![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
1. Понятие и сущность культуры
В социально-политическом и гуманитарном лексиконе современного общества трудно подобрать понятие, которое было бы столь универсально и употребляемо так часто, как слово «культура» и выражения с употреблением этого понятия.
Нет эпохи в истории человечества, народа, поколений, человека без культуры. Что же есть она? Дать строгое научное и в то же время универсальное определение культуры никому из специалистов, занимающихся теоретическими проблемами культуры, в том числе и социологам, не удавалось. В связи с этим существует огромное количество определений и характеристик культуры, данных ее исследователями как в нашей стране, так и за ее пределами.
Знатоки заявляют, что на сегодня сформулировано около 500 дефиниций культуры. Американские культурологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон проследили эволюцию понятия и дефиниции культуры. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г. в американской культурологии было дано всего семь определений культуры. С 1920г. по 1960 г. - уже более 160. Их они распределили по шести основным группам: нумерические, исторические, нормативные, психологические, структурные и генетические. Сегодня можно говорить об интенсификации процесса изучения культуры: в последние несколько десятилетий стало больше специалистов, занимающихся теоретическим осмыслением проблем культуры; разнообразнее стала тематика научных исследованиям по вопросам культуры; кроме того, глубже стало понимание обществом значимости культуры для своего развития и совершенствования.
Слово «культура» (лат. cultura) появилось более двух тысяч лет тому назад. Оно встречается в работе знаменитого римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские беседы» 45 года до н.э. Здесь древний римлянин говорит о философии как «культуре ума». Первоначальное же более широкое употребление «культуры» связано с трудом, активной, преобразующей деятельностью людей. Этимологически оно обозначало - «возделывать», «обрабатывать», то есть «обрабатывать землю», «возделывать почву». Позже к этому добавилось «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». У В.И. Даля в «Толковом словаре» «культура - это обработка и уход, возделывание; это образование - умственное и нравственное».По характеристике французского социолога Леви-Стросса, культура есть все то, что не относится к природе, что обладает подчеркнутым человеческим измерением.
Однако такая альтернативность природы и культуры недопустима, ибо эти два явления тесно связаны между собой, а натура обеспечивает, гарантирует существование культуры. Развитие современной цивилизации показывает, что, во-первых, «природное», существующее и функционирующее в обществе в самых разнообразных формах, включенное в орбиту активной жизнедеятельности человека и служащее его развитию, с полным основанием несет в себе культурное слагаемое. С позиций исторического развития общества культура в полном смысле слова начинается со времени вмешательства человека в природные процессы, с момента создания элементарных орудий труда, приспособлений с целью преобразовать натуру, подчинить ее себе.
Если осуществить некоторый анализ сказанного в литературе о культуре, то получится: культура - это определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития, в котором воплощаются и физические, и духовные качества человека. Культура - это все то, что создано человеком в процессе творчества, а также сам процесс творческого созидания. Это - способ жизни человека, необходимая среда обитания.
Значит, культура понимается как способ жизнедеятельности человека, процесс творчества и продукт творческой деятельности, то, что создано руками и разумом людей, необходимая среда обитания, осмысление человеком собственной практики и всего того, что дано природой, что существует естественно, само по себе. Такая характеристика культуры предполагает ее двоякое понимание: в широком смысле и узком.
В широком смысле культура - это совокупность способов и приемов человеческой деятельности, процесс активного созидательного воздействия человека на мир, творческого освоения мира человеком и одновременно результаты этого процесса (материальные и духовные ценности), становящиеся исходным пунктом дальнейшей предметно-практической и познавательной деятельности, социокультурные нормы, способы организации поведения и общения людей и социальных групп, передаваемые последующим поколениям.
Культура в узком смысле - это духовная культура (чаще всего «культура» используется в этом смысле) - человеческая деятельность по духовному освоению мира, производству и воспроизводству сознания людей. Она включает образование и науку, нравственность и эстетическую культуру, политическую и правовую культуру, обычаи, традиции, язык, культуру чувств.
Культура снабжает человека системой социальных «указателей» - запретов, разрешений, поощрений, императивов. Такие указатели - это социальные, культурные, моральные нормы (эталоны, обычаи, нравы, законы), ценности, язык, символы.
Нормы (социальные) - это правила поведения людей в обществе, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между индивидами, группами, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных жизненных ситуациях. Социальные нормы, или нормативная система, через традиции, обычаи определяют границы возможного или должного поведения, служат ориентирами при социализации, выборе социально одобряемого поведения. Они одновременно являются и средствами контроля за этим поведением.
Ценности - основа и фундамент всякой культуры: это общие ориентиры, представления, разделяемые большей частью общества, по вопросу о том, что желательно, правильно, полезно. Ценности не есть нечто статичное. Они изменяются от поколения к поколению (имеют конкретно-исторический смысл и содержание), но всегда выступают регуляторами человеческих отношений, стремлений и поступков. Ценности имеют структуру, элементами которой выступают оценка социальных явлений с точки зрения присущих ценностям критериев (экономических, политических, эстетических, моральных и др.); цели, сообщающие о том, что должно быть, к чему следует стремиться; средства, с помощью которых можно достичь желаемого; требования в виде пожелания, чтобы нечто было осуществлено.
Символы - действия, объекты, условные знаки, воспринимаемые обществом как эквивалент чего-то другого; символы обозначают разные явления, одинаково понимаемые разными людьми.
Создавая продукты материальной или духовной культуры, люди опредмечивают в них самих себя, причем не только свою общественную сущность, но в той или иной мере свою индивидуальность.
Как отмечалось, культура - явление историческое. Ее формируют, развивают и совершенствуют поколения, живущие в определенных социальных условиях, в определенное историческое время. При этом они овладевают, прежде всего, той культурой, которая в непрерывных стараниях поколений уже создана до них, и тем самым осваивают социальный (культурный) опыт, накопленный в глубинах веков их предшественниками. Культура связывает поколения. Исторические связи культуры называются диахронными.
Накопление опыта и ценностей, их количество и качество, характер и эффективность их усвоения и заимствования у разных народов и поколений разные. Зависит это от многих факторов: от базового «трамплина» культуры, от природно-климатических условий, особенностей исторического развития народов, специфики сформировавшихся ценностей, традиций, социальных институтов и отношений, формирующих психический склад народа (общностей), его характер, темперамент, мироощущение, восприятие.
Освоение культуры - социально значимый процесс. Оно предполагает активную (возможна и пассивная) включенность субъектов культуры в этот процесс освоения. Активность может быть как добровольной (чаще всего), так и принудительной, даже в том случае, когда речь идет о приобщении к непривычным для данного общества нормам поведения.
Культура - внутренне противоречивая, антиномичная система. Противоречивость ее выражается в ряде моментов:
- в опредмечивании и распредмечивании духовного богатства личности;
- в социализации и индивидуализации личности, социальных групп средствами культуры;
- в существовании общечеловеческого и национального в культуре.
Культура со времени образования этносов носит национальный характер, ибо каждый народ обладает своей неповторимой культурой (языком, музыкой, танцами, литературой, традициями, религией, архитектурой, живописью).
Взаимодействие народов (этносов), социальных (национальных) групп таково, что о достоинстве, поведении других народов, групп отдельные (конкретные) народы и группы судят, исходя из норм собственной культуры. При этом вторые обычно уверены, что их обычаи, традиции, культурные ценности лучше других, они составляют своеобразный центр культуры, хотя допускают, что некоторые традиции, обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней, американский социолог У. самнер называл этноцентризмом. Он проявляется в семьях, братствах, церквях, племенах, нациях, школах, бизнесе и т.д. Обычно этноцентризм присущ всем обществам: люди склонны переоценивать собственные организации и недооценивать все другие. Этноцентризм, с одной стороны, укрепляет чувство единства людей определенной национальности, с другой - отдаляет людей друг от друга, усиливая противопоставление народов, культур.
Культура несет в себе значительный общечеловеческий слой, так как жизнь, деятельность человека требует использования совокупного социального опыта, накопленного всеми народами, всем человечеством. Общечеловеческая (мировая) культура не есть простое механическое слияние национальных культур, а представляет собой синтез лучших достижений национальных культур, каждая из которых обладает собственной спецификой, а также культур разных эпох и цивилизаций, разных социальных, демографических групп, разных культурных ойкумен.
В связи с рассмотрением вопроса о диалектике национального и интернационального в культуре в социологии употребляется понятие культурного релятивизма.
Культурный релятивизм - подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять поведения, мотивов и ценностей других групп, если они, первые, анализируют поведение, мотивы и ценности вторых только в свете своей собственной культуры, только с точки зрения этноцентризма.
Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.
Синонимом понятия «культура» для обозначения определенного качества, уровня развития выступает понятие «цивилизация».
Несмотря на синонимичность понятий «культура» и «цивилизация», между ними имеются определенные различия. Они начинаются с происхождения слов. «Культура», как отмечалось, вбирает в себя воспитанность, образованность, развитость, почитание, возделывание, а «цивилизационный» означает гражданский, государственный.
2. Типы и виды культуры
Культура - сложная, в структурном отношении многогранная, многоуровневая сфера жизни общества. При структурировании культуры следует выделить ряд показателей. Прежде всего, у культуры всегда есть носитель-субъект. По этому признаку культура подразделяется:
• на культуру человечества (мировую), национальную, культуру той или иной социальной общности (классовую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную и пр.), культуру малых групп (первичный коллектив, семья), культуру личности;
• на культуру народную (непрофессиональную) и профессиональную («ученую»).
По характеру культуру обычно делят на общую и ту, которую представляют люди, субъекты определенных профессий. Общая культура включает те требования, которые предъявляет общество к культуре каждого гражданина независимо от его рода занятий. Чаще всего ими выступают элементарные нормы нравственности, которые выработали народы независимо друг от друга и которые находят отражение в крупнейших - мировых и национальных - религиях и источниках их вероучений - Библии, Коране, Талмуде и пр.
Культура профессионально занятых людей (культура учителя, врача, агронома, юриста, инженера) связана с основным родом деятельности человека и опирается не только на знания и навыки, которые индивид получает, приобретая профессию, но и на общую культуру. И чем выше их уровень, тем качественнее профессиональная культура. Ее нельзя сводить, как иногда неуклюже это делается, к соблюдению норм этикета. Вопрос значительно фундаментальнее и глубже.
Особое место в структуре культуры занимает культура личности, ибо все социальные общности и малые группы формируются из совокупности отдельных личностей. Поэтому уровень, характер, качество культуры людей обеспечивают состояние групповой, общностной культуры. И наоборот, в обыденном сознании культура чаще всего сливается с культурностью, то есть духовно-нравственным достоянием личности. На сегодняшний день нет абсолютного критерия культурности личности и вряд ли когда-либо возможен. Однако наиболее ценимыми качествами культурного человека являются сознательность, организованность, ответственность, надежность, внутренняя убежденность и последовательность в поступках, неподкупность, эрудиция, скромность, аккуратность, отзывчивость, вежливость, доброта, справедливость.
Итак, цепь субъектов-носителей культуры как субъектов деятельности, выглядит так: человек (индивид, личность) - малая группа - социальные институты, организации, объединения - классы (другие субъекты социального расслоения) - этносы (народы) - страны - государства, региональные сообщества - человечество как родовой субъект.
Народная (непрофессиональная) культура включает народное миросозерцание и миропонимание, прикладные эмпирические знания в области производства, народную культуру быта, народную медицину, педагогику, этику, народное искусство. Многие ее элементы получили название «фольклорная» культура (нередко народную культуру называют «традиционной культурой»). Эта культура создается народными массами и неотделима от труда и быта народа, условий его проживания. Ее авторство анонимно. Здесь возможны варианты, обусловленные особенностью региона, традициями. Так, одна и та же национальная сказка, к примеру, имеет свои особенности на севере страны, в центре и на юге.
Профессиональная культура создается специалистами. На протяжении долгого времени (в классовых обществах) она создавалась представителями господствующих классов или людьми, специально привлеченными ими. Деятели этой культуры имеют особую (профессиональную) подготовку, прошли то или иное обучение и работают в области культуры. Произведения профессионалов имеют автора, официально фиксируются и сохраняют тот вид, в каком первоначально были созданы. Правда, когда они приобретают особую популярность, в массовом порядке исполняются (например, песни), то их авторство может оказаться неактуальным, может «потеряться», тем более если авторская культура в широких масштабах использует традиционные народные мотивы и приемы.
Культура делится на определенные виды, роды, типы. Основанием для такого деления выступает многообразие человеческой деятельности. Прежде всего следует выделить материальную культуру и культуру духовную, которые в реальной жизни тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимопроникают друг в друга.
В материальную культуру входят: а) культура труда и материального производства; б) культура быта; в) культура места жительства (жилища, дома, деревни, города) - топосы; г) культура отношения к собственному телу; д) физическая культура.
Особенностью материальной культуры является то, что она не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.
Духовная культура, как отчасти уже было показано, - многослойное образование. Она включает познавательную (интеллектуальную) культуру, нравственную, художественную, правовую, религиозную, педагогическую.
Народные традиции, обычаи, обряды, имеющие тысячелетнюю историю, следует относить и к материальной, и к духовной культуре, ибо они пронизывают ту и другую, и предпочтения совершенно неуместны.
Кроме того, есть ряд видов культуры, которые нельзя причислять только к материальной или только к духовной. Они представляют собой своеобразное «вертикальное» сечение культуры, пронизывающее всю ее систему. Это культуры: экономическая, политическая, экологическая, эстетическая. Тем самым обеспечивается (условно) как горизонтальный (плоскостной), так и вертикальный срезы культуры.
По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на прогрессивную и реакционную. Культура как явление формирующее человека, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную.
При характеристике типов культуры следует говорить о горизонтальной тнпологизации культуры и вертикальной. С точки зрения горизонтальной типологизации выделяют типы культур: цивилизационные, региональные, этнические, национальные, локальные.
При характеристике вертикальной типологизации культуры следует говорить о доминирующей культуре, субкультуре, контркультуре. Попытаемся охарактеризовать каждую из них. Доминирующая культура - это совокупность основных элементов культуры, символов, верований, традиций. обычаев, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Субкультура - часть общей культуры (тесно связанной с доминирующей культурой), система ценностей, традиций, обычаев, которые присущи определенной (большой) социальной группе. Социальные группы вырабатывают свои собственные символы, ценности и образцы поведения, которые, как правило, не разделяются всеми людьми данного общества. Различают национальную (национальных меньшинств), конфессиональную (религиозную), профессиональную, молодежную культуру, субкультуру правящей элиты, субкультуру социальных низов. Своя субкультура у наркоманов, бомжей, алкоголиков, глухонемых, одиноких, спортсменов и др. Например, молодежная субкультура складывается на основе общих символов, норм, одежды, образцов, языка, ценностей, вытекающих из возрастных, социальных и психологических черт молодых людей, их социально-экономического положения.
Контркультура - такая субкультура (нормы, ценности, образ жизни), которая находится в противоречии с нормами и правилами поведения более крупного сообщества людей, общества в целом или в конфликте с господствующими ценностями, доминирующей культурой.
Следует также сказать о таких культурах, как массовая и элитарная.
Массовая культура - явление культуры XIX - XX вв., порожденное явлениями” массового общества” - индустриализацией, научно-технической революцией, массовой миграцией населения и урбанизацией, разрушением локальных общностей и размыванием территориальных и социальных границ, распространением грамотности, расширением демократических институтов, широким вхождением трудящихся слоев в гражданскую жизнь и пр.
Массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанного на массовое потребление. Это - культура повседневной жизни, предназначенная для восприятия массовым сознанием с помощью средств массовой информации (радио, телевидение, грамзапись, магнитофон), которые проникают в самые широкие слои и самые удаленные уголки. У нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие; может быть национальной и интернациональной.
Массовую культуру нередко называют поп-культурой, или культурой поп-арт (популярное искусство). Разновидность массовой культуры - китч (от нем. «халтура», удешевленное) - специфическое «культурное» явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры: синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.
Элитарная культура - культура, создаваемая привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными мастерами.Она - высокая культура - включает изящное искусство, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу; трудна для понимания для неподготовленной аудитории или для отдельного неподготовленного человека. Как правило, круг ее потребителей - критики, искусствоведы, литературоведы, музыканты, писатели, художники, завсегдатаи музеев, выставок, театралы.
3. Функции культуры
В процессе накопления исторического опыта, знаний, навыков, многообразных ценностей культура начала выполнять (и выполняет) следующие функции.
1. Функция социализации (или человекотворения, гуманистическая). Процесс социализации заключается в усвоении человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать, творить в качестве полноправного члена общества. Благодаря средствам культуры, как отмечалось, происходит и социализация, и индивидуализация личности.
2. Познавательная (или гносеологическая) функция. Эта функция находит свое выражение, прежде всего, в науке, научном поиске. У познавательной функции культуры двойная направленность. С одной стороны, она направлена на систематизацию знаний и раскрытие природы и общества, с другой - на познание человеком самого себя.
3. Социальная функция. Данная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта новым поколениям. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств (языка, книг, техники, эстетических ценностей), как только через культуру.
4. Функция приспособления к среде. Эта функция может считаться самой древней и едва ли не единственной общей для человека и животных, хотя в отличие от последних, у которых нет никакой культуры, человек в деле защиты от стихийных сил пошел неизмеримо дальше. Он научился и вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств - природным и социальным.
5. Знаковая (семиотическая) функция. Культура представляет собой определенную знаковую систему. Овладение культурой невозможно без изучения ее знаковых систем. Знаковая функция нераздельно связана с нормативной функцией. Носителями этой функции выступают, главным образом, словесный язык, специфические «языки» искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также языки науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. Знаковая функция культуры называется также сигнификативной (означающей, приписывающей значения). Важнейшие условные знаки человеческой культуры - слова. Предметы и явления отнюдь не всегда подчиняются воле человека, манипулированию ими. А слова - знаки, которыми мы их обозначаем, - подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, манипулировать гораздо легче, чем с самими явлениями.
6. Регулятивная (или нормативная) функция. Проявляется в существовании систем норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их общественной и личной жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Регулятивная функция культуры осуществляется на целом ряде уровней: нравственном, правовом, бытовом и пр. Высшими нормами регуляции поведения людей являются нормы морали. Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Уровнем, где проявляется нормативная сторона культуры преимущественно на бытовом уровне, являются обычаи и обряды. Регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, общении с другими людьми, в отношении к природе.
7. Социально-интегративная функция. Эта функция состоит в объединении людей в социальные общности, социальные группы, слои, сословия, касты, этносы и т.д.
8. Оценочная (аксиологичсская) функция. Она выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?». На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их «полезности» или «вредности» для выживания грядущих поколений.
9. Функция разграничения и интеграции человеческих групп. В реальной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, сколько своими культурнопсихологическими особенностями. Поэтому культура выступает как фактор разграничения между сравнительно небольшими, а порой и весьма значительными человеческими группами.
10. Коммуникативная функция. Благодаря культуре люди вступают в общение друг с другом, находят общие интересы и взаимопонимание.
11. Критериальная функция. Она состоит в сравнении развитости, степени совершенства социальных институтов, отдельных индивидов и общества в целом.
12. Этническая (этноинтегрирующая) функция. Если лишить этнос внутренних культурных связей, он неизбежно разрушится.
Таким образом, культура как многофакторное, полифункциональное социальное явление выступает показателем духовности человека, его внутренней свободы, самостоятельности его взглядов, оценок, суждений
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 811 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!