Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пьер Ферма



“Пьер, сын Доминика Ферма, буржуа и второго консулата города Бомона, крещен 20 августа 1601 г. Крестный отец – Пьер Ферма, купец и брат названного Доминика, крестная мать – Жанна Казнюв, и я”. Подпись отсутствует, но предыдущая запись подписана: “Дюма, викарий”. Этот документ искали полтора века и обнаружили лишь в 1846 г. благодаря усилиям адвоката Топиака. До этого считалось, что Ферма родился и умер в Тулузе, где 34 (!) года исправно служил чиновником кассационной палаты Тулузского парламента. Маленький городок Бомон на левом берегу Гаронны вблизи Монтабане-на-Тарне (во Франции более 30 Бомонов) и все его пять тысяч жителей по сей день не в силах осознать значимость находки дотошного адвоката. Здесь родился великий Ферма, последний математик-алхимик, решавший праздные задачи грядущих столетий, тишайший судейский крючок, лукавый сфинкс, замучивший человечество своими загадками, осторожный и благонравный чинуша, подтасовщик, интриган, домосед, завистник, гениальный компилятор, один из четырех титанов математики нового времени.

Интерес к математике обозначился у Ферма как-то неожиданно и в достаточно зрелом возрасте. В 1629 г. в его руки попадает латинский перевод работы Паппа, содержащий краткую сводку результатов Аполлония о свойствах конических сечений. Ферма, полиглот, знаток права и античной филологии, вдруг задается целью полностью восстановить ход рассуждений знаменитого ученого. С таким же успехом современный адвокат может попытаться самостоятельно воспроизвести все доказательства в монографии по алгебраической топологии. Однако, немыслимое предприятие увенчивается успехом. Более того, вникая в геометрические построения древних, он совершает удивительное открытие: для нахождения максимумов и минимумов площадей фигур не нужны хитроумные чертежи. Всегда можно составить и решить некое простое алгебраическое уравнение, корни которого определяют экстремум. Он придумал алгоритм, который станет основой дифференциального исчисления. В обрывках писем, в незавершенных рукописях сквозь громоздкие вербальные обозначения на латыни отчетливо проступает нечто мучительно знакомое:

.

Он быстро продвинулся дальше. Он нашел достаточные условия существования максимумов, научился определять точки перегиба, провел касательные ко всем известным кривым второго и третьего порядка. Еще несколько лет, и он находит новый чисто алгебраический метод нахождения квадратур для парабол и гипербол произвольного порядка (то есть интегралов от функций вида yp = Cxq и ypxq = С), вычисляет площади, объемы, моменты инерции тел вращения. Это был настоящий прорыв. Чувствуя это, Ферма начинает искать общения с математическими авторитетами того времени. Он уверен в себе и жаждет признания.

В трудах древних, с их культом чертежа, мы находим удивительно мало исследований по теории чисел. Евклид отмечает кое-какие правила делимости и доказывает бесконечность множества простых чисел. Можно также припомнить cribrum Eratosthenis (решето Эратосфена) – метод выделения простых чисел из натурального ряда. Вот, пожалуй, и все. Особняком стоят сочинения Диофанта (III век до н. э.), который рассматривал задачи о представлении чисел и решал неопределенные уравнения в целых числах. Из тринадцати книг его “Арифметики” до наших дней дошло лишь шесть. В Европе переводы сочинений Диофанта на латинский и французский языки появились лишь в начале XVII в. Баше де Мезириак в 1621 г. издал перевод “Арифметики” с собственными подробными комментариями и дополнениями. Именно это издание, попавшись в руки Ферма, сыграет выдающуюся роль в истории математики.

Ферма внимательнейшим образом штудирует “Арифметику” и помещает на полях книги 46 замечаний к тексту. Кроме этих пометок, положения из теории чисел (в основном без доказательств) рассеяны в письмах Ферма. Этого вполне хватило для возникновения нового направления в математике. После смерти Ферма его сын Самюэль издал в 1670 г. принадлежащий отцу экземпляр “Арифметики” под названием “Шесть книг арифметики александрийца Диофанта с комментариями Л. Г. Баше и замечаниями П. де Ферма, тулузского сенатора”. В книгу были включены также некоторые письма Декарта и полный текст сочинения Жака де Бильи “Новое открытие в искусстве анализа”, написанное на основе писем Ферма. Издание имело невероятный успех. Перед изумленными специалистами открылся невиданный яркий мир. Неожиданность, а главное доступность, демократичность теоретико-числовых результатов Ферма породили массу подражаний. В то время мало кто понимал, как вычисляется площадь параболы, но каждый школяр мог осознать формулировку Великой теоремы Ферма. Началась настоящая охота за неизвестными и утерянными письмами ученого. До конца XVII в. было издано и переиздано каждое найденное его слово. Но бурная история развития идей Ферма только начиналась.

В последствии Ферма объяснит свое увлечение числами в письме английским математикам Дигби и Броункеру. Это письмо имеет специальный подзаголовок: “Второй вызов Ферма математикам”. Ферма пишет: “Едва ли кто-нибудь может предложить или даже понять чисто арифметические задачи. Ибо разве Арифметика не толковалась скорее геометрически, чем арифметически. Это подтверждает большинство трудов древних и новых авторов; подтверждают это и труды самого Диофанта. Он несколько более других отдалился от геометрии, когда начал излагать Аналитику в рациональных числах; однако и эта часть не совсем лишена геометрии, что вполне доказали книги Виета “Зететика”, где метод Диофанта переносится на непрерывные величины, а значит, и на геометрию.... Лишь я, словно идущий впереди факелоносец, предлагаю вам для доказательства или построения следующую теорему или задачу. Если вы ее решите, то поймете, что задачи такого рода ни тонкостью, ни трудностью, ни способом доказательства не уступают знаменитейшим проблемам геометрии”.

Ферма, изучая труды Диофанта, сделал свои заметки на полях, среди которых можно найти «великую» теорему Ферма о том, что уравнение невозможно при целых положительных значениях x, y, z, если n > 2. В 1847г Куммера это привело к теории идеальных чисел.

В другой заметке на этих полях Ферма утверждает, что простое число вида 4n+1 может быть единственным образом представлена как сумма двух квадратов. Эту теорему позже доказал Эйлер.

Еще одна «Теорема Ферма», которая утверждает, что а р – 1 – 1 делится на р, р – простое число и а не делится на р, высказана в письме от 1640г.

Ферма был также 1ым, кто утверждал, что уравнение (А – целое и не квадрат) имеет сколько угодно целых решений.

Ферма и Паскаль стали основателями математической теории вероятностей.

Вопрос о представлении чисел в виде суммы 2х квадратов исчерпывается следующим утверждением: натуральное число представлено виде суммы целых чисел т.и т.т., когда все простые сомножители вида 4к + 3 входят в разложение этого числа на простые сомножители с четными показателями.

Идеи аналитической геометрии, т.е. введение прямолинейных координат и приложения к геометрии алгебраических методов, сосредоточены в небольшом сочинении Ферма «Введение в теорию плоских и пространственных мест», ставшем известным с 1636г., но напечатанном вместе с другими сочинениями в 1679г. исходным пунктами этой работы явились сочинения древних, особенно Аполлония, по изучению геометрических мест.

Те геометрические места, которые представлялись прямыми или окружностями, назывались плоскими, а представляемые коническими сечениями – пространственными. Задачей Ферма в этом сочинении было показать, что уравнениям 1ой степени соответствуют прямые, а коническим сечениям – уравнения 2ой степени.

Метод координат выводится так же, как у Декарта: задается одна ось – ось абсцисс, на ней откладывается от выбранного начала отрезки, соответствующие значениям одной переменной. Значения другой переменной, тоже изображаемые отрезками, восстанавливаются из конца 1го отрезка под выбранным для данной задачи углом (чаще всего прямым). Затем Ферма выводит уравнения прямой, окружности и всех конических сечений.

Вначале он доказывает, что уравнение прямой, проходящей через начальные координаты, будет иметь вид ax = by. Затем последовательно выводятся: уравнения окружности в прямоугольной системе координат с центром в начале координат, гиперболы, параболы и эллипса, в случае, когда осями будет сопряженные диаметры.

Ферма также рассматривают задачу и с другой стороны – он исследует общие виды уравнений 1й и 2й степени, преобразованием координат (перенос начала и поворот оси) приводит их к каноническим формам.

Например, пусть дано уравнение . Перепишем .

Выберем новые оси: x+y=0, x=0. новые координаты будут: . По Аполлонию, эта кривая – эллипс, отнесенный к сопряженным диаметрам.

Изучение пространственных геометрических мест Ферма проводил путем изучения пересечений поверхностей плоскостями. Однако пространственные координаты у него отсутствуют, а аналитическая геометрия в пространстве остается незавершенной.

«Введения» Ферма не сказали на математику столь значительного влияния, как декартовая «геометрия», т.к. напечатано очень поздно, и было изложено затруднительным для понимания языком алгебры Виета.

Начиная с конца XVII в. началась невиданная по своей напряженности гонка за доказательством “Великой теоремы Ферма”. Обманчивая простота формулировки теоремы обрекла тысячи поклонников математики на бесплодные поиски доказательства или опровержения теоремы. Более ста лет никому из ученых не удавалось продвинуться вперед даже при рассмотрении частных случаев конкретных значений показателя n.

КОШИ Огюстен Луи (Cauchi Augustin Louis 1789-1857)

Процесс перестройки оснований математического анализа на базе теории пределов отчетливо проявился в 20-х годах XIX в., прежде всего в знаменитых лекциях О. Коши, которые он читал в Политехнической школе в Париже.

Научная продуктивность Коши была исключительной. Биографы насчитывают 789 опубликованных им работ. Наибольшее их число относится к различным областям математического анализа и его приложений. В последующем мы будем иметь возможность осветить вклад Коши в теорию функций комплексного переменного, систематическое построение которой является в значительной степени делом его рук.

Коши окончил в 1807 г. Политехническую школу в Париже. Это учебное заведение, открытое в 1794 г., во время великой французской буржуазной революции для полготовки военных инженеров, сделалось впоследствии основным источником пополнения руководящих инженерных кадров страны. В течение двух лет питомцы Политехнической школы получали основательную подготовку по математике, механике и черчению. Затем их направляли для приобретения специальных инженерных знаний на два года в одно из четырех учебных заведений: Институт путей сообщения, Горный институт и в высшие военные училища: инженерное и артиллерийское. Лучшие из оканчивающих имели право выбора. Как правило, они попадали в первый из упомянутых институтов, пользовавшийся наиболее высокой репутацией. Дальнейшее распределение по институтам также происходило в соответствии с учебными успехами. Коши учился в Институте путей сообщения, а затем (до 1813 г.) работал инженером.

С 1816 г. Коши был назначен членом Академии и профессором Политехнической школы, где работал вместе с другими лучшими математиками Франции. Однако с 1830 до 1838 г. Коши вынужден был находиться в эмиграции в силу своих религиозно-монархических убеждений и оппозиции республиканскому строю. По возвращении во Францию он преподавал в иезуитском колледже и только в 1848 г. стал профессором Сорбонны – Парижского университета.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 634 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...