Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ 9 страница. После некоторых колебаний историки нашли правильное решение: «королем Руси» и мужем Кунигунды был Ярополк Изя- I иавич



После некоторых колебаний историки нашли правильное решение: «королем Руси» и мужем Кунигунды был Ярополк Изя- I иавич. После смерти в 1067 г. Оттона Орламюндского Адела (Лдельхайда) Брабантская вышла замуж за того самого Деди (вме­сто с ее рукой получившего и Тюрингенскую марку), который опе­кал Изяслава Ярославича. Но в чем же был расчет Изяслава, же­нившего сына на падчерице маркграфа Деди? Или это был уже жОст отчаяния? Ответ невозможно получить, не вникнув во политику того времени, проводившуюся соперниками Изяслава на Руси — Святославом и Всеволодом Ярославичами. Прежде чем переходить к ней, познакомимся напоследок с па-

Пфальцграф — феодальный титул, выросший из должности распоряди­теля королевскими земельными владениями и резиденциями-пфальцами (нем. Г1'и1г от лат. ра1аМит — «дворец»).


мятником в своем роде исключительным, без которого круг и(точников, связанных с изгнанием Изяслава Ярославича, был (и. далеко не полон.

Мы имеем в виду так называемый молитвенник Гертрудь жены Изяслава (это единственный источник, сообщающий ш княгини). Молитвенник записан на листах, приплетенных к пр надлежавшей Гертруде «Псалтири» иллюминированной (т, снабженной миниатюрами) рукописи X в. трирского происхоз дения, и молитвенник не следует смешивать, как то иногда д лают, с этой Гертрудиной или «Эгбертинской (по имени трирс^ го архиепископа X в. Эгберта) Псалтирью». Тексты молитв пр надлежат, вероятно, самой дочери Мешка II (который, по некд торым сведениям, также отличался незаурядной образованное тью) и обращены, помимо Христа и Богоматери, чаще всег| к св. Петру (имя Ярополка в крещении) и св. Елене (очевидно! православным именем Гертруды было Елена)[27]. Княгиня мо< лится за «нашего короля» (т.е., надо полагать, за своего мул князя Изяслава), но чаще — за Петра-Ярополка, которого назв вает своим «единственным сыном».

Кстати говоря, эти ее слова позволяют думать, что другой Изяславич | Святополк (будущий киевский князь) не был сыном от Гертруды. Так j Изяслав женился рано, а умер прежде жены, то неизбежен вывод: Свят полк был от наложницы (случай в княжеском семействе не такой уж] кий). Впрочем, некоторые интонации молитв Гертруды также дают пов для догадок, что в семейной жизни Изяслава было не все гладко. Молитвы за папу и императора (!) дают некоторое основание, тировать их временем изгнания Изяслава Ярославича (впрочег! тексты в конце молитвенника — всего молитв около девяноста — явно относятся уже ко времени княжения Ярополка на Волыни в 1078-1086 гг.). О том же, кажется, говорят и великолепные мишишоры, которыми, как и «Псалтирь», снабжен также и мо- пенник; из них по меньшей мере две заслуживают упомина­нии и связи с нашей темой. Одна является словно прямой иллю- I ч'чцией к визиту Ярополка Изяславича в Рим: на ней Гертру- 1 (у ее фигуры — кириллическая надпись «М[ате]р[ь] припадает к стопам начальника апостолов св. Пе­ри которого в качестве римских епископов, как считаются римские папы), а Ярополк обращен к нему ♦ ирисительном жесте; за спиной Ярополка — его жена Куни- Ирина. Другая миниатюра изображает Ярополка с его не- >■ мной супругой, венчаемых Христом (сюжет, довольно рас- граненный); рядом с князем и княгиней, предстательствуя них, стоят их святые покровители св. Петр и св. Ирина.

5.2. ода и ГИДА: «дннмвират» СВЯТОСЛАВА И ВСЕВОЛОДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ

11пстала, наконец, пора обратиться к персоне Бурхарда Трир- 11ЧП-11 и по возможности уточнить характер его родства со Свя- | m пивом — ведь Ламперт не называет ни происхождения Бур-»«IVUi, ни имени супруги Святославовой, ни времени ее замуже- H'i'rni, — словом, ничего, что могло бы пролить свет на полити- || I кий смысл брака. Но выручает очередной пространный гене­ | ической экскурс — на этот раз из «Штаденских анналов»

I tunepma (Annales Stadenses auctore Alberto), аббата монасты­ри и Штадене, на севере Германии, неподалеку от Гамбурга. Хо-

.... Штаденские анналы» — источник довольно поздний (Аль-

ftn|iT работал над ними в середине XIII в.), но интересующие нас родословные сведения заслуживают доверия, ибо происходят материалов судебного разбирательства по поводу имуществен­ного спора между Штаденами и Ольденбургами в 1112 г. Обе тя­жущиеся стороны были потомками некоей владетельной дамы Иди из Эльсдорфа, прямым предком которой, в свою очередь, яв- u м лея не кто иной как пресловутый граф Куно из Энингена, за­нимавший так много места в нашем предыдущем изложении (см.: РЛ 2.3).

«Эта Ида, знатная дама родом из Швабии (Куно! — Авт.), жила в име­нии Эльсдорф и обладала наследственным владением, которое до сих пор именуется владением Иды. Она была дочерью брата императора Генриха III, а также сестры папы Льва IX... Она вышла замуж за Липпольда... и ро­дила Оду, [поначалу] монахиню в Ринтельне (в Саксонии, на реке Ве- зер. — Авт.), которую она затем выкупила из монастыря... и отдала за ко роля Руси (rex Ruziae), которому [та] родила сына Вартеслава (WarteslawJi По смерти короля Ода велела закопать в подходящих местах бесчисленны! < сокровища, сама же с сыном и частью богатств вернулась в Саксонию, а ко павших приказала убить, чтобы они не проговорились». Здесь Ода вторич| но выходит замуж. «Вартеслав же, снова призванный на Русь, правил та вместо отца и [успел] еще при жизни своей отыскать сокровища, запрята! ные матерью». Затем речь идет о двух последующих мужьях Иды и noTOjJ стве от них, среди которого был и «Бурхард, главный настоятель в Трир который впоследствии был избран архиепископом (ошибка: см. выше. Авт.); он построил каменное здание в Эльсдорфе» (Alb. ann. Stad., a. IIIS P. 319).

Из изложенного в «Штаденских анналах» трудно понять, ке именно был «король Руси» — но это мы уже знаем от Лампе£ та Херсфельдского: Святослав, брат Изяслава Ярославича; куя важнее, что Альберт приводит подробные генеалогические ci дения об Оде, жене Святослава, и ее единоутробном брате В> харде, защищавшем Святослава в 1075 г. перед королем Генри­хом IV. Именно они разъясняют политическую сторону брачным союзов как Святослава, так и Ярополка Изяславича. Политиче­ский характер брака Оды очевиден — Святославу была нужна именно она, иначе незачем было ввязываться в сомнительную: торию с расстриженной монахиней. О том же прямо свидетел ствует другой текст — совсем недавно обнаруженные «Санкт-Га ленские анналы» («Annales Sancti Galli»)[28], предпринятое в 1 Галлене в начале XII в. продолжение хроники Херманна Райхенау: «Король Руси (rex Rittulorum[29]) в ту пору при посре ничестве короля Генриха взял в жены дочь графа Люпальда и гс пожи Иды из Отерсберга (Отерсберг и Эльсдорф — два сосе,и владения Иды к северо-востоку от Бремена. — Авт.)» (Ann. s. Gall., a. 1072). Ясно, что «посредничество» Генриха IV предпо-* лагает присутствие большой политики. Какой именно, нетруд! но догадаться, учитывая датировку брака, имеющуюся в «Санкт» Галленских анналах», — ок. 1070 г. Святослав готовил «пере­ворот» в Киеве (произошедший в 1073 г.), а для этого, учиты-j вая опыт польской помощи Изяславу в 1069 г., было необходи-J мо нейтрализовать польского князя Болеслава И. вполне подходила на роль союзника черниговского князя, так:


■ ■ < 1070 г. ее отношения с Польшей становятся напряженны­ми. > на 1073 г. Генрих IV вообще готовил поход против Боле- к«141 (помешало внезапное саксонское восстание). Но определя­вшим стало родство Оды не только с Генрихом IV47, а и с вос- •■ ннх-.аксонскими маркграфами, хозяевами на польско-немец- им порубежье. Данные Альберта Штаденского позволяют уста- что Ода была двоюродной сестрой майсенского маркгра- I: >кберта-младшего и родной сестрой Удона II Штадена (в свое «I» мн усыновленного Идой из Эльсдорфа), тогда маркграфа Сак- мин кой северной марки.

I М от установленный благодаря немецким источникам факт чер­ни тиеко-немецкого союза в самом начале 1070-х годов проли- свет на многие события древнерусской истории.

что Святослав Ярославич был женат дважды. древнерусским источникам об этом можно было только до­на основе парадной миниатюры из «Изборника» ' "ю гослава 1073 г., на которой изображено все семейство тогда киевского князя: он сам, его жена и пятеро сыновей — но уже взрослых (их имена на миниатюре надписаны: Глеб, Давыд, Роман), а один, Ярослав — совсем ребенок, стоит т.дельно, рядом с матерью. Перед нами, несомненно, портрет Оды сына Ярослава Святославича (которого Альберт Штаденский назвал И на страницах древнерусской

ичоииси Ярослав появляется только в 1096 г. — на двадцать позже своих братьев, возможно, и в самом деле вернувшись | История со спрятанными сокровищами слишком

имикивает на деталь из арсенала эпических прикрас (ведь Аль- И1'' писал полтора века спустя после событий), но «вместо от- |Н1 • Ярослав Святославич действительно правил: он был черни- ишпким князем в 1123—1127 гг., но потом его племянник Все- ионод Ольгович вытеснил его из Чернигова в Муром, где Яро- стал родоначальником муромо-рязанской княжеской дина- | | ни, просуществовавшей до начала XVI в.

Далее, получает объяснение несколько непонятное поведение Инислава Ярославича в 1071-1073 гг. Вернувшись в Киев г., Изяслав первым делом изгоняет из Полоцка неудав-

Над реконструкцией этого родства генеалогам пришлось немало потрудить- <)|: Ида, мать Оды, была дочерью графа Людольфа Брауншвайгского, сына им- (врптрицы Гизелы, жены Конрада II, от предыдущего брака; следовательно, Лю- шпн.ф был, в самом деле, единоутробным братом императора Генриха III, м Ида — двоюродной сестрой Генриха IV.

шегося киевского князя Всеслава Брячиславича, но в 1071 г. 1 ожиданно снова уступает Полоцк своему бывшему заклятому ] гу, а в 1073 г. Святослав, обращаясь к брату Всеволоду, даже I виняет Изяслава в союзе с Полоцком: «Изяслав сватится с славом, мысля на наю (т.е. против нас; «наю» — это вините ный падеж двойственного числа местоимения «мы». — Авг, (ПВЛ. С. 79). В изложении летописца политика Изяслава выгЛ дит самоубийственной — теперь же понимаем, что киевс му князю, как и нам, было очевидно: черниговско-немецкий { юз, скрепленный новым браком Святослава Ярославича, в правлен против него, и надо принимать контрмеры.

Наконец, получает должный политический контекст ев один брачный союз этого времени, также известный только западноевропейским источникам: Всеволод, младший из умвиров», в первой половине 1070-х годов женит своего сынаВл» димира Мономаха на Гиде, дочери последнего англо-саксонскф го короля Харальда, павшего в 1066 г. в битве с нормандцам! Вильгельма Завоевателя (Харальд был сыном ярла Годвине и Г)§ ды, сестры ярла Ульва; см.: гл. 4.1.1). В сущности, единстве® ное, что было известно об этом браке, — свидетельство го хрониста Саксона Грамматика, приписывавшего его тиву датскому королю Свену Эстридсену, при дворе которого жи ла юная английская принцесса-изгнанница (Свен, сын ярла Уль» ва, приходился ей родным дядей). Учитывая, что Свен был од ним из союзников Генриха в войне против саксов, понять: женитьба Всеволодовича — это проявление рованной международной политики Святослава и Всеволоде направленной на изоляцию польского князя Болеслава II, глав ного союзника Изяслава Ярославича.

О Гиде как уже русской княгине западноевропейские источники еохр». нили ряд любопытных сведений. Из «Похвального слова св. ПантелеиШ ну», принадлежащего перу известного богослова и проповедника первой тм> ти XII в. Руперта из Дойца (Deutz, лат. Diutium — монастырь на правом берегу Рейна, напротив Кёльна; ныне в черте города), узнаём, что она пой держивала тесные связи с кёльнским монастырем св. Пантелеймона, дела* в него щедрые вклады. Благодаря этим связям в «Похвальное слово» был включен пространный рассказ о чудесном исцелении новгородского князи Мстислава, сына Гиды и Владимира Мономаха, которое было приписано заступничеству св. Пантелеймона (Rup. s. Pantal. Сар. 14. Р. 265—266). Как бы ни относиться к этому рассказу, ясно, что какое-то событие, вся после рождения первенца Мстислава — Всеволода, но до рождения его второго сына Изяслава, стало причиной чрезвычайного почитания св. Пан> телеимоиа в семействе Мстислава, раз Изяславу было в крещении дано стол» необычное для князей имя Пантелеймон (см.: Введение, 1). Тесные связи

I иды с кёльнским монастырем св. Пантелеймона, находят свое неопровер­жимое подтверждение и в записи синодика монастыря св. Пантелеймо­на (Месгок^шт е. Ра1^а1аеотз Со1отешв), где среди лиц, подлежащих по­миновению «в У1-е иды марта, [в день] исповедников Палатина и Фирми- ниа» (т.е. 10 марта) значится: «день смерти королевы Гиды (01ёа ге0та)» <№«•. е. Ра1йа1. Р. 18).

II вот теперь мотивы брака Ярополка и Кунигунды становят- N совершенно прозрачны. Примирившись с Болеславом II

I 1075 г., киевский князь Святослав резко повернул руль сво- ■ и и пешней политики, и Генрих IV вскоре почувствовал это на его военные действия в союзе с чешским князем Вратисла- чм II и во главе чешского войска против саксов осенью 1075 г....лгчились стремительным отступлением в Чехию из-за втор- < пня туда русско-польских отрядов (поход Олега Святослави- | I Владимира Всеволодовича Мономаха). Легко представить что следствием стало изменение позиции Генриха в отно- Изяслава: король перешел к его прямой поддержке как

.... рника Святослава. Результат — брак падчерицы маркгра-

одного из верных союзников Генриха в Саксонии, Отныне родственные связи Изяслава среди вос-

.... осаксонской знати как бы «перекрыли» связи Святослава

чирси Оду: маркграф Экберт, двоюродный брат Оды, был женат ми родной сестре Кунигунды (вспомним генеалогию графов Ор- в «Саксонском анналисте»). И в заключение — еще одна деталь, наглядно демонстриру­ющая большие возможности генеалогии для реконструкции политики средневековья. Кто такой граф «Лип- («Штаденские анналы»), он же «Люпальд» «Санкт-Гал- пинских анналов»? Здесь среди специалистов единства пока нет, наиболее вероятной гипотезе — это рано умерший (отсю- два последующих брака Оды) австрийский маркграф Лютпольд рода (династии, владевшей Баварской восточной

маркой, а затем Австрийским герцогством со второй половины X п. до середины XIII в.). В 1070-е годы маркграфом Баварской

.. -точной марки (игравшей на венгерском пограничье ту же роль,

саксонские марки — на польском) был родной брат Лютполь- ци!)рнст, в задачу которого входило поддерживать венгерского роля в борьбе с его двоюродными братьями Гезой

и.Наело (впоследствии королями Гезой I и Ласло I) (см.: гл. 4.3.2), в 1073 г. Готовя выступление, последние искали, по свидетельству венгерского хроникального свода XIV в. (см.: I /I. 4.3.2), помощи на Руси: «Ласло по совету своего брата... от


i ■■пикш на Русь (Ruscia) просить помощи у своих друзей, что- ■, ч «шитьсяпротив происков короля (Шаламона. — Авт.)» — ■ и- нашли ее (Ласло «вернулся из Руси без помощи») (Chron. |Ьи,к. saec. XIV. Сар. 111, 114-115. Р. 377-378, 380-381). | ■ ". en), что мы узнали в этом параграфе, ясно, почему: поддерж-

..... и просили у киевского князя Изяслава (венгерские герцо-

" Пыли внуками польского короля Мешка II, на дочери кото-

I...»мл женат Изяслав), но натолкнулись на противодействие

hi мнихЯрославичей, склонных, в силу своего союза с Генри- "ч IV, поддержать Шаламона, зятя германского короля. Поло- I и ни дел усугублялось тем, что пограничная с Польшей и Вен- 1 >«и н Волынь в то время находилась в руках Всеволода Яросла- Ht'in (Случайно ли, что маркграф Эрнст был женат на дочери марк- 1»цфи Деди от первого брака? И здесь выбор Изяславом невес- tM для сына Ярополка выглядит глубоко продуманным.

Кик и выше, династические связи Ярославичей удобно пред­ im, в виде генеалогической схемы (см. илл. 13).

5.3. бвпраксия ВСЕВОЛОДОВНА: ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ

часто в качестве иллюстрации веса Руси в меж­и л родных делах того времени используется заключенный |1>М«> г. второй брак германского императора Генриха IV (ко­пим. и 1056-1106 гг., император — с 1084 г.) с дочерью киев- ■и|и князя Всеволода Ярославича (1078-1093 гг.) Евпраксией, Германии получившей имя Адельхайды. Этот союз был мимо- ■ 11U.I м, и вся его короткая история, особенно ее финал, «погру- I • в контекст ожесточенной борьбы, охватившей в те годы между папистами, в споре об инвеституре епископов Рим, и сторонниками императора. Это сказа­на характере источников — довольно многочисленных, | ничти всегда полемических и ярко тенденциозных. В насто­им м обзоре мы ограничимся лишь наиболее содержательными

'ИХ.

I раткие сообщения о женитьбе Генриха есть во многих со­нных сочинениях, например, в «Аугсбургскиханналах» mi miles Augustani») под 1089 г.: «Император взял себе в же- Пракседу (Praxedis — так в немецких текстах часто называ­ем факсию. — Авт.), дочь короля Руси (rex Rutenorum)» (Ann.,, а. 1089. P. 133); или под той же датой в «Анналах мона- стыря св. Иакова» в Люттихе (по-французски — Льеже) («Aft nales s. lacobi Leodiensis»):

«Император Генрих женился надо» чери короля Руси (rex Ruthenorum)» (Ann. s. lacob., a. 1089. P 639). Но из полемического трактата 1091-1093 гг. анонимного херсфельдского автора, последовательного защитника права им ператора на инвеституру — «Книги о сохранении церковного еди ства» («Liber de unitate ecclesiae conservanda»), узнаем и нев торые подробности. «Коронация (ordinatio) королевы АдельхаЛ ды» руками императорского антиархиепископа магдебургскоц Хартвига произошла, согласно этому источнику, вскоре после Ро дества 1089 г. в Кёльне; следовательно, бракосочетание состс лось несколько раньше (ср. приводимое ниже известие Фрутольфа-Эккехарда), но обручена она была уже в 1088 и в начале осени в качестве «нареченной» (sponsa) Генриха пребывала в монастыре в Кведлинбурге (к юго-западу от МагД бурга) под опекой аббатиссы Адельхайды, сестры императора (о херсфельдский аноним упоминает походя, в связи с рассказа об осаде Кведлинбурга противниками императора) (Lib. de unit Cap. 26, 35. P. 486, 528).'

Охлаждение между супругами наступило быстро, стреь тельно принимая скандальные формы, и потому уже в 1093 стало отмечаться современниками. Наряду с анналистическими заметками («1094 [год]. Раздор между императором и супругой его Адельхайдой»,— читаем в «Корвайских анналах» — «AnnaleJ Corbeienses», ср. гл. 2.1: Ann. Corb. P. 7), пропапские полемио ты с готовностью начинают яркими красками рисовать ные полотна, изображающие глубокое моральное падение риха IV. К конкретным деталям в этих рассказах необходимо < носиться с осторожностью, но привести хотя бы некоторые как колоритное свидетельство эпохи стоит. В статьях 1093 «Штаденскиханналов» Альберта (ср. гл. 5.2) и «Анналов пастыря св. Дисибода» («Annales s. Disibodi») (на левобере Рейна, неподалеку от Трира) 40-х годов XII в. отразился не до шедший в самостоятельном виде источник, так описывающий торию разрыва между Генрихом и Евпраксией (приводим текс по «Анналам св. Дисибода»):

«Конрад, сын императора Генриха (от первого брака. — Авт.) восстал против своего отца по следующей причине. Король Генрих возненавидв королеву Адельхайду, свою жену, да так, что ненависть была еще сильна чем страсть, с какой он ее прежде любил. Он подверг ее заключени и с его позволения многие совершали над ней насилия. Как говорят, он вп в такое безумие, что даже упомянутого своего сына убеждал войти к:

г

I I'iik- как тот отказался осквернить ложе отца, король, уговаривая его, при­

нялся утверждать, будто он не его сын, а одного чужака, швабского гер­цога, на которого названный Конрад был чрезвычайно похож лицом. Ко­ролева же, после множества неслыханных оскорблений, нанесенных ей без пины, каким-то образом по милости Вожией освободившись бегством из за­ключения, в котором находилась, прибыла к могущественнейшей в то нремя госпоже по имени Матильда (герцогине Тосканской, одной из наи­более решительных сторонниц папы. — Авт.). Приняв королеву, она со­проводила ее к досточтимому мужу Урбану, занимавшему [тогда] апостоль­ский престол (папе Урбану II, 1088—1099гг. — Авт.). Припав к его ногам, чидиваясь слезами, в сердечном сокрушении она жаловалась о всех бедах И несчастиях, которые перенесла. Господин же папа, узнав о бедствиях ко­ролевы, движимый милосердием и состраданием, собрал всеобщий собор, который снова (Генрих уже подвергался однажды отлучению при Григории VII. — Авт.) отлучил короля Генриха от церкви за недопустимые, безбож­ные и вовеки неслыханные дела, совершенные над собственной законной ■ ■упругой. Королева же, как утверждают некоторые, вернулась в свою «-грану и, уйдя в монастырь, стала аббатиссой» (Ann. s. Disib., a. 1093. P. 14).

В связи с последними словами процитированного фрагмента надо за­метить, что хотя имя отца Евпраксии ни в одном из немецких текстов не названо, но (несмотря на некоторые колебания среди исследователей) из со­общения «Повести временных лет» о пострижении в монахини Евпраксии, дочери Всеволода Ярославича, 6 декабря 1106 г. (ПВЛ. С. 119), т.е. через месяца после смерти Генриха IV, можно сделать достаточно уверен­ный вывод, что обе Евпраксии были одним и тем же лицом. В стихотворном «Житии герцогини Матильды», написанном - ни чале XII в. пресвитером Донизоном (Donizonis presbyteri Vita hi liK'ipissae Mathildis), даже утверждается, будто Евпраксия n i l. ли не была похищена людьми Матильды Тосканской. Не же- <П11 говорить о беспутстве Генриха IV, автор ограничивается •■•«дующим:

«О королеве же Пракседе пусть поведают стихи: Она боялась мужа, словно овца волчьей пасти, Дрожала от страха и тайком искала защиты У Матильды, умоляя вырвать ее у врага. Новая Девора, видя, что настало время и случай, Чтобы поразить сего Сисару48, втайне отряд Послала в Верону49 — там пребывала королева.

Они приходят под видом частных лиц, объявляются (королеве. — Авт.)

и радостно возвращаются:

Слуги короля отдают ее без шума и боя» (Doniz. vita Math. Cap. 8, vers. 739-747. P. 80).

детальные сведения о судьбе Евпраксии Всеволодовны II талии обнаруживаем в современной «Хронике» Бернольда niuoldi chronicon) (ум. в 1100 г.), монаха в швабских монастырях св. Власия в Шварцвальде, а затем в Шафхаузене, по® довательного сторонника папы:

«Супруга императора, уже в течение долгого времени жертва мно| ства беззаконий, много лет содержавшаяся под стражей, дабы не скр в конце концов бежала к итальянскому герцогу Вельфу (мужу Мати Тосканской. — Авт.). Она поведала, что претерпела от своих столь мно(| столь великие и столь неслыханные злодейства, что не сомневалась — же у недругов она найдет сострадание. Хоть эта надежда ее не обман ибо герцог и его супруга Матильда приняли ее милостиво и относились к с почтением».

В начале апреля в швабском городе Констанце по инициативе 1 стного епископа собирается церковный собор.

«До Констанцского собора дошла жалоба королевы Пракседы, ко давно скрылась от своего мужа у Вельфа, герцога Италии, и сетовала | столь многочисленные и столь неслыханные и грязные блудодеяния, несенные ею от столь многих, что даже враги ее легко простили бы < бегство, и все собравшиеся на синод были подвигнуты состраданием к

В марте следующего, 1095 г. в городе Пьяченца (в Ломбард на реке По) папа Урбан II собрал уже общий синод епископов Щ каш, Бургундии, Франции и юга Германии (на котором он вг вые обратился к Европе с призывом к Первому крестовому ходу).

«На этом синоде королева Пракседа, уже давно разлучившаяся с Генрих выступила перед господином папой и священным синодом с жало против своего мужа, от которого подверглась неслыханным грязным I додеяниям. Ее жалобу господин папа и священный синод приняли ве милостиво, ибо доподлинно узнали, что эти блудодеяния онанестолькоЯ вершила, сколько претерпела поневоле. Поэтому она была милосердно < вобождена от епитимьи, налагаемой за подобные непотребства, тем i что она нашла в себе смелость по собственной воле и публично исповеда' свои грехи» (Bern, chron., а. 1094. Р. 457—458).

Снисходительность судей понятна: процесс вокруг Евпраксии Во!

володовны, по образному выражению автора «Жития Матильды!

стал тем «колом», которым израильтянка Иаиль насмерть пор|

зила спящего Сисару (Генриха IV).

Драматическая история конфликта Генриха IV и Евпраксии-J Адельхайды так увлекала историков, что совершенно заслони ла в их глазах тот известный факт, что в Германию Всеволодов на попала не как невеста германского императора, а как маркграфа Саксонской северной марки Генриха ШтадекЯ (1082—1087 гг.). «Саксонский анналист» (см.: гл. 4.2) под 1082 i сообщает:

«Удон-старший, саксонский маркграф (тот самый Удон II, который 6ai усыновлен Идой из Эльсдорфа: см.: гл. 5.2. — Авт.), умер в 4-е ноны ма (11 мая. — Авт.)... Наследовал ему его сын маркграф Генрих. У него 61 ла жена Евпраксия (Eupraccia), дочь короля Руси (rex Rusciae), котору!

un пишем языке звали Адельхайдой и на которой потом женился импера- нцр Генрих» (Ann. Saxo, a. 1082. Р.721).

V Альберта в его «Штаденских анналах» (см.: гл. 5.2), где

1 1-М г. включена общая генеалогия рода Штаденов (в этом

V пресекшегося), находим краткую заметку: «Генрих Длин- I, имея жену из Руси (Rucia), скончался без наследников» (Alb.

Ml.ml., a. 1144. Р. 326). В «Хронике» Фрутольфа, монаха из он тыря в Михельсберге (близ Бамберга, в верховьях Майна) >t' /it. XI—XII вв.), отредактированной и продолженной за пер- I четверть XII в. Эккехардом из Ауры (к северо-западу от Бам- н и) (Krutolfichronicon cum Ekkehardi Uraugiensis continuatione), и |iik>m браке Евпраксии сообщается в связи с ее вторым заму- • том: «1089 [год]. Император отпраздновал в Кёльне свадь- I» t и и в жены вдову маркграфа Генриха (в редакции Фрутоль- t "пшбочно «Удона». — Авт.), дочь короля Руси (rex Rusco- Htii)» (I'Vut. P. 104). Наконец, надо отметить и свидетельство «Хро- << и 1'озенфельдского монастыря» (близ Херсфельда) («Chroni- н nionasterii Rosenfeldensis»), памятника относительно позд- I". плохо изученного и до сих пор научно-критически не для нас, однако, важно, что свою информацию о Шта­мп х составитель «Хроники» черпал из хорошо осведомленно- • источника, вероятно, середины XII в. Здесь находим любопыт- I подробности: «Она (Евпраксия. — Авт.) прибыла в эту Риму с большой пышностью, с верблюдами, нагруженными дра- одеждами и каменьями, а также бесчисленными бо- • III спиши» (Chron. Rosenf. P. 125).

i^uik Генриха IV с юной вдовой маркграфа Саксонской север- (I мирки похож на брак по страсти (вспомним приведенное вы­> пюбщение «Анналов св. Дисибода») — и тем не менее исто- постоянно пытаются обнаружить его политический подтекст. п же время вопрос о несомненно политической направленно- ■ и матримониального союза между маркграфом Генрихом и Все- (нипдовной, по сути дела, даже не ставился. Между тем он пред- пипшет интерес для истории внешней политики Руси и, сверх •т. дает повод для типологических обобщений. Точной даты пер- замужества Евпраксии источники не сообщают, но легко до- ц/пъся, что переговоры о ней должны были вестись между 1083 гг., поскольку Генрих стал маркграфом только в мае


2 г., а уже в июне 1087 г. скончался. Если так, то заманчи- Пыло бы связать этот брак с открытым конфликтом в 1085 г. жду киевским князем Всеволодом Ярославичем и его пле- мянником волынским и туровским князем Ярополком Изясли вичем (о котором много говорилось выше; см.: гл. 5.1). Ярополк, в силу традиционных связей его отца с Польшей, был поддпц жан польским князем Владиславом-Германом (1079—1102 (младшим братом Болеслава II), поэтому у Всеволода были основания искать себе союзника против Польши в Германии. В ком случае сотрудничество с маркграфами Саксонской северВ марки, направленное против Польши, превращается в своеобр((ную константу древнерусской внешней политики, по ре трижды возобновляясь на протяжении полувека: в 1030-е I ды (маркграф Бернхард: гл. 4.2), ок. 1070 г. (гл. 5.2) и, най нец, ок. 1085 г. Этот брак был тем более естествен, что лосрв ницей при его заключении могла выступить пребывавшая да в Германии вдова Святослава Ярославича Ода, родная те! Генриха Штадена.

ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ Руси

До сих пор наше изложение было посвящено почти исключ тельно международным связям Руси, обусловленным литическими интересами, тогда как международная торгов оставалась несколько в стороне. Это вполне объяснимо: после няя реже находила отражение в источниках. Среди них много | ста занимают памятники правового характера. К таковым сится уже наиболее ранний из сообщающих о Руси актовых точников — «Раффельштеттенский таможенный устав» началаХ] (см.: Введение, 2.2, а также гл. 1.4). Если продолжить начат там разговор о внутриконтинентальной торговле Руси и с Русь отделив ее как самостоятельный феномен от морской торговли Балтике, то с памятниками, сопоставимыми с «Раффелы ским уставом», мы столкнемся снова только в конце XII в.

6.1. Регенсвярг как центр континентальной торговли с Восточной Европой

К 1191/92 г. относится грамота штирийского герцога Ой токара IV, подтверждающая таможенные порядки на рынке в ■ роде Энс (Еииб) (на Дунае, близ устья одноименной реки, чуч

0 Глффельштеттена), как они были установлены его отцом " римским маркграфом Оттокаром III. Одним из центральных ■■■'пений этой грамоты является обязанность всех торговцев,

икающих Энс после Благовещения (25 марта), оставаться здесь I участия в ярмарке (так называемый Marktzwang), которая





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...