в 50-е гг. появилась механическая технология, в начале 60-х — оптико-механическая, а в конце того же десятилетия — электрон­ная технология. В начале 70-х гг. две трети полиграфических предприятий США уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.

Однако вспомним, как делали газеты в 60-70 годы XX столетия. Оригинал ав­торской рукописи прочитывался редакционными работниками, подвергался прав­ке, в нем указывались формат набора, шрифты, абзацы, номер полосы; все заголов­ки статей и заметок выписывались на отдельном листе бумаги с указанием точного количества строк набора заголовочного материала и т. д. После того оригинал шел в набор. Параллельно ретушировались иллюстрации, размечались и отправлялись в цинкографию, где делались клише. В типографии помимо цинкографии действо­вали наборный цех, в котором изготовляли печатную форму для воспроизведения текста (типографский набор) и верстали газеты; стереотипный, где при печатании тиража газеты изготовляли копии набора и клише в виде монолитных и рельеф­ных отливов — стереотипов; печатный цех, в котором и печатался тираж издания. В больших типографиях в печатном цехе действовали ротационные (скоропечат­ные) машины (на быстро вращающиеся барабаны ротаций крепились стереотипы цилиндрической формы, и печатание шло не на отдельных листах, а на длинной бумажной ленте, сматывающейся с рулонов, которая затем разрезалась, фальцева­лась, или складывалась самой машиной); плоские машины (печать с плоского сте­реотипа или непосредственно с набора, закрепленного на движущейся горизонталь­ной металлической платформе — талере); небольшие печатные тигельные машины (бумага прижималась к форме тиглем — плоской металлической плитой).

Наборная печатная форма составлялась из печатающих материалов — лите­ров (брусочков с выпуклым изображением буквы, цифры, знака на торце), изготов­ляемых из типографского сплава свинца, сурьмы и олова — гарта, линеек, концовок, оформляющих текст, и материалов пробельных, непечатающих, к которым отно­сились шпации (для образования пробелов между буквами в слове), шпоны (между строками), реглеты (для широких пробелов), бабашки и марзаны (чугунные при­змы и бруски для образования полей), квадраты (для больших пробелов). Набор­щик вставлял литеры в верстатку (согнутую под прямым углом металлическую пластинку), наборной линейкой отделял уже набранную строку от следующей на­бираемой, острым шилом исправлял ошибки в наборе, рубилкой обрезал шпоны и линейки... В отличие от ручного набора машинный делался на линотипах.

После макетирования — составления макета, точного плана верстки газетного номера и набора на линотипе или вручную оригиналов публикаций, начиналась верстка. Столбики набора, перевязанные шпагатом (чтобы не рассыпать), перено­сили на специальный плоский стол, устанавливали в нужную полосу, освобожда-


Технические средства массовой коммуникации



ли от шпагата и осторожно передвигали на нужное место. Свежие оттиски прохо­дили типографскую корректуру (сличение с оригиналами, которые до набора уже подвергались корректуре — редакционной). После того как первая типографская корректура была прочитана, корректурные оттиски с внесенными в них исправле­ниями передавались тому наборщику, который набирал текст. Исправив ошибки, он снова тискал набор для второй типографской корректуры, которая читалась уже без оригинала (вместо него прикладывались оттиски первой корректуры). Внеся ис­правления в гранки или «куски», верстали полосу целиком, делали оттиск и переда­вали на ревизионную корректуру. После устранения возможных ошибок снова дела­ли оттиск, но уже на подпись к печати {подписная полоса). Последняя виза замести­теля главного редактора газеты (руководителя дежурной, или ночной бригады) — на первом сигнальном, очищенном от ошибок экземпляре номера — «В свет!».

Труд был кропотлив и нелегок, но как все изменилось в последние годы...

Развитие телевидения и радио, компьютерных сетей сократило число потреби­телей газет, номинал экземпляра которых возрастает и определяется стоимостью доставки. Но электронная пресса рассчитана на массовую аудиторию в целом. А у людей — разные интересы: кто-то интересуется международными событиями, си­туацией в Чечне, а кто-то — спортивными новостями. И здесь газета незаменима. Читатель выбирает то, что ему ближе по взглядам, знакомится с материалами в удобное время. В отличие от телевидения и радиовещания газета рассчитана на индивидуального пользователя и в этом ее привлекательность.

В то же время газета развивается в соответствии с общими закономерностями эволюции средств массовой информации. К примеру, сегодня спрос на телевизоры черно-белого изображения весьма ограничен, хотя их цена намного меньше, чем у цветных. Это естественно: цветное изображение наиболее полно отражает окружа­ющую нас действительность. Такая же тенденция характерна и для газет. Много­красочная газета, где цвет используется не только для репродуцирования, но и для рекламы, выделения каких-то материалов с помощью цветных заголовков и т.д., стала совершенно обычной в развитых странах.

В России в последние годы укреплялась демократическая система СМИ, при­шедшая на смену прежней, тоталитарной. Но крупные газеты, обретя новых учре­дителей, оказались без полиграфической базы. Однако внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные мате­риалы, причем хорошего качества.

Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как: а) на­бор текста и подготовка иллюстративного материала; б) верстка — процесс форми­рования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; в) печать.

В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудова­ние позволяет полностью автоматизировать верстку целых полос и быстро выво­дить их на бумагу или на фотоформу.

Производство издания начинается с ее основы — текста. Набирать его на ком­пьютере несложно. Прежде — при горячем способе набора и фотонаборе — надо было сразу же установить формат набора, шрифт и его размер, а перемены в оформлении текста вели к тому, что его необходимо было полностью перебирать, ныне же —



Глава 11


с компьютерным набором — проблемы эти исчезли. Облегчились и авторская вы­читка и корректура — сверка набранного распечатанного текста с оригиналом. А что­бы быть уверенным в грамотности набора, следует включить программу проверки орфографии — для этого в клавиатуре работающего компьютера достаточно нажать клавишу F7, или ударить курсором мыши на надпись «сервис».

Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Прежде всего мы выбираем гарнитуру — комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам. В то же время учитываем, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жирные); по наклону основных штри­хов (прямые, курсивные и наклонные); по плотности (нормальные, узкие и широ­кие), по заполненности основных штрихов (оттененные, контурные и штрихован­ные), по емкости (число знаков в строке), по размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения — типографских пунктах (бо­лее крупная единица — квадрат, равный 48 пунктам). Типографская, или типомет-рическая система Дидо (предложил в 1737 г. словолитчик П. С. Фурнье, а париж­ский типограф Ф.-А. Дидо усовершенствовал ее в конце XVIII в.) основана на рас­пространенной в то время двенадцатеричной системе футов и дюймов, В пересчете на метрические меры типографский пункт равен 0,3759 или округленно 0,376 мм, а квадрат — 18 мм. У ряда шрифтов были особые названия. В газете, скажем, преоб­ладали петит (маленький) — 8 пунктов и боргес (гражданский) — 9, но появля­лись также миньон (крошечный) — 7 пунктов, и нонпарель (бесподобный) — 6 пун­ктов. Сравнительно редко газетные тексты набирались такими крупными шрифта­ми, как 10 пунктов — корпус (от итал.: «Corpus juris civilis» — шрифтом этого размера впервые был напечатан кодекс Юстиниана, являвшийся сборником законов Рим­ской империи), 12 — цицеро (от ит. собст. Ciceron, поскольку данным шрифтом в 1467 г. был отпечатан сборник писем Цицерона); 14 - миттель (середина — сред­ний по размеру шрифт, существовавший в свое время); 16 — терция (в свое время третий по размеру шрифт). Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) на­зываются текстовыми, начиная с 16 кегля — титульными.

Компьютерные издательские программы предлагают сравнивать типограф­ский пункт с другими единицами с помощью цицеро: 1 цицеро = 4,5 мм = 1 пике (6 пик = 1 дюйму). При верстке газеты с помощью настольных редакционно-изда-тельских систем вместо европейской (1 пункт = 0,376 мм) используется англо-аме­риканская типометрия (1 пункт = 0,353 мм) Для новой типометрии рекомендуют­ся кегль набора текста 9 или 10 англо-амер. пунктов, гарнитура набора — газета, тайме, формат колонки такой, чтобы в строке умещалось не менее 6 слов или 41 пе­чатного знака, а число колонок на полосе было нечетным [1].

Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаем, следует применять не боль­ше двух-трех гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормаль­ное начертание. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равна двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45-50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного форма­та, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки). Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру (при компьютерном наборе надо нажать мышью на панели инстру-


Технические средства массовой коммуникации



ментов монитора на соответствующие клавиши — по ширине, по правому краю, по центру, по левому краю. Если все строки в текстовом блоке (за исключением началь­ных и концевых строк абзаца) будут выключены на одинаковый формат (иметь оди­наковую длину), то строгие прямоугольники колонок придадут газетной полосе оп­ределенный ритм, стройность и графическую завершенность. Особое внимание сле­дует обратить на переносы. Ими не следует разделять: фамилии от инициалов; цифры, образующее одно число (если две цифры 1999-2004, то тире остается в первой стро­ке), сокращения из букв прописных, прописных с отдельными строчными или с циф­рами (СПбГУ или С20); сокращенные слова от имен собственных (тов. Соколов); цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечисле­нии); знаки и обозначения от следующих за ним цифр (20 %, п. 25). Не должно быть неблагозвучных переносов или затрудняющих понимание текста.

Отрывки или фразы, слова или даже буквы могут быть выделены в тексте кур­сивом (светлым или полужирным), прямым полужирным шрифтом; разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами; набором прописными буквами, шриф­том другой гарнитуры; набором строк на неполный формат, с отступом от левого края (втяжка); линейками, заключением в рамку; с помощью цвета; вывороткой (белые буквы на фоне черного, серого или иного цвета), использованием буквицы (инициала), размер которой обычно 16-24 кегля. Эти и другие графические спосо­бы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) при­меняют при оформление таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выно­сы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя пуб­ликации), авторская подпись, подпись к иллюстрациям и т.п.

Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме. Согласно инструкциям, по газетному оформлению высота заголовка должна быть не менее 3 кв. (5,4 см) и не более 5 кв. (9,2 см) и составлять от 1/7 до 1/4 высоты первой полосы. Вообража­емая линия оптического центра целит полосу в примерной пропорции 5/8. Таким образом, заглавие может опускаться фактически до 1/3 высоты полосы. В заголо­вочном комплексе (заголовок, подзаголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире — остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками); в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовой блок, не содержащий внутренних подзаголовков); по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под уг­лом; конструировать его из букв, поставленных в вертикальный столбец. Площади заголовочного комплекса и тестовой части публикации соотносятся друг с другом в пределах от 1:3 до 1:12. Применяемые для заголовков кегли титульных шриф­тов определяются значением публикации, местом на полосе, объемом материала, числом колонок, длиной заголовка. Сложные заголовочные комплексы оформля­ются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры, начертания заголовка и подзаголовка, надзаголовка или рубрики).

Если шрифты и иллюстрации, служащие для выражения содержания, отно­сятся к основным графическим средствам оформления газет, то пробелы, линейки и



Глава 11


украшения (маркеры), — к вспомогательным, призванным разделить газетный ма­териал на блоки, в то же время связывая их, выделяя, что повышает читательское восприятие. Оптимальная величина пробела между колонками текста — 12 пунктов (4,5 мм), раньше допускался пробел в 6 пунктов, но при этом между колонками ста­вилась светлая разделительная линейка. Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Так же неизменным для основ­ного текста должен быть интерлиньяж (пробел между строками, на компьютере мож­но менять его одновременным нажатием клавиш Ctrl и 1, Ctrl и 1,5 или Ctrl и 2 — при предварительном выделении текста). Обычно интерлиньяж в 1,2 раза больше кегля шрифта, которым набраны строки. В газете применяют линейки вертикальные (не более 2 пунктов) и горизонтальные (от 4 до 12 пунктов), а также прибегают к комби­нациям сплошных линеек разной толщины при создании рамок, что придает взято­му в рамку блоку особую значимость. Однако заключение каждого текстового блока на полосе в отдельную рамку — прием уже устаревший, к тому же рамка заголовка может вызвать иллюзию разделения единого блока на части, воспринимаемые уже как самостоятельные. Лучше врезать заголовок в разорванную рамку, когда за ее пределы выходит какой-то элемент. Раньше небольшие заметки, части крупных ма­териалов разделялись с помощью типографских наборных украшений, всевозмож­ных концовок — усиков, звездочек, ромбиков и т.д. С применением компьютеров рас­ширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться мар­керами. Они используются как ориентиры, указатели — для акцентирования какой-то части текста («галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует за мар­кером, например за стрелочками, разными значками.

Содержание газет меняется. Текстовых материалов становится больше, но их объем сокращается. Если традиционно соотношение текста и графики в общенацио­нальных газетах было 60 % на 40 %, то теперь наблюдается обратная пропорция. Современный читатель скорее «сканирует» газету, чем читает, не вникая' в объем­ные аналитические материалы. Поэтому большие материалы сопровождаются крат­кими выносами-цитатами. Они могут содержать как главную мысль статьи, так и просто наиболее яркий пассаж. Занятой читатель информационной эпохи, просмот­рев выносы, решает, какой материал ему читать.

Неизменными остаются лишь главные элементы газетного стиля — логотип и шапка. Но и здесь в нескольких изданиях в последнее время произошли перемены. Так, «Новые Известия» поменяли шрифт логотипа. Правда, по решению суда, а не по своей воле. А вот изменения логотипа газет «Росая» и «Время МН», напротив, чисто дизайнерское решение. Новый логотип «Независимой» руководство газеты в своих комментариях трактует как дизайнерский ход. Но для читателей исчезно­вение из логотипа слова «газета» символизируют новое позиционирование, новые приоритеты, новый менеджмент и уход от концепции «Независимой газеты», реа­лизованной первым редактором В. Третьяковым.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...