Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальные процессы



Как правило, раз­розненные действия редко могут привести к значительным соци­альным и культурным изменениям. Значительные со­циальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социаль­ных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Лю­ди перемещаются с места на место (миграция), совместно обучаются (учебный процесс), произ­водят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в по­литической борьбе, культурных преобразованиях и многих дру­гих социальных процессах.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позво­лила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов по способам социального взаимодействия: кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ас­симиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два дру­гих социальных процесса, которые проявляются только в груп­пах: поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация пpoиcxoдит из двух латинских слов: ко — вместе и операри — работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в боль­ших группах (в организациях, социальном слое или обществе). Кооперация в примитивных обществах обычно имеет тради­ционные формы и протекает без осознанного решения трудить­ся сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологи­ей создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонима­ние, согласованность действий, установление правил сотрудниче­ства. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей со­трудничать. Таким образом, главный смысл кооперации состоит в обоюдной пользе. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашать­ся с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга и в группах на работе. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, возможно, не приспособит­ся к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важ­на не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах – все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения ин­дивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Конкуренция — это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями и ресурсами, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, призна­тельность и другие ценности). Она может быть определена как борьба соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удов­летворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия точно так же, как соперни­чество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны оп­ределенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (на­пример, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом слу­чае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными прави­лами, которые фокусируют внимание на достижении и опереже­ИИ соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам; острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в ор­ганизации, где люди стремятся быть «первыми среди равных». В то же время в обществах с достигаемыми статусами кон­куренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни.

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление — это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней сре­ды. В той или иной степени процессы приспособления протека­ют непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внеш­ней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособле­ния могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в ко­тором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, ком­промисс, терпимость. Подчинение — обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или не­осознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм. Компромисс — форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых це­лей и способов их достижения. Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой си­туации, новым образцам культуры и новым ценностям. Напри­мер, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и ново­введений меняется. Мы уже не можем полностью принять моло­дежную культуру, однако можем и должны относиться к ней тер­пимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками.

Ассимиляцияэто процесс взаимного культурного проник­новения, через который личности и группы приходят к разделяе­мой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет воз­можности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факто­рам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Евро­пы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в пе­риод с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские ко­лонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний (малой Италии, малой Польши и т.д.) они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образ­цам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается и новоиспеченные американцы чувст­вуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилиро­валась в культуре крупной группы.

Амалъгамизациябиологическое смешивание двух или бо­лее этнических групп или народов, после чего они становятся од­ной группой или народом. Так, русская нация складывалась пу­тем биологического смешивания многих племен и народов (помо­ров, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Ра­совые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет из­меряться «чистотой крови». Например, в Центральной Америке или некоторых частях Южной Америки для обладания высоки­ми статусами необходимо испанское происхождение. Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гра­ницы между группами стираются и социальная структура боль­ше не зависит от «чистоты крови».

Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ ме­жду группами, уничтожении формального разделения, появлении общей идентификации членов группы.

Пограничные линии между социальными группами являются главным аспектом социальной жизни, и мы посвящаем мно­го времени и энергии их установлению, поддержанию и модификации. Национальные государства определяют свои террито­риальные границы и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их права на ограниченную территорию. Социальные группы без территориальных ограничений устанавливают со­циальные границы, которые отделяют их членов от всего осталь­ного общества. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон: «Если он не говорит на нашем языке, то он не может быть одним из нас». Уни­форма также способствует отделению членов группы от осталь­ных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими бе­лыми халатами. Иногда разделяющим символом могут быть от­личительные знаки (с их помощью отличаются, например, чле­ны индийских каст). Однако чаще всего у членов группы нет явной символической идентификации, они имеют только труд­ноуловимое и труднофиксируемое чувство «принадлежности», свя­занное с групповыми стандартами, которые отделяют ингруппу от всех остальных.

Группы не только нуждаются в установлении определенных границ, но и должны убедить своих членов в том, что они эти гра­ницы признают как важные и необходимые. Этноцентризм обыч­но развивает у индивида убеждение в преимуществе его группы и в недостатках других. Значительную роль в воспитании тако­го убеждения играет патриотизм, который говорит нам, что ос­лабление национального суверенитета путем интернационально­го соглашения может быть фатальным.

Создание системы связей определяется как процесс с помо­щью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система. Группы в современном обществе имеют систему внеш­них связей, состоящих, как правило, из множества элементов. Со­временная деревня связана с городом посредством обмена продук­тов растениеводства и животноводства на энергию, сельскохозяй­ственную технику и т.д. Деревня и город обмениваются челове­ческими ресурсами, информацией, участвуют в общественной жизни.

Ведущими процессами в современном мире являются также модернизация и глобализация. Понятием модернизация в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу -современному. То, что в отечественной историографии называют Новым временем, в большинстве европейских стран звучит как модернити, т.е. современность. Она датируется от середины 17 в. До середины 20 в. В переводе с английского модернизация означает осовременивание.

Наиболее полное определение модернизации дал в 1960-е годы Ш.Эйзенштадт: «Модернизация – это процесс поступательного развития общества в направлении той социально-экономической и политической системы, которая сформировалась в Западной Европе и Северной Америке в период с XVII по XIX век, затем распространилась на другие европейские страны, охватив в XIX и XX веках южноамериканский, азиатский и африканский континенты». М.Леви трактовал модернизацию как социальную революцию, заходящую столь далеко, насколько это возможно без разрушения самого общества.

Теория модернизации опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Некоторые специалисты полагают, что ее методологической основой выступает однолинейная теория Т. Парсонса, которая сводит эволюцию человеческого общества к поступательному движению от примитивного и архаичного состояния к современному, в основе которого лежит культура «модернити», которая основывается на следующих принципах: демократическая политическая система (гражданское общество и правовое государство), экономическая свобода (рыночные отношения), профессиональное мастерство и автономия личности (либерализм). Большинством сторонников новой социологической парадигмы формирование нового менталитета считалось чуть ли не единственным стержнем, на котором держится весь процесс модернизации. К примеру, Ф. Гарбисон полагал, что центральная задача модернизирующихся стран состоит в формировании человеческого капитала.

Глобализация – процесс формирования единого пространства, информационного, экономического, культурного, возрастающая всемирная интеграция рынков товаров, услуг и капитала, экономического, политического и социокультурного пространства мира.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 584 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...