Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. Восточная Европа в сочинениях арабских астрономов IX в



Наиболее ранние географические сочинения на арабском языке, дошедшие до нас, относятся к жанру астрономической гео­графии. Основоположником этого направления в арабской гео­графии был ал-Хоризми.

Сведения о жизни Мухаммада ибн Мусы ал-Хоризми (иные написания — ал-Хорезми, ал-Хваризми, а1-Нш¥апгпп, а1- Khwarazmi) очень скудны. Его нисба (элемент собственного име­ни у арабов, обозначающий происхождение по племени, роду, го­роду, профессии или религии) говорит о том, что ученый был уро­женцем среднеазиатского Хорезма. Год его рождения точно неизвестен, по косвенным свидетельствам он приходится па 80-е годы VIII в. Дата смерти также определяется приблизи­тельно — после 846 г. Ал-Хоризми много лет провел в Багдаде, близко стоял к знаменитому «Дому мудрости», был придворным астрологом у халифов. Ал-Хоризми написал труды по целому ря­ду дисциплин — математике, астрономии, географии и истории, — не все из которых дошли до наших дней. Латинские переводы математических сочинений ал-Хоризми были хорошо известны и Европе начиная с XII в. По наименованию произведения ал- Хоризми «Книга ал-джабр» («Китаб ал-джабр») получил свое на­звание один из разделов математики — алгебра. Само имя ал- Хоризми — в его латинизированной форме А^опЙшшв — ста­ло математическим термином «алгоритм».

Сведения о Восточной Европе содержатся в географическом сочинении ал-Хоризми «Книга картины Земли» («Китаб сурат ал-ард»). Ал-Хоризми работал над ним на закате своей жизни, между 836 и 847 гг. К настоящему времени известна единствен­ная рукопись этого произведения, датированная 1037 г. и ныне хранящаяся в университетской библиотеке Страсбурга (см.: Хо- ризми; Сведения. С. 11-107).

Сочинение ал-Хоризми представляет собой собрание таблиц, в которых указаны, в порядке климатов, названия городов, гор, очертания береговых линий морей и островов, описание озер и те­чения рек. Название каждого географического объекта сопро­вождается указанием его координат в градусах и минутах. Нали­чие координат для каждого пункта позволяет рассматривать труд ал-Хоризми как руководство для составления карт или как текст к ним. Не случайно к рукописи сочинения приложены четыре кар­ты, которые в схематичной форме — без долгот и широт — пере­дают не дошедшие до нашего времени карты-оригиналы. Одна из сохранившихся карт содержит изображение Азовского моря (под названием ал-Батиха) с прилегающими территориями.


В значительной степени труд ал-Хоризми является перера­боткой «Географического руководства» Птолемея, обогащенной достижениями мусульманской географии. Современные ему дения ал-Хоризми приводит в основном для стран халифата и тех территорий, с которыми арабы имели политические и говые отношения, прежде всего — для областей Закавказья и Средней Азии. В описании же Восточной Европы значитель­ную часть составляет птолемеевский материал (см. илл. 6).

Сведения о странах и народах Восточной Европы ал-Хоризми приводит в составе описания шестого и седьмого климатов, а же особого раздела о землях, лежащих к северу от седьмого мата. Ал-Хоризми сохранил птолемеевы наименования различ­ных областей Восточной Европы, но переосмыслил их в свете временных ему данных. Как и Птолемей, ал-Хоризми называет две Сарматии, однако их разграничение он проводит по-иному, чем александрийский ученый. В пределах Европейской Сарматии ал-Хоризми поместил не алан, как Птолемей, а бурджан (дунай­ских болгар). Аланы же оказались у него в пределах птолемее­вой Азиатской Сарматии (Хоризми. С. 104—105; Сведения. С. 48). Ал-Хоризми знал также Крымский полуостров там же).

Гидрография, орография и топонимика Восточной Европы в «Кни­ге картины Земли» почти целиком восходит к Птолемею. Суще­ственные расхождения с материалом античной географии каса­ются только описания и изображения Азовского моря. Согласно ал-Хоризми, Азовское море не было связано с Черным морем; вме­сте с тем Азовское море сообщалось с северными морями посред­ством двух безымянных рек (Хоризми. С. 154-157; Сведения. С. 52—53). Из народов Восточной Европы ал-Хоризми упомина­ет хазар, алан, бурджан. О славянах говорится как о жителях мшшйи (Хоризми. С. 32, 104-105; Сведения. С. 40, 48), что со­ответствует «Великой Германии» Птолемея (Герцайа цеу&А.Т|).

Сочинение м-Хоризми послужило основой для дальнейших переработок. Одна из них появилась в первой половине X в. и на­бивалась «Книгой чудес семи климатов» («Китаб 'аджа'иб ал- жсалим ас-саб'а»). Об авторе этого произведения ничего не изве­стно. Сам же он называл себя Сухрабом, т.е. «беднейшим из лю­дей». Это прозвище, персидское по происхождению, исследова­телями прошлого века передавалось как Ибн Сарафийун или Ибн < 'сралион. Сочинение Сухраба сохранилось в единственной руко­писи XIV в. и было издано Мжиком в 1930 г. (см.: Сухраб; Све­дения. С. 109-126).

Так же как и сочинение ал-Хоризми, книга Сухраба состоит ни таблиц, где в порядке климатов приводятся названия различ­ных географических объектов и их координаты. Однако сведе­ния, взятые у ал-Хоризми, Сухраб подверг собственной перера- он иначе расположил материал, предпослал своей книге кнедение, а самое главное — значительно расширил информацию лл-Хоризми за счет современных ему арабских источников. I 4 частности, Сухраб вносит изменения в описание Азовского мо­ря, называемого им по имени прибрежного города Тирма. По оп­ределению Сухраба, «водоем Тирма» начинался «при соприкос­новении с морем» (Сухраб. С. 80; Сведения. С. 115).

Некоторые сведения о странах и народах Восточной Европы можно найти в произведениях выдающихся арабских астроно­мов ал-Фаргани и ал-Баттани.

0 жизни ал-Фаргани почти ничего не известно. По данным его сочинения и скудным упоминаниям о деятельности ученого в арабской литературе можно заключить, что ал-Фаргани, про­исходивший из Ферганы в Средней Азии, жил в первой полови­не IX в. Основным трудом ал-Фаргани является сочинение по ас­трономии, дошедшее до нашего времени во множестве списков и под различными названиями, наиболее принятым из которых является «Книга о небесных движениях и свод науки о звездах» («Китаб ал-харакат ас-самавийа ва джавами' 'илм ан-нуджум»)[1].

Арабский текст труда ал-Фаргани был издан голландским мате­матиком и арабистом Я.Голиусом (J.Golius) в Амстердаме еще в 1669 г. с параллельным латинским переводом (см.: Фаргани; Сведения. С. 127-139).

Книга ал-Фаргани представляет собой свод астрономичес­ких сведений, источники которых восходят преимущественно к гре­ческой школе Птолемея. Сочинение состоит из тридцати разде­лов, повествующих о всевозможных астрономических явлениях. В девятом разделе дается описание семи климатов ойкумены. Их характеристику ал-Фаргани ведет не с запада на восток, как бы­ло принято в арабских географических сочинениях, а наоборот — с востока на запад, в чем усматривают элементы ирано-индий­ского влияния. В шестом климате ал-Фаргани упоминает стра­ну хазар, в седьмом — страну славян (ас-сакалиба), а к северу от седьмого климата — страну алан (Фаргани. С. 38; Сведения, С. 130).

Еще один ранний арабский географ, ал-Баттани, родился ок. 858 г. в г. Харране, в семье сабиев — последователей древних месопотамских астральных культов. Сам ал-Баттани, хотя и но­сил прозвище ас-Саби', считал себя мусульманином. Почти всю жизнь он прожил в сирийском городе Ракке, где занимался ас­трономическими наблюдениями в местной обсерватории. Умер ал-Баттани в 929 г. Ал-Баттани написал несколько астрономи­ческих трактатов, из которых уцелел только один — «Книга са- биевских астрономических таблиц» («Китаб аз-зидж ас-Саби'»; см.: Баттани; Сведения. С. 140—151). При создании этого труда ал-Баттани опирался на материалы своего старшего современни­ка и земляка Сабита ибн Курра, произведение которого, в свою очередь, восходит к сирийским обработкам Птолемея и к книге ал-Хоризми. Сочинение ал-Баттани оказало большое влияние на развитие астрономии не только в мусульманских странах, но и в Европе, где результатами исследований ал-Баттани поль­зовались еще в XVIII в.[2]

Книга ал-Баттани содержит перечень координат для 273 ге­ографических объектов, которому автор предпослал обширное вве­дение теоретического характера. Особый интерес в этом введе- пии представляет шестая глава, где дается описание земли в це­лом, причем особенно подробно характеризуются моря, в том чис­ле Черное, Азовское, Каспийское (Баттани. С. 27; АГЛ. С. 103; введения. С. 144—145). В отличие от более ранних арабских географов, ал-Баттани неоднократно упоминает Дон под его ан­тичным названием Танаис (Там же).

Таким образом, в рамках арабской астрономической геогра­фии происходило творческое усвоение античных представлений о географии и этнографии Восточной Европы.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...