Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 9. Заморские походы русов



Бассейн Каспийского моря входил в сферу экономических ин­тересов русов, по крайней мере, с IX в. Тогда по Каспию прохо­дил важнейший путь, связывавший Восточную Европу со нами Востока. Согласно сообщению Ибн Хордадбеха, этот тор­говый путь шел по Дону и Нижней Волге, Каспийскому морю до лежащего на его южном побережье города Джурджана (Гор- гана) и далее в Багдад. Данный маршрут описан Ибн Хордадбе- хом как путь купцов-русов, из чего можно заключить, что они играли видную роль в торговле на Каспии. О том, что в IX в. рус­ские купцы поддерживали торговые отношения со многими каспийскими областями, говорит и указание Ибн Хордадбеха на то, что отправлявшиеся в путь по Каспию русы имели обыкно­вение высаживаться «на любом берегу» моря. Поэтому нет ни­чего удивительного в том, что именно в трудах прикаспийских историков или лиц, бывавших в Прикаспии, сохранились уни­кальные, хотя и не простые для толкования, сведения о русах.

Среди арабских авторов X в. наиболее значительной фигурой был ученый-энциклопедист и путешественник ал-Мас'уди (ум. в 956 г.). Он родился в Багдаде в начале X в. и вел свое проис­хождение от одного из сподвижников Мухаммада по имени Мас'уд. Ал-Мас'уди получил прекрасное образование, но едва ли не боль­шее значение для его научной деятельности имели многочислен­ные путешествия. Он объехал все страны халифата от Испании до Индии, а по некоторым сведениям, бывал в Китае и Малайском архипелаге. Для нас особенно ценно то, что ал-Мас'уди посетил южное побережье Каспийского моря. Там он мог собирать сведе­ния о русах не из вторых рук, а от лиц, непосредственно знако­мых с русскими купцами и воинами, плававшими по Каспию.

Ал-Мас'уди, отличавшийся широтой научных интересов, был очень плодовитым автором, но большинство его произведений из­вестно нам лишь по названиям. В частности, не сохранились два самых крупных труда ал-Мас'уди — «Хроника» («Ахбар аз-заман») в тридцати томах и «Средняя книга» («ал-Китаб ал-аусат»). При­близительное представление об их содержании можно из сделанного самим ал-Мас'уди сокращения под заглавием «Про- мывальни золота и рудники самоцветов» («Мурудж аз-захаб ва ма'адин ал-джавахир»; в литературе, особенно старой, иногда встре­чается неверный перевод названия — «Золотые луга»). Оно бы­ло написано ок. 947—948 гг. и переработано в 956—957 гг. Это со­чинение является настоящей энциклопедией, содержащей сведе­ния, главным образом, исторического плана, но включающей в се- <)я также обширные главы географического характера (Мае'уди; Мас'уди/Пелла; Минорский. 1963. С. 189-216).

Еще одним дошедшим до нас полностью сочинением ал- Мас'уди является «Книга предупреждения и пересмотра» («Ки- таб ат-танбих ва-л-ишраф»), законченная им незадолго до смер­ти (BGA. Т. VIII). В этом произведении ал-Мас'уди обобщает ре­зультаты своей предшествующей деятельности, пересматривает от­дельные вопросы, делает дополнения к тому, что написал ранее.

Ал-Мас'уди сообщает о том, что в Итиле на службе у хазар­ского царя находились русы и славяне, которые составляли часть хазарского войска (Мас'уди. Т. П. С. 12). О характере обя­занностей, возлагавшихся хазарскими властями на воинов из ру- сов и славян, было высказано предположение в связи с сообще­нием другого арабского автора — историка первой половины XI в. Хилаля ас-Саби. Согласно Хилалю ас-Саби, в первой половине X в. в Дербенте обрушился мол, построенный как продолжение знаменитых стен города с целью защиты его от нападений ха­зар (Хилал ас-Саби. С. 217). Хазары же, не располагавшие соб­ственным морским флотом (о чем имеется свидетельство ал- Мас'уди), сами никогда не совершали морских набегов. Поэто­му В.В.Бартольд предположил, что с моря на Дербент напада­ли не хазары, а либо находившиеся у них на службе русы, ли­бо одни русы, но действовавшие с согласия хазар (Бартольд. 1963. С. 685). Дербент, превратившийся после арабского завоевания в фор­пост арабского влияния на Северном Кавказе, в первой полови­не X в. являлся торговым соперником Итиля на Каспийском мо­ре, в связи с чем нападения на Дербент — кем бы они ни совер­шались — объективно отвечали интересам хазар.

Согласно ал-Мас'уди, после 300 г.х. (912/13 г.) около 500 рус­ских кораблей, каждый из которых вмещал по сотне человек, по­лучили разрешение от хазарского правителя на проход из Чер­ного в Каспийское море. Условием прохода было обещание передать правителю половину добычи, захваченной ими на Каспии. Выйдя в Каспийское море, русы стали совершать жестокие набеги на страны, лежащие вдоль его южного и запад­ного побережий.

«... суда русов рассеялись по морю, и их отряды отправились в Табаристан, Абескун на берегу, в область нефтяных точников и в Азербайджан, потому что главный город Азербайджана от­стоит от моря всего на три дня пути. Они проливали кровь, захватывали 1 женщин и детей, грабили имущество, снаряжали отряды для набегов, уничтожали и жгли [дома]... При возвращении из набегов они удалялись на острова, расположенные у нефтяных источников и в нескольких милях оттуда» (Мас'уди. Т. II. С. 20-21; Бартольд. 1963. С. 829).


По словам ал-Мас'уди, действия русов вызвали смятение у прикаспийских народов, дотоле видевших на Каспии одни тор­говые и рыболовецкие суда. В бассейне Каспия русы оставались «много месяцев», укрываясь на морских островах поблизости от Баку. Хотя на обратном пути русы, как и было обусловлено, по­слали хазарскому царю половину добычи, они подверглись напа­дению со стороны проживавших в мусульман, которых возмутили грабительские действия русов в исламских областях Прикаспия. К хазарским мусульманам присоединились и прожи­вавшие в Итиле христиане, скорее всего, купцы. Правитель Ха-, зарии предупредил русов о готовившемся против них ударе, пре­дотвратить который он якобы не мог. Русы, уцелевшие после вы с хазарскими мусульманами в низовьях Волги, бежали вверх ] по реке, но были перебиты буртасами и волжскими булгарами I (Мас'уди. Т. И. С. 19-24; Бартольд. 1963. С. 829-830).

Другое сообщение о ранних походах русов на Каспий сохра­нилось в труде персоязычного прикаспийского историка Ибн Ис- фендийара «История Табаристана» («Тарих-и Табаристан»), на- ] писанной в 1216—1217 гг. (см.: Ибн Исфендийар). К данным Ибн ] Исфендийара восходят и известия двух более поздних местных ] историй, также написанных на персидском языке. Это уже упо­минавшиеся сочинения Амули и Захир ад-дина Мар'аши.

Первая военная экспедиция русов на Каспий состоялась, по свидетельству Ибн Исфендийара, в годы правления 'Алида ал- Хасана ибн Зайда (864—884 гг.) и была направлена против при- 1 надлежавшего ему города Абаскуна на южном побережье Каспийского моря (Ибн Исфендийар. С. 266; Алиев. 1969. С. 317). 1 Достоверность сообщения Ибн Исфендийара об этом набеге знается далеко не всеми исследователями и нередко ставится под I сомнение на том основании, что такой осведомленный автор, как ал-Мас'уди, говорит о походе 912/913 г. как о первом появлении военных судов русов на Каспии (Новосельцев. 1983. С. 21). Од-

никакого противоречия между сообщениями Ибн Исфендий- ара и ал-Мас'уди могло и не быть. Ал-Мас'уди собирал сведения о походе русов спустя 20—30 лет после самого события, поэтому нельзя исключать, что его информаторы просто не знали об имевшем локальный характер набеге русов на Абаскун, произо­шедшем полвека назад или даже раньше.

Ибн Исфендийар сообщает еще о двух походах русов на юж­ное побережье Каспия, состоявшихся в начале X в. (большин­ство историков датируют их 909—912 гг.).

«В этом году в море появилось шестнадцать кораблей, принадлежащих русам, и пошли они в Абаскун, как и во время Хасана [ибн] Зайда Алида, когда русы прибыли в Абаскун и вели войну, а Хасан Зайд отправил вой­ско и всех перебил. В это время, когда появилось шестнадцать кораблей русов, они разрушили и разграбили Абаскун и побережье моря в той сто­роне, многих мусульман убили и ограбили... В следующем году русы прибыли в большом числе, подожгли Сари и округи Пянджах хазара, уве­ли в плен людей и поспешно удалились в море. Дойдя до Чашм-руда в Дейлемане, часть их вышла на берег, а часть осталась в море. Гилы но­чью пришли на берег моря и сожгли корабли и убили тех, которые нахо­дились на берегу; другие, находившиеся в море, убежали. Поскольку царь Ширваншах получил об этом известие, он приказал устроить в море заса­ду и в конечном счете ни одного из них не оставил в живых, и так частое появление русов в этой стороне было приостановлено» (Ибн Исфендийар. С. 266; Алиев. 1969. С. 317-318).

О тех же событиях пишут Амули и Захир ад-дин (Амули. С. 76; Мар'аши. С. 302), но приводимые ими данные позволяют дати­ровать поход временем вплоть до 914 г. Хронологические разно­гласия между известиями источников привели исследователей 1С различным заключениям. Одни считают, что в начале X в. со­стоялся только один поход русов на Каспий (Минорский. 1963. С. 198; Новосельцев. 1990. С. 212-213), другие же полагают, что»>ыло несколько походов (Дорн. 1875. С. 5; Бартольд. 1963. С. 829-832; Алиев. 1969. С. 321).

Подробный рассказ еще об одном походе русов в Прикаспий, состоявшемся в первой половине 40-х годов X в., сохранился у ис­торика Ибн Мискавейха(ум. в 1030 г.). Писавший по-арабски Ибн Мискавейх был персом и долгое время занимал влиятельное по­ложение при дворе правителей из иранской династии Бундов, слу­жа им в качестве секретаря, библиотекаря, казначея. По обычаю многих образованных людей того времени Ибн Мискавейх про­явил себя в самых разных областях науки — медицине и алхи­мии, философии и истории. Перу Ибн Мискавейха принадлежит большой труд по всеобщей истории «Книга испытаний народов и осуществления заданий» («Китаб таджариб ал-умам ва та'акиб ал-химам»; см.: Ибн Мискавейх; Ибн Мискавейх/Марголиус; Флоровский. 1927). Повествование в книге начинается с перво­го года хиджры и доведено до начала 80-х годов X в. События до начала X в. излагаются в основном по ат-Табари, а дальнейшее изложение построено на использовании современных Ибн Мис* кавейху источников. В частности, в рассказе о походе русов Ибй Мискавейх ссылается на свидетельства очевидцев событий.

Ибн Мискавейх сообщает, что в 332 г.х. (943/44 г.) отряд pysj сов захватил богатый азербайджанский город Берда'а, расположен ный близ реки Куры в армяно-грузинском приграничье. Русы бы­стро разбили стоявший в городе небольшой гарнизон правите области Марзбана, который сам в это время воевал в Сирии. За­няв город, русы заявили местным жителям, что готовы гаранти­ровать их безопасность и свободу вероисповедания, если те подчиняться новым хозяевам Берда'а. Однако вылазки против за­хватчиков продолжались, поэтому русы истребили часть городскс го населения. Тем временем Марзбан подтянул к городу большое войско, но так и не смог выбить русов оттуда, хотя и изрядно трепал их отряд. Вторжение мосульского князя в южную часть Азер­байджана вынудило Марзбана перебросить на юг свои основные силы, оставив в Берда'а лишь небольшую часть войска. В конц< концов русы, ослабленные распространившимся среди них желу­дочным заболеванием, а также постоянными стычками с манами, решили оставить город. Ночью они вышли из крепости нагруженные добычей, добрались до своего лагеря на берегу Ky-i ры, где сели на ожидавшие их суда и отплыли на родину (Ибн Ми- скавейх. С. 62-66; Флоровский. 1927. С. 179-182).

О событиях в Берда'а рассказывают также армянский исто рик X в. Мовсес (Моисей) Каганкатваци(Каганкатваци С. 275-276), арабский историк XIII в. Ибн ал-Асир (Ибн ал-Асир Т. VIII. С. 309-310), сирийский историк XIII в. Бар Гебрей1(>(Бар Гебрей. С. 180) и некоторые другие авторы. Сообщение Мовсеса! Каганкатваци в некоторых деталях расходится с данными Мискавейха (он, в частности, пишет, что русы были а сведения Ибн ал-Асира целиком восходят к данным Ибн Ми

1° Абу-л-Фарадж Григорийус Ибн ал-'Ибри ал-Малати (Бар Гебрей, Бар Эб рей, Barhebraeus, 1226-1286 гг.) — христианско-арабский и сирийский историк^ автор двух сочинений по истории — светской (см.: Бар Гебрей) и церковной. Си рийскую версию светской истории Бар Гебрей впоследствии в переработанное виде перевел на арабский язык под заглавием «Сокращенная история династий» («Та'рих мухтасар ад-дувал»; Ibn al-'Ibri. Ta'rih muhtasar ad-duval / A.Salihanii Beirut, 1890).

Бар Гебрей датирует поход 333 г.х. (944/45 г.), а вме­сто русов участниками похода называет славян, алан и лезгин.

Хотя в историографии до сих пор дискутируются отдельные связанные с походом на Берда'а (маршрут, которым ру­сы шли на Кавказ; состав участников похода; его точная дата), исследователи едины в том, что рассматриваемый поход корен­ным образом


отличался от предыдущих экспедиций русов на Ка­спий. В Берда'а грабительская политика сменилась на завоева­тельную, когда русы стремились обосноваться в захваченном го­роде, поставив его под свою власть (историографию см.: Поло- ной. 1961. С. 90-105).

Арабо-персидские авторы сообщают о походах русов не толь­ко на Каспий, но и в Испанию. Уже упоминавшийся выше араб­ский географ и историк IX в. ал-Йа'куби был автором географи­ческого труда «Книга стран» («Китаб ал-булдан»; см.: 1ЮА. Т. VII; Йа'куби/Вьет; Йа'куби/Жузе). Сочинение, сохранивше­еся в единственной рукописи, было закончено им ок. 891 г. По своему характеру оно стоит ближе всего к книгам типа админи­стративно-географических справочников, но в отличие от них вклю­чает много личных наблюдений автора, побывавшего в ряде стран халифата, в том числе в Закавказье.

Исследования различных частей сочинения ал-Йа'куби пока- что он сообщает большое количество сведений, неизвест­ных по другим источникам. К числу таких сведений относится фрагмент о набеге «огнепоклонниковназываемых

ац-русь, на испанский город Севилью в 229/843-844 г. (7А. С2. I. Б. 271). Разбору этого сообщения посвящена большая литература, начиная с Х.Д.Френа, первым обратившего внима­ние на данное известие (историографию см.: АГЛ. С. 153).

Упоминания о походах русов в ал-Андалус (Испанию) имеют­ся и у Ибн Хаукаля. Его сообщения о набегах русов в Испанию особенно интересны, поскольку Ибн Хаукаль хорошо знал мусуль­манскую Испанию по личным впечатлениям. Считая византий­цев главным врагом испанских Омейядов, Ибн Хаукаль пишет:

«И только иногда приходят к ним корабли русов, тюрок, славян и пе­ченегов, а это колено из колен тюрок, соседящих с землей хазар и бул­гар. Они [все] опустошают области ал-Андалус, а иногда возвращаются ни с чем» (ВОА. Т. И. Р. 78; Бейлис. 1969. С. 308).

По предположению В.М.Бейлиса, вполне возможно, что упо­минаемые Ибн Хаукалем славяне, печенеги и тюрки действова­ли не самостоятельно, а под руководством русов. Русы же, на­падавшие на испанские города, приходили не из Восточной Европы. Скорее всего, до Испании доходили те отряды русов, ко­торые служили наемниками в составе византийской армии и ствовали в средиземноморских морских экспедициях (Бейлис. 1969. С. 308).

О набегах русов и различных тюркских племен на Испанию пишет еще один автор X в. — ал-Мас'уди (Мас'уди. Т. I. С. 364-365; Т. П. С. 64).





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 543 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...