Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Первые упоминания о славянах (ас-сакалиба) в арабо-персид- ской историографии датированы VI—VII вв. Эти сообщения о славянах находятся в трудах авторов К—X вв., источники которых восходят к утраченным персидским летописям, созданным в VI в., в период расцвета державы Сасанидов. Прежде всего следует назвать произведение основоположника жанра всеобщей истории ученого и богослова ат-Табари (839—923 гг.) «История пророков и царей» («Та'рих ар-русул ва-л-мулук»). Труд ат-Табари в полном виде не сохранился; до нас дошла его краткая редакция в 13 томах (см.: Табари[3]). Изложение событий в книге начинается с сотворения мира и доведено до 912 г.
В 60-х годах X в. саманидский вазир МухаммадБал'ами составил на персидском языке сокращенную обработку «Истории» ат-Табари, дополнив ее некоторыми данными по истории Средней Азии, Ирана и Закавказья (см.: Бал'ами*). Изложение у Бал'ами прерывается на 842 г. Версия Бал'ами ценна тем, что он был знаком с полной редакцией труда ат-Табари и потому мог сохранить сведения последнего, не дошедшие до нас в составе краткой редакции. Кроме Бал'ами, полной редакцией «Истории» ат- Табари, по-видимому, пользовались и более поздние писатели, авторы сочинений по истории Прикаспия — Ибн Исфендийар (XIII в.) и Амули (XIV в.).
В доступном нам тексте краткой редакции «Истории» ат-Та- бари отсутствуют сведения о каких-либо событиях, связанных со славянами. Тем не менее сами славяне как один из населявших Европу народов были историку, безусловно, известны. Излагая родословную человечества, он называет славян среди других народов—потомков Ноя (Табари. Бег. 1. Р. 223). Исследование же сообщений о славянах в трудах арабо-персидских историков X—XIV вв., для которых сочинение ат-Табари являлось источником, позволяет предполагать, что в полной редакции «Истории» ат-Табари могло быть и больше данных о славянах. А.П.Новосельцев, например, возводит к ат-Табари известие Бал'ами о славянах в связи с событиями 30-х годов VII в., так же как и рассказ Ибн Исфендийара и Амули о персидском принце Джамас- бе, брате Хосрова I Ануширвана (531—579 гг.), бежавшем через Дербент к хазарам и славянам (Новосельцев. 1965. С. 362).
Другие ранние упоминания этнонима ас-сакалиба применительно к населению Восточной Европы связаны с описанием арабо-хазарских войн на Кавказе в первой половине VIII в. Особенный интерес для нас представляет фрагмент о деятельности на Кавказе арабского полководца Марвана ибн Мухаммада [позднее — халиф Марван II (744—750 гг.)], совершившего поход в глубь Хазарии, в ходе которого он столкнулся со славянами.
Две наиболее полные версии рассказа об этом походе содержатся в сочинениях арабских историков ал-Балазури (ум. в 892 г.) и ал-Куфи (ум. в 926 г.). Ал-Балазури был автором исторического труда «Книга завоеваний стран» («Китаб футух ал- булдан»), повествующего об истории арабских завоеваний VII — первой половины IX в. Сочинение ал-Балазури дошло до нас в сокращенной редакции, выполненной, по-видимому, самим автором (см.: Балазури; Балазури/Жузе). Другим произведением подобного жанра был труд историка ал-Куфи «Книга завоеваний» («Китаб Краткое сообщение о походе Марвана име
ется и в «Истории» ат-Табари, но без упоминания о славянах.
5 Труд ал-Куфи, сохранившийся в единственной рукописи, долгое время был неизвестен даже специалистам-востоковедам. Сообщение ал-Куфи об арабо-ха- зарской войне 30-х годов VIII в. впервые ввел в научный оборот А.З.В.Тоган (A.Z.V.Togan; см.: 1Ьп РаШап). Впоследствии появилось полное издание сочинения (Куфи), по тексту которого отрывки, посвященные Закавказью, переведены на русский язык (см.:
В 733 г. Марван был назначен наместником двух кавказских провинций халифата — Армении и Азербайджана (иранского). В 737 г. арабы овладели тогдашней столицей Хазарии городом Самандаром (называвшимся арабами также ал-Байдой), который находился, по всей вероятности, на севере приморской части Дагестана. Правитель Хазарии обратился в бегство, преследуемый по пятам отрядами Марвана. По словам ал-Балазури, Марван продвинулся далеко в глубь Хазарии; ал-Куфи же сообщает о том, что арабы достигли земель, расположенных «за страной хазар». Оба автора говорят о том, что Марван совершил набег на ас-са- калиба (ал-Куфи добавляет, что нападению подверглись и другие «неверные», т. е. немусульмане, обитавшие по соседству) и взял н плен 20 тысяч семей. Согласно ал-Куфи, арабы двинулись дальше, пока не дошли до Славянской реки (нахр ас-сакалиба). На этой рекой они разбили хазарское войско, вынудив хакана признать свое поражение и согласиться на принятие ислама (Бала- аури. С. 207; Ibn Fadian. S. 296; Куфи/Буниятов. С. 51).
Вопросы о том, что подразумевают арабские авторы под Сла- рекой и теми славянами, с которыми столкнулся Мар- пан, уже давно и оживленно обсуждаются в науке. До появления публикации А.З.В.Тогана исследователи могли опираться только на сообщение ал-Балазури, который говорит о столкновении Марвана со славянами, но не упоминает Славянскую реку. Н.В.Бартольд и Й.Маркварт предполагали, что у ал-Балазури идет речь о славянах, проживавших на территории Хазарии (Marquart. 1903. S. 198-199; Бартольд. 1963. С. 870-871). Тоган решительно отказался считать ас-сакалиба ал-Балазури и ал-Куфи этническими славянами и видел в них тюрок и финно-угров. Соответственно, Славянская река ал-Куфи была отождествлена им с Волгой, по течению которой проживали эти этносы (Ibn Fadlan. S. 305). Впоследствии Славянскую реку с Волгой отождествляли Д.М.Данлоп и С.Г.Кляшторный (Dunlop. 1954. Р. 82-84; Кляшторный. 1964. С. 16—18). На локализацию ими Славянской реки решающее влияние оказало убеждение в том, что топоним ал-Байда арабских источников якобы относился к хазарскому городу в низовьях Волги, на месте которого вырос Итиль. А.П.Новосельцев, вслед за Марквартом и ом, полагает, что под Славянской рекой, до которой дошел Марван, следует понимать Дон (Новосельцев. 1965. С. 369-371; он же. 1990. С. 186-187). К такому выводу его приводит не только анализ сообщения ал- Куфи, но и наличие упоминаний о «реке славян» у ранних араб- ских географов Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха (о них см. гл. сообщения которых позволяют довольно уверенно отождестви ее именно с Доном.
О славянах в связи с событиями на Кавказе в середине IX в. упоминает арабский историк и географ ал-Йа'куби (IX в.). Перу ал-Йа'куби принадлежит сочинение по всемирной истории — «История» («Та'рих»; см.: Йа'куби. Та'рих). В книге ал-Йа'куби, начинающейся с истории библейских патриархов, изложение доведено до 872 г. В одном из разделов сочинения ал-Йа'куби подробно останавливается на описании военных действий арабов I в Закавказье в начале 50-х годов IX в. Незадолго до этого халифские войска с трудом подавили оппозиционное народное движение хуррамитов (от перс, хуррамдин— «имеющий радостную, благую веру»), продолжавшееся в Западном Иране более 20 лет I (816—837 гг.). Разгром хуррамитов повлек за собой усиление репрессий в Закавказье, где выступления против власти халифата охватили Армению, Албанию (Северный Азербайджан) и Гру- \ зию. На усмирение непокорных подданных халиф направил полководца Бугу Старшего. Замирив Армению и Грузию, Буга | вслед за этим обрушился на кавказских горцев, которые, по сообщению ал-Йа'куби, обратились за помощью к трем правителям — византийскому императору, владыке и некоему сахиб ас-сакалиба, т. е. к правителю славян (Йа'куби. Та'рих. Т. II. С. 598-599). По мнению В.М.Бейлиса, не лишено вероятности, что речь идет о князе одного из восточнославянских племен (Бейлис. 1986. С. 141). Маркварт и Новосельцев считают возможным, что горцы просили помощи у киевского князя (Маг- ЯиаЛ. 1903. Б. 200; Новосельцев. 1965. С. 372).
В параллель к сообщению ал-Йа'куби можно поставить данные арабского автора X в. Ибн ан-Надима, упоминающего о том, что «один из царей горы ал-Кабк» (т.е. Кавказа. — ИХ.) направил посла к «царю русов» (Ибн ан-Надим. С. 20; Сказания. С. 240).
глава 4. ранние известия о русах
У целого ряда арабо-персидских историков X-XV вв. этноним ар-рус (русы) фигурирует в рассказах о событиях, разыгрывавшихся на Кавказе в VI—VII вв. Писавший по-арабски иранский филолог и историк ас-Са'алиби (961—1038 гг.) в своем со- чи нении «Лучшее из жизнеописаний персидских царей и известий о них» («Китаб ал-гурар ахбар ал-мулук ал-фарси ва-сий- нрухум»), рассказывая о постройке Хосровом I Ануширваном Дер- нептской стены, среди враждебных персам северных народов упоминает наряду с турками и хазарами русов (Са'алиби. С. 611). Другой автор, прикаспийский историк Захир ад-дин Мар'аши (вторил половина XV в.), написавший «Историю Табаристана, Руй- тк1 и Мазандерана» («Тарих-и Табаристан ва Руйан ва Мазан- даран»), также помещает русов в VI в. где-то к северу от Кавказа (Мар'аши. С. 38).
Данные сообщения, как полагают, могли опираться на реальные факты. VI век был временем широкой экспансии славянских племен. Славяне продвигались не только в юго-западном направлении, на Балканы, но также и на юго-восток, где они имеете с иранскими и тюркскими племенами — аланами, хазарами, булгарами — тревожили границы державы Сасанидов. С указанными событиями и связывают появление сообщений о сла- иннах и русах VI в. в арабо-персидских источниках. А.П.Ново- предполагает, что под русами мог иметься в виду какой- то обитавший на Северном Кавказе народ иранской языковой I руппы, возможно связанный со славянами (Новосельцев. 1965. С 364).
О народе рос (кгоё) или рус (кгт), обитавшем далеко к северу от Кавказа, пишет сирийский автор VI в. Псевдо-Захария (За- хария. С. 215; Пигулевская. 1941. С. 166). Однако явно легендарный характер описания представителей этого народа («мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей»), а также упоминание их в одном ряду с амазонками, людьми-псами и другими народами-монстрами, обитающими на краю ойкумены, современных исследователей относить сообщение За- харии Ритора к области мифологии (Петрухин. 1995. С. 42~48).
Еще одно раннее упоминание о русах у арабо-персидских авторов связано с событиями 643 г. на Кавказе. В это время арабы, сокрушившие Сасанидскую империю и захватившие Закавказье, подступили к Дербенту. С правителем Дербента по имени Шахрбараз арабы заключили соглашение, по которому он освобождался от уплаты дани, взамен чего брал на себя обязательство охранять Дербентский проход от северных народов. В сохранившейся краткой редакции труда ат-Табари северные соседи Дербента не названы, речь идет просто о варварских народах. А вот в обработке Бал'ами среди врагов Шахрбараза дважды упоминаются русы (Бал'ами. С. 336).
Данные Бал'ами, еще в прошлом веке привлекшие внимание историков, до сих пор не имеют однозначного толкования. Одни исследователи считают его сообщение позднейшей вставкой, которую можно не принимать во внимание, другие рассматривают его как вполне достоверное. Новосельцев полагает, что рассказ о событиях 643 г. Бал'ами почерпнул из несохранившей- ся полной редакции сочинения ат-Табари; содержание же этнонима ар-рус у Бал'ами генетически связано с информацией о ру- сах, имевшейся также у ас-Са'алиби и Захир ад-дина (Новосельцев. 1965. С. 362—365). Однако в связи с невозможностью проверить наличие у ат-Табари данных о русах сообщению Бал'ами можно дать и иное толкование. Для этого следует обратить внимание на то, в какое время Бал'ами составлял свою обработку. Он завершил работу над ней в 963 г., когда в Прикаспии еще была свежа память о разрушительных походах русов на Каспийском море в первой половине X в. В эпоху Бал'ами русы были самым могущественным народом Восточной Европы, поэтому упоминание их в числе опасных врагов арабов в VII в. могло только подчеркивать значение арабских завоеваний на Кавказе.
ГЛАВА 5. ПУТИ КУПЦОВ-РУСОВ И СЛАВЯН в Багдад и рей
Первое дошедшее до нас достоверное упоминание о русах в ара- бо-персидской литературе связано с описанием маршрута русов из Восточной Европы в Багдад и Константинополь. Это сообщение принадлежит автору IX в. Ибн Хордадбеху, одному из основоположников жанра «книг путей и стран».
Ибн Хордадбех, происходивший из знатной иранской семьи, родился ок. 820 г. Отец географа в начале IX в. являлся правителем Табаристана, области на южном берегу Каспийского моря. Ибн Хордадбех, получивший хорошее образование, был крупным чиновником: он занимал пост начальника почты в области Джибал, на северо-западе современного Ирана. Под конец жизни географ переехал в Багдад, где и умер приблизительно в 912 г. Ибн Хордадбех написал множество сочинений по географии, истории, филологии, кулинарии и музыке, ныне утра- ченных. Сохранилась только «Книга путей и стран» («Китаб ал- масалик ва-л-мамалик»), очень популярная в IX—XVI вв. среди ученых халифата, которые обильно ее цитировали. В частности, ок. 922 г. саманидскийвазир, ученый и меценат ал-Джай- хани (конец IX — первая четверть X в.) написал не дошедший до нас труд под традиционным названием «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик»), куда он включил значительную часть материалов Ибн Хордадбеха.
До наших дней дошли два списка и один фрагмент «Книги путей и стран» Ибн Хордадбеха, представляющие краткую и более редакции сочинения. Однако у более поздних авторов есть ссылки на данные Ибн Хордадбеха, отсутствующие во всех сохранившихся рукописях его сочинения. Поэтому считается, что обе имеющиеся в нашем распоряжении редакции являются сокращенным вариантом «Книги путей и стран». Тексты обоих списков опубликованы (см.: БОЛ. Т. VI; Ибн Хордад- бех).
Важный вопрос о времени составления «Книги путей и стран», дебатируемый в науке еще с прошлого века, остается и по сей день дискуссионным. Судя по составу доступных нам списков, Ибн Хордадбех работал над своим сочинением на протяжении многих лет — с 40-х по конец 80-х годов IX в. и оставил две его версии, одна из которых — представленная списком краткой редакции — была создана в 40-х годах, а вторая — пространный вариант — в 80-х (Ибн Хордадбех. С. 16-30). Интересующее нас сообщение Ибн Хордадбеха о путях купцов-русов присутствует в обоих списках и, таким образом, может быть датировано самое позднее 40-ми годами IX в. В настоящее время некоторые ученые высказываются в пользу того, что это известие Ибн Хордадбеха относится к более раннему времени — 30-м годам IX в. (Рг^ак. 1970. Р. 242-243) или даже к началу IX в. (Кооиаи. 1987-1991. Р. 214).
Сочинение Ибн Хордадбеха почти целиком посвящено характеристике известных автору путей, соединявших различные города и страны. Основную часть описания занимает перечисление дорожников, относящихся к территории халифата и сопредельных земель. Пространственным центром повествования является Багдад, откуда вели пути в Среднюю Азию, Индию и Китай, Северную Африку и Испанию, Византию и Закавказье, Аравию. Вслед за характеристикой маршрутов по Аравии говорится о торговом пути еврейских купцов, путешествовавших с то- варами из мусульманской Испании до восточных областей халифата и далее до Индии и Китая. Затем помещен отрывок о путях купцов-русов, после чего вновь следует описание сухопутных маршрутов еврейских торговцев. Завершают книгу Ибн Хордад- беха рассказы о диковинках разных стран и отчет о путешествии Саллама ат-Тарджумана к стене Йаджуджа и Маджуджа.
Купцов-русов Ибн Хордадбех называет «видом» (джине) славян. По его словам, купцы-русы доставляли меха «из самых отдаленных» районов страны славян к морю, именуемому им Ру- мийским по арабскому названию Византии — Рум. Хотя в сочинении Ибн Хордадбеха Румийским морем именуется только Средиземное, а Черное море называется Хазарским, все-таки большинство исследователей полагают, что маршрут купцов-русов пролегал именно по Черному морю. Купцы-русы двигались со] своими товарами либо в Константинополь, либо в Багдад. В последнем случае их путь лежал через Хазарию, куда они попадали по «реке славян», название которой в рукописях сильно искажено и восстанавливается большинством исследователей как «Тан(а)ис» (Дон). Поднимаясь по Дону, а затем спускаясь вниз по Волге, купцы-русы попадали в Каспийское море, где высаживались с товарами «на любом берегу». Иногда купцы везли свои товары от Джурджана, города на южном побережье Каспия, до самого Багдада, пользуясь в пути услугами славянских евнухов, служивших им переводчиками. Согласно Ибн Хордадбеху, купцы-русы утверждали, что они христиане и на территории халифата платили — подушную подать с иноверцев в мусульманских государствах.
«Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей (джине) славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки чёрных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель (сахиб) ар-Рума взимает с них десятину (ушр). Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель (сахиб) также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу. Окружность этого моря 500 фарсахов (ок. 3000 км. — Авт.). Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи (хадам). Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать (джизью)* (BGA. Т. VI, Р. 154; Ибн Хордадбех. С. 124).
Ученые давно уже обратили внимание, что в дошедших до нас списках сочинения Ибн Хордадбеха рассказ о купцах-русах производит впечатление вставки: перед ним и после него говорится о путях еврейских купцов из Европы в мусульманские стра- иы и Китай (BGA. Т. VI. Р. 153-155; Ибн Хордадбех. С. 123-124). На этом основании некоторые исследователи ставят под сомнение достоверность сообщения Ибн Хордадбеха о русах и рассматривают его как позднюю вставку, принадлежавшую переписчикам (Ибн Хордадбех. С. 39-42; Новосельцев. 1965. С. 382-383). Однако можно достаточно уверенно предполагать, что сообщение о купцах-русах присутствовало в полном тексте Ибн Хордадбе- ха. К такому заключению приводит наличие параллельного варианта данного известия у другого географа, писавшего в начале X в., — Ибн ал-Факиха, сочинение которого дошло до нас также только в позднейшем сокращении.
Никаких биографических данных об Ибн ал-Факихе не сохранилось. Мы знаем лишь, что он был уроженцем города Хамадан в Иране и происходил из семьи законоведа. Время жизни и деятельности Ибн ал-Факиха устанавливается приблизительно, на основе тех данных, которые имеются в его сочинении, озаглавленном «Книга стран» («Китаб ал-булдан») и составленном ок. 903 г. Произведение Ибн ал-Факиха опирается на широкий круг письменных и устных источников. Труд Ибн ал-Факиха сохранился только в сокращенном изложении некоего 'Алийи ибн Джа'фа- ра аш-Шайзари (ок. 1022 г.), версия которого была издана в серии BGA (Т. V). В 1923 г. в иранском городе Мешхеде была обнаружена рукопись XIII в., содержащая иную редакцию второй части труда Ибн ал-Факиха, повествующую об Ираке, Иране, арабских государствах Средней Азии и владениях тюрок. Фрагмент о славянских купцах в рукописи дан в сокращен
ном виде.
Сопоставление книг Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха показало, что последний использовал многие данные Ибн Хордадбе- ха, в том числе о торговых путях, проходивших по странам халифата. Сообщение Ибн Хордадбеха о путях еврейских торговцев и купцов-русов Ибн ал-Факих также включил в свое сочинение, но в несколько измененном виде. Во-первых, Ибн ал-Факих говорит о славянских купцах, не выделяя из их массы купцов-ру- сов, как это сделал Ибн Хордадбех. Во-вторых, Ибн ал-Факих в качестве остановки на пути купцов-славян называет еврейский город «Самкуш» (или под которым, как полагают, имеется в виду принадлежавшая хазарам Керчь. В-третьих, описывая маршруты движения славянских купцов в целом так же, как и Ибн Хордадбех, конечным пунктом их путешествия Ибн ал-Фа- ких называет не Багдад, а город Рей в Иране.
«Славяне едут к морю Рум, и берет с них властитель Рума десятину; затем следуют они по морю до Самкуша еврейского; далее они направляются в страну Славян или переходят из моря Славянского в ту реку, которую называют Славянская река, с тем, чтобы пройти в залив Хазарский, и там с них берет десятину властитель хазар; затем следуют они к морю Хорасанскому, попадают в Джурджан и продают всё, что с собой привозят, и всё это попадает в Рей» (BGA. Т. V. Р. 270-271; Новосельцев. 1965. С. 385).
Помимо указанного общего сюжета, сочинения Ибн Хордад- беха и Ибн ал-Факиха содержат и некоторые другие сведения, относящиеся к Восточной Европе. В частности, в книге Ибн Хордадбеха имеется специальный раздел, озаглавленный «Титулы владык земли». В этом разделе среди прочих приводится и титул, который носит «владыка славян (ас-сакалиба)» (BGA. Т. VI. Р. 17; Ибн Хордадбех. С. 61). В связи с тем, что в написании самого титула отсутствуют диакритические точки, была предложена конъектура, позволяющая читать слово как кназ, т. е. «князь». Кроме того, Ибн Хордадбех и Ибн ал-Факих сообщают интересные данные о хазарских городах — ал-Байде, Баланджаре, Са- мандаре, Хамлидже (BGA. Т. V. Р. 290, 298; Т. VI. Р. 123-124; Ибн Хордадбех. С. 109).
ГЛАВА 6. «ОСТРОВ РУС0В»
С начала X в. в арабо-персидской литературе отдельные сообщения о русах сменяются пространным рассказом о русах, живущих на острове, а также о взаимоотношениях русов со славянами и другими народами Восточной Европы. Рассказ об «острове русов» был очень популярен, его можно встретить у многих арабо-персидских авторов X—XVII вв. Анализ вариантов этого рассказа привел исследователей к выводу о том, что все они восходят к одному общему источнику, который был условно назван «Анонимной запиской». Считается, что «Анонимная записка» могла входить в состав не дошедших до нас полной редакции сочинения Ибн Хордадбеха или труда ал-Джайхани.
Первым рассказ об острове русов сообщает Ибн Русте. Он жил и работал в иранском городе Исфахане в конце IX — начале X в. Единственный дошедший до нас — и то не полностью — труд Ибн Русте, озаглавленный «Дорогие ценности» («Ал-а'лак ан-нафи- са»), был составлен им в 903—913 гг. в виде энциклопедии. Сохранившаяся часть сочинения представляет собой его седьмой том,
посвященный астрономии и географии (BGA. Т. VII). Изложение книге Ибн Русте начинается с описания священных —
Мекки и Медины, за которым следует характеристика морей, рек и климатов Земли. После этого автор переходит к описанию отдельных стран. В одном из разделов содержится описание восточноевропейских народов — хазар, буртасов, булгар, мадьяр, сла- ||ян, русов, алан, государства Сарир на территории Дагестана (BGA. Т. VII. Р. 139-147).
О русах Ибн Русте сообщает, что они живут на острове, окруженном озером. Правитель русов носит титул хакан и выполняет функции судьи. Русы плохие наездники и передвигаются на кораблях, совершая набеги на другие народы. Они, в частности, нападают на славян, берут их в плен и везут на продажу в Ха- ларию и Волжскую Булгарию. Русы не занимаются земледелием, но живут добычей, привозимой из земли славян, а также торговлей мехами. В земле русов нет деревень, но зато много городов, где чужеземцев встречают гостеприимно.
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы. — Авт.) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян... И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса... С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют [ими]. У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо... И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которыми [они] и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием, и чей из мечей острее, тот и побеждает... Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их начальники...» (BGA. Т. VII. Р. 145-147; Новосельцев. 1965. С. 397-399).
По словам Ибн Русте, русы, хотя и разделены на несколько племен, но по отношению к внешним врагам выступают единодушно. Между собой же они мало доверяют друг другу и не расстаются с оружием. Кроме этого, географ сообщает некоторые этнографические подробности о русах (одежда, погребальные обычаи).
Сходный рассказ об острове русов имеется в сочинении персидского историка XI в. «Краса повествований» («Зайн ал-ахбар»), составленном при дворе Газневидов (на территории современного Афганистана) в начале 50-х годов XI в. (см.: Гар- дизи). Рассказ Гардизи о русах находится в заключительной части его труда, представляющей собой географический и этногра- i фический обзор, посвященный тюркским народам, к которым Гар- дизи относил в том числе славян и
Сообщение Гардизи о русах в основном совпадает с текстом Ибн Русте:
«Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности. И есть у них царь, называемый ха- кан-е рус. Число жителей на этом острове 100 000. И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов,] Отвозят в Хазаран и Балкар и там продают. И у них нет посевов и пашен,] И они пользуются обычно славянскими посевами... Торгуют они и белкой и другими мехами. Носят чистые одежды и с рабами обращаются хорошо. И нет у них обыкновения, чтобы кто-либо оскорблял чужезем- j ца. И если кто оскорбит, то половину имущества его отдают му. И одежда людей русов и славян из льна... На острове много городов... И царь их взимает с торговли десятину» (Гардизи/Бартольд. С. 39; Новосельцев. 1965. С. 399-400).
В отличие от Ибн Русте, Гардизи утверждает, что остров ру- сов окружен не озером, а морем. Гардизи также приводит чис-1 ленность населения острова — 100 тысяч человек — и сообщает, что правитель острова получает десятину с торговых операций. Имеющиеся разночтения говорят о том, что Гардизи пользовался не трудом самого Ибн Русте, а имел какие-то общие с ним источники. По словам Гардизи, этими источниками были труды Ибн Хордадбеха и ал-Джайхани.
Сообщения о славянах и русах, аналогичные данным Ибн Русте и Гардизи, сохранились в сокращенных вариантах у целого! ряда других арабо-персидских ученых X—XVI вв. Среди них! следует упомянуть Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси (X в.),[ автора шеститомной энциклопедии «Книга творения и исто- рии»(«Китаб ал-бад' ва-т-та'рих»; BGA. Т. VII; Мукаддаси; Му- каддаси/Сериков). Краткое изложение рассказа о славянах и ру- сах помещено в географическом разделе четвертого тома лопедии. Ал-Мукаддаси, так же как и Ибн Русте, пишет о том,
6 Эта часть сочинения Гардизи была опубликована в 1897 г. В.В.Вартольдом (Гардизи/Бартольд) вместе с неполным переводом на русский язык (отсутствует перевод как раз интересующих нас фрагментов о славянах и русах). В настоящее время данные Гардизи о славянах и русах доступны в переводе на русский (Новосельцев. 1965. С. 399—400) и английский (Gardizi) языки.
что остров русов располагался на озере, но добавляет при этом, что остров представлял собой крепость. Кроме того, ал-Мукад- часи называет число жителей острова — 100 тысяч человек. Согласно ал-Мукаддаси, ближайшими соседями русов были славяне (Мукаддаси. Т. IV. С. 66; Новосельцев. 1965. С. 398-399).
В конце XI—начале XII в. материалы Ибн Русте — Гардизи использовал ал-Марвази, придворный врач Сельджукидов, автор сочинения «Природа животных»(«Таба'и' ал-хайаван»), посвя- не только зоологии, но также географии и этнографии (см.: Марвази). Судя по тексту сообщения, ал-Марвази пользо- несколькими источниками. Так, он сначала говорит, что живут на острове в море, а через несколько строк пишет том, что остров был окружен озером. В отличие от других вариантов рассказа об острове русов, у ал-Марвази имеется упоминание и о грабительских экспедициях русов на Каспий (Марва- ш. С. 23; Заходер. 1967. С. 146-147; Новосельцев. 1965. С. 400).
Из более поздних писателей заслуживает внимания египетский историк и географ Ибн Ийас (1448-1524 гг.). В начале XVI в. завершил большой географический труд «Аромат цветов из диковинок округов» («Нашк ал-азхар фи гара'иб ал-актар»), для создания которого привлек ряд сочинений, впоследствии утраченных. Рассказ о русах у Ибн Ийаса приведен в двух варил птах. Один из них повторяет данные Ибн Русте — Гардизи и других авторов об острове русов (ЕЛ. Т. I. Р. 113; Новосельцев. 1965. С. 401). Другой же имеет существенные отличия. В частности, Ибн Ийас говорит о том, что земля русов окружена горами; что у русов нет ни царя, ни законов; что они убивают всех чужестранцев, приходящих к ним:
«Страна русов. Это большая и обширная земля, и в ней много городов. Между одним городом и другим большое расстояние. В ней большой народ из язычников. И нет у них закона и нет у них царя, которому бы они повиновались. В земле их золотой рудник. В их страну не входит никто из чужестранцев, так как его убивают. Земля их окружена горами, и выходят из этих гор источники проточной воды, впадающие в большое озеро. В середине высокая гора, с юга ее выходит белая река, пробивающая себе путь через луга к конечному морю Мрака, затем текущая на север Русийи, затем поворачивающая в сторону запада и больше никуда не поворачивающая» (Новосельцев. 1965. С. 402).
Наконец, реминисценции рассказа об «острове русов», обогащенные новыми деталями, встречаются у арабских географов XIII—XIV вв. Ибн Са'ида (о нем см. гл. 13.2) и адДимашки.Оба автора связывают рассказы ранних арабо-персидских ученых об «острове русов» с сообщением ал-Идриси о городе Русийа, лока- лизуемом в Керчи. И Ибн Са'ид, и ад-Димашки говорят не об од ном, а о нескольких островах, населенных русами, помещают острова в Азовском море и считают город Русийа главным гор дом русов (Ибн Са'ид. С. 136; Димашки. С. 145).
Относительно источников сообщения об «острове русов» высказывались разные мнения. Й.Маркварт полагал, что рассказ об «острове русов» восходит к Муслиму ал-Джарми (Marquart. 1903. S. 467). К такому же мнению склонялся и В.В.Бартольд (Бартольд. 1963. С. 819). Однако попытка возвести сообщение об «острове русов» к утраченному труду ал-Джарми вызвала возражения со стороны ряда исследователей, которые связывают это известие с информацией о восточных славянах, проникавшей в арабский мир через Кавказ, Хазарию и Булгарию (Новосельцев. 1 1965. С. 392—393). Вряд ли этот вопрос может быть решен однозначно. Скорее, следует говорить о сложном составе сообще- j ний об «острове русов», обусловленном использованием данных из разных источников. Несомненно одно — тот первоисточник, I к которому восходят варианты рассказа об «острове русов», ело- I жился в IX в. (возможно, уже в первой его половине) и отражал ] наиболее общие сведения о далеких северных землях и их оби- ] тателях.
Споры о местонахождении «острова русов» начались еще 1 в прошлом веке и породили огромную историографию, на которую к тому же определенное влияние оказала полемика между I норманистами и их оппонентами. Специалисты-востоковеды! (Х.Д.Френ, Ф.Шармуа, В.Р.Розен, Ф.Вестберг, В.В.Бартольд, I А.П.Новосельцев и другие) помещали его на севере Европы — I в Скандинавии, в районе Новгорода, на Верхней Волге. К тако- I му выводу их подталкивал не только анализ самих сообщений об русов», но и вся совокупность ранних данных о
сах в мусульманской литературе, указывающая на их северное I происхождение. Иной точки зрения придерживались исследова- I тели-невостоковеды (А.Д.Чертков, Е.Е.Голубинский, Г.В.Вер- I надский, Б.А.Рыбаков и др.), предлагавшие искать «остров ру- I сов» не на севере, а на юге Восточной Европы — в Киеве, в Тму- I таракани, в Крыму, в дельте Дуная. Сторонники южной л ока- I лизации, как правило, рассматривали данные об «острове русов» I вне широкого контекста упоминаний о русах в арабо-персидских I источниках IX—X вв., но при этом апеллировали к известиям ав- I торов XIII—XIV вв. (Ибн Са'ид, ад-Димашки), говорящих о ру- | сах в Приазовье (историографию см.: Golden. 1982. Р. 91-94).
Попытки отождествить «остров русов» с каким-либо конкретным географическим объектом на территории Восточной пока не привели к успеху. Да и сама многочисленность иерсий его локализации свидетельствует об уязвимости подобной методики, когда тому или иному хорониму или топониму ранних арабо-персидских источников ищут однозначное соответствие на карте Восточной Европы. Скорее, рассказ об «острове ру- сов» является результатом литературной обработки всех известных данных о русах, аккумулированных мусульманскими авторами из разных источников на протяжении IX в. На наличие в это время целого ряда источников информации о русах указывает то, что рассказ дошел до нас в виде нескольких версий, отличающихся у разных авторов отдельными деталями. Поэтому данный рассказ следует рассматривать не как сообщение о некоем конкретном острове (или полуострове — арабское слово джазира допускает и такой перевод), принадлежавшем русам, а как свод разнообразных известий о русах, не совпадающий с каким-то одним географическим объектом, хотя и включающий в себя сведения географического характера.
ГЛАВА 7. ПЕРВЫЙ АРАБСКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 588 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!